КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ И ЛИНГВИСТИКА
ВЕСТН/КТОГУ 2310. № 4 (19)
УДК 008
© А. Н. Шейко, 2010
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
Шейко А. Н. - методист по музейно-образовательной деятельности Дальневосточного художественного музея, асп. кафедры «Литература и культурология» (ДВГГУ), тел. 8-914-544-87-39, e-mail: [email protected]
Автор статьи прослеживает эволюцию форм популяризации Дальневосточным художественным музеем коллекции произведений искусства, способов его включения в специфическую культуру дальневосточного региона. Изложен местный опыт проведения «Музейной ночи», подчеркивающий усиление роли артизации, синкретичного характера работы музея: постмодернистских тенденций культуры XX столетия.
The author retraces the evolution of forms of art collection popularization by the Far Eastern Art Museum as well as methods of its inclusion in a specific culture of the Far Eastern region. The author presents the local experience of carrying out "Museum Night" which underlines strengthening the role of artization and the syncreti-cal kind of museum work: postmodernism tendencies of the 20th century.
Ключевые слова: просветительная работа, Дальневосточный художественный музей, «Музейная ночь», артизация, музейный синкретизм.
Дальний Восток - регион с особым культурным пространством, мощнейшую основу которого составляет пласт традиционного искусства аборигенов Амура. Организация Дальневосточного художественного музея (ДВХМ), музейного хранилища классического европейского и русского искусства, явилась следствием обоснования переселенцев из центра России на дальневосточных рубежах. Научные изыскания за 79 лет существования коснулись коллекции и деятельности ДВХМ, в основном, в приложении к истории региона: становление музея, формирование коллекции работ аборигенов и местных художников, патронат подопечных музеев.
В начале XXI столетия ДВХМ - крупнейшее региональное хранилище государственной коллекции численностью более 12 тысяч предметов мирового искусства. Учреждение явилось правопреемником Дальневосточного художественного музея II категории, организованного в Хабаровске решением Дальсовнаркома № 741 от 5 июля 1931 года. ДВХМ курирует работу сети
ВЕСТНИКТОГУ. 2010. № 4 (19)
художественных музейных учреждений региона. Помимо хранительского, экспозиционного и практического направлений деятельности музей занимается научно-исследовательской работой.
В настоящей статье прослеживается эволюция форм просветительной работы ДВХМ, регламентированных с 1930-х по 1990-е годы директивными указаниями руководящих органов и постановлениями ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964 г.) и «О повышении идейно-воспитательной работы музеев» (1982 г.) по настоящее время, когда руководство осуществляется российским отделением ICOM.
Образ музея в контексте культурной жизни провинциального города стал интересовать теоретиков и практиков музейного дела (М. Б. Гнедовского, Н. М. Инюшкина, Л. Г. Ионина, И. М. Коссовой, Д. С. Лихачева, О. С. Са-панжи и других) в конце XIX-начале XX столетия. Сегодня освещением вопросов музеологии на Дальнем Востоке занимаются местные музееведы: С. Ю Жук, Л. В. Корнева, Н. В. Кочешков, Н. И. Рубан и другие.
Уникальная культура, начавшая формироваться полтора века назад во время мощных организованных переселенческих потоков на российском Дальнем Востоке, охарактеризована д.ф.н. Л. Е. Бляхером как «проточная культура» [2], особый тип социальной организации в условиях постоянной миграции населения.
Постоянная «проточность» стала традицией, которая адаптировала к себе официальные нормы. ДВКХМ как все крупные учреждение культуры ставило задачей поднятие духовного уровня населения, поиск и культивирование местных художественных талантов:
«... Художественных мастерских в ДВК нет. Специальных домов художника, творческих командировок и так далее - нет. В ДВК имеется один ДВ краевой Художественный музей в г. Хабаровске. Организован в 1931 году. С момента организации музея количество экспонатов возросло до 2052 штук. Посещаемость в среднем до 10 тысяч человек, с выставками - 15-18 тысяч человек...» [3].
Эти первые музейно-социологические данные значительны, учитывая, что количество населения Хабаровска на тот момент, по данным дальневосточного историка, архитектора Н. В. Кочешкова, составляло более 52 тысяч человек [4].
Пассивная демонстрация части общероссийской художественной коллекции, переданной на Дальний Восток, изначально не входила в планы деятельной Советской власти. Принцип коллективизма был взят за абсолют: в числе постоянной аудитории ДВХМ по данным Государственного архива Хабаровского края от 1936 года значились части ОКДВА, Краевой дом Пионера и Школьника, комсомольский актив города, рабочие трех ведущих городских заводов и другие. Постановление президиума Далькрайсовпрофа «О краевых художественных выставках» от 17 мая 1936 года в пункте 3-4 гласило, что на выставке работ художников-самоучек профсоюзов стимули-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
ровать организованное массовое посещение рабочими-служащими и членами их семей необходимо при помощи «специалистов-групповодов». Систематически писать «рецензии о творчестве отдельных художников-самоучек, отзывы зрителей и так далее» было предложено крупнейшей местной газете «Тихоокеанская звезда» [5]. Нарастающее привлечение в практику работы ДВХМ экскурсоводов и СМИ позволяло сделать походы в музей не только плановым культурным мероприятием, но и рождало личный интерес экскурсантов к искусству. Тем более что к концу 1930-х годов процент искусствоведческих лекций увеличился: в плане работы ДВХМ 1936 года из двенадцати проведенных занятий по «освоению трудящимися культурного наследия прошлого» только пять имели выраженное политически-современное звучание: «Пути развития советского искусства», «Западноевропейское искусство в эпоху капитализма» и другие. Был разработан «Особый годовой план по проведению лекций для учащейся, рабочей и красноармейской молодежи» [6]. К началу 1940-х годов задачами Дальневосточного краевого художественного музея явились «широкое ознакомление трудящихся с лучшими образцами материальной культуры; изучение национального искусства; сплочение вокруг музея местных художественных сил для непосредственного внедрения искусства в быт трудящихся» [7]. ДВКХМ применял только регламентированные профильной деятельностью формы работы с посетителем: экскурсия и лекция.
В период с 1941 по 1945 годы Дальневосточным художественным музеем было организовано около 30 выставок в духе времени: «Выставка батальной живописи», «Били, бьем и будем бить!», «Великая отечественная война советского народа против фашистских разбойников», и другие. Музей принимал активное участие в выпуске оконных плакатов «Удар по врагу», проводил большую работу по организации передвижных выставок и лекций для бойцов Второго Дальневосточного фронта в Северной Манчжурии для местного населения.
В 1950-70-е годы требованием дальневосточного социума к ДВКХМ стало оказание патроната музеям на общественных началах: обучение заводских рабочих навыкам экскурсоведения, реставрация и атрибуция портретов великих политиков, передовиков производства, написанных местными профессиональными мастерами и художниками-самоучками.
Выездные лекции музееведов подкреплялись демонстрацией известных репродукций и обширным передвижным фондом подлинных художественных произведений, недавно переданных в музей авторами. Основными категориями посетителей оставались организованные группы учащихся, рабочей молодежи и воины срочной службы.
Политический и финансовый кризис конца 80-х годов впервые заставляет ДВХМ, как и все музеи страны, задуматься о новых стратегиях привлечения посетителей в свои залы. Среди способов информирования экскурсантов превалируют комплексные. Так, при выезде в военные части реализуется формат «лекция - выставка - экскурсия - беседа по выставке» с вручением
ВЕСТНИКТОУ. 2010. № 4 (19)
ВЕСТНИКТОГУ 2010. № 4 (19)
буклетов о коллекции ДВКХМ, местных художниках и организованным сбором письменных отзывов о мероприятии. Передвижные выставки подлинников дальневосточных художников составляют 1/8 от общего количества выставок музея в год.
Таким образом, к началу 1990-х годов ДВКХМ имеет устойчивый статус учреждения культуры с широким спектром просветительных возможностей.
В 90-х годах музей размещается в историческом здании бывшего Офицерского собрания на «красной линии» Хабаровска. Появляется новое музейное пространство для осуществления разнообразных культурных и образовательных программ для широкой публики и специалистов. Таковыми становятся циклы занятий по патриотической тематике, Недели Школы, Недели Мастерской Снегурочки. В практику музейной деятельности вводится проведение концертов с подбором экспонатов к теме и чтением лекций по искусству на протяжении мероприятия. Набирает обороты обменная выставочная деятельность со странами АТР: в год проводится около 5-8 выставок Японии, Китая, Кореи.
К началу XXI столетия формы просветительной работы ДВКХМ, традиционные и сформировавшиеся под влиянием «проточной культуры» Дальнего Востока, приняли синкретичный вид калейдоскопа.
Деятельность ДВКХМ строилась как череда эффектных популяризаторских проектов: международных и российских; социальных и экологических; патронажных и образовательных. С 2001 по 2007 гг. в целях популяризации художественного наследия и укрепления культурных связей ДВКХМ участвовал в организации и проведении 36 международных проектов со странами АТР, Германией, Америкой и другими. Широкий общественный резонанс имел социальный проект «Зона» О. Шагаутдиновой (Канада), затрагивающий проблему интерактивного общения в женских пенитенциарных учреждениях.
В 2006 году ДВКХМ отправил по дальневосточному региону передвижную выставку «Новое искусство»: 30 постеров картин знаменитых художников из коллекции (И. Шишкин. А. Куинджи, Е. Лансере, С. Щедрин, К. Коровин и др.). После демонстрации в Ванино, Советской Гавани, Комсомольске-на-Амуре выставка стала востребованным музейным ресурсом для осуществления бесплатных просветительных выставок на площадях Хабаровска в дни массовых гуляний.
По данным внутренней статистики ДВКХМ, группы учащихся составляют 70 % посетителей музея. Поэтому использование ДВКХМ в своей коммуникационной стратегии образовательных курсов является логической константой.
В числе самых востребованных музейно-образовательных курсов ДВКХМ:
1) курс для дошкольников «Здравствуй, музей!» (по образцу ГРМ1);
1 ГРМ - Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ
2) художественно-музыкальный курс «Музыка для глаз»;
3) художественно-литературный курс «У Кастальского ключа»;
4) арттерапевтический курс «Арттерапия - творческий поиск» (по образцу ГРМ);
5) художественно-исторический курс «Арт-Ист» и другие.
Целью курсов является не столько получение определенных знаний, сколько изменение эмоционального отношения к музейному предмету, рост заинтересованности в нем.
В современной «цивилизации досуга» изменяется отношение к роли и функциям организаций культуры. «Просветительская» модель сменяется «гедонистической» концепцией (Т. В. Абанкина) [8], согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать.
В этом отношении показательны ежегодные майские акции «Ночь в музее», за 3 года проведения ставшие традицией ДВХМ, имеющей положительный общественный резонанс.
В Международный день музеев акция объединяет музеи мира, способствует активному их общению. По опыту проведенных трех «Ночей в музее», в ДВКХМ экспозиции посещает в сотни раз больше гостей, чем в обычные дни. Для каждого музея это возможность расширить свое культурное влияние.
Если в 2007 году с 21.00 до 2.00 ч. ДВХМ посетило 470 человек, то в 2009 году - около 6 тысяч музейных гостей, что явилось опасным с точки зрения сохранения коллекции и безопасности посетителей.
Главным акцентом мероприятия в ДВХМ всегда являются экскурсии по постоянной экспозиции в темноте. Обыгрывая идею «Ночи в музее», экскурсоводы работают с группами, освещая произведения фонарями, что усиливает внимание к словам экскурсовода из-за необычности атмосферы.
Посетителям кроме традиционных музейных зрелищ (вернисажи, экскурсии) предлагалось наблюдать работу организаций, смежных по видам деятельности: инсценировку рыцарского сражения; процесс создания абстрактного рисунка художником. Предоставлялась возможность позировать шаржисту; слушать декламацию стихов, сочиненных хабаровскими поэтами группы «Альманах», игру на различных музыкальных инструментах, участвовать в мастер-классе по искусству японской каллиграфии, знакомиться с аборигенными танцами Приамурья, китайским боевым стилем тай-цзи и др.
В таких акциях, как «Музейная ночь», проявляется и развивается синкретичное начало музейной просветительной работы, характерное для постмодернистской культуры (В. К. Крутоус, В. И. Самохвалова) [10].
Означенный факт в контексте философии музея являет собой пример процесса артизации, формирующий у посетителя представление о художественном музее как об учреждении досуга. Если определить артизацию как перемещение границы семантического поля эстетического явления, то, по мнению автора статьи, ДВХМ избрал этот путь коммуникации с аудиторией доминантой своей просветительной работы. Обилие интерактивных событий
ВЕСТНИКТОГУ. 2010. № 4 (19)
ВЕСТНИКТОГУ 2010. № 4 (19)
культурного искусства2, реализуемых в ДВХМ в течение «Музейной ночи» в режиме «сеанса одновременной игры», всесторонне атакует восприятие и сознание посетителя, поэтому становится логичным говорить о синкретизме музейных и квазимузейных форм просветительной работы.
На рубеже ХХ-ХХ1 столетий музейные педагоги В. Васильев, Е. Медведева и М. Юхневич, анализируя вопросы интерактивности в пространстве музеев Санкт-Петербурга [9], говорят об опасном дисбалансе движения и единовременного количества посетителей относительно правил хранения музейных фондов. Музеевед А. А. Никонова считает, что в подобных проведению «Музейной ночи» ситуациях музей теряет свою индивидуальность, примеряя на себя различные аспекты имиджа досугово-развлекательных учреждений [11].
Автор статьи также видит опасность опрощения института музея и ДВХМ в частности, в стремлении к артизации просветительной работы.
Библиографические ссылки
1. Материалы текущего АДВХМ.
2. Бляхер Л. Е. Потребность в национализме, или Национальное самосознание на Дальнем Востоке России // Политические исследования (ПОЛИС), 2004. № 3.
3. ГАХК. Р-1629. 11-х-36. 132/5.
4. Кочешков Н. В. Изобразительное искусство и архитектура советского Дальнего Востока в 1922-1937 гг. История культуры ДВ СССР ХУП-ХХ веков. Советский период: Сборник. - Владивосток: ДВО АН СССР, 1990. - С. 93-103. - 200 с.
5. ГАХК. Ф. Р-1629. с 35.
6. Там же, с. 37.
7. ГАХК. 7.20.11. Утверждено Зам. Наркома по просвещению РСФСР т. Крупской Н. К. 11/11 1936г. - с. 55.
8. Абанкина Т. В. Культура постиндустриального общества // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 8.
9. Васильев В. Интерактивность и ее мифы // Музей. 2008. - № 3. - С. 56-62.
10. Крутоус В. К. К истокам постмодернизма: философский бунт Льва Шестова // Искусствознание. 1-2/09 (XXXV). Научное издание. - М.: Наука, 2009.
11. Никонова А. А. Имидж как объект управления //Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. - № 10.
2 Культурное искусство - разновидность концептуального творчества, использующего в своих композициях в качестве основного материала произведения художников различных эпох, что роднит его с постмодернистской традицией.