УДК 343.2.7
АСПЕКТЫ
КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Е.А. Куликов, А.В. Кулаевский
Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, e-mail: kulikoveg@yandex.ru
Работа посвящена основным аспектам насильственной преступности несовершеннолетних, среди которых авторы выделяют семейно-бытовое насилие как фактор совершения преступления, а также психологическое воздействие как форму принуждения и завершают статью профилактикой совершения подростком преступлений.
Важнейшей целью предупреждения преступления является социальная защита наиболее уязвимых групп населения. Особенность затрагиваемой проблемы заключается в том, что несовершеннолетние и являются одной из уязвимых групп населения, так как они подвержены психологическому воздействию со стороны представителей криминального мира.
Проблема осложняется тем, что неблагоприятная ситуация в семье порождает бытовое насилие, при этом оно закладывает черты насилия у ребенка или подростка, так как личностные особенности в основном формируются у несовершеннолетних, что позволяет криминальному миру без особых стараний повлиять на ребенка.
Психологическое воздействие как форма принуждения может выражаться разными способами. Авторы указывают на такой способ, как гипноз. Нет сомнений, что чаще всего он используется при хищении имущества, но гипнологи считают, что с помощью гипноза можно запрограммировать человека на любой вид преступления. Авторы же говорят о гипнозе не как о влиянии личности на несовершеннолетнего, а как об обыденной жизни несовершеннолетнего, воспитывающегося под влиянием безраздельного потока информации из СМИ, сети Интернет, мобильной связи, позволяющей доносить большие объемы негативной информации до несовершеннолетнего (подсознательное внушение).
В качестве профилактики совершения подростками преступлений в статье указываются такие формы, как трудоустройство и направление в специальные общеобразовательные организации. Обращается внимания на международный опыт и на действия сотрудников ОВД.
Ключевые слова: противодействие, насилие, несовершеннолетний, преступность, предупреждение, ранняя профилактика.
ASPECTS
OF THE CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF FORCED CRIME OF MINORS AND SOME PROBLEMS OF ITS WARNINGS
E.A. Kulikov, A.V. Kulaevsky
Altai State University, Barnaul, Russia, e-mail: kulikoveg@yandex.ru
This article focuses on the main aspects of the juvenile delinquency of criminality, among which the authors single out domestic violence as a factor of crime, psychological influence as a form of coercion and complete the article by discussion about measures of diverting teenagers from crime. The most important goal of crime prevention is social protection of the most vulnerable groups of the population. The peculiarity of the affected problem is that minor children are one of the most vulnerable groups of the population, as they are subject to psychological pressure from representatives of the criminal world. The situation is complicated by the fact that the unfavorable situation in the family gives rise to domestic violence, which provokes the formation of violence traits among children or adolescents, since personality characteristics are still underdeveloped, which allows the criminal world to influence the child without much effort. Psychological influence as a form of coercion that can be expressed in different ways. The authors of this article point to hypnosis as a method. There is no doubt that most often it is used in the theft of property, but hypnologists believe that with the help of hypnosis one can program a person for any kind of crime. The authors discuss about hypnosis not as an influence on a person of a minor, but as an ordinary life of a minor, brought up under the influence of the undivided flow of information from the media, the Internet, mobile communication, allowing to convey large amounts of negative information to the minor (subconscious suggestion). As a preventive measure for a teenager from committing crimes, the article indicates such forms as employment and referral to special general educational organizations. Attention is paid to international experience and the actions of ATS employees.
Keywords: counteraction, violence, minor, crime, prevention, early prevention.
Введение
Известно, что уменьшение уровня преступности предполагает устранение причин, порождающих преступление, а также устранение условий, благоприятствующих действиям малолетних преступников. Классические методы борьбы с преступностью выражаются в развитии сознательности, культурного уровня, актуальным в наше время является также повышение благосостояния населения.
Сегодня в России 29 млн детей, из них 731 тыс. детей-сирот (У россиян..., 2018). Практически все они не получают надлежащего образования и нормального воспитания, не только пополняя малограмотное и малокультурное население, но и становясь резервом криминального населения.
Педагоги видят пути решения данной проблемы в определении морального самосознания; так, Г.Ш. Бибарсова определяет его как усвоение национальных и общечеловеческих ценностей, соотнесение их с индивидуальными интересами и потребностями, убеждениями, на основе которых формируются нормы поведения, выбор между добром и злом, готовность к преодолению нравственной свободы и долга, готовность ответственно совершать и оценивать моральные поступки (Бир-басова, 2008: 164).
Важнейшей целью предупреждения преступления является социальная защита наиболее уязвимых групп населения. Такой группой и являются несовершеннолетние, так как они подвержены психологическому воздействию со стороны представителей криминального мира. Борьба с преступностью несовершеннолетних осуществляется на том же уровне, в тех же формах, что и профилактика преступности в целом. Однако меры предупредительного воздействия на несовершеннолетних имеют ряд особенностей.
Одна из проблем состоит в том, что правоохранительные органы не вмешиваются в процессы неправильного воспитания детей. Во многих семьях фактически ждут, когда воспитанные насилием и алкоголем дети выйдут в самостоятельную жизнь, и только тогда правоохранительные органы констатируют факты извращенного воспитания, как раз это и является результатом подросткового насилия.
Ученые-криминологи в системе мер предупреждения преступности несовершеннолетних выделяют общесоциальные и социально-криминологические предупреждения, раннюю профилактику, которая представляет собой устранение обстоятельств, отрицательно влияющих на личность несовершеннолетнего (Побегайло, 2002: 79).
Насилие среди несовершеннолетних включает в себя широкий спектр актов агрессии — от хулиганства до убийств. Насилие служит способом не только совершения организованных преступлений, но и создания преступных формирований, оказывающих негативное влияние на подростков (Бандура и Уолтерс, 2000: 132).
К насильственным преступлениям относят убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, грабеж и разбой (Волошина, 1990: 30).
В.Н. Кудрявцев считает, что «высшим уровнем общей профилактики является осуществление крупных социальных мероприятий в масштабах всей страны» (Кудрявцев, 1975: 17).
Под социальным мероприятием понимается:
• стимулирование деловой активности подростков;
• формирование заинтересованности к труду;
• снижение социальной стратификации в обществе.
Методология исследования
Авторами использованы общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, эти методы реализованы при анализе различных аспектов криминологической характеристики преступности несовершеннолетних и ее предупреждения. Кроме того, применяются специальные методы юриспруденции, в частности социально-правовой, юридико-догматический, метод толкования права. Можно назвать также статистический метод, выступающий в рамках настоящего исследования одним из основных. Анализ статистических данных и статистических закономерностей выступает необходимой составной частью разработки проблем криминологии (Наумов, 1973: 45).
Результаты исследования
При анализе статистических данных, предоставленных Генеральной прокуратурой, в разделе «характеристика лиц, совершивших преступление» указывается, что за июль 2018 г. несовершеннолетними было совершенно 22 787 преступлений (Основные..., 2018).
Основной причиной данных преступлений являются семейно-бытовые отношения, а также отношения, складывающиеся между подростками в учебное и до-суговое время. Это подтверждают последние громкие уголовные дела. Например убийство отца, совершенное сестрами Хачатурян: обе подозреваемые являются несовершеннолетними.
Одним из ключевых факторов совершения преступлений несовершеннолетними является бытовое насилие в семье, оно закладывает черты насилия у ребенка или подростка, при этом психологи отмечают, что основные личностные особенности в основном формируются у несовершеннолетних.
Л.М. Прозументов, исследуя вопрос о формировании несовершеннолетнего преступника, указывает на отсутствие контроля со стороны семьи за формированием личности ребенка, которое сопровождается невмешательством в процесс отклонения от нормальной социализации личности, а также на особую негативную значимость внутрисемейных конфликтов, ускоряющих формирование или облегчающих проявление криминогенной мотивации личности при совершении конкретных преступлений (Прозументов, Шеслер, 2017: 166).
Л.В. Сердюк отмечает (2015: 320), что, исследуя вопрос об уголовно-правовых мерах борьбы с подростковой преступностью, имеет смысл обратиться к уголовному законодательству Швейцарии. В нем устанавливается уголовная ответственность за преступления с 7 лет (ст. 100 УК Швейцарии). При этом к детям применяется не наказание, а меры воспитательного характера. На наш взгляд, это разумно, абсолютная безнаказанность в детском возрасте в будущем приводит к систематическим преступным действиям подростков.
Характер насильственных посягательств зависит от возраста. Так, дети в возрасте 10-16 лет подвержены сексуальному насилию, а дети младше 10 лет страдают от родительского деспотизма.
Семейное насилие — это источник насилия в обществе. Исследования по всему миру подтверждают это. Немецкий социолог Г.А. Шнайдер выяснил, что 64%
лиц, к которым в детстве применялось насилие, становятся в будущем преступниками (Шнайдер, 1994: 504).
Таким образом, неблагополучная семья является одной из причин насилия в обществе. Сложно не согласиться с А.И. Гуровым, который в 2006 г. указал на проблемы государственной политики в области образования, воспитания молодежи, на большое количество неграмотных детей, а также детей, употребляющих наркотики (Гуров, 2006: 4).
Л.В. Сердюк, утверждает, что и в 2013 г. мало что изменилось (Сердюк, 2002: 320). К примеру, события на Болотной площади (протестные движения с большим участием подростков). Сейчас это имитированные «акции протеста против коррупции в высших эшелонах российской власти», прошедшие 26 марта 2017 г. в виде митингов, шествий и одиночных пикетов в 97 городах России, где большинство митингующих — также подростки, поддавшиеся давлению радикальной оппозиции.
Президент РФ Владимир Путин подтвердил ошибки в действиях государственной политики после трагических событий в Керчи. Его высказывание звучало следующим образом: «В социальных сетях, в Интернете, созданы целые сообщества, после которых молодые люди с неустойчивой психикой создают для себя лжегероев, это значит, что все мы плохо реагируем на изменяющиеся условия в мире, это значит, что государство не создает нужного контента для молодежи» (Путин назвал..., 2018).
Стоит задуматься о проблеме защиты детей от бытового насилия, так как это является истоком насилия среди несовершеннолетних в будущем. Следует начать с законодательства, регулирующего защиту детей. Так, в СК РФ в ст. 56 ч. 2 декларируется защита от злоупотреблений со стороны родителей, а также возможность ребенка обратиться в органы опеки, а по достижении 14-летнего возраста — в суд. Очевидно, что данные действия ребенка маловероятны, зачастую и взрослые граждане не могут воспользоваться своим правом.
Личность несовершеннолетнего преступника выражается в социальной агрессии, при этом агрессивность — это естественное состояние, унаследованное от животного мира. Вопрос состоит в том, в какой мере она выражается (Игошев, 1979: 45).
Возрастание проблемы насилия в обществе толкает различные страны на поиски путей ее предотвращения. Так, в США в юридической литературе используют понятие mobbing (психотеррор), проявляющееся в виде угроз и оскорблений в семье и на работе, выражающееся в частности в действиях сексуальной направленности (Материалы..,, 2006).
Термины «физическое» и «психическое насилие» используются в разных значениях. В Уголовном кодексе РФ, говорится, в частности, о шантаже, истязаниях, пытках, издевательствах. В последнее время к психическому насилию стали относить обман, особенно это проявляется в криминальных группах несовершеннолетних — подростка заманивают в группу с помощью обмана (Прозументов, 2017: 235).
Физическое насилие — это преступное посягательство на физическую безопасность человека в виде умышленного неправомерного причинения вреда потер-
певшему вопреки его воле. У каждого человека индивидуальные особенности здоровья, поэтому, как отмечает М.И. Ковалев, «в наше время абсолютное физическое и психическое здоровье практически недостижимый идеал». Поэтому уголовный закон защищает не абстрактное здоровье, а наличие состояния, которое очень далеко от обыденного предъявления о здоровом человеке.
Психическое насилие — это преступное посягательство на психическую безопасность человека в виде умышленного неправомерного причинения психического вреда потерпевшему вопреки его воле.
К способам вовлечения несовершеннолетнего в преступную среду Л.М. Прозументов относит формирование у подростка таких качеств, как жестокость, сексуальные извращения и насилие, втягивание несовершеннолетнего в пьянство и наркоманию, вовлечение в занятие проституцией, рекламирование преимуществ преступного образа жизни, непосредственная передача преступного «опыта» путем обучения методам (способам) совершения отдельных преступлений. Данные способы психического насилия применительно к потерпевшему выражаются в принуждении (Прозументов, 2017: 44).
В ряде статей УК РФ (Уголовный..., 2019) законодатель при описании противоправного поведения использует термины «принуждение» и «понуждение», причем соотношение этих понятий в тексте уголовного закона является неоднозначным. Однако в Общей части УК РФ (ст. 40, п. «е»), речь идет о «физическом и психическом принуждении», что, по мнению Р.Д. Шарапова, равнозначно психическому и физическому насилию (Шарапов, 2013: 144).
Совсем другое наблюдается в статьях Особенной части, где термин «принуждение» лишен прилагательных «физическое» и «психическое»; так, например, в ст. 144, 147, 240 УК РФ насильственный способ преступления обозначен посредством одного «принуждения», в ст. 120, 149,179, 302, 309, 333 УК РФ «принуждение» закреплено наряду с «насилием» и «угрозой».
По мнению Р.Д. Шарапова, законодатель дает понять, что принуждение как способ преступления имеет самостоятельное содержание (Шарапов, 2013: 146).
В свою очередь, термин «понуждение» фигурирует в трех статьях Особенной части УК РФ. В ст. 133 «понуждение» характеризует объективную сторону преступления. Тогда как в примечании к ст. 117, где дается понятие «пытки», и в ст. 206 «понуждение» обозначает признак субъективной стороны преступления, характеризуя цель.
Вопрос о понятиях, используемых в законе, является принципиальным, так как для вовлечения несовершеннолетних в преступную среду используются данные способы воздействия.
Л.Л. Кругликов говорит, что это «неправомерное воздействие на лицо, приневолившее его к противоправному деянию» (Кругликов, 1998: 56).
В.П. Петрунев полагает, что принуждение включает две формы: физическое и психическое насилие. При этом указывает, что в разных составах принуждение выступает в разных объемах (Петрунев, 1991: 56).
А.В. Наумов под принуждением понимает способ воздействия на потерпевшего (Наумов, 1973: 88).
В.В. Иванова более подробно определяет понятие принуждения. Под ним понимается воздействие на лицо против его воли, ограничивающее свободу выбора поведения, имеющее целью заставить действовать помимо воли принуждающего (Иванова, 2002: 23).
Воздействие на несовершеннолетнего оказать проще. Так, для признания принуждения уголовно наказуемым необходимо, чтобы несовершеннолетнему были предъявлены требования по избранию варианта поведения, причем эти требования должны сопровождаться физическим или психическим насилием, при этом целью для виновного является совершение потерпевшим нужных для преступника действий.
Нередки случаи и вовлечения несовершеннолетних в преступную среду, но в данной ситуации используются психопрограммирующие приемы, методы статусного насилия — давления на несовершеннолетнего экономическим положением или авторитетом в преступной среде.
Гипноз как способ совершения преступления чаще всего используется при хищении имущества, но гипнологи считают, что с его помощью можно запрограммировать человека на любой вид преступления. При этом использование гипноза трудно доказать, особенно если учесть, что он может применяться в отношении несовершеннолетнего, который даже не осознает, что стал жертвой (Гаухман, 1974: 41).
Гипнотическая преступность по своей природе является латентной. В нашей стране большинством населения гипноз воспринимается исключительно как лечебное психотерапевтическое средство, это мнение сформировалось благодаря влиянию СМИ в конце ХХ в. В.И. Лебедев утверждает, что в будущем гипноз будет таким же распространенным способом совершения преступления, как и обман (Лебедев, 2013: 39).
О криминальном свойстве гипноза свидетельствует, во-первых, высокий уровень гипнабельности населения, а тем более несовершеннолетних, у которых благодаря упрощенному получению информации появилась склонность к экономии умственной энергии, во-вторых, доступность методов гипноза для широких слоев населения: а именно, знания становятся широко доступными и могут рассматриваться как способ вербовки несовершеннолетних криминальными группировками (Игошев, 1976: 56).
В следственной практике насильственный мотив не выделяется. Преступления с признаками насилия совершаются по хулиганским мотивам. При этом Уголовный кодекс выделяет не только само насилие, но и призыв к нему (ч. 3 ст. 212) (Прозументов, 2017: 45).
Выводы и предложения
Итак, насилие среди несовершеннолетних стимулирует группа факторов (Га-ухман, 1974: 60):
1. Болезненное формирование личности с раннего возраста (характеризующееся жесткостью, завистью, озлобленностью).
2. Алкоголизация, наркотизация, половая распущенность, что порождает демора-
лизацию лиц, среди которых часто вспыхивают конфликты, заканчивающиеся насилием.
3. Рукоприкладство по отношению к детям «ради их пользы» — т.е. признание допустимости насилия.
4. Влияние интернета на формирование личности несовершеннолетнего (аудиозаписи, видеоролики, публичные страницы, содержащие информацию о «правильном» образе жизни криминальной молодежи).
Все эти факторы умножают свое негативное воздействие при слабой эффективности государственных и общественных институтов по оказанию помощи в разрешении семейно-бытовых и межличностных конфликтов.
Следует обратить внимание на международный опыт борьбы с преступностью несовершеннолетних. Так, например, среди основных рекомендаций противодействия выступают следующие (Лебедев, 2013: 190):
1. Разработка плана действий по предотвращению насилия.
2. Расширение сбора данных о насилии.
3. Содействие первичному предотвращению насилия.
4. Усиление помощи жертвам насилия.
5. Предотвращение насилия как часть образовательной политики.
6. Информационная политика государства как виктимогенный фактор — должна быть пересмотрена.
Ни государством, ни родителями не обеспечивается защита сознания ребенка от развращающего информационного воздействия, коммерческих форм сексуальной и криминальной эксплуатации, с использованием телекоммуникационных средств. Широко пропагандируется насилие и жестокость, порнография, наркомания. Маргинальное поведение — это норма.
Особой проблемой является профилактика сексуального насилия, совершенного группой несовершеннолетних. Для разработки профилактических рекомендаций следователь должен выявить круг лиц, виновных в ненадлежащем воспитании, или лиц, оказавших плохое воздействие.
Данная работа должна проводиться с учетом системы законодательных актов, устанавливающих, на кого и какие возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. В качестве профилактики подростка можно трудоустроить или направить в специальную общеобразовательную организацию.
К наиболее распространенным процессуальным формам можно отнести представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Следователь имеет право реализовать полномочия, предоставленные ч. 2 ст. 158 УПК РФ (Игошев, 1976), т.е. путем внесения таких представлений. В ходе расследования уголовных дел при выявлении условий, способствующих совершению преступлений, первоочередное значение имеют се-мейно-бытовые условия, а именно состав семьи, воспитание, окружение, общий быт, а также своевременность действий должностных лиц, имеющих обязанности по надзору за несовершеннолетними (Истоки.., 2007: 212).
Действия сотрудников ОВД зачастую заканчиваются проведением бесед с не-
совершеннолетними, это несистемный метод. Важно задуматься об оздоровлении сферы проживания и воспитании несовершеннолетнего, нормализовать отношения со сверстниками. Это относится не только к детям и подросткам, которые совершили преступления, но и к несовершеннолетним, не являющимися правонарушителями, которые живут в условиях социального неблагополучия, когда родители не имеют достаточных средств для обеспечения потребностей детей.
Такие семьи должны состоять на особом учете у государства. Необходимо разработать и реализовать программы по содействию занятости лиц, находящихся в тяжелом жизненном положении, а также создания условий по трудоустройству несовершеннолетних.
Должностные лица подразделений ОВД по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные и другие уполномоченные лица обязаны выявлять родителей и иных законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними (пп. 1 п. 1 ст. 21 ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») (Уголовно-процессуальный...).
Профилактика должна проводиться и в тех случаях, когда уголовное преследование прекращено с применением мер воспитательного воздействия.
Если дело прекращено в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, следователь должен разъяснить всем заинтересованным лицам, что освобождение от уголовной ответственности не означает безнаказанность (Ткачен-ко, Тихая, 1999: 198).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. : Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. 508 с.
Бибарсова Г.Ш. Категории норм в формировании гражданско-правового сознания личности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2008, N0. 3, 163-166.
Волошина Л.А. Генезис агрессивно-насильственных преступлений. В кн.: Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 1990. С. 15-40.
Гаухман Л.Д. Насилие как средство совершения преступления. М.: Юридическая литература, 1974. 167 с.
Гуров А.И. Кому нужен «русский фашизм»? Щит и меч. 2006. 22 июля.
Дементий Л.И., Колодина А.В. Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка. Вестник Омского университета, 2013, N0. 2, 198-200.
Иванова В.В. Преступное насилие: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во ЮИ МВД РФ, 2002.
Игошев K.E. О некоторых чертах личности преступника молодежного возраста и возможностях их использования при разработке типологий. В кн.: Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. М., 1979. С. 80-87.
Игошев K.E. Социальный контроль и профилактика преступлений: учебное пособие. Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. 92 с.
Истоки насилия и жестокости в обществе, меры их законодательного предупреждения. В кн.: Материалы «круглого стола». М.: Издание Государственной Думы, 2007. С.190-195.
Кругликов Л.Л. Преступления против личности. Ярославль: ЯрГУ, 1998. 76 с.
Кудрявцев В.Н. Эффективность закона как средства осуществления уголовной политики. В кн.: Основные направления борьбы с преступностью. М.: Юридическая литература, 1975. С. 29-46.
Куликов Е.А. Взаимосвязь категорий «право» и «мера» в современном правоведении. Юридическое образование и наука. 2012. No. 1. С. 8-11.
Лебедев В.И. Сомнительный эксперимент на людях в масштабах всей страны. М.: Сов. культура, 2013. 210 с.
Материалы «круглого стола» 18 апреля 2006 года. Часть 2. Нормативные правовые акты и комментарии. М.: Федеральное собрание Российской Федерации, 2006.
Наумов А.В. Применение уголовно-правовых норм. По материалам следственной и прокурорско-судебной практики. Волгоград: Изд-во ВСШ МВД СССР, 1973. 176 с.
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Российская газета, 1999, 30 июня.
Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры. Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 24.10.2018).
Петрунев В.П. О понятиях уголовно наказуемого психического принуждения. В кн.: Проблема предварительного следствия и дознания: Сб. науч. тр. М., 1991. С. 54-56.
Побегайло Э. Психологические детерминанты криминальной агрессии. Уголовное право, 2002, No. 1, 101-107.
Прозументов Л.М. Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. 308 с.
Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология (Общая часть). Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. 284 с.
Путин назвал нападение в Керчи последствием расстрелов в школах США. РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/18/10/2018/5bc87de39a79471709bb8d82 (дата обращения: 24.10.2018).
Рарог А.И. (ред.) Российское уголовное право: В 2 т. Т. 2. Особенная часть. М., 2001. 872 с.
Рарог А.И. (ред.). Уголовное право. Особенная часть. М.: Проспект, 2016. 968 с.
Сердюк Л.В. Насилие: криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Юрлитинформ, 2002. 384 с.
Сердюк Л.В. Семейно-бытовое насилие: криминологический и уголовно-правовой анализ: монография. М.: Юрлитининформ, 2015. 320 с.
Ткаченко С., Тихая Э., Панфилова Р. Вопросы правовой коррекции преступности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Киев: Наукова думка, 1999. 121 с.
У россиян прибавилось детей. Российская газета. URL: https://rg.ru/2014/12/19/kids-site.html (дата обращения: 24.10.2018).
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, No. 50, 52.
Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, No. 25.
Шарапов Р. Д. Теоретические основы квалификации насильственных преступлений. Новосибирск: Сибпринт, 2013.
Шнайдер Г.Й. Криминология. М.: Прогресс, 1994. 504 с. REFERENCES
Bandura, A., Uolters, R. (2000). Podrostkovaja agressija. Izuchenie vlijanija vospitanija i se-mejnyh otnoshenij. [Teen aggression. Exploring the effects of parenting and family relationships.] M.: Aprel' Press; JeKSMO-Press.
Bibarsova, G.Sh. (2008). Kategorii norm v formirovanii grazhdansko-pravovogo soznani-ja lichnosti [Categories of norms in the formation of civil-legal consciousness of a person]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of St. Petersburg University of MIA of Russia] no 3, 163-166.
Voloshina, L.A. (1990). Genezis agressivno-nasil'stvennyh prestuplenij [Genesis of aggressive violent crime]. In: Nasilie, agressija, zhestokost'. Kriminal'no-psihologicheskoe issledovanie. M. (р. 15-40).
Gauhman, L.D. (1974). Nasilie kak sredstvo sovershenija prestuplenija [Violence as a crime]. M.: Yuridicheskaya literatura.
Gurov, A.I. (2006). Komu nuzhen «russkij fashizm»? [Who needs "Russian fascism"?]. Shhit i mech [Shield and sword], 22 ijulja. S. 4.
Dementij, L.I., Kolodina, A.V. (2013). Primenenie fizicheskih nakazanij v sem'e kak factor projavlenija agressivnosti i akcentuacij haraktera podrostka [The use of physical punishment in the family as a factor in the manifestation of the aggressiveness and accentuations of the character of a teenager] Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of Omsk University], no 2. — S. 198-200.
Ivanova, V.V. (2002). Prestupnoe nasilie [Criminal violence]: Uchebnoe posobie dlja vu-zov. M.: Izd-vo JuI MVD RF.
Igoshev, K.E. (1979). O nekotoryh chertah lichnosti prestupnika molodezhnogo vozrasta
i vozmozhnostjah ih ispol'zovanija pri razrabotke tipologij [On some personality traits of a youth offender and the possibilities of their use in the development of typologies]. In: Tipologija lichnosti prestupnika i individual'noe preduprezhdenie prestuplenij [Typology of criminal personality and individual crime prevention]. M. (p. 80-87).
Igoshev, K.E. (1976). Social'nyj kontrol' i profilaktika prestuplenij [Social control and crime prevention]: uchebnoe posobie. Gor'kij: Gor'kovskaja vysshaja shkola MVD SSSR.
Istoki nasilija i zhestokosti v obshhestve, mery ih zakonodatel'nogo preduprezh-denija (Sources of violence and cruelty in society, measures of their legislative warning). In: Ma-terialy «kruglogo stola». M.: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy, 2007 (p. 190-195).
Kruglikov, L.L. (1998). Prestuplenija protiv lichnosti [Crimes against the person]. Jaro-slavl': JarGU.
Kudrjavcev, V.N. (1975). Jeffektivnost' zakona kak sredstva osushhestvlenija ugolovnoj politiki [The effectiveness of the law as a means of criminal policy implementation]. In:
Osnovnye napravlenija bor 'by sprestupnost'ju. M.: Yuridicheskaya literatura (p. 29-46).
Kulikov, E.A. (2012). Vzaimosvjaz' kategorij «pravo» i «mera» v sovremennom pravo-vedenii [The relationship between the categories of "law" and "measure" in modern jurisprudence]. Juridicheskoe obrazovanie i nauka [Legal education and science], no 1, 8-11.
Lebedev, V.I. (2013). Somnitel'nyj jeksperiment na ljudjah v masshtabah vsej strany [Doubtful experiment in humans across the country] M.: Sov. kul'tura.
Materialy «kruglogo stola» 18 aprelja 2006 goda. Chast' 2. Normativnye pravovye akty i kommentarii [Proceedings of the round table on 18 April 2006. Part 2. Normative legal acts and comments]. M.: Federal'noe sobranie Rossijskoj Federacii, 2006.
Naumov, A.V. (1973). Primenenie ugolovno-pravovyh norm. Po materialam sledstvennoj i prokurorsko-sudebnoj praktiki [The application of criminal law. According to the materials of investigative and prosecutorial-judicial practice]. Volgograd: Izd-vo VSSh MVD SSSR.
Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesover-shennoletnih: Federal'nyj zakon ot 24 ijunja 1999 g. N 120-FZ. Rossijskaja gazeta, 1999, 30 ijunja.
Osnovnye statisticheskie dannye o dejatel'nosti organov prokuratury [Basic statistics on the activities of prosecutors]. General'nayaprokuratura Rossijskoj Federacii [Prosecutor General's office of the Russian Federation]. Available at: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (data obrashhenija: 24.10.2018).
Petrunev, V.P. (1991). O ponjatijah ugolovno nakazuemogo psihicheskogo prinuzhdenija [On the concepts of criminal mental coercion]. In: Problemapredvaritel'nogo sledstvija i doznanija [The problem of preliminary investigation and inquiry]. M. (p. 54-56).
Pobegajlo, Je. (2002). Psihologicheskie determinanty kriminal'noj agressii [Psychological determinants of criminal aggression]. Ugolovnoepravo [Criminal law], no 1, 101-107.
Prozumentov, L.M. (2017). Ugolovno-pravovaja ohrana i otvetstvennost' nesovershen-noletnih v Rossijskoj Federacii. [Criminal law protection and liability of minors in the Russian Federation] Tomsk: Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.
Prozumentov, L.M., Shesler, A.V. (2017). Kriminologija (Obshhaja chast') [Criminology
(General part)]. Tomsk: Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.
Putin nazval napadenie v Kerchi posledstviem rasstrelov v shkolah SShA [Putin called the attack in Kerch consequence of executions in us schools]. RBK. Available at: https://www. rbc.ru/politics/18/10/2018/5bc87de39a79471709bb8d82 (data obrashhenija: 24.10.2018).
Rarog A.I. (Ed.). Rossijskoe ugolovnoe pravo: V 2-h t. T.2. Osobennaja chast' [Russian criminal law: In 2 tons. V.2. Special part] M., 2001. 872 s.
Rarog A.I. (Ed.). Ugolovnoe pravo. Osobennaja chast' [Criminal law. The special part.] M.: Prospekt, 2016.
Serdjuk, L.V. (2002). Nasilie: kriminologicheskoe i ugolovno-pravovoe issledovanie [Vi-olence: criminological and criminal law research]. M.: Jurlitinform.
Serdjuk, L.V. (2015). Semejno-bytovoe nasilie: kriminologicheskij i ugolovno-pravovoj analiz [Domestic violence: criminological and criminal law analysis]. M.: Jurlitininform.
Tkachenko, S., Tihaja, Je., Panfilova, R. (1999). Voprosy pravovoj korrekciiprestupnosti v podrostkovom i rannem junosheskom vozraste [Issues of legal correction of crime in adolescence and early adolescence]. Kiev: Naukova dumka,.
U rossijan pribavilos' detej [Russians have more children]. Rossijskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2014/12/19/kids-site.html (data obrashhenija: 24.10.2018).
Ugolovno-processual'nyj kodeks RF ot 18 dekabrja 2001 g. №174-FZ. Sobranie zakono-datel'stvaRossijskojFederacii [Collection of legislation of the Russian Federation], 2001, no. 50, 52.
Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 13 ijunja 1996 g. N 63-FZэ. Sobranie zakonodatel 'stva Rossijskoj Federacii [Collection of legislation of the Russian Federation], 1996, no 25.
Sharapov, R.D. (2013). Teoreticheskie osnovy kvalifikacii nasil'stvennyh prestuplenij [Theoretical basis for the qualification of violent crimes]. Novosibirsk: Sibprint.
Shnajder, G.J. (1994). Kriminologija [Criminology]. M.: Progress.