РТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЕКТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ УДК 008 : 351.85 : 304.442
http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-1105-138-146 Т.Н. Суминова
Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация e-mail: tsuminova@yandex.ru
Аннотация: В статье в контексте нестабильного VUCA-мира, «оранжевой» экономики, Года культурного наследия народов России, актуальных нормативно-правовых документов фиксируется значимость арт-менеджмента как уникального проектного механизма реализации государственной культурной политики. Отражена трактовка и восприятие в российском социуме креативных индустрий как ресурсов, векторов инвестирования, драйверов и «точек роста» экономического развития территорий, сферы культуры и искусства, разновидности социально-культурных практик/арт-практик, источников роста занятости, генераторов и дистрибьюторов информации/смыслов/текстов произведений/креативности. Представлен сравнительный анализ разработанных и реализованных профессорско-преподавательским составом кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института дополнительных профессиональных образовательных программы повышения квалификации «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» (2020) и «Проектный подход и инновационные формы культурной деятельности (на примере креативных индустрий и арт-менеджмента в России» (2021) в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Ключевые слова: арт-менеджмент, «оранжевая» экономика, государственная культурная политика, проектная деятельность, креативные индустрии, федеральный проект «Творческие люди», культурное наследие, национальный проект «Культура», гармоничная созидательная личность.
Для цитирования: Суминова Т.Н. Арт-менеджмент как проектный механизм реализации государственной культурной политики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 1 (105). С. 138-146. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-1105-138-146
ART MANAGEMENT AS A PROJECT MECHANISM
FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE CULTURAL POLICY
Tatyana N. Suminova
Moscow State Institute of Culture, Khimki city, Moscow Region, Russian Federation e-mail: tsuminova@yandex.ru
Abstract: The article, in the context of the unstable VUCA world, the "orange" economy, the Year of the Cultural Heritage of the Peoples of Russia, and relevant legal documents, fixes the importance of art management as a unique project mechanism for the implementation of state cultural policy.
СУМИНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры социально-
культурной деятельности Московского государственного института культуры SUMINOVA TATYANA NIKOLAEVNA - DPhil, Professor at the Department of Social and Cultural Activity, the Moscow State Institute of Culture
© Суминова Т. Н., 2022
The interpretation and perception in the Russian society of creative industries as resources, investment vectors, drivers and "points of growth" of the economic development of territories, the sphere of culture and art, a variety of socio-cultural practices / art practices, sources of employment growth, generators and distributors of information / meanings is reflected. /texts of works/creativity. A comparative analysis is presented of the developed and implemented by the faculty of the Department of Socio-Cultural Activities of the Faculty of State Cultural Policy of the Moscow State Institute of Additional Professional Educational Refresher Programs "Innovative Development of Creative Industries and Art Management in Modern Russia" (2020) and "Project Approach and Innovative forms of cultural activity (on the example of creative industries and art management in Russia" (2021) within the framework of the federal project "Creative people" of the national project "Culture".
Keywords: art management, "orange" economy, state cultural policy, project activities, creative industries, federal project "Creative People", cultural heritage, national project "Culture", harmonious creative personality.
For citation: Suminova T. N. Art management as a project mechanism for the implementation of state cultural policy. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 1 (105), pp. 138-146. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-1105-138-146
В современном непредсказуемом, нестабильном, изменчивом УиСА-мире со спектром происходящих вызовов/рисков/проблем геополитического, информационного, социокультурного характера, актуальным ресурсом для цивилизованного мира является проектная деятельность в различных сферах деятельности, влияющая на динамику развития свободной рыночной экономики.
В контексте Года культурного наследия народов России (утв. указом Президента РФ 30 декабря 2021 г., № 745) в нашей стране акценты делаются на Культуру как инструмент генерации и трансляции классических ценностей - духовных (Истина, Добро, Красота, Любовь, Гармония) и материальных -культурное наследие, а также на развитие малого и среднего бизнеса, творческого предпринимательства как продюсерства, и на арт-менеджмент как уникальный проектный инструмент для реализации знаковых для потребителей идей в том или ином виде искусства как квинтэссенции сферы культуры.
Особый интерес в современных условиях представляет креативная экономика как актуальный тип экономики, базирующийся на капитализации интеллектуальной собствен-
ности во всех составляющих деятельности, что подтверждается обозначением Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 74-й сессии) 2021 года Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития.
Эта экономика обозначается «оранжевой», поскольку суть таковой обусловливается реализацией различных идей через генерацию колоссального количества интеллектуальной собственности как результатов интеллектуальной деятельности в процессе проектирования в сфере культуры и искусства.
Синтез знаний/тв орчества/идей/техноло -гий/культурного наследия/ культурных ценностей как основы креативной экономики, экономики впечатлений позволяет генерировать креативно-инновационный потенциал стран, ориентированных на устойчивый экономический, социальный и экологический рост и развитие, что связано и с реализацией «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (резолюция ООН 70/1 от 25 сентября 2015 г.).
Сердцевиной современной экономики являются креативные индустрии, справедливо воспринимаемые в качестве ресурсов, векторов инвестирования, драйверов
и «точек роста» экономического развития территорий, конкретной отрасли - сферы культуры и искусства, разновидности социально-культурных практик/арт-практик, источников роста занятости, генераторов и дистрибьюторов информации/смыслов/ текстов произведений/креативности.
Креативные индустрии через проектную деятельность способствуют реализации одной из задач государственной культурной политики - формированию гармонично развитой созидательной/креативной личности, способной быть ответственной, нравственной, самостоятельно творчески мыслить.
Это созвучно идеям, отраженным в Декларации Федерального Народного Совета -Движения Добра, Мечты и Победы (одобрена решением Организационного комитета ФНС 04 декабря 2019 г., в обновл. ред. от 17 декабря 2021 г.). В данном документе провозглашается поддержка курса Президента РФ В.В. Путина на создание социального, свободного, сильного, эффективного, суверенного, эффективного, правового государства-цивилизации. Отсюда цель ФНС состоит в том, чтобы на основе мировоззрения гармоничной интегративности, через организацию, просвещение и благотворительность важно воплощать в нашу жизнь смыслы, ценности и цели Гармонии, Добра, Высокой мечты и Победы для России и мира, и строить на этой основе свою проектную деятельность по формированию солидарного общества и соответствующего таковому справедливого, социального и созидательного государства и солидарной интегративной экономики, что будет влиять на динамику гармоничного развития страны [1].
Все это логично реализуется совместно с представителями различных страт на новом эволюционном этапе историко-культурных, геополитических, экономических и иных
трансформаций в России, базируясь на проектной деятельности, в том числе в сфере культуры и искусства, ориентированной на содействие гармоничному развитию природы, человека, общества.
Значимость развития креативных ин-дустрий и собственно определение таковых в России впервые было зафиксировано в «Основах государственной культурной политики» (утв. указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808) [7].
В феврале 2021 года создана Федерация креативных индустрий [9], насчитывающая 163 организации (крупные игроки, медиа, события, международные отношения, офлайн-площадки, образовательные организации, проектные офисы, отраслевые и межотраслевые организации, федеральные структуры, институты развития) из различных регионов страны (Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный), и осуществляющая через различные виды поддержки (нетворкинг, инфоподдержка, финансирование, инфраструктура, лоббирование, образование, экспертиза, консалтинг) развитие и поддержку предпринимателей, в том числе защиту прав и интеллектуальной собственности.
Восприятие руководством нашей страны креативных индустрий в качестве приоритета стратегического развития России привело к разработке и утверждению распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» [2].
Министерство культуры России подготовило и представило на общественное обсуж-
дение проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана мероприятий по реализации в 2022-2024 годах. В этом документе детально обозначены как мероприятия, так и механизмы государственной поддержки таковых до 2030 года.
К ключевым составляющим плана мероприятий относится закрепление института креативных индустрий в законодательстве РФ, нормативное и правовое обеспечение их развития, комплекс мер по внедрению новых форматов образования в сфере творческих индустрий, развитию инфраструктуры, финансовому обеспечению, в том числе за счет налогового стимулирования и привлечения частных инвестиций, и развитию цифровых сервисов для творческих предпринимателей [3].
Откликом на сформировавшуюся в социуме потребность в специалистах, осуществляющих управление проектами, связанных с распространением и популяризацией культурных ценностей, ревитализацией общественных пространств, является разработанный кафедрой социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры и заявленный в плане приема 2022 профиль подготовки бакалавров «Менеджмент креативных индустрий» направления подготовки «Социально-культурная деятельность».
Значимой для страны является реализация федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», в котором с 2020 года по настоящее время активно участвует кафедра социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры.
Сравнительный анализ по различным параметрам разработанных и реализованных ППС кафедры таких дополнительных профессиональных образовательных программы повышения квалификации, как, например, «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» (2020) и «Проектный подход и инновационные формы культурной деятельности (на примере креативных индустрий и арт-менеджмента в России» (2021) (разработчики и спикеры -Ярошенко H.H., доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой; Суминова Т.Н., доктор филос. наук, профессор, академик РАЕН; Акунина Ю.А., канд.пед.наук, доцент, зам.директора Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры МГИК; Ванина О.В., канд.пед.наук, доцент; Родионов И.М., канд. пед.наук, доцент, вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА, г. Москва), позволил сделать ряд актуальных выводов [4] для дальнейшей реализации государственной культурной политики.
«Инновационное развитие «Проектный подход и инновационные
параметры креативных индустрий формы культурной деятельности
и арт-менеджмента (на примере креативных индустрий
в современной России» (2020) и арт-менеджмента в России» (2021)
Количество запусков 6 7
Количество слушателей 358 613
Гендерный признак Мужчины 14% Мужчины 12%
слушателей Женщины 86% Женщины 88%
Организации работы Библиотеки 4% Библиотеки 42%
слушателей Культурно-досуговые учреждения Культурно-досуговые учреждения
клубного типа 63% клубного типа 58%
Парки культуры и отдыха 3%
Киноорганизации 1%
Органы управления 6%
Образовательные учреждения 9%
Музеи 7%
Театры 7%
Разновидности Область 63% Область 55%
субъектов РФ Край 6% Край 14%
Республика 22% Республика 25%
Автономный округ 3% Автономный округ 2%
Город федерального значения 6% город федерального значения 4%
Область РФ 1. Амурская 1. Амурская
2. Архангельская 2. Архангельская
3. Белгородская 3. Белгородская
4. Воронежская 4. Брянская
5. Иркутская 5. владимирская
6. Калининградская 6. вологодская
7. Калужская 7. Воронежская
8. Кемеровская 8. ивановская
9. Кировская 9. иркутская
10. Костромская 10. Кировская
11. Нижегородская 11. Костромская
12. Новгородская 12. Курганская
13. новосибирская 13. Липецкая
14. Омская 14. Московская
15. Орловская 15. Нижегородская
16. пензенская 16. Новгородская
17. Самарская 17. Новосибирская
18. Свердловская 18. Омская
19. тверская 19. Оренбургская
20. Ярославская 20. Орловская
21. Псковская
22. Ростовская
23. Рязанская
24. Свердловская
25. Ульяновская
26. Челябинская
27. Ярославская
^ Культурные практики в современном гуманитарном дискурсе ■Иг 1
параметры «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» (2020) «Проектный подход и инновационные формы культурной деятельности (на примере креативных индустрий и арт-менеджмента в России» (2021)
Край РФ 1. Краснодарский 2. Пермский 1. Алтайский 2. Забайкальский 3. Камчатский 4. Красноярский 5. Пермский 6. Приморский 7. хабаровский
Республика РФ 1. Ингушетия 2. Карачаево-Черкесская 3. Калмыкия 4. Марий-Эл 5. Саха (Якутия) 6. Татарстан 7. Чувашская -Чувашия 1. Адыгея 2. Алтай 3. Бурятия 4. Дагестан 5. ингушетия 6. Коми 7. Крым 8. Мордовия 9. татарстан 10. Тыва 11. Чеченская 12. Чувашская - Чувашия
Автономный округ РФ 1. Ханты-Мансийский 1. Ямало-Ненецкий
Город федерального значения 1. Москва 2. Санкт-Петербург 1. Санкт-Петербург
Оценка слушателей Положительная 97% Положительная 96%
Согласно анализу анкет слушателей этих двух программ любопытными для динамики развития сферы культуры и проектной деятельности являются следующие моменты.
Самым ценным и полезным для слушателей в освоенной ими программе 2020 года было, например, получение новой информации, новых знаний, нового опыта; диалог с преподавателями-профессионалами МГИК высокого уровня; знакомство с опытом коллег из других регионов; изучение многочисленной рекомендуемой литературы, в том числе публикаций спикеров; видео-лекции и наглядные презентации; объем и подача информации; практические задания и тестирования; реальные примеры;
исчерпывающие ответы преподавателей на вопросы; высокая информативность модулей; разработка личного проекта; новые перспективы профессиональной деятельности; освоение дистанционки, а в освоенной слушателями программе 2021 года, к перечисленным добавилось: организация курса; все модули; последовательность программы; теоретический материал; терминология; лекции; семинары-дискуссии; выполнение заданий; консультации в чате; «заряженность» преподавателей; яркая эмоциональная подача материала; возникновение новых идей; вдохновение на будущие свершения; новые формы работы; вообще всё!
Если в контексте обучения по программе 2020 года слушателям не хватило, в частности, времени на освоение материала; обратной связи для обмена опытом; технической оснащенности; количества лекций и часов курса; индивидуальных занятий; встреч офлайн; чата в Телеграмме; хорошего интернета, то в процессе обучения по программе 2021 года добавилась необходимость в материале (статистики и социологии) о сельских учреждениях культуры удаленных территорий; примерах применения инноваций в народной культуре; семинарах-дискуссиях по обмену творческим опытом; творческих заданий.
Слушатели в анкетах обозначили конкретные действия, которые необходимо осуществить для улучшения работы их организаций. Так, после программы 2020 года участники таковой обозначили важность, например, технического и материального обеспечения; системы менеджмента; подготовки профессиональных и квалифицированных кадров, в частности, руководителей, для отрасли; «омолаживания» коллектива; направления на курсы повышения квалификации; привлечения консультантов; увеличения объема рекламы учреждений; поддержки муниципальными властями; создания бизнес-инкубаторов; увеличения количества креативных, энергичных и заинтересованных молодых сотрудников. Слушатели программы 2021 года к этим моментам добавили необходимость улучшения системы менеджмента и маркетинга; совершенствования нормативно-правовой базы сферы культуры; увеличения штатного расписания; внедрения новых форм работы с населением; использования креативных технологий; перестраивания мышления сотрудников.
Таким образом, участие профессорско-преподавательского состава кафедры
социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры в федеральном проекте «Творческие люди» национального проекта «Культуры» через разработку и реализацию дополнительных профессиональных образовательных программы повышения квалификации «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» (2020) и «Проектный подход и инновационные формы культурной деятельности (на примере креативных индустрий и арт-менеджмента в России» (2021) для творческих и управленческих кадров сферы культуры содействует воплощению ключевых задач обозначенного федерального проекта, а именно: укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, в том числе мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел; создание выставочных проектов федеральных и региональных музеев в субъектах Российской Федерации; организация и проведение культурно-просветительских программ для школьников [8].
Этим в очередной раз подчеркивается востребованность в профессиональном комью-нити и в системе отраслевого образования арт-менеджмента как технологии креативной экономики [6] и проектного механизма реализации государственной культурной политики [5]. Данный факт отражается на увеличении количества граждан, вовлекаемых в творческую деятельность, популяризации актуальных знаний как основного ресурса человека разумного, сохранении культурного наследия, формировании креативных
кластеров/индустрий, обучении работников созидательных личностей для укрепления сферы культуры технологиям проектной де- экономики как сферы культуры и искусства, ятельности и развитии их креативности как так и страны в целом.
Список литературы
1. Декларация Федерального Народного Совета [Электронный ресурс]. URL:https://docs.google.com/
document/d/e/2PACX-1vT3n3uZ9WnzSLPUsjaihdf8CA-TmBjn5IvfW0QAimnkiuGwhRQf1j7uHkQt mr_qGQ/pub.
2. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их
государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р) [Электронный ресурс]. URL:http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf.
3. Минкультуры россии разработало проект плана мероприятий по реализации в 2022-2024 годах
Концепции развития креативных индустрий [Электронный ресурс]. URL:https://culture.gov.ru/ press/news/minkultury_rossii_razrabotalo_proekt_plana_meropriyatiy_po_realizatsii_v_2022_2024_ go dakh_kontseptsi/.
4. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент в сфере государственной культурной политики //Государственная
культурная политика в современной россии: ценностные ориентиры и креативные практики: Всероссийский онлайн-форум (15 ноября 2021, МГИК) [Электронный ресурс]. URL:https://zcenter. mgik.org/courses/61/files/11228?module_item_id=2899.
5. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент: реализация государственной политики в сфере культуры и искусства.
Москва: Академический проект, 2017. 167 с.
6. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент как технология креативной экономики. Москва: Академический
проект, 2021. 279 с.
7. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной
культурной политики» [Электронный ресурс]. URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208.
8. Федеральный проект «Творческие люди» [Электронный ресурс]. URL:https://culture.gov.ru/about/
national-project/creative-people/.
9. Федерация креативных индустрий [Электронный ресурс]. URL:https://www.creative-russia.ru/.
References
1. Declaration of the Federal People's Council. Available at: https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-
1vT3n3uZ9WnzSLPUsjaihdf8CA-TmBjn5IvfW0QAimnkiuGwhRQf1j7uHkQtmr_qGQ/pub. (In Russ.).
2. Concept for the development of creative (creative) industries and mechanisms for the implementation of their
state support in large and largest urban agglomerations until 2030 (approved by order of the Government of the Russian Federation of September 20, 2021 No. 2613-r). Available at: http://static.government.ru/media/ files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf. (In Russ.).
3. The Ministry of Culture of Russia has developed a draft action plan for the implementation in 2022-2024
of the Concept for the Development of Creative Industries. Available at: https://culture.gov.ru/press/ news/minkultury_rossii_razrabotalo_proekt_plana_meropriyatiy_po_realizatsii_v_2022_2024_godakh_ kontseptsi/. (In Russ.).
4. Suminova T.N. Art management in the sphere of state cultural policy. In: State cultural policy in modern Russia:
value orientations and creative practices: All-Russian online forum (November 15, 2021, MSIC). Available at: https://zcenter.mgik.org/courses/61/files/11228?module_item_id=2899. (In Russ.).
5. Suminova T.N. Art management: implementation of state policy in the field of culture and art. Moscow: Academic
Project, 2017. 167 p. (In Russ.).
6. Suminova T.N. Art management as a technology of creative economy. Moscow: Academic Project, 2021. 279 p.
(In Russ.).
7. Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808 "On approval of the
Fundamentals of State Cultural Policy". Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208. (In Russ.).
8. Federal project "Creative people". Available at: https://culture.gov.ru/about/national-project/creative-people/.
(In Russ.).
9. Federation of Creative Industries. Available at: https://www.creative-russia.ru/. (In Russ.)
Поступила в редакцию 10.01.2022
*