Научная статья на тему 'АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК РЕСУРС КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ'

АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК РЕСУРС КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
339
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ГАРМОНИЧНАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДЮСЕР ТЕКСТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ МАТРИЦА / МАРКЕТИНГОВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суминова Татьяна Николаевна

Впервые представлена трактовка арт-менеджмента как ресурса креативной экономики. Обозначены проблемы и вызовы реальности как составляющие теоретико-методологической основы исследования заявленной темы. Обосновывается востребованность профессиональных, эффективных и конкурентоспособных арт-менеджеров как кадрового управленческого потенциала / актива государственных и коммерческих учреждений / институций сферы культуры и искусства. Отражена специфика арт-менеджера как продюсера маркетингового информационного коммуникативного пространства и ценностно-смысловой матрицы Текста культуры и искусства, реализующего посредством проектной деятельности одну из целей государственной культурной политики - формирование гармонично развитой личности. Проанализирована ситуация с подготовкой арт-менеджеров и информационной обеспеченностью арт-менеджмента в мировом образовательном пространстве. Приводятся результаты участия кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры в федеральном проекте «Творческие люди» за 2020 год, связанные с реализацией ряда образовательных программ повышения квалификации для работников сферы культуры и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-MANAGEMENT AS A RESOURCE OF THE CREATIVE ECONOMY

For the first time, the interpretation of art management as a resource of the creative economy is presented. The problems and challenges of reality are identified as components of the theoretical and methodological basis for the study of the stated topic. The article substantiates the demand for professional, effective and competitive art managers as a human resource management potential / asset of state and commercial institutions /institutions in the field of culture and art. The article reflects the specifics of the art manager as a producer of the marketing information and communication space and the value-semantic matrix of the Text of Culture and Art, which implements through project activities one of the goals of the state cultural policy - the formation of a harmoniously developed personality. The article analyzes the situation with the training of art managers and the information security of art management in the world educational space. The article presents the results of the participation of the Department of Social and Cultural Activities of the Faculty of State Cultural Policy of the Moscow State Institute of Culture in the federal project “Creative People” for 2020, related to the implementation of a number of educational programs for advanced training for workers in the field of culture and art.

Текст научной работы на тему «АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК РЕСУРС КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.467.6:005

Т. Н. Суминова Арт-менеджмент как ресурс креативной экономики

Впервые представлена трактовка арт-менеджмента как ресурса креативной экономики. Обозначены проблемы и вызовы реальности как составляющие теоретико-методологической основы исследования заявленной темы. Обосновывается востребованность профессиональных, эффективных и конкурентоспособных арт-менеджеров как кадрового управленческого потенциала / актива государственных и коммерческих учреждений / институций сферы культуры и искусства. Отражена специфика арт-менеджера как продюсера маркетингового информационного коммуникативного пространства и ценностно-смысловой матрицы Текста культуры и искусства, реализующего посредством проектной деятельности одну из целей государственной культурной политики - формирование гармонично развитой личности. Проанализирована ситуация с подготовкой арт-менеджеров и информационной обеспеченностью арт-менеджмента в мировом образовательном пространстве. Приводятся результаты участия кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры в федеральном проекте «Творческие люди» за 2020 год, связанные с реализацией ряда образовательных программ повышения квалификации для работников сферы культуры и искусства.

Ключевые слова: арт-менеджмент, креативная экономика, креативные индустрии, гармоничная созидательная личность, творческие люди, государственная культурная политика, продюсер Текста культуры и искусства, ценностно-смысловая матрица, маркетинговое коммуникативное пространство, проектный менеджмент.

Tatiana N. Suminova Art-management as a resource of the creative economy

For the first time, the interpretation of art management as a resource of the creative economy is presented. The problems and challenges of reality are identified as components of the theoretical and methodological basis for the study of the stated topic. The article substantiates the demand for professional, effective and competitive art managers as a human resource management potential / asset of state and commercial institutions /institutions in the field of culture and art. The article reflects the specifics of the art manager as a producer of the marketing information and communication space and the value-semantic matrix of the Text of Culture and Art, which implements through project activities one of the goals of the state cultural policy - the formation of a harmoniously developed personality. The article analyzes the situation with the training of art managers and the information security of art management in the world educational space. The article presents the results of the participation of the Department of Social and Cultural Activities of the Faculty of State Cultural Policy of the Moscow State Institute of Culture in the federal project "Creative People" for 2020, related to the implementation of a number of educational programs for advanced training for workers in the field of culture and art.

Keywords: art-management, creative economy, creative industries, harmonious creative personality, creative people, state cultural policy, producer of the Text of Culture and Art, value-semantic matrix, marketing communication space, project management.

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности

Ноосферное человечество сегодня находится не в устойчивом, предсказуемом, простом и определенном SPOD-мире, а в волатильном, изменчивом, нестабильном, сложном, неоднозначном и двойственном VUCA-мире (Н. Беннетт, Дж. Лемуан), создающем колоссальное количество проблем или вызовов для быстроменяющейся реальности. На таковую оказывают существенное влияние экологические катастрофы, геополитические и климатические трансформации, экономические кризисы и т. д.

Для цивилизованного мира важно осознание пребывания в условиях посткапитализма (П. Мейсон), метамодернизма (Т. Вермюлен, Р. ван дер Аккер), экономики благосостояния (А. Б. Долгин), диджита-лизации / цифровизации, информационного общества (Д. Белл, М. Ка-стельс), искусственного интеллекта, медиасоциализации, эпохи алгоритмов (Х. Фрай).

Рыночная свободная экономика требует эффективного управления и осуществления активной предпринимательской активности в различных сферах деятельности, в том числе в сфере культуры и искусства.

Современную экономику общества потребления (Ж. Бодрийяр), общества изобилия (Дж. К. Гэлбрейт), общества спектакля (Г. Дебор), экономику впечатлений / экономику восприятий (Дж. Б. Пайн, Дж. Х. Гил-мор) отличает извлечение прибыли из создаваемой для потребителя художественной продукции (спектакль, концерт, кинофильм и т. д.) спектра впечатлений / смысловых дискурсов / восприятий / ощущений / экспрессии.

В контексте экономики символического обмена (А. Долгин) реципиент за получаемый информационно-энергетический эмоциональный «всплеск» готов платить собственным свободным временем / досугом, трансформированным в материальный, т. е. денежный эквивалент.

Рыночная свободная экономика, в которой «ставка» делается на креативность, логично обозначается креативной экономикой (Дж. Хо-кинс), способствующей генерации и самоактуализации креативного класса как творческих деятелей (Р. Флорида), синергии сферы культуры и сферы бизнеса технологиями / ресурсами / активами, развитию территорий, созданию новых рабочих мест и т. д.

Посредством капитализации и монетизации таланта художника / автора можно создать сверхпопулярную «звезду» и извлекать прибыль. Получив «свободу» творчества, художник может заработать на результатах своей профессиональной деятельности, т. е. на интеллектуальной собственности, представляющей собой объект авторского права и смежных прав.

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity

Креативная экономика способствует динамике развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в сфере культуры и искусства как творческого предпринимательства / продюсерства, формированию креативных ин-дустрий / кластеров (Е. В. Зеленцова, Н. В. Гладких), активизации деятельности художников и управленческой страты.

Не случайно Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций на 74-й сессии приняла резолюцию, согласно которой 2021 год провозглашается Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития. В докладе ООН по вопросам образования, науки и культуры «Культура и устойчивое развитие» зафиксировано, что именно культура и творчество должны стать составной частью стратегий экономического роста.

В культуре «ноубрау» (Дж. Сибрук) с нивелировкой осознания и восприятия элитарной / высокой («заумной», «высоколобой», для «высоко-бровых»), массовой / низкой (для «низкобровых») и средней культуре, «растворяется» хороший и плохой вкус потребителя различной продукции, в данном случае - арт-продукции.

В основе бытия и развития мира / пространства культуры ноубрау находится маркетинг-микс (продукт-цена-место-промоушн) и грамотные технологии управления маркетингом (Ф. Котлер), способствующие генерации особого супермаркета (Дж. Сибрук) со спектром товаров на любой вкус и достаток реципиента / публики / зрителя, который желает платить и получать удовольствие, в том числе и от покупки конкретного художественного текста / художественной информации как символической продукции.

Для современной креативной экономики, индустрии культуры (В. Беньямин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно), креативной индустрии (Е. В. Зеленцова, Н. В. Гладких), массовой коммерческой культуры, или «кокакультурализма» (Г. Л. Гейтс-мл.) статус сверхвостребованности и сверхзначимости приобретает арт-менеджмент как философия и культура управления проектами в конкретном виде искусства, или шире - в сфере искусства как квинтэссенции сферы культуры, который ориентирован на дизайн идей / смыслов / информации для потребителя / аудитории / зрителя / публики.

Актуальна востребованность профессиональных, эффективных и конкурентоспособных арт-менеджеров как кадрового управленческого потенциала / актива для государственных и коммерческих учреждений / структур / институций сферы культуры и искусства.

В условиях экономики счастья (А. Б. Долгин) профессиональная деятельность арт-менеджеров как поставщиков счастья для страждущих

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности зрелищ потребителей связана с пониманием сущности и специфики художественно-творческой деятельности в конкретном виде искусства, с компетенциями в контексте арт-индустрии, менеджмента, маркетинга, предпринимательства и т. д.

Арт-менеджер - это уникальный «штучный» товар, эффективный и успешный эмоциональный лидер, человек экономический / homo economicus, агент и продюсер в артосфере / арт-индустрии / арт-бизнесе, тонкий психолог, бизнес-помощник художника / артиста, организатор бизнес-деятельности в сфере культуры и искусства, стратегический интеллектуальный ресурс / актив учреждения / организации / структуры, управляющий процессами генерации, продвижения и реализации арт-продукта как предложения, а также формирующий спрос публики, ее вкусы, предпочтения, нравственные принципы, пространство арт-рынка и влияющий на таковые.

Арт-менеджеры как «коммерсанты от искусства» (а&г-менеджер, агент, антрепренер, дилер, директор, импресарио, куратор, продюсер, промоутер и т. д.) генерируют маркетинговое коммуникативное пространство ценностно-смысловой информационно-энергетической матрицы Текста культуры и искусства, в основе которой находятся классические ценности ноосферного социума и гражданина - Истина, Добро, Красота, Любовь, Гармония.

В контексте индустрии сознания (Г. М. Энценсбергер) формируется «одномерный человек» (Г. Маркузе), теряющий в результате манипулирования рекламой и СМИ смысл, права, свободу, собственные вкусы, эстетику восприятия, и становящийся безразличным, угнетенным, ведомым и агрессивным.

В России арт-менеджеры посредством проектной деятельности способствуют реализации одной из целей культурной политики -формированию «многомерной» гармонично развитой личности (ответственной, нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой)1 покупателя символической продукции. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности является одной из национальных целей развития России до 2030 года, что отражено в указе Президента РФ от 21 июля 2020 г.2

Во всем мире арт-менеджмент является одним из актуальных и востребованных направлений (и / или профилей / программ) подготовки управленцев для конкретного вида искусства или для сферы искусства в целом, начиная с 1960-х годов в странах дальнего зарубежья. Академическая программа и учебная дисциплина были разработаны, например, в Йельском университете (США, 1966), Лондонском городском

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity университете (Великобритания, 1967), в Театральной Академии (Ленинград, СССР; ныне - Российский государственный институт сценических искусств), где в 1968 г. на театроведческом факультете был открыт набор абитуриентов на отделение организации театрального дела), и в Йоркском университете (Торонто, Канада, 1969)3.

Детальный анализ информации из международной сети управления искусством - Arts Management Network, позволил констатировать, что образовательные программы, связанные с управлением в сфере культуры и искусства, культурной политикой, театральным менеджментом, сохранением культурного наследия, культурными инду-стриями и т. д., реализуются в многочисленных учебных заведениях ряда стран (Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Индия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Колумбия, Корея, Латвия, Литва, Македония, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сингапур, Словакия, США, Тайвань, Тайланд, Турция, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Чили, Швеция, Эстония, Япония).

Программы только по арт-менеджменту (Arts Management) разработаны и успешно функционируют в спектре образовательных учреждений / институций таких зарубежных стран, как Австралия, Великобритания, Венгрия, Италия, Канада, Китай, Монголия, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Чехия, Япония.

Это обусловливается потребностями/запросами конкретных государств, структур/учреждений/институций на подготовку определенных специалистов (бакалавров, магистров, докторов наук (PhD), политикой и экономикой стран в сфере культуры и искусства, спецификой динамики развития того или иного вида искусства и т. д.

Несмотря на то, что в обозначенной международной сети управления искусством - Arts Management Network, не было представлено федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры» (Россия), на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности (ныне кафедра - социально-культурной деятельности) факультета государственной культурной политики этого вуза в 2019 г. был осуществлен успешный выпуск бакалавров (заочная форма обучения) профиля «Арт-менеджмент» направления подготовки «Социально-культурная деятельность». Этот выпуск студентов является прототипом авторского образовательного проекта Т. Н. Суминовой «Разработка контента профиля «Арт-менеджмент», которая на обозначенной кафедре является руководителем научной школы «Тео-

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности рия и практика арт-менеджмента», автором первых в России и странах ближнего зарубежья учебников «Арт-менеджмент» (2016), «Арт-менеджмент: теория и практика» (2020), учебного пособия «Психологические технологии арт-менеджмента» (2014), курса лекций «Артос-фера: сущность и специфика» (2016), монографий «Арт-менеджмент: реализация государственной политики в сфере культуры и искусства» (2017), «Арт-менеджмент как технология креативной экономики» (2021), статей и тезисов докладов, учебно-методических комплексов (рабочие программы, фонды оценочных средств, методические рекомендации по самостоятельной работе студентов).

Актуальность и значимость арт-менеджмента (art-management или arts-management) и деятельности управленца для развития сферы культуры и искусства подтверждается многочисленными публикациями на электронном (онлайн) и традиционном (бумажном) носителе. Так, например, на международном ресурсе Arts Management Network представлен богатейший спектр материалов различных авторов зарубежных стран, к которым можно обращаться, в частности, и российским студентам, и специалистам, владеющим иностранными языками.

Согласно базе данных Humanities International Index (Гуманитарный международный индекс), проблемы арт-менеджмента детально представлены в различной зарубежной специализированной периодике, например, в академических журналах: Journal of Arts Management & Law; Journal of Arts Management, Law & Society (Великобритания); American Journal of Arts Management (США); International Journal of Arts Management (Канада).

В России и странах ближнего зарубежья (в данном случае - в Беларуси и Украине) сегодня возрастает интерес к различным аспектам, трактовкам и восприятиям арт-менеджмента, что отражается на активности авторов, результатами деятельности которых являются тезисы докладов, статьи (например, T. N. Suminova (2019), параграф в учебнике (В. М. Чижиков, В. В. Чижиков (2008), учебно-методические пособия (E. Ф. Командышко (2012); E. А. Макарова (2010), конспект лекций (H. А. Бахова (2010), курс лекций (Т. H. Суминова (2016), учебные пособия (О. И. Киселева (2016); И. В. Кузнецова (2009); E. В. Клим-кович (2015); Л. H. Жуковская, С. В. Костылев, В. С. Лузан, О. Ф. Морозова, E. А. Hоздренко (2016); А. Б. Титов, М. Ю. Платонов, Ю. Ю. Платонова, Д. Г. Кучеров (2016); Г. H. Hовикова (2006); E. И. Жданова (2008); H. И. Аксютик, E. А. Макарова (ред.) (2008); Т. H. Суминова (2014), учебники (E. Ф. Командышко (2019); Т. H. Суминова (2016, 2020), дис-

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity сертации (С. В. Костылев (2019); О. В. Кулдиркаева (2012); О. Е. Шилова (2006), монографии (С. В. Костылев, Е. Н. Викторук (2016, 2020); Т. Н. Суминова (2017, 2020, 2021).

Арт-менеджмент сегодня - это отраслевой менеджмент, прикладная наука, которая ближе всего находится к экономической теории и практике, «обогащая» таковую собственными концепциями, подходами, методами с учетом специфики сферы культуры и искусства.

Арт-менеджмент - это интеллектуальная энергия, синтезирующая науку, опыт, «ноу-хау» и искусство управления.

Для России в современных условиях значимым национальным приоритетом и стратегическим ресурсом является Культура, которой в Конституции РФ как основном законе страны (изм. вступили в действие 4 июля 2020 г.) посвящено несколько статей - 44, 68, 69, 71, 72, 74, 114.

В основе культуры находится спектр идей / кодов / смыслов, детерминирующих политику, ценностную составляющую и стиль / образ жизни / бытия многочисленных граждан конкретной страны.

На основе указа Президента РФ (от 7 мая 2018 г. № 204) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительство РФ представило ряд проектов по нескольким стратегическим направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост».

Значимый национальный проект «Культура» является элементом одного из стратегических направлений - «Человеческий капитал», поскольку собственно культуру создает интеллектуальный ресурс / капитал / актив конкретной организации / учреждения / институции сферы культуры и искусства (в данном случае - арт-менеджер), успешно реализующий государственную культурную политику.

Обозначенный национальный проект состоит из нескольких федеральных проектов - «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура», реализация которых осуществляется посредством многочисленных представителей ряда учреждений сферы культуры и искусства.

С 2020 г. Московский государственный институт культуры активно участвует в федеральном проекте «Творческие люди». Профессорско-преподавательским составом кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности (ныне - кафедры социально-культурной деятельности) факультета государственной культурной политики данного вуза разработаны и успешно реализуются такие дополнительные профессиональные образовательные программы

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности повышения квалификации, как «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» (разработчики и спикеры - Ярошенко Н. Н., доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой; Суминова Т. Н., доктор филос. наук, профессор, академик РАЕН; Акунина Ю. А., канд. пед. наук, доцент, зам. директора Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры МГИК; Ванина О. В., канд. пед. наук, доцент; Родионов И. М., канд. пед. наук, доцент, вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (Москва), «Модели дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в области художественного образования и творчества» (разработчики и спикеры - Мацукевич О. Ю., доктор пед. наук, профессор; Акунина Ю. А., канд. пед. наук, доцент, зам. директора Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры МГИК), «Организация работы и управление деятельностью парков культуры и отдыха» (разработчики и спикеры - Суминова Т. Н., доктор филос. наук, профессор, академик РАЕН; Родионов И. М., канд. пед. наук, доцент, вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (г. Москва).

Исследование различных материалов двух образовательных программ «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» и «Организация работы и управление деятельностью парков культуры и отдыха» за 2020 г., позволило сделать ряд интересных выводов4, важных как для трансляции актуального опыта проектной работы временных творческих коллективов, так и для дальнейшей реализации федерального проекта «Творческие люди» в различных вузах сферы культуры и искусства.

Анализ анкет слушателей5 программы «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» (6 запусков - свыше 350 человек из 32 территорий страны) позволил утверждать, что организация, содержание и ценность данной программы была оценена ими положительно (97%).

Таким образом, арт-менеджмент представляет собой уникальный и значимый ресурс креативной экономики, способствующий эффективной проектной деятельности, влияющей на формирование гармоничной созидательной личности, на модернизацию культуры и качества жизни, ревитализацию светлого начала и привнесения новых смыслов в Хаосмос реальности.

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity

Примечания

1 Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52, ч. 1. Ст. 775.

2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. Ст. 4884.

3 Колбер Ф. Арт-менеджмент - наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И. Эврар // Арт-менеджер. 2002. № 3. С. 10.

4 Суминова Т. Н. Итоги работы по проектам «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России» и «Организация работы и управление деятельностью парков культуры и отдыха» - URL:http://portal.mgik.org/ mod/resource/view.php?id=76865 (дата обращения: 05.12.2020).

5 К сожалению, в связи с технической ошибкой в электронной информационно-образовательной среде вуза анкета для слушателей программы «Организация работы и управление деятельностью парков культуры и отдыха» отсутствует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.