Научная статья УДК 130.2:792
https://doi.org/10.24158/fik.2024.12.5
Артизация как доминирующая характеристика современной массовой культуры
Валентина Михайловна Москалюк1, Валентина Васильевна Патерыкина2, Валерия Юрьевна Пустовит3
1,2,3Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского, Луганск, Россия
[email protected], http://orcid.org/0000-0002-1733-2074 [email protected], http://orcid.org/0009-0008-9367-4130 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-8920-1340
Аннотация. Проявление артизации в различных сферах массовой культуры, включая медиа, искусство, досуг и повседневные реалии, сообщает ей роль одной из ведущих характеристик современного культурного пространства. Влияние артизации на производство, потребление и интерпретацию культурных форм, формирование культурной идентичности, социальных норм и морально-нравственных ценностных установок свидетельствуют о значении данного явления для дальнейшей эволюции культуры. Артизация определяется авторами как процесс, в ходе которого нехудожественные объекты, события, практики наделяются художественными качествами, эстетизируются. Являясь ключевым фактором массовой культуры ХХ1 в., артизация проявляется в формах эстетизации повседневности, театрализации общественной жизни, размывания границ между искусством и жизнью. Исследование показывает, что она имеет как позитивные, так и негативные последствия для развития культуры. С одной стороны, в результате артизации расширяется доступ к художественному опыту, стимулируется творчество, с другой - наблюдается поверхностность, тривиализация и утрата традиционных ценностей культуры и искусства. Авторы заключают, что артизация является неотъемлемой частью современной массовой культуры, она оказывает выраженное влияние на эволюцию культуры человека и общества.
Ключевые слова: артизация, искусство, массовая культура, повседневность, игра, символ, знак Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Москалюк В.М., Патерыкина В.В., Пустовит В.Ю. Артизация как доминирующая характеристика современной массовой культуры // Общество: философия, история, культура. 2024. № 12. С. 57-66. https://doi.org/10.24158/fik.2024.12.5.
Original article
Artization as a Dominant Characteristic of Contemporary Mass Culture
Valentina M. Moskalyuk1, Valentina V. Paterykina2, Valeria Yu. Pustovit3
123Matusovsky Lugansk State Culture and Arts Academy, Lugansk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0008-1733-2074 [email protected], http://orcid.org/0009-0008-9367-4130 [email protected], http://orcid.org/0000-0001-8920-1340
Abstract. The manifestation of artization in various spheres of mass culture, including media, art, leisure and everyday realities, gives it the role of one of the leading characteristics of contemporary cultural space. The impact of artization on the production, consumption, and interpretation of cultural forms, as well as the formation of cultural identity, social norms, and moral and ethical values, testifies to the importance of this phenomenon for the further evolution of culture. The authors define artization as a process in which non-art objects, events, and practices are endowed with artistic qualities and aestheticized. Being a key factor of mass culture in the XXI century, artization manifests itself in the forms of the aestheticization of everyday life, the theatricalization of social life, and the blurring of the boundaries between art and life. The study reveals that it has both positive and negative consequences for the development of culture. On the one hand, as a result of artization, access to artistic experience is expanded and creativity is stimulated, while on the other hand, superficiality, trivialization and loss of traditional values of culture and art are observed. The authors conclude that artization is an integral part of modern mass culture, it has a pronounced impact on the evolution of human culture and society.
Keywords: artization, art, mass culture, everyday life, game, symbol, sign Funding: Independent work.
For citation: Moskalyuk, V.M., Paterykina, V.V. & Pustovit, V.Yu. (2024) Artization as a Dominant Characteristic of Contemporary Mass Culture. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 57-66. Available from: doi: 10.24158/fik.2024.12.5 (In Russian).
© Москалюк В.М., Патерыкина В.В., Пустовит В.Ю., 2024
- 57 -
Человек по своей природе имеет игровую сущность, которая заложена биологическими и психическими программами его развития. Что касается современного индивида, то эта его склонность к игре сегодня приобрела масштабные формы позиционирования субъекта себя как персоны уникальной, обладающей способностями к самоизменению, преобразованию ситуации, влиянию на нестабильные обстоятельства окружающей жизни. Социокультурная организация человеческого существования изначально носит осознанно-игровой характер, вызывающий рождение необходимой исторической, культурной символики, отражающей смыслы этого существования.
Предметом нашего исследования является артизация, занявшая сегодня ведущее место в общественной жизни, получившая распространение в различных сферах деятельности человека и ставшая доминирующей характеристикой современной массовой культуры.
В словаре по эстетике артизация определяется как «театрализация событий политической, общественной, культурной жизни; отношение к действительности как к некоему произведению искусства»1.
Данное явление воспринимается нами сегодня не в качестве чего-то вымышленного, игрового, а как повседневная, привычная форма культурного, политического, экономического жизнеустройства. Знаково-эстетический характер артизации оказывает большое влияние на культуру, ее социодинамику, возникновение новых культурных форм. Направленная на эмоционально-психологическое восприятие, артизация осуществляет контроль над социальными контактами человека, способна манипулировать его чувствами и поведением, оказывает деформирующее воздействие на традиционные ценностные установки и правила. В современной культуре артизация выполняет роль ведущей социальной технологии, осуществляющей легитимизацию политической и экономической власти.
Высокая актуальность исследуемой темы обусловлена одновременно несколькими факторами развития современного социума. Активная экспансия Интернета и социальных сетей значительно усилила роль «персоны» в обществе. Современная массовая культура держит в фокусе внимания создание, потребление разного рода развлечений, и артизация здесь выступает на первый план как доминирующий инструмент привлечения интереса к происходящим событиям, их популяризации. Активное использование артизации в экономике, политике с целью формирования позитивного имиджа или лояльности по отношению к тому или иному лидеру, партии, продукции, товарному знаку стало сегодня приметой и характеристикой времени.
С точки зрения теоретической значимости, изучаемая тема дает возможность определения новых векторов развития существующих классических теорий массовой культуры, понимания принципов их эволюции в условиях цифровой глобализации. Исследование артизации как явления массовой культуры сообщает новые подходы к изучению феноменов современного культурного пространства, таких как «культура селфи», «виртуальная реальность» и других, их влияния на человека и общество.
Таким образом, исследуемая в данной статье тема является актуальной и значимой, поскольку позволяет понять и проанализировать изменения, происходящие в современной культуре.
Целью исследования стал анализ артизации как одного из ведущих факторов трансформации современного культурного пространства, оказывающего существенное влияние на сознание человека и общества; кроме того, планировалось обоснование явления артизации в качестве доминирующей характеристики массовой культуры.
Определяя научную парадигму постановки и решения задач исследования, подчеркнем, что они не могут изучаться в отрыве от философско-культурологического контекста проблемы артизации, которая является одним из аспектов эволюции пространства современной культуры.
Исходя из сказанного, в качестве методов исследования были применены: теоретический анализ (обзор научных публикаций, посвященных массовой культуре, артизации и смежным темам, изучение концепций артизации в работах теоретиков культуры); исторический анализ (развитие артизации в связи с историческими тенденциями распространения массовой культуры); контент-анализ (анализ образцов массовой культуры: фильмов, телешоу, музыкальных программ для обнаружения проявлений артизации); этнографические наблюдения (поведенческие практики людей в массово-культурных средах); интервью с экспертами в области культуры, артистами, потребителями массовой культуры.
Научная новизна работы заключается в авторском определении артизации как «процесса, посредством которого массовая культура имитирует и присваивает формы и методы классической культуры». Данная трактовка выходит за рамки сложившегося понимания артизации как простого заимствования или подражания. Статья рассматривает ее не только как эстетический феномен, но и как социально-культурный процесс, связанный с изменением социальных структур, культурных ценностей и технологий.
1 Эстетика : словарь / под общ. ред. А.А. Беляева [и др.] М., 1989. С. 20.
- 58 -
В исследовании нами использована теоретическая база различных наук, таких как социология культуры, эстетика, теория медиа, что позволило обеспечить всестороннее изучение артизации как сложного и многогранного явления.
Статья вносит дополнительные аспекты в понимание производства, потребления и воздействия массовой культуры, влияния артизации на формирование культурного ландшафта, критический анализ и оценку культурных продуктов.
Артизация как актуальное явление современной массовой культуры вызывает целенаправленный интерес ученых, изучающих его в качестве философского, культурологического, социологического феномена. Большинством исследователей отмечается, что сама идея артизации впервые прозвучала в работах французского философа-феноменолога, эстетика Микеля Дюфрена в конце 60-х гг. прошедшего столетия. Появление данной идеи было связано с поиском философом новой эстетики, в которой субъект будет выступать и в качестве социолога, поскольку новая, политизированная, приближенная к жизни и задачам социума эстетика, согласно взглядам М. Дюфрена, должна выявить в искусстве такие взрывные начала, которые пошатнут существующие структуры власти (Феноменология и эстетика ..., 2019).
Русский теоретик театра и режиссер Н.Н. Евреинов подчеркивал, что театральность имманентно присуща культуре. В его концепции она анализируется как особенная реальность, имеющая собственную онтологию: «Театральность столь органически связана с существом человека, что даже освобождаясь от некоего рода тяготы ее организацией арен, театров, карнавалов и прочих учреждений, ..., человек неизменно продолжает платить дань театральности и в самой жизни, далекой от официального театра» (Евреинов, 2002: 45). Придавая большое значение театральности, ученый отмечал, что «в истории культуры именно театральность была некоего рода пред-искусством» (Евреинов, 2002: 45).
Артизация всех сфер жизни как явление современной массовой культуры содержит в себе идею карнавала, научно разработанную в середине ХХ в. М.М. Бахтиным. В концепции культуры философа грань между жизнью и игрой стирается, здесь нет разделения на исполнителей и зрителей, не существует пространственных границ, всем правит карнавальная свобода: «Карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. Он не знает рампы даже в зачаточной ее форме. Рампа разрушила бы карнавал ... Карнавал не созерцают, - в нем живут ... в карнавале сама жизнь играет, разыгрывая - без сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной специфики - другую свободную ... форму своего осуществления, свое возрождение и обновление на лучших началах» (Бахтин, 1965: 10-11).
Ю.М. Лотманом театральность характеризуется как особое игровое поведение человека, он отмечал, что еще в начале Х1Х в. «грань между искусством и бытовым поведением зрителей была разрушена. Театр вторгся в жизнь, активно перестраивая бытовое поведение людей. То, что вчера показалось бы напыщенным и смешным, поскольку приписано было лишь сфере театрального пространства, становится нормой бытовой речи и бытового поведения» (Лотман, 1992: 272).
Таким образом, театральность как определяющий принцип артизации выступает уже не в качестве одной из художественных категорий, а в качестве социальной сущности человека, в значительной мере определяющей природу его бытия. Театральность равнозначна игре в научной концепции Й. Хейзинги, она является универсальной категорией жизни человека и распространяется на все ее сферы без исключения. Человеческая жизнь в работах философа представляется как цельное действо, организованное в параметрах социального, психологического представления. Й. Хейзинга проводит черту между игрой благородной, являющейся неизменным элементом культуры, и игрой, в ходе которой театральные формы используются для утаивания общественных, политических целей (Хейзинга, 2023). Данная мысль философа представляется особенно важной в контексте нашего исследования, поскольку артизация современной массовой культуры строится на аллюзиях, порождающих причудливые формы эстетизированного отражения действительности.
В качестве одной из главных характеристик массовой культуры артизация активно исследуется современными учеными. А.Б. Костерина в работе «Артизация как феномен культуры: истоки и современность», отмечая утрату искусством автономности в современном мире, подчеркивает: «Артизация в современной культуре носит тотальный характер, представляя собой целый спектр инноваций и повторений, происходит возникновение новых и одновременно распад старых, традиционных искусств, или же они подвергаются существенной трансформации стереотипов прошлого и плодотворной манифестацией плюралистичности современного мышления» (Костерина, 2009: 8). В статье «Арт-дизайн в контексте артизации современной культуры», написанной в соавторстве с Н.А. Фатеевой, исследователем акцентируется внимание на том, что артизация как тенденция современной культуры «коснулась прежде всего культуры повседневности» (Фатеева, Костерина, 2014: 169).
В статье Д.Д. Жиркова «Литература и кино в контексте артизации: из опыта школьной экранизации» артизация представлена как эффективный фактор современной художественной коммуникации, она «выражается в театрализованности политического, общественного, культурного события, приобретающего обрядовую форму манифестации, акции, шествия, митинга и прочего, где главенствующая роль в высказывании миру как попытке его преображения принадлежит искусству...» (Жирков, 2023: 121-122).
К.С. Костерина рассматривает проявления артизации в историческом контексте, исследуя специфику данного феномена в русской культуре Серебряного века. Исследователем отмечается, что «впервые осмысление феномена артизации было осуществлено деятелями русской культуры Серебряного века» (Костерина, 2011: 57).
А.А. Усманова в статье «Эстетизация вещи в жизнетворчестве модерна», обозначая тенденцию превращения интерьеров и предметов убранства в подобие театральных декораций, заключает: «Искусство должно было выйти из стен галерей и художественных салонов и окружать человека на улице, на службе, дома, в театре и в магазине, в саду и в парке» (Усманова, 2011: 85).
Е.С. Радионцева в статье «Передачи о моде всегда в моде: формообразующее ядро телевизионных fashion-программ» касается вопросов артизации fashion-программ современного телевидения, отмечая, что «театрализация действительности как творческий процесс становится здесь отличительной чертой» (Радионцева, 2023: 55).
Н.А. Захарченко детально анализирует явление артизации в телевизионном вещании, рассматривая его как политическую игру в ходе предвыборных кампаний, форму самопозиционирования различных молодежных субкультур. Ученый подчеркивает, что, трансформируя реальность под определенным углом зрения, общество приходит к артизации повседневности1.
Проведенный анализ работ, посвященных явлению артизации в современной культуре, позволяет сделать вывод о том, что полисемантическая природа этого феномена вызывает многообразие интерпретационного осмысления, свидетельствует о его объемном контекстном наполнении.
Артизация как доминирующая характеристика современной массовой культуры представляет собой пафосную метафору, объединенный символ того или иного явления, предмета, личности. Посредством артизации создается своеобразный масштабный театр жизни, всеми своими выразительными средствами воздействующий на сознание человека и общества, манипулирующий его предпочтениями и симпатиями. Широко применяемые в современном обществе акты артизации рассчитаны на публичный массовый эффект, в заданном ракурсе гиперболизируя повседневные реалии, окружающие человека. Ярко выраженное игровое начало, экспрессивная выразительность, нарочито подчеркнутая утрированность в качестве основной действующей атрибутики выдвигают на первый план демонстрацию, символическую визуализацию пропагандируемого явления или отдельно взятой личности. В этом коренится социальная сущность данного феномена массовой культуры, когда окружающее представляется театром, игрой, в которой человеку отводится роль как главного персонажа, так и активной массовки разыгрывающегося с его же помощью и при его участии действа. Грань между объективной и театральной реальностью, созданной силой воображения постановщиков, стирается, исчезает. Расстояние между человеком как объектом манипулятивного воздействия и персонажами артизации сокращается, объединяя их в массу, движимую общими целями и задачами.
Артизацию можно уподобить мифу, порожденному фантазией, воображением социальной общности людей. Данное заключение сообразуется с теорией коллективного сознания, выдвинутой Э. Дюркгеймом, утверждавшим, что совокупное единство верований и чувств образует определенную систему жизни, строящуюся на опыте человеческой общности, которая, конечно, обладает собственными механизмами развития, но способна к перестраиванию в соответствии с соотношением индивидуального и коллективного в человеке. Групповое сознание, согласно философу, не зависит от отдельного человека, оно принуждает индивидуальное сознание к принятию того, во что уверовал коллектив (Дюркгейм, 2019: 165-190). Тем самым Э. Дюркгейм подчеркивал двойственность человеческой природы, в которой на генезисном уровне заложено игровое начало, склонность к преобразованию себя и окружающего в связи с возникающими задачами. Ученым обосновывалась мысль о том, что сферы жизни общества должны исследоваться в терминах символических классификаций. Это подводит нас к необходимости изучения явления артизации в качестве определенного символа современной культуры.
В этом же статусе рассматриваются духовно-практические формы взаимодействия людей в социуме Э. Кассирером (Кассирер, 2002). Целью различного рода театрализаций является создание определенного мифа о происходящих событиях или каком-либо деятеле. В данном аспекте интересной кажется следующая мысль Э. Кассирера: «Миф представляет собой не что
1 Захарченко Н.А. Современная телевизионная программа : учебное пособие Самара, 2019. 87 с.
- 60 -
иное, как попытку своего рода поглощения "объективного" мира событий "субъективным" миром, чтобы толковать "объективность" соответственно категориям "субъективного"» (Кассирер, 2002: 167). Современный человек, уставший от строгих фактов повседневности, ищет прибежища в эмоциях, иллюзиях, в которые его погружают организуемые манифестации, слеты, предвыборные кампании. Иррациональность, присущая человеку, основанием которой являются эмоции и аффекты, получает обоснование в актах артизации, создающей условия и среду коллективного взаимодействия между людьми. В основе артизации жизни человека и общества - напряженное соотношение профанного и сакрального начал, именно этот синтез сообщает разворачивающемуся театрализованному действу характер определенного символического ритуала. Социум определяется сплочением, и предлагаемые актами артизации пояснения, визуальные иллюстрации создают необходимую атмосферу для такого единения, внедрения в сознание человека заданных целевых идей и задач. Артизация выступает проявлением своеобразного коллективного солипсизма: происходящее, творящееся театрализованное действо создает и поддерживает силу объединенных им «Я» - коллектива, мобилизованного на решение выдвигаемых задач. Театрализация жизни способствует созданию массового экстаза, нередко выступает в качестве деятельной, организующей коллективной воли. Упоминавшийся нами Н.Н. Евреинов видит смысл театральности в неприятии реальности и стремлении создать новую реальность, продемонстрировав и утвердив при этом собственное «Я» (Евреинов, 2002).
Н.А. Хренов указывает на то, что в определенные периоды истории в социуме возникает потребность в перевоплощениях, что само по себе характеризует неприятие существующих общественных реалий (Хренов, 2001: 169).
Итак, человек стремится к перевоплощениям, выявляя тем самым свою игровую сущность и стремясь уйти от повседневности жизни. Но артизация этой жизни имеет, помимо присущей ей празднично-карнавальной атрибутики, которую она широко демонстрирует, цель сплочения людей, объединения их вокруг какой-либо идеи, лидера. При этом авторы таких театрализаций упускают из внимания то, что единение, сплоченность возможны только при условии наличия нелицемерного демократического содержания общественной жизни. Не всякая символика, стремящаяся стать обязательным атрибутом общественного сознания, способствует объединению людей в монолитный коллектив, воспринимающий происходящее и реагирующий на него в заданных параметрах. Символ как условный знак трансляции информации или команды-побуждения к действию и духовно-практическое содержание жизни человека, общества достаточно часто (и это подтверждает история развития человеческой культуры) значительно дистанцированы друг от друга, а нередко и вступают в противоречия. Задачу сглаживания последних и стремятся решить организаторы театрализованных акций, изобретая необходимую символику артизации.
Таким образом, мы подходим к важнейшей проблеме условности знака, составляющего основу символа. Условность символического знака заключается в беспристрастно-нейтральном его отношении к выражаемому содержанию: истине, благу, жестокости. Символ в актах артизации выставляет напоказ, навязчиво демонстрирует заданное и, как правило, одностороннее значение того или иного события, нарушая тем самым равновесие мысли человека, создавая своеобразный «перевес» в осмыслении им происходящего. В символике актов артизации соединяются знание и заблуждение, бескомпромиссное рациональное начало и эмоциональное иррацио. Эти пропорции могут быть оптимальными или парадоксальными в зависимости от задач и умений авторов выдвигаемой символики. Символы, являющиеся необходимой атрибутикой артизации, наглядно демонстрируют главный смысл происходящего, одновременно давая возможность человеку видеть себя со стороны, играть свою роль в разворачивающемся «театре жизни». При этом понимание и восприятие человеком театрального как ненастоящего, вымышленного сменяется его верой в истинность, правду происходящего, желанием внести свою лепту в это захватывающее действо.
Артизацию, являющуюся доминирующей характеристикой современной массовой культуры, можно рассматривать как определенную стратегию выживания человека. Уходя от нелегких повседневных реалий, человек прибегает к театральности, чтобы отвлечься от истинного положения вещей, отодвинув в размахе празднества плохое и подчеркнуто отмечая позитивное. Принимая участие в этом своеобразном заговоре против жесткой правды жизни, человек приобретает пусть временную, но все же уверенность в собственном благополучии. Облачая в словесные и визуальные формы желаемое, а не действительное окружающей жизни, артизация создает ее фасадную вывеску; установка «быть, а не казаться» сменяется на прямо противоположную, и эта кажимость, воспринимаемая как настоящее, сообщает артизации повседневности привлекательный, притягательный характер.
По своему существу, акты артизации являются своего рода симулякрами культуры, которые разворачивают заданный «театр жизни» на площадях, улицах, не испытывая нужды в сценических
подмостках. Трансформация действительности в произведение искусства сообщает актам артизации актуальное значение: «... место нового искусства не в музеях, а на улице, где его могут видеть все: оно должно найти себе применение в проектировании и украшении железнодорожных вокзалов, в мозаике, декорирующей стены новых общественных зданий, и в церковных фресках» (Пайман, 2000: 106).
Важным аспектом артизации как доминирующей характеристики современной массовой культуры является морально-этический аспект. Акции артизации выступают, помимо эстетического воздействия, испытываемого их участниками, формами морального убеждения в правоте выдвигаемых идей, направлены на принятие их на уровне веры, то есть являются формами производства заданных смыслов, художественной пропагандой этих смыслов. Данное обстоятельство очень серьезно, хотя сама по себе такая ситуация является закономерной, поскольку именно в культуре осуществляются поставленные обществом цели. Артизация как мощный инструмент массовой культуры является своеобразным выражением современного духовного производства представлений и ценностей, характеризующих культурную ситуацию времени. Артизация событий общественной, политической жизни ставит своей целью получение известности, узнаваемости, признания имени, что составляет важный идеологический капитал общественного движения, партии, лидера. Тем самым одновременно с пропагандированием имени этим персонам «вручается» право легитимизировать ценностный статус событий общественной жизни, определять их значимость в современной истории и культуре, им отводится главная роль в декларировании ценностных приоритетов и установок. Организаторы театрализаций объявляют, демонстрируют ценность пропагандируемого «продукта», внедряя веру в этот «продукт» всем ее участникам и тем самым оказывая существенное влияние на формирование шкалы общественных ценностей. Они создают имя, снабжая его характеристиками уникального бренда времени и места (мира, страны, города, района), бренда, эмоционально воздействующего на человека, влияющего на его моральное сознание. Из живого, самостоятельного субъекта человек превращается в проект и продукт массовой культуры, результат социального заказа, формирующийся под влиянием мифов, образов, стереотипов, пропагандируемых масс-медиа. Эмоции, замещающие рациональное осмысление фактов социальной жизни, являются главным орудием и принципом артизации. Под их влиянием человек занимает позицию веселого и непринужденного наблюдателя за происходящим, наслаждается своей причастностью к нему, не неся при этом никакой ответственности за происходящее.
Таким образом, акты артизации аккумулируют в заданных параметрах социальную энергию, которая наиболее полно обнаруживает себя во время кризисов, вскрывающих объективную сторону каждого явления и подтверждающих или отрицающих его главные ценностные, идеологические, политические установки.
Исследуя артизацию как доминирующую характеристику современной массовой культуры, считаем необходимым обозначить и проанализировать такую ее качественную характеристику, как мимикрия. Она определяется в «Толковом словаре иностранных слов» следующим образом: «1. Сходство окраски и формы у некоторых животных или растений ... с другими., полезное им в борьбе за существование. 2. перен. Способность человека менять свои взгляды, мнения, образ жизни в зависимости от обстоятельств; приспособленчество»1.
Как видим, мимикрия является в биологии некоторым видом маскировки. Экстраполируя данное понятие на общественно-историческую ситуацию, складывающуюся в современном социуме, мы обоснованно можем вести речь о социальной мимикрии, хотя она и имеет совсем иную природу. Проявление социальной мимикрии в актах артизации состоит в выдвижении определенных целей, которые являются прикрытием для достижения совсем иных результатов. Мимикрия вызывает рефлексивные изменения, когда человек переключается (или его переключают!) на другие, не заявленные ранее идеи и поведенческие установки. Театрализация повседневности, выступающая как сущностный признак артизации, является мощным «прикрытием» социальной мимикрии, которая недостаточно изучена наукой, несмотря на то, что явления социальной мимикрии приобрели сегодня широкое распространение и влияют на развитие человека и общества. Социальная мимикрия, как и любое другое явление жизни человека и социума, имеет генезисные основы, причины своего появления, она возникает тогда, когда человеку навязываются определенные установки, те или иные правила, поступки, действия, что противоречит свободе его волеизъявления. Обратная сторона этого процесса состоит в том, что человек «мимикрирует» в актах артизации осознанно-добровольно, растворяясь в бездумной активности псевдосакральных действ, починяясь моде на упрощенные формы солидаризации с другими. Причем идеи этой солидаризации не всегда принимаются как главное, предпочтение отдается реализации человеком роли активно действующего члена общества. В таких акциях различие между свободой выражения воли и закрепощением исчезает, уступая место господству единения с другими в решении поставленных задач.
1 Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов. М., 2005. С. 489.
- 62 -
Сегодня неоспоримым является факт происходящей тотальной артизации пространства культуры, представляющей собой развитую индустрию, которая набирает все большие обороты. В этом процессе искусство, широко используемое артизацией, утрачивает свою избранность, особое положение «образца чистейшей прелести», его заменяют арттехнологии, образующие культурную монополию. Между тем «именно искусство, и не в последнюю очередь искусство обыденного языка, предлагает чувствительный показатель качества социальной жизни в целом» (Иглтон, 2012: 37). Место искусства занимает «индустриальная культурность» (Бодрийяр, 2006: 144), являющаяся формальным, индифферентным соединением разрозненных знаков с упрощенным смысловым содержанием. Состязательность, свойственная массмедийной культуре, не имеет ничего общего с восторгом, восхищением, вызываемыми в человеке произведением искусства, взамен этого он наслаждается своей приобщенностью к цивилизационному акту участия в значимом событии с его условными знаками и лозунговыми текстами. Если в искусстве субъект открывает свое, близкое, присущее ему по самой человеческой природе, то в актах артизации повседневности им присваивается чужое, а на второй план зачастую отодвигается свое. Окружающая реальность преподносится как понятная, доступная, нет нужды больше мучительно познавать ее, достаточно уже быть приобщенным к ней. Человек, таким образом, лишается главной движущей силы своей сущности: вопрошания о мире (в значении его познания) и жажды взаимодействия с ним (в значении его преображения).
Согласно Г.В.Ф. Гегелю, эстетическое, являющееся определяющим принципом искусства, представляет собой идею, достигшую максимально полного чувственного воплощения, то есть некоего абсолютного идеала, «где соответствующее идее оформление еще не найдено и мысль изображается скорее как выходящая за пределы формы и с ней борющаяся, как отрицательное отношение к форме ...» (Гегель, 2022).
Режиссеры и организаторы актов артизации повседневности навязчиво внедряют в сознание человека «готовый продукт», не требующий мучительных размышлений, отвергающий сомнения, призывающий (хотя и в завуалированной форме) к поверхностному, а значит, податливому восприятию и толкованию фактов действительности. Наглядное отношение к человеку как к объекту воздействия, выхолащивание его субъектного значения в происходящем являются внутренним механизмом развития артиндустрий. Тотально-экспансивный характер артизации не предлагает принять те или иные идеи, лозунги, а, используя художественно-образные средства искусства, мягко, завуалированно принуждает их принять, погружая человека в эмоционально-психологическую ситуацию, когда у него нет возможности выбора. Тотальность актов артизации состоит в том, что с человека в моменте представления снимают, «счищают» заботы повседневного быта, способные стать помехой для внушения ему заданных идейных, политических и прочих установок. Авторы, организаторы таких театрализаций выступают как оракулы, дающие вопрошающим ответы, превращающие место их проведения в современные литургии, являющиеся формальным соединением знаков, не предполагающих их разгадывание, поскольку они «расшифровываются» самим ходом представления.
Опасность подмены актами артизации живой природы искусства, целенаправленное использование средств его воздействия на человека состоит в том, что в таких театрализациях традиционная классическая культура, высшим проявленим которой является искусство, подменяется культурой массмедийной, она «представляет собой комбинацию элементов, которые всегда могут распадаться на пары возбудитель - реакция, вопрос - ответ» (Бодрийяр, 2006: 139).
Целью актов артизации, в отличие от искусства, глубоко влияющего на мировоззренческие механизмы культуры, является, как нами уже отмечалось, получение известности, узнаваемости имени той или иной партии, лидера, пропаганда тех или иных идей. Симуляция воспроизводства реальности жизни в актах артизации демонстрирует социологическую реальность сегодняшнего дня, определяет «культурный набор», востребованный современным человеком. Артизация, при рассмотрении ее как проявления массмедийной культуры, выступает в качестве моделирующей силы, ею создаются образцы для подражания, продуцируются артефакты, претендующие на большую реальность, нежели реальность действительная. Тем самым артизация отказывает искусству как сфере особой, эстетической формы жизнедеятельности человека в самодостаточности.
Что же касается искусства, то в силу своей самостоятельности, оно не испытывает необходимости в артизации, то есть в связях с явлениями жизни эстетического характера. Свобода воли человека в ситуации подмены в акциях артизации живой природы искусства на готовые для восприятия формы, игнорируется. Его реализация себя, своего места в социуме сводится к заданной коллективной норме, человек превращается в носителя уготованных для него ролей, что лишает его самоопределения, возможности выбора собственных жизненных стратегий. Исподволь меняется сам стиль жизни человека, которая из уникальной, дарованной именно этому человеку превращается в бесконечные ситуации проб и ошибок, но в значении не приобретения экзистенциального опыта, а вынужденного приспосабливания к предлагаемым обстоятельствам, примеривания на себя различных социальных ролей и масок.
Унификация и шаблоны являются отличительными чертами массовой культуры, которая управляет человеком посредством многочисленных инструментов артизации: театрализованных шоу, телевидения, Интернета и т. п. В современном мире они выступают как своеобразные конструкты общественной жизни, претендующие на роль ее главной движущей силы, навязчиво предлагающей человеку накопленные кем-то другим эмоциональные и интеллектуальные ресурсы, побуждая его к потребительству вместо творчества, которое является самоутверждением и самореализацией человеческой личности. Высшая роскошь человеческой жизни - общение -заменяется его эрзацем - опосредованным вещанием с трибун, подмостков, монологическими призывами, лозунгами, когда мнение другого неинтересно, поскольку оно не может повлиять на загодя сформулированные, заданные идеи. В актах артизации общение перестает быть ценностью, оно больше не выражает уникальный жизненный опыт отдельного человека, а характеризуется односторонностью, рекомендацией готовых рецептов на все случаи жизни.
В актах артизации, несмотря на широкое использование визуальных символов, доминирует тем не менее текстовая информация, ставшая сегодня своеобразным наркотиком. Она далеко не всегда отличается глубоким смысловым содержанием, его заменой выступают умело найденные эмоциональные «крючки», «цепляющие» человека, понуждающие его к вниманию. Восприятие их отдельным человеком является знаком присоединения к коллективной общности, создающей эффект коммуникации, участия в процессе, нахождения в фокусе происходящего, демонстрации определенного социального статуса. Игры артизации, когда повседневные реалии и художественное творчество тесно переплетаются, образуя причудливый симбиоз, создают новую социальную реальность, приобретая все большую популярность и массовость: «Театральность столь органически связана с существом человека, что ... он неизменно продолжает платить дань театральности и в самой жизни, далекой от официального театра» (Евреинов, 2002: 45).
Информация и коммуникация, являющиеся инструментами артизации, конструируют жизнь человека и общества, осуществляя подмену реальных задач заранее определенными символами и лозунгами. У субъекта возникает обманчивое ощущение того, что он управляет информацией, делает самостоятельные выводы, принимает решения, но это иллюзия, искусно созданная артизацией как инструментом массовой культуры. Он предлагает человеку своеобразный вид «сладкой зависимости», выражающейся в форме участия в жизни общества, влияния на нее, в то время как в действительности такое «участие» - лишь квази-форма. Артизация в значении подмены живой реальности жизни блокирует интеллектуальное и эмоциональное развитие человека, коренным образом изменяет его поведенческие установки, культуру общения, чувственно-эмоциональное восприятие и реагирование на происходящее, превращая в человека-массу. Между тем «культура пестует не частное, а совсем иную вещь - индивидуальное. Действительно, она усматривает прямую связь между индивидуальным и универсальным. Именно в уникальности вещи сильнее всего чувствуется мировой дух» (Иглтон, 2012: 85).
Другая сторона вопроса заключается в том, что в обществе исчерпывается лимит доверия к ценностям, декларируемым в качестве основных, базовых, создается ощущение их зыбкости, что порождает у человека тревогу и страх. В такой ситуации артизация «одевает» социальные проблемы в привлекательные одежды, сообщает им эстетические характеристики, выступает как рычаг управления людьми, с помощью которого можно достаточно легко решить любую проблему с одновременным созданием видимости преодоления разного рода трудностей. Исходя из этого, мы можем определить артизацию как один из видов «социальной инженерии» (Поппер, 2005: 159). Понятно, что провозглашаемой ее целью является улучшение, совершенствование жизни социума, однако «можно искать небесный град в прошлом или в будущем, можно звать "назад к природе" или "вперед к миру любви и красоты", но это всегда призыв к нашим эмоциям, а не к разуму» (Поппер, 2005: 167).
Игровое начало артизации придает отличающимся друг от друга по значимости и влиянию событиям повседневности притягательно-отвлекающий характер, когда умиротворенное сознание человека становится податливым для различных манипуляций, которыми программируется реакция на театрализованную действительность как на реальную, внушается позиция пассивного, соглашательского отношения к этой иллюзорной реальности.
Проблема артизации как доминирующей характеристики современной массовой культуры является многоаспектной, исчерпывающе осветить ее в тексте одной статьи не представляется возможным. Нами определены узловые вопросы исследуемой темы. Явление артизации требует дальнейших теоретических исследований и практических разработок, вместе с тем сформулируем выводы, к которым мы пришли в результате анализа:
1. Артизация, первичные признаки которой можно найти еще в архаичных культурах, в современной массовой культуре проявляется в новых формах, демонстрируя неожиданную и зачастую небесспорную сочетаемость традиционных форм художественной деятельности с техническими инновациями.
2. Артизация предстает доминирующим признаком современной массовой культуры: создавая иллюзию непосредственного участия и эмоциональной вовлеченности в происходящее театрализованное действо, она служит средством привлечения и удержания аудитории, воздействия на ее сознание, ценностные, поведенческие и другие установки, формирует поверхностный, тривиальный контент восприятия действительности.
3. Современная артизированная массовая культура нуждается в критической оценке и поиске альтернативных форм культурного выражения, способствующих более глубокому осмыслению происходящих событий и социальному диалогу.
Список источников:
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965. 527 с. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура. М., 2006. 269 с. Гегель Г.В.Ф. Философия духа. М., 2022. 576 с.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2019. 308 с. Евреинов Н.Н. Демон театральности. М. ; СПб., 2002. 535 с.
Жирков Д.Д. Литература и кино в контексте артизации: из опыта школьной экранизации // Литература в школе. 2023. № 5. С. 117-128. https://doi.org/10.31862/0130-3414-2023-5-117-128. Иглтон Т. Идея культуры. М., 2012. 192 с.
Кассирер Э. Философия символических форм : в 3 т. М. ; СПб., 2002. Т. 2. Мифологическое мышление. 280 с. Костерина А.Б. Артизация как феномен культуры: истоки и современность // Арт-дизайн: структура, содержание и перспективы развития специализации. Екатеринбург, 2009. С. 8-12.
Костерина К.С. Специфика феномена артизации в русской культуре Серебряного века // Креативные основы художественного образования. Екатеринбург, 2011. 206 с.
Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Избранные статьи : в 3 т. Таллин, 1992. Т. 1. С. 269-286.
Пайман А. История русского символизма. М., 2000. 415 с. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Киев, 2005. 800 с.
Радионцева Е.С. Передачи о моде всегда в моде: формообразующее ядро телевизионных fashion-программ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2023. Т. 17, № 1. С. 51-59. https://doi.org/10.57015/issn1998-5320.2023.17.1.5.
Усманова А.А. Эстетизация вещи в жизнетворчестве модерна // Креативные основы художественного образования. Екатеринбург, 2011. С. 83-88.
Фатеева Н.А., Костерина А.Б. Арт-дизайн в контексте артизации современной культуры // XXI век - век дизайна. Екатеринбург, 2014. С. 167-173.
Феноменология и эстетика / О. Беккер [и др.]. СПб., 2019. 275 с.
Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 2023. 528 с.
Хренов Н.А. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 167-180.
References:
Bakhtin, M. M. (1965) Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura Srednevekov'ya i Renessansa [Creativity of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow. 527 р. (In Russian)
Bekker, O., Gaiger, M., Dyufren, M. & Rishir, M. (2019) Fenomenologiya i estetika [Phenomenology and aesthetics]. SPb. 275 р. (In Russian)
Bodriiyar, Zh. (2006) Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktura [Consumer society. Myths and structures]. Moscow. 269 р. (In Russian)
Dyurkgeim, E. (2019) Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie [Sociology. Its subject, method, purpose]. Moscow. 308 р. (In Russian)
Evreinov, N. N. (2002) Demon teatral'nosti [The demon of theatricality]. Moscow ; St. Petersburg. 535 р. (In Russian) Fateyeva, N. A. & Kosterina, A. B. (2014) Art Design in the Context of Modern Culture Artisation. XXI vek - vek dizaina. Ekaterinburg, рр. 167-173. (In Russian)
Gegel', G. V. F. (2022) Filosofiya dukkha [Philosophy of spirit]. Moscow. 576 р. (In Russian) Iglton, T. (2012) Ideya kul'tury [Idea of culture]. Moscow. 192 р. (In Russian)
Kassirer, E. (2002) Filosofiya simvolicheskikh form [Philosophy of symbolic forms]. Vol. 2. Moscow ; St. Petersburg. 280 p. (In Russian)
Kheizinga, I. (2023) Homo ludens. Opyt opredeleniya igrovogo elementa kul'tury [Homo Ludens: A study of the play-element in culture]. Moscow. 528 р. (In Russian)
Khrenov, N. A. (2001) Igrovye proyavleniya lichnosti v perekhodnye epokhi istorii kul'tury [Game manifestations of personality in the transitional epochs of cultural history]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. (2), 167-180. (In Russian)
Kosterina, A. B. (2009) Artizatsiya kak fenomen kul'tury: istoki i sovremennost' [Artization as a cultural phenomenon: origins and modernity]. In: Art-dizain: struktura, soderzhanie i perspektivy razvitiya spetsializatsii. Ekaterinburg, рр. 8-12. (In Russian)
Kosterina, K. S. (2011) Spetsifika fenomena artizatsii v russkoi kul'ture Serebryanogo veka [The specifics of the phenomenon of depreciation in the Russian culture of the Silver Age]. In: Kreativnye osnovy khudozhestvennogo obrazovaniya. Ekaterinburg. 206 р. (In Russian)
Lotman, Yu. M. (1992) Teatr i teatral'nost' v stroe kul'tury nachala XIX veka [Theater and theatricality in the order of early nineteenth century culture]. In: Izbrannye stat'i. Vol. 1. Tallin, рр. 269-286. (In Russian)
Paiman, A. (2000) Istoriya russkogo simvolizma [The history of Russian symbolism]. Moscow. 415 р. (In Russian) Popper, K. R. (2005) Otkrytoe obshchestvo i ego vragi [The open society and its enemies]. Kiev. 800 р. (In Russian) Radiontseva, E. S. (2023) TV Shows about Fashion are Always in Fashion: the Format-Forming Core of Television Fashion Shows. The Science of Person: Humanitarian Researches. 17 (1), 51-59. Available from: doi:10.57015/issn1998-5320.2023.17.1.5. (In Russian)
Usmanova, A. A. (2011) Estetizatsiya veshchi v zhiznetvorchestve moderna [Aestheticization of a thing in the life creation of modernity]. In: Kreativnye osnovy khudozhestvennogo obrazovaniya. Ekaterinburg, рр. 83-88. (In Russian)
Zhirkov, D. D. (2023) Literature and Cinema in the Context of Artization: the Casectudy of a School Film Adaptation. Literatura vshkole. (5), 117-128. Available from: doi:10.31862/0130-3414-2023-5-117-128. (In Russian)
Информация об авторах В.М. Москалюк - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры театрального искусства Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского, Луганск, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1215101
В.В. Патерыкина - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории искусств и эстетики Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Ма-тусовского, Луганск, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1213604
В.Ю. Пустовит - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской филологии и социально-гуманитарных дисциплин Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского, Луганск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1176406
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors V.M. Moskaliuk - D.Phil., Professor, Professor at the Department of Theatrical Art, Matusovsky Luhansk State Academy of Culture and Arts, Luhansk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1215101
V.V. Paterykina - D.Phil., Professor, Professor at the Department of Art Theory and Aesthetics, Matusovsky Lugansk State Academy of Culture and Arts, Lugansk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1213604
V.Yu. Pustovit - D.Phil. in Philology, Professor, Professor at the Department of Russian Philology and Socio-Humanitarian Disciplines, Matusovsky Luhansk State Academy of Culture and Arts, Luhansk, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1176406
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.10.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.11.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 17.12.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.