Научная статья на тему 'Аспекты рекреативно оздоровительной ходьбы в физическом воспитании студентов вузов Центральной Сибири'

Аспекты рекреативно оздоровительной ходьбы в физическом воспитании студентов вузов Центральной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕКРЕАТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА / IMPROVING TECHNOLOGIES / GLOBALIZATION / IMPROVING WALKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна, Бызов Анатолий Петрович

В последнее время задача формирования навыков здорового образа жизни решается средствами физической культуры в рамках оздоровительно-образовательного процесса через инновационные технологии. При любом аспекте рассмотрения новейших технологий физического воспитания важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить запланированный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросова Татьяна Александровна, Бызов Анатолий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of health-improving walking in physical training of students in high schools of the Central Siberia

Recently a problem of formation of healthy way of life is resolved by physical training within the limits of improvingly-educational process through innovative technologies. At any aspect of treating of the newest technologies of physical training the diagnostic block estimating the planned result appears its major element.

Текст научной работы на тему «Аспекты рекреативно оздоровительной ходьбы в физическом воспитании студентов вузов Центральной Сибири»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

мышления, реакции на движущийся объект с помехой, реакции на движущийся объект с ускорением движения; физических качеств — скоростно-силовых, координации движений, высоты прыжка; времени выполнения атак; результативности атакующих технико-тактических действий, выполняемых в условиях сопротивления защитника.

3. Применение в педагогической практике индивидуальных карт контроля текущего состояния игроков создает предпосылки для научно обоснованного анализа исследуемых показателей, а также позволяет своевременно вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс спортсменов.

Библиографический список

1. Бондарь, А. И. Аспекты комплексного контроля в баскетболе [Текст] / А И. Бондарь // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях. — Минск, 2001. — С. 121-129.

2. Лаптев, А. В. Оценка характеристик бросковых упражнений [Текст] / А. В. Лаптев // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 8. — С. 65.

3. Комплексная методика функционального тестирования баскетболистов на различных этапах подготовки [Текст] /

В. Г. Никитушкин [и др.] // Актуальные вопросы оптимизации тренировочного процесса в видах спорта : межвузов. сб. науч. тр. — Смоленск : Смолен. ин-т. физ. культ, 2001. — С. 275 — 281.

4. Методика оценки значимости влияния факторов на результативность бросков юных баскетболистов [Текст] / В.В. Ко-

зин [и др.] // Омский научный вестник. — 2009. — Вып. 3 (78). — С. 166 — 170.

5. Козин, В. В. Характеристика технико-тактической деятельности нападающих баскетболистов 15 — 17 лет в условиях противодействий защитников [Текст] / В. В. Козин // Физическая культура, спорт — наука и практика. — Краснодар, 2010. — № 2. — С. 35—41.

6. Факторы, определяющие эффективность бросков с дистанции в баскетболе у школьников старшего возраста [Текст] / Ю. М. Портнов [и др.] // Физическая культура. — 2002. — № 3. — С. 23 — 25.

7. Сивицкий, В. Г. Диагностика тактических умений спортсменов методом имитации типичных соревновательных ситуаций : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В. Г. Сивицкий. — М., 1995. — 24 с.

8. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / Ю. М. Портнов [и др.]. — М. : Сов. спорт, 2006. — 99 с.

КОЗИН Вадим Витальевич, кандидат педагогических наук, и.о. зав. кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.12.2011 г.

© В. В. Козин

УДК 796.012.412.4 ". д. МАРТИРОСОВА

А. П. БЫЗОВ

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

АСПЕКТЫ РЕКРЕАТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ СИБИРИ___________________________

В последнее время задача формирования навыков здорового образа жизни решается средствами физической культуры в рамках оздоровительно-образовательного процесса через инновационные технологии. При любом аспекте рассмотрения новейших технологий физического воспитания важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить запланированный результат.

Ключевые слова: оздоровительные технологии, глобализация, рекреативнооздоровительная ходьба.

Актуальность. Учебный процесс по физическому воспитанию в вузах проводится в соответствии с федеральной программой. Ориентированность на традиционную привлекательность страдает однообразием при проведении учебных занятий. В ней не всегда учитывается зарождающийся новый нетрадиционный подход, новые системы оздоровительных

технологий для пополнения уже задействованных средств оздоровления. Целью преподавателя по физическому воспитанию в вузе является поиск рациональных подходов физической подготовки студентов и задействованных физиологических характеристик через систему внедряемых оздоровительных технологий. Повышая требования к уровню

профессиональной подготовки выпускников вузов, острее ставится вопрос об оптимизации как в физическом воспитании, так и в оценке нервно-психического состояния их здоровья, проявление индивидуальных возможностей у студентов, ориентированных на здоровый потенциал современного общества.

18 февраля 2004 года на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся «круглый стол» «Глобализация и образование. Болонский процесс», где было отмечено, что российские университеты не закрыты для новаций, сотрудничества, координации и усвоения достижений и образования культуры мирового уровня. Поэтому повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и компетентности выпускников вузов острее поставили вопрос об оптимизации всех процессов, оценке состояния здоровья и индивидуальности проявления творчества у студентов.

В процессе анализа научно-методической литературы был выявлен ряд противоречий: между необходимостью подготовки здоровых и компетентных специалистов и недостаточными педагогическими условиями физического воспитания студентов вуза; повышения продуктивности физического воспитания студентов вуза и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения учебного процесса в вузах Сибири; полным охватом процессами глобализации системы высшего образования и неготовностью многих специалистов высшего образования к принятию новых оздоровительных технологий в сфере физкультурной деятельности в вузах Сибири. Возникшие противоречия обозначили тему, направленную на выявление вопросов и проблем через проведение исследований по рекреативно-оздоровительной ходьбе студентов вузов Центральной Сибири.

Целью работы является ориентация на формирование двигательной деятельности студентов вузов Центральной Сибири путем освоения рекреативнооздоровительной ходьбы в процессе здоровьесберегающего образования с учетом медико-биологических основ организма.

Гипотеза исследования. Образовательно-воспитательный процесс оздоровления студентов вузов Центральной Сибири станет более динамичным и управляемым, если будет реализован ряд следующих педагогических условий:

— теоретически обосновано, разработано и адаптировано на практике методологическое обеспечение процесса физического развития и физического воспитания студенческой молодежи вузов Центральной Сибири на основе освоения рекреативно-оздоровительной ходьбы с учетом медико-биологических основ организма;

— на основе анализа новых педагогических технологий выявлены положения, позволяющие рекомендовать проведение научных наблюдений и экспериментальные исследования при блочном построении задействованных структур взаимодействий по рекреативно-оздоровительной направленности ходьбы в процессе физкультурных занятий студентов в вузе в каникулярное время, а также в период экзаменационных сессий, как решаемый вопрос индивидуального студенческого самосовершенствования;

— разработаны и внедрены в процесс физического воспитания студентов новые педагогические технологии, учитывающие специфику занятий студентов по установленным критериям и поиску новых решений в оценке состояния их здоровья;

— определены критерии оценок состояния здоровья, физического развития и физической подго-

товленности студентов в вузах Центральной Сибири. Все это в совокупности позволило сделать процесс физического воспитания студентов непрерывным и динамичным.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

— теоретически исследовать потенциальные возможности студентов вуза и выполнение ими требований к жизни в современном обществе через образовательную информированность;

— выявить в процессе анализа подходы к формированию здоровья молодых людей вузов Центральной Сибири через рекреативно-оздоровительную ходьбу, как рекреативно-оздоровительный подход в здоровьесберегающем пространстве современной молодежи;

— разработать и обосновать содержание методологического обеспечения по перспективности задействования двигательной активности студентов путем освоения рекреативно-оздоровительной ходьбы в процессе здоровьесберегающего образования с учетом медико-биологических основ организма.

Рекреативно-оздоровительная ходьба — самое простое и эффективное средство в учебном процессе физического воспитания вузов. Оздоровительный и профилактический эффект ходьбы зависит от повышения способности организма усваивать (потреблять) кислород, т.е. от аэробных возможностей человека. Ходьба, выполненная в течение 30 минут, приводит к повышению потребления кислорода, росту аэробных возможностей. Аэробные возможности организма определяются показателями МПК (максимальное потребление кислорода), которое человек может использовать при предельно напряженной работе в циклических движениях. Ациклические виды спорта (спортивные игры, гимнастика и др.) в этом отношении уступают циклическим. Основу оздоровительной программы в физическом воспитании студентов должны составлять циклические упражнения аэробной направленности, так как в циклических двигательных актах участвуют две трети всех мышечных групп человеческого тела. По продолжительности они не менее 30 минут, а по интенсивности не выше анаэробного порога, при котором потребность мышц в энергии полностью обеспечивается за счет окисления кислородом углеводов и жиров. При превышении данного порога кислорода не хватает, и организм вынужден использовать бескислородные источники (расщепление мышечного гликогена — гликолиз и креатинфосфата с образованием кислородного долга и накоплением в мышцах молочной кислоты). Аэробные упражнения обладают выраженным профилактическим эффектом в отношении сердечно-сосудистых заболеваний, что важно для студентов с ослабленным здоровьем, особенно во время экзаменационной сессии в вузе. Основу любой оздоровительной программы должны составлять аэробные упражнения [1]. С ростом аэробных возможностей организма (МПК) снижаются факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, происходит профилактика простудных заболеваний, выделение в кровь эндорфинов способствует поднятию настроения, повышается умственная и физическая работоспособность организма, при сжигании лишнего жира фигура приобретает хорошую форму, что также немаловажно в период полового созревания студентов вузов. Во время ходьбы происходит взаимодействие сознания человека со своим телом и организмом в целом [2]. Рекомендованная студентам рекреативно-оздоровительная ходьба — самое простое и эффективное

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

средство в экзаменационное и каникулярное время при задействованности этих и других средств в физическом воспитании студентов вузов. Ходьба доступнее бега. Самое привычное и легкое физическое упражнение не требует никаких материальных расходов. Фаза полета, которая отличает бег от ходьбы, при приземлении на стопу вызывает встряску организма и ударную волну, которая достигает суставов и позвоночника. Это встряхивание положительно влияет на внутренние органы и стенки кровеносных сосудов, но отрицательно сказывается на суставах человека. Воздействие ходьбы на организм человека значительно мягче, поэтому она не имеет противопоказаний.

Занятие рекреативно-оздоровительной ходьбой оказывает комплексное влияние на организм человека по различным направлениям. Прежде всего, это расход энергетических веществ, жиров и углеводов, пропорционально длительности и скорости ходьбы. По данным статистики, «среднестатистический» европеец в возрасте до 40 лет с массой тела 70 кг расходует в сутки около 2700 ккал, а потребляет в сутки от 3200 до 4000 ккал. Расход энергии превышает ее приход, избыток энергетических веществ накапливается в виде жира в жировых депо подкожной клетчатки и брюшной полости. Это и есть основная причина болезней. Вместе с жиром накапливается и холестерин, что приводит к развитию атеросклероза со всеми его осложнениями — гипертонией, инсультом, инфарктом. Рекреативно-оздоровительная ходьба является тем средством, которое обеспечивает расход энергии за счет мышечных сокращений нижних конечностей. Ежедневные занятия рекреативнооздоровительной ходьбой со скоростью 5 — 6 км/ч, обеспечивают расход энергии 0,7 ккал на 1 кг массы тела на 1 км пройденного пути. При таких условиях человек с массой 70 кг за один час расходует около 350 ккал, а недельный расход составляет 2000 ккал, что обеспечивает минимальный порог недостающих энергозатрат. Именно этот расход энергии является профилактикой сердечно-сосудистой системы как основной причины в снижении смертности населения. При проведении широкомасштабных исследований на пяти континентах под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), выполненных под руководством профессора Паффенбергера, было установлено, что в группах населения, которые расходовали на физические упражнения менее 2000 ккал в неделю, смертность от заболеваний была в четыре раза выше, чем в группе лиц, которые перешагнули этот критический порог.

Рекреативно-оздоровительная ходьба влияет на систему кровообращения и повышение аэробных возможностей организма (МПК), что приводит к нормализации давления крови как пониженного, так и повышенного. Объясняется это нормализацией сосудистого тонуса, напряжения стенок кровеносных сосудов, от которых зависит давление крови. При рекреативно-оздоровительной ходьбе в работающих мышцах нижних конечностей происходит расширение просвета мельчайших сосудов — капилляров, которые отвечают за доставку к мышцам крови и кислорода (так называемый эффект «рабочей гиперемии»), что приводит к снижению систолического артериального давления. Чем уже просвет, чем выше давление на стенки сосудов, чем шире диаметр просвета сосуда, тем давление на стенки сосудов меньше. Пониженное артериальное давление (гипотония) более устойчиво к аэробной тренировке, но при регулярных занятиях происходит уменьшение гипотонии, вплоть до полной нормализации артериального

давления, что объясняется улучшением регуляции тонуса сосудов со стороны центральной нервной системы и повышения упругости стенок артерий.

Рекреативно-оздоровительная ходьба — это активная ходьба со скоростью до 5 — 6 км/ч, когда в работу включаются мышцы голени и таза, за счет сгибания голеностопного сустава происходит активное отталкивание стоп от грунта. При постановке стоп на грунт необходимо избегать натыкания края пятки, так как образуется ударная волна по продольной оси нижних конечностей, которая достигает суставов и позвоночника, что сказывается на снижении скорости. Стопа должна приземляться на грунт по плоскости с мягким перекатом на носок. Если при ходьбе формируется склонность к развороту стопы внутрь (косолапость) — это может привести к хронической травме голеностопного сустава. Стопы во время ходьбы надо ставить параллельно друг друга. Это нечто среднее между прогулочной и спортивной ходьбой.

Процесс освоения рекреативно-оздоровительной ходьбы делится на три этапа. Первый этап —рекреативно-оздоровительная ходьба продолжительностью 20 мин два раза в неделю (первый семестр). Постепенно в течение второго семестра продолжительность ходьбы увеличивается до 40 мин при той же установленной скорости. Для занятий выбирается маршрут экологически чистый. Измерение шагов проводится с помощью шагомера. Обязательно замерялась частота сердечных сокращений в начале и в конце маршрута.

Второй этап (третий и четвертый семестры) связаны с постепенным увеличением скорости без увеличения длины дистанции. Скорость будет увеличиваться непроизвольно и незаметно по мере роста тренированности. Если дыхания через нос уже не хватает, то приходится делать дополнительный вдох ртом, а это значит, что происходит превышение своей оптимальной скорости, и темп ходьбы надо уменьшить. В четвертом семестре целью занятий ставится выполнение контрольного теста по рекомендации австралийского доктора Кларка Гиббса, т.е. без излишнего напряжения пройти надо 5 км за 45 мин. ЧСС на этом этапе может колебаться от 90 до 120 уд/мин и выше.

Третий этап (пятый семестр и шестой семестр) — этап стабилизации и поддержания физической работоспособности. При четырехразовом занятии (2 самостоятельных занятия в неделю) по 5 км за 45 мин обеспечивает в среднем расход энергии до 2000 ккал в неделю. Энергетический порог является критерием профилактики сердечно-сосудистых и раковых заболеваний.

Занятия студентов во время учебного процесса в вузе в период экзаменационной сессии рекреативнооздоровительной ходьбой дали представление о пользе естественных движений человека, когда гармонично усваиваются ритм и темп. Ритмично с ходьбой и дыханием сочетается идущая за всем этим ментальная (образная, мыслительная) работа индивида. Соединение биологического начала через физиологические изменения в организме с психофизическим при мыслительной деятельности послужило основанием к усвоению принципа самосовершенствования личности [3]. Энергетические затраты организма в условиях постоянно повторяющегося контакта стоп ног с землей при естественном перемещении по ее поверхности приносят удовлетворение от преодоления себя через созданную трудность в циклической физической нагрузке при рекреативно-оздоровительной ходьбе. Это становится залогом ментального

осмысления при решении важных мыслительных проблем повторения заученного материала, что так важно в период экзаменационной сессии студентов [4].

Интерес к самостоятельной форме занятий в период экзаменационной сессии и каникулярный период в вузе повысил интерес студентов к физическому воспитанию. Для лучшего освоения и реализации самостоятельной формы занятий во время экзаменационной сессии и в каникулярный период был разработан «Дневник результатов ходьбы по текущему времени», в котором велся учет количества проводимых занятий, фиксировалось «чистое» время ходьбы, измерялась частота пульса по десяти секундным отрезкам времени до начала, в середине занятия ходьбой и в восстановительный период. Одновременно с оздоровительной ходьбой, сориентированной на измерение частоты пульса, проводился дополнительно учет шагов при ходьбе, которые фиксировались электронным счетчиком шагов («Электроника ШЭ-02М»). Результаты учета данных замеров дали возможность установить связь между временем на ходьбу и количеством шагов за одно занятие. Применительно к данному исследованию среднестатистические показатели по затраченному времени колебались в пределах от 54 до 44 минут. Общее количество движений в одно занятие выполнялось в пределах от 110455 до 65042, что в пересчете составляло 113 шагов и 87 шагов в одну минуту, или 6136 шагов в первом случае и 3826 шагов во втором за одно занятие.

Результаты оздоровительной ходьбы студентов с изменением частоты пульса представлены следующими показателями. На одно занятие в среднем уходило по 33 минуты чистого времени. Средняя частота пульса до занятий составляла 72 уд/мин, (р<0,05), в середине занятий первый замер фиксировал в среднем 124 уд/мин (р<0,05), второй—139 уд/мин (р< <0,05). На первой минуте восстановление частоты пульса составляло 156 уд/мин (р<0,05), на третьей — 124 уд/мин (р<0,05). Результаты, показанные девушками и юношами, различаются. Так, если у девушек частота пульса до занятий составляла 74 уд/мин (р< <0,05), то у юношей она равнялась 70 уд/мин (р< 0,05). В середине занятий показатели первого замера у девушек колебались в пределах 128— 130 уд/мин (р<0,05), у юношей—124 уд/мин (р<0,05). При втором замере частота пульса составляла 149— 152±2 уд/мин и 130 — 134±2 уд/мин (р<0,05). В восстановительный период показатели на первой минуте у девушек равнялись 170±5 уд/мин (р<0,05), у юношей 142±3 уд/мин (р< <0,05), на третьей минуте восстановления— 134±3 уд/мин (р<0,05) и 122±2 уд/мин.

Научная новизна исследования:

— обоснованы и разработаны через теоретический анализ научных исследований воззрения отечественных и зарубежных авторов по проблемам комплексного подхода к рекреативно-оздоровительной ходьбе студентов в здоровьесберегающем образовании с учетом медико — биологических основ организма в вузах Центральной Сибири;

— систематизирован методологический подход к рекреативно-оздоровительной ходьбе, как средству рекреации в период экзаменационной сессии и каникул студентов;

— разработаны отдельные положения, связанные с совершенствованием методологических основ по рекреативно-оздоровительной ходьбе в вузах Центральной Сибири. Мотивированный человек должен идти по пути «Познай и преобразуй себя», хотя это и довольно тяжелый повседневный труд в построении индивидуального здравостроения;

— экспериментально доказана необходимость внести в процесс образовательной системы рекреативно-оздоровительную ходьбу, что будет способствовать оздоровлению молодых людей и совершенствованию отдельных аспектов процесса физического воспитания студентов вузов Центральной Сибири.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения содержания рекреативно-оздоровительной ходьбы в процессе здоровьесберегающего образования студентов вузов Центральной Сибири с учетом медико-биологических основ организма. Материалы исследования могут быть использованы при проектировании новых оздоровительных форм и технологий в учебном процессе физического воспитания студентов вузов, в разработке учебных программ вузов, при проведении педагогических проблемных семинаров, а также на курсах повышения квалификации педагогов.

Выводы.

1. Теоретически исследованы потенциальные возможности студентов вуза и выполнение ими требований к жизни в современном обществе через образовательную информированность.

2. Разработано и обосновано содержание методологического обеспечения по перспективности двигательной деятельности студентов в течение года, а также в периоды экзаменационной сессии и каникулярное время путем освоения методики оздоровительной ходьбы как здоровьесберегающего фактора в образовательной системе вуза.

3. На основании полученных в педагогическом эксперименте результатов можно сделать предварительные выводы. Прежде всего, следует отметить, что потребность проведения занятий рекреативнооздоровительной ходьбой вызвана велением жизни, когда на самосовершенствование постоянно не хватает времени. Ходьба является естественным перемещением человека по поверхности Земли. У рекреативно-оздоровительной ходьбы имеются свои преимущества. Она доступна и материально не затратна.

4. В опытно-экспериментальной работе установлена эффективность процесса физического воспитания студентов вузов Центральной Сибири на основе использования рекреативно-оздоровительной ходьбы, как здоровьесберегающего фактора в образовательной системе вуза.

5. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выявить положительные изменения по улучшению физического здоровья студентов вузов Центральной Сибири.

Библиографический список

1. Бызов, А. П. Результаты оздоровительной ходьбы студентов в период экзаменационной сессии и зимних каникул / А. П. Бызов. — Челябинск : Вестник ЮУрГУ, 2007. —

С. 130-131.

2. Бондарев, А. Г. Триединый человек тела, души и духа: Опыт осмысления методологии науки о духе / А. Г. Бондарев. — М., 1999. — 688 с.

3. Архада, А. Психоэнергетическая тренировка: Базовые понятия / А. Архада. — Мн. : Издатель Згировский А. А., 2005. — 512 с.

4. Быховская, И. М. «Быть телом» — «иметь тело» — «творить тело»: Три уровня бытия «Homo Sapiens» и программа физической культуры / И. М. Быховская // Теория и практ. ФК. — 1993. — № 4. — С. 21—22.

5. Жилкин, А. И Легкая атлетика : учеб. пособие для высших педагогических учебных заведений / А. И. Жилкин,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. — М. : Изд. центр «Академия», 2003. - 464 с.

МАРТИРОСОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.

БЫЗОВ Анатолий Петрович, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры и валеологии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.11.2011 г.

©Т. А. Мартиросова, А. П. Бызов

УДК 794.09 Д. — . МАХОВ

Шуйский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ В АДАПТИВНОМ СПОРТЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ______________________________

В работе анализируются основные проблемы, связанные с организацией соревнований в адаптивном спорте. В статье приведены результаты исследования, проведённого среди участников I Параспартакиады Центрального федерального округа из 18 регионов Российской Федерации в октябре 2010 года. Для более качественного и зрелищного проведения соревнований для лиц с инвалидностью разработаны практические рекомендации.

Ключевые слова: адаптивный спорт, проблемы организации соревнований, спортсмены-инвалиды.

Введение. Организация соревнований в любом виде спорта требует тщательной отработки и слаженности действий всех структур, их обеспечивающих. Однако организаторы зачастую либо забывают осуществить, либо умышленно не реализуют некоторые действия, которые в целом приводят к неудовлетворённости спортсменов и тренеров проведённым мероприятием. Несмотря на то, что в общей теории отечественного и зарубежного спортивного менеджмента и маркетинга рассматриваются вопросы, связанные с определением основных проблем в организации физкультурно-спортивных соревнований и путей их решения (И.И. Переверзин [1], О.Н. Степанова [2, 3, 4], А. РегтапсЗ, Б. Stotlar [5]. и др.), в адаптивном спорте большинство вопросов данного характера остаются неизученными. Вместе с тем организация и проведение соревнований среди людей с ограниченными возможностями требуют особого подхода, т.к. каждая нозологическая группа, как правило, предъявляет свои требования к подобным мероприятиям. Поэтому проводящей организации, особенно если спортивные состязания проходят сразу по нескольким категориям инвалидности и по разным видам спорта, необходимо предусматривать и уметь просчитывать множество неординарных ситуаций, которые могут возникнуть при их проведении и быстро находить правильное решение.

С целью определения основных проблем при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации, нами было проведено исследование, в число задач которого входило:

— во-первых, выявить перечень основных проблем при организации и проведении соревнований в адаптивном спорте в регионах Российской Федерации;

— во-вторых, установить значимость выявленных проблем;

— в-третьих, определить их структуру.

Методика. Для решения поставленных задач были использованы методы исследования в форме опросов, бесед, интервью и анкетирования.

Для решения первой задачи были проведены опросы в форме бесед, интервью и анкетирования спортсменов и тренеров спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» Шуйского государственного педагогического университета, а также участников V фестиваля спорта инвалидов Ивановской области, прошедшего на базе названного вуза в апреле 2010 года — всего 147 спортсменов из 8 муниципальных образований Ивановской области: Иванова, Шуи, Ки-нешмы, Кохмы, Савина, Пучежа, Фурманова, Тейкова.

В результате обработки опросов был определён перечень проблем, которые испытывают спортсмены-инвалиды при участии в спортивных состязаниях на местах: 1) неудобный график соревнований; 2) мало волонтёров; 3) некачественный инвентарь; 4) отсутствие пандусов; 5) затруднён доступ инвалидов на спортивные площадки; 6) не оборудованы туалеты; 7) нехватка или отсутствие раздевалок; 8) неправильное расположение зрительских мест либо их отсутствие;

9) некачественное покрытие спортивных площадок;

10) отсутствие мест для разминки; 11) неграмотное размещение судей; 12) отсутствие медицинского обслуживания; 13) неисправности с табло либо его отсутствие; 14) отсутствие музыкального сопровождения; 15) неудобное расположение места проведения соревнований; 16) отсутствие торжественного открытия соревнований; 17) несоответствующая температура помещений.

Полученные данные послужили основой для составления анкеты по оценке основных проблем, воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.