Л. Д. Лебедева
Методика «Рисунок семьи в образах цветов» в работе психолога
Лебедева Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Института позитивных технологий и консалтинга.
Возможность использования проективного
рисования в психологической и психотерапевтической работе издавна привлекает внимание практикующих психологов и психотерапевтов. Считается, что человек склонен видеть мир сквозь призму своих потребностей и желаний. По словам К. Г. Юнга, «...проекции превращают мир в копию нашего собственного неведомого нам лица индивида»1.
Согласно механизму проекции, человек склонен свои субъективные представления приписывать изображенным объектам, наделяя их собственными чертами в соответствии с потребностями, установками,мотивами,струк-турой личного опыта. Проекция не осознается, а проникает в сознание как измененное восприятие внешнего мира. «Все содержания нашего бессознательного оказываются постоянно спроектированными на наше окружение, и только распознавая определенные свойства объектов как проекции или образы (images), мы оказываемся в состоянии отделить их от действительных объектных качеств», - писал К. Г. Юнг.
Н. Роджерс отмечает, что многое в наше творчество привносится бессознательным: нашими переживаниями и интуицией. «Бессознательное - глубокий колодец, - пишет он, - у многих из нас поверх этого колодца лежит крышка». Вместе с тем переживания могут быть конструктивно канализированы в креативные занятия искусством2.
Именно потому, что результаты спонтанной изобразительной деятельности менее подвер-
1 Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/jung_ob
2 Роджерс Н. Путь к целостности: Человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. -С. 132-139.
жены контролю сознания, в психодиагностике широко применяется проективное тестирование, построенное на создании экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций.
Известно, что понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. В настоящее время сложились различные классификации проективных методов. Мы рассмотрим «рисуночные» тесты и методики, относящихся к типу экспрессивных методов, предполагающих изобразительную деятельность на заданную или свободную тему, что сближает их с методом анализа продуктов деятельности субъекта, а в терапевтическом контексте - с арт-терапией.
Различные вариации «Рисунка семьи» («Моя семья», «Семья в образах животных», «Семья в образах сказочных героев») издавна применяются в психологической диагностике. Батарею проективных тестов составили разработки известных специалистов, в числе которых: К. Аппель (K. Appel, 1937); В. Вульф (W. Wolff, 1946); В. Хьюлс (W. Hulse, 1951); Р. К. Бернс (R. Burns, 1972); С. К. Кауфман (S. Kaufman, 1972); Дж. ДиЛео (J. DiLeo, 1973); Л. Корман (L. Corman, 1964); Г. Т. Хоментаускас (G. Chomentauskas, 1983) и другие. Отдельные аспекты семейной темы в проективном рисовании встречаются в методиках К. Маховер (1949); Ч. Ширна и К. Рассела (1997); А. И. Захарова (1982), А. А. Бодалева, В. В. Столина (1989).
Известные проективные тесты и методики разнятся диагностической направленностью и степенью детализации задания. Например, в инструкции Л. Кормана предлагается нарисовать представления о семье: «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь»; другие авторы конкретизируют: «Нарисуй свою семью» (В. Хьюлс); «Нарисуй рисунок, в котором
каждый член семьи и ты что-нибудь делают» (Р. Берне, С. Кауфман).
Усиление проективного акцента достигается благодаря применению группы методик, направленных на создание «ассоциативного образа» семьи. Например, испытуемому предлагается нарисовать свою семью в образах животных; сказочных или мифологических героев. Подобная инструкция активизирует воображение и ассоциативное мышление человека. Субъективное содержание образа воспроизводит глубинные, зачастую неосознанные переживания по отношению к каждому нарисованному (и отсутствующему на рисунке) члену семьи, а также демонстрирует представления автора рисунка о семейной ситуации. Важно, как он воспринимает и оценивает семейные взаимоотношения, какие личностные качества и мотивы приписывает близким людям, как характеризует их поведение.
Однако само задание - изобразить людей или животных - нередко вызывает сопротивление, аргументируемое утверждением: «Я не умею рисовать». В процессе пострисуночного опроса авторы рисунков отмечают, например: «Я бы хотел изобразить... львицу, а вышла кошка» или «Я изобразил только тех животных, которых научился рисовать в школе, но это совсем не соответствует образам моих родственников». Очевидно, что диагностический потенциал таких рисунков минимален, особенно если испытуемый использует выработанные навыки рисования, стереотипные образы и привычные способы изображения (срисовывание, копирование и др.). Известен опыт драматерапии и символодрамы, в которых используется прием идентификации человека с образом цветка в качестве метафоры образа «Я».
В современной лингвистике слово «цветок» считается концептом, так как представляет собой значимую единицу словаря, обладает богатым лексическим фоном и ценностным для русской лингвокультурной общности содержанием (О. А. Михайлова, А. И. Молоткова и др.). Такие значимые прототипические признаки концепта «цветок», как красота и хрупкость, часто актуализируются в творческих работах. «Утромрасцвела гвоздика И увянула в обед... Речь цветочных аллегорий Подразумевает горе». (из пьесы П. Кальдерона «Стойкий принц» в переводе Б. Пастернака)
Символы цветов, отражая проявления индивидуального и коллективного бессознательного, отличаются многозначностью и полисемией. Помимо того что у каждого человека цветы вызывают собственные ассоциации, известны сложившиеся системы значений различных видов цветов. Толкования связи цветов и человеческих взаимоотношений настолько распространились, что даже возникли выражения - «разговор цветов», «язык цветов». В древности для выражения чувств в турецких гаремах использовался специальный язык цветов - «селам», который в Европе активно популяризировался шведским королем Карлом XII (1682-1718). В России язык цветов стал модным в начале XIX века. Известный поэт, переводчик, фольклорист Дмитрий Петрович Ознобишин перевел с персидского книгу «Селам, или язык цветов» (СПб., 1830), в которой упоминалось более 400 растений и каждому соответствовала какая-либо фраза. В те времена считалось благопристойным говорить о своих чувствах, делать предложение «руки и сердца» на языке цветов.
В современной литературе упоминается игра «Флирт цветов», популярная в светских салонах XIX века Европы и России. Образы и значения цветов помогали выстроить коммуникацию, завязать новые знакомства, деликатным способом через опосредованные сообщения на языке цветов выразить разнообразие чувств и притязаний. Каждый участник вытаскивал картинку с изображением какого-либо цветка и на весь вечер получал игровое имя по названию цветка и соответствующую роль, далее определялись партнеры по флирту на основании случайного выбора по совпадению выбранных карточек. В процессе игры партнеры передавали друг другу картинки с подходящими высказываниями на языке цветов. Например, один участник сообщал: «Бегония (Предлагаю сердечную дружбу)», другой мог ответить: «Гиацинт (Вы играете со мной?)» или «Водяная лилия (Чувства в моей душе бушуют)»3.
Некоторые цветочные ритуалы сохранились и в наши дни. Возможно, поэтому метафора семьи в образах цветов воспринимается и взрослыми, и детьми как аутентичная.
В научной картине мира понятие «цветок» характеризуется признаками: «принадлежность к семейству, виду», «является органом
3 Флирт цветов: Музеи России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.museum.ru/ а!Ь^т^е^р?14494).
размножения», «имеет соцветие», «имеет цикл развития», что ассоциативно связано с семьей и продолжением рода.
На Руси считалось, что в цветах спрятаны души детей, которые выходят оттуда, когда рождается младенец. Славянский фольклор насыщен изображениями цветов: раскрытый цветок руты, колокольчик или другой цветок символически помогал семейной паре избавиться от бесплодия. Барвинок на языке цветов означает влюбленность и брачные узы, а бархатцы - семейную верность. Калина у славянских народов считалась свадебным деревом. Из белых цветов калины плели свадебные венки. В венках молодой жены, мечтающей о ребенке, обязательно присутствовали колосья как древний символ рождения. Много легенд о семейном родстве, супружестве было сложено славянами про красивый полевой цветок иван-да-марья».
В культурных традициях славянских народов нежный и трепетный цветок мака является аллегорией незабвенной памяти рода, многие другие полевые растения символизируют уважение к семье. У восточных народов нарциссы, как и орхидеи, обозначают супружеские отношения. Южане почитают виноград, цветы и плоды которого символизируют радость и красоту образования семьи.
В целом, позитивные изображения бутонов и раскрывшихся цветков на рисунках людей различных национальностей и культур расцениваются как символ «здоровой сексуальности». Красота земного цветка порождает образную параллель «цветок - семья», как благо, ценность.
Образы цветов облегчают возможность рассказать о межличностных отношениях на языке метафоры, используя символизм «мужских» и «женских» растений. К первым из них относят цветы, имеющие удлиненные, заостренные листья или длинный, выступающий пестик (ирис, нарцисс и др.). Мифологической символикой наполнены такие «мужские» цветы, как адонис, гиацинт. Наиболее яркие представители «женской» семантической группы - азалия, астра, мальва, хризантема.
В архаичных символических системах совершенство приписывается лотосу. Его листья, цветы и плоды образуют круг. К тому же каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно, что ассоциируется с единством времени прошлого, настоящего, будущего. Именно лотос формирует чашу, символизирующую воспринимающий женский
образ. Корень лотоса олицетворяет нерастворимость, стебель - пуповину, привязывающую человека к своим истокам, цветок имеет форму солнечных лучей, коробочка с семенами символизирует плодоносную силу творения. Интересно, что коробочки, наполненные семенами, обозначаются в китайском языке тем же самым иероглифом, что и слово «ребенок». Таким образом, в бутоне лотоса сокрыты все потенциальные возможности: союз дуалистич-ных сил Огня и Воды, Солнца и Луны, мужчины и женщины.
Амбивалентность мужского и женского начала иногда приписывается розе, пеону (пиону). Так, в Европе пион и роза - женские образы, на Востоке - мужские. Пион в Японии даже называют «мужем», или «царем» среди цветов. Роза обладает психологическим и космологическим символизмом: например, по К. Г. Юнгу, она символизирует целостность личности, баланс между сознанием и подсознанием.
Трактовки образов цветов могут варьироваться в разнообразных религиозных, философских, культурологических и пространственно-временных системах, но, тем не менее, всегда воспринимаются позитивно и отражают уважение людей к истории и ценностям разных культурных традиций.
В силу амбивалентности и многозначности образы цветов легко проецируются и на мужские, и на женские фигуры, без сопротивления используются в рисунке семьи. Кроме того, образ цветка, являясь архитипическим, соотносится с главными человеческими экзистенциями: рождение, жизнь, смерть. Итак, цветы в рисунках и других продуктах творчества несут особую символическую и эмоциональную нагрузку.
В связи с этим мы предположили, что «образ цветка» может быть символом, передающим особенности семейных отношений. Для проверки гипотезы мы провели экспресс-опрос. Респондентам сообщалось, что им предстоит нарисовать семью. Далее каждого участника спрашивали: «В каких образах вы хотели бы выполнить эту работу?»
Наиболее частотной характеристикой оказалось слово «цветок» (73% выборов). Это подтвердило гипотезу, что «цветок» действительно следует рассматривать как стимуль-ное слово для образного изображения семьи. Н. Роджерс, говоря о процессе самоисследования с помощью цветка, пишет: «Он подобен раскрывающимся лепесткам лотоса, цветущего
«Злая семья». Рисунок мальчика Славы ( 6,5 лет).
Семейная ситуация воспринимается ребенком как «злобная», агрессивная. По словам ребенка, «цветы кусаются, дерутся и кричат». Среди изображенных цветков последний справа, перечеркнутый коричневой линией, воспринимается Славой как собственный образ. Он чувствует себя уничтоженным и будто кричит: «Спасите, помогите».
С тех пор, как мать мальчика второй раз вышла замуж за жестокого, грубого человека, и без того напряженная семейная ситуация стала для ребенка угрожающе-невыносимой. Отчим унижает ребенка, применяет к нему «спартанские методы воспитания», чтобы вырастить «настоящего мужчину». Рассказывая о рисунке семьи, Слава взял коричневый фломастер и дважды обвел жирной линией образ отчима. Прокомментировал он свои действия так: «Семья станет дружной, если этот цветок пересадить в другой огород, закрыть в теплицу или лучше уж - в тюрьму. Но там, наверное, цветы не выращивают».
Как видно их рисунка - фигурка цветка мальчика отделена от других членов семьи и беззащитна.
Помимо формальных элементов, позволяющих «прочесть» рисунок, важное значение имеет собственное интроспективное восприятие семейной ситуации, которое проясняется в пострисуночной беседе и высказываниях ребенка в процессе рисования.
летним днем. В теплом, принимающем окружении лепестки открываются, чтобы явить внутреннюю сущность цветка. Как только мы осознаем наши переживания, они становятся источником дальнейшего самопонимания и творчества»4.
Раскрытие символических значений содействует восстановлению психического равновесия и гармонизации эмоционально-чувственной сферы личности.
Предсказывают ли образы цветов осознание клиентом собственной семейной ситуации?
Традиционно в психодиагностике оцениваются формальные элементы художественного материала (размер фигуры, ее расположение на листе бумаги, степень завершенности рисунка, цветовой выбор, особенности рисования - стирание, перерисовывание и др.).
В арт-терапии, напротив, первостепенная значимость формального анализа рисунка отрицается. Вместе с тем, доказано, что проективные рисунки не только предоставляют разносторонние возможности для исследования индивидуальности личности, но и способствуют адекватному и безопасному выражению человеком негативных, подавляемых,
4 Роджерс Н. Путь к целостности: Человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. -С. 132-139.
социально неприемлемых чувств (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов и другие).
Как показывают наблюдения, процесс рисования семьи в образах цветов с последующей вербализацией опыта тоже может приводить к спонтанному отреагированию ранее неосознаваемых, вытесненных или не принимавшихся чувств, а значит, способствует психотерапевтическому эффекту, достижение которого в диагностической работе обычно не планируется как самостоятельная задача.
Известно, что в проективных методиках актуализируются определенные пласты внутренней жизни субъекта. Например, прямая инструкция «Нарисуйте свою семью» часто вызывает «внешний» социальный образ конкретной семьи, портрет семьи «художника», приближенный к реальности. По сравнению с этим, содержание рисунка семьи в образах цветов имеет метафорический смысл и актуализирует представления автора об эмоционально-чувственных внутрисемейных отношениях.
Разрабатывая проективную методику «Рисунок семьи в образах цветов», мы руководствовались идеей Л. Кормана Согтап, 1964) -предлагать как можно менее структурированную ситуацию. Это соответствует общему принципу проекции, расширяет границы
спонтанного реагирования и открывает дополнительные диагностические возможности.
В процессе апробации было выявлено, что такая работа с легкостью принимается и выполняется испытуемыми любого возраста начиная с 7 лет. (Дети меньшего возраста в исследовании не участвовали).
В нашей практике не было случаев отказа от выполнения задания. Поскольку инструкция не содержит конкретных разъяснений, каждый испытуемый находит подходящие для себя образы. Для кого-то это образы родительской семьи, в которой вырос или сейчас живет автор рисунка; идеальной семьи, которую он хотел бы иметь и др. Встречаются также работы, где изображено поле цветов как состояние жизни в социуме, заменяющем человеку собственную семью.
Взрослые, имеющие неполные семьи, изображают примерно с равной степенью частоты образы прошлого или будущего. Реже - реальные семьи, в которых, тем не менее, символически присутствуют недостающие члены семьи. Видимо, это вызвано спецификой сти-мульного слова.
В процессе апробации мы заметили, что до 20% рисунков метафорически или символически связаны с темой умирания и смерти, в отличие от рисунков семьи, выполненных в рамках других проективных рисуночных тестов (методик). Можно предположить, что такой признак цветка, как «увядание», облегчает изображение физического неблагополучия и возраста, а «недолговечность» спонтанно «провоцирует» на включение в рисунок ушедших из жизни членов семьи и изображение тяжелобольных людей.
Арт-терапевтический процесс согласуется с проективным самовыражением посредством
художественного материала, проявлением наиболее ярких, аффективно окрашенных переживаний, как по отношению к внутрисемейной ситуации, так и применительно к самовосприятию себя и своей роли в семье.
Все сказанное выше иллюстрирует терапевтический ресурс проективного рисунка семьи в образах цветов.
Итак, если поместить практическое задание «Нарисуй семью в образах цветов» в терапевтический контекст, подобную работу можно рассматривать как тематическую арт-терапию. Открытия, которые совершит автор рисунка вместе со специалистом по арт-терапии, помогут построить гипотезу для следующего шага в терапевтическом процессе.
Несомненно, данная работа обладает диагностическим потенциалом и может применяться в контексте арт-терапии как мягкий, гуманный способ психодиагностики, а также как проективная методика, если основной задачей исследователя является сбор психосоциальной информации.
Инструкция к рисованию семьи в образах цветов, являясь своеобразным посланием к бессознательному, актуализирует определенные аспекты внутренней жизни человека. При этом изобразительный продукт становится материалом для самоанализа, самовосприятия себя в семейной ситуации. Человек отражает на бумаге собственное видение жизненных коллизий сообразно своей индивидуальности, ассоциативным связям, прошлому опыту, установкам, убеждениям. Осознание и изменение отношения к актуальным и прошедшим событиям, принятие ответственности за собственную жизнь побуждает к поиску «ресурсного образа» - своеобразного маркера прогресса в терапевтической работе.
В. Франкл подчеркивал, что он не дает своим пациентам готовых решений, а пытается инициировать процесс нахождения каждым из них своего смысла, отвечая на требование своей бессознательной духовности. Наиболее значимо, что ребенок или взрослый, не интерпретируя, получает возможность «материализовать» с помощью живописи некоторое сложное духовное явление, отчего, по опыту Дж. Шаверьен, наступает облегчение текущего состояния.
Подобный результат наблюдается и в процессе выполнения обсуждаемой в данной статье проективной методики. Создавая рисунки семьи в образах цветов, авторы невольно отражают («материализуют») реальные пере-
живания, связанные с семейной ситуацией. Дальнейшее рассматривание художественного продукта побуждает к рефлексии и самопознанию. Судя по комментариям, авторы задаются вопросами, что побудило их нарисовать такую семью (реальную, родительскую или представления (фантазии) об идеальной семье)? Почему именно тот или иной цветок спонтанно выбран для изображения самого себя и совсем иной -для кого-то из родственников? Как расположены цветы относительно друг друга? Почему на одних рисунках они живут в почве, а на других - срезаны и собраны в букет живых растений или сухоцветов? В тех случаях когда цветы помещены в цветочный горшок или растут с одного стебля, важно прояснить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.
Рисунки с отдаленно расположенными цветками, отсутствие изображения кого-то из членов семьи могут указывать на слабые эмоциональные связи, затруднения и напряженность во взаимоотношениях. Возможно, это попытка соединить в рисунке разобщенных в реальной жизни людей с помощью внешних обстоятельств, вернуть семью к «общим корням»?
В процессе проективного рисования семьи в образах цветов достигается терапевтический эффект.
Проведенное исследование с последующей апробацией авторской методики дает основание для следующих выводов:
• образ цветка является аутентичным для символического изображения семьи;
• инструкция не вызывает сопротивления, задание вызывает интерес;
• художественный продукт и содержание вербальной обратной связи представляет богатый материал как для диагностики, так и для построения гипотезы в арт-терапевтическом процессе;
• образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания действительно отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.
Проявилась слабая корреляция с данными, полученными от применения других экспрессивных тестов. Установлено, что изображение семьи с помощью человеческих фигур в большей степени контролируется сознанием, нежели рисунок семьи в образах цветов, что усиливает действие защитных механизмов и, соответственно, снижает достоверность результатов.
«Рисунок семьи в образах цветов» соотносится к ресурсным типам рисунков, актуализирующих поиск позитивного разрешения семейной ситуации, в то время как «Рисунок семьи в образах животных» расценивается специалистами как конфликтный.
Кроме того, гуманистический потенциал данной авторской методики состоит еще и в том, что всем людям, в том числе и людям с особыми потребностями, инвалидам, безусловно, легче использовать метафорическое изображение своего облика в эстетически привлекательном образе цветка. ■