Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / государственное управление / антикоррупционная деятельность / цифровизация / документационное обеспечение управления / электронный документооборот / healthcare / public administration / anti-corruption activities / digitalization / documentation support for management / electronic document management

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пасешник Наталья Петровна, Симахин Андрей Сергеевич

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты оптимизации деятельности государственного управления в социально-экономическом секторе здравоохранения, выявляются основные особенности антикоррупционной деятельности в сфере здравоохранения, а также специфика внедрения электронного документооборота в учреждениях здравоохранения. В статье приводится статистика изменений в деятельности государственного управления в социально-экономическом секторе здравоохранения, на примере планово-экономического отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF OPTIMIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION ACTIVITIES IN THE SOCIO-ECONOMIC SECTOR OF HEALTHCARE

This article examines key aspects of optimizing public administration activities in the socioeconomic sector of healthcare, identifies the main features of anti-corruption activities in healthcare, as well as the specifics of introducing electronic document management in healthcare institutions. The article provides statistics on changes in public administration activities in the socio-economic sector of healthcare, using the example of the planning and economic department of the Federal Budgetary Institution of Health "Center for Hygiene and Epidemiology in the Chelyabinsk Region".

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Для цитирования: Пасешник Н.П., Симахин А.С. Аспекты оптимизации деятельности государственного управления в социально-экономическом секторе здравоохранения // Управление в современных системах. 2024. №4. С. 42-49.

DOI: 10.24412/2311-1313-43-42-49

УДК 338.2 JEL: P36

ББК 65.05

АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Пасешник Н.П.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Симахин А.С.2, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»

Аннотация

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты оптимизации деятельности государственного управления в социально-экономическом секторе здравоохранения, выявляются основные особенности антикоррупционной деятельности в сфере здравоохранения, а также специфика внедрения электронного документооборота в учреждениях здравоохранения. В статье приводится статистика изменений в деятельности государственного управления в социально-экономическом секторе здравоохранения, на примере планово-экономического отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области».

Ключевые слова: здравоохранение, государственное управление, антикоррупционная деятельность, цифровизация, документационное обеспечение управления, электронный документооборот.

Введение

Современное российское сталкивается с многими вызовами, которые требуют комплексного подхода к оптимизации управления и повышению эффективности его работы. В условиях ограниченных ресурсов и повышающихся ожиданий граждан важно не только улучшить доступность и качество медицинских услуг, но и обеспечить прозрачность и подотчетность в системе здравоохранения. Одной из ключевых проблем в данной сфере остается коррупция, которая подрывает доверие к государственным институтам и ухудшает состояние здоровья населения.

Основная часть

Для оптимизации деятельности государственного управления в сфере здравоохранения в России можно выделить несколько основных направлений. Во-первых, улучшение качества

1 Пасешник Наталья Петровна - к.э.н., доцент кафедры ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9а, e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 7036-8964; ORCID: 0009-0009-4702-5882.

2 Симахин Андрей Сергеевич - магистрант 2-го курса, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9а, e-mail: [email protected].

медицинских услуг, внедрение стандартов оказания медицинской помощи позволяет повысить точность диагностики и эффективности лечения.

Во-вторых, это цифровизация здравоохранения. Разработка электронных систем для учета и мониторинга состояния здоровья граждан, а также внедрение телемедицины и электронных записей на прием позволяют оптимизировать управление ресурсами и упростить доступ к медицинским услугам.

Большое значение имеет повышение квалификации сотрудников. Кроме того, создание условий для сотрудничества между государственными и частными медицинскими учреждениями позволяет улучшить качество услуг и повысить конкуренцию [Зверева, 2020].

Эффективная антикоррупционная деятельность в сфере здравоохранения базируется на следующих принципах:

- Прозрачность, то есть обеспечение открытости в процессах принятия решений и расходования бюджетных средств. Это включает публикацию отчетов, доступных для анализа гражданским обществом [Васильев, 2018].

- Подотчетность, установление четких механизмов ответственности за действия должностных лиц и учреждений, что позволяет выявлять и пресекать коррупционные схемы.

- Участие гражданского общества, вовлечение общественных организаций и граждан в мониторинг деятельности медицинских учреждений способствует выявлению проблем и улучшению качества управления.

- Профилактика коррупции, которая включает разработку и внедрение профилактических мер по снижению коррупционных рисков, а также обучение персонала и создание антикоррупционных стандартов [Киселев, 2018].

В настоящее время проводятся важные меры по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения. Так, это ужесточение уголовной ответственности за коррупционные правонарушения, введение более строгих санкций за взяточничество и другие коррупционные деяния. Также практикуется создание антикоррупционных структур, формирование специальных подразделений в рамках министерств и ведомств, занимающихся борьбой с коррупцией в сфере здравоохранения [Мурашкин, 2018].

Основные цели антикоррупционной деятельности в здравоохранении включают:

1. Увеличение уровня доверительного отношения населения к медицинским учреждениям.

2. Уменьшение факторов коррупции.

3. Обеспечение справедливости в доступе к медицинским услугам, гарантирование равных возможностей для всех граждан в получении качественной медицинской помощи [Липинский, 2017].

Согласно данным Росстата, уровень коррупционных преступлений в России в 2021 году составил около 12% от общего числа преступлений. В Челябинской области ситуация не лучше: согласно местным отчетам, более 15% всех зарегистрированных нарушений связаны с коррупцией, многие из которых касаются органов здравоохранения, включая закупки медицинского оборудования и медикаментов1.

1 Сводный отчет о противодействии коррупции в Челябинской области за 2021 г. [Электронный ресурс] // URL: samaraanticorr.ru/main/reports/30772/ (дата обращения: 26.08.2024).

Примером грамотного использования мер государственного управления в сфере антикоррупционной политики является реализация мер в планово-экономическом отделе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области», основной задачей которого является планирование, контроль и анализ исполнения бюджета по доходам и расходам, ведение статистического учета.

Финансы являются основой функционирования любого лечебного учреждения. От грамотного, правильного планирования финансовой деятельности больницы зависит эффективность оказания лечебной помощи всем пациентам больницы. Большое значение имеют контроль за деятельностью финансовой стороны работы организации, четкий регулярный мониторинг и постоянная модернизация условий и механизмов работы организации.

Штат сотрудников планово-экономического отдела состоит из высококвалифицированных специалистов, которые осуществляют проведение финансового и экономического анализа работы учреждения в соответствии со структурой затрат на заработную плату, питание, мягкий инвентарь, медикаменты и расходный материал. Организация практикует постоянное систематическое повышение квалификации сотрудников, что способствует повышению эффективности деятельности учреждения.

Деятельность организации включает:

- изложение точных сведений о работе организации;

- четкая разработка расписания и учебной документации;

- мониторинг работы организации, ее финансовой деятельности, своевременной выплаты заработной платы и премий;

- разработка финансовых документов, своевременное предоставление ежегодной финансовой отчетности;

- разработка финансовых отчетов;

- анализ работы организации, реализация предпринимательства.

Слаженная работа экономической службы с бухгалтерией при тесном контакте с руководителями лечебных подразделений больницы, кабинетом медицинской статистики способствует улучшению экономических и статистических показателей [Давыдова, 2019].

Основные обязанности лиц, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики:

- подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в Учреждении;

- подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Учреждении;

- разработка и представление на утверждение главному врачу проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;

- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;

- организация проведения оценки коррупционных рисков;

- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами;

- организация работы по заполнению и рассмотрению деклараций о конфликте интересов;

- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

- организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

- индивидуальное консультирование работников;

- участие в организации антикоррупционной пропаганды [Аксенова, 2018].

В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения среди сотрудников, в Учреждении устанавливаются общие правила и принципы поведения работников, затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников и Учреждения в целом. Такие общие правила и принципы поведения закрепляются в Кодексе этики и служебного поведения работников организации, утвержденном руководителем Учреждения [Алферовская, 2018].

Среди мер совершенствования системы государственного управления на современном этапе является внедрение электронного документооборота в учреждениях здравоохранения как неотъемлемая черта цифрового общества и важный фактор оптимизации государственного управления в сфере социально-экономического-сектора здравоохранения. Использование электронного документооборота в организации повышает уровень качества услуг, способствует ускорению деятельности сотрудников, оптимизирует рабочие процессы и разгружает объемы работ. Также наблюдается уменьшение ошибок в деятельности сотрудников и повышение уровня качества обслуживания населения.

Внедрение электронного документооборота (ЭДО) в учреждениях здравоохранения России, включая Челябинскую область, стало важным шагом на пути к цифровому обществу и оптимизации государственного управления. ЭДО представляет собой систему, которая позволяет автоматизировать процесс создания, обработки, хранения и передачи документов, что тем самым повышает эффективность работы учреждений здравоохранения.

Преимущества электронного документооборота включают в себя следующие факторы:

- Скорость и эффективность, так как ЭДО позволяет значительно сократить время на обработку документов, что важно в условиях современной медицины.

- Снижение затрат, поскольку переход на электронный документооборот позволяет сократить расходы на бумажные носители, принтеры и хранилища для документации.

- Повышение безопасности данных, потому что электронные документы легче защищать от несанкционированного доступа и потери.

- Удобство доступа, когда персонал может быстро находить нужные документы и информацию, что ускоряет процесс лечения пациентов.

Направления развития ЭДО в области здравоохранения следующие:

1. Интеграция систем, совмещение различных информационных систем (например, электронные медицинские карты, электронные рецепты) для оптимизации работы.

2. Увеличение спектра возможностей обработки информации.

3. Подготовка квалифицированных кадров, владеющих современными инфокоммуникационными технологиями.

В Челябинской области активно внедряются пилотные проекты по электронным медицинским картам и обмену медицинскими документами.

Региональные инициативы направлены также на автоматизацию процессов в первичном звене здравоохранения, что позволяет лучше отслеживать динамику обращений и улучшать качество обслуживания.

За последние годы в России наблюдается рост числа учреждения здравоохранения, внедряющих ЭДО. По данным Минздрава России, в 2023 году более 70% медучреждений уже используют электронные медицинские карты, а к 2025 году планируется увеличить этот показатель до 90%1.

Механизмы внедрения ЭДО включают в себя следующие компоненты:

- Разработка нормативной базы, создание законов и постановлений, регламентирующих использование ЭДО.

- Финансирование, выделение бюджетных средств для модернизации инфраструктуры.

- Партнерство с ИТ-компаниями, сотрудничество с провайдерами технологий для разработки эффективных решений по ЭДО.

- Обучение и поддержка персонала, проведение тренингов и семинаров для врачей и администраторов.

Структурная организация учреждения здравоохранения планово-экономического отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области» определяет тип его делопроизводства: централизованное или смешанное. При этом применяют централизованный вид ДОУ, и за работу отвечает отдельный сотрудник [Басаков, 2018].

Нормативно-методическая база служит для осуществления следующих этапов:

- порядок оформления входящей и исходящей документации;

- порядок обработки входящей и исходящей документации;

- порядок хранения входящей и исходящей документации;

- правила архивирования входящей и исходящей документации;

- порядок деятельности отдела документации;

- использование инфокоммуникационных технологий в документообороте;

- юридические аспекты [Клименко, 2019].

На современном этапе регламентация документооборота (ДОУ) на государственном уровне осуществляется следующими путями:

- законодательное регулирование;

- стандартизация;

- разработка нормативно-правовых и нормативно-методических документов [Алексеева, 2021].

Технологии ДОУ в соответствии с различием информационных процессов делятся на:

1 Анализ рынка медицинских услуг в России в 2017-2024 гг. [Электронный ресурс]. URL: s.rbk.ru/v4_marketing_media/demo/7/38/135268946022387.pdf. (дата обращения: 26.08.2024).

- технологии обработки поступающих и отправляемых документов;

- технологии передачи (доведения) документной информации конечному пользователю;

- технологии введения документов в информационную базу данных организации, исходя из ее внутренней структуры;

- технологии обработки документной информации и накопления документов;

- технологии хранения и использования отдельных локальных групп документов [Раздорожный, 2020].

При анализе постановки делопроизводства в Учреждении было выявлено, что используется централизованная форма организации работы с документами. Все технологические операции по работе с документами, в том числе с кадровыми, сосредоточены в ведении одного специалиста [Гринберг, 2020].

В процессе деятельности Учреждения образуются различные документы, поэтому вопросы документирования и организации работы с ними регулируются на основе существующей нормативной законодательной базы, которую составляют Конституция РФ, кодексы, Федеральные законы, законы Челябинской области, а так же ряд других нормативных документов.

В состав документации входят исходящие, входящие и внутренние документы, они заносятся в журналы.

Так, например, объем документооборота за 2020 год составил: 2521 (входящих) + 1023 (исходящих) + 965 (внутренних) = 4509 ед.

Подсчитанный объем документооборота является примерным, так как в Учреждении среди внутренних документов регистрируются только приказы. В документообороте участвуют различные запросы и обращения от населения. Процентное соотношение входящих документов составляет: запросы - 15 %, постановления - 2 %, письма - 72 %, обращения граждан - 10 %, телефонограммы - 1 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процентное соотношение способов доставки документов в Учреждении составляет: почта - 10 %, электронная почта - 84 %, факсимильная связь - 2 %, курьерская доставка - 4 %.

Имеются такие стадии документооборота в организации: первичное рассмотрение, регистрация, повторное рассмотрение, осуществление поручения, фиксация документа [Кирсанова, 2017].

В этой связи, данная организация осуществляет свою деятельность в области документооборота на основе положений Методических рекомендаций, касающихся документооборота. Данная деятельность является эффективной и продуктивной благодаря грамотной организации.

Заключение

Роль ЭДО в современном цифровом социально-экономическом секторе здравоохранения очень велика. Электронный документооборот является ключевым элементом цифровизации здравоохранения. Он способствует улучшению качества медицинских услуг, ускорению обработки данных, что критично в экстренных ситуациях, обеспечению прозрачности и доступности информации для пациентов и госструктур.

В целом, внедрение ЭДО в учреждениях здравоохранения России, включая Челябинскую область, представляет собой важный шаг к созданию более эффективной, доступной и безопасной системы здравоохранения.

Оптимизация государственного управления в сфере здравоохранения требует комплексного подхода, включающего в себя как реформы управления, так и усиление антикоррупционных мер. Только при условии прозрачности, подотчетности и вовлеченности гражданского общества возможно сформировать эффективную и устойчивую систему здравоохранения, которая будет служить интересам общества и обеспечивать достойный уровень медицинских услуг для всех граждан России.

Список источников

1. Аксенова А.В. Борьба с коррупцией в России и за рубежом / А.В. Аксенова, Э.В. Балян // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. № 3. С. 13-16.

2. Алексеева П.В. Делопроизводство: Учебная Программа. М.: Наука, 2021. 241 с.

3. Алферовская Е.О. О значении понятия «преступление коррупционной направленности» // Закон и право. 2018. № 2. С. 106-110.

4. Басаков М.И. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). Учебник / М.И. Басаков, О.И. Замыцкова. М.: Феникс, 2018. 384 с.

5. Васильев С.А. Формы, направления и способы антикоррупционного мировоззрения [Текст] / С.А. Васильев, С.С. Зеленин // Юридический мир. 2018. № 3. С. 2025.

6. Гринберг А.С. Документационное обеспечение управления / А.С. Гринберг, Н.Н.Горбачев, О.А.Мухаметшина. М.: Юнити-Дана, 2020. 392 с.

7. Давыдова А.А. Муниципальная кадровая политика и механизмы ее реализации / В сборнике: Модернизация российской экономики. Прогнозы и реальность: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции., г. Москва, 2019. 240 с.

8. Зверева Н.П. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд // Российский следователь. 2020. № 24. С. 16-18.

9. Кирсанова М.В. Курс делопроизводства. Документационное обеспечение управления. Учебное пособие / М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенов. М.: ИНФРА-М, 2017. 256 с.

10. Киселев С.Г. Антикоррупционная составляющая правового статуса госслужащего // Проблемы права. 2018. № 3. С. 94-97.

11. Клименко С.В. Документирование управленческой деятельности. Теоретические основы профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2019. 160 с.

12. Липинский Д.А. К вопросу о понятии коррупционного правонарушения // Юридическая наука и правоприменительная практика. 2017. № 3. С. 100-108.

13. Мурашкин И.Ю. Проблемы реализации антикоррупционного законодательства о подарках // Российская юстиция. 2018. № 9. С. 43-45.

14. Раздорожный А.А. Документирование управленческой деятельности. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2020. 304 с.

ASPECTS OF OPTIMIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION ACTIVITIES IN THE SOCIO-ECONOMIC SECTOR OF HEALTHCARE

Paseshnik N.P., The South Ural University of Technology Simakhin A.S., The South Ural University of Technology

Abstract

This article examines key aspects of optimizing public administration activities in the socioeconomic sector of healthcare, identifies the main features of anti-corruption activities in healthcare, as well as the specifics of introducing electronic document management in healthcare institutions. The article provides statistics on changes in public administration activities in the socio-economic sector of healthcare, using the example of the planning and economic department of the Federal Budgetary Institution of Health "Center for Hygiene and Epidemiology in the Chelyabinsk Region".

Keywords: healthcare, public administration, anti-corruption activities, digitalization, documentation support for management, electronic document management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.