УДК 332.14
трансформация структурно-инвестиционной политики как
фактор модернизации легкой промышленности: региональный аспект
а. н. ГОРШКОВА,, соискатель кафедры мировой и региональной экономики E-mail: gorshkova_anna_n@mail. ru Волгоградский государственный университет
В статье раскрываются основные тенденции, характеризующие современное состояние легкой промышленности как в России в целом, так и с учетом региональной специфики на примере Ростовской области. Предлагается комплекс мер модернизаци-онного характера в области структурно-инвестиционной политики государства по поддержке предприятий легкой промышленности с учетом внутренних и внешних угроз и возможностей.
Ключевые слова: легкая промышленность, структурно-инвестиционная политика, регион, эффективность, трансформация, развитие.
Промышленный комплекс является ключевым в национальной хозяйственной системе и вносит значительный вклад в валовой внутренний продукт (ВВП). Легкая промышленность - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны.
Для России характерно крайне неравномерное развитие видов экономической деятельности. Неравномерность государственной поддержки и инвестиционных потоков усиливает перекосы в структуре национального хозяйства. По данным Росстата, доля добывающих секторов промышленности в структуре ВВП России за время проведения структурно-инвестиционной политики в экономике
страны возросла с 6,6 % в 1991 г. до 9 % в 2011 г. В начале 1990-х гг. на долю обрабатывающих производств в структуре ВВП приходилось 35 % добавленной стоимости, в 2002 г. - 15 %, а в 2011 г. ее доля сократилась до 13,6 % (табл. 1) [22]. Сформированные макроэкономические диспропорции, которые проявляются в неравномерном развитии видов экономической деятельности, за весь период проведения реформ резко усилились. В свою очередь сформированная разбалансированность экономики провоцирует начало процессов деиндустриализации в России.
Одной из важнейших особенностей современной российской экономики является крайне низкий уровень развития видов экономической деятельности по производству высококачественных потребительских товаров. Поэтому особую актуальность приобретает необходимость решения проблемы удовлетворения спроса на продукцию потребительского сектора экономики товарами отечественного производства.
Структура национальной экономики России зависит от состояния экономик субъектов Федерации, поэтому целесообразно рассматривать причины, препятствующие оптимизации структур экономик регионов и мер, способствующих увеличению доли обрабатывающих производств в валовом региональном продукте (ВРП).
Специфику Ростовской области определяет сложившаяся структура промышленного произ-
РЕгионАльнАяэкономикА: теория и практика
41
Таблица 1
Вклад основных видов экономической деятельности в ВВП России в 2002-2011 гг., в % к итогу [1]
Вид экономической деятельности 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Сельское хозяйство, охота и лесное 5,3 5,1 4,5 4,0 3,6 3,6 3,6 3,9 3,3 3,4
хозяйство
Добыча полезных ископаемых 5,9 5,8 8,3 9,6 9,3 8,6 8,0 7,4 8,5 9,1
Обрабатывающие производства 15,1 14,4 15,2 15,7 15,3 15,1 14,9 12,9 12,9 13,6
Производство и распределение 3,2 3,1 3,2 2,8 2,7 2,6 2,5 3,6 3,3 3,2
электроэнергии, газа и воды
Строительство 4,7 5,3 5,0 4,6 4,5 4,9 5,4 5,4 5,8 5,5
Транспорт и связь 9,0 9,4 9,6 8,8 8,4 8,3 7,9 8,4 8,3 7,5
Финансовая деятельность 2,6 2,9 2,8 3,2 3,6 3,8 3,7 4,4 3,9 3,6
Прочие виды экономической 54,2 54 51,4 51,3 52,6 53,1 54 54 54 54,1
деятельности
водства, заметно отличающаяся от российской: на долю обрабатывающих производств приходится 20 % ВРП (превышает общероссийский в 1,5 раза); на долю сельского хозяйства - 13,2 % (превышает общероссийский в 4 раза); доля добычи полезных ископаемых составляет 1 % (ниже общероссийского в 9 раз) (табл. 2).
В соответствии со Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 24.09.2009 № 853, легкая промышленность является «важнейшим многопрофильным и инновационно привлекательным сектором экономики, обеспечивающим укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы» [19]. Легкая промышленность в состоянии обеспечить решение целого ряда социальных вопросов, таких как повышение занятости населения, становление и развитие малого и среднего бизнеса и т. д.
В Ростовской области доля текстильного и швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производство обуви в общем объеме
Вклад основных видов эконо Ростовской области в 20(
отгруженной продукции обрабатывающих сектров в январе-декабре 2011 г. составила 5,4 % [18], что в 1,4 раза превысило объем 2009 г. [21]. В настоящее время доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства Ростовской области в среднем составляет 4 %, что значительно выше, чем в целом по стране [12], но значительно ниже показателя 1980 г. (на долю легкой промышленности приходилось 10 % прибыли, получаемой индустрией области, и 11 % общего объема промышленного производства) [8].
Для определения причин низкого долевого процента легкой промышленности в общем объеме производства Ростовской области необходимо провести анализ ее общего состояния и факторов, сдерживающих ее развитие. Целью данного исследования являются выявление предприятий - лидеров в Ростовской области, определение проблем развития, стоящих перед предприятиями области, и определение степени эффективности проводимой структурно-инвестиционной политики в регионе и в Российской Федерации в целом.
Эффективное функционирование вида экономической деятельности в основном определяет рынок товаров конечного спроса. Согласно струк-
Таблица 2
ической деятельности в ВРП ¡-2011 гг., в % к итогу [20]
Вид экономической деятельности 2006 2007 2008 2009 2011
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 11,4 10,8 12,3 11,3 13,2
Добыча полезных ископаемых 1,3 1,2 1,7 0,9 1
Обрабатывающие производства 18,4 20,8 20,7 18,0 20
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,7 4,0 3,9 4,4 5,9
Строительство 7,7 8,6 9,1 8,2 7,9
Транспорт и связь 10,0 9,4 9,5 10,8 10,3
Финансовая деятельность 0,7 0,6 0,4 0,5 0,2
Прочие виды экономической деятельности 45,9 44,6 42,4 45,9 41,5
туре потребительских расходов населения России в 2010-2011 гг. на долю непродовольственных товаров приходилось порядка 36 %, при этом доля расходов на приобретение одежды, белья, трикотажных изделий, обуви, меха и меховых изделий составила 10 %. В западноевропейских странах, а также в США данный показатель находится на уровне 5-8 % [2].
Динамика объема продаж одежды и обуви в России в 2005-2011 гг., а также прогноз на 2013 г. показаны на рис. 1.
В настоящее время российский рынок одежды характеризуется как ненасыщенный, объем которого в 2010 г. составил 56 млрд долл., в 2009 г. - 40 млрд долл., его докризисный объем составлял 45 млрд долл. [6]. Согласно данным исследовательского агентства РМЯ., средний темп роста объема российского рынка одежды и обуви в ближайшие несколько лет составит около 10 % в год в основном за счет роста среднеценового сегмента. В соответствии с категориями покупателей российский рынок сегментирован на 3 базовые группы товаров по ценовым характеристикам: низкий (65 %), средний (33 %) и премиум-класс (2 %). Согласно маркетинговому исследованию, проведенному консалтинговой компанией «АМИКО», основными потребителями одежды и обуви являются женщины, по разным оценкам их доля в структуре спроса в 2010 г. составила 55 % [3]. Мужская одежда и обувь в структуре спроса составляют 30 %. Самый низкий долевой процент приходится на сегмент детской одежды (15 %), однако данный сегмент характеризуется самой низкой степенью зависимости от фактора моды, что делает его очень привлекательным для производителей.
Объем обувного рынка России в 2011 г. составил от 13,4 до 20,8 млрд долл. (несоответствие в подсчетах обусловлено методиками подсчета) [16]. По данным Российского союза кожевенников и обувщиков (РСкО), емкость обувного рынка России в 2009 г. по сравнению с предыдущими годами значительно расширилась и достигла 10-12 млрд долл., при этом рыночная доля отечественного производителя обуви сни-
зилась на 9 % и за период с 2005 по 2008 г. достигла показателя в 10 %. Исследование, проведенное в 2011 г. агентством DISCOVERY Research Group, показало, что российский рынок обуви сильно зависит от импорта: доля зарубежных поставок в 2011 г. составила 90 % [17]. Сегментирование рынка обуви по ценовому показателю показало, что на низкоценовой сегмент приходится 53 %, на среднеценовой сегмент - 35 %, на обувь класса люкс - 12 % рынка. Наибольшим спросом пользуется женская обувь (по разным оценкам ее доля составляет от 40 до 60 %, далее следует мужская обувь - порядка 25 %, детская обувь занимает 25-35 %) [17].
Одним из базовых показателей российского рынка является доля отечественных производителей в структуре рынка, которая составляет в общем объеме продаж одежды и обуви около 24 % [7]. Оставшаяся часть одежды и обуви, представленных на российском рынке, произведена в других странах. Доля легального и теневого импорта, по подсчетам специалистов, на российском рынке одежды и обуви в течение последних лет в среднем составляет примерно 50 %. По данным Росстата, доля теневого импорта в период с 2005 по 2008 г. сократилась на 23,3 % и составила 44,6 %. В то же время официальный импорт за этот же интервал времени увеличился на 25 %, что составило 38,6 % [11]. Фактическая доля импорта на рынке РФ осталась неизменной. Основной объем импорта завозится в Россию из стран дальнего зарубежья (из Китая, Турции, Индии, Пакистана), доля которого в общем объеме составляет с 2007 по 2011 г. в среднем 90 % [5].
После проведения анализа статистических данных социально-экономического положения Ростовской области в январе-декабре 2011 г., была выявлена следующая тенденция: по группе товаров «Текстиль, текстильные изделия и обувь» импорт превышает экспорт в 21 раз (4,97 и 0,24 % соответственно); по группе товаров «Кожевенное сырье,
2,5 2 1,5 1
0,5 0
2012
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Источник: авторская разработка на основании работы [14].
Рис. 1. Динамика объема продаж одежды и обуви в России в 2005-2011 гг, прогноз на 2013 г., трлн руб.
2013
меха и изделия из меха» импорт превышает экспорт в 19 раз (0,32 и 0,02 % соответственно) [18].
Соотношения в товарной структуре Ростовской области экспорта и импорта текстиля, текстильных изделий, обуви, кожевенного сырья приведены на рис. 2.
Причина колоссального интереса российских покупателей к импорту кроется не только в эстетических и ценовых предпочтениях, что было характерно для покупателя советского периода. Важным фактором здесь является то, что зарубежным поставкам в настоящее время нет отечественной альтернативы. По прогнозам экспертов, уже по итогам 2012 г. Россия должна занять девятую строчку в рейтинге наиболее важных международных рынков в области одежды и обуви [3]. Таким образом, объемы, потенциал и динамика роста российского рынка одежды и обуви очень привлекательны как для иностранных, так и для отечественных производителей.
В рамках изучения поставленной проблемы автором были выделены предприятия легкой промышленности Ростовской области: швейные, текстильные, кожевенно-обувные. Детализация информации по основным видам производимой продукции в Ростовской области позволила опре-7
6,49
те 5 Ф fi (О О
Е
V
ю о
0
□ Экспорт
□ Импорт
Январь-июнь 2012 г. Январь-декабрь 2011 г.
0,25 0,26
6,49 5,29
Источник: авторская разработка по работе [18].
Рис. 2. Соотношения в товарной структуре Ростовской области экспорта и импорта текстиля, текстильных изделий, обуви, кожевенного сырья
делить предприятия - лидеры области и выделить наиболее популярные виды одежды, приобретаемые населением в течение последних лет.
Швейная промышленность. Рынок одежды разделен на сегменты, которые были выделены согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП): брюки; блузки; сорочки; платья (включая сарафаны и халаты); пиджаки; пальто и полупальто; куртки (включая рабочие); костюмы.
Пальто и полупальто. В 2008 г. остановилось падение выпуска пальто и полупальто для взрослых, длившееся с 2005 г. Это положительно отразилось на динамике выпуска швейных изделий в целом по стране: в 2011 г. было выпущено 1 387,7 тыс. шт., что составило 106 % к 2010 г. В данном сегменте ростовское предприятие ЗАО ПКФ «Элегант» (Группа компаний Elis) по состоянию на 2011 г. выпустило 5 % единиц продукции от общего объема, в 2009 г. его доля составляла 7,8 %. Данное предприятие вошло в число лидеров по объемам производства по стране и заняло 5-е место. Из списка лидеров в 2011 г. выбыло предприятие Ростовской области ЗАО «Джи джей корпорейшн» (торговые марки Gloria Jeans и Gee Jay).
Куртки. Основной объем курток по итогам 2010-2011 гг. был выпущен на малых предприятиях - (60 %). При этом из всего объема курток, произведенных на средних и крупных предприятиях, более половины приходится на 9 производителей (в 2011 г. объем составил 21 %). В их число вошли и два предприятия Ростовской области: ООО «Ариадна-96» (торговая марка GnK) и ЗАО «Джи джей корпорейшн» (торговые марки Gloria Jeans и Gee Jay), объем продукции которых в 2011 г. составил 2 и 1,6 % соответственно [5].
Костюмы. В данном сегменте с 2009 по 2011 г. не было предприятий Ростовской области, выпускающих более 59 тыс. шт. костюмов.
Брюки. По оценкам специалистов, на долю Южного федерального округа приходится около 55 % произ-
5,29
6
5
4
3
2
1
водимых в России брюк. Крупнейшим в России производителем брюк на протяжении последних 5 лет является предприятие Ростовской области ЗАО «Джи джей корпорейшн» (торговые марки Gloria Jeans и Gee Jay), доля которого в 2011 г. составила 60 % (10 212 тыс. шт.), в 2009 г. - 48 % (6 379 тыс. шт.) [4]. Ближайшим конкурентом с 2008 г. является ООО «Компания «Сплав» (Москва), которое выпустило в 2011 г. 543 тыс. шт. брюк [5]. При этом доля средних и крупных предприятий в общем объеме выпуска по стране в 2011 г. составила почти 80 %.
Платья. Характерной чертой для данного сегмента швейной промышленности является то, что объемы выпуска данного вида продукции ежегодно меняются. В 2011 г. на долю крупных предприятий Ростовской области - ЗАО «Джи джей корпорейшн» (торговые марки Gloria Jeans и Gee Jay) и Группу компаний Elis (ЗАО «ПКФ «Элегант») - приходилось почти 40 % от общего объема выпущенной продукции в стране, в 2009 г. их доля составляла 18 % [4].
Таким образом, значительную долю в пошиве швейных изделий занимают малые предприятия, доля которых по таким позициям, как куртки, пальто, платья составляет от 40 до 60 % [5].
Текстильная промышленность. Южный федеральный округ в 2008 г. занимал 3-е место в России по производству тканей, что составляло 6 % от
общероссийского объема. Доля Центрального федерального округа - лидера по производству тканей -в 2008 г. составила 78 % [15]. В 2009 и 2010 гг. доля ЮФО сократилась до 4,5 %, а доля ЦФО в общей структуре в 2009 г. возросла до 81 %, но в 2010 г. сократилась до 78 % (табл. 3, рис. 3) [13].
Ростовская область в 2008 г. занимала 18-е, а в 2010 г. - 19-е место в стране по объемам производства тканей. Самыми крупными производителями тканей в Ростовской области являются такие предприятия, как ЗАО «Дон-Текс», специализирующееся на выпуске тканей для спецодежды и постельного белья, сорочечных тканей, и ОАО «Донецкая Мануфактура М» (ЗАО «Торгово-промышленная компания «ДМ Текстиль»), выпускающее широкий ассортимент высококачественного домашнего текстиля.
Торгово-промышленная компания «ДМ Текстиль» выпускает продукцию под четырьмя торговыми марками: «ДМ Текстиль», «ДМ», «ДМ-Люкс» и ОеапеПу. На предприятии ТПК «ДМ Текстиль» установлено новое ткацкое и отделочное оборудование мировых лидеров текстильного машиностроения - Dorшer, Suelzer-Textile, Shtoubli, Thies, Вгиескпег, Saspe, Shmale, Техра. Компания также активно развивает собственную торговую сеть фирменных салонов «ОеапеПу - текСтильный дом».
Трикотажное производство относится к текстильной промышленности. Трикотажные
Таблица 3
Производство тканей в 1990-2010 гг., млн м2 [13, 15]
Субъект 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2007 2008 2009 2010
Центральный федеральный 6 130 1 339 1 888 2 158 2 268 2 266 2 086 1 949 2 194 2 608
округ
Южный федеральный округ 470,3 100,8 73,1 74,3 147,7 221,8 203,9 151,5 122 153
Российская Федерация 8 449 1 774 2 329 2 625 2 783 2 869 2 700 2 485 2 701 3 355
200
1 00
1 990
1 995
2000
2001
2002
2003
2007
2008
2009
2010
Рис. 3. Динамика роста и спада производства тканей в Южном федеральном округе, млн м2 [13, 15]
0
предприятия производят трикотажное полотно, чулочно-носочные изделия, бельевой и верхний трикотаж, перчаточные изделия, головные уборы, шарфы и т. д.
По официальным данным, структура российского производства трикотажа такова: чулочно-носочные изделия составляют 60-66 %; бельевой трикотаж - 20-23 %; верхний трикотаж - 13 % [9].
Трикотажные изделия делятся на несколько основных ассортиментных групп: мужской трикотаж, женский трикотаж, детский ассортимент. Среди женского верхнего трикотажа особо популярны майки, топы, водолазки, джемпера. Мужской ассортимент включает джемпера, майки, футболки, поло. Повышенным спросом пользуется повседневная одежда для молодежи. Практически все виды одежды в настоящее время могут быть изготовлены из трикотажного полотна. Ростовская область по производству трикотажных изделий в 2010 г. занимала 1-е место [10], произведя 15 % от общего объема продукции. По данным исследований за 2007 г., в число десяти крупнейших российских трикотажных предприятий по объемам производства входило предприятие Ростовской области ЗАО «Джи джей корпорейшн» (торговые марки Gloria Jeans и Gee Jay).
Кожевенно-обувная промышленность. Одним из наиболее крупных производителей натуральной кожи в России является ОАО «Таганрогский кожзавод». Он относится к предприятиям с многоассортиментным производством.
По производству обуви Южный федеральный округ среди федеральных округов уже несколько лет занимает 2-е место, а Ростовская область в 2009 г. занимала 7-е место среди субъектов Федерации [15]. В период с 2008 по 2009 г. для российских предприятий в целом был характерен рост производства. В то же время, однако, на наиболее крупном предприятии Ростовской области - ЗАО «Донобувь» выпуск продукции сократился почти вдвое (на 313 тыс. пар), в 2010 г. Ростовская область снизила свои позиции и заняла 15-е место.
Уровень развития производств легкой промышленности Ростовской области во многом определяется следующими ведущими предприятиями: ЗАО «Джи джей корпорейшн» (торговые марки Gloria Jeans и Gee Jay), ОАО «Донецкая Мануфактура М» (Торгово-промышленная компания «ДМ Текстиль»), Группа компаний Elis (в состав которой входит ЗАО «ПКФ «Элегант»), Профсоюз ПК «Азовская
швейная фабрика № 13», ЗАО «Дон-Текс», ЗАО «Донобувь», ОАО «Таганрогский кожзавод». Таким образом, легкая промышленность является одним из значимых секторов обрабатывающей промышленности Ростовской области.
Одним из важных факторов, влияющих на структуру экономики области, является инвестиционный климат, который касается как вида экономической деятельности, так и региона в целом. Чем хуже инвестиционный климат, тем выше инвестор оценивает свой предпринимательский риск, тем ниже вероятность инвестиций. Инвестиционный климат в легкой промышленности Ростовской области крайне неблагоприятный, что в свою очередь влияет на конкурентоспособность и рентабельность продукции, финансовую устойчивость предприятий, экономическую доступность инвестиций. Как показал анализ, указанные факторы характерны не только для предприятий Ростовской области, но и для всех российских производителей.
SWOT-анализ оценки структурно-инвестиционной политики на предприятиях легкой промышленности в Ростовской области показал следующие результаты:
1) сильные стороны участников рынка легкой
промышленности (strengths):
— наличие мощной производственной базы и персонала;
— близость производственных площадок к конечному потребителю, что способствует снижению логистических издержек;
— относительно высокое качество продукции по сравнению с отечественными аналогами;
2) внутренние источники оптимизации хозяйствующих субъектов (weaknesses):
— повышение эффективности внутренних бизнес-процессов;
— отсутствие у производителей широкой собственной сбытовой сети;
— зависимость от поставщиков сырья;
— слабый мониторинг рынка и отсутствие долгосрочных взаимоотношений со смежными направлениями (дизайн, логистика и т. п.);
— отсутствие четкой маркетинговой стратегии;
— низкая производительность труда, обусловленная как отсутствием квалифицированных кадров, так и устаревшей производственной базой;
3) поддержка со стороны государства предприятий легкой промышленности (opportunities):
разработка региональной инвестиционной политики;
разработка региональной стратегии в области легкой промышленности; разработка программы по льготному кредитованию предприятий; поддержка птицеводства, способствующая развитию пухо-перьевого сегмента отрасли; наличие программ поддержки развития овцеводства, ориентированного на производство шерсти. 4) «точки роста» легкой промышленности
(troubleshooting):
— увеличение объемов производства (при стабильном росте экономики доля легкой промышленности стагнирует из года в год);
— улучшение системы подготовки кадров;
— привлечение инвесторов (в настоящее время инвестиционная активность в легкой промышленности самая низкая); снижение сырьевой зависимости легкой промышленности и создание собственной сырьевой базы;
создание комплекса мероприятий по господдержке предприятий при обновлении основных средств.
На конкурентоспособность отечественной легкой промышленности во многом влияют факторы внешней среды. В настоящее время в мире происходят два процесса, которые можно образно назвать «глобализация против регионализации». С одной стороны, факторы низких затрат способствовали передислокации производства тканей и одежды в регионы с дешевой рабочей силой, так как производство швейной продукции требует гораздо меньших капитальных затрат и уровня подготовки кадров, чем для текстиля. С другой стороны, наблюдается регионализация, выражающаяся в создании зон беспошлинной торговли. Это позволяет сократить логистические издержки.
Способы повышения эффективности структурно-ин-
вестиционной политики легкой промышленности, которые могут быть реализованы на уровне государственного управления, стратегического управления отдельными предприятиями, а также в рамках совместной деятельности отечественных предприятий и государственных структур, показаны на рис. 4.
Одним из механизмов воздействия на внутренний рынок продукции легкой промышленности со стороны региона является механизм таможенного регулирования, действие которого осуществляется в области регулирования импортных и экспортных пошлин на сырье, материалы и готовую продукцию, а также импорта оборудования для легкой промышленности.
В последние годы эффективность данного механизма не соответствовала требованиям времени. Так, известны случаи, когда данные ФТС России по официальному импорту из кнР отличались в 10 раз от данных соответствующих служб Китая. Аналогичная ситуация наблюдалась по импорту обуви из Италии: данные российской и итальянской таможен в 4 раза отличались по количеству и в 25 раз - по цене (из выступления А. А. Круглика, первого вице-президента акционерного общества «Рослегпром», 02.11.2005, Нижний Новгород).
Рис. 4. Способы трансформации структурно-инвестиционной политики в области легкой промышленности
Еще один важный инструмент - банковский механизм кредитования предприятий легкой промышленности. Трудность получения долгосрочных кредитов сдерживает модернизацию производства. Развитие производства осложняют также проблемы с возвратом НДС при закупке сырья за рубежом. На эту процедуру иногда уходит около года, причем к процедуре привлекаются суды, тем самым на значительный срок из оборота предприятия изымаются существенные финансовые ресурсы. В результате практически все предприятия легкой промышленности испытывают острый недостаток оборотных средств. Во многих странах государство не только предоставляет банкам необходимые гарантии, но и погашает часть процентной ставки по кредитам для предприятий легкой промышленности. Этот опыт применим и в России. Другим решением проблемы может стать создание финансовых структур с участием крупных предприятий легкой промышленности.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) создает дополнительные возможности и новые угрозы для отечественной легкой промышленности. Некоторые эксперты предрекают даже крах легкой промышленности, которая с другими производствами попадает в группу риска.
Ставшее реальностью вступление России в ВТо осложняет позиции легкой промышленности. Однако из-за прозрачности торговых и физических границ для продукции легкой промышленности Китая и других стран многие российские производители фактически уже работают в условиях ВТО.
В этих условиях российское государство и региональные власти предпринимают защитные меры. Так, например, в рамках достигнутых российской делегацией на переговорах по вступлению в ВТО договоренностей по легкой промышленности начальный уровень таможенных пошлин останется не ниже действующих, и в первый год после вступления России в ВТО ни одна из ставок пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.
Другим механизмом воздействия на внутренний рынок продукции легкой промышленности со стороны региональных властей является регулирование импорта зарубежного оборудования. В настоящее время моральный и физический износ оборудования не позволяет предприятиям легкой промышленности быстро развиваться. На многих предприятиях используется оборудование, не позволяющее выпускать конкурентоспособную
продукцию. Эксплуатация такого оборудования приводит к росту издержек, вызванных большими затратами на техническое обслуживание и ремонт, а также вынужденными простоями вследствие поломок. Правительство РФ ввело временные льготные таможенные пошлины на оборудование для легкой промышленности, что улучшит конкурентоспособность отечественной продукции. Региональные власти со своей стороны также могут оказать помощь в виде налоговых «каникул», возмещения затрат по кредитованию и т. д.
В последнее время важнейшим фактором повышения конкурентоспособности предприятий промышленности являются формирование и реализация кадрового потенциала. Если влияние импорта на легкую промышленность уже давно находится под пристальным вниманием аналитиков и различных заинтересованных групп, то сдерживающее влияние нехватки квалифицированных кадров пока не признано производственной проблемой.
Отечественная легкая промышленность начиная с 2000 г. имела проблему с кадрами, в связи с чем механизм воспроизводства трудовых ресурсов в настоящее время приобрел уже особую значимость. Потребность в квалифицированных кадрах в 2004 г. достигла уровня 40 % (такой высокой потребности не испытывал в этом году ни один из видов экономической деятельности). Самая высокая потребность в квалифицированных кадрах отмечалась в хлопчатобумажных (55 %) и швейных (42 %) производствах.
очевидно, что отечественным предприятиям и учебным заведениям без государственной поддержки данную проблему не решить. Специалисты Минтруда России сделали вывод, что обучение кадров непосредственно на предприятиях легкой промышленности не компенсирует недостатка квалифицированных работников на рынке труда. Поэтому высшие и средние учебные заведения начали перестраиваться с учетом возникших потребностей в специалистах для будущего развития отечественной легкой промышленности. Но для этого необходима их совместная работа с промышленными предприятиями, поддержанная государственными и муниципальными структурами.
Список литературы
1. Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/vvp/tab10a. xls.
2. Доходы и расходы как основные составляющие финансов населения. URL: http://www. economica-upravlenie. ru/content/section/65/145.
3. Евпланов А. Россияне любят одежду больше, чем французы // Российская бизнес-газета. 27.09.2011. № 816 (314). URL: http://www. rg. ru/2011/09/27/odezhda. html.
4. Жуков Ю. В. Итоги работы легкой промышленности в 2009 г. // Швейная промышленность. 2010. № 2.
5. итоги работы легкой промышленности в 2011г. URL: http://www. roslegprom. ru/Go/ AllArticles/feed=itog_otr.
6. ЛевинскийА., ЖегулевИ. Почему мы платим за одежду и обувь втридорога. URL: http://www. forbesrussia. ru/ekonomika/torgovlya/36415-pochemu-my-platim-za-odezhdu-i-obuv-vtridoroga.
7. Маркетинговое исследование. Рынок обуви. Июль 2012. URL: http://www. indexbox. ru/projects/ ?dep=5&type=1.
8. Народное хозяйство Ростовской области: информационно-аналитический обзор. Ростов н/Д, 1988.
9. Обзор российского рынка трикотажных изделий. URL: http://www. marketcenter. ru/content/ doc-2-13099.html.
10. обзор Ростовской области / министерство экономического развития Ростовской области. URL: http://www. mineconomikiro. ru/m51.php.
11. Объем продаж товаров легкой промышленности. URL: http://www. roslegprom. ru/Go/ ViewArticle/id=1675&printer=1.
12. Промышленность / Официальный портал
правительства Ростовской области. URL: http:// www. donland. ru/Default. aspx?pageid=75892.
13. Производство тканей. Регионы России. Социально-экономические показатели 2011 / Россстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main. htm.
14. Пятибарская А. Российский рынок одежды и обуви вырастет до 2,3 трлн рублей к 2013 г. URL: http://legport. ru/research/22710/.
15. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009.
16. Российский обувной рынок: тенденции развития. URL: http://pda. zamos. ru/info/vz/rubric/ trade2/14557.
17. Российский рынок обуви / РБК / Исследования рынков. URL: http://www. aup. ru/ news/2012/01/18/5742.html.
18. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 2011 г. Ростов н/Д: Ростовстат, 2012.
19. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г. URL: http://www. minpromtorg. gov. ru/ministry/programm/3.
20. Структура и динамика ВРП Ростовской области. URL: http://www. mineconomikiro. ru/m52. php.
21. Структура отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам обрабатывающих производств в 2006-2009 гг. / Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http:// www. donland. ru/Default. aspx?pageid=87899.
22. Структурная деградация российской экономики. URL: www.finam.ru/files/news060312-01.doc.