Научная статья на тему 'Аптечный рынок РФ по итогам 2010 г.'

Аптечный рынок РФ по итогам 2010 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМРЫНОК / АПТЕЧНЫЙ СЕГМЕНТ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕПАРАТОВ / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / РЕЦЕПТУРНЫЕ И БЕЗРЕЦЕПТУРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ / PHARMACEUTICAL MARKET / RETAIL PHARMACEUTICAL SEGMENT / PRODUCT SALES / SALES VOLUME / PRESCRIBED AND OVERTHECOUNTER MEDICINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

Согласно данным IMS Health, по итогам 2010 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 1,1% по сравнению с прошлым годом и составил 4,8 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на 5,5% по сравнению с 2009 г. и достиг 431,0 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки составила 90,3 руб. в розничных ценах, увеличившись на 4,3%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PHARMACEUTICAL RETAIL MARKET IN 20101

According to IMS Health, in 2010 the total retail pharmaceutical sales increased 1.1% in natural terms compared to the previous year and equalled 4.8 billion packs. In money terms the market grew 5.5% against 2009 and reached 431.0 billion rubles in final consumption prices.

Текст научной работы на тему «Аптечный рынок РФ по итогам 2010 г.»

32 2м0а;1 ршщццм

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Аптечный рынок РФ

ПО ИТОГАМ 2010 Г,

Согласно данным IMS Health, по итогам 2010 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 1,1% по сравнению с прошлым годом и составил 4,8 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на 5,5% по сравнению с 2009 г. и достиг 431,0 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки составила 90,3 руб. в розничных ценах, увеличившись на 4,3%.

Ключевые слова: фармрынок, аптечный сегмент, реализация препаратов, объем продаж, рецептурные и безрецептурные препараты

В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении в 2010 г. приходилась на препараты «от 100 до 300 руб.», доля которых увеличилась на 0,5 п.п. по сравнению с прошлым годом, в то время как львиную долю продаж в упаковках составили препараты нижнеценового сегмента. По итогам 2010 г. в денежном выражении снизилась доля нижнеценовых сегментов «от 50 до 100 руб.» и «<50 руб.» за счет роста доли верхнеценовых сегментов.

В структуре отпуска у препаратов из аптек (рис, 3) в денежном выражении лидируют рецептурные препараты ввиду высокой стоимости. В натуральном выраже-

нии лидерами являются безрецептурные ЛС, доля которых снизилась на 0,3 п.п. по сравнению с прошлым годом. В структуре продаж по федеральным округам в аптечном сегменте (рис. 4) по итогам 2010 г. лидируют Центр (без учета Москвы) и Приволжье, меньше всего продаж приходится на С.-Петербург и Дальний Восток. Лидером российского фармрынка в денежном выражении в аптечном сегменте является компания Sanofi-aventis (табл. 1). Топ-10 представлена в основном зарубежными производителями, исключение составляет российская компания «Фармстандарт», занимающая 2-ю позицию в рейтинге. В целом все компании, входящие в десятку лидеров, продемонстрировали положительный прирост в денежном выражении по итогам 2010 г. по сравнению с

Key words: pharmaceutical market, retail pharmaceutical segment, product sales, sales volume, prescribed and over-the-counter medicines

According to IMS Health, in 2010 the total retail pharmaceutical sales increased 1.1% in natural terms compared to the previous year and equalled 4.8 billion packs. In money terms the market grew 5.5% against 2009 and reached 431.0 billion rubles in final consumption prices.

Julia UVAROVA, Remedium. RUSSIAN PHARMACEUTICAL RETAIL MARKET IN 2010.

2009 г., за исключением компании Novartis. Наибольший прирост продемонстрировала компания Sanofi-aventis (+18,5% в денежном выражении). Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в аптечном сегменте по итогам 2010 г. (табл. 2) стал Арбидол с долей рынка 1,5% в денежном выражении. Наибольший прирост продаж в денежном выражении продемонстрировали препараты Эссенциале Н (+41,0%), а также Алфлутоп (+33,7%) и Конкор (+25,9%).

Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 7,7% в денежном выражении. В упаковках доля ведущих

Ведущие корпорации аптечного рынка ЛС РФ по итогам 2010 г.

Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009,%

2009 2010 2009 2010 Упак. Руб.

Sanofi-aventis 1,9 2,0 4,8 5,4 3,4 18,5

«Фармстандарт» 11,3 10,8 5,1 4,9 -3,5 1,2

Servier 1,1 1,1 3,9 3,8 3,8 2,6

Menarini 1,8 1,9 3,5 3,7 7,1 13,4

Bayer Healthcare 1,0 1,1 3,6 3,6 4,2 6,8

Nycomed 1,2 1,3 3,0 3,2 11,0 14,4

Sandoz Group 1,3 1,4 3,0 3,2 9,3 10,1

Gedeon Richter 1,3 1,4 3,0 3,1 10,2 8,3

Teva 1,5 1,6 2,6 2,7 6,9 7,0

Novartis 1,1 0,9 2,7 2,5 -18,7 -2,3

Итого 23,4 23,3 35,2 36,1

АПТЕЧНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ 2010 Г.

PfMtffUUM 33

таблица 2 Ведущие торговые наименования аптечного рынка ЛС РФ по итогам 2010 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009, %

2009 2010 2009 2010 Упак. Руб.

Arbidol 0,8 0,7 1,8 1,5 -13,2 -12,7

EssentiaLe N 0,2 0,2 0,8 1,1 5,2 41,0

Viagra 0,1 0,1 0,8 0,8 -1,8 17,1

Actovegin 0,1 0,1 0,8 0,8 11,6 14,7

Linex 0,2 0,2 0,7 0,7 0,7 7,0

Ocillococcinum 0,2 0,2 0,6 0,6 1,1 -5,4

Concor 0,1 0,2 0,5 0,6 23,4 25,9

Anaferon 0,4 0,4 0,6 0,6 -8,2 -9,3

Mezym Forte 0,5 0,5 0,5 0,5 6,3 8,3

Alflutop 0,0 0,0 0,4 0,5 41,5 33,7

Итого 2,7 2,6 7,5 7,7

препаратов составила всего 2,6% аптечного сегмента.

В рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 3.) лидируют препараты без определенной группы (~), лидерами в которой выступают такие ЛС, как Оциллококцинум, Ана-ферон, Канефрон Н.

В целом все группы препаратов показали положительный прирост продаж, за исключением групп А11 [Витамины] (-6,3% в упаковках и -2,9% в рублях), N02 [Анальгетики] (-2,4% в упаковках) и .101 ж^ [Антибактериальные препараты для системного использования] (-2,3% в упаковках). Суммарная доля ведущих АТС-групп

сократилась как в натуральном, так и в стоимостном вы-

ражении, составив 52,2 и 41,6% аптечного рынка соответственно.

рисунок 2 Структура ценовых сегментов аптечного рынка РФ

В натуральном выражении

В стоимостном выражении

2,2 3,5

2.5

3.6

100 80 60 40 20 0

20,0 21,4

12,7 12,3

- 61,6 60,2

100 80 60 40 20 0

22,9 24,3

15,4 15,3

- 40,3 40,8

11,0 10,0

10,4 9,6

2009

| | — <50 руб.

2010

2009

2010

| | — 50—100 руб. Q — 100—300 руб. Q— 300—500 руб. Q— >500 руб.

34 Р€мшиим

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

таблица з Ведущие АТС-группы 2-го уровня аптечного рынка ЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам 2010 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009,%

2009 2010 2009 2010 Упак. Руб.

~ [~] 10,1 8,6 10,7 8,7 -13,5 -14,5

Ocillococcinum 2,0 2,4 6,1 6,7 1,1 -5,4

Anaferon 4,1 4,4 6,1 6,4 -8,2 -9,3

Canephron n 0,6 0,9 2,2 3,0 29,3 14,3

N02 [Analgesics] 13,9 13,4 5,1 5,1 -2,4 6,0

Theraflu 1,5 1,4 10,3 9,9 -7,4 1,3

Pentalgin n 3,0 3,6 8,0 8,3 15,7 9,9

Nurofen plus 1,0 1,4 4,4 6,4 38,0 56,4

J01 [Antibacterials For Syst Use] 4,6 4,4 4,4 4,2 -2,3 2,4

Sumamed 1,8 1,9 9,6 8,8 -1,7 -5,8

Amoksiklav 1,9 2,0 7,7 7,5 2,5 -1,4

Flemoxin solutab 2,3 2,3 6,2 6,7 -3,5 10,0

M01 [Antiinflam & Antirheum Prod] 2,7 3,0 3,8 4,2 13,6 16,1

Movalis 3,0 3,3 11,9 11,9 22,1 16,0

Nise 11,0 11,8 8,6 9,4 21,6 26,9

Theraflex 1,1 1,2 6,4 6,9 20,4 24,6

R05 [Cough And Cold Preparations] 5,1 4,8 3,7 3,7 -5,9 8,0

Lasolvan 3,1 3,2 12,3 11,6 -3,5 2,2

ACC 3,7 4,1 9,4 9,1 3,6 5,0

Terpincod 1,8 1,9 6,2 5,8 -1,0 0,2

C09 [Ag Act Renin-Angiotens Syst] 2,3 2,5 3,3 3,4 8,4 6,6

Diroton 7,8 7,4 13,3 12,1 3,3 -2,8

Prestarium a 2,5 2,6 10,6 9,9 10,2 -0,8

Enap 12,0 10,7 9,6 8,2 -2,7 -9,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A11 [Vitamins] 5,1 4,7 3,6 3,4 -6,3 -2,9

Magne B6 1,6 1,6 8,7 9,7 -6,7 8,7

Milgamma 1,8 2,3 7,7 7,4 20,3 -6,7

Complivit 3,5 3,6 5,9 5,8 -4,6 -4,2

R01 [Nasal Preparations] 4,9 5,3 3,1 3,1 8,6 6,7

Nasivin 4,5 5,1 7,7 10,0 22,2 37,8

Aqua maris 2,9 3,1 8,7 9,0 14,0 10,3

Tyzine xylo 1,9 4,3 4,1 7,7 147,8 99,4

G03 [Sex Horm&Modulat Genital Sys] 0,5 0,5 3,2 3,1 2,1 1,8

Duphaston 11,3 12,7 11,4 13,0 14,2 15,9

Yarina 7,0 6,2 13,3 11,9 -10,3 -9,2

Jeanine 3,6 3,3 6,1 5,9 -6,2 -1,7

A07 [Intestinal Antiinfectives] 4,7 4,9 2,6 2,7 4,6 9,3

Linex 4,4 4,2 25,4 24,9 0,7 7,0

Hylak forte 1,9 2,0 6,4 7,1 9,8 22,9

Carbo activatus 56,7 59,3 7,6 6,8 9,5 -1,3

Итого 54,0 52,2 43,5 41,6

АПТЕЧНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ 2010 Г.

ршшиим 35

рисунок 3 Структура препаратов аптечного рынка РФ по статусу отпуска из аптек

В натуральном выражении В стоимостном выражении

100 80 100 80

- 32,2 32,5 - 53,3 53,0

60 - 60 -

40 20 - 67,8 67,5 40 20 - 46,7 47,0

0 0 □ — к*

2009 2010 □ — 0ТС 2009 2010

рисунок Структура продаж аптечного рынка ЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 2010 г.

Доля в упаковках

1 — Центр (без учета

Москвы), 21,2%

2 — Приволжье, 21,0%

3 — Москва, 9,2%

4 — Сибирь, 13,0%

5 — Юг, 12,1%

6 — С.-Запад (без учета

С.-Петербурга), 8,0%

7 — Урал, 8,2%

8 — Д.Восток, 3,8%

9 — С.-Петербург, 3,5%

1 — Центр (без учета

Москвы), 19,2%

2 — Приволжье, 18,5%

3 — Москва, 15,3%

4 — Сибирь, 12,1%

5 — Юг, 11,1%

6 — С.-Запад (без учета

С.-Петербурга), 7,6%

7 — Урал, 7,5%

8 — Д.Восток, 4,3%

9 — С.-Петербург, 4,3%

Доля в рублях 7

6

Ф

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.