УДК 159.923.2 DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-101-108
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в сопровождении социально-психологической адаптации молодых педагогов
БелозероваЛА.*, ГурылеваЛ.В.
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
г. Ульяновск, Россия bla-130880@yandex.ru*, lubagur@mail.ru
Аннотация: В процессе профессионализации молодые педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые препятствуют их эффективной адаптации к условиям образовательного учреждения и профессиональной деятельности, приводят к дезадаптивным изменениям, нарушению психологического и физического здоровья и нежеланию продолжать работу в системе образования. В связи с этим разработка и применение программы на основе методов арт-терапии как здровьесберегающей технологии, направленной на поддержку социально-психологической адаптации молодых педагогов в процессе профессионализации, имеет важное социальное значение. Материалы и методы. В работе представлены результаты апробации программы сопровождения социально-психологической адаптации как показателя психологического здоровья молодых педагогов в процессе профессионализации, основанной на арт-терапевтических технологиях. Разработанная авторами программа состоит из трех взаимосвязанных модулей. Модуль «Кто я» включает блоки, направленные на осознание личностной идентичности (блок - «Я-личность») и формирование профессиональной направленности и идентичности (блок - «Я-будущий педагог»). Модуль «Мы-группа» содержит упражнения, целью которых является формирование групповой принадлежности к студенческой группе и профессиональной принадлежности. Модуль «Адаптивное поведение в жизни и профессии» включает упражнения, формирующие осознанное отношение к жизненным и профессиональным трудностям и активизацию личностных и средовых ресурсов для их преодоления. Результативность программы сопровождения оценивалась с помощью опросника социально-психологической адаптированности (К. Роджерс, Д. Даймонд) и методики «САН». Результаты. Освоение программы начинающими педагогами привело к значимому повышению показателей адаптивности, принятия себя, принятия других, эмоционального комфорта. Положительная динамика выявлена и для компонентов психоэмоционального состояния: самочувствия, активности и настроения. Можно говорить о повышении уровня психологического здоровья, которое является составляющей общего здоровья человека и одной из целей здорового образа жизни. Заключение. Полученные результаты подтверждают эффективность разработанной программы в сопровождении социально-психологической адаптации как показателя психологического здоровья молодых педагогов на этапе профессионализации и доказывают эффективность использования арт-терапии как здоровьесберегающей технологии.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, здоровьесберегающие технологии, психологическое здоровье, профессионализация, студенты, молодые педагоги.
Для цитирования: Белозерова Л.А.*, Гурылева Л.В. Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в сопровождении социально-психологической адаптации молодых педагогов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4):101-108. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-101-108
Art-therapy as health-saving technology in social-psychological adaptation
support among young teachers
Liliya A. Belozcrova*, Lubov V. Guryleva
Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia bla-130880@yandex.ru*, lubagur@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Abstract: During professionalization young teachers face several problems, which prevent their effective adaptation to the conditions of educational establishment and professional activity, lead to disadaptive changes, psychological and physical health disorders and cause the desire not to continue further work in the system of education. That is why the program on the basis of art-therapy methods creation and use as health-saving technology, directed toward social-psychological adaptation among young teachers is very important. Materials and methods. The work presents the results of testing the program of social-psychological adaptation support as psychological health index among young teachers during professionalization. This program is based on art- therapeutic technologies. Created by the author program includes three interconnected modules. "Who am I" module includes the blocks, directed toward personal identity ("I am personality" block) realization and professional orientation and identity formation ("I am the future teacher" block). "We are the group" module includes the exercises, the aim of which is to form membership of a students' group and professional identity. "Adaptive behavior in life and profession" module includes the exercises. They form realized attitude to life and professional difficulties and provide personal and environmental resources activation for their overcoming. The effectiveness of support program was estimated with the help of social-psychological adaptedness questionnaire (K. Rogers and D. Diamond) and "HAM" methodology (health, activity, mood). Results. The program mastering by young teachers led to considerable adaptability, self-acceptance indices increase, acceptance of other people, emotional comfort improvement. A positive dynamics was also revealed for the components of psycho-emotional state: state of health, activity and mood. We can say about the level of psychological health increase, which is the part of a person's general health and one of the healthy life style aims. Conclusion. The received results prove effectiveness of the created social-psychological adaptation program support as the index of psychological health among young teachers at the stage of professionalization and prove the effectiveness of art-therapy use as a health-saving technology.
Keywords: social-psychological adaptation, health-saving technologies, psychological health, professionalization, students, young teachers.
For citation: Liliya A. Belozerova*, Lubov V. Guryleva. Art-therapy as health-saving technology in social-psychological adaptation support among young teachers. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13 (4): 101-108. DOI 10.14526/2070-4798-2018-13-4-101-108
Введение
Важнейшим аспектом модернизации российской системы образования является целостное личностное развитие педагогов в условиях непрерывной профессионализации. Такой подход позволяет молодым педагогам не только развить свои профессионально важные качества, но и способствует успешной адаптации на протяжении всего профессионального пути и сохранению психологического здоровья педагогов.
Исследования показывают, что молодые педагоги уходят из школы через два-три года работы. Одной из причин данной негативной тенденции является неумение молодого педагога «вписаться» в школьный коллектив или отсутствие у педагогов с большим стажем желания принимать его в свои ряды [1]. Как следствие, нарушается фактическая адаптация молодых педагогов к условиям профессиональной деятельности, происходит снижение самооценки, увеличивается уровень неудовлетворенности собой и собственной профессиональной деятельностью, происходит усиление негативного состояния тревоги, в итоге ослабляются адаптивные возможности молодого педагога к новым профессиональным и личностным задачам. Механизмы адаптации испытывают повышенную нагрузку, что сказывается на индивидуальном и социальном уровнях целостной личности. Все это приводит к нарушению психологического здоровья как части общего здоровья человека. Столкнувшись с трудностями, молодой педагог оказывается в «замкнутом круге» дезадаптирующих процессов: социальные условия негативно воздействуют на личностные качества (психологическая дезадаптация), которые в свою очередь снижают возможность социальной адаптации к профессиональной среде образовательной организации (социальная дезадаптация).
Находясь в этом круге проблем, молодые педагоги нередко не видят своих возможностей и не имеют представления о ресурсах, которые помогут им сохранить психологическое здоровье.
Социально-психологический аспект адаптационного процесса характеризуется вхождением человека в новую социальную среду со сложившейся системой коммуникации, иерархией, системой ролей, групповой структурой [2]. Усвоение молодым педагогом социальных норм, налаживание социальных контактов с участниками образовательного процесса, установление и поддержание своего статуса в коллективе образовательного учреждения, среди детей и родителей обучающихся - это одни из основных целевых ориентиров социально-психологической адаптации. Являясь целостным, непрерывным, динамическим процессом, социально-психологическая адаптация позволяет установить соответствие между уровнем актуальных потребностей и степенью их удовлетворения в условиях образовательного учреждения, что в конечном итоге обеспечивает целостное и гармоничное развитие молодого педагога [3,4]. Таким образом, успешная социально-психологическая адаптация выступает маркером сохранного психологического здоровья в частности и здорового образа жизни в целом.
Анализ исследования проблемы психологической адаптации молодых педагогов в процессе профессионализации показывает, что организация данного процесса в образовательных учреждениях недостаточно налажена, поэтому вхождение в педагогическую профессию осуществляется преимущественно за счет внутренних резервов самого начинающего учителя [5]. Следовательно, разработка доступной для реализации с молодыми педагогами программы сопровождения, направленной на профилактику и преодоление их социально-психологической дезадаптации, сохранение психологического здоровья, определяет актуальность данной работы.
Сопровождение социально-психологической адаптации молодого педагога в условиях профессионализации может идти в нескольких направлениях, среди которых основными, на наш взгляд, являются:
□ диагностика уровня адаптации для своевременного выявления признаков дезадаптации;
□ профилактическая и коррекционная работа с выявленными случаями нарушения процесса адаптации молодых специалистов еще на начальных этапах профессионального развития [6];
□ психологическое консультирование по вопросам профессиональной адаптации, вызванных данным процессом личностных переживаний и подбором индивидуальной стратегии и траектории профессионального развития;
□ просвещение молодых специалистов в вопросах развития профессионально важных качеств, возможностях профессионального и карьерного роста, проблемах процесса адаптации в образовательном учреждении и т.д. [7];
□ формирование портфолио педагога, которое помогает молодому специалисту осознать, чего он достиг, как продвигается его профессиональный рост, определить перспективы своего развития [8];
□ привлечение молодых специалистов к участию в конкурсах профессионального мастерства, которые помогают молодому специалисту почувствовать себя полноправным членом коллектива образовательной организации, повысить свою квалификацию, повысить свою самооценку [9];
□ организация наставничества и кураторства в отношении молодого специалиста с целью оказания помощи в адаптации к корпоративной культуре образовательного учреждения, усвоении лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, формировании сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога [10].
Том 13 № 4 2018
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Укрепление психологического здоровья молодых педагогов в процессе профессионализации может осуществляться посредством включения в программы сопровождения здоровьесберегающих технологий, среди которых арт-терапия является одной из эффективных, т.к. затрагивает внутренние механизмы саморегуляции и исцеления и отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации.
Материалы и методы
В данной работе представлены результаты апробации на молодых педагогах, начинающих профессиональную деятельность, разработанной программы сопровождения социально-психологической адаптации в процессе профессионализации (далее Программа), которая может применяться как для профилактической, так и для коррекционной работы с нарушениями процесса адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении [11].
Целью данной Программы является эффективная адаптация молодых педагогов к условиям профессиональной деятельности, формирование осознанного отношения к профессии педагога, развитие психологической и эмоциональной устойчивости к профессиональным нагрузкам, сохранение психологического здоровья.
Программа состоит из трех взаимосвязанных модулей. Модуль «Кто я» включает блоки, направленные на осознание личностной идентичности (блок «Я-личность») и формирование профессиональной направленности и идентичности (блок «Я-будущий педагог»). Модуль «Мы-группа» содержит упражнения, целью которых является формирование групповой принадлежности к студенческой группе и профессиональной принадлежности. Модуль «Адаптивное поведение в жизни и профессии» включает упражнения, формирующие осознанное отношение к жизненным и профессиональным трудностям и активизацию личностных и средовых ресурсов для их преодоления.
Каждый модуль Программы имеет свои задачи, выполнение которых позволяет достигнуть общей цели, обозначенной выше. Задачами блока «Я-личность» являются осознание своих личностных качеств, «слабых» и «сильных» сторон, уточнение своих ценностных ориентаций, расширение представлений о себе как личности, принятие всех проявлений собственной личности.
Второй блок - «Я-будущий педагог» - направлен на расширение представления о профессиональных качествах, осознание собственных качеств, позволяющих быть эффективным в профессии педагога, формирование представлений о себе как о профессионале.
Основными задачами модуля «Мы-группа» являются формирование групповой принадлежности к студенческой группе, групповой сплоченности, осознание себя как члена профессионального сообщества «педагог» и групповой профессиональной принадлежности.
В задачи модуля «Адаптивное поведение в жизни и профессии» входит формирование осознанного отношения к жизненным и профессиональным трудностям, осознание личностных и средовых ресурсов для преодоления жизненных и профессиональных трудностей, обучение способам снятия психоэмоционального напряжения и формирование эффективных поведенческих копингов.
Модульная структура Программы делает ее гибкой и вариативной в применении, т.к. позволяет участникам проходить отдельные блоки как логически завершенные единицы, а разработчикам - менять порядок прохождения модулей и при необходимости дополнять программу другими модулями.
Инновационность данной программы заключается в том, что работа по адаптации строится на следующих принципах:
- трансформации, происходящей в бессознательном и последующего осознавания
результатов трансформационных процессов; ^ - активизации личностных и средовых ресурсов;
- осознанного отношения к жизненным и профессиональным проблемам.
Программа строится на основе различных арт-терапевтических технологий: рисуночных техник, техник фототерапии: спектрокарты, коллажа, метода соулколлажа [11,12,13,14,15,16,17]. Техника арт-терапии обладает рядом преимуществ, основными их которых являются «экологичность» для личности, мягкое погружение в проблему; неограниченность проблем, решаемых ее методами; отсутствие жестких возрастных, социальных, профессиональных ограничений; она дает возможность свободного самовыражения и самопознания. В работе с конкретными арт-терапевтическими методиками акцент делается на взаимодействие с созданным образом, глубинном проникновении в сущность образа, который позволяет участникам по-другому прочувствовать себя, свои возможности, возможности среды с целью социально-психологической адаптации начинающих свою профессиональную деятельность педагогов.
В экспериментальную группу вошло 20 студентов старших курсов педагогического университета. До начала прохождения производственной педагогической практики они проходили обучение по разработанной Программе сопровождения в формате тренинга-интенсива с целью профилактики социально-психологической дезадаптации в процессе профессионализации и сохранения психологического здоровья.
Психологическая диагностика социально-психологической адаптации участников программы проводилась с помощью опросника социально-психологической адаптированности (К. Роджерс, Д. Даймонд) до и после эксперимента [16]. Полученные результаты представлены в таблице 1. Оценка показателей психоэмоционального состояния в экспериментальной группе осуществлялась по методике «САН - самочувствие, активность, настроение». Для оценки достоверности различий показателей, полученных по методикам, до и после прохождения Программы был использован и-критерий Манна-Уитни.
Результаты и обсуждение
Статистический анализ данных методики К. Роджерса и Д. Даймонда на основе применения и-критерия Манна-Уитни выявил значимые различия показателей социально-психологической адаптированности в экспериментальной группе до и после прохождения Программы сопровождения.
Таблица 1 - Показатели социально-психологической адаптации участников Программы
Шкалы социально-психологической Значения до эксперимента Значения после
адаптации эксперимента
Адаптивность б2,2±9,5 117,7±15,3*
Дезадаптивность 1б2,7±19,7 103,3±24,5*
Интегральный показатель 27,66 % 53,26 %
«Адаптация»
Принятие себя 23,5±9,9 47,7±12,8*
Непринятие себя 36,7±4,22 24,0±6,0*
Интегральный показатель «Самовосприятие» 28,58 % 55,40 %
Принятие других 14,6±5,2 28,6±3,4*
Непринятие других 35,3±4,8 19,6±5,3*
Интегральный показатель 33,17 % 63,79 %
«Принятие других»
Эмоциональный комфорт 16,7±4,2 27,8±4,1*
Эмоциональный дискомфорт 39,6±3,0 23,1±5,0*
Интегральный показатель «Эмоциональная комфортность» 29,66 % 54,62 %
Внутренний контроль 43,95±9,6 45,75±10,9
Внешний контроль 43,1±5,0 41,8±6,2
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Интегральный показатель «Интернальность» 42,14 % 43,88 %
Доминирование 11,3±2,3 10,7±2,4
Ведомость 19,8±4,8 20,8±5,1
Интегральный показатель «Стремление к доминированию» 53,30 % 50,71 %
Эскапизм (уход от проблем) 25,3±3,4 24,8±3,6
Примечание: * - различия между показателями до и после эксперимента статистически значимы (р1)
У участников Программы после эксперимента увеличились значения по шкале «Адаптивность», что свидетельствует о повышении уровня соответствия между требованиями социального окружения и потребностями, мотивами, интересами, возможностями самой личности, т.е. уровня ее приспособленности к социальной среде. В результате прохождения Программы у молодых педагогов снизились показатели по шкале «Дезадаптивность», которая отражает неспособность личности адаптироваться к различным ситуациям, возникающим в общественной среде, наличие фрустрированности, внутренних и внешних конфликтов, патологических защитных механизмов и, как следствие, невротических отклонений.
Сравнительный анализ показывает достоверное повышение значений по шкалам «Принятие себя» и «Принятие других» и одновременное снижение показателей по шкалам «Непринятие себя» и «Непринятие других» у студентов после эксперимента. Данные результаты позволяют отметить, что у участников Программы возросла степень удовлетворенности собой, своими профессиональными характеристиками и социальной ролью, потребности в общении и взаимодействии с социальным окружением, совместной деятельности.
В результате исследования установлено, что у молодых педагогов увеличились значения по шкале «Эмоциональный комфорт», а показатели по шкале «Эмоциональный дискомфорт» снизились, что может свидетельствовать о смене неуверенности, тревожности, страха, связанными с вхождением в новую профессиональную группу, на позитивное эмоциональное отношение к будущей профессии и профессиональной среде.
Сравнительный анализ также показал, что результаты участников Программы по шкалам «Внутренний контроль», «Внешний контроль», «Доминирование», «Ведомость» и «Эскапизм» после эксперимента значимо не изменились, остались в пределах средних значений.
Заслуживает внимания тот факт, что интегральные показатели социальной адаптации после прохождения программы с низких значений «на входе» значимо увеличились и достигли средних значений по показателям «Адаптация», «Самовосприятие», «Эмоциональная комфортность» и высоких значений по показателю «Принятие других», что свидетельствует о положительной динамике адаптационного процесса у участников Программы в процессе профессионализации.
Диагностика психоэмоционального состояния с помощью методики «САН» показала, что у молодых педагогов до участия в программе преобладали неблагоприятные состояния по шкалам «Активность» (3,1) и «Настроение» (3,7) и умеренное по шкале «Самочувствие» (4,2). Прохождение программы привело к положительной динамике по всем шкалам в сторону преобладания благоприятных состояний самочувствия (5,1), активности (5,1) и настроения (6,2). Значимость различий показателей психоэмоционального состояния до и после прохождения Программы было подтверждено значениями и-критерия, которые составили 72 для шкалы «Активность», 45 - для шкалы «Настроение» (р<0,01) и 136,5 - для шкалы «Самочувствие» (р<0,05). Данные результаты по методике «САН» также подтверждались субъективной оценкой участников программы, которые отмечали, что у них «появился интерес к учебным занятиям», «улучшился общий эмоциональный фон», «появилось больше энергии и сил», «перестали расстраиваться по пустякам». Полученные результаты свидетельствуют об общем улучшении психологического состояния участников
программы.
Заключение
На основании результатов проведенного исследования можно заключить, что разработанная программа сопровождения социально-психологической адаптации молодых учителей, основанная на техниках арт-терапии, показала на этапе апробации свою эффективность в плане сохранения психологическогоздоровья,котороеявляетсясоставляюш,ейобш,егоздоровьячеловека.Поддержание психологического здоровья позволяет сделать первый шаг к здоровому образу жизни как целостной философии сохранения физического и психологического здоровья с опорой на личностные ресурсы, которые были осознаны и развиты в ходе проведения разработанной программы. Результативность проведенной работы зависит от построения конкретных тем внутри Программы, принципов, на которых она построена, а также использования модификаций неспецифических для целей социально-психологической адаптации арт-терапевтических техник, позволяющих работать на глубинном уровне, что, в свою очередь, приводит к устойчивым изменениям в поведении.
Литература
1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования. Психологическая наука и образование. 2014; 19 (3):32-40.
2. Осянин А.Н. Анализ содержания процессов адаптации и социализации личности. Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социологические науки. 2006; 1: 335-341.
3. Коломацкий Д.А. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и копинг-стратегий у педагогов. Вестник Екатерининского института. 2014; 3(27): 93-97.
4. Оплетин А.А., Мотолыгина Е.Н., Кораблева О.В., Корепанова Ю.А., Сырчиков А.С. Саморазвитие студентов, связанное с выстраиванием своей «Я-концепции». Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; 9(3): 111-116.
5. Назаренко О.С., Едышев Д.В. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки учителя. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017; 12(3): 190-199.
6. Белозерова Л.А., Гурылева Л.В. Направления профилактики социально-психологической дезадаптации студентов в процессе профессионализации в вузе. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017; 8 (12-2): 55-61.
Ефремова О. И. Психологическая помощь будущим педагогам-психологам как условие становления их готовности к профессиональному труду. Концепт. 2013; 07. URL: http://e-koncept. ru/2013/13567.htm.
Изотова Л.Е., Романов Д.А., Потемина С.В., Федоренко Е.А., Сычева О.Л. Портфолио в системе мониторинга личностно-профессионального развития педагога. Ученые записки университета Лесгафта. 2014; 12 (118): 92-95.
7. Пекарских Н.И. Конкурсы профессионального мастерства как средство самосовершенствования личностно-профессиональных качеств педагога. Педагогическое образование в России. 2013; 5: 140-144.
8. Щипунова Н.Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами. Молодой ученый. 2016; 6: 845-847.
Frost Seena B. Soulcollage. URL: https://www.soulcollage.com.
9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002: 193-197.
10. Biddle S.J.H., Nigg C. Theories of exercise behavior. International Journal of sport Psychology. 2000; 31: 290-304.
11. Buckworth J., Nigg C. Physical activity, exercise, and sedentary behavior in college students. Journal of the American College Health. 2004; 53(1): 28-34.
12. De Bruijn G.J., De Groot R., Van den Putte B., Rhodes R. Conscientiousness, extroversion, and action control: Comparing moderate and vigorous physical activity. Journal of Sport and Exercise Psychology. 2009; 31: 724-742.
13. Fraizer P.A., Tix A.P., Barron K.E. Testing moderator and mediator effects in counseling psychology research. Journal of Consulting Psychology. 2004; 51: 115-134.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
14. Hamilton K., White K.M. Extending the theory of planned behavior: The role of self and social influences in predicting adolescent regular moderate-to-vigorous physical activity. Journal of Sport and Exercise Psychology. 2008; 30: 56-74.
Статья поступила в редакцию: 19.11.2018
Белозерова Лилия Алмазовна — кандидат биологических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: bla-130880@yandex.ru
Гурылева Любовь Владимировна — кандидат биологических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, e-mail: Iubagur@mail.ru