УДК.338.48
АРТ-БРЕНДИНГ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Т. Д. Антошина Научный руководитель — Е. И. Лоцан
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается арт-брендинг Российских территорий как новое и перспективное направление в территориальном брендинге. Анализируются виды арт-брендинга и его яркие примеры в России. Каким образом можно использовать искусство в популяризации туризма внутри страны.
Ключевые слова: арт-брендинг, брендинг территорий, туризм, продвижение территорий, брендинг.
ART-BRANDING AS A NEW PHENOMENON IN THE PROMOTION OF RUSSIAN TERRITORIES
T. D. Antoshina Scientific supervisor — E. I. Lotsan
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article discusses art- branding of the Russian territories as a new and promising phenomenon in the place branding. The types of art branding and its popular examples in Russia. How art can be used to promote tourism in the country.
Key words: art- branding, territory branding, tourism, territory promoting, branding
В последние десятилетия брендинг территорий обретает все большую популярность, а арт-брендинг как одно из направлений продвижения территорий недавно стал набирать обороты.Регионам необходимо конкурировать между собой не только на мировом, но и на внутреннем рынке для привлечения инвестиций, специалистов, новых жителей, и конечно, туристов.и поэтому задачей территорий является представить на рынок «нечто превосходное или уникальное» [1, 2]. Тема маркетинга и брендинга регионов и городов освещается и в современной научной литературе. Можно назвать ряд переводных источников, а также публикаций российских авторов, в которых рассматриваются различные аспекты маркетинга и брендинга территорий (регионов и городов).
Брендинг мест через культурные и исторические объекты как эффективный способ поднятия узнаваемости территории начал использоваться еще с XX века. Но, все-таки, каким образом искусство может быть использовано в продвижении городов?
Культурное наследие являетсянеотъемлемой частью материальной и духовной культуры, которая передается новым поколениям как нечто ценное, прошедшее сквозь время и несущее в себе историческую память. Арт-брендинг — это и театр, и литература, и кинематограф, то
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
есть вымышленная реальность, которая наравне с исторической действительностью может внести конкретный вклад в формирование стратегий развития города. Арт-брендинг — это использование произведений искусства (арт-объектов) в целях определения уникальных черт территории, презентации и продвижения через ее художественную жизнь.
В формировании территории как туристического продукта, использующего арт-объекты, помогает и туризм как верный способ «прикоснуться» к материальной и духовной культуре территории. Для продвижения территории культурное наследие используется в следующих аспектах:
- брендинг территории через реконструкционный туризм, в рамках которого происходит реконструкция знаковых событий в истории региона;
- архитектурный туризм — знакомство с архитектурными памятниками прошлого и настоящего;
- кинематографический туризм — посещение легендарных мест из кинокартин, музеев и специально созданных локаций для съемок;
- литературный туризм — музеи, дома писателей и их литературных героев.
Для того чтобы продвигать территорию, как и в любом маркетинговом процессе, необходимо тщательно проанализировать регион. Нужно определить целевую группу, на которую территория и должна будет направить свои силы. Анализ сильных и слабых сторон, определение потребностей территории, а также бренд-стратегия места, то есть построение реалистичного, конкурентоспособного и неординарного плана по стратегическому видению региона, поможет понять, к какому идеальному образу должна стремиться территория и чем она может стать [3; 4; 5].
И, конечно, нужно определить, какое направление арт-брендинга сможет точно повысить узнаваемость города. Искусство способно быть полем для раздумий, откликаться в душе человека и притягивать его внимание, заставлять думать о своей принадлежности, самооценке и ценностях. Арт-объекты, воздвигнутые в разные периоды жизни города, отражают настрой, проблемы, духовное и культурное состояние народа в то время, поэтому брендинг территорий через искусство необходим не только для местного населения, но и для туристов из разных уголков страны и мира [6].
В ряде российских городов формируются крупные амбициозные проекты по эксплуатации культурного потенциала и культурного ресурса. Примером проектов, поддерживающих уличное искусство, является «Официальное заборное граффити к 280-летию Екатеринбурга» (в дальнейшем — «Длинные истории Екатеринбурга»). Суть его заключается в том, чтобы соединить уличное и официальное искусство. На бетонных заборах, опоясывающих стройки и промышленные объекты города, художники писали свои граффити. Далее проект, уже превратившийся в фестиваль, предлагает художникам преобразить городскую среду при помощи развернутых визуальных историй, превращая серость городских построек в объекты культуры, уникальную яркую галерею. Фестиваль поддерживает стрит-арт-культуру города, создавая условия для новых инновационных художественных стратегий, которые расширяют диапазон образов в городской среде, тем самым выполняя важную миссию и для города, и для страны. Проекты фестиваля популяризируют современное искусство, делая его частью городской культуры. Фестиваль, проходивший в 2003-2010-е гг., считается образцом для многих российских городов благодаря своей инновационной художественной концепции -возможности создавать масштабные произведения искусства в городской среде [7].
В 2022 году в Екатеринбурге проводятся два фестиваля стрит-арта: «Стенограффия» и «Карт-Бланш», выполняющие важную миссию по продвижению и города, и страны. Или, например, проект «Пермь — культурная столица». Проект поддерживается на уровне региональных и даже федеральных органов власти. Министерство иностранных дел РФ направляет в Совет Евросоюза предложение о присвоении Перми статуса «Культурной столицы Европы» в 2016 году по программе Совета Европейского Союза, целью которой
является усиление культурной идентичности Европы, в рамках которой города становятся культурной столицей Европы на год, а для того, чтобы получить этот статус, город должен получить широкую общественную поддержку.
Арт-брендинг городских территорий позволит повысить степень привлекательности в первую очередь в глазах и сознании самих обитателей, направления арт-брендинга зависят от возможностей, которые заложены в художественных произведениях самой территории. Брендинг — это специально созданная программа, продуманная для территории, для продвижения ее не только на широкую аудиторию, то есть на жителей других городов и стран, а еще и на внутреннюю, то есть на местных жителей. Когда у творческого объединения есть поддержка от вышестоящих структур, когда развиваются не только старые, но и новые проекты, тогда возможен эффективный арт-брендинг территории.
Библиографические ссылки
1. Маркетинг мест / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. СПб. : Стокгольм. шк. экономики, 2005. 382 с.
2. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / под науч. ред. К. Динни. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 336 с.
3. Анхольт С., Хильдрет Дж. Бренд Америка. М.: Добрая книга, 2010. 232 с.
4. Визгалов Д. В. Брендинг города. М.: Ин-т экономики города, 2011. 160 с.
5. Визгалов Д. В. Маркетинг города. М.: Ин-т экономики города, 2008. 110 с.
6. Anholt S. Places: Identity, Image and Reputation. London: Palgrave MacMillan, 2009. 177 p.
7. Арановская М. 15 территориальных брендов России [Электронный ресурс]. URL: http://slon.ru/ economics/10 _territorialnykh_brendov_rossii-820899.xhtml (дата обращения: 10.04.2022).
© Антошина Т. Д., 2022