I.A. CHURILOVA
ARU-UHERAPETUIC URAINING OF UHE FIRSU-YEAR SUTDENUS OF UHE PENAL ACADEMY OF RTSSIA AS A MEUHOD OF SELF-DIAGNOSUICS AND
PREVENUION OF AVERSIVE BEHAVIOR
И.А. ЧУРИЛОВА (Академия ФСИН России)
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕЗАНЯТИЯ С КУРСАНТАМИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ САМОДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХСОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ
ребования, предъявляемые к обучающимся в вузе, совершенно иные, чем в средних учебных заведениях. Особенные требования предъявляются в высшем образовательном учреждении ФСИН России. Средний возраст поступающих за последние 10 лет равен 18,5 года. Психологические закономерности и особенности этого возраста, трудности, возникающие у курсантов первого года обучения, свидетельствуют о специфике адаптации к высшему учебному заведению ФСИН России и формах работы практического психолога.
Курсанты первого года обучения, обращаясь за психологической консультацией и помощью, жалуются на непонимание со стороны окружающих и немотивированную агрессию по отношению к ним, возникающую по малейшему поводу, апатию, тоску по дому, родителям.
Одним из методов диагностического и коррекционного характера, как показывает практика работы психолога, являются арт-терапевти-ческие занятия.
Педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность, оно рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.
Словосочетание «арт-терапия» понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами творческой деятельности. Это динамическая система взаимодействия
между участником, продуктом его изобразительной творческой деятельности и арт-терапевтом в «фасилитирующем» арт-терапевтическом пространстве.
Арт-терапия может рассматриваться в качестве терапевтической процедуры на основе изобразительного творчества, это здравоохранительная инновационная технология.
Характерно, что процедурная сторона, определенная алгоритмичность действий, присущая технологиям, выражена в структурированных арт-терапевтических занятиях (сессиях). Это позволяет воспроизводить и транслировать приемы, методы, процедуры, а также получать предсказуемые результаты.
Вместе с тем технология арт-терапии отличается творческой вариативностью. Ведь символический язык рисунка точнее, чем слова, передает содержание внутреннего мира личности, он естествен и привлекателен, понятен в любом возрасте людям разных культур. Результатом контакта участника арт-терапии с изобразительными средствами и материалами в процессе спонтанной творческой деятельности являются различные способы самовыражения, проявления бессознательного, символические образы, отраженные в изобразительном продукте. Это не только рисунки, живопись, но и композиции из различных природных и поделочных материалов. Хотя по внешнему виду работа над рисунком простым карандашом не похожа на лепку из пластилина, изготовление декоративных
Уголовно-исполнительное право
И. А. Чурилова
предметов, аппликацию, макетирование (конструирование), все это изобразительная деятельность и психологические закономерности ее развития едины.
Изобразительная творческая деятельность рассматривается в арт-терапии как терапевтический процесс, предназначенный «для исцеления души». Терапевтическое рисование не является методом диагностики в общепринятом понимании, это деликатная, гуманная возможность понаблюдать за человеком в процессе спонтанного творчества, приблизиться к пониманию его интересов, ценностей, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие.
Зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников арт-терапевтической работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности. В арт-терапии диагностический и терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. В результате легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс.
В терапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна, как правило, не осознается участниками любого возраста и не провоцирует реакций защитного характера. Основной диагностический материал - изобразительная продукция. Это в какой-то мере сближает арт-терапию с проективными рисуночными тестами. Вместе с тем арт-терапия, безусловно, более глубокий феномен. Арт-терапевтическая интерпретация рисунков не является самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя, несомненно, основы такой работы присутствуют. Приоритетные формальные составляющие -линия, форма, цвет в их взаимосвязанной динамике, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества. Арт-терапевтическая интерпретация в отличие от проективных графических методов сопровождается обратной вербальной связью, основанной на рефлексии самого «художника), побуждающей его к самостоятельному осознанию содержания внутреннего мира. Приоритетны ориентиры на собственные ассоциации автора изобразительного продукта, его невербальное проявление и вербальную экспрессию.
Уголовно-исполнительное право
Арт-терапевтическая сессия
Занятие. Рисунок в круге (работа с манда-лами)
Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармонии. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов - самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское сочувствие, мягкость, чувственность, игривость. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное, правополушарное мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений.
Рисование в круге принято называть техникой рисуночной мандалы (магический круг). Как следует из психологического словаря, мандала -символический рисунок, обычно квадрат внутри круга или круг внутри квадрата, с каким-либо символом в центре. В последние годы эта техника стала применяться и как проективный психодиагностический инструмент.
Одна из задач 1-го этапа состоит в знакомстве и/или сближении участников группы посредством совместных действий. Для этого подходит упражнение «Передача листа». Оно ценно тем, что рисунок не имеет автора, а следовательно, не может стать предметом для адресной иронии и критики.
Материал: восковые мелки, белые листы бумаги формата А4.
Инструкция: каждому из присутствующих предлагается нарисовать на листе бумаги какой-либо простой и знакомый всем образ, а затем отдать рисунок соседу справа. Тот что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу. Работа заканчивается, когда каждый рисунок возвратится к своему первому автору. Далее участники обмениваются впечатлениями. Обычно складывается благоприятная творческая атмосфера, способствующая проявлению творческой активности и спонтанности на следующих этапах работы.
2-й этап индивидуальной работы. Рисунок в круге «Мое состояние».
Материал: восковые мелки, листы бумаги формата А4 с изображением круга.
Участникам предлагается принять удобную позу, закрыть глаза и постараться запомнить те образы, которые будут появляться в его воображении, чтобы взять их потом за основу при создании изображения в круге.
Каждый участник задает свой, удобный для него темп работы, обсуждение происходит после того, как приняты все рисунки.
После высказывания желающих и обмена впечатлениями участникам предлагается нарисовать второй рисунок - «Мое желаемое состояние».
Если у участников есть желание, то может быть и три, и четыре рисунка.
В начале занятий необходимо расспросить у участников об их самочувствии. Желательно, чтобы каждый рассказал о своем психическом состоянии в данный момент.
По окончании занятий проводится так называемая экологическая проверка психического состояния участников сессии. Как показывает практика, улучшается настроение, участники бо-
Арт-терапевтические занятия...
лее открыто говорят о своих проблемах, изображенных на рисунке, и способах их решения. При обсуждении работ каждый участник ощущает поддержку и одобрение других членов группы.
Арт-терапевтическая диагностика вряд ли может быть отнесена к самодостаточным методам, поэтому в научном исследовании она играет вспомогательную роль. Однако в сочетании с другими качественными методами именно арт-терапевтическое взаимодействие позволяет максимально полно и бережно представить феноменологическую картину изучаемых явлений, обеспечить глубокое и индивидуализированное их понимание.
Уголовно-исполнительное право