Волостнова О.Л.
учитель-логопед
Маряхина М. Д.
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида»
Муром, Россия
Апробация модели психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в инклюзивной группе
Аннотация: В статье рассмотрен опыт работы специалистов детского сада по разработке и апробации модели инклюзивной группы с включением детей с общим недоразвитием речи. Затронуты такие проблемы, как особенности социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями и недостаточность специализированной помощи детям младшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями. Статья будет интересна педагогам, специалистам дошкольных образовательных учреждений внедряющих в практику работы инклюзивное образование детей.
Ключевые слова: инклюзивное образование, коррекционная помощь, общее недоразвитие речи, социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями.
В специальных (компенсирующих) образовательных учреждениях коррекционная помощь, как правило, оказывается детям с пяти лет и только в отдельных случаях с трех лет. Для детей младшего дошкольного возраста, имеющих отставание в психоречевом развитии или риск отставания, практически нет специальной службы раннего стимулирующего развития и консультационной помощи их родителям. Ранняя и правильно организованная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психоречевом развитии и тем самым смягчить, а иногда и предупредить вторичные отклонения. Своевременно организованная коррекция для значительной части детей открывает возможности включения их в общий поток на более раннем этапе развития, что позволяет исключить для этих детей дорогостоящие специальное образование.
Обращает на себя внимание и тот факт, что количество детей, нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания, год от года увеличивается. К их числу относятся дети с общим недоразвитием речи, которые наряду с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, составляют многочисленную группу детей с особыми образовательными потребностями (ООП).
В последнее время предлагаются различные инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, одним из которых является инклюзивное образование, основанное на идеях инклюзии (или включения) детей с ООП в массовые образовательные учреждения, предусматривающее доступное для всех качественное обучение, воспитание, развитие и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. Это связано с тем, что в налаженной системе специального (коррекционного) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с особенностями в развитии слабо развита социальная адаптация ребенка с ООП в реальном мире - он находится в изоляции от социума. Нередки случаи, что дети с ОНР адаптируются к жизни в массовых образовательных учреждениях лучше, чем в специальных группах. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются воспитательно-образовательные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
И как раз идея инклюзивного образования детей с общим недоразвитием речи становится наиболее актуальной, так как предусматривает доступное для всех качественное развитие, воспитание и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. Исходя из вышесказанного, нами была разработана экспериментальная программа «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в инклюзивной группе».
Цель опытно-экспериментальной работы: разработка и апробация модели инклюзивной группы (с включением детей с общим недоразвитием речи). Задачи:
1. Проанализировать методологические основания и теоретические подходы к исследованию проблемы инклюзивного образования детей с ОНР; особенности государственной политики, российского законодательства в сфере социальной защиты, социальной адаптации и образования детей с особыми образовательными потребностями, с точки зрения соответствия международным стандартам обеспечения равенства возможностей.
2. Модернизация образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса.
3. Повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов.
4. Создание предметно-развивающей среды с учетом потребностей всех участников инклюзивной группы.
5. Разработка новой структуры управления инклюзивной группой.
6. Выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса.
7. Обязательное включение родителей в процесс образования и их особое целенаправленное сопровождение силами специалистов.
Объект эксперимента - дети инклюзивной группы МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида».
Предмет опытно-экспериментальной работы - процесс построения модели инклюзивной группы.
Гипотеза исследования: построение модели инклюзивной группы для детей с общим недоразвитием речи будет успешной, если:
- выявлены особенности деятельности инклюзивной группы для детей с ОНР, позволяющие учитывать специфику данной категории воспитанников;
- определены основы построения модели инклюзивной группы, специализирующейся на развитии, воспитании, образовании и социализации детей с ОНР;
- выявлены организационно-педагогические условия, позволяющие построить модель инклюзивной группы для детей с ОНР и обеспечить ее успешное функционирование в реальной педагогической практике.
Анализ состояния образовательной системы МБДОУ позволил определить его основные преимущества:
• соответствие научно - методического обеспечения МБДОУ предъявляемым требованиям к опытно-экспериментальной площадке;
• компьютеризация образовательного процесса;
• психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
• квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на экспериментальную работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях инклюзивного образования;
• значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию. Теоретической основой экспериментальной программы послужили работы Т.В.
Волосовец, Е.Н. Кутеповой, Л. Ю. Водолагиной, И. А. Шевцовой. Методы исследования.
При проведении опытно-экспериментальной работы предполагается использование комплекса методов с целью теоретического и практического изучения проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР в условиях инклюзивно образования:
- теоретические (изучение методической литературы, аналитические обзоры, разработка экспериментальных программ);
- экспериментальные методы (диагностическое изучение особенностей развития детей, аналитическое наблюдение, анкетирование, формирующий эксперимент).
Конечно, эксперимент наш еще не завершен, но положительная динамика явно прослеживается. Из троих детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР I уровня, за год обучения в инклюзивной группе двое достигли ОНР II - III уровня, а один ребенок - ОНР III уровня. Это говорит о том, что своевременно начатая коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи без исключения их из социума, то есть в инклюзивной группе, демонстрирует, что грамотно разработанный и реализуемый индивидуальный образовательный маршрут позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной природы, скоррегировать уже имеющиеся и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности у детей с нарушениями речи, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, степени интеграции в общество.
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы». М., 2010.
2. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. М., 2011.
3. Водолагина Л. Ю., Шевцова И. А. Раннее стимулирующие развитие детей. Комплексное сопровождение. Волгоград, 2012.
4. Гришвина А. В., Пузыревская Е. Я., Сочеванова Е. В. Игры, занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М., 1988.
5. Дубровина И. В. Психокоррекционная работа с детьми. М., 1998.
6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.
8. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 - 4 лет. М., 2007.
9. Кузьмина Н. И., Рожденственская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М., 1977.
10. Лесина С. В. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Волгоград, 2008.
11. Прочухаева М. М. Инклюзивное образование ДОУ. / Ж.: Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2011, №10.
12. Тимофеева М. В. Система сопровождения родителей. Волгоград, 2008.