УДК 327.82
ПОДОПЛЁКИН Андрей Олегович, кандидат исторических наук, доцент, руководитель управления международного сотрудничества Северного (Арктического) федерального университета (г. Архангельск). Автор 41 научной публикации
АРКТИКА КАК ОБЪЕКТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ НЕАРКТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ*
В статье сопоставляются содержание и реализация геополитических интересов Японии, Южной Кореи, Индии и Китая в Арктике. Отдельное внимание уделено полярным научно-исследовательским программам этих государств как средству репрезентации национальных интересов и упрочения своих стратегических позиций в регионе. Сделан вывод о том, что успехи азиатских государств в освоении Арктики в значительной степени определяют перспективы их дальнейшего экономического роста и геополитической субъектности.
Арктика, страны Азии, геополитические интересы, арктические стратегии
Рубеж ХХ-ХХ1 веков ознаменовался трансформацией Арктики в объект притяжения интересов ведущих политических и военных блоков, государств и международно-экономических акторов, в единое пространство с собственной региональной идентичностью1. Так называемые «нулевые» годы в действительности не были таковыми с точки зрения формирования арктического вектора мирового политического и экономического развития. Первое десятилетие 2000-х годов отмечено «парадом Арктических стратегий», своим интересам и планам действий в Арктике последовательно придали целостное юридическое закрепление Норвегия (2006 г.), Россия (2008 г.), Канада (2009-2010 гг.) и Финляндия (2010 г.). Практически сформирован арктический фокус политико-стратегических докт-
рин США, НАТО и ЕС2. Драйвером «арктической гонки» становится интеллектуальное освоение региона, а научные арктические программы и создание исследовательской инфраструктуры применяются как эффективные инструменты демонстрации национальных интересов и упрочения геополитических позиций.
Вместе с тем особое значение для дальнейших геополитических перспектив северных циркумполярных районов имеют соответствующие интересы и стратегии государств, не являющихся так называемыми «арктическими резидентами». Особым потенциалом в этом контексте обладают ведущие страны Восточной и Южной Азии, характеризующиеся стремительной динамикой экономики и международно-политического влияния, стандартов потребления,
© Подоплёкин А.О., 2011
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Архангельской области в рамках проекта РГНФ «Большой Европейский Север» в системе российско-норвежских политических отношений, регионального сотрудничества и противоречий в XX - начале XXI веков», проект № 10-01-48101 а/С.
населения и урбанизации, торговой экспансией и научно-технологическим бумом, растущим дефицитом энергии и ресурсов3.
Япония, как наиболее экономически и научно-технологически развитое государство Азии, проявляет интерес к таким аспектам освоения Арктики, как эксплуатация Северного морского пути (СМП) и энергетических ресурсов. Токио активно формирует арктический вектор внешней политики, в то же время часть его возможностей, в силу известных исторических и международно-правовых обстоятельств, ограничена. Тем не менее, в области изучения Арктики и Антарктики Япония входит в число мировых лидеров.
Разработка программ наблюдений за полярным климатом, биологией и геологией осуществляются Национальным институтом полярных исследований. С 1993 года центром, координирующим изучение арктической проблематики и разрабатывающим научно-экспертные основы политики в данной сфере, является Фонд исследований морской политики. Фонд выступает головной структурой в программах по СМП, он обеспечивал японский сегмент международной INSROP, а с начала 2000-х годов - национальную JANSROP Phase II («Программа обеспечения устойчивого развития Восточной Евразии»), сфокусированную на восточной части СМП, Сибири и российском Дальнем Востоке, Охотском море4.
До настоящего времени не опубликовано ни одного документа, свидетельствовавшего бы
о наличии у Японии формализованной целостной арктической стратегии. Тем не менее геополитические интересы страны в Арктике приобретают системный и институциональный характер. В апреле 2009 года Япония подала заявку на членство в Арктическом совете. В июле 2010 года для разработки правительственной арктической политики и стратегии учреждено экспертное «Японское совещание по Арктике», призванное выявить пути вовлечения страны в управление регионом с учетом его экономического потенциала, преимуществ СМП и последствий изменений климата, а в сентябре 2010 года в структуре МИД учреж-
дена так называемая «Арктическая оперативная группа» («Arctic Task Force»). Япония, не изъявляющая открытых претензий, тем не менее входит в число государств, поддерживающих вопрос о пересмотре правового режима Арктики и условных границ Севера планеты в связи со своей готовности к разработке арктического шельфа5.
Геополитические интересы Южной Кореи в Арктике содержательно сопоставимы с японскими и связаны в первую очередь с возможностями СМП и перспективами судостроительного комплекса, открывающимися в связи с этим, а также с биологическим потенциалом северных морей. Формирование полярного вектора в политике Ю. Кореи относится к середине 1980-х годов, когда Корейский институт океанологии начал собственную антарктическую программу. В 2002 году Корея открыла на Шпицбергене станцию «Дасан», проводящую исследования климатической динамики и экологии морских растений. Страна активно участвует в работе нескольких арктических организаций и консорциумов, например в Международном арктическом научном комитете, а весной 2011 года Ю. Корея выступает организатором международной Арктической научной недели6.
Хотя Сеул не имеет формализованной стратегии в Арктике, политико-экспертные круги страны, тем не менее, указывают на присутствие в работе правительственных структур признаков системной деятельности в этой области. В частности, реализуемые Корейской Республикой меры в Арктике очевидно направлены на осуществление исследовательских проектов мирового уровня, устойчивое присутствие в регионе, международно-правовое обеспечение равного доступа к его ресурсам и дипломатическую работу по достижению лидирующих позиций в регионе (в 2008 году подана заявка на статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете)7. Примечательно также, что официальные круги Ю. Кореи напрямую увязывают арктическую исследовательскую программу с вопросами национальной безопасности, соответственно мероприятия по строительству ледокольного флота и развитию исследо-
вательской инфраструктуры в северных циркумполярных районах рассматриваются в политико-стратегическом контексте8.
Индия, в силу своего географического положения, главное внимание до недавнего времени стремилась уделять южным циркумполярным районам9. Поэтому, как признал в феврале 2011 года министр науки, технологий и землеведения П.К. Бансал, образовался серьезный пробел в Арктике, который страна ликвидирует ускоренными темпами10. Начало регулярной индийской программы изучения Арктики относится к середине первого десятилетия 2000-х годов, в 2007 году Индия учредила исследовательскую станцию на Шпицбергене. В настоящее время ее интересы в Арктике носят преимущественно научный характер, однако сами внешнеполитические круги отмечают, что регион привлекает все большее внимание с точки зрения геополитики и экономики (ископаемые и биологические ресурсы).
В связи с этим экспертные круги, разрабатывающие интеллектуальное обеспечение индийской внешней политики, все чаще полагают полезным более активное участие в дискуссиях по Арктике. В частности, имеется в виду, что это помогло бы Индии определиться со стратегией инвестиций в арктические проекты, в т.ч. совместные с Россией. Кроме того, что не менее важно, подчеркивается, что для Индии небезразлична динамика политико-стратегической ситуации в регионе11.
Для политического вовлечения Индии в регион используется артикуляция озабоченности относительно милитаризации Арктики, в частности использования там АПЛ и расположения ядерных вооружений, а также мониторинг активного комплексного проникновения Китая12. Позиционируя себя как лидера Движения неприсоединения и поборника ядерного разоружения, Индия готова играть ключевую роль в продвижении идеи создания в северных циркумполярных пространствах зоны, свободной от атомного оружия. Исходя из договора о Шпицбергене 1920 года, индийское руководство рассматривает свою страну в качестве ключевого игрока в регионе и считает необходимым на-
стаивать на постоянном членстве в Арктическом совете, расширять сотрудничество с Северными странами и исследования в регионе, сформулировать собственную «Арктическую стратегию»13.
Китай, который в концентрированном виде демонстрирует тренды современного роста стран азиатского региона, обладает значительным потенциалом для освоения Арктики. Полярные научные исследования ведутся консорциумом, включающим Институт полярных исследований, Морской институт государственной океанологической службы КНР, Институт океанологии Академии наук, а также несколько университетов и исследовательских учреждений страны. Помимо этого Китай активно участвует в международных арктических научных объединениях и проектах, таких как Международный арктический научный комитет (IASC) и др.14
С 1984 года КНР организовала более 25 антарктических экспедиций и три станции15. Формирование арктического фокуса китайских полярных исследований относится к 1995 году, регулярные арктические экспедиции проводятся с 1999 года (в т.ч. с использованием приобретенного на Украине крупнейшего в мире неатомного ледокола «Снежный дракон»), а в 2004 году на Шпицбергене открылась исследовательская станция «Хуанхэ». О масштабах ресурсов, привлекаемых Китаем для циркумполярных исследований, свидетельствует то, что 26-я антарктическая экспедиция 2009 года имела в своем составе более 250 человек. На ближайшие годы разработана программа создания собственного производства сверхмощных ледоколов, первый из которых должен сойти на воду в 2013 году16.
Определяющее значение для геополитических интересов Китая в Арктике имеет место импорта в структуре обеспечения энергоносителями (более 50% от внутреннего потребления). На официальном уровне подчеркивается, что «потенциал арктического региона принадлежит народам всего мира. Китай ответственен, обязан и имеет возможность участвовать там в мирных исследованиях и защите природ-
ных ресурсов»17. Другой серьезный фактор обусловлен включенностью экономики КНР в мировую торговлю и в ряде докладов подчеркивается, что около половины ВВП страны зависит от состояния морских перевозок. Соответственно, сокращение протяженности путей из Европы и Америки в порты Юго-Восточной Азии за счет свободного от льда СМП может влиять на устойчивость развития национальной экономики. Кроме того, отмечается, что Арктика начинает представлять совершенно определенный интерес в контексте военно-стратегического планирования КНР18.
Отдельного внимания заслуживает сопоставление подходов к определению собственных перспектив в регионе, которые демонстрируются странами «Арктической пятерки» и другими государствами. В 2009 году на уровне МИД было заявлено, что Китай не имеет арктической стратегии. Тем не менее есть основания полагать, что Пекин, традиционно обходящийся без юридической формализации своих целей, в действительности обладает сформированными системными интересами в регионе.
В январе 2010 года в связи с приглашением в Тромсё на конференцию «Арктические рубежи - 2010» посол КНР в Норвегии Тан Гоцян заявил, что изменения, происходящие в циркумполярном мире, оказывают прямое воздействие на устойчивость экономического и социального развития Китая, что побуждает правительство страны ставить особый акцент на арктической проблематике. Двумя неделями позже вицепремьер КНР Ли Кэцян отметил, что деятельность человечества и его страны все стремительнее перемещается с суши на моря и полярные пространства, что требует значительного перераспределения ресурсов в пользу арктических исследований19.
Практическая реализация Китаем своих интересов строится на нескольких принципах. Официальные представители КНР подтверждают приоритет субарктических государств в вопросах, подлежащих разрешению на основе суверенитета и Конвенции ООН по морскому праву, в первую очередь, касающихся шельфа. Но в то же время Китай высказывается за
пересмотр положений международного права. Кроме того, КНР настаивает на том, что значение Арктики трансформируется из регионального в глобальное, поэтому интересы неарктических государств должны быть признаны наравне с приоритетами циркумполярных стран. Отдельные представители китайских ВС открыто допускают возможность силового варианта разрешения арктических противоречий, вызванных столкновением с интересами «исторических хозяев» региона. Причем одним из вариантов развития событий в Арктике, выделяемых китайскими военными экспертами, является сценарий глобальной «топливной войны»20.
Академическое сообщество, избавленное от ограничений дипломатического этикета, поясняет: «Циркумполярные нации должны понять, что Арктика более не является предметом межрегиональных отношений, это международное дело, а вопрос о делимитации более 80% арктического шельфа не может быть решен без Китая». С учетом этого особые надежды Пекина связываются с заявкой на статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете, который рассматривается как наиболее влиятельная региональная структура. Содержание декларативного уровня политики КНР позволяет согласиться с мнением исследователей о смещении ее геополитических интересов на север от Берингова пролива21.
Таким образом, рост геополитических интересов стран Азии в Арктике содержит несколько принципиальных аспектов. Во-первых, это логистический потенциал СМП, открывающийся ввиду таяния льдов и способный снизить стоимость экономического роста азиатских стран. Во-вторых, это наличие природных и биологических ресурсов, объемы которых пока не поддаются адекватной оценке, а также фактически завершенное формирование научно-технологических возможностей их экономически эффективной эксплуатации22. Третий аспект -собственно геостратегическое значение Арктики как новой площадки взаимодействия международных акторов, с чем связаны настойчивые требования азиатских государств о допуске
к участию в арктических организациях и объединениях, например в Арктическом совете23. В-четвертых, для азиатских стран, наращивающих соответствующий экономический и интеллектуальный потенциал, Арктика является полигоном для отработки принципов и технологий, которые понадобятся для будущего освоения ими ресурсов и пространств Антарктиды и высокогорий. В-пятых, и в связи с последним, принципиальное значение (в особенности для РФ) имеет то, что в Арктике отрабатываются политико-правовые методики и информационные технологии обоснования статусов «terra и aqua nullius», интернационализации и обеспечения доступа к имеющимся там ресурсам без применения военных средств.
Международные отношения в Арктике становятся системообразующим элементом мировой геополитики, определяющим вызов, перед лицом которого находится Россия. В РФ нередки алармистские настроения, что «Арктика являет-
ся второй, после Кавказа, угрозой для России» ввиду оспаривания иностранными государствами положений российского законодательства о внутренних морских водах и прилежащей зоне РФ, незащищенности «арктического фасада» страны перед лицом интернационализации региона24.
С таянием арктических льдов значение России как морской державы значительно увеличивается - общая протяженность побережий РФ, вдоль которых возможно свободное судоходство, впервые сопоставима с длиной сухопутных границ. Таким образом, центр российского внешнеполитического мышления и планирования перемещается в Арктику, ставшую главным геополитическим фронтиром страны. Очевидно, что перспективы дальнейшего национального развития России в недалеком будущем будут определяться, в числе прочего, динамикой диалога и сотрудничества на ее новой - арктической - «границе» с крупнейшими государствами мирового Юга.
Примечания
1 Глобальная безопасность: инновационные методы анализа конфликтов / под общ. ред. А.И. Смирнова. М., 2011. С. 175; Фененко А. Международное соперничество за освоение общих пространств. URL: intertrends.ru/twenty-second/003.htm#8.
2 Тексты арктических стратегий указанных стран см.: URL: regjeringen.no/nb/dep/ud/dok/rapporter_planer/planer/ 2006/regjeringens-nordomradestrategi.html?id=448697; scrf.gov.ru/documents/15/98.html; international.gc.ca/media/afi7 speeches-discours/2010/2010-057.aspx?lang=eng; international.gc.ca/polar-polaire/canada_arctic_foreign_policy-brochure-la_politique_etrangere_du_canada_pour_arctique.aspx?lang=eng; formin.finland.fi/public/ download.aspx?ro=63216&GUID={C92863F7-1188-4975-9CC8-34EA16C26D07}; nato.int/cps/en/natolive/news_-66852.htm?selectedLocale=en.
3 Global Changes and Norwegian Foreign and Development Policy 2010-2020 / M.S. Andersen, I.B. Neumann, L. Seabrooke, O.J. Sending. Oslo, 2010. P 25.
4 См.: nipr.ac.jp; sof.or.jp/en/about/foreword.php; sof.or.jp/en/topics/10_02.php.
5 «Norway’s Polar Strategy» by Ambassador Arne Walther, Norway - Japan Polar Seminar, Tokyo, Japan, 26 April 2010. URL: norway.or.jp/Embassy/English/ambassador/Ambassadors-Speeches/NorwaysPolarStrategy; Launching ofthe «Arctic Task Force». URL: mofa.gojp/announce/announce/2010/9/0902_01.html; Банько Ю. Арктика: зона сотрудничества или конфронтации? // Север промышленный. 2008. N° 10; Keisuke Okada. Japan asked to join new Arctic shipping regime. URL: search.japantimes.co.jp/cgi-bin/nn20081107a9.html.
6 http://www.assw2011.org/assw2011/sub_01.php.
7 Kim Se-jeong. Korea Wants to Join in Arctic Projects // The Korea Times. 2008. 24 August.
8Molle K. South Korea and Polar Regions. URL: polarconservation.org/education/antarctic-bases/south-korea-and-antarctica/south-korea-and-the-polar-regions.
9 Антарктическая программа Индии была инициирована в 1981 году, в 1983-1989 годах в Антарктиде были размещены 2 индийских станции и до 2010 года Индия осуществила 22 научные экспедиции на континент.
10 URL: oko-planet.su/phenomen/phenomenartik/59436-indiya-namerena-aktivizirovat-nauchnye-issledovaniya-v-polyarnyh-regionah. html.
11 China and India Compete for Energy in the Arctic. URL: icwa.in/pdfs.
12 Idem; Address by NSA at the 9th IISS Asia Security Summit, 05.06.2010. URL: meaindia.nic.in/ mystart.php?id=550315878.
13 The Arctic Council: Is there a Case for India. URL: icwa.in/issue_briefs.html.
14 The Development of China’s Marine Programs, 2002.07.09. URL: fmprc.gov.cn/eng/topics/3711/t18985.htm; Storey I. Ji Y. China’s Aircraft Carrier Ambitions. URL: globalsecurity.org/military/library/report/2004/art6-w04.htm; см. также: ouc.edu.cn/english/research/centerinstitu/mdsc.html.
15 Sakhuja V. China: Breaking into the Arctic Ice. URL: icwa.in/pdfs/vp_chinaindiacompete.pdf.
16 SRC-162. Chinese North Pole Research Station Launched in Norway. URL: fmprc.gov.cn/eng/wjb/zwjg/zwbd/ t145358.htm; см. также: China opens first research station in Arctic// chinadaily.com.cn/english/doc/2004-07/28/ content_352549.htm; SIPRI Insights on Peace and Security. Stockholm, 2010. P. 3; Spears J. A Snow Dragon in the Arctic. URL: atimes.com/atimes/China/MB08Ad01.html.
17 Grom J. Arctic May Boost Oil and Gas Reserves by. URL: news.sciencemag.org/sciencenow/2009/05/28-02.html; Significance of Arctic Research Expedition. URL: china.org.cn/english/features/40961.htm.
18 Lasserre F. China and the Arctic: Threat or Cooperation Potential for Canada? // China Papers. 2010. June. N° 11; Li Zhen-fu. Contrast of Arctic Route Issue Strategy Based on Linguistic Information Processing. URL: en.cnki.com.cn/ Article_en/CJFDTOTAL-DLHS201001029.htm; Idem. Evolution of Geopolitics and Assumptions of Arctic Route’s Geopolitics. URL: en.cnki.com.cn/Article_en/CJFDTotal-SJDJ201001002.htm; см. также: SIPRI Insights on Peace and Security... P. 7.
19 Ambassador Tang Guoqiang Spoke about China’s Position on Arctic Issues. URL: no.china-embassy.org/eng/dtxw/ t654759.htm; Chinese Vice Premier Calls for Great Efforts to Expand Maritime Activities. URL: au.china-embassy.org/eng/ zggk/Zhongguogaikuang/t658083. htm.
20 Лазарева Т. Китай спешит к разделу «Арктического пирога». URL: atrinfo.ru/commentary/pie.html.
21 Blank S. The Arctic: A Future Source of Russo-Chinese Discord? URL: ocnus.net/artman2/publish/International_3/ The-Arctic-A-Future-Source-of-Russo-Chinese-Discord_printer.shtml; arctic-council.org/section/documentation; Савельева С.Б., Шиян Г.Н. Арктика: укрепление геополитических позиций и экономическое развитие // Вестн. МГТУ. 2010. Т. 13. № 1; Антрим К. Новая судоходная Арктика: Крайний Север и геополитика в XXI веке // Россия в глобальной политике. 2010. № 5 (сентябрь/октябрь); КонышевВ., СергунинА. Арктика на перекрестье геополитических интересов // МЭМО. 2010. № 9. С. 43-48.
22 Arctic Council Arctic Marine Shipping Assessment 2009 Report. URL: arctic-council.org/article/2009/6/ snapshot_of_the_arctic_marine_use_today; Gupta A. Geopolitical Implications of Arctic Meltdown // Strategic Analysis. 2009. March. Vol. 33. Issue 2.
23 В связи с этим важно отметить позицию Норвегии, взявшую на себя роль модератора процесса и поддерживающую заявки стран Азии на членство в Арктическом совете, см.: Norwegian Arctic and High North Policy. Opportunities and Challenges. Stiftung Wissenschaft und Politik, Berlin, 22 June, 2010. URL: regjeringen.no/en/dep/ud/Whats-new/ Speeches-and-articles/speeches_foreign/2010/arctic_berlin.html?id=609500; см. также: Diplomatic Shifts in a Warming Arctic. URL: realclearworld.com/articles/2010/12/23/diplomatic_shifts_in_a_warming_arctic_99325.html.
24 Цыгонок А. Арктика и безопасность России. URL: perspektivy.info/oykumena/politika/arktika_i_ bezopasnost_rossii_2009-11-22.htm.
Podoplyokin Andrey
THE ARCTIC AS AN OBJECT OF GEOPOLITICAL INTERESTS OF NON-ARCTIC STATES
The article analyses the contents and realization of geopolitical interests demonstrated by Japan, South Korea, India and China in the Arctic. Special attention is given to the polar research programs treated as an instrument of representing national interests and strengthening of the strategic positions in the region. It is concluded that the Asian countries’ achievements in the Arctic development determine the prospects of their further economic growth and geopolitical subjectivity.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Шубин С.И., доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведения Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова