ниегп
issN 2304-120X Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Яшан Т. В. Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470072.htm.
научно-методический электронный журнал
ART 470072 УДК 338.242
Ермакова Лариса Ивановна,
доктор философских наук, профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск miano@pglu.ru
Суховская Дарья Николаевна,
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск daria.sukhovskaya@yahoo.com
Яшан Татьяна Владиславовна,
студентка института переводоведения и многоязычия ФГБОУ ВО «Пятигорский
государственный университет», г. Пятигорск
tatjana.jashan@yandex.ru
Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии*
Аннотация. В статье рассмотрено становление и развитие креативных пространств городов Германии. Автор анализирует понятие креативного пространства, виды арт-пространств и их архитектонику. Особое внимание обращается на виды арт-площадок Германии, их преимущества, основные задачи и цели. Кроме того, в статье приводится множество примеров коворкинговых зон, лофтов, музеев современного искусства.
Ключевые слова: креативность, креативное пространство, индустрия культуры, креативный город, зоны коворкинга, лофты. Раздел: (04) экономика.
В связи с глобализационными процессами, ускоряющимся темпом жизни, информатизацией современного общества становится актуальным формирование креативного пространства городов. Понятие «креативное пространство» тесно взаимосвязано с термином «индустрия культуры». Индустрией культуры называется совокупность единообразных, типизированных нововведений в сфере искусства, музыки, литературы. Креативные пространства также являются разновидностью товара культурной индустрии. В книгах «Креативный класс» Ричарда Флориды и Чарльза Лэндри «Креативный город» высказаны идеи важности креативных, творческих проектов для решения разнообразных проблем города. Исследователи изучают природу креативного мышления и предпосылки. Они убеждены, что появление креативных пространств в городах положительным образом скажется на социально-культурном развитии жителей, формировании их интересов; создадут предпосылки для формирования творческой интеллигенции.
Основными задачами креативного пространства являются: 1) обеспечение представителей креативного класса условиями для саморазвития, самообучения, обмена идеями;
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-00035.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Яшан Т. В. Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470072.htm.
2) решение глобальных проблем путём создания стартапов творческого характера;
3) создание площадки для профессиональной самореализации и обмена профессиональным опытом.
4) создание, освоение, распространение ценностей культуры.
5) развитие туристического бизнеса путем привлечения большего количества туристов.
К креативным пространствам можно отнести лофты, коворкинговые зоны, арт-бизнес-кластеры, арт-пространства. Во многих развивающихся и развитых странах появляются различные виды креативных пространств. Власти Германии, так же как и многие другие страны, работают в данном направлении, считая строительство креативных городов, творческих кластеров важным как для экономики, так и для культурной сферы.
Все больше немцев предпочитают работать не в офисах, а в коворкинговых зонах, лофтах, т. к. они способствуют большей работоспособности и создают условия для создания творческих проектов.
Зоны коворкинга (англ. co-working - совместно работающие) - пространство для совместной работы, коллоборации и кооперации людей. Участники коворкинговых зон объединяются для общения, решения актуальных проблем, творческого взаимодействия. Чаще всего, коворкинг-центры занимают помещения, не использующиеся по назначению: старые заводы, заброшенные казармы, бывшие образовательные и религиозные учреждения. Они становятся площадкой взаимодействия людей разных профессий, обмена профессиональными знаниями, навыками, опытом.
Примером развития коворкинговых пространств может послужить коворкинг-центр в Берлине «Betahaus». Именно этот коворкинг-центр стал одним из первых в столице Германии и приобрел широкую популярность. Большинство клиентов этой креативной зоны-фрилансеры, которые теперь могут работать не только дома, но и в удобном помещении, оснащенном современным техническим оборудованием, необходимым инструментарием. Также коворкинг располагает собственной кухней, комнатами для переговоров и отдельными офисами для небольших творческих команд.
Следующим видом креативного пространства является арт-кластер. Арт-про-странство или арт-кластер - это просторное помещение с большой площадью, использующееся как для жилья, так и для организации культурных центров, хабов. Примерами европейских арт-пространств могут послужить TEA FACTORY в Лондоне, Даниловская мануфактура в Москве, арт-пространство «Фабрика» в Москве Cable Factory в Хельсинки Flacon.
В Германии также существует подобный вид креативного пространства. Сеть Baden-Württemberg - мегакластер, объединяющий 30 сетей,100 корпоративных сотрудников и 17 партнеров. Кластер был создан с целью укрепления и дальнейшего развития междисциплинарного диалога, поддержания и развития творческой активности, продвижение инноваций и конкурентоспособности.
Кроме того, Берлин можно назвать мировым центром современного искусства благодаря множеству арт-кварталов, арт-площадок. Берлинский район Pfefferberg находится рядом с центральной частью города, относится к району Панков. На его территории расположены культурные учреждения: Музей архитектурного рисунка, известная галерея Aedes, альтернативный театр, рестораны, кинотеатры.
Ещё одним кварталом искусств является арт-квартал Бетани в Берлине.
KreativGesellschaft - это хаб, оказывающий ряд услуг для поддержки и развития креативной сферы. Одной из основных задач центра является привлечение внимания
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Яшан Т. В. Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470072.htm.
широкой общественности и представителей власти. Арт-площадка предоставляет огромное пространство, обеспечивает деловое профессиональное развитие, доступ к финансовым средствам, нетворкинг, а также курирует развитие и трансформацию творческой жизни.
Другим арт-центром является «Frappant», основанный на достаточно демократичном управлении, в котором каждый участник имеет равное право голоса. Хаб финансируют сами участники. Недавно они приобрели заброшенные казармы, чтобы создать и сохранить площадку для общения художников, архитекторов, дизайнеров; также для организации культурных мероприятий. Участники арт-пространства не заинтересованы во внешних инвестициях, так как хотят сохранить независимость управления и организации своей работы. Ещё 250 участников хотят расшириться и стать частью большой сети кооперативов, данного креативного кластера.
Следующим видом арт-пространства является дизайнерский ритейл-стрит-Streetretail-особый вид недвижимости, включающий в себя торговые помещения с витринами и собственным входом. Стрит-ритейлы обладают множеством плюсов: редкая смена арендаторов, привлекательность для туристов, совмещение возможности посещения местных культурных учреждений и шопинга. Так, в Кёльне, Мюнхене, Берлине открыто несколько дизайнерских стрит-ритейлов, которые пользуются большой популярностью как среди местного населения, так и среди туристов со всего мира. Арт-кластеры включают в себя торговые центры, развлекательные площадки, зоны общественного питания.
Центры современного искусства - музейно-выставочные исследовательские платформы, основные усилия, которой направлены на развитие современного искусства в рамках мировой художественной культуры. Основными целями музейных центров являются продвижение всех видов современного искусства, популяризация музеев и их коллекций, повышение образовательного и культурного уровней населения.
К примеру, галерея современного искусства в Лейпциге находится в районе Му-зикфиртель. Здание музея представляет большую историческую ценность. Кроме того, музей включает в себя выставочные залы, в которых проводятся постоянные или временные экспозиции. На территории галереи расположено знаменитое кафе baubau, также работают библио-медиотеки. К работе музея часто привлекаются частные коллекционеры. Музей играет важную роль в рекреационной деятельности города, является современной креативной площадкой.
Музей современного искусства Дайхторхаллен считается одним из ключевых мест, которое привлекает ценителей современного искусства со всего мира. В одном из павильонов представлены экспозиции художников XX-XXI вв. Помимо этого, в музее выставлены работы современных фотографов. Почитатели искусства фотографии могут насладиться в полной мере произведениями, выставленными в музее. Архитектоника музея отличается особой оригинальностью. Здание Дайхторхаллена представляет собой металлический каркас, который располагается на территории, площадью более 6 тысяч кв. м. В музее проводятся тренинги, мастер-классы, выставки, лекции и семинары.
Пинакотека современности в Мюнхене являет собой арт-кластер, состоящий из четырёх разных музеев: Новая коллекция, коллекция современного искусства в составе Баварского государственного собрания живописи, Архитектурный музей Мюнхенского технического университета, государственное графическое собрание Мюнхена. Музейные выставки создаются на основе коллекции работ модернистского направления, представленного в различных жанрах. Пинакотека является площадкой для общения, культурного саморазвития людей разных возрастов, профессий, морально-ценностных ориентиров.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Яшан Т. В. Становление и развитие креативных индустрий на примере Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470072.htm.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Германии трансформируются и развиваются креативные пространства городских поселений. Жители Германии все чаще посещают креативные пространства. Популярность лофтов, коворкинговых зон среди немецких фрилансеров возрастает Подобные арт-площадки способствуют самовыражению представителей разных профессий, демонстрации другим своих творческих проектов и результатов их реализации, формированию личных интересов, повышению туристической привлекательности городов.
Список литературы
1. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Креативные пространства поселений: технологии создания современных творческих площадок городов (на русском и английском языках): справочно-информаци-онное пособие. - М., 2016.
2. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Анализ основных лексически-смысловых единиц понятия «креативное пространство городского поселения» // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 202-205.
3. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Характеристика креативного пространства города как творческого локуса его жизненного пространства // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 53-57.
4. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Концепт пространства в определении сущности социально-философской категории «креативное пространство поселения» // Глобализация научных процессов: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Киров, 2016. - С. 15-17.
5. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Роль креативной среды российского города в формировании ценностных ориентаций личности горожанина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2016. - № 10 (72). - С. 86-89.
6. Суховская Д. Н., Ермакова Л. И. Роль ДПО в формировании стратегии устойчивого развития российского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. -С. 51-55. - URL: https://e-koncept.ru/2016/46411.htm.
Larisa Ermakova,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of historical and socio-philosophical disciplines, Oriental studies and theology, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk miano@pglu.ru Daria Sukhovskaya,
Candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer of the Department of historical and socio-philosophical disciplines, Oriental studies and theology, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk daria.sukhovskaya@yahoo.com Tatyana Yashan,
Student of the Institute of Translation Studies and Multilingualism, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk Tatjana.jashan@yandex.ru
Formation and development of creative industries on the example of Germany
Abstract. The article considers the formation and development of creative spaces in German cities. The author analyzes the concept of creative space, types of art spaces and their architectonics. Particular attention is drawn to the types of art areas in Germany, their advantages, main tasks and objectives. In addition, the article gives many examples of coworking zones, lofts, museums of contemporary art. Key words: creativity, creative space, cultural industry, creative city, coworking zones, lofts.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 15.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.03.17
Принята к публикации Accepted for publication 17.03.17 Опубликована Published 27.03.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Ермакова Л. И., Суховская Д. Н., Яшан Т. В., 2017
www.e-koncept.ru