УДК 316.77:001.12/18;070:001.12/18 DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-60-68
аспекты социализации личности в информационном массовом обществе
Горбунов А. С.
Московский государственный областной университет 141014, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Московская обл., Российская Федерации
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты, связанные с возрастанием роли массовой коммуникации в процессе социализации личности. Уровень межличностного общения внутри первичной группы и уровень коммуникации личности с социумом в целом спектре его институтов детерминированы в своих параметрах деятельностью средств массовой коммуникации, что придаёт их воздействию фундаментальный характер. В рамках первичной социализации рождается сложное явление, связанное с дроблением общества на сообщества, которые формируются посредством социальных сетей. Влияние данных сообществ может выходить за роль подготовительного этапа к полноценной социализации, в частности в данных рамках может замыкаться социальная активность индивида. Своевременное рассмотрение качества социализации личности с учётом масскоммуникацион-ного фактора и поиск путей минимизации возможных негативных эффектов становятся сегодня одной из наиболее актуальных социально-философских задач.
Ключевые слова: массовая коммуникация, социализация, личность, социальные сети, образовательный процесс, коммуникационные технологии, межличностное общение, общественные институты.
aspects of personal socialization in mass communication society
Gorbunov A. S.
Moscow Region State University
24, Very Voloshinoi st., Mytishchi, Moscow Region, 141014, Russian Federation
Abstract. The article discusses the aspects of socialization associated with the growing role of mass communication. The level of interpersonal communication within a primary group and the level of communication of the individual with the whole society through its institutions are determined by mass media, which makes the latter's role fundamental. Within the framework of primary socialization a complex phenomenon emerges associated with the fragmentation of society into communities that are formed through social networks. The impact of these communities can stretch far beyond the necessary preparatory stage to proper socialization, they can restrict social activity of the individual. Timely consideration of the quality of socialization given mass-communication factor and finding ways to minimize the possible negative effects have become the most urgent tasks nowadays.
© CC BY Горбунов А. С., 2019.
Keywords: mass communication, socialization, identity, social networks, educational process, communication technology, interpersonal communication.
Проблемы, связанные с социализацией личности, являются сегодня одной из наиболее актуальных тем социальной философии. При этом параметры общества, деятельность институтов которого во многом переструктурирована и детерминирована массовой коммуникацией, оказывают на процесс социализации личности глубинное влияние. Сама социальная ткань, «социальная стихия» информационного массового общества предполагает особые формы социализации, вне соответствия которым полноценное вхождение личности в систему общественных отношений невозможно.
По сути, любой минимально приемлемый уровень социализации сегодня требует от человека взаимодействия со средствами массой коммуникации (СМК), через которые он получает доступ к информационным потокам, а также к актуальным формам участия в деятельности образовательных, государственных, любых социальных институтов, к востребованным формам межличностного общения и позиционирования (таким как социальные сети). Личность коммуницирует с социумом через систему СМК, что фиксируется в ряде исследований, в частности в монографии Ф. И. Шар-кова и В. В. Силкина на тему теории и практики массовой информации как фундаментального направления ком-муникологии [9].
Как видится, речь сегодня может идти о том, что без участия СМК социализация личности как процесс складывания бытийного синтеза части и целого, т. е. общества и человека, ста-
новится затруднительным, а то и вовсе невозможным.
Успешность и характеристики процесса социализации новых поколений определяют возможность воспроизводства устойчивого, духовно здорового, способного к развитию общества и полноценной личности как таковой.
Стоит отметить, что к пониманию социализации личности существует несколько подходов, в значительной степени дополняющих друг друга.
Термин «социализация» стал активно использоваться в обозначении процесса становления и развития личности с конца XIX в. в работах Э. Дюркгейма [1]. Уже тогда встал вопрос о роли объективного и субъективного факторов социализации, об определении приоритетности индивидуального либо общественного в процессе становления личности.
Один из подходов прямо указывает на то, что социализация есть не что иное, как адаптация человека с пассивной позицией к обществу, которое, таким образом, формирует свою базовую единицу, т. е. социализированную личность. К идеологам такого подхода, который иногда называют субъект-объектным, относят Э. Дюркгейма и Т. Парсонса.
Т. Парсонс говорил о взаимозависимости социальной системы и основных сред её осуществления: высшей реальности, культурной системы, системы личности, поведенческого организма и физико-органической среды. Личность здесь выступает ключевой связующей средой, в которой осуществляет себя общество. А сама со-
циализация, по сути отождествляясь с адаптацией, выступает как функция и необходимое условие возникновения устойчивости и самодостаточности общества. Парсонсом был осуществлён анализ отношений системы общества к системе личности. Процесс приспосабливания человека к социуму он назвал первичной функцией роли человека в социальной системе [6].
Иными словами, социализация с одной стороны отождествлена с адаптацией и осмыслена в качестве залога стабильности и развития общества, его успешного воспроизведения как системы, с другой - представлена как способ привязки человека в социальной среде, потому что социальные роли, которые он выполняет, всегда соотносятся с регулятивными нормами и общественными ценностями.
Иной подход - рассмотрение человека как субъекта социализации -берёт свое начало в социопсихологических концепциях исследователей Ч. Х. Кули [2] и Дж. Г. Мида [4].
Ч. Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное «Я» приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов [2, с. 115]. Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракци-онизма, утверждал, что «социальный индивид» является источником движения и развития общества [4, с. 54].
Более радикально осмысливается сущность социализации в так называемой гуманистической психологии,
представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др., где субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт собственного самовоспитания [3, с. 211]. У данных исследователей выражен подход, допускающий повышенное значение внесоциального фактора и, очевидно, вдохновленный идеалом, соответствующей идеологической концепцией и культом личностной свободы. Не вынося оценочного суждения, следует признать, что без активной субъектной позиции как важнейшей стороны своего становления личность действительно обойтись не может.
Тем не менее необходимо учитывать, что при всей важности внутри-личностных факторов (в том числе и средовых) процесс формирования личности во многом зависит от общих параметров и характеристик социального развития.
В информационном массовом обществе такой характеристикой становится вовлечение человека в массовую коммуникацию, включённость его сознания в восприятие информационных потоков, генерируемых системой СМК. Сегодня смартфон или планшет становится для ребёнка едва ли не первичным средством получения информации об обществе.
В то же время социальная сеть как своеобразная разновидность массовой коммуникации выполняет роль того медиатора, который позволяет устанавливать и отлаживать связи на уровне межличностного общения внутри первичной группы. Есть основания говорить, что сложился новый тип межличностного общения, который требует подробного анализа. Однако можно
назвать общие черты такой коммуникации: поверхностность, высокая скорость, отсутствие непосредственного личного контакта, возможность «редактирования» мыслей, эмоций, высказываний.
Такое общение невозможно рассматривать ни в качестве полноценной замены традиционному, ни в качестве приоритетного способа контактов между людьми. В данном случае уместно говорить о подготовительном, «тренировочном» этапе социализации на уровне первичной группы: коллектива сверстников, учебной группы, круга знакомых. Однако активные участники социальных сетей едва ли согласятся с такой позицией, и ряд из них будет настаивать на том, что обладание тем или иным аккаунтом в социальных сетях предоставляет им доступ к достаточно полному коммуникационному процессу.
Наконец, та сторона социализации, которая связана с самостановлением, самовоспитанием, саморазвитием личности в нынешних условиях, также предполагает её всестороннее вовлечение в масскоммуникационный обмен. Именно таким способом развивающаяся личность имеет возможность произвести если не полную, то хотя бы минимальную актуализацию своих структурных характеристик к особенностям социальной действительности. Это вовсе не означает, что человек обязывается тем самым принимать всё то, что происходит на текущий момент в обществе. Но вне знания о происходящих процессах, вне понимания их оснований, возможных вариантов раскрытия социальных тенденций полноценная социализация личности, как это понятно, невозможна.
Являясь диалектическим процессом, социализация включает в себя и субъектную, и объектную позиции человека. В первом случае он выступает субъектом социальных отношений. Во втором усваивает нормы и является объектом социальных отношений. Видно, что обе стороны диалектического процесса находятся в поле интенсивного воздействия массовой коммуникации, информационных потоков и новых способов социального существования в информационном массовом обществе.
Как указывается в одном из определений, социализация есть «непрерывный процесс диалектического взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого осуществляется развитие и становление человека как объекта общественных отношений и как активного субъекта общественной деятельности, посредством выработки социально-необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения различных социальных ролей и функций. Основным критерием успешной социализации является утверждение человека в качестве полноправного и полноценного члена общества, к которому он принадлежит через самореализацию личности с учетом ее индивидуальных особенностей, внутренних интенций и потребностей» [7].
Та сторона социализации, где личность выступает в роли объекта, происходит на двух уровнях: на уровне межличностного общения внутри первичной группы и на уровне коммуникации личности с социумом в целом спектре его институтов.
Оба эти уровня детерминированы в своих параметрах деятельностью
средств массовой коммуникации как того субъекта общественных отношений, который структурирует, переформатирует, определяет содержание информационных потоков, характеристики функционирования социальных и государственных институтов в условиях информационного массового общества.
Если рассматривать первичную социализацию, можно заметить, как в её рамках рождается сложное и неоднозначное явление, связанное с расщеплением, дроблением общества на «сообщества», которые формируются посредством социальных сетей.
Такие сообщества зачастую играют роль не только и не столько подготовительного этапа к полноценной социализации, но в ситуации атомизации реальной социальной жизни становятся тем контуром, на котором социальная активность индивида может полностью замыкаться.
У традиционных институтов социализации появился сильный и оснащённый самыми последними, постоянно модернизирующимися технологиями конкурент. При этом человек, социализируясь посредством того или иного информационного сообщества, проходит через ущербную, как минимум, однобокую социализацию. По сути, в том случае, когда социализация посредством массовой коммуникации занимает место главного и единственного способа выстраивания принадлежности личности к обществу, необходимо говорить о не вполне полноценной социализации.
В этом случае значительно вырастает риск деструктивного характера социализации, в силу чего личность может стать объектом манипулятивной
социализации. Т. е. такого типа мани-пулятивного воздействия, где содержание социализации изначально будет иметь навязанный «не свой», по существу, отчуждённый характер. Иными словами, процесс социализации пойдёт по сценарию, «прописанному» конгломератом СМК и скрытно действующих «информационных подразделений», активно присутствующих во всех возможных видах массовой коммуникации, включая социальные сети.
Заметим, происходит это на фоне ещё одного значимого аспекта личностного бытия в информационном массовом обществе, который находит своё выражение в противоречивом характере самого типа нынешней социальности человека. С одной стороны, он остаётся частью общества, с другой, всё более и более обособляется, атомизируется, отчуждается. Углубление отчуждения от других людей, в особенности от представителей иных поколений (как старшего, так и младшего), уход от «живого» общения в сторону виртуального компенсируется приобщением к социальной жизни путём ассоциирования с разного рода локальными интернет-сообществами. Что, в свою очередь, часто носит виртуальный характер и являет собой лишь суррогат полноформатной социальности, создаёт лишь её иллюзию.
Взрывной характер роста количества, проводимого как взрослыми, так и подростками в социальных сетях и иных виртуальных пространствах, является одним из существенных зримых подтверждений обозначенной тенденции.
Одной из важнейших и наиболее устойчивых форм социализации остаётся участие развивающейся лич-
V6V
ности в образовательном процессе, в ходе которого человек обретает базовые знания, умения и навыки, необходимый уровень компетентности в тех или иных областях. В этой связи заслуживают внимания попытки перевести учебный процесс в область использования коммуникационных технологий, что включает в себя самостоятельное овладение информационно-педагогическим продуктом, дистанционное сетевое общение с преподавателем, прослушивание лекций, сетевую сдачу контрольных работ, тестов и даже экзаменов.
Как представляется, наряду с признанием дополнительных, а в ряде случаев альтернативным по улучшению образовательных возможностей здесь стоит внимательно отнестись к некоторым важным аспектам.
Всякое сетевое взаимодействие (в данном случае «преподаватель - обучающийся», «обучающий программный продукт - обучающийся») связано с вовлечением восприятия в общий контекст сетевого пространства, что создаёт такую пороговую предпосылку, как децентрированное восприятие информации, отвлечение внимания.
И всё же наиболее значимым отличием сетевого обучения от традиционного аудиторного является его отчуждённый, во многом обезличенный и обеднённый характер, когда не происходит непосредственного полноценного общения и отсутствует возможность надёжной трансляции знания. Можно говорить ещё об одном факторе «выхолащивания», снижения уровня социализации, смещения её в область стандартизированного и поверхностного форматирования.
Логическим следствием являются глубокие изменения на микроуровне социализации, представляющие становление и развитие конкретной личности в ключевых областях её осуществления: деятельности, общении и самосознании. Кроме того, это усиливает и без того нарастающие противоречия в межличностном общении старшего поколения и современной молодёжи: учителя и ученики, педагоги и студенты зачастую говорят на «разных языках», и в силу этого педагог утрачивает социализирующую функцию преподавателя, наставника.
Рассматривая востребованные формы общения посредством выхода в глобальную информационную сеть, можно заметить ряд особенностей. Общение имеет тренд к примитивизации. Шире осваиваются символически-упрощённые способы передачи информации. Значение приобретают реакции на такие, казалось бы, архаичные и ушедшие в прошлое способы передачи информации, как использование простейших символов или ани-мированных картинок (так называемые «эмодзи»).
Человек отучается мыслить и высказывать мысль посредством слова, становится вне логоса. Как следствие, происходит неизбежная деградация деятельности его сознания. Переход на уровень высказывания-эмоции при помощи усреднённого типизированного «эмодзи», предложенного разработчиком массовой социальной сети или коммуникационного устройства. Иными словами, в процесс социализации всё глубже проникает «коррозия», связанная с привнесением до-логосных, по существу, полудикарских форм восприятия и сознания.
Дополнительным подтверждением этому является рост популярности среди пользователей сети таких виртуальных персонажей, которые вызывают нескрываемый интерес огромного числа подписчиков-подростков самыми примитивными и отвратительными выходками (избиения сверстников, издевательства над учителями).
Не стоит сбрасывать со счетов и те негативные воздействия, что связаны с вовлечением в виртуальную игровую среду. Когда сознание и мотивации подростка «модерированы» условным (часто деструктивным) целеполагани-ем игрового формата [8].
В ряде случаев мы можем говорить уже не просто об ущербной социализации, но о своего рода антисоциализации. Т. е. о таком уродливом «вхождении в общество», которое требует активного и системного пересмотра, по сути, пересоциализации индивида, чтобы он смог стать впоследствии полноценной личностью.
В данной связи нельзя не указать на такие крайние проявления антисоциализации, которые успели стать причиной трагедии серийного детского и подросткового суицида. Неконтролируемая и непропорционально большая доля вовлечения в массовую коммуникацию и социальные сети приводила ребёнка в общение с теми сетевыми сообществами, которые «гарантирова-
ли» решение всех подростковых комплексов и проблем наиболее «надежным» способом, т. е. через суицид1.
Определённые тенденции развития информационного массового общества находят своё противоречивое выражение в ходе процесса личностной социализации. Процесс узнавания, получения информации о многих явлениях, в том числе социально значимых, ускоряется, что могло бы создавать условия для более эффективного и полного включения человека в общественную жизнь. В частности, именно СМК могли бы восполнять «пробелы» в приобщении человека к социуму через системный образ страны, на что обращается внимание в работе И. С. Палитая [5].
Вместе с тем возникли и имеют тенденции к обострению тех негативных аспектов социализации, которые связаны со спецификой неизбежного вовлечения личности в массово-коммуникационный процесс и установлением социальных связей посредством СМК, в частности, социальных сетей. Одной из наиболее актуальных задач сегодня становится своевременное рассмотрение качества социализации личности с учётом масскоммуника-ционного фактора и поиск путей минимизации возможных негативных эффектов взаимодействия личности и информационного пространства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. М.: Канон, 1995. 352 с.
2. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М.: Издательство МГУ 1994.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 408 с.
1 Новые «Группы смерти» в интернете. «Синие киты» провоцируют детей на самоубийство [Электронный ресурс] // Комсомольская правда: [сайт]. URL: http://www.kem.kp.ru/ daily/26642.7/3660934 (дата обращения: 10.03.2017).
4. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль. М.: Издательство МГУ, 1994.
5. Палитай И. С. Средства массовой коммуникации как фактор формирования образа страны // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 41. С. 151-158.
6. Парсонс Т. Очерк социальной системы // О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.
7. Ростовцева М. В., Машанов А. А., Хохрина З. В. Социально-философские проблемы социализации личности в условиях информатизации современного общества // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-5. С. 1282-1286.
8. Филатов А. Л., Пронюшкина Т. Г. Влияние компьютерных игр на агрессивное поведение подростков // Академическая публицистика. 2017. № 4. С. 284-287.
9. Шарков Ф. И., Силкин В. В. Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии. М.: Дашков и Ко, 2018. 304 с.
REFERENCES
1. Dürkheim E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod i naznachenie [Sociology. Its Object, Method and Purpose]. Moscow, Kanon Publ., 1995. 352 p.
2. Cooley Ch. [The Social Self]. In. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl [American Sociological Thought]. Moscow, Moscow State University Publ., 1994.
3. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Eurasia Publ., 1999. 408 p.
4. Mead G. H. Az i YA [The I and the Me]. In: Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl' [American Sociological Thought]. Moscow, Moscow State University Publ., 1994.
5. Palitai I.S. [Mass communication as a factor of forming the image of the country]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta[Bulletin of Tomsk State University], 2018, no. 41, pp. 151-158.
6. Parsons T. [An Essay on the Social System]. In:0 sotsial'nykh sistemakh[On Social Systems]. Moscow, Academic Project Publ., 2002.
7. Rostovtseva M.V., Mashanov A.A., Khokhrina Z.V. [Socio-Philosophical Problems of Personality Socialization Under the Conditions of Informatization of Modern Society]. In: Fundamenta'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2013, no. 6-5, pp. 282-1286.
8. Filatov A.L., Pronyushkina T.G. [The influence of computer games on aggressive behavior in adolescents]. In: Akademicheskaya publitsistika [Academic Journalism], 2017, no. 4, pp. 284-287.
9. Sharkov F.I., Silkin V.V. Teoriya i praktika massovoi informatsii kak fundamental'noe napravlenie kommunikologii [The Theory and Practice of Mass Communication as a Fundamental Area of Communicology]. Moscow, DashkoviCo Publ., 2018. 304 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Горбунов Александр Сергеевич - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Московского государственного областного университета; e-mail: gorbunofff@list.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Alexander S. Gorbunov - PhD in Philosophy, associate professor at the Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: gorbunofff@list.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА
Горбунов А. С. Аспекты социализации личности в информационном массовом обществе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 60-68. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-60-68
FOR CITATION
Gorbunov A. Aspects of Personal Socialization in Mass Communication Society. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2019, no. 1, pp. 60-68. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-1-60-68