Научная статья на тему 'Апробация комплекса психологических методик для изучения когнитивных нарушений у больных мышечной дистрофией Дюшенна/Беккера'

Апробация комплекса психологических методик для изучения когнитивных нарушений у больных мышечной дистрофией Дюшенна/Беккера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЕЧНАЯ ДИСТРОФИЯ ДЮШЕННА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / DUCHENNE MUSCULAR DYSTROPHY / PSYCHOLOGICAL TESTING / COGNITIVE DISORDERS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никишина О. А., Лобзин С. В., Никольская И. М., Алексеева Т. М., Соколова М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апробация комплекса психологических методик для изучения когнитивных нарушений у больных мышечной дистрофией Дюшенна/Беккера»

УДК 616-072.85

О.А. Никишина, С.В. Лобзин, И.М. Никольская, Т.М. Алексеева, М.Г. Соколова

АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ МЫШЕЧНОЙ ДИСТРОФИЕЙ

ДЮШЕННА/БЕККЕРА20

Северно-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, [email protected]

Мышечная дистрофия Дюшенна (МДД) относится к наиболее часто встречающимся формам наследственной нервно-мышечной патологии, характеризуется прогрессирующей мышечной слабостью, атрофией и псевдогипертрофией проксимальных мышц конечностей [1], нередко сопровождается кар-диомиопатией и развитием когнитивных расстройств, что приводит к инвали-дизации в детском возрасте [2]. Наличие когнитивных нарушений у больных мышечной дистрофией Дюшенна/Беккера диктует необходимость создания комплекса психологических методик для оценки показателей интеллектуально-мнестических функций у детей и подростков, страдающих данным заболеванием.

Материалы и методы исследования. Всего в пилотном исследовании приняли участие 10 больных мышечной дистрофией Дюшенна/Беккера в возрасте от 7 до 15 лет. Для изучения их когнитивных функций были выбраны психологические методики, направленные на оценку отдельных показателей памяти и мышления [3]. Подбор методик осуществлялся с учетом имеющихся у пациентов двигательных нарушений, которые затрудняли выполнение заданий, связанных с длительным и активным использованием моторных функций. Также методики подбирались с учетом возможности их выполнения больными разного возраста [4].

20 O. Nikishina, S. Lobzin, I. Nikolskaya, ^ Alekseeva, М. Sokolova Testing of complex psychological methods to study cognitive impairment in patients with Duchenna muscular dystrophy / North-West State Medical University namen after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, [email protected]

Результаты и обсуждение. Для исследования показателей памяти применялась методика на запоминание и воспроизведение 10 слов, 9 геометрических фигур, рядов цифр в прямом и обратном порядке. Для исследования мышления - методики «сравнение понятий» и «направленные вербальные ассоциации. Процедура исследования включала определение объема кратковременной словестной памяти и объема запоминания с помощью методики запоминания 10 слов. Пациенту предлагали запомнить как можно больше слов из предложенных 10-и, не связанных между собой по смыслу (время экспозиции каждого стимула 2 секунды, интервал 2 секунды), а затем по команде их вспомнить и воспроизвести в любом порядке. Положительным результатом считалось однократное произнесение испытуемым каждого названного слова. Тот же тестовый материал предъявлялся еще дважды для заучивания. Вторая методика исследования показателей памяти включала определение объема кратковременной образной памяти с помощью запоминания 9 геометрических фигур. Пациенту предлагали карточку с изображением бессмысленных геометрических фигур, которые он запоминал в течение 30 секунд, а затем по команде рисовал в любой последовательности. Третья методика - исследование непосредственной и оперативной памяти с помощью запоминания цифр в прямом и обратном порядке. Пациенту устно предъявляли числовые ряды из случайно подобранных цифр от 1 до 9. Количество цифр возрастало на одну в каждом последующем ряду до совершения больным первой ошибки при немедленном повторении каждого из стимульных рядов. Объем непосредственной памяти исчислялся по максимальной длине ряда цифр, воспроизведенного безошибочно в прямом порядке. Исследование оперативной памяти осуществлялось аналогичным образом, однако цифры воспроизводились в обратном порядке. Соответственно объем оперативной памяти исчислялся по максимальной длине ряда цифр, которая воспроизводится безошибочно в обратном порядке.

Исследование предметно-содержательных аспектов мышления и его избирательности осуществлялось по методике «сравнения понятий». Пациенту называли пары понятий (воробей-соловей, часы-река) и предлагали объяснить их сходство и различия. Анализ проводили по параметрам: продуктивность ответов, категориальные ответы, латентные ответы. Методика направленных вербальных ассоциаций заключалась в необходимости назвать 7 красных (острых, звонких, мягких) предметов, вещей, явлений. Оценивали время выполнения за-

дания и количество названных ассоциаций на каждый стимул и по отдельности. Исследование отсроченного воспроизведения вербального и образного материала осуществляли по количеству слов и фигур, предложенных в начале исследования и воспроизведенных пациентом.

Выводы. Все пациенты с мышечной дистрофией Дюшенна/Беккера с разной степенью успешности справились с предложенными заданиями. Время затраченное на проведение патопсихологического исследования составило 30 минут. У большинства больных выполнение заданий не было утомительным. Часть пациентов испытывали затруднения в выполнение предложенных методик, что связанно с тяжестью основного заболевания, выраженной мышечной слабостью. Таким образом, выбранный и апробированный комплекс психологических методик позволяет исследовать интеллектуально-мнестические функции у детей и подростков с мышечной дистрофией Дюшенна/Беккера: память и мышление.

Литература

1. Неврология: национальное руководство / Под ред. акад. РАМН Е. И. Гусева. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 936 с.

2. Kara T. Mirski Motor and Cognitive Delay in Duchenne Muscular Dystrophy: Implication for Early Diagnosis // J. Pediatr. - 2014.- №10. - Р. 165-168.

3. Зверева Н.В. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительной восприятие и мышление) / Москва.: «Издательство МБА», 2014.- 39 с.

4. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе // СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 188 с.

Ключевые слова: мышечная дистрофия Дюшенна, психологическое тестирование, когнитивные расстройства.

Keywords: Duchenne muscular dystrophy, psychological testing, cognitive disorders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.