Киселева Анна Валерьевна
АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Новые формы взаимодействия педагога и обучающегося вызывают необходимость использовать различные средства инновационных технологий. В данной статье представлены подходы к пониманию определения понятия "арт-технология"; описаны формы проведения арт-технологий для организации эффективной инновационной педагогической деятельности и самостоятельной работы студентов, целью и результатом которой выступает становление личности, умеющей самостоятельно думать, отбирать и использовать полученную информацию в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-1753.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 1. C. 190-193. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
190
ISSN 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 1
• формы контроля усвоенного лексико-грамматического и речевого материала. Тестирование и оценка знаний - выдача сертификатов по итогам успешного прохождения тестирования, соответствующего уровням В1, B2 - доступны только для участников, имеющих статус Busuu Premium;
• осуществление коммуникации в основном происходит в виде обмена текстами и комментариями к ним англоязычных коммуникантов Busuu.com (асинхронная письменная коммуникация). Синхронная письменная (chat) и устная коммуникация (video chat) в режиме реального времени, предоставляемая busuu-talk, доступна только участникам со статусом Premium;
• неточность в переводе на родной язык.
Несмотря на указанные минусы, языковой социальный сервис Busuu.com может быть эффективно использован преподавателем в качестве дополнительного инструмента в обучении английскому языку. Использование подобной интерактивной технологии позволяет расширить привычные рамки учебного процесса, разнообразит организацию и проведение самостоятельной работы студентов, способствует формированию и развитию коммуникативной компетенции.
Список литературы
1. Гулая Т. М., Романова С. А. Социальные сетевые сервисы в изучении иностранных языков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2 (32). Ч. 2. С. 64-67.
2. Даитова П. И., Алигаджиева Н. У. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (45). Ч. 3. С. 50-52.
3. Джух Е. Н. Об опыте использования Smart-технологий при изучении иностранных языков // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2016. Т. 1. № 1 (9). С. 379-383.
4. Лебедева М. В., Печищева Л. А. Применение современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам (на примере английского языка) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 2. С. 120-125.
ON THE USE OF INTERACTIVE SOCIAL SERVICES AS AN ADDITIONAL MEANS OF AUTONOMOUS FOREIGN LANGUAGE STUDY
Gulaya Tat'yana Mikhailovna Romanova Svetlana Anatol'evna, Ph. D. in Sociology, Associate Professor Plekhanov Russian University of Economics tg8 7rs@rambler. ru; sromanova1 @mail. ru
The article focuses on the practical application of linguistic social services while developing foreign language skills in the receptive and productive types of speech activity. The authors analyze the educational content of Busuu.com social service for B1 and B2 levels of language competence, identify advantages and shortcomings while using this interactive tool of linguistic communication.
Key words and phrases: social network; foreign communicant; verbal communication; Internet-technologies; virtual educational community; network tools; speech activity.
УДК 371
Новые формы взаимодействия педагога и обучающегося вызывают необходимость использовать различные средства инновационных технологий. В данной статье представлены подходы к пониманию определения понятия «арт-технология»; описаны формы проведения арт-технологий для организации эффективной инновационной педагогической деятельности и самостоятельной работы студентов, целью и результатом которой выступает становление личности, умеющей самостоятельно думать, отбирать и использовать полученную информацию в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
Ключевые слова и фразы: арт-технологии; педагогическая деятельность; самостоятельная работа; инновационные технологии; искусство; активность личности; профессиональная подготовка.
Киселева Анна Валерьевна
Уральский государственный архитектурно-художественный университет kav. 7311@mail. т
АРТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Инновационные технологии, являясь в современной педагогике принципиально новыми формами взаимодействия педагога и обучающегося, способны обеспечить эффективность педагогической деятельности. Под инновационными технологиями принято понимать «набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность» [2, с. 15].
Кроме того, на сегодняшний день перед преподавателем стоит важная задача не только обеспечить студенту определенный уровень знаний для овладения им выбранной профессией, но и развить его творческую
самостоятельность для личностного совершенствования в будущей профессиональной деятельности. Потому современная педагогическая (образовательная) технология в системе высшего профессионального образования должна представлять собой «систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированной во времени и в пространстве, и приводящую к намеченным результатам» [6, с. 56]. Основная тенденция изменений должна проявиться в ориентации на развитие общей и коммуникативной культуры, развитии гуманистических ценностей и вовлеченности каждого участника образовательного процесса [7].
Среди подобных технологий выделяют технологии, оказывающие содействие преподавателю в организации инновационной педагогической деятельности, среди них: технологии исследовательского проектирования, компьютерные технологии, психотехнологии, кейс-технологии, различного рода интерактивные технологии и арт-технологии. Понятие «арт-технология» в современной педагогической науке относительно новое и не имеет точного определения, поскольку процесс восприятия, заложенный в его основу, у каждого человека происходит по-разному и зависит от его психологических возможностей. Процесс восприятия искусства личностью предполагает сложную психическую деятельность, соединяющую в себе эмоциональные и познавательные моменты. Механизмы влияния искусства на психолого-педагогические процессы изучали многие отечественные и зарубежные ученые, в числе которых Л. С. Выготский, Е. А. Медведева, А. И. Граборов, Л. Н. Дабровольская, В. П. Кащенко, Э. Сеген, О. Декроли. В своих работах, посвященных эстетическому воспитанию, Э. Сурно делает акцент на то, что искусство одно из главных средств воспитания, влияющего на нравственность человека, а также на формирование его воображения, мышления и эмоционального фона [2].
По мнению И. М. Кунгуровой, «применение различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе - это средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста» [3, с. 46].
М. Либман рассматривает арт-технологии как «применение средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения» [9, с. 42]. В. Беккер-Глош и Ю. Бюлов полагают, что в исходных положениях современного понимания арт-технологии находится «художественное творчество, связанное с действием трёх факторов: экспрессии, коммуникации и символизации» [1, с. 58]. Е. В. Таранова определяет данное понятие как «совокупность средств, принципов и механизмов разных видов искусства, для пробуждения ими художественной активности личности в целях оптимального профессионально-педагогического решения задач воспитания, обучения и развития (не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования)» [8, с. 9].
Мы придерживаемся данного мнения, так как, на наш взгляд, оно является более широким, применимым к обучению студентов не только в творческом вузе, но и в вузах другого профиля.
Виды подобных технологий разнообразны: каждая предполагает совместную деятельность педагога и студента в применении разного рода художественно-творческих средств в процессе обучения, и, безусловно, они обладают большим потенциалом к разностороннему развитию личности обучающегося. Многие ученые справедливо отмечают, что используя такие формы работы при организации самостоятельной деятельности студентов можно полагаться на активизацию и повышение ее результативности.
Арт-технологии относительно новое явление в современной педагогике. Как самостоятельное направление оно начало развиваться в середине XX века в США и Великобритании, объединив опыт арт-педагогов, психологов, искусствоведов. Накопленные знания в этих областях науки дают полное представление о закономерностях развития общества. Основываясь на междисциплинарном подходе, арт-технологии позволяют овладеть знаниями, умениями и навыками изучаемой дисциплины, используя различные виды искусства.
Одним из распространенных видов арт-технологии является модификация деловой игры - имитационная игра, где воспроизводится деятельность творческого коллектива (театральной труппы, музейного или музыкального коллектива) и его структуры (театра, музея, филармонии и т.д.). Студентам предлагается имитировать внутренний творческий процесс (например, репетиция музыкальной пьесы, подготовка к тематической выставке, разбор характеров героев для постановки спектакля). Особенность такой формы работы заключается в том, что студенты действуют в условиях, приближенных к реальным, им предоставляется возможность почерпнуть опыт профессионального взаимодействия в коллективе, эмоциональный опыт в профессионально значимых положениях, а также научиться обнаруживать связи между поведением и полученными результатами на основании рефлексии переживаний всех партнеров.
Обращает на себя внимание такая технология, как видеообсуждение. Она представляет собой анализ видеосюжета по заданному плану заявленной проблемы, в рамках изучаемого курса дисциплины. Это могут быть фрагменты или полнометражные документальные или художественные видеофильмы, а также новостные видеосюжеты, рекламные видеоролики. Такого рода видеоряд целесообразно использовать в самостоятельной работе, соотнеся его с конкретной целью и темой, а не только в качестве дополнительного материала. Перед демонстрацией фрагмента или фильма необходимо задать студентам несколько ключевых вопросов, это послужит основой для последующей дискуссии.
Так, например, на семинарском занятие по дисциплине «Психология и педагогика» у бакалавров, обучающихся в педагогическом университете, материалом для обсуждения был выбран анимационный фильм «Адажио», реж. Гарри Бардин (2000 г.). На протяжении фильма, который длится столько же, сколько и «Адажио» Томазо Альбинони (9.42 мин.), персонажи не говорят ни слова, на экране предельная абстракция, передвигающиеся фигурки каждый представляет себе по-своему. На пути этой безликой массы, хаотично бредущей в полумраке, встречается снежно-белый силуэт. Перед просмотром для групповой дискуссии были поставлены следующие вопросы: право личности быть самой собой, личность и конформизм.
192
^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 1
Студенты в процессе групповой дискуссии провели исторические параллели с Джордано Бруно, Галилео Галилеем, увидели в данном сюжете библейские мотивы - историю о Христе, вышли на проблему «белая ворона» в коллективе, высказывая свое мнение и предлагая варианты ее решения [5].
Среди рекомендуемых нами арт-технологий хотелось бы выделить психогимнастические упражнения. Это совокупность устных и письменных, невербальных и вербальных упражнений, которые проводятся в малых группах и направленны на расширение возможностей сознания, что позволяет открыть новые аспекты восприятия одной и той же проблемы. Подобные упражнения взяты из материалов наблюдений, проводимых учеными психологами, исследующими подсознание человека методом свободных ассоциаций. Приводя свободную ассоциацию, студент восстанавливает устоявшиеся в его подсознании связи, имеющиеся среди явлений, понятий, чувств, событий.
В. С. Ротенберг, исследуя творческий компонент мышления, представил понятие «янусианского мышления», способность обдумывать две противоположные вещи одновременно, сформированность такого рода мыслительного процесса подтверждает развитый творческий потенциал. Определяя данное понятие, ученый использовал аналогию с древнеримским богом Янусом, чьим именем назван первый месяц в римском календаре. Январь открывает новый год, но и одновременно «смотрит» назад, на год ушедший [4]. Идея объединить противоположности и обнаружить их в общей структуре события, явления или объекта предложена в основе психогимнастических упражнений.
Одной из технологий, непосредственно связанной с изобразительным творчеством, является «техника журнального коллажа». Используя фрагменты материалов из различной печатной продукции (журналы, газеты, рекламные проспекты), обучающиеся самостоятельно формируют композицию с последующим обсуждением в виде буклета, программки или на отдельном листе бумаги, дают ей название, обозначая тем самым решение поставленной перед ними преподавателем проблемы (пример задания: воспроизведите историю своего городского театра в афишах).
В рамках этой технологии большой интерес вызывает упражнение «групповая фреска». На доске или листе бумаги студенты по очереди, выступая с сообщением на заданную тему, делают зарисовки. В конце занятия происходит обсуждение созданной фрески - что получилось, а что было упущено, глубоко ли раскрыта заявленная тема.
Принципиально новый подход при организации самостоятельной работы предлагает ландшафтная арт-технология - поиск и использование найденных предметов и материалов в окружающей среде для создания из них различных арт-объектов. Кроме того, применение подобной технологии в вузах, готовящих студентов творческо-ориентированных профессий (например, архитектурно-художественный университет), способствует созданию так называемых «путевых рисунков», то есть таких работ, которые впоследствии могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Технологии, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами творческого самовыражения (изображение образов, пробуждаемых звучанием того или иного научного понятия, передача с помощью рисунков впечатлений от музыки в процессе ее прослушивания), обладают большим потенциалом в плане развития невербальных средств для выражения собственной позиции.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что арт-технологии образуют условия для создания совместной инновационной педагогической деятельности преподавателя и самостоятельной работы студентов, в результате которой студенты могут повысить свою самооценку, осознать свою индивидуальность, подняться на новую ступень самосознания. Самостоятельность не рождается сама по себе, самостоятельность воспитывается и развивается. Чтобы достичь этого, надлежит с педагогической точки зрения грамотно организовать самостоятельную работу студента. Развить творческий подход к самостоятельной работе в процессе обучения способны арт-технологии, которые воспитывают культуру умственного труда и способствуют заинтересованности в самостоятельной работе студента.
Проблема самостоятельной работы на сегодняшнем этапе модернизации отечественного образования является одной из самых важных, поскольку, предъявляя новые требования к организации самостоятельной работы студентов, ее решение приходится искать, используя нестандартные технологии обучения, к которым можно уверенно причислить арт-технологии.
Для производительности самостоятельной работы студентов необходимо создать платформу обучения, в которой в зависимости от учебно-педагогических целей будет образован целый комплекс средств образовательных инновационных технологий, среди прочих не последнее место занимают и арт-технологии. Одним из таких примеров может служить модулярная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, которая представляет собой свободно распространяемую платформу (например, систему регулирования информационного наполнения сайта для создания интересных заданий, используя методические приемы арт-технологий).
Таким образом, представленные технологии в рамках инновационного подхода к образованию обеспечивают полноту, органичность, гармоничность и всесторонность педагогических процессов, относящихся к организации самостоятельной работы студентов, результатом и целью которой представляется становление личности, способной к сотрудничеству, умеющей самостоятельно думать, решать проблему, выбирать и использовать полученную информацию в своей последующей профессиональной деятельности. А преимущества приемов арт-технологий, воспроизведенные выше, существенно повысят мотивацию студентов к овладению изучаемого предмета, самостоятельной работе и к обучению в целом.
В современном социокультурном пространстве арт-технологии способствуют социальному развитию студента, позволяют проявлять латентные качества личности, развивать социальные навыки, связанные с оказанием взаимной поддержки в коллективе, наблюдать за результатами своих действий и их воздействием
на окружающих; предполагают освоение новых форм поведенческой деятельности, положительно влияющих на взаимоотношения с окружающими; укрепляют личностную идентичность.
Подобные технологии формируют стремление к тому, чтобы воспитание перешло в самовоспитание, обучение в - самообучение, а развитие - непосредственно в саморазвитие. Они также объединяют художественное и интеллектуальное восприятие мира, способствуют сохранению целостности личности, приобщают студентов к нравственным ценностям через целостный мир искусства, помогают развитию всех органов чувств, внимания, памяти, интуиции, вооружают преподавателя системой инновационных приёмов, обеспечивающих эффективное вхождение в систему знаний, содействуют адаптации студента в современное социокультурное пространство.
Список литературы
1. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. 1999. № 1. С. 42-58.
2. Колосов В. Г. Введение в инноватику: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. 148 с.
3. Кунгурова И. М. Арт-технологии в преподавании дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам» в вузе // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2013. № 5 (11). С. 46-51.
4. Ротенберг В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество / под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1982. С. 175-186.
5. Рябченко С. А. Возможности и функции кинотренинга в подготовке студентов-психологов // Экономика и социум. 2015. № 6 (19). Ч. 3. С. 821-831.
6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное образование, 2005. Т. 1. 556 с.
7. Соколова Т. А., Палеева М. Л., Цубикова Л. С. К вопросу о применении педагогических технологий в системе высшего профессионального образования // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 6 (73). С. 157-159.
8. Таранова Е. В. Анализ термина «арт-педагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий // Педагогика и психология. 2012. № 1 (2). С. 8-12.
9. Liebmann M. Art Therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge - Boston - L.: SHAMBALA, 2003. P. 40-46.
ART TECHNOLOGIES AS INNOVATIVE APPROACH TO STUDENTS' INDEPENDENT WORK
Kiseleva Anna Valer'evna
Ural State University of Architecture and Art kav. 7311@mail. ru
New forms of interaction of a pedagogue and a student lead to the necessity of using various tools of innovative technologies. The article presents approaches to understanding the definition of the notion "art technology", describes the forms of art technologies performing for organizing efficient innovative pedagogical activity and students' independent work, the purpose and result of which is forming a personality able to think independently, select and use the obtained information in his/her further professional activity.
Key words and phrases: art technologies; pedagogical activity; independent work; innovative technologies; art; personality's activity; professional training.
УДК 378.126.001(73)
В статье рассматривается вопрос о роли стратегий познавательной лингвистической деятельности при изучении иностранного языка и осуществлении коммуникативной компетенции. Авторы анализируют трактовки термина «стратегия», разработанные современными отечественными и зарубежными лингвистами, и дают обоснование необходимости усвоения стратегий лингвистической деятельности в процессе обучения иностранному языку.
Ключевые слова и фразы: стратегии; познавательная лингвистическая деятельность; коммуникативные стратегии; самонаправленность обучаемых; межличностное взаимодействие.
Коршунова Ирина Григорьевна Смирнова Майя Ивановна, к. пед. н., доцент
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России [email protected]; [email protected]
СТРАТЕГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Известно, что изучение стратегий познавательной лингвистической деятельности постоянно привлекает интерес исследователей. Исследование коммуникативных стратегий и тактик является одним из актуальных направлений современной лингвистики.
В настоящее время в педагогике разрабатываются и применяются разнообразные формы и методы активного социального и психологического воздействия для развития умений, знаний, навыков эффективного социального функционирования. Однако в высшем образовании на современном этапе необходимы педагогические усилия для развития и улучшения коммуникативной компетенции слушателей как субъектов