Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
УДК 342
Валерий ЖУРАВЕЛЬ
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В АРКТИКЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу вызовов и угроз военной безопасности России в Арктике. Отмечается, что активизация НАТО в Арктическом регионе приводит к переконфигурации отношений в сфере безопасности. В последние годы альянс активизировал свою кампанию по вовлечению нейтральных государств - Финляндии и Швеции в свои ряды. Потенциальным противником блок НАТО в Арктике видит Россию. В ответ на эти действия Российская Федерация принимает активные меры по укреплению национальной безопасности в этом стратегически важном для неё регионе.
Ключевые слова: Арктика, Россия, страны НАТО, национальная безопасность
В современных условиях Арктический регион становится ареной соперничества и столкновения экономических интересов России с целым рядом крупных и влиятельных держав мира, главной целью которых является стремление ослабить и не допустить возрастания влияние нашей страны в Арктике.
Вызовы и угрозы военной безопасности России в Арктике
По мнению ряда экспертов [Кравчук, 2015; Горнова, 2016, Красулина, 2016, Петренко, 2016], возможными военными угрозами национальной безопасности России в арктическом регионе являются: усиление военного присутствия в Арктике приарктических государств и других стран НАТО; рост боевых возможностей группировок коалиционных и национальных Вооружённых Сил (Военно-морских сил) США и НАТО; развитие систем противоракетной обороны морского базирования и раннего предупреждения; рост активности спецслужб иностранных государств по ведению разведывательной деятельности в Арктике и на приграничной территории Российской Федерации; проведение многонациональных военных учений и смещение районов боевой подготовки в Арктическую зону; увеличение военной спутниковой группировки США, нацеленной на Арктику; стремление ряда иностранных государств (США, Норвегии, Японии, Китая и Канады) придать Северному морскому пути (СМП) статус международной транспортной магистрали; руководство Норвегии стремится изменить статус архипелага Шпицберген как демилитаризованной зоны, сократить и в перспективе полностью вытеснить Российскую Федерацию с архипелага. Сильно осложнились отношений между Россией и странами Запада в связи с обстановкой на Украине и в Сирии.
© Журавель Валерий Петрович - руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН.
Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3.E-mail, [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201832
Позиция НАТО в Арктике
С начала 2000 годов альянс приостановил свою разоруженческую политику в Арктике и начал наращивать и постепенно усиливать военную активность в этом регионе. 2018 г. свидетельствует о том, что никаких явных признаков существенного изменения в политике и стратегии альянса не наблюдается. В выступлениях лидеров Запада все чаще стали звучать призывы вести переговоры с Россией с позиции силы. Поводом для этого становятся всевозможные провокации и фейковые сообщения.
Так, войска НАТО способны в течение месяца развернуть в Арктике против России полномасштабную группировку вооружённых сил в составе свыше 100 боевых кораблей основных классов, треть из которых - носители крылатых ракет морского базирования. За период с 1995 г. по настоящее время на территории и прибрежных водах Норвегии проведено около 200 учений национальных и объединённых вооружённых сил стран - участниц СевероАтлантического альянса [Скулаков, Фадеев, 2016].
В официальных документах НАТО подчёркивается необходимость «возврата в Арктику» для построения системы безопасности, центральным элементом которой будут силы НАТО. В ноябре 2009 г. Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция официально создали механизм коллективного военного взаимодействия НОРДЭФКО (NORDEFCO)1.
Активизация НАТО в Арктике приводит к переконфигурации отношений в сфере безопасности. Для поддержания боеготовности войск в регионе стали регулярно проводятся крупномасштабные военные учения. Они проводятся в непосредственной близости от российских рубежей. «Под прикрытием» поисково-спасательных операций и ликвидации последствий природных катастроф, учения предусматривают отработку и ряда иных задач, в том числе по минированию морских акваторий и контролю воздушного пространства. В период их проведения в регионе усиливаются средства противолодочной обороны натовских государств и отрабатываются задачи по проведению десантных операций2.
Страны НАТО в Арктике: их возможности и намерения
С учётом того, что в Стратегической концепции НАТО в области обороны и безопасности Арктика не упоминается, в этих условиях альянс формально выступает лишь как координирующий механизм влияния своих членов в регионе3.
Так, за оборону Канадской части Арктики отвечает Объединённая оперативная группа «Север» (штаб - Йеллоунайф). В настоящее время для патрулирования арктического региона Королевские канадские ВВС используют 18 противолодочных самолётов СР-140, которые в
1 Международно-политические условия развития Арктической зоны Российской Федерации / под ред. А. В. Загорского, ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2015. С. 153-163;
2 Светлов И (2016). «Арктика-регион столкновения национальных интересов зарубежных государств». Зарубежное военное обозрение. № 5. С.10.
3 Журавель В.П (2016). «Активизация деятельности стран НАТО в Арктике». Зарубежное военное обозрение. №12. С.14.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
соответствии с планами модернизации к 2020 году будут заменены 10-12 единицами новых. Также Канада в полной мере использует 80 боевых самолётов CF-18, базирующиеся на юго-восточном побережье страны. Их основной задачей является перехват российских бомбардировщиков и самолётов-разведчиков. Для морского патрулирования канадские ВМС используют 15 боевых кораблей и четыре подводные лодки типа «Апхолдер» [Володин, 2015, Филимонова, 2016].
В августе 2011 г. правительство Дании по согласованию с органами самоуправления Гренландии и Фарерских островов одобрило «Стратегию Королевства Дания в отношении Арктики на 2011-2020 гг.». В планах минобороны Дании на среднесрочную перспективу -замена истребителей F-16 на истребители F-35A (от 30 до 48 единиц) [Винклер, 2016].
Норвегия является форпостом НАТО в Арктике. Большая часть (примерно 60 единиц) самолетов F-16 норвежских ВВС дислоцируется на трёх авиабазах: Будё, Андейя (Лофотенские острова) и Бардуфосс. Непосредственно на границе с РФ находится гарнизон Варангер, а в городе Варде размещён радар ПРО США «Globus II», который ранее находился на базе ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии [Конышев, Сергунин, 2017].
В Национальной арктической стратегии США (2013 г.), Вашингтон по-прежнему оставляет за собой право на односторонние действия в защиту тех своих интересов, которые он считает жизненно важными. На Аляске (на авиабазах Элмендорф и Айельсон) дислоцируются как боевые самолёты, включая истребители F-22A и F-^СЮ, так и самолёты вспомогательной авиации. ВВС США также используют военно-воздушную базу Туле (северо-запад Гренландии), на которой размещена РЛС AN/FPS-132 американской системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе. В состав сухопутных войск на Аляске входят 1 -я бригада «Страйкер» (Форт-Уэйнрайт, Фэрбенкс) и 4-я воздушно-десантная бригада (Форт-Ричардсон, Анкоридж). Более 50 многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США способны осуществлять патрулирование под арктическими льдами1.
Слабым местом США в Арктике является ограниченное количество в них ледоколов. Сенатор от штата Аляска Д.Салливан, отметил, что «магистрали Арктики — это ледоколы. У России — прекрасные автострады, а у нас грунтовые дороги с колдобинами»2. А командующий береговой охраны США П.Цукунфт на вопрос о соперничестве с Россией в Арктике заявил: «Мы сегодня даже не находимся в одной лиге с Россией»3. Поэтому в стране постоянно поднимается вопрос о необходимости финансирования строительства современного ледокольного флота и модернизации инфраструктуры севера.
Исландия не обладает постоянными вооружёнными силами, хотя и является членом НАТО. До 2006 г. в г. Кефлавик располагалась военная база США, которая была выведена из страны, однако США продолжают обеспечивать внешнюю безопасность Исландии, а с 2008 г. авиационное звено (4 истребителя) стран НАТО осуществляет патрулирование воздушного
1 Там же. С.19.
2 Почему неуместна зависть республиканцев к РФ из-за Арктики. Режим доступа: http://pro-arctic.ru/05/03/2017press/25469#read (дата обращения: 27.06. 2017 г.)
3 Россия построила мощный атомный ледокол для завоевания Арктики. Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20160624/236973465.html (дата обращения: 27.03. 2018 г.)
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
пространства Исландии и Гренландии.
В апреле 2016 г. ВМФ Великобритании после восьмилетнего перерыва решил возобновить подводное патрулирование Арктики. В докладе министерства обороны «Глобальные тенденции в стратегии - до 2045 г.»1 отмечается, что в своей деятельности государству необходимо учитывать обстоятельство, что экономическое развитие региона вызовет споры вокруг доступа к Арктике и контроль над её ресурсами. В контексте политики безопасности ФРГ выступает за мирное освоение полярного региона, но при этом ориентируется на реализацию различных форматов НАТО по развитию партнёрства, предусматривающих организацию активного диалога между приграничными странами2. Франция активно участвует в военном сотрудничестве с Данией, Канадой, Норвегией, США в проведении военных учений «Холодный ответ», организуемых каждый второй год странами-членами НАТО на территории Норвегии 3. Следует отметить, что Италия4, Испания, Польша, страны Балтии придерживается общих принципов деятельности НАТО.
В последние годы НАТО активизировала свою кампанию по вовлечению нейтральных государств - Финляндии и Швеции в ряды Альянса. Обе страны все чаще подумывают о вступлении в её ряды [Громыко Ал.А., Плевако, 2016], что вызывает законные опасения у России.
Анализ показывает, что основной стратегической целью альянса является противодействие росту российского влияния на Крайнем Севере. Россия видится НАТО наиболее активным, доминирующим игроком в этом регионе.
В этих условиях объяснимы и понятны усилия России по укреплению национальной безопасности в Арктике. В ответ на усиление военного присутствия в Арктике приарктиче-ских государств и других стран НАТО, в 2014 г. на базе Северного флота было создано Объединённое стратегическое командование «Север». Началось строительство военное инфраструктуры в Арктике. В феврале 2017 г. министр обороны России С. Шойгу в рамках «парламентского часа» в Государственной Думе подробно остановился на комплексном развитии военным ведомством арктических территорий5. Всего в Арктике будет построено 13 аэродромов, один наземный авиационный полигон, а также 10 радиолокационных отделений и пунктов наведения авиации, создание арктической группировки войск России завершится к 2018 г. 6, что позволит сдерживать агрессивные планы НАТО на арктическом направлении, сохранению баланса сил в регионе.
1 Ананьева Е.В., Антюшина Н.М. Арктическая политика Великобритании//Арктика и Север. 2016. № 24. С.75.
2 Белов В.Б. Стратегия Германии в Арктике //Арктика и Север. 2016. № 24. С. 100.
3 Рубинский Ю.И. Арктические интересы и политика Франции//Арктика и Север. 2016. № 24. С. 169.
4 Шерифис Р.Ф. Италия в Арктике: национальная стратегия в действии // Арктические ведомости. 2016. № 3. C. 40-44.
5 Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу выступил на заседании Госдумы в рамках «правительственного часа».
URL: http://function.mil.ru/news page/person/more.htm?id=12112634@egNews (дата доступа: 27.02. 2017 г.)
6 Шойгу: Арктическая группировка войск будет сформирована к 2018 году. URL:http://www.arctic-info.ru/news/22-10-2015/soigy-arkticeskaa-grvppirovka-voisk-bvdet-sformirovana-k-2018-godY (дата обращения: 10.11. 2015 г.)
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
Выводы
Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время уровень милитаризации Арктики не выходит за пределы разумной достаточности. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе международные риски в регионе могут возрасти в случае дальнейшего сохранения политической напряжённости в отношениях России с Западом1.
Очевидно, что России в Арктике придётся иметь дело не только с отдельными странами (США, Канада, Норвегия и Дания), но и с единым фронтом государств НАТО .
Вся наша деятельность в Арктике предельно открыта. Всякие обвинения России в милитаризации Арктики беспочвенны, ибо она защищает национальные интересы, решает задачи по защите и охране Государственной границы Российской Федерации, восстановлению своей военной инфраструктуры, по обеспечению деятельности хозяйствующих субъектов по разведке и добыче нефти и газа, охране месторождений, беспрепятственного функционирования СМП, противодействует вместе с правоохранительными органами и спецслужбами новым вызовам и угрозам безопасности.
Список литературы
Кравчук А.А. (2015) Милитаризация Арктики: наращивание военного потенциала ключевыми игроками региона// Стратегическая стабильность. № 4. С. 43-53.
Петренко И.Я. (2016) О состоянии военной безопасности Российской Федерации в Арктике// Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. Аналитический вестник. № 5. С. 36-37.
Горнова А.М. (2016) О состоянии рыболовства в арктических акваториях//Арктика и Север. № 25. С.196-210.
Скулаков Р.М., Фадеев Н.В. (2015) Об отдельных аспектах определения международно-правового статуса Арктики как основы обеспечения безопасности Российской Федерации в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Вып. 4. С. 58-59.
Международно-политические условия развития Арктической зоны Российской Федерации / под ред. А. В. Загорского; ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2015. 304 с.
Светлов И. (2016) Арктика-регион столкновения национальных интересов зарубежных государств //Зарубежное военное обозрение. № 5. С.10.
Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу выступил на заседании Госдумы в рамках «правительственного часа». URL: http://function.mil.ru/news_page/person/more.htm?id=12112634@egNews (дата обращения:
1 Загорский А.В. Нестратегические вопросы безопасности и сотрудничества в Арктике. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. С.102.
2 Журавель В.П. Активизация деятельности стран НАТО в Арктике//Зарубежное военное обозрение. 2016. №12. С.20.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
27.02. 2017 г.)
Шойгу: Арктическая группировка войск будет сформирована к 2018 году. URL:http://www.arctic-info.ru/news/22-10-2015/soigv--arkticeskaa-grvppirovka-voisk-bvdet-sformirovana-k-2018-gody (дата обращения: 10.11. 2015 г.)
Загорский А.В. (2016) Нестратегические вопросы безопасности и сотрудничества в Арктике. М.: ИМЭМО РАН. 104 с.
Журавель В.П. (2016) Активизация деятельности стран НАТО в Арктике//Зарубежное военное обозрение. №12. С.14-20.
Филимонова Н.Н. (2016) Исторические основы становления и развития политики безопасности Канады в Арктике//Арктика: история и современность: Труды международной научной конференции. 20-21 апреля 2016 г. Санкт-Петербург/отв. ред. доктор исторических наук, проф. С.В.Кулик. М.: Издательский Дом «Наука». С.343-350.
Ананьева Е.В., Антюшина Н.М. (2016) Арктическая политика Великобритании/Арктика и Север. № 24. С.68-79.
Белов В.Б. (2016) Стратегия Германии в Арктике //Арктика и Север. № 24. С. 96-104.
Рубинский Ю.И. (2016) Арктические интересы и политика Франции//Арктика и Север. № 24. С.166-174.
Шерифис Р.Ф. (2016) Италия в Арктике: национальная стратегия в действии // Арктические ведомости. № 3. C. 40-44
Громыко Ал.А., Плевако Н.С. (2016) О возможном вступлении Швеции и Финляндии в НАТО//Современная Европа. №2. С.13-16.
Винклер Т. (2016) Королевство Дания и Арктика: политика и приоритеты// Арктические ведомости. № 1. C. 14-21.
Конышев В.Н., Сергунин А.А. (2017) Современная военная стратегия Норвегии в Арктике и безопасность России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Т. 13 вып. 2. C. 353-368.
Володин Д.А. (2015) Участие Канады в милитаризации Арктики // США. Канада: экономика, политика, культура. № 6. С. 47-53.
Красулина О.Ю. (2016) Потенциальные угрозы безопасности России в Арктике // Экономика. Налоги. Право. № 3.C. 107-112.
References
Kravchuk A.A. (2015) Militarization of the Arctic: strengthening of military potential of the key states in the region // Strategic stability. №4. P.43-53
Petrenko I.Y. (2016) On the state of Russian Federation military security in the Arctic // Analytical Department of the Staff of the Federation Council. Analytical herald. M., № 5. P. 36-37.
Gornova A.M. (2016) On the state of fishing in the Arctic waters / A.M. Gornova // Arctic and North journal. № 25. P. 196-210.
Skulakov R.M, N.V. Fadeev N.V. (2015) On certain aspects of determining the international legal status of the Arctic as the basis for ensuring the security of the Russian Federation in the region
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
// National interests: priorities and security. Vol. 4. P. 58-59.
International political conditions for the development of the Arctic zone of the Russian Federation / Ed. A. V. Zagorsky; IMEMO RAS. - M.: Master, 2015. P. 153-163.
Svetlov I. (2016) Arctic - region of the clash of foreign states national interests // Foreign Military Review. №. 5. P.10.
The Minister of Defense of the Russian Federation, Army General Sergei Shoigu, addressed the State Duma within the framework of the "government hour".
URL:http://function.mil.ru/news_page/person/more.htm?id=12112634@egNews (access date: February 27, 2017)
Shoigu: The Arctic force grouping will be formed by 2018. URL: http: //www.arctic-info.ru/news/22-10-2015/soigy--arkticeskaa-gryppirovka-voisk-bydet-sformirovana-k-2018-gody (access date: 10.11. 2015)
Zagorsky A.V. (2016) Non-strategic issues of security and cooperation in the Arctic. Moscow: IMEMO RAS. 104 p.
Zhuravel V.P. (2016) Activization of the activities of NATO countries in the Arctic // Foreign Military Review. № 12. P.14-20.
Filimonova N.N. (2016) Historical foundation of the formation and development of Canada's security policy in the Arctic // ARCTIC: HISTORY AND PRESENT TIME: Proceedings of an international scientific conference. 20-21 of April 2016 St. Petersburg / Ch. Ed. doctor of history, prof. S.V. Kulik. Moscow: Publishing House "Nauka". P.343-350.
Ananieva E.V., Antyushina N.M. (2016) Arctic Policy of Great Britain // Arctic and North journal. No. 24. P.68-79.
Belov V.B. (2016) The strategy of Germany in the Arctic // Arctic and North journal. No. 24. P. 96-104.
Rubinsky Yu.I. (2016) Arctic Interests and French Policy // Arctic and North journal. No. 24. P.166-174
Sherifis R.F. (2016) Italy in the Arctic: a national strategy in action // Arctic Herald. No. 3. P. 40-44
Gromyko A.L., Plevako N.S. (2016) On the possible entry of Sweden and Finland into NATO // Contemporary Europe. №2. P.13-16
Winkler T. (2016) The Kingdom of Denmark and the Arctic: Policies and Priorities // Arctic Herald. No. 1. P. 14-21
Konyshev V.N., Sergunin A.A. (2017) Modern military strategy of Norway in the Arctic and Russia's security // National interests: priorities and security. T. 13 ed. 2. P. 353-368
Volodin D.A. (2015) The participation of Canada in the Militarization of the Arctic // USA. Canada: Economics, Politics, Culture. № 6. P. 47-53
Krasulina O.Yu. (2016) Potential threats to Russia's security in the Arctic // Economics. Tax-es.aw. journal. No. 3. P. 107-112.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2
Challenges And Threats To Russian Military Security In The Arctic
Author. Valery Zhuravel, Head of the Center for Arctic Studies, the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russian Federation, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article is devoted to the analysis of challenges and threats to Russia's military security in the Arctic. It is noted that the increase in activity of NATO in the Arctic leads to the reconfiguration of relations in the security sphere. In recent years the alliance has intensified its campaign to integrate into its ranks neutral states, such as Finland and Sweden. The NATO bloc sees Russia as a potential adversary in the Arctic. In response to these actions Russia is taking active measures to strengthen its national security in the Arctic region.
Keywords: Arctic, Russia, NATO countries, national security
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201832
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2