чин. Подобная информация является неоценимой как для потенциального инвестора, решающего, где развивать свой бизнес и куда вкладывать свои средства, так и для муниципальной администрации, принимающей решения по развитию города.
Примечания
1 См.: Fotheringham A. S., Brunsdon C., Charrlton M. Geographically weighted regression the analysis of
spatially varyng relationships: University of Newcastle, UK John Wiley & Sons Ltd, 2002 ; Магнус Я. Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика. Начальный курс : учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
2 См.: Fotheringham A. S., Brunsdon C., Charrlton M. Op cit. ; Балаш О. С., Харламов А. В. Эконометри-ческое моделирование пространственных данных : монография / О. С. Балаш, А. В. Харламов : учебник. Саратов, 2010.
УДК 339.9
АСЕАН+3:
КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
И. П. Сергун
Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы сотрудничества стран Юго-Восточной Азии с ключевыми странами Азии (Китай, Япония, Республика Корея). Акцентируется внимание на экономическом сотрудничестве стран, а также последующих перспективах развития сотрудничества.
Ключевые слова: АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея, ЗСТ.
ASEAN+3: Key Positions of Cooperation and Prospects of Development
I. P. Sergun
In this article the author considers different cooperation between countries of South East Asia with key Asia's countries (China, Japan, Republic of Korea). The attention is focused on economic cooperation of the countries and also prospects of cooperation's development.
Key words: ASEAN, China, Japan, Republic of Korea, FTA.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (англ. Association of South East Asian Nations) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием Декларации АСЕАН («Бангкокская декларация»). Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 г. в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН1.
Ассоциации удалось добиться наибольшего прогресса в экономической интеграции, направленной на создание Экономического сообщества АСЕАН до 2015 г.
Основой экономического сообщества является Зона свободной торговли (ЗСТ) АСЕАН, целью которой является создание внешнего льготного тарифного плана для свободного движения товаров в рамках АСЕАН. ЗСТ АСЕАН действует на основе соглашения государств - членов АСЕАН, подписанное 28 января 1992 г. в Сингапуре2. «На момент подписания соглашения АСЕАН уже состоял из шести членов, а именно Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. Вьетнам вступил в 1995 г., Лаос и Мьянма в 1997 г. и Камбоджа в 1999 г.»3.
«АСЕАН вправе заключать соглашения о свободной торговле и со странами - не членами Ассоциации. Таким образом были заключены соглашения о свободной торговле с КНР, Республикой Корея, Японией, Австралией, Новой Зеландией и Индией»4. С 1 января 2010 г. начала действовать зона свободной торговли Китай - АСЕАН (CAFTA). «Кроме того, АСЕАН в настоящее время ведёт переговоры с Европейским союзом (ЕС) о создании зоны свободной торгов-ли»5. Отметим, что Китай и ЕС являются одними из основных торговых партнёров стран - членов Ассоциации. Первая десятка торговых партнёров АСЕАН представлена в табл. 1.
Растущий уровень торговли между представленными странами стимулирует их к образованию зон свободной торговли. «ЗСТ Китай - АСЕАН является крупнейшей ЗСТ по численности населения и включает в себя 1,9 млрд человек. Она также является третьей ЗСТ по размерам экономики с совокупным ВВП в 5,8 трлн долл. И после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли она является третьей по величине с точки зрения общего объема торговли»6.
Таблица 1
Первая десятка торговых партнёров АСЕАН*
Торговый партнёр (страна/регион) Стоимость, млн долл. Доля от общей торговли АСЕАН, %
Экспорт Импорт Всего Экспорт Импорт Всего
АСЕАН 199 587 176 620 376 207 24,6 24,3 24,5
Китай 81 591 96 594 178 185 10,1 13,3 11,6
Европейский союз-27 92 990 78 795 171 785 11,5 10,8 11,2
Япония 78 068 82 795 160 863 9,6 11,4 10,5
США 82 201 67 370 149 572 10,1 9,3 9,7
Республика Корея 34 292 40 447 74 740 4,2 5,6 4,9
Гонконг 56 696 11 218 67 915 7,0 1,5 4,4
Австралия 29 039 14 810 43 850 3,6 2,0 2,9
Индия 26 520 12 595 39 115 3,3 1,7 2,5
ОАЭ 10 569 13 797 24 366,5 1,3 1,9 1,6
Первая десятка торговых партнёров 691 558 595 044 1 286 602 85,3 81,9 83,7
Другие страны 118 930 131 310 250 241 14,7 18,1 16,3
ВСЕГО 810 489 726 354 1 536 843 100,0 100,0 100,0
*Рассчитано автором по: Top ten ASEAN trade partner countries/regions, 2009 as of 15 July 2010. ASEAN Statistics.
Идеи о создании ЗСТ Китай - АСЕАН были высказаны еще в 1990-х гг. в период экономических трудностей в азиатских странах. Именно тогда премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи на саммите Китай - АСЕАН в Маниле (1999 г.) выразил заинтересованность Китая в укреплении торговых отношений со странами Ассоциации. В течение последующих десяти лет обе стороны поддерживали тесные контакты, вели переговоры и подписывали соглашения, нацеленные на создание ЗСТ Китай - АСЕАН.
Следует отметить, что ЗСТ Китай - АСЕАН характеризуется большой взаимодополняемостью, а также приносит выгоду обеим сторонам. Она содействует не только подъему экономики Восточной Азии, но и культурному обмену, а также взаимопониманию стран.
ЗСТ Китай - АСЕАН предусматривает, что уже в 2010 г. средние ставки таможенных пошлин в Китае на товары стран АСЕАН снизятся с 9,8 до 0,1%, а средние ставки таможенных пошлин,
введенные шестью старыми членами АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) в отношении китайских товаров - с 12,8 до 0,6%. К 2015 г. на 90% продукции в торговле между Китаем и четырьмя новыми членами АСЕАН (Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма) будут введены нулевые пошлины7.
ЗСТ Китай - АСЕАН стала новой моделью создания зон свободной торговли между развивающимися странами, отличающейся от ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Во-первых, она создавалась постепенно, а не сразу, как ЗСТ Северной Америки. Во-вторых, несмотря на то что ее участниками являются развивающиеся страны, они строго соблюдают нормы и правила ВТО. Участницы ЗСТ не создают торговых барьеров для других стран. В-третьих, в регионе есть ряд менее развитых стран, которым должны помогать более развитые, чтобы сотрудничество было выгодно всем странам зоны.
Таблица 2
Товарооборот между Китаем и странами АСЕАН в 2009 г., млн долл.*
Страны 2009 г. I кв. 2009 г. II кв. 2009 г. III кв. 2009 г. IV кв. 2009 г.
Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт
Бруней 140 282 26 16 34 53 32 66 48 147
Вьетнам 16 303 4741 2821 944 3631 1177 4542 1203 5309 1417
Индонезия 14 744 13 538 2644 2310 3504 3267 3947 3667 4648 4294
Камбоджа 905 36 192 6 247 8 233 9 232 13
Лаос 376 337 80 97 94 57 81 78 122 105
Малайзия 19 636 32 224 3639 5538 4669 7029 5269 9216 6059 10 442
Мьянма 2279 646 432 107 555 146 550 193 743 199
Сингапур 25 964 26 357 5346 5314 5943 6252 7056 6870 7618 7921
Таиланд 13 326 24 846 2594 4400 2952 6009 3749 6987 4031 7449
Филиппины 8591 11 936 1713 2224 1931 2752 2361 3438 2586 3521
ВСЕГО 102 264 114 943 19 487 20 956 23 560 26 750 27 820 31 727 31 396 35 508
* Рассчитано автором по: Direction of Trade Statistics. International Monetary Fund. September 2010. P. 100, 346. 30 Научный отдел
ЗСТ АСЕАН - Китай за семь месяцев 2010 г. доказала свою пользу. С января по июль 2010 г. товарооборот между странами АСЕАН и Китаем составил более 160 млрд долл. Это в 1,5 раза больше, чем год назад. При этом поток товаров из государств АСЕАН в КНР оказался больше обратного. Импорт в Китай превысил экспорт из стран Ассоциации на 7,5 млрд долл. по объему и на 13 процентных пунктов по темпам роста8.
В то же время объем нефинансовых инвестиций Китая в АСЕАН в первом полугодии 2010 г. стал в два с лишним раза больше, чем год назад.
Получает практическую реализацию диалог о ЗСТ между Японией и АСЕАН. Исследовав положительный результат создания ЗСТ Китай - АСЕАН, Япония также решила вывести отношения со странами АСЕАН на новый, более конструктивный уровень.
Диалог о взаимовыгодном сотрудничестве между Японией и странами АСЕАН был впервые начат в 1973 г. В марте 1977 г. был созван первый форум АСЕАН - Япония. С тех пор сотрудничество между двумя регионами укреплялось. Страны заключали договоры и соглашения, охватывающие экономические, политические, социальные и культурные области.
С каждым годом АСЕАН и Япония продолжают углублять и расширять свои торговые связи. Объем торговли между двумя сторонами увеличился с 173,1 млрд долл. в 2007 г. до 211,4 млрд долл. в 2008 г. (на 22,1%), в том числе экспорт товаров из стран АСЕАН - с 85,1 млрд долл. до 104,5 млрд долл. (на 22,8%), импорт - с 87,9 млрд долл. до 106,8 млрд долл. (на 21,5%)9. Стабильный рост товаропотоков побуждает страны к более тесному сотрудничеству.
Таблица 3
Товарооборот между Японией и странами АСЕАН за 2009 г., млн долл.*
Страны 2009 г. I кв. 2009 г. II кв. 2009 г. III кв. 2009 г. IV кв. 2009 г.
Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт
Бруней 162 3320 43 1257 47 801 35 595 38 667
Вьетнам 6518 6959 1160 1649 1468 1511 1818 1780 2072 2018
Индонезия 9334 21 817 1775 4979 2083 4925 2457 6155 3019 5759
Камбоджа 112 143 28 35 26 22 28 49 30 37
Лаос 76 27 11 8 16 7 24 6 25 6
Малайзия 12 863 16 732 2578 4594 2816 3400 3543 3915 3927 4823
Мьянма 202 340 39 93 46 73 49 92 67 83
Сингапур 18 758 12 305 3748 2718 4278 2859 4983 3175 5749 3552
Таиланд 22 259 16 029 4065 3641 4444 3590 6225 4165 7525 4633
Филиппины 8234 6401 1495 1350 1847 1557 2305 1745 2587 1748
ВСЕГО 78 518 84 073 14 942 20324 17 071 18 745 21 467 21 677 25 039 23 326
* Рассчитано автором по: Direction of Trade Statistics. International Monetary Fund. September 2010. P. 100, 214-215.
Отметим, что в последнее время Япония предпочитает вести торговлю с партнёрами по региону. Именно поэтому на протяжении почти 20 лет наблюдается значительный рост товарных
потоков между Японией и Китаем, а также стабильность торговых отношений с Республикой Корея и странами АСЕАН (рис. 1). АСЕАН является третьим по величине торговым партнёром для
100%
□ Другие
□ ЕС
га США
и Р. Корея
on Китай
га АСЕАН
1980
1990
2000
2008
Рис. 1. Основные торговые партнёры Японии в 1980-2008 гг., %10
Японии, уступая лишь Китаю и США. При этом наблюдается тенденция к снижению товарооборота между США и Японией. Это доказывает, что Япония заинтересована в создании ЗСТ Япония - АСЕАН.
В апреле 2008 г. было подписано всестороннее соглашение об экономическом партнёрстве между Японией и АСЕАН (ASEAN - Japan Comprehensive Economic Partnership, сокр. AJCEP). Данное соглашение имеет всеобъёмлю-щий характер и охватывает вопросы торговли товарами и услугами, регулирования инвестиционной деятельности и экономического сотрудничества в целом. Соглашение способствует укреплению экономических связей между странами, создаёт эффективный рынок с большими возможностями в регионе.
Начиная с 1 декабря 2008 г. Япония отменила таможенные тарифы на 93% товаров, импортируемых из стран АСЕАН. В свою очередь, шесть стран АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) отменили таможенные пошлины на 90% импортируемых товаров, в том числе и на автомобили11. Данное соглашение будет действовать в течение ещё 10 лет.
Поток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в АСЕАН из Японии сократился с 8,3 млрд долл. в 2007 г. до 7,7 млрд долл. в 2008 г. (на 8,4%)12. Однако, несмотря на это, Япония является вторым по величине источником ПИИ для стран Ассоциации. На рис. 2 представлена диаграмма направления японских ПИИ в экономику Китая и стран АСЕАН.
Рис. 2. Динамика «вливания» японских прямых иностранных инвестиций в Китай и АСЕАН за 1996-2008 гг., млрд долл.13
Несмотря на то что между АСЕАН и Японией действует лишь договор AJCEP, торговые партнёры ускоряют процесс создания ЗСТ. Деловая встреча между 10 министрами экономики из стран АСЕАН и японским министром экономики, проходившая 26 августа 2010 г., закончилась подписанием ряда договоров и соглашений14. Была достигнута договорённость по либерализации процесса инвестирования и торговли услугами между АСЕАН и Японией, которая продлится ещё 2 года.
Отношения и экономическое партнёрство между АСЕАН и Японией с каждым годом расширяются, а подписание двухсторонних соглашений и договоров приведет торговых партнёров к интеграции. Именно поэтому вопрос о создании новой ЗСТ Япония - АСЕАН остаётся лишь временным.
АСЕАН и Япония развивали сотрудничество в целях обеспечения мира, стабильности и процветания в регионе. Япония присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве (англ. Treaty of Amity and Cooperation) в Юго-Восточной Азии в июле 2004 г. (Джакарта). Следует отметить, что в связи с появлением угрозы, создаваемой преступностью и терроризмом, АСЕАН и Япония усилили свое сотрудничество в деле поддержания мира и стабильности в регионе и в решении вопросов борьбы с терроризмом, пиратством и другими видами преступности.
Другой экономический партнёр стран АСЕАН - Республика Корея - также имеет выгодные торгово-экономические договорённости. Диалог об экономическом сотрудничестве был впервые инициирован в ноябре 1989 г. Статус партнёра с АСЕАН был предоставлен Республике Корея в июле 1991 г. на совещании министров стран АСЕАН в Малайзии. До 2004 г. экономические отношения между АСЕАН и Республикой Корея расширялись, а в 2004 г. вышли на новый уровень. Была подписана Совместная декларация о всестороннем сотрудничестве и партнёрстве (Joint Declaration on Comprehensive Cooperation Partnership) на встрече Республика Корея -АСЕАН, проходившей на высшем уровне.
Торговля между Республикой Корея и АСЕАН постоянно увеличивается, объем за последние пять лет возрос с 46,4 млрд долл. в 2005 г. до 79,2 млрд долл. в 2009 г. Наблюдается быстрый рост взаимных инвестиций между сторонами: в 2008 г. он составил 6,8 млрд долл., что в 5 раз больше по сравнению с 2004 г.15 В табл. 4 представлен товарооборот между Республикой Корея и странами Ассоциации. Рамочное соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве Республика Корея - АСЕАН было заключено 13 декабря 2005 г.
2 июня 2009 г. между Республикой Корея и АСЕАН был подписан рамочный договор о создании инвестиционной ЗСТ16. Договор будет
Таблица 4
Товарооборот между Республикой Корея и странами АСЕАН, за 2009 г. млн долл.*
Страны 2009 г. I кв. 2009 г. II кв. 2009 г. III кв. 2009 г. IV кв. 2009 г.
Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт
Бруней 62 1 237 15 301 17 326 17 349 14 260
Вьетнам 6 828 1 782 1 609 434 1 853 470 1 861 503 1 506 375
Индонезия 7 435 7 884 1 752 1 921 2 017 2 079 2 026 2 226 1 640 1 658
Камбоджа 190 10 44 2 53 3 46 2 47 3
Лаос 47 46 11 11 13 12 13 13 10 10
Малайзия 4 691 7 407 996 1 840 1 276 1 626 1 364 2 225 1 055 1 716
Мьянма 213 102 50 25 58 27 58 29 47 21
Сингапур 14 061 12 570 2 587 2 507 3 059 3 082 4 357 3 555 4 057 3 426
Таиланд 4 966 3 090 1 106 662 1 107 737 1 313 842 1 440 850
Филиппины 3 822 2 538 596 396 1 105 981 1 288 696 832 465
ВСЕГО 42 315 36 666 8 766 8 099 10 558 9 343 12 343 10 440 10 648 8 784
* Рассчитано автором по: International Monetary Fund: Direction of Trade Statistics, September 2010. P. 345, 225-227.
содействовать развитию инвестиционных потоков и созданию либерального прозрачного и конкурентного инвестиционного режима в рамках АСЕАН и Республики Корея17. В договор включены следующие основные позиции:
постепенная либерализация инвестиционного режима;
создание благоприятных условий для инвесторов и инвестиций;
содействие сотрудничеству на взаимовыгодной основе;
поощрение и стимулирование притока инвестиций между АСЕАН и Республикой Корея;
повышение прозрачности инвестиционных правил;
обеспечение защиты инвестиций. Сотрудничество между АСЕАН и Республикой Корея не ограничивается лишь торговыми соглашениями, ряд их направлен на поддержания мира и безопасности в регионе. Именно поэтому Республика Корея решительно поддерживает усилия АСЕАН по созданию в Юго-Восточной Азии зоны мира, свободы и нейтралитета, свободной от ядерного оружия18. Для решения вопроса о терроризме между АСЕАН и Республикой Корея была подписана Совместная декларация о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, принятая в июле 2005 г. во Вьентьяне.
Начиная с 1997 г. АСЕАН тесно сотрудничает с тремя ведущими торговыми и политическими партнёрами - Китаем, Японией и Республикой Корея. Именно в этот период страны, входящие в состав АСЕАН, а также Китай, Япония и Республика Корея начали вести диалог, который учитывал позиции всех участников. Данный союз был назван «АСЕАН+3». В настоящее время сотрудничество между стра-
нами осуществляется более чем в 20 областях, охватывающих экономику и финансы, сельское и лесное хозяйство, здравоохранение, охрану окружающей среды, политику, безопасность, науку и технологии, сферу туризма, борьбу со стихийными бедствиями и др.
Совокупный экспорт стран АСЕАН в страны «+3» (Китай, Япония, Республика Корея) увеличился с 192,5 млрд долл. в 2007 г. до 225,4 млрд долл. в 2008 г. Рост экспорта, по сравнению с предыдущим годом, составил 17,1%. В 2008 г. экспорт АСЕАН в эти страны вырос на 10,9%. Совокупный импорт АСЕАН из тех же стран продолжает расти быстрыми темпами (на 15,7% в 2007 г.; на 19,5% в 2008 г.). Совокупный импорт АСЕАН из стран «+3» составил 254,7 млрд долл19.
Объём торговли стран АСЕАН со странами «+3» остаётся высоким, несмотря на глобальный экономический спад - 480,1 млрд долл. в 2008 г., что на 18,4% больше, чем в 2007 г.20
Вопрос об энергетическом партнёрстве также является важным для стран АСЕАН+3. Несмотря на то что эти страны не являются лидерами по показателю годового потребления нефти в расчёте на душу населения (рис. 3), проблема энергетической стабильности для них актуальна. Именно поэтому на каждом саммите стран АСЕАН+3 большое внимание уделяется вопросу содействия повышению энергетической стабильности, безопасного и устойчивого развития энергетического партнёрства. На последнем саммите АСЕАН+3 были всесторонне обсуждены основные проблемы энергетики. Результатом саммита стало подписание соглашений по расширению сотрудничества в энергетической сфере с целью уменьшения потребности в энергоресурсах, а также зависимости от импорта нефти21.
Рис. 3. Годовое потребление нефти в расчёте на душу населения, т2
С каждым годом страны АСЕАН, Китай, Япония и Республика Корея расширяют сферу своего сотрудничества, которое охватывает не только экономику и политику. Быстрыми темпами развивается сотрудничество в сфере туризма и продовольственной безопасности, которое рассматривается как основной фактор устойчивого экономического и социального развития в регионе. Исходя из этого каждая из стран пытается максимально использовать свой ресурсный потенциал и развивать сельское хозяйство. 29 октября 2010 г. страны АСЕАН+3 окончательно договорились о создании резервного запаса риса23. Резервный запас риса существовал и до 2010 г., однако на тот период это был экспериментальный проект, который предназначался для удовлетворения гуманитарных потребностей при чрезвычайных ситуациях во время стихийных бедствий в регионе. Начиная с ноября 2010 г. резервный запас риса стал действовать постоянно.
Странами АСЕАН+3 запущен новый совместный проект - Управление по экономическому мониторингу Азиатского региона, - который полностью начал функционировать с мая 2011 г. Данным управлением проводится целый ряд макроэкономических исследований, а также изучаются проблемы кредитования стран АСЕАН+324.
В сфере социального обеспечения и развития страны АСЕАН+3 сосредоточили своё сотрудничество на основных приоритетных направлениях:
разработке политики и программ по борьбе с растущей тенденцией старения общества;
развитии человеческих ресурсов в социальном секторе;
обеспечении помощи и социальных услуг для пожилых людей и инвалидов и других направлениях.
Сотрудничество стран АСЕАН+3 в сфере экологической безопасности направлено на следующие области:
изменение климата; управление водными ресурсами; развитие экологически безопасных технологий;
развитие экологически чистого производства.
В сфере здравоохранения страны АСЕАН+3 добились значительных результатов. Комплексная программа по повышению региональной готовности к инфекционным заболеваниям, основанная на профилактике, наблюдении и своевременной локализации возникающих инфекционных заболеваний, позволила быстро отреагировать на вспышки гриппа НШ1 (свиной грипп) и Н5Ш (птичий грипп). С целью развития сотрудничества в сфере здравоохранения был образован Информационный центр по новым инфекционным заболеваниям в странах АСЕАН+3.
Комплексное сотрудничество между странами АСЕАН, Китаем, Японией и Республикой Корея ведёт к усилению Азиатского региона в мире. Создание ЗСТ Китай - АСЕАН увеличило товарооборот между странами в несколько раз. В настоящее время в ЗСТ Китай - АСЕАН входят Китай и 6 государств АСЕАН (Бруней,
Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд), однако к 2015 г. к ним присоединятся остальные члены АСЕАН. К 2012 г. будет образована новая ЗСТ Республика Корея - АСЕАН. При этом также изначально в эту зону войдут 6 стран АСЕАН. Диалог Япония - АСЕАН тоже приведёт партнёров к образованию ЗСТ, однако пока никаких точных сроков создания зоны не оговорено. Уже сейчас сотрудничество АСЕАН+3 даёт положительные результаты; в свою очередь, взаимодействие этих государств усиливается с каждым годом, что ведёт
к укреплению дружеских отношений между 77
ними". Примечания
1 Биржа : информационный портал. URL: http://birga. org.ua/?rubric=25&company=56 (дата обращения:
9.12.2010).
2 Agreement on the Common Effective Preferential Tariff Scheme for the ASEAN Free Trade Area, Singapore, 28 January 1992. URL: http://cil.nus.edu.sg/rp/ pdf/1992%20Agreement%20on%20the%20Common%20 Effective%20Preferential%20Tariff%20Scheme%20 for%20the%20ASEAN%20Free%20Trade%20Area-pdf. pdf (дата обращения: 5.04.2011).
3 ASEAN Overview. URL: http://faizal-asean.blogspot. com/2007/09/asean-overview.html (дата обращения: 17.11.2010).
4 Welcome to Singapore FTA Network. URL: http://www. fta.gov.sg/ (дата обращения: 1.12.2010).
5 Там же.
6 Pushpanathan S. The ASEAN - China Relationship // China Brief Magazine. 2010. 7 May.
7 Создание зоны свободной торговли Китай - АСЕАН - образец взаимовыгодного и взаимовыигрышного регионального сотрудничества. URL: http://russian. people.com.cn/95181/6857733.html (дата обращения:
3.04.2011).
8 Ян Цзечи об участии премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в саммитах восточноазиатских стран. URL: http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2009-10/26/con-tent_368512.htm (дата обращения: 25.04.2011).
9 ASEAN Trade Statistics Database. URL: http://www. asean.or.jp/e_st/est.html (дата обращения: 2.02.2011).
10 Direction of Trade Statistics Yearbook 1987, 1997 and 2009 (International Monetary Fund) & Direction of Trade Statistics August 2009.URL: http://www. imf.org/external/index.htm (дата обращения: 18.12. 2010).
11 ЗСТ АСЕАН - Япония начинает действовать с 1 декабря. URL: http://www.bilaterals.org/spip. php?article13536&lang=en (дата обращения: 17.11. 2010).
12 ASEAN FDI Statistics Database. URL: http://www.asean-sec.org/5187-1.pdf (дата обращения: 5.04.2011).
13 ASEAN - Japan Centre. URL: http://www.asean.or.jp/en/ asean/know/statistics/5.html (дата обращения: 5.03.2011).
14 АСЕАН, Япония планируют увеличить объём инвестиций и услуг в следующем году. URL: http://www. bilaterals.org/spip.php?article17943&lang=en (дата обращения: 11.06.2011).
15 Там же.
16 Южная Корея и АСЕАН подписали соглашение о взаимных инвестициях. URL: http://spanish. peopledaily.com.cn/31618/6670110.html (дата обращения: 3.04.2011).
17 ЗСТ АСЕАН - Корея на грани создания. URL: http://www.bernama.com/bernama/v5/newsindex. php?id=415233 (дата обращения: 1.12.2010)
18 The Official Website of the Association of Southeast Asian Nation. URL: http://www.aseansec.org/7672.htm (дата обращения: 9.12.2010).
19 Joint Media Statement, the 12th ASEAN Economic Ministers (AEM) Plus Three Consultations, 15 August 2009, Bangkok.URL: http://archive.asean.org/JMS-12th-AEM-Plus-Three.pdf (дата обращения: 2.02.2011).
20 Там же.
21 ASEAN - China Free Trade Area. URL: http://www.asean-cn.org/Item/1097.aspx (дата обращения: 5.04.2011).
22 Зотин А. Больше не надо // РБК. Ноябрь. 2010. № 11. С. 42.
23 The Mainichi Daily News (Japan). 2010. October 30.
24 Nasdaq. URL: http://www.nasdaq.com (дата обращения: 5.03.2011).