Научная статья на тему 'Аскетическое учение о так называемых "духовных" страстях'

Аскетическое учение о так называемых "духовных" страстях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аскетическое учение о так называемых "духовных" страстях»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

С.М. Зарин

Аскетическое учение о так называемых "духовных" страстях

Опубликовано:

Христианское чтение. 1904. № 7. С. 75-95.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

WWW

Аскетическое ученіе о такъ называемыхъ „духовныхъ“ етраетяхъ.

і.

Сущность и характеръ „сребролюбія“ (шХар-рріа).—Психологическая подкладка и сущность „гнѣва“ ('Wp съ нравственной точки зрѣнія.—„Гнѣвъ“ въ хорошемъ и дурномъ значеніяхъ.—Аффективныя состоянія „печали“ (>.й—-г,) и „унынія“ (яхт,гіа), какъ послѣдстія предшествовавшихъ страстей.

ВРОЯВЛЕІІІЕ въ «страстяхъ» эгоизма, неизгладимая печать проникающаго ихъ себялюбія, могутъ казаться утонченнѣе, однако въ сущности будутъ замѣтны еще яснѣе, если мы % подвергнемъ анализу такъ называемыя «духовныя» страсти. ] Въ каждой изъ нихъ человѣкъ, подверженный той или иной «страсти», непремѣнно возводитъ эгоизмъ въ верховный принципъ жизни, свое «я» считаетъ мѣрою всѣхъ вещей и въ теоретически—познавательномъ, а главное—въ практически—дѣятельномъ отношеніи.

Изъ духовныхъ страстей на первомъ ’) мѣстѣ въ аскетической схемѣ поставляется сребролюбіе (ЪіХаруоріа), 2) вслѣдствіе

') Въ общемъ же спискѣ страстей tpiXapyupia занимаетъ обычпо третье, мѣсто (ср.. напр., Евагрій Лонт. lib. cit., col. 1272А. I. Кассіанъ. Collat. Y,

c. 2, col. 611 A; Do coenobior institut. lib. VII, c. 1. col. 291C. Ефремъ Cup. De octo eogitationibus. T. II, col. 321F. Нилъ Синайскій. De octo spiritibus malitiae col. 1141A. и слѣд. I Дамаскинъ. Loc. cit,).

2) Въ Св. Писаніи H. 3. указанная порочная склонность называется иногда tfiXapyufia (1 Тим. VI, 10; cp. 1 Тим. Ill, 5: епископъ, между прочимъ, д. б. i’fAAp-jupos. 2 Тим. III, 2: въ послѣдніе дни люди, между про-ьимъ, будутъ (fiXripY’jpot), однако чаще для обозначенія его употребляется

его ближайшей, непосредственной (по крайней мѣрѣ, въ нѣкоторыхъ случаяхъ) связи со страстями плотскими '), а также въ силу его наиболѣе грубаго, по преимуществу матеріальнаго объекта, и въ этомъ отношеніи роднящаго и связующаго названную страсть съ этими послѣдними.

Напряженное, непасытимое стремленіе къ пріобрѣтенію денегъ, имущества, вообще внѣшнихъ, матеріальныхъ 2) благъ заявляетъ себя особенно, даже по сравненію съ «плотскими» страстями,—характеромъ бездонной ноиасытимости, не успокаиваемой, а, напротивъ, все болѣе и болѣе раздражаемой и разжигаемой успѣхомъ въ пріобрѣтеніи имущества. По словамъ I. Хнссіана, свойство названной • страсти таково, что душѣ, однажды плѣненной ею, оиа не позволяетъ соблюдать никакого правила честности (nulJam permittit honestatis regulam custo-dire), и не даетъ насытиться никакимъ увеличеніемъ прибытка (пес ulla quaestus adseclione satiari). Неистовство этой страсти не насыщается никакою громадностію богатства 3). «Море, говоритъ нреп. Нилъ Синайскій, не наполняется, принимая въ себя множество рѣкъ, и нохотѣиіе сребролюбца не насыщается (ой -irXYjpoöTott) собраннымъ уже имуществомъ: удвоилъ онъ его,—и удвоенное снова удвоить желаетъ и никогда не пере-

-/.Eovega (Лук. XII, 15; 2 Петр. II. 3, 14. Римл. I, 29. Еф. V, ЗКолос. III, 5). И въ аскетической письменности, наряду съ <рі/.аруор!а, третья но порядку страсть называется fj -Xsove;!«, а также фіХохркдіатіа (ср. Григорій Нисскій. Epistola сапоиіса ad Letoium Melitines Episcopum, col. 225A, 2321). Iu Cant. Cant. Horail. XV. col. 1096A (9іХо-/рѵ)[ізтис). In Ecclesiasten. Hoinil IV, col. 676C. Homil. V, col. 693BC. De virginitate. с. IV. T. XLVI, col. 344BC. Ibid. с. XV, col. 384B. De oratione Dominica. Or. II, col. 1145D. DevitaMoysis col. 361C. Исаакъ Cup. Aoy. LVII ceX. 345. -Xsovagla). Нилъ Син. De malignis eogitationibus- с. IV, col. 1205A. Historia Lausiaca, с. XCV, col. 1201D: -Хгоѵ£хт’-/.хі (т. e. фохаб- Макарій E. разсматриваемый порокъ называетъ преимущественно фіХхруоріа. (См., напр., Homil. XV, с. L, соі. 609С. De patientia et discretione. с. I, col. 866C—868A; cp. с. XXV, col. 885B. De pertectione in Spiritu с. V, col. 845A. Ср. Исидоръ Пелусіотъ Epist. Lib. Ill, 234, col. 916). Tpewu'd порокъ называется также иногда сріХо-лту)[іоіз6ѵх (Исаакъ Сир. Ло-'. XXIII, чг).. 132. Григорій Палама. De muntali quietu-dine col. 1001 A).

’) Эта связь указывается, напр., св. Григоріемъ Нисскимъ (De oratione Dominica Or. IV. T. XLIV, col. 1172CD—1173A), J Кассіаномъ. (Collat. V,

e. XI. eol. 625B: ibid. с. X, col. 62IB), Ниломъ Синайскимъ. (Sermo ascet. o. LV, col. 788C).

'■) Ср. Григорій Нисскій. Epist. canonic., col. 232D.

:l) De coenob inst. lib. VII, c. 23—25, col. 314—316.

стаетъ стремиться къ этому, пока смерть не прекратитъ его безполезнаго труда ').

Такой характеръ страсти «сребролюбія» тѣмъ болѣе поразителенъ, что ея сущность—именно ненасыщаемое, безконечное увеличеніе внѣшнихъ благъ—не можетъ быть выведена изъ потребностей—духовныхъ или тѣлесныхъ—природы человѣка. ГІо мысли open. I. Кассіана, сребролюбіе «не имѣетъ въ человѣкѣ главнаго начала»; ея основной моментъ не можетъ быть отнесенъ къ такой области, которая бы соприкасалась какимъ-либо образомъ съ дѣйствительными потребностями души или тѣла,—слѣдовательно, она никоимъ образомъ не можетъ быть выведена изъ сущности жизни. Опытомъ самой жизни подтверждается, что къ употребленію или потребности природы принадлежитъ въ собственномъ смыслѣ только ежедневное вкушеніе пищи и питія; «всѣ прочія вещи» «чужды человѣческой потребности» (reliquae vero universae materiae... alienae ab hum a u a indigentia). Вотъ почему сребролюбіе оказывается страстью, чуждою человѣческой природѣ, не имѣющею никакой опоры въ ея натуральныхъ нуждахъ (extra naturam existent * 2). Так. обр., «любостяжателыюсть (Ыохтг^оойѵтгі) не изъ природы, а отъ воли имѣетъ свое начало» 3).

Слѣдов., центръ тяжести страсти сребролюбія лежитъ несомнѣнно также въ душѣ человѣка, въ сто ложномъ пониманіи своего истиннаго, верховнаго, самоцѣннаго блага, а .также и въ его превратномъ практическомъ отношеніи къ матеріальнымъ благамъ. Сущность анализируемой страсти, такимъ образомъ, въ порабощеніи воли и всего строя душевной жизни матеріальнымъ благамъ. Она является результатомъ разслабленности души 4), развращенности воли 5), злымъ порожденіемъ пожеланія *). Уклоняясь отъ истиннаго и безусловнаго блага къ благу низшему, условному, человѣческая воля центръ

') De octo spirit, malitiac e. VIII, col. 1153 A. Cp. Григорій Нисскій. In Ecclesiasten. Homil. V, col. 693BC.

2) Collat, V, с. VIII, col, 620 A: cp. Do coenobior inst. lib. VII, с. I, ool. 291: peregriimm bellum et extya naturam. Нилъ Синайскій. De octo spirit, malitiae с. VIII, col. 1449 B.

3) Григорій Палама. De mentali quietudine, col. 1061 B.

4) Нилъ Синайскій. Loc. eit., col. 1449 С. I. Ітссіанъ. De coenobior. instit., col. 291—292.

5) I. Кассіанъ. Loc. eit. с. V, col. 295A.

K) Григорій Палама. Lib. cit., col. 1061 A.

тяжести своихъ стремленій полагаетъ уже не въ не вещественной красотѣ (то ä'/лоѵ хіХХо;), а въ веществѣ (зѵ оЦ) *), возводя его, такимъ образомъ, въ непринадлежащее ему безусловное достоинство блага высшаго, самоцѣннаго. На богатство человѣкъ возлагаетъ всю свою надежду, въ немъ видитъ единственную опору своей жизни, весь смыслъ существованія ').

И здѣсь все дѣло, слѣдов., собственно во внутреннемъ отношеніи къ матеріальнымъ благамъ. Внѣшній фактъ обладанія даже большимъ имуществомъ самъ по себѣ еще не говоритъ о присутствіи страсти корыстолюбія въ душѣ владѣльца а равно, наоборотъ, и полная нищета иногда таитъ въ себѣ самое сильное ея господство.

По слованъ I. Кассіана, «возможно и не имущему денегъ не быть свободнымъ отъ болѣзни сребролюбія... Ибо какъ иныхъ тѣломъ неоскверненныхъ евангельское слово провозглашаетъ нечистыми сердцемъ (Mo. V. 28), такъ и нисколькЬ не обремененнымъ тягостію денегъ возможно быть осужденными вмѣстѣ со сребролюбцами, по сердцу и уму. Имъ не доставало только случая къ пріобрѣтенію, а не воли, которая въ очахъ Божіихъ всегда имѣетъ болѣе вѣса, чѣмъ необходимость !).

Св. Отецъ изъ монашеской практики приводитъ и дѣйствительные нерѣдкіе случаи пристрастія иноковъ къ маловажнымъ н малоцѣннымъ вещамъ. Оііъ свидѣтельствуетъ, что многіе со всѣмъ усердіемъ отрекались отъ міра, охотно оставляли множество житейскихъ вещей, большія имущества, цѣнныя сокровища, чтобы вступить въ монастырь, но потомъ здѣсь они гакъ пристращались къ немногимъ и малоцѣннымъ вещамъ, что забота о нихъ значительно превышала нхъ страсть ко всѣмъ прежнимъ богатствамъ. Такимъ монахамъ, по словамъ св. Отца, безъ сомнѣнія, мало пользы принесетъ то. что они оставили (contempsisse) большія богатства и имущества, потому что тѣ страсти, для искорененія которыхъ н надлежало

О Григорій Нисскій. Epist. canonic. Т. X-LV, col. 232 D.

-) Cp. E. Ѳеофанъ. Толкой.' Поел. Ефес. (V, 5). стр. 342: „Въ пристрастіи къ богатству есть особая черта, ставящая обладаемаго имъ на одной линіи съ идолопоклонникомъ, именно упованіе на богатство... Обладае-мый лихоимапіемъ всего ожидаетъ отъ денегъ и богатства, на іпі.\~ь опирается и почиваетъ своими надеждами“.

:і) СоІ. 313С—314Л <;р. /. Златоустъ. In 1 Corinth. ІІошіІ. ХХІП. и. 6. Т. LXI, col. 197. ІІоіпіІ. de capto Kutropio et de (iiviti;mim vanitate. T. LU. col. 399.

оставить ихъ. опи перенесли на другія, немногія и ничтожныя (in res parvas atque exiguas transtulerunt). Не имѣя возможности питать страсть любостяжанія и скупости вещами драгоцѣнными, они сосредоточиваютъ ее около вещей болѣе дешевыхъ и т. обр.. очевидно, не отсѣкаютъ прежнюю страсть, а лишь придаютъ ей другой видъ перенесеніемъ на другіе объекты,—какъ будто все дѣло здѣсь въ различіи металловъ, а не въ самой страсти. Напротивъ, тотъ, кто, презрѣвъ большее, привязывается къ меньшему, достоинъ тѣмъ большою осужденія (represensibilior judicandus est) ').

Въ томъ же духѣ, только болѣе сжато, выражаетъ, сущность православно-аскетическаго ученія по данному предмету преп. Исаакъ Сиринъ. «Не думай, что одно пріобрѣтеніе золота и серебра есть любостяжателыюсть; она есть пріобрѣтеніе чего бы то ни. было такого, къ чему привязана воля (то ЬгЦрл.

•/ргратхі * 2 3).

Наоборотъ, возможно—и дѣйствительно бываетъ—владѣніе богатствомъ и употребленіе его. чуждое страсти сребролюбія.

По словамъ св. Максима Исповѣдника, изъ пріобрѣтающихъ имѣніе нѣкоторые пріобрѣтаютъ его безстрастно (äraöü;), почему и лишаясь не скорбятъ :!).

Итакъ въ страсти сребролюбія предосудительно и гибельно въ нравственномъ отношеніи порабощеніе воли матеріальнымъ благамъ, сообщающее всей жизни человѣка и всѣмъ его отношеніямъ односторонній, превратный 4), грѵбо-эгоистическій характеръ, поскольку центромъ его жизнедѣятельности является «золотой телецъ», «мамона».

J) Collat. IV. с. XXI, col. 009В—610В.

-) А о у. ХХ1Н, as).. 132.

3) Максамъ Лспов■ Cent. И, 89. Т. ХС, col. 1013А Ср. Макарій Е. Homil. V, с. 13, col. 5081). Маркъ Подвюісн. Or. III. De poenitentia, § 4—3. T. LXV, col. 972В—D. Налъ Синайскій. De malignis cogitationibus. с. IV, col. 1205A Василіи Вел. Rcgulao fusius traetatae .Inter IX. T. XXXI, col 941B T. Златоустъ. De statuis ad populum Antiochenum T. XL1X col. 40—41. In Psalmos. T. LY, col. 503 In I Corinth. Homil. X. n. 4. T. LXI, col. 87- -88. In inscriptionem altaris c. 2. T. LI, col. 69. Peccata fratrum non evulganda, c. 2. ibid., col. 355—356. Honul. de capto Eutropio T. 1ЛІ, col. 399 Do sanctis martyribus sermo с. IV. T. L, col. 652—653. Климентъ Ллеке. Quis dives salvetur, с. XI—XII. T. IX, col. G16AC; с. XIV—XV, col. 6170—6208; с XIX, col. 624BC; с. XXIV, col. 629A.

*) Cp. E. Ѳеофанъ. Толков. Иаст. Посл. (I Тим. VI, 17), стр. 414: нъ случаѣ подчиненія человѣка страсти сребролюбіи „внутренній, естес-т-

Корыстолюбецъ стремится къ пріобрѣтенію земныхъ благъ, видя въ нпхъ источникъ и средство самоуслажденія и самовозвышенія, такъ что страсть сребролюбія является служебной по отношенію къ страстямъ, такъ наз., плотскимъ, а изъ духовныхъ въ особенно тѣсной связи она находится съ тщеславіемъ и гордостью. По словамъ св. Максима Исповѣдника, золото стало столь желательно людямъ не столько по нуждѣ, сколько но тому, что черезъ него многіе удовлетворяютъ сластолюбію. Три причины любви къ богатству: сластолюбіе, тщеславіе и невѣріе (оЬ.отіа). Сластолюбивый любитъ серебро, чтобы съ помощью его наслаждаться, тщеславный,— чтобы прославиться, а невѣрующій,—чтобы скрыть и хранить его, боясь голода или старости, или болѣзни или изгнанія (csvifsiav) 1) и болѣе надѣясь на него, нежели на Бога Создателя и Промыслителя всякой твари -). Страдающій корыстолюбіемъ, такимъ образомъ, не только не возвышается надъ внѣшними матеріальными благами, а, напротивъ, всецѣло увлекается ими, считаетъ ихъ какъ бы нераздѣльною частью себя самого, полагаетъ себя въ нихъ, какъ бы срастворяется съ ними и живетъ въ нихъ. Съ земными благами онъ нераздѣльно и исключительно связываетъ благосостояніе собственной лич-

вомъ человѣческимъ требуемый и опредѣляемый строй извращается: становится во главу, чему слѣдовало быть въ ногахъ“. Op. ibid. (ст. II), стр. 395: „весь строй внутренній тогда у человѣка бываетъ томенъ: грудью пресмыкается онъ по землѣ и питается землею“.

') Въ приведенныхъ словахъ св. отецъ перечисляетъ тѣ доводы, которые обычно приводились сребролюбивыми монахами въ защиту своего стремленія пріобрѣтать и копить деньги и которые имъ самимъ казались йлагословными (ейХоуя. Нилъ Cm. De octo spirit, malitiae col. 1449G, 1452A), справедливыми и разумными (justos et rationabilcs. I. Кассганъ. De coenobior. instit. lib. VII, c. 7, col. 296), тогда какъ въ сущности, по аскетическому ученію, проистекали изъ недостатка вѣры въ Бога (ор. Пилъ Cm. Lib. eit, col. 1449ВС. /. Лѣствичникъ. Gr. XVI, col. 924D). Относящіеся сюда цитаты изъ другихъ аскетическихъ писателей нами не приводятся, такъ какъ они совпали бы съ помѣщенными у проф. Б. Д. Попова. Соч. цит., стр. 334. Замѣтимъ только, что подъ gsvtTsia, вѣроятно, слѣдуетъ разумѣть переходъ инока изъ одного монастыря въ другоіі отдаленный монастырь (cp. 1. Кассіанъ. De coenobior. institut lib. ѴП, с. 7, col. 297А), для совершенія котораго деньги казались необходимыми „сребролюбивымъ“ монахамъ.

2) Cuit. Ill, §§ 16, 17 и 18. Т. ХС, col. 1021 AB. Cp. Cent. I, § 75, col. 977АВ. Cp. 1. Златоустъ. Expositio in psalmuin XLVIII и. 8 T. LV, col. 234. Cp. E. Ѳеофанъ. Толков. Паст. Гіосл. (VI, 10). стр. 387.

ности, такъ что частичное или полное лишеніе ихъ причиняетъ ему страшное огорченіе, отнимаетъ у жизни смыслъ и отраду.

Человѣкъ, подверженный этой страсти, всѣ свои силы, способности, таланты употребляетъ на пріобрѣтеніе земныхъ благъ, только съ этой точки зрѣнія онъ смотритъ на свои отношенія ко всему окружающему и даже къ Богу. Все для него имѣетъ важность только или какъ предметъ и средство пріобрѣтенія владѣнія, или же какъ препятствіе его корыстнымъ разсче-тамъ, враждебное его планамъ обогащенія, т. е. во всякомъ случаѣ страсть корыстолюбія сопровождается непремѣнно грубо-эгоистическими отношеніями и къ Богу '), и къ людямъ, и къ внѣшнему міру—природѣ.

Встрѣчая со стороны другихъ людей намѣренныя или ненамѣренныя, дѣйствительныя или мнимыя препятствія при осуществленіи вдохновляемыхъ страстью «сребролюбія» плановъ обогащенія, человѣкъ, при несомнѣнно присущей ему въ этомъ случаѣ эгоистической настроенности, не можетъ отнестись къ наносимому ему имущественному или какому другому ущербу сколько-нибудь спокойно, сохраняя самообладаніе, но обыкновенно возмущается, теряетъ душевное равновѣсіе и въ своемъ стремленіи во чтобы то ни стало устранить эти препятствія съ своего пути, не останавливается ни предъ чѣмъ, нарушая самыя элементарныя правила справедливости, а если возможно, то вмѣстѣ съ этимъ старается и отомстить обидчику за причиненный ему уронъ. Одними словомъ, господство въ человѣкѣ страсти сребролюбія ведетъ за собою очень часто, если не всегда, возникновеніе, проявленіе и развитіе страсти гнѣва. Конечно, трудно утверждать, что страсть гнѣва связана со сребролюбіемъ исключительно,—однако наблюденіе живой дѣйствительности приводило и приводитъ подвижниковъ къ тому твердому заключенію, что по большей части, преимущественно гнѣвъ проявляется въ связи именно съ сребролюбіемъ 2). Вообще же названное состояніе вызывается въ че-

') Ср. Кол. Щ, 5. Спі'г. Григорій Нисскій. Epist. canonic. Т. XLV, col. 2321). I. Кассіанъ. De coenobior. inst.it. с. VII, col. 298C.

-) По ученію ов. Григорія Нисскаго, л-тоиоетяжательность ведетъ за собою гнѣвъ (öpirt) къ равнымъ, гордость (öi:syj?:ivia) къ низшимъ, зависть (ailcWos) къ высшимъ. De virginitate с. IV'. Т. XLVI, со). 344ВС. ГІо наблюденію преп. Пила Синайскаго, гнѣвъ необходимо возбуждается на препятствующихъ пріобрѣтенію депегъ. De monastica exercitatione с. LV, col. 788C.

ловѣкѣ всякими внѣшними препятствіями, которыя встрѣчаются ему на пути осуществленія его личныхъ цѣлей, стремленій,— когда его воля приходитъ въ столкновеніе съ другою волею, не желающею ей подчиниться и т. под. Психологическою подкладкою гнѣва является, такимъ образомъ, во всякомъ случая, самолюбіе

Нравственно—психологическое значеніе гтьва (öpyq * 2), его крайне гибельное вліяніе на духовную жизнь человѣка, почему собственно онъ вносится аскетами согласно, всѣми безъ исключенія, въ списокъ именно главныхъ, основныхъ, особенно губительныхъ пороковъ,-—всѣ эти вопросы разрѣшаются и уясняются при болѣе подробномъ и детальномъ анализѣ этого состоянія.

I. Кассіанъ. Collat V, с. X, соі. 622. Е. Ѳеофанъ. Толков. ІІаст. Посл. (I Тим. VI, 12), стр. 397: ...„самое широкое поле для распложенія сего зелія (т. е. гнѣва) представляетъ любоиманіе. Не тронь, это мое- Таковъ законъ любостяжанія. Тронетъ кто,—и пошли неудовольствія“.

') Маркъ ІІодвижн. Praecepta salutar, с. VIII, col. 1041В. Cp. Е. Ѳеофанъ Цит. соч.,- гнѣвъ „возникаетъ отъ всего, что какимъ нибѵдь образомъ тревожитъ наше самолюбіе“.

2) Вт, ряду восьми пороковъ страствая раздражительность встрѣчается именно съ этимъ названіемъ большею частью какъ въ Новомъ Завѣтѣ (ср. Мрк. III, 5. Іак. I. 19. Еф. IV, 31. Кол. III, 8. 1 Тим. II. 8 (ср. Тит. 1,

7); въ глагольной формѣ Me. Y, 22; XYIII, 34; XXII, 7. Лук. XIY, 21; XV, 28. Еф. IY, 26), такъ и въ святоотеческой письменности (Евагрій Понтійскій. De octo vitiosis cogitationibus ad Anatolium. с. I, col. 1272A; с. VI, col. 1273A. Cp. Capita practica ad Anatolium. с. XIV, col. 1225A Нилъ Синайскій. De vitiis quae opposita sunt virtutibus с. 1, col. 114JA. De octo spi-ritib. malitiae с. IX, col 1153A. De diversis malignis cogitationibus с. I, col. 1201A 1. Дамаскинъ. T. XCV, col. 80A. Ефремъ Cup. T. Ill, p. 429B. Григорій Нисскій. De virginitate. с. XV. T. XLVI, col. 385B и др. Г. Златоустъ. In laude S. Pauli apost. Homil. YI. T. L, col. 508 и мн. др.). На ряду съ этимъ именемъ анализируемая етрасдь называется также еще Ниро; (Галат. V, 20. Еф. IY, 31. Кодос. Ш, 8. Макарій Е. Homil. XV, с. L, соі. 609С. Исидоръ ІІелі)сіотъ. Epist. lib. IV. 223, col. 1317. ibid. 152, col. 1237. lib. V, 144, col. 1409B. Нилъ Синайскій. De octo spiritibus malitiae. с. IX, col. 1153. De octo vitiis. col. 1452D, I453A. 1. Златоустъ Lib. с-it.), mxpia (разогорченіе). (Еф. IY, 31. Василій В. Ilegulac brevius tractatae. Interr. I,V. T. XXXI, col. 1120), тсяроіизро;. Васил. Вел. Loc. eit. I. Златоустъ. In laude S. Pauli, loc. cit. и кото;). I. Дамаскинъ. Do Fide ortbodoxa lib. II. с. XVI, col. 933A).—Въ нѣкоторыхъ случаяхъ Э-арб; и opy/j упо-4 требляются, повидимому, безразлично, однако въ аскетической литературѣ болѣ,е или менѣе опредѣленно указывается и ихъ различіе. Это различіе, вообще говоря, сводится къ тому, что Ябцо; обозначаетъ собою гнѣвъ «8 начальной стадіи его развитія,—первую вспышку гнѣва, тогда

Итакъ, какая же наиболѣе выдающаяся, характерная черта аффективнаго состоянія гнѣва?

Въ данномъ случаѣ прежде всего важно изображеніе этого состоянія въ Евангеліи, въ ученіи Самого Христа Спасителя. Здѣсь указаны разныя ступени интенсивности и моменты развитія гнѣва, поскольку названное состояніе выражается и проявляется далеко неодинаково, начиная съ бранныхъ словъ и уничижительныхъ названій, диктуемыхъ состояніемъ запальчиваго раздраженія и направляемыхъ обиженнымъ по адресу обидчика, и оканчивая грубымъ, возмутительнымъ фактомъ убійства послѣдняго отъ руки имъ чѣмъ либо оскорбленнаго, потерявшаго, подъ дѣйствіемъ животнаго аффекта раздраженія, всякое самообладаніе, дошедшаго до состоянія полнаго помраченія разума и дикой озвѣрѣлости *).

Очевидно, что наиболѣе выдающеюся, специфическою чертою названнаго аффективнаго состоянія является не только стремленіе устранить противника съ пути, — если это возможно, уничтожить его, но вмѣстѣ съ тѣмъ и унизить его, оскорбить такъ или иначе, словомъ или дѣйствіемъ, вообще тѣмъ или другимъ способомъ враждебно отвѣтить обидчику, дать ему почувствовать горечь своей обиды, словомъ, отомстить ему.

Въ аскетической письменности стремленіе отомстить обидчику рельефно выдвигается въ качествѣ именно основной, существенной, характерной черты аффекта гнѣва *).

какъ öp^rj—предполагаетъ гпѣвъ уже развившійся, законченный (ігстг-Xsuaa) (Аоанас. Алекс. Exposit. in psalm. Т. XXVII, col. 65C. Cnfr. Василій Вел. Homil. in psalm. XXIX, с. IV. T. XXIX, col. 313A) и xöto; оттѣняютъ собственно продолжительность гнѣва, злопамятство, при чемъ ■/.ото- (отъ чг'.зІЬі) выражаетъ этотъ оттѣнокъ даже энергичнѣе, ч Ьмъ (отъ |і£ѵ£іѵ! (cp. I. Дамаскинъ. Lib. cit., col. 933А. Pape. Lib. cit. В. I, s. 1373. В. II, s. 170—171. Oremcr. Lib. cit., S. 682). Suicerus. T. I, col. 1411-1-113. T. II, col. 540—500. Лроф. K. Д. Поповъ. Цит. соч., стр. 313—315).

‘) Мѳ. V, 22 ср. ст. 21. Можно полагать, что убійство здѣсь является именно какъ высшая ступень и грубѣйшее проявленіе гнѣва. Ср. ibid., ст. 27—28, гдѣ воззрѣніе на женщину съ „вожделѣніемъ“ служитъ исходнымъ, начальнымъ моментомъ того психическаго состоянія, которое также, развившись въ аффектъ, выливается въ грубую форму фактическаго нарушенія цг.ломудріл.

'-) См. наир., .Квагрііі Понтійскій. De octo vitiobs cogitalionibus. с. VI, bol. 1273A. Capita practica, e. XI. col. 1224С:.6рѵч «i p I о о ; =С;$і йирсѵ. 1'ригоріч Bo<‘. Carmiimm liber I. Tlieologica. Sectio 11. Moralia, XX V. Adver-

Отсюда, стремясь по самому своему существу къ внѣшнему обнаруженію ') въ соотвѣтствующихъ словахъ, дѣйствіяхъ и поступкахъ съ неизмѣнно присущимъ ему характеромъ бурной, неудержимой стремительности * 2), гнѣвъ по своимъ тенденціямъ и послѣдствіямъ оказывается явленіемъ разрушительнымъ 3).

Такой характеръ внѣшняго проявленія гнѣва, конечно, вполнѣ соотвѣтствуетъ и его внутреннему свойству, какъ психологическаго феномена. И дѣйствительно, въ этомъ отношеніи онъ можетъ быть названъ, употребляя образное выраженіе св. Василія В., «внутреннею бурею смятеннаго духа» 4). «Гнѣвъ» является бурнымъ, стремительнымъ, легко возбудимымъ возмущеніемъ помысловъ 5 6 7), всякій разъ, при своемъ возникновеніи, колебля душевную устойчивость, нарушая психическое равновѣсіе, внося въ духовную жизнь безпорядочность в), полную расшатанность, неупорядоченную стихійность. Въ этомъ отношеніи страсти, гнѣва должна быть отдана печальная пальма первенства, по сравненію съ другими страстями ѣдкій «дымъ» этой страсти помрачаетъ, ослѣпляетъ умъ, такъ что онъ теряетъ всякую разсудительность 8). Съ этой точки зрѣнія не будетъ казаться гиперболическимъ опредѣленіемъ страсти «гнѣва», какъ «кратковременнаго бѣшенства» (цяѵі'а öXiyo/pövioc 8).

Въ религіозно-нравственномъ отношеніи свидѣтельствуя о недостаткѣ въ человѣкѣ, подверженномъ страсти гнѣва, любви

sus iram ѵ. 39; Т. XXXVII, col. 816А. Василіи В. Homil. adv. irat. с. VI. Т. XXXI, eol. 369А Григорій Нисс. De anima et resurrectione. T. XLVI, col. 56A Исидоръ Лелусіотъ. Epist. lib. IV’, 223, col. 1317. I. Дамаскинъ. De fide orthodoxe, lib. II, с. XVI, col. 933A.

') Cp. Григорій, В. Lib. cit. ѵ. 83, col. 819А. Евагрій Понтійскій. De octo vitiosis cogitatioiiibus. с. VI, col. J273A.

-) Васил. Вел. loc. cit. Исидоръ Ислус.. Epist. lib. IV, 223, col. 1317. s) Cp. Исихін. Centum de temperantia et virtute. I, 31. T. ХСІП, eol. 1489D.

4) Васил. Вел. Lib. cit. с. II, col. 356D—357A.

б) Cp. Исидоръ ИелусіотъУЩпіі. lib. Ill, 92. col. 796.

6) Cp. Налъ Синайскій. Do octo vitiis, col. 1453A (гнѣвъ дѣлаетъ все въ душѣ ouyxe’/’jjxsva).

7) Ср. Евагрій Ионтійскій\1)е octo vitios. cogitation, с. VI, col. 1273. Исидоръ Пелцс- Epist. lib. IV, 152. col. 1237. ibid. lib. V, 144, col. 1409B.

“) Нилъ Син., col. 14521).

,J) Bar. Вел. lib. cit.. col. 356II. Cp. Нилъ Сан. De octo spirit, malithle, col. 1153C.

къ Богу и ближнему *), названный аффектъ самымъ фактомъ своего господства въ душѣ исключаетъ дѣйствительность и возможность присутствія въ ней въ частности также терпѣнія (pazpoi>u;xia) 2). кротости (краб-Yjc) 3), смиренномудрія 4) и под. истинно-христіанскихъ добродѣтелей.

Источникъ возникновенія и развитія этой страсти съ нравственно-психологической точки зрѣнія заключается въ извращеніи направленія той силы и способности человѣка, которая въ патристической письменности обычно называется 6 Оор.6?, тб Oujaosws;,—въ потерѣ разумной волей власти надъ нею, въ безпорядочно-стихійномъ способѣ ея дѣйствованія. По святоотеческому воззрѣнію, имѣющему свою почву въ общихъ психологическихъ понятіяхъ того времени, психологическая основа гнѣва заключается именно въ названной способности, необходимо присущей также и нормальной богоподобной природѣ человѣка 5).

Вмѣстѣ съ другими двумя коренными способностями человѣка, разумомъ и волею, его способность, называемая 6 Оор.6;, т. е. сила—эмоціальная, сердечная 6) является, по своему существу и первоначальному нормативному предназначенію, не-

') Cp. I. Кассіанъ. Collat. XVI, с. XXVII, col. 1041А.

-) Нилъ Сим. Do octo Spirit, malitiae, col. 1144A и др.

3) Вас. Вел. lib. cit., col. 364С. Григ. Бог. lib. cit.. ѵ. 324, col. 835.

t) Вас. Вел. lib. cit., col. 369В.

5) Ср. Василій Вел. Homil. adv. irat. с. V, col. 365С. Евагрій ІІонт. Capit. pract. с. LXI, col. 1236В. Григорій В. Carminum lib. II. Historica. Sectio I. Poemata de seipso. v. 7, col. 1382A. Григорій Hucc. Quid sit ad imaginem Dei, col. 1336B. Cp. col. 1337C. Epist. canon, ad Letoium T. XLV, col. 224A. Cp. Платонъ. Kepubl. IV 438Д—441C; IX, 580Д—581C. Tim. 89E (no изд. Stephani).

e) „Слово Hopes—происходитъ отъ глагола Dow, который въ формѣ дѣйств. залога значитъ: зажигаю, а въ формѣ средняго залога,—горю, пламенѣю и затѣмъ горячо, пламенно желаю чего-нибудь, пылко, страстно стремлюсь къ чему-нибудь... Въ этомъ смыслѣ 8ирб; заключаетъ въ себѣ—понятіе о присущихъ душѣ человѣческой сердечной теплотѣ, жарѣ, рвеніи къ добру, и пламенной ненависти къ злу, такъ что Hupog въ этомъ смыслѣ есть то, что нѣмцы называютъ Gemüth, а что мы называемъ еще удачнѣе сердцемъ (Проф. Рѣдкимъ. Изъ лекцій по исторіи философіи права въ связи съ исторіей философіи вообще. Т. IV*, стр. 391). Cp. Griechisch-Lateinisches Etymologisches Wörterbuch von Alois Vanicek. 1 Band (Leipzig, 1877), S. 407—408: Mu-stürmen, toben, tosen, brausen; wiithen, rasen. lbpo;-das Regsame und belebende in Menschen, die bewegende Lebenskraft; Herz als Sitz des Empfindens u. s. w.

сомнѣнно «.даромъ Божіимъ» '), который человѣкъ можетъ— и долженъ—употреблять во благо, на добро (si; ѵ.«Х6ѵ) 2). И вт> частности роль, которую играетъ въ религіозно-нравственной жизни человѣка іЬцо;, понимаемый именно въ указанномъ смыслѣ,-—въ высшей степени важная, существенная, ничѣмъ другимъ незамѣнимая,—онъ является необходимымъ «помощникомъ», въ высшей степени полезнымъ «союзникомъ» разума въ дѣлѣ осуществленія человѣкомъ его высшаго, сііецифическп-человѣческаго, богоподобнаго предназначенія :)).

Только благодаря присутствію въ человѣкѣ названной силы, человѣкъ нс только ясно понимаетъ и теоретически проникновенно созерцаетъ различіе добра и зла (въ этомъ проявляется дѣятельность его высшей способности называемой votk) но— вмѣстѣ съ тѣмъ—и живо, непосредственно его чувствуетъ, переживая и обнаруживая при этомъ несокрушимое, вдохновенное рвеніе къ добру 4) и пламенную ненависть, отвращеніе къ злу 5). Именно опа-то сообщаетъ душѣ ту напряженность энергіи, тотъ неослабный подъемъ духовной силы, которые обезпечиваютъ религіозно-нравственной жизни непрерывность возрастанія въ добродѣтели в), стойкость, твердость и мужество въ борьбѣ со зломъ 7), хотя бы это зло коренилось въ глубинѣ

') Ср. Григор. Бог. Lib. cit. Poemata moralia, v. 360, col. 838: отруба-''

EOT!V І7. ѲеоЗ.

'-) Ibid., v. 357.

3) Bac. Вел. Homil adv. irat. с. V, col, 365B, 365C. Ср. Григорій Б. lib. cit. v. 48—49, col. 817. Poemata de seipso. v. 6-7, col. 1382. Исидоръ ІІолусіотъ. Epist. lib. 1, 280, col. 3450—348A. cp. lib. Ill, 338, col. 497. Исихіи lib. cit. I, 31, col. 1480. Въ данномъ случаѣ святоотеческая психологія примыкаетъ къ платоновской. По ученію Платона, «желательная» (то ЁтиЭ-ир.і]ті7.бѵ) сторона души по природѣ подчинена разумной, но также по природѣ ей совершенно противоположна, и вслѣдствіе этого господство разумной способности надъ желательной возможно только при посредствѣ именно IlujAÖj, которая и служитъ посредствующимъ звеномъ между обѣими, по натурѣ своей стоя на сторонѣ разума. Послѣдній только благодаря Ниро?, именно его поддержкѣ и помощи, имѣетъ реальную возможность послѣдовательно утверждать свое господство надъ чувственностью. Ср. Albert Stöclcl. Die speculative Lehre vom Menschen und ihre Geschichte 1 Baud. (Würzburg. 1858), § 165, s. 331—332.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Cp. Григорій B. Poem, moral, v. 362, col. 838.

5) Cp. Григорій //мес. Epist. canon, ad Letoium. T. XLV, col. 225A.

6) Cp. Исидоръ ІІолусіотъ. Epist. lib. V, 95. col. 1381.

J) Cp. Bac Вел. lib. cit., col. 365B.

природы самого же человѣка и, такимъ образомъ, приходилось вести брань внутреннюю *).

Бъ этомъ послѣднемъ случаѣ !іош>; служитъ орудіемъ достиженія душевной чистоты (castitas) 2).

По всѣмъ же раскрытымъ сторонамъ и свойствамъ своей дѣятельности iiouo: оказывается такого сплою въ человѣкѣ, которая въ немъ служить возбудителемъ душевной энергіи, вдохновителемъ разума и воли. По образному выраженію св. Василія Вел.. о Щио; является какъ бы «нервомъ души» (ѵгйроѵ тт,с б'у/yfi) сообщающимъ ей силу (т&ѵ&ѵ) для постепеннаго, но неослабнаго утвержденія въ добрыхъ дѣлахъ :|).

Однако, играя такую выдающуюся роль въ нравственной жизни человѣка, оказывая разуму важную помощь и поддержку въ осуществленіи его стремленій, ftojiö« и самъ для своего правильнаго функціонированія нуждается въ регулирующемъ воздѣйствіи на него разума. Только въ такомъ случаѣ, приводимый въ дѣйствіе разумомъ, функціонируя йодъ его постояннымъ контроловъ, когда должно и какъ должно (отг osT, V.7L сЬ; <kt), онъ не выступаетъ изъ собственнаго чипа 4).

Другими словами,—ійщос должнымъ образомъ дѣйствуетъ только тогда, когда онъ руководится принципомъ богонодобія. А это, въ свою очередь, достигается только въ томъ случаѣ, если началомъ его дѣятельности, опредѣляющимъ время, мѣру и цѣль его проявленія 5), является живое настроеніе любви къ Богу и ближнему. Въ этомъ отношеніи для силы, называемой ifojxdc, болѣзненно-чувствительны, невыносимо тягостны, прямо нестерпимы факты нарушенія воли Божіей въ жизни своей-ли собственной или другихъ людей,—случаи субъективнаго помраченія въ ней славы Божіей, оскорбленія святости Божіей. Встрѣчаясь съ подобнаго рода фактами, человѣкъ не потерявшій чуткости къ добру, съ правильно развитою силою «снѣдается»—какъ бы огнемъ охватывается живою и интенсивною ревностію о Богѣ и).

Такой человѣкъ горячо и безкорыстно вооружается за «славу

]) Ср. Иснхій. lib. eit Г, 34, col. 1492.

2) Ср. Авва Исаія. Or. II, с. 2. Т. XL, col. J108A.

3) Lib. eit. col. 365В.

4) Василій B. Homi). adv. irat. с. V, col. 365A. s) Cp. ibid.

Cp. Іоан. II, 17 cp. er. 14—16.

Кожію» *) противъ оскорбителей ея 2). Отсюда объектомъ. противъ котораго направляетъ свою силу ftuixic, является главнымъ образомъ грѣхъ вообще (яіифтія) *), проявляющійся и обнаруживающійся главнымъ образомъ въ страстяхъ 4) препятствующихъ росту и преуспѣянію внутренняго человѣка 5)

Во всякомъ случаѣ, будучи явленіемъ порядка нравственнаго, не отрицая, а напротивъ, именно предполагая присутствіе любви къ Богу и ближнему въ душѣ «ревнителя», дѣйствіе силы йоіаос въ описанномъ смыслѣ лишено характера какого-либо личнаго возмездія за оскорбленіе или нарушеніе какихъ-либо внѣшнихъ правъ и преимуществъ. Имѣя въ виду исправленіе ближняго 6), дѣйствіе іЬолс.еъ указанномъ смыслѣ оказывается собственно попечителъностью (хт]8е[ыта) о его истинномъ благѣ, но ни въ коемъ случаѣ не нарушеніемъ этого послѣдняго. Если и приходится такому ревнителю употреблять по отношенію къ нарушителю славы Божіей какія либо ограничительныя и карательныя мѣры, то ихъ значеніе и цѣль собственно педагогически-гісправителъныя. Въ этомъ отношеніи онѣ могутъ быть уподоблены горькому лѣкарству (оярріиоо сіоос), непріятному, но необходимому для возстановленія здоровья болящаго, и собственно въ этихъ видахъ и предписываемому врачемъ ).

Отличительными качествами проявляющейся въ такомъ духѣ силы іЬ;ао; являются благоразуміе 8) и справедливость и).

Отсюда психическими элементами, входящими въ составь анализируемаго феномена, оказываются прежде всего негодованіе въ добромъ, безкорыстномъ смыслѣ этого слова, а также

') Исидоръ Ііелус. Epist. lib. И. 239, col. 677АВ. Ср. Apophthegm. Pat-rum, col. 353A, § 118: (cnf. Verba Бопіогщп. X, 47, col. 921B).

-) Онъ же. lib. V, 227, col. 1469D— 1472A.

*) Василій Вел. lib. eit., col. 365В. Григорій Hucc. De virgiiiitatc.

с. ХѴШ, col.389D.

4) I. Kacciam. Do coenob instit. lib. YUL с. VI, col. 334A. Ннлъ Син. De octo cogitat., col 1453A. Григор. Hucc. Epist. canou., col. 225A. s) Cp. Исихій. lib. cit. II, 24, col. 1520.

(i) Исидоръ Пелус. Epist. lib. II, 239, col. 677AB.

7) Ibid.

8) Baciui. Вел. lib. cit., col. 368B.

■’) Bac. Вел. lib. cit., col. 36SD: ).s/.oyia|j.svo; ІЬіло-.

10) Григ. Вог. Poem, moral., v 399- 400, col. 840—841 Васнл. Вел. lib. cit., col. 368 С. Исидоръ Пел. Epist. lib. 11,-240, col. 676—677.

скорбь о человѣкѣ, вызвавшемъ своимъ отдѣльнымъ поступкомъ пли цѣлымъ поведеніемъ реакцію силы ftujxoc *).

Описанное нами должное, желательное проявленіе силы ІЬіібс называется иногда—и нерѣдко—также словамъ мут? 2),— т. е. тѣмъ самымъ терминомъ, который спеціально употребляется для обозначенія грѣховнаго аффекта, одной изъ восьми главныхъ, основныхъ страстей.

Въ этомъ общемъ смыслѣ öpyvj отмѣчаетъ собою то устойчиво возбужденное, напряженное состояніе человѣческаго духа, которое проистекаетъ отъ избытка и бодрости силъ человѣка ®). Само по себѣ оно не носитъ въ себѣ нравственной опредѣленности, которая основывается только на направленіи воли человѣка 4).

При осуществленіи цѣли богонодобія, въ подчиненіи разуму, öpyу] оказывается состояніемъ не только безгрѣшнымъ 5), но и прямо желательнымъ, какъ орудіе при достиженіи человѣкомъ высшихъ религіозно-нравственныхъ цѣлей—въ дѣлѣ воспитанія христіанскихъ добродѣтелей 6). Но при эгоистическомъ состояніи жизнедѣятельности человѣка происходитъ склоненіе орууі «къ худшему» (~ро; то уешоѵ) ,), такъ какъ онъ въ направленіи, способѣ и формахъ своего проявленія опредѣляется уже не разумомъ, а страстями. Въ такомъ случаѣ, уклонившись отъ своего первоначальнаго назначенія, ору^ оказывается уже состояніемъ противоестественнымъ (~цЛ cpuow 8), становится въ рядъ другихъ порочныхъ страстей, пріобрѣтая всѣ ихъ дурныя свойства,—и вотъ предъ нами является новая, «неразумная страсть гнгъваъ 9).

Вся энергія йир.6;—изливается теперь въ бурныхъ стреми-

') Ср. Мрк. ш, 5.

-) Напр. Мрк. III, 5; ср. Еф. IV, 26. Васил. Вел. lib. cit. col. 368С:

у) орр). Ср. Исид. 11 ел. Epist. lib. Ш, 338, col. 997.

:1) Ср. Проф. Прот. С. А. Соллертинскій. Объясненіе Мѳ. V, 22; V, 38—42; VII, 1; Лук. VI, 37 у гр. Толстого. (Спб. 1887), стр. 12.

*) Григор. Hue,с. De atiima et resurrectione, col. 65C.

5) Еф. IV, 26. Cp. Вл. Діадохъ. Л оу. ічщ-. с. VI: £оруг;то; 4ир.6і (См. Проф. К. Д. Поповъ, стр. 27).

6) Ср. вапр., Григорій Нисс.. De anima et resurrectione, col. 65AB, 65C, Bac. Вел. lib. cit., col. 365BC.

7) Григор. Hucc. lib. cit., col. 65C—68A.

8) Исихгй. lib. cit., II, 34, col. 1521.

9) Маркъ Подвиж. Praecept. salutar. с. ѴШ, col. 1041 A.

тельныхъ порывахъ, вся сила сердечнаго возбужденія 2) проявляется и расходуется по поводу личныхъ неудачъ обыденнаго существованія, личныхъ столкновеній, обидъ и огорченій. Защищается отъ чуждыхъ покушеній теперь уже не слава Божія, не благо и спасеніе ближняго, не собственная идеальная, разумная, богоподобная природа человѣка, а только эмпирическое бытіе человѣка со всѣми его случайными принадлежностями, привычками, склонностями, интересами, внѣшней обстановкой и т. ІІОД.

Страстное состояніе, имѣющее въ основѣ господство чувственнаго эгоизма (т. н. «тѣлесныя» страсти), а также привязанность къ матеріальнымъ благамъ («сребролюбіе»), достигаетъ, т. обр., своей наивысшей интенсивности и бурной стремительности именно въ «гнѣвѣ».

Въ этой интенсивности человѣку дальше идти уже некуда,— онъ и безъ того дошелъ, какъ мы видѣли, до nec plus ultra, до бѣшенства въ отстаиваніи своихъ личныхъ интересовъ, своей неприкосновенности. За бурными порывами, но законамъ психической жизни, должна послѣдовать реакція, въ видѣ ослабленія, упадка, душевной энергіи. И этотъ упадокъ, дѣйствительно, наступаетъ, выражаясь въ новыхъ аффективныхъ состояніяхъ печали (Tj Xo-rj) и унынія (г, ахуна) 2).

Поставленіе человѣкомъ себя самого въ качествѣ верховнаго блага,—нашедшее свое конкретное выраженіе въ предшествовавшихъ страстяхъ, съ неумолимою послѣдовательностью приводитъ къ патологическимъ состояніямъ печали и унынія.

') Интересно, что для гнѣва въ русск. языкѣ существуютъ синонимы: „сердиться“, „сердчать“. Что же касается слона: „гнѣвъ“, то, б. м., одинъ корень съ нимъ имѣетъ великорусская: „яагнетка“, гдѣ сосредоточивается въ печи „огонь“. (Ср. Даль. Толков. Словарь. 2 иад. Т. II, стр. 585).

■) Отсюда психологически болѣе послѣдовательно поставлять печаль именно послѣ гнѣва (какъ и поступаютъ въ дѣйствительности, напр., /. Кассіанъ. De coenobior. instit. lib. IX. с. I. De spiritu tristitiae. col. 351 В. Нилъ Синайск. De octo spirit. malUiae. C. XI, col. I156C. Cp. l)e octo... col. 1453. Ефремъ Cup. T. Ш, p.429B), а ne прежде ero'(cp. Евагрі.н Ііон-міінк. De. octo vitiosis cogitat. с. 1, col. 1272A; с. VII, col. 1273AB. Исихій. De tompovantia ct virt.nte. Cent. II, 75. T. XCIII, col. 1536D. I. Да-наспинъ. T. XCV, col. 80A). И что несомнѣнно, поскольку, но аскетическому наблюденію, печаль, но крайней мѣрѣ, въ нѣкоторыхъ случаяхъ,— происходитъ именно „по прекращеніи гнѣва“ (ігасшнііа clesinente) 1. Каспапь-Collat. V. с. XI, col. 627А. Ср. Coenobior. iustit. I. IX. с. IV, col. 355В. Ср. Евагрііі ІІонт. Do octo vitiosis cogitatioiiibus. С. V, col. 1272C.

которыя наступаютъ съ неизбѣжностью, свидѣтельствуя и выражая собою фактъ непроизводительной растраты душевныхъ силъ, ослабленія ея энергіи, вслѣдствіе предшествующаго порабощенія воли страстямъ. II дѣйствительно, по аскетическому ученію, печаль не можетъ найти себѣ доступа въ ту душу, въ которой ранѣе не свили себѣ прочнаго гнѣзда какія-либо другія страсти *), свидѣтельствующія о любви человѣка къ міру * 2 3), о его пристрастіи (Д гроаяяйаія) къ чему-либо :!), о его склонности къ чувственнымъ, вообще къ эгоистическимъ удовольствіямъ, лишеніе, отсутствіе которыхъ, невозможность, но какой бы то ни было причинѣ, получить ихъ, притупленіе воспріимчивости къ нимъ,—всѣ эти обстоятельства, по извѣстнымъ психологическимъ законамъ, способствуютъ возникновенію и развитію въ душѣ состоянія, противоположнаго удовольствію, т. е. печали 4 5). Другими словами,—печаль возникаетъ вслѣдствіе неудовлетворенности страстныхъ желаній, или удовлетворенія ихъ неполнаго, не доставляющаго удовольствія г>).

Гибельность этой страсти открывается въ особенности из'ь того, что она, будучи противна христіанскому настроенію любви къ Богу и ближнимъ, рѣшительно съ нимъ несовмѣстима. Человѣкъ, подверженный этой страсти, не можетъ проходить созерцательный подвигъ надлежащимъ образомъ,—она «не позволяетъ ему ни совершать молитвы съ обычною ровностію сердца ни съ пользою заняться чтеніемъ Св. Писанія; ко всѣмъ обязанностямъ трудовъ или богослуженія дѣлаетъ нетерпѣливымъ, и неспособнымъ, погубивъ всякое спасительное предпріятіе и возмутивъ постоянство сердца» 6).

’) Ср. Нилъ Синайскій De octo spirit, malitiae. с. XII, col. 1157В:

акяЯгіас on -Аят'.вуиаеі Л5-у.

2) Ibid.

3) Ср. Евагрііі Нонт. Capita practica ad Auatolium с. X, col. 1224C: Cp. I. Лѣствичникъ. Gr. II, col. 655C.

*) Григорій Hucc. De mortuis. T. XLVI, col. 536C. Cp. Евагрііі, Cap. pr.ict. с. X, col. 1224C: *

5) Cp. Евагрій Понтійскій. De octo vitios. cogitat. с. V. col. 1272C Cp. I. Кассіанъ. Coenobior. inst. lib. IV, с. IX, col. 355B: Cp. Collat V. с. XI, col. 627А. I. Лѣствичникъ. Gr. II, col. 656C. Нилъ Cm. lib. cit. col. 1156C— 1157A. По словамъ св. Отца, непріятели плѣнника оковываютъ желѣзомъ, а плѣнника страстей связываетъ печаль. Безсильна печаль, когда нѣтъ другихъ страстей. Кто связанъ печалію, тотъ, слѣдов., нобѣждомъ страстями, и т. д.

e) I. Кассіанъ. De coenob. iustit. lib. IX. с. I, col. 351—353. Нилъ Синайскій, lib. cit. с. XI, col. 1156С.

Являясь важнымъ препятствіемъ для созерцанія ,). >.6~ті нарушаетъ и нормальныя отношенія къ ближнимъ, такъ какъ но позволяетъ одержимому ею человѣку быть спокойнымъ и кроткимъ къ братіямъ 2). Наполняя всѣ изгибы сердца желчью н горечью, названный аффектъ приводитъ человѣка къ тому, что онъ оказывается не въ состояніи съ обычною привѣтливостію принимать посѣщеніе даже любезныхъ и близкихъ лицъ; чтобы они ни высказали ему «въ приличномъ разговорѣ», все ему представляется неудобнымъ и лишнимъ, самъ же онъ не можетъ дать имъ ни на что деликатнаго, любезнаго отвѣта *).

Такія гибельныя послѣдствія страсти /.бетг) проистекаютъ изъ того, что она, по самому своему существу, совершенно разслабляетъ и угнетаетъ душу человѣка 4). По метафорическому опредѣленію св. Григорія Богослова, Б>-ч] есть «грызепіе сердца и смятеніе» 5).

И въ данномъ случаѣ, анализируя аффективное состояніе lö-K-i), свв. отцы-аскетд отмѣчали тотъ фактъ, что эгоистическимъ направленіемъ религіозно-нравственной жизни здѣсь извращается, становится однимъ изъ препятствующихъ условій къ достиженію спасенія собственно такое настроеніе человѣка, психологическая основа котораго (/.o-r,pi SiaO-so-) в) напечатлѣна въ природѣ человѣческой, какъ несомнѣнно полезное средство 7), условіе благопріятствующее въ дѣлѣ осуществленія человѣкомъ его религіозно-нравственнаго назначенія. Возникая но поводу «познанія» истиннаго «блага» 8) съ одной стороны и сознанія порочности собственной жизни 9) съ другой, ли-т,рі 8і«9езі; поддерживается и питается созерцаніемъ будущаго блажен-emed и желаніемъ совершенства 10), необходимаго для достиженія перваго. Подъ вліяніемъ созерцанія безконечнаго идеала, человѣкъ не только все глубже и глубже начинаетъ чув-

*) Нилъ Син. Іос. cit. Cp. I. Кассіанъ. lib. cit. с. IV, col. 355В.

L>) I. Кассіанъ. Іос. cit.

3) I. Кассіанъ. lib. cit. с. IV*, col. 355В. *

4) Ibib. Cp. Verba Seniorum. VII, 40, col. 902ВС. (ср. Древаій Патерикъ VII. § 47, стр. 153—154).

•г’) Poem, moral, ѵ. 66, col. 950.

6) Григорій Нисс. De mortuis. Т. XLVI, col. 537В.

’) Cp. I. Кассіанъ. De coenobior instit. с. X, col. 538: utilis nobis una re tristitia judicanda est. Cp. Григорій Нисс. loc. cit.

я) Григорій H. De beatitud. Gr. Ш, col. 1224D.

9) Ibid., col. 1220D.

10) I. Кассіанъ. lib. eit., col. 358.

ствовать, яснѣе и яснѣе сознавать бѣдность человѣческаго естества вообще *), несовершенство настоящей жизни * 2) въ ея наличности, но вмѣстѣ съ тѣмъ—и главнымъ образомъ—приходитъ въ «чувство худости» 3) эмпирическаго состоянія своей собственной личности. Съ такимъ нравственно-психическимъ содержаніемъ ХЬ-т, служитъ живымъ и вмѣстѣ постояннымъ стимуломъ религіозно-нравственнаго безостановочнаго совершенствованія человѣка.

Входя въ сложное состояніе спасительной вѣры, .въ качествѣ его исходнаго момента и существеннаго, центральнаго содержанія, ХЬтпг) является въ такомъ случаѣ именно печалью «по Богу» 4), т. е. поскольку она именно Бога имѣетъ своимъ религіозно-нравственнымъ основаніемъ, опорою и верховною цѣлью стремленій. Человѣкъ испытываетъ и переживаетъ чувство недовольства своимъ наличнымъ состояніемъ именно потому и постольку, поскольку оно является препятствіемъ въ дѣлѣ достиженія единственно цѣнной для него цѣли богообщенія, т. е., иначе говоря,—поскольку онъ желаетъ все болѣе и болѣе полнаго достиженія нравственнаго богоподобнаго совершенства, никогда не останавливаясь въ этомъ своемъ стремленіи. Такимъ образомъ, Хб-т,—въ своемъ добромъ направленіи— возбуждаетъ и поддерживаетъ въ человѣкѣ живую, энергическую активность, вызываетъ его на аскетическій подвигъ всесторонняго совершенствованія какъ съ отрицательной (очищеніе сердца отъ страстей) 5), такъ и положительной стороны (пріобрѣтеніе добродѣтелей) 6). Въ такомъ случаѣ «печаль ума» является «драгоцѣннымъ Божіимъ даяніемъ» 1).

Однако, все это, какъ мы видѣли, только въ томъ случаѣ имѣетъ мѣсто, если Х6-т( регулируется «разумомъ», поставляющимъ человѣка въ должныя пли религіозно-нравственныя отношенія къ Богу (по крайней мѣрѣ, открывающимъ путь къ у разумѣнію этихъ отношеній).

Совсѣмъ иное, діаметрально противоположное, произойдетъ,— если человѣкъ, замкнувшись въ себѣ, не Бога поставляетъ

*) Григорій Нисс. lib. cit.. col. 1225А.

-) Ibid., col. 1225A.

а) Ibid. col. 1220D.

4) 2 Kop. VII, 10.

•'’) Нилъ Синайскій, lib. cit.., col. 115713.

б) Онъ Же lib. cit-., col. 1456A.

') Исаакъ Cup. Л о у. LVI1I, siX. 347.

верховною цѣлью своей жизнедѣятельности, а себя самого, въ своемъ несовершенномъ эмпирическомъ существованіи, въ своей наличной стихійно-космической неурегулированности и страстной неупорядоченности,—признаетъ центромъ самостоятельнаго бытія. Въ такомъ случаѣ лб-т; будетъ имѣть характеръ безысходной, мрачной *), безнадежной тоски, приводящей человѣка къ апатіи, къ бездѣятельности въ духовно-нравственномъ отношеніи,—она парализуетъ, какъ бы связываетъ дѣятельныя силы и способности человѣка 2). Въ конечномъ результатѣ такое состояніе безысходной тоски и безнадежнаго отчаянія разрѣшается духовною «смертью» человѣка :і), когда духовныя силы человѣка ослабѣваютъ до такой степени, что подвигъ аскетическаго совершенствованія человѣку представляется невыполнимымъ, немыслимымъ, безполезнымъ и безплоднымъ. Таковы—въ общемъ—психическое содержаніе и нравственная оцѣнка аффективныхъ состояній «печали» и «унынія» (äxYjota) 4) г>-).

С. Заринъ.

') Нилъ Си», lib. cit. col. 1141Д: лбгтг;... фиуг,г зхіт’ар.а. Cp, I. Лѣствичникъ. Gr XXVI, col. 1085В.

3) Нилъ Син. lib. cit. col. 1156С—1157А.

3) 2 Кор. Ѵп, 10. Ор. Григорій Нисс. De beatitud. Or. III. col. 12201).

4) Спеціальный, особый анализъ тестой страсти—унынія (vj dxvjSO; очень рѣдко äS-upia, xocrijcpeca) въ особомъ трактатѣ—въ текстѣ—мы считаемъ дѣломъ для насъ необязательнымъ, и даже излишнимъ и ненужнымъ, такъ какъ со стороны своего нравственно-психическаго содержанія названное аффективное состояніе- представляетъ собою только окончательное развитіе, полное возобладаніе въ душѣ „страсти“ предшествовавшей (ср. Г. Кассіанъ. De coenobior instit. lib. X, с. I, col. 363: afl'inis haec (acedia) trist,itiae est. Ср. Нилъ Синайскій, lib. cit. с. XI, col. 1156Bcp. col. 1456Д). Всѣ симптомы страсти предшествовавшей въ äv.rfib являются выраженными въ формѣ еще болѣе рѣзкой, интенсивной, захватывая при томъ въ человѣкѣ еще болѣе широкую область -всѣ душевныя силы (ср. Нилъ Синайскій lib. cit., col. 1460А. Максимъ Испов. De cha-ritate. Cent. I, § 67, col. 973). Въ этомъ состояніи „слабость души“ (Нилъ Син. lib. cit. с. IV. col. 1157Д), ея изнеможеніе, подавленное состояніе (Исаакъ Спр. Асу. XLVI, з*Х. 287) потеря разумомъ всякой власти надъ ходомъ душевной жизни (ср. I. Лѣствичникъ Gr. XIII, col. 860AJ достигаютъ такой степени, что душа представляется какъ бы вовсе йс.ідѣй-

ствующею въ отношеніи религіозно нравственнаго подвига, разслабленною, какъ бы дремлющею (ср. Нилъ Ѵин. col. 1144В. I. Лѣствичникъ. Іос. cit. I. Касіанъ lib. cit. 369). При такихъ условіяхъ всѣ другія страсти, не встрѣчая себѣ надлежащаго отпора со стороны души, лишенной твердости и бодрости, пользуясь слабостью разума (Ср. Исаакъ Сир. Л оу. LY1I, at/.. 345) и нерѣшительностью воли, начинаютъ, наоборотъ, ' дѣйствовать съ полною силою, такъ что душа такого человѣка представляетъ собою поприще ихъ полнаго, безраздѣльнаго, ничѣмъ не ослабляемаго и не парализуемаго господства (ср. Нилъ Син. lib. cit., col. 1460А). Такое малодушіе (ср. J. Лѣствичникъ, Іос. cit.) сопровождается полнымъ лишеніемъ, совершенною потерею надежды на Бога (ср. Макарій Е■ De libertate mentis, с. XIII, col. 945В) и даже вѣры въ Него {Исаакъ Сир. Лоу. LVII, аеХ. 345), а также—вмѣстѣ съ этимъ—способности преуспѣвать нелѣпостно не только въ молитвенномъ подвигѣ IНилъ Син. col. 1160В, 1457С, 1460АВ. I. Лѣствичникъ. Іос. cit.), но даже и въ рукодѣльѣ {Евгрій, Іос. cit., с. VII, col. 1273В. I. Кассіанъ. De coenobior. inst. lib. X, с. II, col. 366). Въ отношеніи къ окружающимъ, совмѣстно живущимъ людямъ развивается у человѣка, подверженнаго унынію, чувства презрѣнія, отвращенія (Г. Кассіанъ. lib. cit. с. X, col. 365—366, ср. Нилъ Син., col. 1457А), такъ что дальнѣйшая совмѣстная жизнь съ ними становится прямо невозможною, немыслимою {Нилъ Син., col. 1456Д, 1457А. Евагрій с. VII, col. 1273В). Отсюда уже понятны тѣ основанія, по которымъ аскетическое міровоззрѣніе, оцѣнивая значеніе названнаго аффекта въ духовной жизни, считаетъ его въ высшей степени опаснымъ, тяжкимъ врагомъ подвижника, этой страсти подверженнаго (ср. /. Кассіанъ. De coenobior. instit. Lib. X, с. I, col. 363. Евагрій ІІонт. Capita pract. с. XIX, col. 1225Д. I. Лѣствичникъ. Gr. XIII, col 860C. Максимъ Пспов. De charit. Cent. I, § 67, col. 973Д). Итакъ грѣховное себялюбивое направленіе, дѣятельности само въ себѣ носитъ ядъ разложенія духовной жизни, который и проявляется съ особенною силою въ состояніяхъ X6-rj и особенно сглтуоіа. Въ этихъ послѣднихъ и безъ словъ дается краснорѣчивая оцѣнка, сказывается какъ для самого человѣка, такъ и для другихъ настоящее значеніе избраннаго имъ пути грѣховнаго самоутвержденія, страстнаго самоудовлетворенія.

5) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.