Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №3
УДК 327(985) Валерий ЖУРАВЕЛЬ
АРКТИКА И ВОПРОСЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Аннотация. 5 марта 2020 г. президент В.В. Путин утвердил Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 г. В этом документе стратегического планирования определяются цели, направления, задачи, а также механизмы реализации политики России в Арктике на ближайшие 15 лет. Одним из 5 основных внешних вызовов в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктическом регионе является наращивание иностранными государствами военного присутствия и возрастание там конфликтного потенциала. Автор анализирует противодействие этому вызову. Военную безопасность призван обеспечить комплекс мероприятий, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту её суверенитета и территориальной целостности; повышение боевых возможностей группировок войск общего назначения Вооружённых Сил, других воинских формирований и органов; поддержание их боевого потенциала на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии против РФ и её союзников; совершенствование системы комплексного контроля за воздушной, надводной и подводной обстановкой; создание и модернизация объектов военной инфраструктуры, обеспечение жизнедеятельности войсковых и иных формирований и органов.
Ключевые слова: Россия, Арктика, Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 г., угрозы, российская армия.
Глубокий анализ международных вызовов в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике, проблем обеспечения обороны и безопасности в регионе в современных условиях дан в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне до 2035 года1 (далее - «Основы»), которые президент В.В. Путин утвердил 5 марта 2020 г. указом №164.
Это важный документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности РФ. Исходя из национальных интересов России в Арктике в «Основах» определены 8 направлений государственной политики РФ в регионе. Для их выполнения в целом необходимо реализовать 63 задачи. Из них к вопросам обороны и безопасности относятся лишь 17 задач2, но и они не только военного характера, а также связаны с решением социально-экономических проблем.
Следует отметить, что уже на следующий день на появившийся документ среагировали
© Журавель Валерий Петрович - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра арктических исследований Отдела страновых исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию: 17.05.2020. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320204247.
1 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164 URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8Zpjhp AaQ0WB 1zjvwN040gKiI1mAvaM.pdf (дата обращения: 06.03.2020). См. также: Журавель В.П. О новой государственной политике России в Арктической зоне до 2035 года. Аналитическая записка на сайте ИЕ РАН, 2020, №9. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2020/an192.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
2 Подсчитано автором по тексту Основ.
в США. По данным The Washington Times, глава американского Северного командования ВВС генерал Терренс О'Шонесси на заседании одного из подкомитетов Сената заявил, что соперники Америки рассматривают Арктику как «плацдарм», с которого они в будущем смогут осуществлять ракетные удары по территории США1. За подобными заявлениями, как показывает практика, нередко следуют акции, способные осложнить обстановку в регионе и подорвать стратегическую стабильность. Поэтому чрезвычайно важно на экспертном уровне показывать реальную военную составляющую политики РФ в Арктике, которая направлена прежде всего на поддержание военного паритета в регионе, защиту его природных богатств и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).
Внешние вызовы национальной безопасности в Арктике
В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне до 2035 г. (пункт 8) указаны 5 внешних вызовов в сфере обеспечения национальной безопасности. Они носят комплексный характер и затрагивают различные сферы безопасности: правовую, экономическую, информационную и военную.
Так, ряд стран (США, Китай, Япония, Финляндия) стремятся изменить режим плавания по СМП и, по сути, добиться его интернационализации, что в конечном итоге позволит снизить влияние России в регионе. Учитывая незавершённость международного правового разграничения морских пространств в Арктике, неарктические государства прилагают усилия на политическом и экспертном уровне по пересмотру (ослаблению) уже сложившихся правовых норм, чтобы получить право на разработку арктического шельфа. Отмечаются попытки воспрепятствовать осуществлению Российской Федерацией законной хозяйственной или иной деятельности в регионе со стороны иностранных государств. Особенно показательно это находит своё выражение в деятельности Норвегии против России на архипелаге Шпицберген. Усиливаются попытки дискредитации деятельности РФ в регионе со стороны наших геополитических противников. Актуальность данных положений состоит в том, что они прямо или косвенно затрагивают вопросы суверенитета РФ2.
Наибольшим вызовом национальной безопасности является наращивание иностранными государствами военного присутствия в Арктике, в результате которого возрастает конфликтный потенциал в регионе. Так, в докладе на расширенном заседании коллегии Министерства обороны России в декабре 2018 г. глава ведомства С.К. Шойгу выделил следующие тенденции осложнения военно-политической обстановки, затрагивающие Арктический регион3: с 2018 г. воссоздаётся второй оперативный флот ВМС США; с целью обеспечения переброски войск из США для их развёртывания в Европе принято решение о формировании к 2022 г. двух новых штабных структур: объединённого командования ОВС НАТО - «Атлантика» и объединённого командования тыла; в Норвегии в 60 км от российской границы ведётся строительство новой РЛС, на её территории в 2018 г. удвоена численность дислоцированных подразделений американской морской пехоты; увеличивается количество учений, всё чаще в них принимают участие не входящие в Североатлантический альянс страны, в частности - Швеция и Финляндия; возрастает количество разведывательных полётов у границ РФ. Усилилась
1 Генерал ВВС США о новых вызовах в Арктике: это больше не крепостная стена, а океаны не защитные рвы для Америки. ИноТВ, 06.03.2020. URL: https://russian.rt.com/inotv/2020-03-06/General-VVS-SSHA-o-novih (дата обращения: 20.05.2020).
2 Журавель В.П. Проблема суверенитета в Арктике. Защита государственного суверенитета - опыт Евросоюза и европейских стран. Отв. ред. В.Б. Белов. М., ИЕ РАН, изд-во «Весь Мир», 2018. С. 163-180.
3 Заседание коллегии Министерства обороны. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства обороны. 18.12.2018. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/59431 (дата обращения: 25.01.2019).
активность Соединённых Штатов в Арктике по пересмотру правил плавания по СМП и по акцентированию антироссийской направленности проводимых учений1. Данные обстоятельства требуют от руководства страны, силовых структур, в первую очередь от российского военного ведомства, принятия адекватных мер, направленных на поддержание паритета и создание благоприятных условий для защиты национальных интересов в регионе.
Российская армия в Арктике
Россия в последние годы много сделала для усиления безопасности в Арктике. С 1 декабря 2014 г. начала действовать новая военная структура - Объединённое стратегическое командование «Север». В неё вошли Северный флот в полном составе, 45-я армия ВВС и ПВО, ряд соединений и частей Центрального и Восточного военных округов и других силовых структур.
С учётом складывающейся обстановки, соотношения военных сил в Арктическом регионе, в «Основах» (пункт 19) определены задачи в сфере обеспечения военной безопасности. Особое внимание обращено на выполнение комплекса мер, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту её суверенитета и территориальной целостности. Всего в Арктике планируется построить 13 аэродромов, один наземный авиационный полигон, а также 10 радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации, которые будут размещены на военных базах. На аэродромах, расположенных за полярным кругом, планируется разместить новые модели российских самолётов. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-1602. Решению поставленных задач способствуют ежегодно проводимые военные учения, мероприятия по оптимизации группировок войск и воинских формирований, оснащению их новыми образцами оружия и боевой техники.
Актуальным становится повышение боевых возможностей группировок войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в Арктической зоне Российской Федерации. В группировке войск возрастает роль Северного флота3. К концу 2020 г. и в 2021 г. соответственно войдут в строй и заступят на боевую вахту крейсеры «Князь Владимир», «Казань» и дизель-электрическая субмарина с ракетами типа «Калибр» на бор-ту4. Подразделения нового зенитного ракетного полка в апреле 2020 г. заступили на боевое дежурство в Арктике, комплексы С-300 охраняют воздушное пространство Якутии и участок Севморпути. По информации командующего Северным флотом адмирала Александра Моисеева, активно идёт процесс модернизации баз новых подлодок в Заозерске и Гаджиево5. Следует отметить, что это тот минимум, который позволяет поддерживать их боевой потенциал на уровне, гарантирующим решение задач по отражению агрессии.
В «Основах» акцентируется внимание на совершенствование системы комплексного контроля за воздушной, надводной и подводной обстановкой в Арктической зоне. Такая же задача поставлена и Береговой охране ФСБ РФ. Поэтому важно определить первичную ответственность за её выполнение. Наши пограничники в большей мере контролируют надводную
1 Криволапов О.О. Военная политика администрации Д. Трампа в Арктике: первые шаги. США. Канада: экономика, политика, культура, 2019, №4. С. 31-45.
2 Арктический «Бастион»: Россия закрыла Севморпуть. 03.12.2019. URL: https://news.rambler.ru/armv/43277422/? utm content=news media&utm medium=read more&utm source=copvlink (дата обращения: 25.01.2020).
3 Евменов Н.А. Роль и место Северного флота в обеспечении безопасности в Арктическом регионе. Арктические ведомости, 2019, №1. С. 66-71.
4 Северный флот пополнится тремя новыми подлодками. 19.03.2020. URL: https://sm-news.ru/severnvj-flot-popolnitsva-tremva-novvmi-podlodkami-58568/ (дата обращения: 15.04 2020).
^Россия модернизирует базу для подлодок в Арктике. 18.03.2020. URL: https://lenta.ru/news/2020/03/18/base/ (дата обращения: 15.04.2020).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №3
обстановку. В последнее время к решению задач по укреплению безопасности в Арктике подключается и Росгвардия, которая в 2019 г. приняла под охрану первую плавучую атомную теплоэлектростанцию «Академик Ломоносов» в акватории морского порта Певек на Чукотке1. В 2020 г. планируется завершить дооборудование порта Сабетта мобильным комплексом, усиленным, в том числе, морской и амфибийной составляющими. К концу года под защитой войск будут находиться девять морских арктических портов2. Необходимость повышения контроля за арктическим пространством возрастает в связи с активизацией экономической деятельности, особенно судоходства по СМП.
По прежнему важной работой остаётся создание и модернизация объектов военной инфраструктуры, обеспечение жизнедеятельности войсковых формирований и органов3. Возводятся новые и восстанавливаются старые её элементы, в том числе заполярные аэродромы и военные базы, которые предполагается использовать по двойному назначению. Так, к 2020 г. планируется разместить более 20 тыс. военнослужащих, членов их семей и гражданских лиц, работающих в системе Минобороны4. Вместе с тем понятно, что всю АЗРФ военной инфраструктурой закрыть невозможно. Размещение военных объектов должно быть построено так, чтобы обеспечивать быстрые действия на угрожаемом направлении.
Прекращение с 2014 г. контактов между начальниками Генеральных штабов армий стран Арктического совета сильно мешает конструктивному и своевременному решению военных вопросов в этом регионе. В среднесрочной и долгосрочной перспективе международные риски могут возрасти в случае дальнейшего сохранения политической напряжённости в отношениях России с Западом.
* * *
В «Основах» прописаны цели государственной политики России в Арктике на ближайшие 15 лет, подтверждена лидирующая роль РФ в Арктическом регионе, конкретизированы задачи по повышению обороноспособности страны на арктическом направлении. Ценность документа, на наш взгляд, состоит в том, что в нём разграничена ответственность и определены нормы взаимоотношений «силовых» министерств и ведомств, осуществляющих деятельность в Арктике.
В настоящее время группировка Российской армии способствует сохранению баланса сил в Арктике, поддерживает необходимый уровень безопасности. Степень милитаризации Арктики не выходит за пределы разумной достаточности. Вместе с тем укрепление военной безопасности в регионе следует рассматривать через призму возможных последствий переживаемой напряжённости в отношениях России с западными странами. В этой связи необходимо продолжать совершенствовать систему комплексного мониторинга военной ситуации в регионе, чтобы устранить неверную взаимную интерпретацию военной деятельности сторон. Способствует решению этой задачи Договор по открытому небу, который обеспечивал меры транспарентности и доверия в военной области. Однако заявление США (май 2020 г.) о пред-
1 Встреча с директором Федеральной службы войск национальной гвардии Виктором Золотовым. 06.05.2020. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63302 (дата обращения: 11.05.2020).
2 Директор Росгвардии генерал армии Виктор Золотов открыл расширенное заседание коллегии ведомства. 11.03.2020. URL: https://rosgvard.ru/ru/news/article/direktor-rosgvardii-general-armii-viktor-zolotov-otkryl-rasshiren noe-zasedanie-kollegii-vedomstva (дата обращения: 15.04.2020).
3 Котов А., Старчак М. Вопросы инфраструктуры и жизнеобеспечения российских военных баз в Арктике. Новый оборонный заказ. Стратегии, 2019, №4. С. 36-40.
4 Строительство военных городков в Арктике продолжится до 2020 года. 18.08.2016. URL: http ://www. arctic-in fo.rU/news/18-08-2016/stroitelstvo-voennyh-gorodkov-v-arktike-prodolzhitsya-do-2020-goda/ (дата обращения: 27.09. 2016).
стоящем выходе страны из указанного Договора может способствовать дальнейшему разрушению создававшейся десятилетиями архитектуры военной безопасности, в том числе в Арктическом регионе. Но на сегодняшний же день Арктика - это территория относительно низкой политической напряжённости и небезуспешного развития многостороннего международного сотрудничества.
Список литературы
Журавель В.П. О новой государственной политике России в Арктической зоне до 2035 года. Аналитическая записка на сайте ИЕ РАН, 2020, №9. URL: http ://www.instituteofeurope. ru/images/uploads/analitika/2020/an192.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
Журавель В.П. Проблема суверенитета в Арктике. Защита государственного суверенитета - опыт Евросоюза и европейских стран. Отв. ред. В.Б. Белов. М., ИЕ РАН, изд-во «Весь Мир», 2018. С. 163-180.
Евменов Н.А. Роль и место Северного флота в обеспечении безопасности в Арктическом регионе. Арктические ведомости, 2019, №1. С. 66-71.
Котов А., Старчак М. Вопросы инфраструктуры и жизнеобеспечения российских военных баз в Арктике. Новый оборонный заказ Стратегии, 2019, №4. С. 36-40.
Криволапов О.О. Военная политика администрации Д. Трампа в Арктике: первые шаги. США. Канада: экономика, политика, культура, 2019, №4. С. 31-45.
Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. №164. 05.03.2020. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpíhpAaQ0WB1zíywN04OgKiI1mAvaM.pdf (дата обращения: 06.03.2020).
References
Zhuravel V.P. O novoj gosudarstvennoj politike Rossii v Arkticheskoj zone do 2035 goda. Ana-liticheskaya zapiska na sajte IE RAN, 2020, №9. URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/ up-loads/analitika/2020/an192.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
Zhuravel V.P. Problema suvereniteta v Arktike. Zashchita gosudarstvennogo suvereniteta - opyt Evrosoyuza i evropejskih stran. Ed. by V.B. Belov. M., IE RAN, izd-vo «Ves Mir», 2018. S. 163180.
Grinyaev S.N., Pravikov D.I., Medvedev D.A. Kompleksnaya bezopasnost' TEK kak ob"ekt nauchnogo analiza. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki: Seriya «Estestven-nye i tekhnicheskie nauki», 2019, №3/2. S. 24-30.
Evmenov N.A. Rol' i mesto Severnogo flota v obespechenii bezopasnosti v Arkticheskom re-gione. Arkticheskie vedomosti, 2019, №1. S. 66-71.
Kotov A., Starchak M. Voprosy infrastruktury i zhizneobespecheniya rossijskih voennyh baz v Arktike. Novyj oboronnyj zakaz. Strategii, 2019, №4. S. 36-40.
Krivolapov O.O. Voennaya politika administracii D. Trampa v Arktike: pervye shagi. SSHA. Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, 2019, №4. S. 31-45.
Ob Osnovah gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2035 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 5 marta 2020 g. №164. URL: http://static.kremlin.ru/me dia/events/files/ru/f8ZpíhpAaQ0WB1zíywN04OgKiI1mAvaM.pdf (дата обращения: 06.03.2020).
Arctic and Military Security Issues of the Russian Federation
Author. Valery Zhuravel, Candidate of Sciences (Pedagogics), Leading Researcher, Head of the Center for Arctic Studies of the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Associate Professor. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. On March 5, 2020, Russian President Vladimir Putin approved the Basic Principles of state policy in the Arctic zone until 2035. This is a strategic planning document in the sphere of national security of the Russian Federation that was developed to protect Russia's interests in the Arctic. It defines goals, directions, tasks and mechanisms for implementing Russia's policy in the Arctic for the next 15 years. One of the five main external challenges to national security in the Arctic region is the growth of foreign military presence in the Arctic and an increase in the conflict potential in the region. The author analyzes the counteraction to this challenge through enhancing military security as one of the main directions of the Russian Federation state policy in the Arctic (the implementation of a set of measures aimed at preventing the use of military force against Russia, protecting its sovereignty and territorial integrity; increasing the combat capabilities of military groups (forces) of the Russian Federation Armed Forces, other troops, military units and bodies in the Arctic zone and maintaining their combat potential at a level that guarantees thesolution of tasks to repel aggression against the Russian Federation and its allies; improving the system of integrated control over the air, surface and underwater conditions in the Arctic zone; creating and modernizing military infrastructure facilities, ensuring the support system of General purpose troops (forces) of the Russian Federation Armed Forces, other troops, military formations and bodies
Key word: Russia, the Arctic, Basic Principles of state policy in the Arctic zone until 2035, threats, Russian army
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320204247.