Самойлова Елена Олеговна, Шаев Юрий Михайлович АРТ-ПРОСТРАНСТВО УМНОГО ГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Данная статья посвящена анализу феномена арт-пространства современного города и перспективам его развития. Арт-пространство современного города понимается как специфический феномен, возникающий в рамках топоса умного города, который предполагает внедрение Интернета вещей и других информационных технологий в творчество, процессы эстетической рецепции, оформление и функционирование арт-объектов. В работе намечаются перспективы развития элементов арт-пространства и соответствующие трансформации эстетики современного городского арт-пространства. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/12-4/37.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 150-153. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
УДК 141.32 Философские науки
Данная статья посвящена анализу феномена арт-пространства современного города и перспективам его развития. Арт-пространство современного города понимается как специфический феномен, возникающий в рамках топоса умного города, который предполагает внедрение Интернета вещей и других информационных технологий в творчество, процессы эстетической рецепции, оформление и функционирование арт-объектов. В работе намечаются перспективы развития элементов арт-пространства и соответствующие трансформации эстетики современного городского арт-пространства.
Ключевые слова и фразы: информационные технологии; компьютерные технологии; Интернет вещей; Интернет; онтология; арт-пространство; искусство; ревитализация; современное общество.
Самойлова Елена Олеговна
Шаев Юрий Михайлович, к. филос. н., доцент
Пятигорский государственный университет blu_sky_angel@mail.ru; existentia20065@yandex.ru
АРТ-ПРОСТРАНСТВО УМНОГО ГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Исследование выполнено в рамках Гранта Президента РФ «Интернет вещей и социальная онтология»МК-7802.2016.6.
Современный город уже давно перестал быть просто «городом». В настоящий момент он является определенной средой, в которую интегрированы и в которой успешно функционируют информационно-компьютерные технологии (ИКТ). Город представляет собой особое пространство, в котором человек и ИКТ постепенно сливаются в одно единое целое. Как мы, современные люди, не мыслим нашу повседневную жизнь без смартфонов, Интернета, кабельного телевидения, различных «умных» устройств, так и городское пространство уже немыслимо без датчиков, цифровых и электронных технологий. Технологию интеграции ИКТ и Интернета вещей в рамках процессов, соотносимых с городским пространством, принято называть «умным городом» (от англ. "smart city").
Несмотря на то, что сам термин «умный город» появился сравнительно недавно, многие ученые пытались дать ему определение и охарактеризовать его.
В настоящий момент сложилось два направления исследований «умного» города.
Первое рассматривает «умный» город как эффективную технологию управления, которая способна решить те или иные проблемы практически во всех сферах жизни общества и в первую очередь - в экономике, промышленности, здравоохранении на муниципальном уровне.
В рамках второго предполагается, что неверно рассматривать «умный» город только как совокупность технологий и инноваций. «По мнению ряда ученых, город может быть определен как "умный" при условии, что инвестиции направлены в человеческий и социальный капитал и такие традиционные для большинства городов сферы, как транспорт и ИКТ» [7, с. 125].
Некоторые ученые также отмечают, что чем больше инвестиций сможет получить город, тем больше у него будет ресурсов для улучшения качества жизни и решения социальных задач, то есть город должен стать «экономической зоной мирового уровня», который соответствует современным требованиям [6, с. 163-173].
Существуют также исследователи, которые стараются объединить эти два направления в единое целое, отмечая, что нельзя рассматривать «умный» город без человека. Так, компания "Frost & Sullivan" определяет «умные» города как «города, построенные на "интеллектуальных" решениях и технологиях, которые приведут к воплощению минимум 5-ти из 8-ми параметров "умного" города: умная энергия, умное здание, умная мобильность, умное здравоохранение, умная технология, умная власть и умное образование, умный горожанин, умная инфраструктура» [1].
Таким образом, термин «умный» город сочетает в себе не только технологические характеристики, но и человека, который должен «идти в ногу» в темпе развития технологий и инноваций.
Современный «умный» город представляет собой не просто сеть «умных» объектов и датчиков, но постепенно вбирает в себя само городское пространство и различные городские системы, например транспорт, инфраструктуру, экологию, здравоохранение и т.д., направляя и контролируя их взаимодействие не только между собой, но и с жителями города. Однако, если внедрение Интернета вещей в городские системы происходит посредством внедрения большого количества датчиков, вычислительных устройств и машин, то формирование нового пространства города занимает гораздо больше времени и требует опоры на исторические, культурологические, этнографические и другие принципы.
В связи с этим все чаще упоминается не просто городское пространство, а арт-пространство. Следует определить, что же является арт-пространством. Еще Ч. Лэндри в своих работах отмечал, что они становятся местом для скопления и реализации творческого потенциала и интеллектуального ресурса [18, p. 45-48].
Исследование арт-пространства нашло отражение в трудах Д. Н. Суховской, которая понимала под ним «бывшие промышленные пространства с их огромными площадями и высокими потолками, использующиеся не только для жилья, но и для организации многофункциональных культурных центров с выставочными
залами, кафе, ресторанами, офисами, концертными площадками» [14, а 650]. Однако такое утверждение не совсем корректно. Само понятие арт-пространства нельзя сводить только к бывшим индустриальным помещениям, которые получили вторую жизнь. Смысл этого понятия охватывает любую общедоступную территорию, предназначенную для творчества, самовыражения и для взаимодействия людей между собой. Причем такого рода пространства могут реализовывать не только творческую функцию человека, но и образовательную, воспитательную и, что немаловажно, экономическую функцию самого города.
Е. Пестерников пишет: «Нехватка времени и отсутствие условий для свободного творческого проявления и самовыражения горожанина стали ключевым фактом системного национального упадка. Для обывателя это идеально, для Личности, стремящейся к развитию, - дискомфорт и угнетенность при невозможности это изменить, для нации - уверенный путь к дефициту национальных талантов, и, как следствие, утрата экономической состоятельности страны» [11].
Современное арт-пространство все больше взаимодействует с информационными технологиями и Интернетом вещей, а следовательно, стало возможным говорить об «умном» арт-пространстве, под которым мы будем понимать специализированные городское пространство, для реализации творческого, экономического и других потенциалов города и его жителей, которое успешно функционирует и осуществляет внедрение современных компьютерно-информационных технологий и Интернета вещей.
Чаще всего, чтобы стать «умным», арт-пространство должно пройти процесс ревитализации. Данный процесс дословно означает «возвращение к жизни», и в контексте нашего исследования под ним мы будем понимать воссоздание городского пространства и интеграцию в него компьютерных и цифровых технологий, а также технологий Интернета вещей.
Такой процесс помогает раскрыть новые возможности старых пространств и построек, при этом ключевой особенностью данного процесса является его стремление к сохранению «самобытности, аутентичности, идентичности и исторических ресурсов городской среды» [2, а 239]. С ревитализацией воссоздается облик забытых, заброшенных зданий и территорий, но их функции значительно меняются. Этим процесс ревита-лизации также отличается и от реконструкции, т.е. внешний облик здания сохраняется, однако внутренний интерьер подвергается значительным изменениям, меняется и функциональное назначение объекта.
Чаще всего процесс ревитализации касается пространств и объектов, которые в дальнейшем могут стать специально-оборудованными арт-пространствами, например музей, культурные и арт-центры, площади и площадки для творчества и т.д.
В настоящий момент все большую интеграцию в этот процесс получает Интернет вещей, благодаря которому арт-пространство становится более удобным и комфортабельным.
В современном городе катастрофически не хватает таких пространств, что обусловлено зачастую их экономической невыгодностью. Однако существуют примеры экономически успешных «умных» арт-пространств, к которым можно отнести, например, торгово-развлекательный и культурный комплекс «Мануфактура» в г. Лодзь (Польша). «Мануфактура» является классическим примером ревитализированного объекта: здания фабрик реконструировали, изменив их интерьер и функционал.
В настоящий момент в «Мануфактуре» функционируют несколько музеев (исторический, музей кино и искусства, фабричный музей, музей науки и техники), торгово-развлекательный комплекс, театр, фитнес-центр, несколько кинотеатров, множество ресторанов, концертные площадки и т.д. Арт-пространство «Мануфактура» по праву можно считать «умным», так как весь комплекс оборудован датчиками по контролю энерго- и водных ресурсов (датчики включения/выключения света; контроль подачи воды и т.д.), датчиками регистрации дыма и огня, что позволяет вызвать быстрее спасательные службы и предупредить людей. Все это ведет к экономии всех видов ресурсов и сокращению затрат и времени. Более того, в Мануфактуре существует так называемая «Виртуальная фабрика», где люди онлайн могут посмотреть, как создавали ткань и предметы одежды в XIX-XX веках, так и то, что происходит в музее в настоящий момент (все это также обеспечивается камерами и датчиками). Таким образом, «умное» арт-пространство способствует не только реализации творческого и познавательного потенциала человека, но также направлено на получение экономической прибыли за счет экономии ресурсов.
Одним из примеров «умного» арт-пространства можно по праву считать «Черный вигвам» - экспериментальную экспозицию, которая была разработана новосибирским Гете-Институтом. Это «умный» музей, который оснащен большим количеством датчиков, он может воспроизводить голоса сибирских шаманов, а также оснащен специально спроектированными визуально-акустическими приборами для медитации. Проецированное изображение вкупе с датчиками и аудиосопровождением вызывают у посетителя феномен полного погружения в историю.
Современные музеи все больше отходят от классического своего понимания и все больше превращаются в информационные-автоматизированные площадки, которые призваны вызывать у посетителя определенные эмоции и чувства, а не только представлять информацию о том или ином историческом периоде/объекте/ правителе и т.д. Таким образом, формируется совершенно новое понятие - «музей чувств». Ярким примером может стать музей в г. Краков «Подземелья рынка». В этом музее археологические находки и реконструкции умело совмещены с новыми информационными и компьютерными технологиями и Интернетом вещей. Например, на экранах показывают сцены из средневековой жизни, причем это все сопровождается специально записанными «средневековыми» звуками: шумом толпы, музыкой и т.д. Эти звуки включаются, когда человек доходит до определенного места, то есть срабатывает датчик.
В традиционном музее активность посетителя достаточно ограничена, то есть он может посетить выставку вместе с гидом или самостоятельно изучить надписи под предметами искусства, тогда как в «музее чувств»
вы можете примерить на себя, например, роль археолога (на специально оборудованной электронной панели вы можете найти десять спрятанных античных предметов); одеть средневекового горожанина (все на той же панели); посмотреть фильм об истории Кракова; зайти в средневековую кузницу и ювелирную мастерскую (которые внутри также оборудованы датчиками и электронными панелями для трансляции того, как в древности изготавливали оружие или ювелирные предметы); увидеть 3D реконструкции зданий и предметов быта и т.д.
Большое количество аудио- и видеосопровождения способствует феномену погружения, и человек чувствует себя не просто посетителем музея, а участником исторического фильма.
Несомненно, «музей чувств» - это новый вид «умного» арт-пространства, который в дальнейшем позволит его посетителям не только получать ценную информацию, но и испытывать эмоции, глубже прочувствовать тот или иной исторический период.
Гостиницы и отели также можно по праву считать новым видом «умных» арт-пространств. Современные гостиницы, которые оборудованы датчиками экономии воды, света и пожарной тревоги, больше не являются только местом отдыха, а становятся современными культурными центрами. Например, гостиница "ANDEL'S" в «Мануфактуре» в г. Лодзь (Польша) обладает не только встроенным Интернетом вещей, но также является объектом культуры (старый прядильный цех) и своеобразным музеем искусств: на ее территории проводится выставка современного польского искусства.
Всем известный отель «Хилтон», который является не только отелем, но и бизнес-центром, площадкой для конференций, планирует также усовершенствовать систему Интернета вещей, внедряя технологию бесконтактного входа в номер. Такая система уже внедрена в нескольких отелях в Сингапуре, Пекине, Нью-Йорке и т.д. Она подразумевает, что войти в отель вы сможете, приложив к экрану рядом с дверью вашего номера экран своего мобильного устройства с кодом из приложения отеля. Это позволяет экономить финансовые средства на изготовлении одноразовых карт для номеров или ключей, а также исключает возможность их потери жильцом, ведь современные люди практически никогда не расстаются со своим смартфоном.
"Hyatt Regency Moscow" стал одним из самых дорогих «умных» отелей в мире. Он также является не только отелем, но конференц-центром и бизнес парком, который оборудован различного рода датчиками и ИТ-технологиями.
«Умный» отель был оснащен системой централизованного управления зданием, которой подконтрольны все инженерные системы и сети, вплоть до диагностики оборудования. Предусмотрены автоматическое включение систем защиты в непредвиденных ситуациях и архивирование текущего состояния приборов [5].
«Умные» арт-пространства становятся неотъемлемой частью «умного» города, наполняя его новой, постинформационной эстетикой. Плазменные экраны и дисплеи, проецирующие исторические фрагменты и фильмы, становятся репрезентаторами специфического культурного кода. История и культура человечества все больше диджитализируются и становятся похожи на виртуальную базу данных. В таких условиях А. В. Соловьев предлагает рассматривать культурные объекты как «комплекс организованных данных, которые структурируют эстетический опыт пользователя (зрителя). Такое культурное программное обеспечение предусматривает общую стратегию организации данных, а также новые способы организации данных во времени и координирование этих данных в различных средах» [13, с. 50-51].
«Умный» город, который интегрируют в себя новые арт-пространства и арт-объекты, создает условия для развития своего творческого фонда, потенциала человека. «Города создают преимущества для культурных индустрий: знания, традиции, атмосфера, локальная идентичность» [4, с. 29].
В ситуации мощнейшей интеграции систем некоторые зарубежные ученые, в том числе Л. Манович, говорят о зарождении пост-медийной эстетики. В своих работах Манович писал: «Эстетика постмедиа должна принять новые понятия, метафоры и операции компьютера и эры сети, такие как информация, данные, интерфейс, полоса пропускания, поток, хранение, копирование, сжатие и т.д. Мы можем использовать эти концепции и говоря о нашей собственной постцифровой, постсетевой культуре, и говоря о культуре прошлого. Необходимо видеть старую и новую культуры как один континуум; чтобы сделать новую культуру более богатой с помощью эстетических методов старой культуры; и чтобы сделать старую культуру постижимой для новых поколений, которые чувствуют себя комфортно с концепциями, метафорами и методами компьютерной и сетевой эпохи» [19].
Итак, арт-пространство умного города представляет собой особый феномен топоса и временного континуума арт-практик и рецепции этих практик с использованием IT-технологий и Интернета вещей. Современные информационные технологии позволяют трансформировать пространство творчества и со-творчества зрителя/реципиента, превратить их в акты специфического взаимодействия со средой в широком смысле. В этом плане арт-пространство в контексте и с использованием информационных технологий и Интернета вещей создает особую постмедийную эстетику среды со-творчества в рамках умного города. В перспективе, как нам видится, будет только возрастать значение практики ревитализации знаковых арт-объектов городской среды с использованием информационных технологий. Информационные технологии станут тем фундаментом, на котором будет строиться эстетика будущего умного города.
Список источников
1. Анализ стратегических возможностей глобального рынка "Smart City" до 2025 [Электронный ресурс].
URL: http://science.pnzgu.ru/fdes/science.pnzgu.ru/05_02_maksim_perevezencev.pdf (дата обращения: 12.11.2017).
2. Барабанов А. А. Социально-культурные и семантические принципы ревитализации индустриального наследия //
Эко-потенциал. 2013. № 3-4. С. 236-247.
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Электронный ресурс]. URL: http://forlit philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm (дата обращения: 12.11.2017).
4. Богатуров А. Д. Синдром поглощения в международной политике // Pro et Contra. 1999. Т. 4. № 4. С. 28-48.
5. В Москве открыли «умный отель» с ИТ-начинкой на 5 миллиардов [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews. ru/news/top/2017-10-26_v_moskve_otkryli_umnyj_otel (дата обращения: 10.11.2017).
6. Вершинина И. А. «Умные» города: перспективы появления и развития в России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. Т. 22. № 2. С. 163-175.
7. Ганин О. Б., Ганин И. О. «Умный город»: перспективы и тенденции развития // ARS Administrandi. 2014. № 1. С. 124-135.
8. Гнедовский М. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития // Творческие индустрии: модель для сборки. М.: Институт культурной политики, 2005. С. 7-15.
9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУВШЭ, 2000. 458 с.
10. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика-XXI, 2011. 400 с.
11. Пестерников Е., Пекар В. Креативный город [Электронный ресурс]. URL: http://djwhite.ru/kreativnyy-gorod/ (дата обращения: 12.11.2017).
12. Психологическое обеспечение разработки и внедрения высоких гуманитарных технологий в регионе с выраженным инновационным потенциалом: сборник статей всероссийской конференции / под ред. О. М. Красноряд-цевой. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. 102 с.
13. Соловьев А. В. Новая эстетика информационной эпохи: искусство как база данных // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2009. № 8 (63). С. 50-55.
14. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 650-652.
15. Andersen C. Mapping Intervention and the Network Interface // Art/Net/Work. Aarhus, 2006. P. 18-40.
16. Dertouzos M. What Will Be: How the New World of Information Will Change Our Lives. N. Y.: HarperEdge, 1997. 336 p.
17. Grau O. Virtual Art. Cambridge - L.: MIT Press, 2003. 426 p.
18. Landry C., Bianchini F. The Creative City. A Toolkit for Urban Innovation. N. Y., 2000. 298 p.
19. Manovich L. Post-media Aesthetics [Электронный ресурс]. URL: http://www.alice.id.tue.nl/references/manovich-2005.pdf (дата обращения: 12.11.2017).
ART SPACE OF A SMART CITY: DEVELOPMENT PROSPECTS
Samoilova Elena Olegovna Shaev Yurii Mikhailovich, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Pyatigorsk State University blu_sky_angel@mail. ru; existentia20065@yandex. ru
This article is devoted to the analysis of the phenomenon of the art space of the modern city and the prospects of its development. The art space of a modern city is understood as a specific phenomenon arising within the framework of the topos of a smart city, which involves the introduction of the Internet of things and other information technologies into creativity, the processes of aesthetic reception, the design and functioning of art objects. The paper outlines the prospects of the development of art space elements and the corresponding transformations in the aesthetics of modern urban art space.
Key words and phrases: information technologies; computer technologies; Internet of things; Internet; ontology; art space; art; revitalization; modern society.
УДК 7.046; 7.04.017 Искусствоведение
Статья раскрывает ряд проблем, связанных с созданием и восприятием иконного изображения. Рассматриваются вопросы перспективы, цветового и светового решения иконы. Особое внимание уделяется когнитивным, аффективным и конативным аспектам восприятия иконы личностью в контексте веры как целостного образования.
Ключевые слова и фразы: иконоческое изображение; перспектива; цвет; иконопись; модель ожидания; модель обладания; интеллигибельный; сенсибельный.
Сафронов Никас Степанович, академик Российской академии художеств, профессор
Ульяновский государственный университет nikas_safronov@mail. гы
ИКОНИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И ТАЙНА ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНЫ
Интерес к иконам не ослабевает на протяжении многих тысячелетий. Исторически сложились несколько подходов к изучению икон, которые различаются не столько по критерию представленных в них наук, сколько по ведущей цели исследовательского интереса. Это: богословский подход, центрированный на выявлении духовных основ самой иконы, процесса ее возникновения, силы воздействия, исторической судьбы и т.п.