Архангельская Р.И.
РУССКОЕ КАБАРЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ*
Arkhangelskaya R.I.
Russian cabaret as a cultural phenomenon
В российских театральных кругах первого десятилетия XX в. росла неудовлетворенность актерским театром XIX в., оплотом которого все еще оставались Малый и Александринский театры. Это породило потребность в активных театральных исканиях, что выразилось, прежде всего, в необыкновенной пестроте театральной жизни.
Это было время, когда в театры пришла огромная часть городского населения, ожидающая, в первую очередь, развлечений. Требования масс, а также атмосфера творческой неудовлетворенности и всеобщего поиска стимулировали рождение на сцене новых форм и эстетических принципов. Результатом этих поисков стала форма нового театрально-развлекательного представления, использовавшая известный европейский формат кабаре, которая стала необыкновенно популярной у широкой публики.
В отличие от Франции, где кабаре было местом общения художественной богемы и интеллектуалов, в России оно возникло, прежде всего, в театральной среде как особый закрытый актерский клуб. У немцев и французов русское кабаре заимствовало пародийный стиль номеров и участие в программе остроумного конферансье-
* Архангельская Р.И. Русское кабаре как феномен культуры. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/view_article.php?id_article=27682&nb=1 214
Русское кабаре как феномен культуры
ведущего, но при этом русское кабаре отличалось своим характером: это было веселое представление, построенное на «эстетезации смеха».
Первое русское кабаре «Летучая мышь» начало действовать 29 февраля 1908 г. в арендованном подвале доходного дома Перцова вблизи храма Христа Спасителя. Творческой колыбелью «Летучей мыши» были знаменитые мхатовские капустники, литературные кофейни и творческие журфиксы, модные в России на рубеже XIX-XX вв. Удержаться надолго в виде закрытого клуба «Летучей мыши» оказалось невозможно. Через год под натиском жаждущей публики было дано первое платное представление, а через три года кабаре «Летучая мышь» вышло из структуры МХТа и открылось как автономное публичное заведение.
Через восемь месяцев после создания в Москве первого артистического кабаре в Санкт-Петербурге, в Литейном доме княгини Юсуповой, где размещался театральный клуб, открылись сразу два театра-кабаре: «Лукоморье» В. Мейерхольда и «Кривое зеркало» А. Кугеля и З. Холмской.
«Лукоморье», несмотря на талантливую творческую команду, успеха не имело, так как показалось зрителям неуместно серьезным. «Кривое зеркало», напротив, оказалось по-настоящему веселым и стало быстро набирать популярность. Далее процесс создания маленьких театров-кабаре развивался лавинообразно - в 1912 г. только в двух столицах работали 125 театров-кабаре и неизвестно, сколько открылось таких театров в Одессе, Киеве, Харькове и других крупных городах Российской империи.
Театры малых форм оказались пригодными как для творческих поисков, так и для удовлетворения вкусов самых разных социальных групп. Они стали новым способом и местом веселого времяпрепровождения, необычным художественным миром и лабораторией творческого эксперимента.
По мере развития и роста популярности кабаре трансформировались в театры, синтезирующие разные виды искусств - музыки, литературы, актерского мастерства, вокала, танца, живописи, а также журналистики, журнальной карикатуры, новорожденного кино и моды, и где родился новый литературный жанр - миниатюра, а также театр миниатюры.
Архангельская Р.И.
Сцены многочисленных театров-кабаре захватила пародия, в которой происходило разрушение не только структуры, но и эстетической идеологии привычного театра. Эти новые театральные формы, при всей кажущейся легкости и примитивности, несли в себе свежий, современный способ художественной трансформации действительности. При этом многие кабаре и театры миниатюр, становясь, по мере роста популярности, чисто коммерческими заведениями, снижали художественный уровень представлений в расчете на весьма невзыскательную публику.
После октября 1917 г. заполнившая залы новая публика в основном не понимала остроумия и насмешек зачастую неуправляемого жанра, звучавших в залах кабаре, и требовала «революционной» тематики. Один за другим кабаре и театры миниатюр закрывались или добивались разрешения от властей и уезжали от начавшегося в 1918 г. голода на гастроли.
История русского кабаре продолжилась в эмиграции. Внутри европейской развлекательной культуры 1920-х - начала 1930-х годов это было заметное явление, пользующееся большой популярностью. Русское кабаре сохраняло главное - национальный колорит, пародийность без издевки, театральное художественное оформление, музыкальность и, подчас, разговор на важные темы в форме развлекательной миниатюры. Однако в течение 1930-х годов, несмотря на стремление русской эмиграции сохранять свою национальную идентичность и самобытность культуры, происходил неизбежный процесс ее ассимиляции - в искусстве кабаре это стало наиболее ощутимо.
После Второй мировой войны искусство театральной миниатюры стало пробиваться на советскую эстрадную сцену, но, как правило, в виде бытовой сатиры, что позволяет говорить скорее о трансформации жанра малой театральной формы, чем о развитии кабаре. В конце 1980-х - начале 1990-х годов в обновляющейся России возродился интерес к кабаре. Связь эта кроется, скорее всего, в совпадении эстетики творчества кабаре как формы веселого времяпрепровождения, с современными тенденциями развития массовой культуры, уровень которой в основном невысок.
Фетисова Т.А.