ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
39 (180) - 2012
УДК 327.8 (510)
освоение природных ресурсов АРКТИКИ: пути сотрудничества России с Китаем в интересах будущего*
в. н. конышев,
доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений E-mail: konyshev06@mail.ru А. А. сЕРГУНИН,
доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений E-mail: sergunin60@mail.ru
санкт-Петербургский государственный университет
Китай, как и ряд других неарктических государств, предъявляет права на освоение природных ресурсов Арктики. В будущем это может привести к обострению соперничества с Россией, обладающей богатыми ресурсами в полярном регионе. Анализируются стратегия Китая и возможные пути сотрудничества России с Китаем в Арктике. Отмечено, что КНР обладает значительным финансово-экономическим и научно-технологическим потенциалом, который может оказаться крайне полезным России в деле освоения Арктики.
Ключевые слова: арктическая стратегия Китая, национальные интересы России, Арктика, ресурсы, сотрудничество.
Арктический регион обладает примерно 1/4 неразведанных запасов нефти и газа, запасами редких и редкоземельных металлов, руд и другого стратегического сырья, а также значительными биоресурсами. В случае дальнейшего таяния льдов немалые экономические выгоды сулит использование полярных морских маршрутов — через Северо-Западный проход (Канада) и Северный морской путь (Россия). Бурными темпами растут кроссполярные авиаперевозки. Поэтому в последние годы Арктика,
* Статья написана в рамках проектов с СПбГУ и дискусси-оным клубом «Валдай»
и в особенности арктический шельф, становятся сферой геополитического и геоэкономического соперничества ведущих стран мира [7]. В борьбе за ресурсы Заполярья участвуют «официальные» арктические державы (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия), приарктические государства (Швеция, Финляндия, Исландия) и международные организации (НАТО, Евросоюз) [8—10, 12, 13]. При этом США, самое могущественное государство современности, реализуют свою арктическую политику как часть глобальной стратегии по удержанию мирового лидерства. Американская военная стратегия предполагает расширение возможностей военно-морских сил по ведению операций в условиях Арктики [11, 14, 15].
Однако стремительно возникает еще один круг соперничества вокруг Арктики, который нельзя не учитывать России. Неарктические государства также стали проявлять интерес к разработке ресурсов Арктики. Это неизбежно приведет к обострению политических противоречий, поскольку правовой режим Арктики в ряде случаев не позволяет однозначно провести разграничительные линии даже между арктическими державами. Неарктические государства не имеют прав на разработку арктического шельфа, поскольку не имеют прямого выхода к Северному Ледовитому океану. Поэтому
они объективно заинтересованы в пересмотре уже сложившихся правовых норм и сфер влияния.
Среди неарктических государств особое место занимает Китай благодаря быстро растущей экономической мощи. Для Китая доступ к ресурсам Арктики — это залог успешного промышленного развития на долгие годы вперед. При этом Китай обладает достаточным потенциалом для участия в арктической политике.
Официальной арктической стратегии у Китая нет, но его интересы в этом регионе мира вполне очевидны. Пока что они озвучиваются в основном представителями научного сообщества, а официальные власти проявляют осторожность, чтобы не провоцировать «официальные» арктические государства, включая Россию. В итоге многие западные эксперты признаются, что «просмотрели» прорыв Китая в Арктику.
В то же время многие китайские ученые считают, что государству нужно отказываться от официальной подчеркнуто нейтральной позиции в арктической политике, потому что в будущем это обрекает Китай на пассивную роль и не даст ему решающего голоса в делах региона [30]. Вполне созвучно мнение военных. Адмирал Военно-морского флота Китая Инь Чжо отметил, что «Арктика не принадлежит какому-то конкретному государству, но является собственностью всех народов мира, а Китай должен играть обязательную роль в освоении Арктики, потому что обладает одной пятой населения планеты» [31]. Подобные заявления противоречат устойчивой позиции Пекина по уважению суверенитета других государств и говорят, с одной стороны, о существенных интересах в Арктике, а с другой — об отсутствии четко сформулированной стратегии в высших эшелонах политического руководства.
Китай заинтересован в получении доступа к энергоресурсам Арктики для реализации своей главной цели — поддержания высоких темпов экономического развития, которые составляют 9—11 % в год (в 2012 г. ожидается снижение прироста ВНП до 7,5 %). По некоторым оценкам, потребление нефти в 2006—2030 гг. вырастет в 2 раза, достигнув 15 млн баррелей в день. При этом собственных энергоресурсов Китаю явно не хватит даже с учетом значительных запасов угля. В этой связи китайское руководство приняло на вооружение стратегию развития энергетики, которая включает в себя три компонента: 1) максимальное наращивание производительности энергетического
сектора и привлечение в него внешних инвестиций; 2) диверсификация способов производства энергии для понижения зависимости от поставок нефти и газа; 3) диверсификация внешних поставщиков энергоресурсов [38, с. 17—18].
В докладе Китайской академии наук говорится, что за счет освоения полярных месторождений страна может покрыть потребность в топливе на 50—60 % [1]. В настоящее время поставки из района Персидского залива затруднены из-за нестабильной ситуации в регионе и постоянного военного присутствия США. Согласно последней военной доктрине Б. Обамы (5 января 2012 г.) американские вооруженные силы сосредоточат свое внимание на путях транспортировки товаров и услуг в так называемой «южной арке», идущей от Ближнего Востока и Персидского залива через Индийский океан к Северо-Западной Азии [36].
Северный морской путь также интересует Китай в качестве более короткого и свободного от морского пиратства пути из Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в Европу, чем маршрут через Суэцкий канал. Активность сомалийских пиратов привела к десятикратному повышению страхования морских грузоперевозок. Между тем китайский экспорт существенно зависит от морских перевозок, а сокращение их доставки северными маршрутами даст ощутимую прибыль в 60—120 млрд долл. в год. Заинтересованность в Севморпути подтверждает заключение в 2010 г. соглашения о стратегическом партнерстве между ведущим российским перевозчиком Совкомфлотом и Китайской национальной газовой компанией. Китай будет главным пунктом назначения значительной части добываемых в Арктике энергоресурсов. Кроме того, Китай проявляет желание к сотрудничеству с Мурманской портовой особой экономической зоной, заинтересован в успешных перспективах судостроения и судоремонта [6].
Большой интерес для Китая представляют и другие природные ресурсы, находящиеся в Арктической зоне России: биоресурсы, месторождения угля, алмазов, золота, меди, никеля, свинца, цинка. Из норвежского г. Киркенеса импортируется железная руда. В атлантическом секторе Арктики для Китая привлекательны недра Гренландии, которая обладает значительными запасами редкоземельных металлов, урана, железной руды, свинца, цинка, нефти, драгоценных камней. В этой связи в интересах Китая налаживание интенсивного использования Северо-Западного прохода, контролируемого Кана-
дой, что позволит вдвое сократить путь по сравнению с маршрутом через Панамский канал.
На государственном уровне арктическую политику направляет Китайская администрация по делам Арктики и Антарктики, которая подчиняется Государственному океанологическому управлению. В ЦК Коммунистической партии Китая создан комитет по арктическим и антарктическим делам. Из научных учреждений арктической тематикой занимаются более десятка ведущих университетов и исследовательских центров. По инициативе китайского правительства в 2007—2009 гг. было проведено комплексное исследование проблем Арктики по таким темам, как «Разработка ресурсов Арктики», «Транспортные системы Арктики», «Правовой режим Арктики», «Военные факторы в Арктике», но доклады не были опубликованы [29, с. 5].
Китай не относится к арктическим государствам, поэтому в рамках сложившегося международного права не имеет прямого доступа к арктическому шельфу для разработки углеводородных ресурсов. Применительно к Арктике Китай является сторонником принципов Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., на основе которой решаются споры о принадлежности шельфа. В то же время официальный Пекин высказывается за то, чтобы КНР и другие государства тоже получили права на экономическую деятельность. В интересах Китая, как и других неарктических государств, — пересмотр сложившегося правового режима, при котором только пять арктических государств имеют преимущественные права на прилегающий шельф. Китай пока является лишь временным наблюдателем в Арктическом совете, одной из наиболее влиятельных международных организаций, а поэтому не имеет непосредственных рычагов для влияния на арктическую политику. В такой сложной ситуации Китай проявляет активность по проникновению в Арктику самыми разными путями.
В частности, можно выделить следующие формы и методы арктической политики КНР.
1. Проведение научных исследований в целях обеспечения своего регулярного присутствия в Арктике. До прихода на Крайний Север Китай проводил интенсивные научные исследования в Антарктиде с 1984 г. Там было организовано более 26 экспедиций и создано три станции. Формирование арктического фокуса китайских полярных исследований относится к 1995 г., когда группа китайских ученых впервые побывала на Северном полюсе.
Регулярные арктические экспедиции проводятся с 1999 г. по следующим направлениям: структура льда и динамика его таяния, океанография, биосфера, верхние слои атмосферы, экология, влияние изменения климата на экономическую деятельность, мониторинг погоды. Исследования ведутся в двух секторах Северного ледовитого океана: атлантическом и тихоокеанском [35]. К настоящему времени КНР провела три полярные экспедиции.
Пока это только научные исследования, ведь у Китая нет собственной инфраструктуры в регионе. В 2004 г. на Шпицбергене была открыта первая научная станция «Хуанхэ». Все объекты станции «Хуанхэ» на Шпицбергене построила Норвегия, она же обеспечивает обслуживание станции. До 2008 г. китайцы провели там 8 подводных исследований, используя модернизированную версию глубоководного робота, которая способна погружаться на глубину до 100 м [23].
Для проведения регулярных исследований выделяются значительные финансовые средства. Так, в Украине был куплен крупнейший в мире дизельный ледокол, получивший название «Снежный дракон». В порте его приписки — Шанхае — строится инфраструктура для обработки данных: обновляются портовые сооружения, строятся хранилища для образцов льда, центры обработки информации и др. В 2009 г. Госсовет Китая принял решение о строительстве собственных ледоколов, первый из которых планируется построить к 2013 г. Он будет способен пройди без остановки до 20 тыс. морских миль, проходить льды толщиной до 1,5 м, иметь батискафы и подводных роботов для изучения морской среды и донных поверхностей [33, с. 6].
Китай проявляет активный интерес к сотрудничеству с Россией в научном исследовании Арктики. Обсуждаются возможности создания совместной полярной станции, а заодно и свободного прохода китайских судов по Северному морскому пути. Налажены связи между Геологическим институтом Кольского научного центра РАН и Институтом геологии Академии наук Китая (Пекин). Взаимный интерес представляют технологии бурения сверхглубоких скважин, поиски и разработка хромитовых, медно-никелевых и золоторудных месторождений [24]. Китай проявляет интерес к сотрудничеству с Ямало-Ненецким АО как инвестиционной площадкой для широкого взаимодействия с нефтегазовым комплексом России.
2. Территориальное закрепление в Арктике.
Это достигается за счет создания станций на Шпицбергене и покупки части территорий у малых при-арктических государств. Так, например, Исландия, испытывающая серьезные финансовые трудности на фоне европейского экономического кризиса, является одним из объектов китайского интереса. Китайский бизнесмен предложил выкупить территорию островного государства площадью в 300 км2 за 100 млн долл. для строительства экологического курорта, а в перспективе — строительства порта. Исландия, которая поначалу всерьез рассматривала это предложение, была вынуждена отказать Китаю под сильным давлением США и Великобритании, которые опасались усиления китайского контроля над арктическими путями доставки грузов.
3. Участие в двусторонних и многосторонних коалициях по изучению и разработке ресурсов Арктики. В таком сотрудничестве, как и многие другие страны, заинтересована Россия, которая испытывает сложности и с финансированием, и с новыми технологиями для освоения имеющихся у нее ресурсов. Три крупнейшие китайские компании готовы участвовать в освоении нефтегазовых месторождений: Китайская национальная нефтегазовая корпорация, Китайская национальная нефтехимическая промышленная корпорация и Китайская национальная корпорация по освоению и эксплуатации морских нефтегазовых ресурсов. Однако пока они отстают в технологиях разведки на шельфе [19]. Прорабатывается участие китайских компаний в инвестировании в строительство завода по сжижению газа в Ненецком автономном округе (проект «СПГ-Печора») [25]. Эксперты считают вполне возможным участие китайского капитала в разработке Штокмановского месторождения. Здесь Китай заинтересован в получении технологического опыта глубоководного бурения, который он надеется получить от сотрудничества с российским Газпромом и компаниями Total (Франция) и Statoil (Норвегия).
В Гренландии уже есть инвестиции китайских фирм Sinosteel и China Communications Construction Corp., InnerMongolia Baotou Steel Rare Earth. Большие выгоды сулит, например, разработка месторождения редкоземельных металлов в Кваненфельде, которое по запасам способно обеспечить 20 % мирового спроса [20]. По мере того, как Китай будет закрепляться в Гренландии экономически, все более актуальным станет маршрут доставки грузов через канадский Северо-Западный проход. В Норвегии китайская государственная компания China Invest
Corporation покупкой 30 % акций у Gas de France Suez получила доступ к разработке месторождения «Хейло». Таким образом, Китай закрепляется и в Баренцевом море [5].
В будущем Китай будет делать ставку на опережающее экономическое присутствие в Арктике, в особенности на пространствах за пределами шельфа в направлении Северного полюса, где нет четкой регламентации экономической деятельности. Профессор Национального университета обороны НОАК Ли Ли в этой связи заявил: «Кто начал первым, тот, вероятнее всего, будет иметь преимущества в будущем» [21].
4. Использование международных организаций, действующих в Арктике. Китай подал заявку на статус постоянного наблюдателя в международном Арктическом совете, который официальный Пекин считает самой влиятельной организацией в регионе. Это сделано для того, чтобы хотя бы частично влиять на принятие решений в этой организации. При этом Китай стремится получить особые права при поддержке Норвегии и Дании, которые надеются получить финансовую помощь от Китая для собственных арктических программ. Правда, пока политические отношения Норвегии с Китаем находятся на весьма низком уровне из-за того, что в 2011 г. Нобелевский комитет присудил премию мира китайскому диссиденту, осужденному на 11 лет. Однако это, скорее всего, временный конфликт, и компромисс рано или поздно все-таки будет найден. По крайней мере, министр иностранных дел Норвегии заявил, что Осло по-прежнему поддерживает стремление КНР стать постоянным наблюдателем в Арктическом совете [28]. С 1996 г. Китай является членом Международного научного комитета по изучению Северного полюса [37].
5. Поддержка инициатив по пересмотру правового статуса Арктики. Как и другие неарктические государства, Китай проявляет заинтересованность в пересмотре правового статуса Арктики в пользу превращения ее в общую «кладовую запасов» всего человечества, а Севморпуть предполагается вывести из-под контроля России. Показательно заявление китайского эксперта Ли Цзэнфу из Даляньского морского университета по этому поводу: «Кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики» [3]. Китай призывает к международному сотрудничеству, но в то же время попытки «официальных» арктических государств
закрепить свои права на шельф рассматриваются как «вызов, который бросает международному порядку и международному праву Россия и некоторые другие государства после окончания холодной войны» [23]. По линии МИДа Китай проводит линию на пересмотр правового статуса Арктики в соответствии с новыми обстоятельствами, возникающими в результате таяния полярных льдов. Это означает, что вопросы освоения Арктики получают не только региональное, но и глобальное измерение, открывая для Китая новые возможности.
Представители китайского академического сообщества, избавленного от необходимости соблюдения дипломатического этикета, поясняют: «Циркумполярные нации должны понять, что Арктика более не является предметом межрегиональных отношений, это международное дело, а вопрос о делимитации более 80 % арктического шельфа не может быть решен без Китая» [22, с. 43].
6. Ведение сложной многоходовой политической борьбы по привлечению союзников. Потенциальные клиенты Китая — приарктические государства, имеющие половинчатый статус. В их числе уже упоминавшаяся Исландия, а также Швеция и Финляндия, которые имеют полярные сухопутные владения, но не имеют выхода к Ледовитому океану, а вслед за этим и прав на разработку шельфа. В то же время по линии дипломатии они всячески стремятся доказать свой арктический статус для получения соответствующих привилегий.
Кроме того, те члены «официального арктического клуба», которые не могут противостоять в одиночку более крупным государствам, как США или Россия, тоже могут искать экономической и политической поддержки у Китая. Так, в последнее время на этом направлении наблюдается активизация Дании, которая становится «ключевым коридором для китайского экономического и стратегического проникновения в Арктику» [27]. Посол Дании заявил в Пекине, что Китай имеет в Арктике «естественные и законные экономические и научные интересы» [2], несмотря на отсутствие у него береговой линии в полярном регионе.
Поддерживая Китай, Дания стремится укрепить свое влияние в Арктическом совете и опереться на финансы Китая для разработки ресурсов подконтрольной Гренландии. Ни у Дании, ни у правительства Гренландии нет финансовых и экономических возможностей для самостоятельной разработки полезных ископаемых в полярных условиях. В этом
отношении союз Дании и Китая выглядит взаимовыгодным, а США в данном случае отходят на второй план. Показательно, что самое большое посольство Дании находится именно в Китае, причем оно в 2 раза больше датского посольства в США.
В перспективе китайское руководство не исключает военного противостояния в Арктике из-за обострения экономических и политических противоречий. Причем одним из вариантов развития событий в Арктике, выделяемых китайскими военными экспертами, является сценарий глобальной «топливной войны» [16]. Впрочем сам Китай едва ли пожелает стать одной из воюющих сторон, не имея там никакой инфраструктуры для поддержки операций на удаленном театре военных действий.
Скорее всего, в данной области Китай будет делать ставку на активный политико-дипломатический диалог с другими региональными «игроками». В частности, в Пекине выражают озабоченность решением арктической «пятерки» укрепить свои военные возможности в Арктике, которые выразились в проведении маневров (в том числе под эгидой НАТО), и наращиванием военного присутствия. Негативно были восприняты установка российского флага на дне океана в точке Северного полюса и возобновление полетов российской стратегической авиации в полярной зоне.
Но одновременно китайские военные предметно знакомятся с возможностями Вооруженных сил России в арктических условиях в ходе официальных визитов, один из которых возглавил Чень Биндэ, начальник генерального штаба Народной освободительной армии Китая [18]. Делегации посетили атомную подводную лодку, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», а также расположение отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в Печенге, побывали на полигонах и стрельбищах.
Очевидно, острие пекинской арктической политики в обозримом будущем будет направлено против России, США и Канады, которые не собираются делиться своими правами и обладают достаточными ресурсами для защиты своих интересов в Арктике.
При этом интересы Канады и России объективно ближе друг другу в противопоставлении позиции Китая: то и другое государство имеют протяженные заполярные территории и береговые линии; Россия и Канада защищают национальный контроль над арктическими морскими путями (Северный морской путь и Северо-Западный проход); оба государства
заинтересованы в том, чтобы «арктический клуб» не расширялся бы в будущем, причем международное сотрудничество углублялось бы прежде всего в рамках Арктического совета.
Россия и Канада давно предлагали точнее определить статус постоянных наблюдателей для неарктических государств и международных организаций [32]. Тем самым для неарктических государств и международных организаций был бы четко прописан предел их возможностей в Арктике, а также одновременно подтвержден приоритет пяти арктических государств. Это выгодно как России, так и Канаде, которые имеют самые протяженные границы в Арктике. Такой документ, позволяющий упорядочить процесс предоставления статуса наблюдателя неарктическим государствам и организациям, а также ясно определяющий права и обязанности наблюдателей в Арктическом совете, в конце концов был разработан и подписан на министерской встрече совета в Нууке (Гренландия) в мае 2011 г. [26]. На следующей министерской встрече, которая планируется в 2013 г., будут приняты первые решения по поводу того, кому еще будет предоставлен статус постоянного наблюдателя.
В свою очередь Китай считает, что арктические ресурсы и арктические маршруты России и Канады должны стать «общим достоянием» человечества. Исследователь из Института международных проблем Китая Юань Цзунцзэ заявил по этому поводу: «Северный морской путь является глобальным общим достоянием и не может управляться отдельными государствами» [4]. Интересно, что эти аргументы могут обернуться негативными последствиями для самого Китая в его непосредственном геополитическом окружении. Так, канадские эксперты отмечают, что такая позиция подрывает претензии Пекина на о. Тайвань, большую часть Южно-Китайского моря и ряд спорных островов [34].
Интересно, что политические устремления Китая и США близки в том плане, что они добиваются для себя принципа «свободы рук», но различными путями. США во многом игнорируют Арктический совет, не ратифицируют Конвенцию по морскому праву 1982 г. и занимают в целом антироссийскую позицию. Китай делает ставку больше на экономическое проникновение и участие в международных организациях, чем на обострение конфликтов, причем демонстрирует готовность к сотрудничеству с Россией. Однако нарастающее глобальное
соперничество между США и Китаем за ресурсы и политическое влияние делают невозможным их полнокровное сотрудничество в Арктике.
Острота соперничества Китая с Россией по поводу Арктики будет зависеть от нескольких общих факторов противоположной направленности. Сотрудничеству способствует стратегическое и экономическое партнерство России и Китая. По мнению С. Лузянина,руководителя Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и Шанхайской организации сотрудничества, отношения с Россией ценятся китайским руководством выше, чем с любой другой страной мира [17]. Доминантой для китайского руководства останется сохранение стабильности внутри страны и за ее пределами, как важнейшего условия дальнейшего развития государства.
Наступательному характеру политики Китая будут способствовать нехватка энергоресурсов и различного сырья (которые необходимы для поддержания высоких темпов развития), а также наметившаяся ревизия приоритетов внешней политики КНР в целом (как следствие роста влияния Китая в мировой экономике и политике). У Китая появляются глобальные интересы, соответствующие его могучему потенциалу. Но при этом внешняя политика в обозримом будущем будет строиться предельно прагматично, сквозь призму именно национальных интересов, а не глобальных проблем или глобальной ответственности, что необходимо учитывать России. В отношении России Китай тактически будет строить свою политику в зависимости от складывающейся конъюнктуры, но стратегически она будет определяться собственными интересами экономического характера. Как и другие государства, Китай не заинтересован в расширении шельфа России за счет хребта Ломоносова и поднятия Менделеева.
Таким образом, арктическая политика Китая открыта для взаимовыгодного сотрудничества с Россией, но в ней потенциально присутствует и антироссийский вектор. Он может состоять в том, что Китай будет добиваться определенных целей, а именно:
• доступа к разработке ресурсов в Арктической зоне России для последующей транспортировки их в Китай, а не переработки в России;
• особых прав на льготное пользование Севмор-путем, а в перспективе на его интернационализацию в союзе с другими заинтересованными государствами;
• поддержки на политико-дипломатическом уровне инициатив, направленных на нейтрализацию прав арктических государств на шельф и ревизию правового режима Арктики в пользу неарктических государств. С точки зрения национальной безопасности Российской Федерации устремления КНР в Арктике имеют противоречивый характер. Так, их действия могут нанести ущерб экономическим и военно-стратегическим интересам России в регионе. В общем плане (глобальном) следует учитывать возможность того, что усилиями Китая (и некоторых других азиатских стран) в Арктике отрабатываются политико-правовые методики и информационные технологии по обоснованию статусов «ничейные земля и вода» (лат. — «terra et aqua nullius»), интернационализации и обеспечению доступа к имеющимся там ресурсам без применения военно-силовых средств.
Следует особо отметить, что в то же время КНР обладает значительным финансово-экономическим и научно-технологическим потенциалом, который может оказаться полезным России в деле освоения Арктики. Конечно, России необходимо избирательно подходить к использованию этого потенциала и вырабатывать механизмы «тонкой настройки» для взаимодействия с КНР в Арктике, памятуя при этом о необходимости установления определенных пределов для сотрудничества с этим государством.
Список литературы
1. Арктические баталии. Перезагрузка. URL: http://www. magazine. rbc. ru/2011/10/12/main/ 562949981711759.shtml.
2. Китай вступает в арктическое уравнение. URL: http://www. inosmi. ru/arctica/ 20111031/176857434. html.
3. Китай позарился на российскую Арктику. URL: http://www. ng. ru/world/2010-03-03/1_china. html.
4. Китайские интересы в Арктике. URL: http:// rus. ruvr. ru/2012/02/02/65151982.html.
5. Китай уже в Баренцевом море. URL: http:// www. barentsobserver. com/index. php?id=4957335& xxforceredir=1&noredir=1.
6. Китайцев больше интересует мурманский порт. URL: http://www. b-port. com/news/item/59779.html.
7. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктика на перекрестье геополитических интересов // Мировая экономика и международные отношения. 2010. N° 9. С. 43—53.
8. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Арктические стратегии стран Северной Америки и Россия // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. С. 11.
9. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. 2011. № 3. С. 27—36.
10. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность //
Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 14. С. 2—9.
11. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Новая доктрина Барака Обамы и национальные интересы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 14. С. 2—9.
12. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Ремилитаризация Арктики и безопасность России // Национальная безопасность / Nota Bene. 2010. № 3—4. С. 55—67.
13. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Северная Европа: общий арктический вектор // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2011. № 24 (40). С. 10—13.
14. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Стратегия национальной безопасности Барака Обамы: старое вино в новых мехах? // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 1. С. 23—36.
15. Конышев В. Н., Сергунин А. А. Стратегия национальной безопасности Б. Обамы: состоялось ли радикальное обновление? // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Obsesver. 2010. Т. 251. № 12. С. 87—95.
16. Лазарева Т. Китай спешит к разделу «Арктического пирога». URL: http://atrinfo. ru/commentary/ pie. html.
17. Лузянин С. Внешняя политика Китая до 2020 г. Прогностический дискурс. URL: http://www. perspektivy. info/oykumena/politika/vneshnaja_politika_kitaja_do_ 2020_g_prognosticheskij_diskurs_2011-11 -29.htm.
18. Мурманский вестник. 09.08.2011. URL: http:// www. mvestnik. ru/shwpgn. asp?pid=201108093123.
19. Насколько Россия и США пустят Китай в Арктику? URL: http://www. asia-business. ru/lenta/ china/2011/09/07/news_1003.html.
20. Новая стратегическая цель Китая: полезные ископаемые Арктики. URL: http://www. inosmi. ru/ world/20120206/184833929.html.
21. Норвегия встала на пути Китая в Арктику. URL: http://rus. ruvr. ru/2012/01/30/64943406.html.
22. Подоплекин А. О. Арктика как объект геополитических интересов неарктических государств //
Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. С. 40—45.
23. Самсонов А. Китай готовится к «битве за Арктику». URL: http://topwar. ru/7335-kitay-gotovitsya-k-bitve-za-arktiku. html.
24. Сверхглубокая точка касания. Какие интересы объединили китайских и наших ученых? URL: http:// www. mvestnik. ru/print. asp?pid=201108043060.
25. У проекта «Печора-СПГ» может появиться инвестор из Китая. URL: http://www. barentsobserver. com/-l-r. 4903461-16149.html.
26. Стенограмма интервью министра иностранных дел России С. В. Лаврова российским СМИ по итогам участия в заседании Арктического совета, г. Нуук. 12.05.2011. URL: http://www. mid. ru/brp_ 4.nsf/0/1C9544E2A6C34E6EC325788F00506EE0.
27. China's new strategic target: Arctic minerals. URL: http://blogs. wsj. com/chinarealtime/2012/01/18/ china %E2 %80 %99s-new-strategic-target-arctic-minerals.
28. Despite Nobel, Norway Favors. China Role in Arctic. URL: http://www. scandasia. com/viewNews. php?news_id=8272&coun_code=no.
29. Jakobson L. China prepares for an ice-free Arctic // SIPRI Insights on Peace and Security. 2010, № 2. С. 1—16.
30. Jakobson L. Preparing for an ice-free Arctic. URL: http://www. chinadialogue. net/article/show/ single/en/3581-Preparing-for-an-ice-free-Arctic-2.
31. Jakobson L. Preparing for an ice-free Arctic. URL: http://www. chinadialogue. net/article/show/ single/en/3584-Preparing-for-an-ice-free-Arctic-3.
32. Hannaford J. Canada's Arctic foreign policy. 24 January 2011. URL: http://www. circumpolar. gc. ca.
33. Sakhuja V. China Arctic calculus and Iceland. SSPC Issue. № 3. New Deli: Society for Study of Peace and Conflict, 2011.
34. Silbey R. China enters the Arctic equation. URL: http://www. vancouversun. com/news/China+e nters+Arctic+equation/5625478/story. htm.
35. Spears J. A. Snow Dragon in the Arctic. URL: http://www. atimes. com/atimes/China/MB08Ad01.html.
36. Sustaining Global Leadership: Priorities for 21th Century Defense. Washington: U. S. Department of Defense, 2012. URL: http://graphics8.nytimes. com/ packages/pdf/us/20120106-PENTAGON. PDF.
37. The Development of China's Marine Programs. URL: http://www. fmprc. gov. cn/eng/topics/3711/ t18985.htm.
38. Weitz R. China-Russian security relations: strategic parallelism without partnership or passion? / Carlisle: Strategic Studies Institute, 2008.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж - 500 экз.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru