Научная статья на тему 'Аспекты вооруженной борьбы с этносепаратизмом в Чеченской республике -'

Аспекты вооруженной борьбы с этносепаратизмом в Чеченской республике - Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
886
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киреев Р.

Чеченская республика была «головной болью» российского центра с момента обретения Россией независимости в 1991 году. Сепаратизм чеченского руководства стал причиной почти десятилетия военных действий, которые к настоящему моменту завершились. До сих пор российская общественность не знает всей правды о самом кровопролитном конфликте на территории бывшего СССР, а ученые и политики не могут прийти к единому мнению о причинах и следствиях этой ужасной трагедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты вооруженной борьбы с этносепаратизмом в Чеченской республике -»

Руслан КИРЕЕВ

АСПЕКТЫ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ С ЭТНО-СЕПАРАТИЗМОМ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Чеченская республика была «головной болью» российского центра с момента обретения Россией независимости в 1991 году. Сепаратизм чеченского руководства стал причиной почти десятилетия военных действий, которые к настоящему моменту завершились.

До сих пор российская общественность не знает всей правды о самом кровопролитном конфликте на территории бывшего СССР, а ученые и политики не могут прийти к единому мнению о причинах и следствиях этой ужасной трагедии.

То, что произошло в Чечне, в официальных документах и речах политиков долгое время не называлось своим именем (в официальных документах использовались сначала термины «разоружение незаконных формирований», «восстановление конституционного порядка», позднее — «контртеррористическая операция») и только последнее время все чаще и чаще звучит реальное определение — война. Какими бы серьезными аргументами ни были оправданы масштабные военные действия на территории своей страны, они должны быть исключены из арсенала внутренней политики. История неоднократно доказывала, что применение жестких силовых мер против части территории государства, политика которой входит в противоречия с центром, ведет только к эскалации конфликта. И даже если подавляющей силой удается справиться с сопротивлением, все равно страна на долгие десятилетия, если не столетия, получает горячую точку на своей территории. Эти соображения особенно обоснованы применительно к Северному Кавказу, принимая во внимание историю его вхождения в состав государства, взаимоотношений его народов с Россией, а также специфику горского менталитета. Вспомним, как многократно из разных уст раздавались предостережения против применения силы на Кавказе. И все же который раз политики не обращают внимания на доводы разума и прошлый опыт и принимают жесткие решения.

По хронологии начало последней политической конфронтации между Россией и Чечней относится к 1990 году, времени печально знаменитого «парада суверенитетов». Официальные властные органы Чечено-Ингушской АССР возглавлял в то время Д. Завгаев, избранный в июне 1989 года первым секретарем Чечено-Ингушского обкома КПСС, а с марта 1990 по сентябрь 1991 года занимавший одновременно пост председателя Верховного Совета ЧИАССР.

Весной 1990 года была создана Вайнахская демократическая партия, провозгласившая своей целью борьбу за демократические преобразования и восстановление попранных национальных прав. Исполком Общенационального конгресса чеченского народа принимает решение об образовании независимого чеченского госу-КИРЕЕВ дарства — Нохчиче. Сразу же после августовского путча в Москве

Руслан сторонники создания независимого чеченского государства вос-

Саидоеич - пользовались моментом, чтобы прийти к власти. 3 сентября 1991

помощник года председатель исполкома Второго Общенационального конг-

Государственного ресса чеченского народа Д. Дудаев и член руководства Вайнахской

секретаря демократической партии Ю. Сосланбеков объявили о низложении

Союзного Верховного совета Чечено-Ингушской республики. В тот же день

государства формирования конгресса захватывают здание телецентра, Дом

Россия - Беларусь радио и Дом политпросвещения. 8 сентября захвачены аэропорт,

основные коммуникации города и блокирован центр. Джохар Дудаев, избранный президентом Чеченской республики, объявил о принятии всей полноты власти.

Реакция Кремля была незамедлительной, выборы президента в Чечне объявлялись незаконными, а действия противоправными. В свою очередь Д. Дудаев обвинил Россию в проведении колониальной политики по отношению к Чечне и 1 ноября 1991 года выпустил указ об образовании суверенного государства, который Верховный совет РСФСР признал незаконным. 7 ноября Б. Ельцин объявляет введение чрезвычайного положения в Чечено-Ингушской республике. В ночь с 8 на 9 ноября на военный аэродром Ханкалы прибывает спецназ, однако аэродром блокируется отрядом Дудаева и вынуждает его улететь. 11 ноября Верховный совет России признает недействительным указ о введении чрезвычайного положения.

Дудаев делает заявления, предупреждая, что возможное вооруженное противостояние выльется в полномасштабную войну. В интервью газете «Красная звезда» Дудаев заявил: «Смею вас заверить: любое вооруженное вмешательство России в дела Чечни будет означать новую кавказскую войну. Причем войну жестокую. За последние триста лет нас научили выживать. И выживать не индивидуально, а в качестве единой нации... Да, это будет война без правил. И будьте уверены: на своей территории мы воевать не собираемся. Мы перенесем эту войну туда, откуда она будет исходить»1. Это заявление придало конфликту этнополи-тический характер.

В таких условиях Кремль хаотично стал искать выхода из сложившейся ситуации. Были предприняты попытки решетить проблему с помощью сил оппозиции, которые оказались весьма неудачными, особенно штурм Грозного 26 ноября. Президент Российской Федерации 29 ноября 1994 года обратился с ультиматумом, потребовав в течение 48 часов прекратить огонь и распустить все вооруженные формирования.

Дудаев как боевой генерал понимал, что для Чечни это не сулит ничего хорошего. На следующий день, 30 ноября Борис Ельцин подписал секретный указ № 2137с «О мероприятиях по восстановлению

1 Трошев Г. Н. Чеченский рецидив: Записки командующего. М., «Вагриус», 2003, стр. 65

конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики», предусматривавший «разоружение и ликвидацию вооруженных формирований на территории Чеченской республики» с введением чрезвычайного положения в Чечне. Однако 11 декабря этот указ был отменен и был издан указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской республики», в котором действия по ликвидации вооруженных формирований уже не предполагали введения режима чрезвычайного положения. В тот же день в Чечню вводятся подразделения Вооруженных сил Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Начинается война. По оценке Э. А. Скакунова, «введение войск перевело чеченский конфликт в состояние гражданской войны»2.

В мае 1995 года Дудаев объявил о «переносе войны в российские города». 14 июня отряд боевиков под командованием Ш. Басаева захватывает заложников в Буденновске, а в январе 1996 года боевики Радуева захватывает около 2 тысяч заложников в Кизляре. Активизировались поиски мирного окончания войны. В апреле 1996 года погибает генерал Дудаев. 22 августа 1996 года в Хасавюрте подписывается мирное соглашение. В октябре 1996 года премьер-министром коалиционного переходного правительства стал А. Масхадов.

По официальным данным, войска Министерства обороны и Министерства внутренних дел в ходе первой чеченской войны потеряли убитыми около 4 тысяч человек. Общие людские и материальные потери по своим масштабам были огромны: погибли 35 тысяч человек. Более трети населения покинули Чечню (450 тысяч человек, включая выехавших до начала военных действий), разрушены Грозный и ряд других населенных пунктов.

Хотя Москва не признала независимость Чеченской республики, после выборов президента Масхадова на территории Чечни власть Российской Федерации фактически не действовала. Уже в середине 1997 года сформировалась сильная оппозиция Масхадову, в которую входили Басаев, Яндарбиев,

2 Скакунов Э. А. Чеченский конфликт. «Международные исследования», 1996, № 10, стр. 13

#

Бараев и другие влиятельные чеченские полевые командиры и политики. Раскол внутри чеченского руководства постепенно ввергнул республику в хаос. Дестабилизация привела к новому циклу масштабного насилия. Помимо борьбы за власть между различными группировками, усилилось также противостояние на конфессиональной почве: так, в Гудермесе десятки человек были убиты и ранены в столкновениях между так называемыми ваххабитами. Летом 1998 года Чечня оказывается на грани гражданской войны. Масхадову не удалось взять ситуацию под контроль и покончить с религиозными радикалами, поскольку больше всего он опасался гражданской войны в Чечне. Почувствовав безнаказанность, дальше они действовали без оглядки.

В августе 1999 года под лозунгами распространения истинного ислама и джихада против неверных произошло вторжение чеченских вооруженных отрядов во главе с Шамилем Басаевым на территорию Дагестана с целью создания халифата на чеченских и дагестанских территориях, населенных мусульманами. Возникла прямая угроза территориальной целостности и безопасности Российской Федерации. Федеральный центр и республиканские власти Дагестана приняли немедленно надлежащие меры по пресечению агрессии. Дагестанская милиция, ополченцы и федеральные вооруженные силы ценой немалых усилий и потерь сумели выбить отряды Басаева из Дагестана. То, что эта авантюра была направлена на провоцирование нового вооруженного конфликта с федеральной властью, позднее цинично признал сам Басаев: «Чечне угрожала гражданская война, а мы ее избежали, начав войну с Россией»1.

Угроза безопасности России и в целом обстановка на Северном Кавказе требовали от властей срочных и решительных мер по обеспечению безопасности и правопорядка в регионе. На парламентских слушаниях осенью 2000 года председатель думской Комиссии по Чеченской республике А. Ткачев подчеркнул: «За время правления Масхадова власть продемонстрировала полную неспособность выполнять свои функции на вверенной ей территории, следствием чего стали массовые нарушения прав и свобод чело-

1 Черкасов А. Танго над пропастью: как начиналась вторая чеченская. «Сообщение», 2003, № 3

века. Вторжение вооруженных формирований с территории Чечни в Дагестан в августе 1999 года окончательно дезавуировало формальный юридический статус масхадовских органов власти, основанных на духе хасавюртовских соглашений и букве договора о мире. С этого момента формирование органов государственной власти в Чечне стало не только конституционной, но и международно-правовой обязанностью Российской Федерации»2.

Осенью 1999 года российское правительство, которое возглавил вновь назначенный премьер-министр В. Путин, приняло решение: в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации ввести в Чечню федеральные Вооруженные силы. Вторая чеченская война получила официальное название «Антитеррористическая операция».

Следующий виток противостояния принес тысячи жертв и новый поток беженцев. Число потерь среди военнослужащих к середине 2001 года составляло около 3 тысячи убитых и около 8 тысяч раненых. Потери среди мирного населения были несколько меньше по сравнению с первой военной кампанией: 5—6 тысяч убитых и 1—2 тысячи раненых. Около 200 тысяч человек покинули территорию республики. Примерно 13—14 тысяч человек составили потери чеченских боевиков3. В литературе приводятся и другие цифры. Остатки отрядов вместе с Масхадовым и Басаевым ушли в горы.

В республике началась работа по восстановлению всех форм федеральной власти, возвращению населения к мирной жизни. В июне 2000 года президент Российской Федерации В. Путин назначил главой администрации Чеченской республики ее муфтия Ахмад-хаджи Кадырова (вскоре отказавшегося от духовного звания). Неоднократные заявления руководства страны об окончании военных действий, к сожалению, были принятием желаемого за действительное. Война заканчивалась, а мира не наступа-

2 О состоянии организации работы по восстановлению экономики, социальной сферы, соблюдению прав человека и гражданина в Чеченской республике. Материалы парламентских слушаний. 21 сентября 2000 года. М., Издание Государственной думы, 2000, стр. 8

3 Рязанцев С. В., Маньшин Р. В. Социальнодемографические последствия военных действий в Чеченской республике в 1990—2001 годах. http:// www.demoscope.ru/weekly/2002/analit01.php

ло. Начиная с конца 2000 года сторонники сепаратизма избрали формы и методы партизанской тактики, не вступая в открытые боестолкновения с федеральными войсками. Особая активность была направлена на уничтожение членов администрации, руководимой Кадыровым. И тем не менее правительство республики делало многое, чтобы поставить республику на мирные рельсы и обозначить себя как полноценный субъект РФ.

На референдуме 23 февраля 2003 года была принята Конституция Чеченской республики. 27 марта 2003 года на встрече В. Путина с А. Кадыровым намечены главные задачи, которые следует решить в ходе политического урегулирования взаимоотношений Российской Федерации с Чеченской республикой: подготовить договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Чеченской республикой, который предоставит республике автономию в самом широком смысле слова. В январе 2004 года Ахмад-хаджи Кадыров избирается президентом Чеченской республики, а 9 мая этого года он погибает в результате террористического акта. Последующие события показали стремление сепаратистов втянуть в противостояние и соседние республики. Наметившаяся стабилизация после принятия Конституции Чеченской республики и выборов ее президента вновь ставится под сомнение.

В сентябре 2004 года Россия и весь мир были повергнуты в шок бесчеловечным террористическим актом в Беслане. Он продемонстрировал, что для противостояния урегулированию конфликта сепаратисты используют все средства, преступая незыблемые нравственные законы. Тем самым они побуждают российское государство к ужесточению силового воздействия, а значит, к бесконечной пролонгации вооруженного противостояния. Мы знаем из истории, что подобные конфликты (например в Палестине или в Северной Ирландии) длятся десятилетиями и им не видно конца. Так, Э. Паин подчеркивал принципиальную схожесть достижений российских войск на первом этапе «операции по восстановлению конституционного порядка» и «контртеррористической операции»: «Как и в прошлый раз, считаю маловероятным осуществление поставленных перед Российской армией задач полного уничтожения вооруженно-

го сопротивления и удержания Чечни в составе России. Полагаю также, что при любом развитии событий в Чечне могут возникнуть новые угрозы как для этой республики, так и для всей Российской Федерации»1. К сожалению, события 2004 года подтвердили неутешительные прогнозы аналитиков.

Проведя международно-правовой анализ чеченского кризиса сразу же после начала вооруженной борьбы, Э. А. Скакунов утверждал: «Ход развития чеченского конфликта показывает, что объем и масштабы вооруженных санкций, использованных федеральной властью, явно неадекватны реальной необходимости, а самое главное — эти санкции применены, когда еще не были исчерпаны все возможности для мирного урегулирования конфликта»2. Как отечественные, так и зарубежные специалисты убедительно доказывают, что самые острые сепаратистские движения можно ограничить, переводя противостояние в зал суда или парламента и только оставшееся меньшинство непримиримых экстремистов предоставив компетенции силовых ведомств.

Представляется, что ставка на Вооруженные силы при разрешении таких региональных конфликтов можно рассматривать как рецидив прежней политики. Как подчеркивают В. И. Лутовинов и Ю. Н. Мотин, «человечество подошло к пониманию всей опасности переоценки возможностей военной силы как средства политики. Преодолению увлеченности военным элементом безопасности в XX веке способствовал постепенный отказ от сверхидеологизации военной политики, догматизации традиционных принципов военного строительства и применения силы»3. С появлением в конце прошлого века новой серьезной угрозы — международного терроризма — возникла серьезная опасность регресса в политике, возвращения, казалось бы, к преодоленному «увлечению». Идеология первой фазы

1 Паин Э. Вторая чеченская война и ее последствия. http://www.carnegie.ru/ru/36562.htm

2 Скакунов Э. Международно-правовой анализ чеченского кризиса, «Этнополис», 1995, № 2, стр. 19. Черкасов А. Зыбкая почва: как начиналась первая чеченская. http://www.polit.ru/analitics/2004/12/16/ chech.htm

3 Лутовинов В. И., Мотин Ю. Н. Военно-политические процессы в мире и в России. М., РАГС, 2004, стр. 19

#

конфликта в Чечне может быть оценена в качестве такого регресса. Действия террористов в этом контексте являются провокациями, направленными на развязывание войны.

С приходом к власти Рамзана Кадырова ситуация в республике начала меняться, военное сопротивление боевиков свели почти на нет, были уничтожены Масхадов, Басаев и другие одиозные фигуры. Многие из тех, кто был в горах, по амнистии вернулись в свои семьи, к мирной жизни. Из руин и пепла начался бурный рост восстановительных процессов во всех областях экономики и жизнедеятельности: в городе строятся дома и дороги, появляются новые рабочие места. После избрания Кадырова президентом прошло немного времени, но изменения в Чечне уже ощущаются. В республике завершено формирование Конституционного суда, выделены деньги для оборудования спутниковой связью высокогорных районов, где до сих пор отсутствовала какая-либо связь, возобновлено авиасообщение.

Анализ причин чеченского конфликта стал предметом множества исследований, отраженных в большом числе публикаций.

В принимавшихся политиками судьбоносных решениях в годы чеченского конфликта было тем не менее много продиктованного личными амбициями и сиюминутными политическим целями. В отношении таких проблем это граничит с преступлением. Конечно, государство имеет право и даже обязано защищать свою целостность, противостоять сецессионным попыткам, что соответствует нормам международного права. И в качестве крайней меры оно может использовать силовые методы. Однако при этом обязанность демократического государства — обеспечить легитимность своих действий. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в 1994 году федеральная власть осуществила крупномасштабные военные действия против вооруженных сепаратистов без должной правовой основы и без надлежащей подготовки. Можно привести множество аргументов, объясняющих и оправдывающих эти действия актуальной полити-

ческой ситуацией. Из вышеприведенного анализа можно видеть, что в происходящих событиях действовал комплекс факторов и многое мы можем по-настоящему осмыслить только спустя годы. И все же глава государства и правительство должны сделать все, чтобы исключить силовые методы из внутренней политики, особенно из национальной политики.

Необходимым представляется тщательно просчитывать и учитывать в политике прошлый опыт взаимоотношений этносов, вставших на путь сепаратизма, с центральной властью, обиды и несправедливости, допущенные предшествующими правителями по отношению к народу. В. А. Тишков подчеркивает в своей монографии, посвященной чеченскому конфликту: «В программах либерализации и социальных преобразований не нашлось места хотя бы для символических действий по терапии этой глубокой социальной травмы. Лидеры государства, включая президента, не смогли найти компромиссного и неамбициозного подхода к манифестным формам поведения и уязвленной эмоциональности мятежных политиков пери-ферии»1. Нынешней власти необходимо вынести урок из произошедшей трагедии и осуществить эти символические акты покаяния. Это необходимо и для преодоления складывающегося в общественном сознании «чеченского синдрома», одним из сторон которого оказываются снижение в общественном сознании ценности человеческой жизни, рост равнодушия к страданиям людей2.

Война в Чечне наглядно продемонстрировала несовершенство правовой основы национальной политики и отсутствие взвешенных решений в действиях наших видных политиков. За прошедшие годы было много сделано для совершенствования политико-правовой основы управления этнополитическими процессами — условия эффективного предотвращения подобных трагедий. Будем надеяться, что чеченская трагедия возымела урок для всех народов России и не повторится больше никогда.

1 Тишков В. А. Указ изд., стр. 241

2 Малашенко А., Тренин Д. Указ. изд., стр. 44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.