УДК 94
Н. С. Басалова
Арсиноя II и Береника II: к вопросу об идеологической политике Птолемеев
В статье автор рассматривает один из малоизученных аспектов социокультурной политики Птолемеев: вопрос о поддержке идеологической пропаганды царей Птолемеев в среде местного и пришлого населения Египта в III—II вв. до н. э. царицами Ар-синоей II и Береникой II.
Ключевые слова: династия Птолемеев, идеологическая пропаганда, социокультурная политика, женские религиозные объединения, праздник, обожествление.
N. S. Basalova
The Queen Arsinoe II and The Queen Berenike II: To the Question About the Ideological Policy of the Ptolemaic Dynasty
In the article the author considers one of the most little-studied aspects of the Ptolemaic Dynasty social cultural policy: the question about the ideological popularization support of the Ptolemaic Dynasty among local inhabitants and newcomers in Egypt in III-II BC by the Queen Arsinoe II and the Queen Berenike II from the regnant dynasty.
Keywords: the Ptolemaic Dynasty, ideological popularization, social cultural policy, female religious associations, festival, worshipping.
Династия Птолемеев, царствовавшая в Египте более 250 лет, достаточно хорошо известна своими социокультурными и политическими реформами и стремлением показать легитимность преемственности своей власти от фараонов. Однако одной из слабо изученных аспектов их социокультурной политики является вопрос о поддержке идеологической пропаганды греческой династии в среде местного и пришлого населения страны женской половиной царствующей семьи.
В годы правления первых трех Птолемеев были сделаны основополагающие шаги в деле идеологического укрепления законности греческой династии в завоеванной стране. Этому процессу содействовали и их жены - Арсиноя II (ок. 316-270 гг. до н. э.), жена Птолемея II Филадельфа, и Береника II (ок. 267/266-221 гг. до н. э.), жена Птолемея III Эвергета. Именно их заслуги в культурной и политической жизни упомянуты в эпиграфических памятниках («Канобском декрете», «Стеле Мендеса», эпитафиях) и нарративных источниках (Фекрит, Плиний), дающих информацию о социокультурной политике династии Птолемеев. Рассмотреть вклад Арсинои II и Береники II в идеологическое обоснование преемственности власти Птолемеев от фараонов и является предметом данной статьи.
Начало участию цариц в деле популяризации птолемеевской династии в Египте положило наделение их эпонимами, выражающими традиционные египетские представления о царской чете. Так,
Арсиноя II получила титул «братолюбивая» (Фи-ладельфа) за бракосочетание с ее братом Птолемеем II. А Арсиноя II во время замужества управляла страной, о чем говорит то, что ее изображение чеканили на монетах, ее именем назвали один из номов в Египте и множество поселений.
Более того, в официальных документах к царицам применялись традиционные египетские обращения. Так, в «Стеле Мендеса» Арсиноя II именуется как «возлюбленная» - термин, постоянно используемый для восхваления женщин в древнеегипетских текстах [9, с. 62]. В «Канобском декрете» Береника II также названа «возлюбленной» (ст. 24) [7, с. 17]. Птолемей Эвергет и Береника II официально назывались братом и сестрой, что, безусловно, являлось традиционным элементом египетского царского культа [9, с. 62].
Поддержание египетских традиций царицами выразилось и в сохранении многовековой властной символики фараонов. Так, в «Канобском декрете» символы царской власти Береники II описаны следующим образом: «... утверждается, что священная статуя должна содержать ... скипетр из цветов папируса; цветы папируса, корону и змей. ... Хвост змеи должен обвивать скипетр.» (ст. 31) [7, с. 21]. Таким образом, в официальном документе упомянуты все основные традиционные элементы власти фараонов, воплощаемые в скульптуре.
Нововведением Птолемеев стало прижизненное и посмертное обожествление царствующих жен-
© Басалова Н. С., 2011
щин, хотя нам известно одно исключение времен фараоновской эпохи - Нефертити. Посмертный культ Арсинои II Филадельфы был учрежден после ее смерти в 239 г. до н. э., а культ Береники II был введен в 211/210 гг. до н. э. ее сыном Птолемеем Филопатором [9, с. 58]. Поводом для обожествления последней после смерти стали выдающиеся достижения царицы на спортивном поприще: она любила участвовать в гонках на колесницах, в которых часто побеждала.
Птолемеи способствовали прижизненному отождествлению Арсинои II как с египетской Исидой, так и с греческими покровительницами сельского хозяйства - Афродитой и Деметрой [6, с. 29].
Поскольку традиционно в Египте женщин царского рода не обожествляли, а жена фараона получала титул «жены бога», всегда находилась рядом с мужем и ее погребали после смерти в гробнице фараона, то строительство отдельного храма для нее не предусматривалось. Примером исключения является, например, храм в Абу-Симбеле, возведенный Рамзесом II для любимой жены Нефертари [2, с. 48]. Однако обожествление цариц Арсинои и Береники сопровождалось строительством культовых храмов: храмы Арсинои Филадельфы (Арси-нейон) [2, с. 129] и Береники II (Береникейон) [8, с. 102] находились в Александрии, Береникейон был и в Мемфисе [8, с. 102]. В центре храма располагалось святилище со статуей обожествленной царицы. Так, Плиний сообщает о том, что святилище Арсинои планировали как строение вокруг изображения Арсинои, сделанного из железа и повешенного в месте наибольшего магнетизма: «Архитектор Тимохар начал было сооружать в Александрии из магнитного камня свод храма Арсинои, чтобы изображение из железа в нем казалось повешенным в воздухе. Делу помешала смерть его самого и царя Птолемея, который велел сделать это в честь своей сестры...» (Plin. Nat. Hist., XXXIV, 148) [4, с. 546]. Таким образом, обожествление царствующих женщин, строительство храмов и организация святилищ, посвященных их культу, свидетельствует о приравнивании их социального статуса к статусу царствующих мужчин, об обретении царицей статуса богини, а не только супруги царя, - процессах, инициированных их мужьями -Птолемеем II и Птолемеем III. Этот вывод подтверждается и посвятительной надписью на фундаменте храма в Гермополисе Магна, посвященном Птолемею III и построенном на средства греческих воинов: «Царю Птолемею, сыну Птолемея и Арсинои, братолюбивых богов, царице Беренике, его сестре и жене, благодетельным богам.» [10, с.
3].
Строительство храмов Арсинои II и Береники II дало им возможность формирования женских религиозных объединений, обслуживавших культ цариц в Александрии. Эпонимное жречество Арсинои II носило название "canephoroi" («носительницы корзин») [9, с. 58]. Название происходило от основной функции жриц во время торжественных церемоний: они носили на голове священные корзины, сделанные из золота и содержащие украшения и утварь, необходимую для церемоний [9, с. 58]. Жрицы Береники II - "athlophore" («носительницы призов») - во время шествий выносили призы победителям в спортивных соревнованиях [9, с. 58].
Обожествление цариц сопровождалось и устроением пышных празднеств в их честь. Так, о проведении празднования культа Адониса, который, согласно мифу, был возлюбленным Афродиты (именно с ней отождествлялась Арсиноя Фила-дельфа), проходило по инициативе царицы во дворце. О проведении праздника рассказывает александрийский поэт III в. до н. э. Феокрит в идиллии «Сиракузянки или женщины на празднике Адониса». Вот что он пишет: «Вместе пойдем мы [главные героини идиллии] с тобою в палаты царя Птолемея, праздник Адониса там. Говорят, что по воле царицы все там разубрано пышно» (Feokr. Eidyll., XV, 22-24) [5, с. 155]. Феокрит пишет, что дворец был украшен разноцветными коврами с изображением Адониса (ibid., 80-88) [5, с. 160] и заполнен толпами, желающими поглазеть на это великолепие (ibid., 59, 74) [5, с. 157]. Народ толпился, желая услышать песню, прославляющую Адониса, в исполнении профессиональной певицы. В ней певица прославляет не только чтимого бога, но и царицу Арсиною. Это также свидетельствует о приравнивании царицы к божеству: «Дочь Береники сама, Арсиноя, Елене подобна, пышно Адониса чтит и его осыпает дарами» (ibid., 110-111) [5, с. 162]. В песне также повествуется о дарах, преподносимых царицей Адонису: «... золотые плоды, что деревьев вершины приносят; ... с миром душистым сосуды стоят золотые., кушаний много на блюдах., все здесь животные есть, и все здесь крылатые птицы» (ibid., 112-180) [5, с. 165]. Итак, в дар богу царица преподносила все, что давала природа: животных, птиц, растения. Это было грандиозное зрелище, устраиваемое царицей с целью демонстрации богатств царского двора. Будучи в центре внимания в ходе праздника, царица также проявляла себя как великолепный организатор, тщательно продумывающий все детали подношений Адонису, о чем свидетельствует сама организация празднования во дворце и подбор приношений.
Арсиноя II и Береника II: к вопросу об идеологической политике Птолемеев
77
Следует также сказать, что празднование адо-ний (праздника Адониса) в городе отличалось от сельских адоний. Это было связано с тем, что для простых египтян и греков царица отождествлялась не с греческой богиней Афродитой, а с Исидой, которая была более близка им по своей функции (богиня, покровительствующая земледельческой деятельности). Таким образом, Арсиноя являлась «Афродитой - Исидой» [8, с. 104]. Отождествление с Исидой способствовало тому, что на празднование адоний в хоре наложил отпечаток культ Иси-ды. Праздник длился не один, а несколько дней. Первый день был занят ритуальным омовением, второй посвящали веселью и «гиерогамии» («священному браку») Адониса и Афродиты. Оба дня были заимствованием из празднования культа Исиды. Третий день посвящался ритуальному трауру по причине гибели Адониса, воздержанию и поминовению бога, поскольку, согласно мифу, Адонис погиб от клыков дикого кабана, а Афродита горько оплакивала его. В четвертый день разыгрывали мистерию, представлявшую воскрешение Адониса [3, с. 153]. Празднование культа проходило ежегодно, о чем говорится в песне, посвященной Адонису: «... Милостив будь к нам, Адонис, в грядущем году благосклонен. Дорог приход твой к нам был, будет дорог, когда ты вернешься» (ibid. , 143-144) [5, с. 164].
Итак, культ Адониса отмечали по-разному в городе и в хоре. При царском дворе его справляли как царский культ Арсинои-Афродиты, а в сельской местности как культ Арсинои-Исиды, отождествленной с греческой Афродитой. Различным было и количество празднуемых дней. С другой стороны, это был, безусловно, женский культ, празднуемый по воле царицы и способствующий популяризации царского культа как в среде местного населения хоры, так и в среде многонационального населения Александрии.
Устроение пышных религиозных празднеств было не единственной сферой, в которой царицы принимали активное участие. Еще одной областью деятельности стала литература, где они выступали в качестве покровительниц. Так, Арсиноя II и Бе-реника II покровительствовали соответственно Феокриту и Каллимаху - древнегреческим поэтам III в. до н. э. [9, с. 59]. В своих произведениях они прославляли цариц, что, с одной стороны, способствовало деятельности поэтов, а с другой - служило цели идеологического укрепления власти Птолемеев.
Впоследствии покровительством в сфере искусства занимались и представители мужской половины династии. Например, Птолемей VIII (Эвергет II)
взял себе титул "Pholologos" и создал организацию преподавателей в Мусейоне [1, с. 312].
Итак, подводя итог рассмотрению вклада цариц Арсинои II и Береники II в идеологическое обоснование преемственности власти Птолемеев от фараонов, можно сказать следующее:
1. Участие цариц в деле укрепления власти греческой династии в Египте было инициировано их мужьями - Птолемеем II и Птолемеем III, уравнявшими социальный статус мужчины и женщины в царствующей династии.
2. Самостоятельной сферой деятельности цариц по обоснованию легитимной преемственности царской власти от фараонов стало сохранение фараоновской символики царской власти, поклонения своему культу, организованному как культ поклонения египетским и греческим божествам.
3. Косвенное влияние на популяризацию власти династии Птолемеев в среде местного и пришлого населения оказывал патронаж цариц в области литературы.
Библиографический список
1. Боннар, А. Греческая цивилизация : в 3-х т. [Текст] / А. Боннар ; Пер. с фр. - М. : Искусство, 1995. -Т. 2. - 331 с.
2. Египет: земля фараонов [Текст] / пер. с англ. - М. : ТЕРРА ,1997. - 168 с.
3. Левек, П. Эллинистический мир [Текст] / П. Левек ; пер. с фр. - М. : Наука , АН СССР , Институт Востоковедения , 1989. - 251 с.
4. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве [Текст] / Изд. подгот. Г. А. Таронян. - М. : Ладомир , 1994. - 941 с.
5. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы [Текст] / пер. с древнегреч. - М. : АН СССР , 1958. - 326 с.
6. Bevan Ad. A History of Egypt under Ptolemaic Dynasty. - London: Methuen, 1927. - 409 р.
7. Decree of Canopus [Канобский декрет] // Sharp S. The Decree of Canopus in Hieroglyphic and Greek with Translation and an Explanation of the Hieroglyphical Characters - London : John Russel Smith, 36, SOHO SGUARE, 1870. - P. P. 9-23.
8. Holbl G. History of the Ptolemaic Dynasty: Transl. from German. - London , New York : Taylor &Francis Group, 2001. - 257 р.
9. Pomeroy S. Women in Hellenistic Egypt: from Alexander to Cleopatra. - New York : Schocken book, 1984. -241 р.
10. Wace A. J. B. , Megaw A. H. S. , Skeat T. S. Her-mopolis Magna, Ashmunein. The Ptolemaic Sanctuary and the Basilica / By A. J. B. Wace, A. H. S. Megaw, T. S. Skeat. With the Assistance of Samy Shenouda. - Alexandria : Univ. Press , 1950. - 82 p.