АПК России: стратегия и тактика
российская аграрная экономика весьма привлекательна для Беларуси: есть общие исторические основы, идет активный товарообмен, имеется текущая договоренность о взаимодействии по ряду вопросов аграрной политики и перспективах развития. важный момент — создание общего таможенного пространства, куда также входит казахстан. однако в целом российское сельское хозяйство существенно отличается от белорусского, поскольку за два последних десятилетия развивалось по своим принципам, в том числе в организационном построении и в характере экономических механизмов.
Владимир Гусаков,
заместитель Председателя Президиума нАн Беларуси, доктор экономических наук, академик
основополагающим отличием является частная собственность на землю, средства производства, продукцию и доходы, которые используются по усмотрению владельцев. Белорусским товаропроизводителям, лишенным права самостоятельного и беспрепятственного распоряжения прибылью своих предприятий, часто весьма трудно договариваться с российскими партнерами о взаимодействии, поскольку разговор идет на разных языках. вместе с тем следует подчеркнуть, что для налаживания тесных перспективных контактов между аграрными комплексами и предприятиями обеих стран необходимо иметь полную информацию об особенностях устройства каждой экономики, специфике действующих хозяйственных механизмов, решениях по налаживанию текущей деятельности и общей стратегии.
к сожалению, такой объективной информации у беларуси нет, несмотря на декларируемое единство и высокий уровень взаимодействия. Есть лишь некоторые фрагментарные
и отрывочные сведения, а также противоречивые оценки некоторых специалистов. кроме того, отсутствуют системные знания и комплексные меры по согласованию действий в сфере АПк. Серьезной ошибкой белорусского аграрного истеблишмента является недооценка текущего устройства и, в особенности, стратегического развития российского сельского хозяйства: часто доминирует устаревшее мнение, что АПк соседней страны находится в полуразрушенном состоянии, абсолютно неконкурентоспособен и нацелен на беспредельное поглощение всякого импорта. в связи с этим основная задача статьи — показать, что российский агросектор не только не деградирует, но и способен быстро восстановиться и достичь уровня передовых стран, полностью обеспечив продовольственную независимость огромного государства. конечно, крупные системные недостатки и просчеты есть, но они целенаправленно и поэтапно ликвидируются, и главное при этом — какие крупномасштабные решения принимаются для их ликвидации и какие делаются выводы.
Первое, на что необходимо обратить внимание, — коренной пересмотр в россии политики в отношении сельского хозяйства. вместо игнорирования проблем сельских товаропроизводителей, как это было в прошлом, развитие крупнейших из
них определено в качестве государственных целей, достижение которых обеспечит ускоренный рост национального АПк. в рф сложилось понимание того, что село — гарант продовольственной и социальной стабильности, сильное хозяйство — выгодный бизнес и инвестиции в аграрную сферу могут приносить немалые доходы. кроме того, собственное производство обеспечивает экономическую самодостаточность — большинство политиков и хозяйственников сходятся во мнении, что государство, имеющее такой высокий потенциал, может не только с успехом обеспечивать себя, но и соседние страны.
таким образом, государственная аграрная политика и стратегия приобрели совершенно иной характер, даже по сравнению с состоянием 3—4-летней давности. Это повлекло за собой череду специальных оперативных и тактических мер, направленных на модернизацию аграрной сферы. в частности, принят ряд решений о поэтапном росте государственной поддержки АПк на федеральном и региональном уровне, об ускоренном укреплении материальной базы, создании современных инновационных предприятий. Помимо этого целью стало быстрое расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала агропромышленного комплекса, формирование сквозных кооперативно-интеграционных объединений и крупных структур с законченным циклом производства готового продовольствия под потребительский спрос, вхождение в крупные международные продуктовые компании и др.
Следует подчеркнуть, что в россии действует долгосрочная государственная программа развития АПк [3], где заложены основные целевые индикаторы, приняты федеральный закон о развитии сельского
АНАЛИЗ
хозяйства [4] и ряд региональных программ и мер по восстановлению, стабилизации и повышению эффективности аграрной сферы, утверждена специальная доктрина продовольственной безопасности страны [1]. доктрина стала основным составным звеном Стратегии национальной безопасности россии, одобренной Президентом рф на период до 2020 г. Считается, что стратегия и доктрина будут служить решению ряда практических задач в области повышения доступности продуктов питания, усиления контроля за их безопасностью, обеспечения внутренних продовольственных запросов, завоевания внешних рынков.
для сравнения: ни одна страна Снг, в том числе и Беларусь, не имеет теперь такого перспективного и комплексного нормативно-правового обеспечения, как россия. например, в нашей республике действовала только государственная программа возрождения и развития села [6], а закон, который содержал бы действенные механизмы правового регулирования и экономического стимулирования, не принят до сих пор; правовые нормативы, касающиеся АПк, разбросаны в различных законодательных актах и не имеют системы.
рассмотрим, что представляет собой доктрина продовольственной безопасности рф и каковы ее основные результативные показатели [1].
в соответствии с установками доктрины объемы импорта продовольствия в россии стали постепенно снижаться (за 2 последних года примерно на 25%), а экспорта — наращиваться. для этого взят курс на масштабное восстановление национального агропромышленного комплекса. например, только производство животноводческой продукции планируется увеличить в ближайшие годы не менее чем на 30—35% — создание современных крупных животноводческих комплексов, которые смогут полностью удовлетворить потребность страны в мясе, стало одной из приоритетных задач по возрождению села. увеличение объемов получаемого мяса расценивается как фактор улучшения качества питания населения и повышения эффективности аграрной экономики. По словам дмитрия медведева, производство говядины в значительной степени влияет на
жизненные показатели и даже на уровень инфляции в стране [2]. для решения этих задач принята Программа развития животноводства, а также утверждено постановление по субсидированию приобретения высокопродуктивного племенного скота в пределах 100% ставки рефинансирования. например, только по росагролизингу закуплено 320 тыс. животных, причем половина — у лучших зарубежных производителей. в целом планируется, что россия через 5 лет будет удовлетворять не менее 85% потребности в мясе и 90% в молоке. также в планах на ближайшее будущее — поставка зерна на экспорт в объеме не менее 20 млн т в год. нужно отметить, что реализация этих задач позволит значительно снизить импортные закупки. например, в настоящее время россия ввозит почти 13 млн т молокопродуктов (в пересчете на молоко), но в перспективе страна сможет сократить импорт до 2,5—4 млн т, что автоматически означает уменьшение доли Беларуси в поставках на российский рынок.
в рф стали понимать, что вопросы глобальной продовольственной безопасности как никогда обострены. мировые тенденции таковы, что стратегическое значение продуктов питания теперь сопоставимо с финансовой, энергетической, экономической и военной безопасностью. При этом продовольствие — это весьма пластичный ресурс, ассортимент и качество которого можно освоить в относительно непродолжительный период, достаточно иметь природные предпосылки и инвестиционные ресурсы. Поэтому россия впервые за два последних десятилетия намерена наиболее полно использовать свой уникальный аграрный потенциал — 20% запасов мировой пашни, 52Уо черноземов и 20% пресной воды — и на этой базе не только обеспечить себя основными видами продовольствия, но и быстро восстановить статус одного из ведущих экспортеров в мире. При этом особо подчеркивается, что количество людей, занятых в сельском хозяйстве, традиционный аграрный уклад — условия лидерства страны на внутреннем и внешнем рынках.
Поставлена задача проанализировать ситуацию с невостребованными земельными паями и разобраться с неэффективными собственниками. При этом особое вни-
мание обращается на такие аспекты, как сохранение плодородия почв, повышение ответственности за порчу земель. наведение порядка в этой области для россии очень актуально: более 30 млн га пашни не задействовано, а за последние два десятилетия посевная площадь сократилась более чем на треть.
другой серьезной задачей, возникшей в связи со сквозной модернизацией АПк страны, является ускоренное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. определяются стратегические приоритеты, устанавливаются четкие индикаторы и конкретные инструменты развития отрасли, в том числе меры государственной поддержки всех структур пищевой и перерабатывающей промышленности. наряду с мероприятиями по материально-техническому переоснащению АПк возникла насущная необходимость снижения издержек производства, внедрения современных бизнес-технологий в управление и практику хозяйствования. Большая роль в этом отводится национальной аграрной науке — готовятся предложения по комплексному стимулированию исследований и быстрому освоению научных достижений в сфере АПк. Помимо этого решено активизировать участие россии в инициативах по международному партнерству в сфере продовольственной безопасности. Поддержку и преимущество будут получать те товаропроизводители и поставщики, которые начнут использовать наиболее прогрессивные технологии производства и продвижения продукции на привлекательные зарубежные рынки.
в россии активно поддерживается много-укладность, что становится характерной чертой для страны. тем не менее если отдельные сегменты аграрной экономики (производство молока, овощей, картофеля и др.) представлены как крупными, так и малыми структурами, то, например, в сфере производства зерна, мяса птицы, свинины и т.п. преобладают крупные хозяйства. Проводится активная политика поддержания и развития конкурентоспособного внутреннего рынка продовольствия. для этого приняты действенные меры по стимулированию всех видов и форм производства. Активно поддерживаются многообразные кооперативные структуры и продуктовые компании,
которые имеют ряд преимуществ перед разрозненными производителями, в первую очередь за счет возможности консолидировать усилия и ресурсы многих участников. они способны эффективно применять передовые технологии и технику, обеспечивать быстрое использование рыночной информации, ускоренно развивать всю инфраструктуру первичной переработки, хранения и транспортировки продукции, оперативно формировать разветвленные товаропроизводящие сети, в том числе за рубежом. в этой связи принято решение о консолидации потенциалов сельскохозяйственной и потребительской кооперации. достигнуто понимание того, что получение конкурентоспособного продовольствия невозможно без заинтересованных и паритетных отношений производителей с торговлей, поэтому прорабатывается законопроект об основах государственного регулирования торговой деятельности. Предполагается, что он создаст равные условия для всех участников цепочки «поле—ферма — прилавок».
немалые перспективы видятся в том, что страна стала участником таможенного союза. россия ставит целью получить преимущественные возможности, и это, конечно, не может не настораживать других членов таможенного союза, поскольку каждое государство надеется на максимальную выгоду при минимуме потерь. но при стремлении получить дополнительные преимущества возникают и новые риски. Поэтому каждой стране-участнице важно иметь свои объективные просчеты товарных потоков, реальные прогнозы взаимоотношений и выверенные оценки действий для поддержания стратегического паритета интересов всех участников. необходимо учесть, что российское правительство ставит перед собой задачу выработать и реализовать дополнительные меры, которые обеспечат устойчивую поддержку национального производства и экспорта сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. особое внимание в этой связи уделяется роли государственных закупочных интервенций и залоговых операций, а также введению специальных рычагов таможенно-тарифного регулирования.
однако важно иметь в виду, что в россии серьезным препятствием для развития всегда была разветвленная бюрократия. но
в последнее время наблюдается засилье бюрократических структур, вызывающее необходимость многочисленных согласований, прежде чем решить какой-то вопрос. более того, созданные ныне сбытовые и обслуживающие компании, по сути, навязывают сельскому хозяйству агрессивные и абсолютно неприемлемые условия, например, по снабжению электроэнергией и горюче-смазочными материалами, поставке техники и др. большое влияние на состояние АПк страны оказывают мощные зарубежные сбытовые компании.
Поэтому принятие доктрины продовольственной безопасности одновременно требует быстрого решения накопившихся проблем. Это планируется осуществить в ходе выполнения специального плана по обеспечению доктрины. в частности, государственной программой развития сельского хозяйства предусмотрен ряд механизмов централизованной поддержки федерального значения. так, положительное влияние оказывает практика субсидирования процентных ставок по «длинным» и «коротким» кредитам. кроме того, оптимизируется уровень софинансирования развития сельского хозяйства со стороны регионов: федеральный центр это активно поддерживает.
Подводя итоги, можно утверждать, что за последние годы россия приобрела уверенные позиции в области сельского хозяйства. оно становится конкурентоспособным не только на внутреннем рынке — готовая агропромышленная продукция агрессивно продвигается за рубеж, в том числе и в беларусь. уже можно с уверенностью говорить о новом этапе развития страны. Период, когда россия без разбора поглощала разнообразный импорт, безвозвратно преодолен, и сейчас наступает новая эра — жесткого контроля, избирательного и управляемого продвижения всех видов продуктов питания на территории страны. так, для поддержания своего баланса внутренний продовольственный рынок стал защищаться не только от низкокачественной или потенциально опасной продукции, но и от несанкционированных и несогласованных поставок.
для этого активно стали применяться специальные антидемпинговые меры и инструменты защиты, а также адаптированные к условиям россии системы технико-
технологического обеспечения АПк. в частности, по примеру развитых стран, начинает действовать система регламентов эффективной организации хозяйственной деятельности.
решено интенсивнее использовать инструменты экспортной поддержки продукции агропромышленного комплекса, в том числе с высокой добавленной стоимостью: высококачественные и брендовые товары. достижение количественных показателей в АПк стало напрямую ассоциироваться с качественным ростом не только научного, но и образовательного потенциала отрасли. Планируется кардинально усовершенствовать систему подготовки кадров для сельского хозяйства, в особенности квалифицированного персонала по наиболее востребованным специальностям, а также предпринимателей, в том числе в ведущих зарубежных центрах. все они должны хорошо владеть экономическим инструментарием и уметь эффективно вести производство в условиях рыночной конкуренции.
в такой ситуации традиционные иностранные поставщики, пользовавшиеся беспрепятственным доступом на российский рынок, столкнулись с необходимостью жесткого контроля количества и качества продовольствия со стороны российских контрольных служб. кроме того, россия оставляет за собой право регулировать поставки продукции на внутренний рынок с использованием распространенного в мире механизма прогнозных балансов и не может пойти на преобладающую зависимость от одного поставщика. немаловажно, что российские потребители хотели бы иметь возможность приобретать продукцию не только белорусских, а и известных мировых производителей. Складываются условия, в которых для выхода на российский рынок необходимо соответствовать комплексу требований, в том числе и субъективного характера. внешним поставщикам теперь надо полностью отвечать такой политике, и беларусь здесь не может быть исключением.
ушло время, когда республика и другие страны имели карт-бланш и беспрепятственно ввозили свою продукцию в россию. Следует учесть, что рф стала все чаще отказываться от специализации и регионального размещения аграрного производ-
АНАлИз
ства не только в рамках СнГ, но и Союза Беларуси и россии, взяв курс на подъем национального сельского хозяйства. Происходящие перемены означают, что пришло время активно бороться за российский рынок, повышать качество поставляемого продовольствия, обеспечивать потребительскую безопасность и привлекательность продуктов питания.
в целом складывающаяся ситуация позволяет сформулировать ряд выводов для Беларуси. Прежде всего, следует сказать, что знания о россии, о последних изменениях в экономике этой страны в кругах белорусской управленческой и деловой элиты — фрагментарные и поверхностные. необходимы системные эксперты и специалисты по россии — аналитики, макроэкономисты, логисты, — которые должны быть заняты изучением изменений в экономике и политике и выработкой на этой почве действенных рекомендаций по стратегическому поведению нашей республики. о необходимости создания такой группы свидетельствует опыт самой россии, где действует Институт по странам Снг, который детально отслеживает все, что делается в экономике заинтересованных стран, в том числе и в Беларуси.
россия имеет явные преимущества перед нами в формировании и развитии рыночных механизмов организации и функционирования инфраструктуры АПК — форм бизнеса и предпринимательства, сбытовых структур, рыночных кадров, логистики и т.п. она смогла выработать выгодные для товаропроизводителей экономические механизмы хозяйствования — прежде всего в области налогообложения и ценообразования как базиса экономического регулирования и стимулирования устойчивого роста АПК [5]. рф располагает более благоприятными природно-климатическими условиями, и ее территория позволяет организовать внутристрановую специализацию и концентрацию агропромышленного производства для сокращения и оптимизации затрат и образования конкурентных преимуществ.
в Беларуси, к сожалению, нет такого документа, как доктрина продовольственной безопасности, отсутствуют долгосрочный прогноз развития сельского хозяйства,
согласованная и научно обоснованная стратегия развития АПК. в силу этого наша республика проигрывает россии не только в решении текущих вопросов функционирования национального АПК, но и в определении стратегических приоритетов, в соответствии с которыми обычно выстраивается система централизованных экономических механизмов и рыночных приемов регулирования и стимулирования целевого развития агропромышленного комплекса.
Кроме того, нельзя рассчитывать, что мы, например, как и другие страны, будем бесконечно долго и беспрепятственно поставлять свою продукцию на российский рынок. уже в обозримой перспективе россия может выйти практически на полное самообеспечение, в связи с чем необходимо уже сейчас прорабатывать иные возможные направления своего сбыта.
немаловажным является то, что рф надеется вступить в ближайшее время во всемирную торговую организацию, и переговорный процесс подходит к завершению. Когда начнут действовать правила вто, Беларусь может оказаться в весьма затруднительном положении. вопросы эти, к сожалению, остаются непроработанными, несмотря на то что нам надо иметь прогнозные варианты сбалансированности своего экспорта и импорта. А для того чтобы сохранить национальное сельское хозяйство, важно своевременно предусматривать действенные механизмы его защиты, в первую очередь государственной (законодательной) и экономической поддержки.
Еще одним ключевым фактором является таможенный союз, где Беларусь, россия и Казахстан имеют совершенно несопоставимые экономические и производственные потенциалы, возможности и условия. Если сейчас, на начальном этапе Союза, не установить для каждой страны оптимальные долгосрочные и устойчивые квоты производства и поставок различных видов продукции, не договориться о стабильных правилах взаимных продаж, совместной защите интересов и прав каждой стороны, то, по всей вероятности, россия изначально станет доминировать на общем таможенном пространстве. впоследствии это может привести к вытеснению недостаточно конкурентоспособных товаров бело-
русского производства. Это означает, что наша страна должна располагать соответствующими расчетами и обоснованием своего места в структуре, объемах производства и сбыта на общем пространстве трех государств и получить согласование других участников. Беларуси следует развернуть широкие маркетинговые исследования российского, а вместе с ними и казахского аграрного рынков и принимать решения на их базе с учетом своих национальных интересов.
таким образом, пришло время для активных и решительных действий, учитывающих быстрое изменение мировой и региональной конъюнктуры. Здесь нельзя медлить и надеяться на традиционные (читай — устаревшие) механизмы и меры. должны осуществляться оперативные корректировки с учетом внешних и внутренних условий для достижения максимальной выгоды.
Литература
1. доктрина продовольственной безопасности российской Федерации. Указ Президента российской Федерации от 30.01.2010 №120 «Об утверждении доктрины продовольственной безопасности российской Федерации. — Министерство сельского хозяйства российской Федерации»: http://www.mcx.ru.
2. Материалы по обсуждению проекта доктрины продовольственной безопасности российской Федерации. — Министерство сельского хозяйства российской Федерации: http://www.mcx.ru.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. — Министерство сельского хозяйства российской Федерации: http://www.mcx.ru.
4. Федеральный закон от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». — Министерство сельского хозяйства российской Федерации. http://www.mcx.ru.
5. О мерах государственной поддержки сельхозпроизводителей в зарубежных странах (Обобщенный материал). — Министерство иностранных дел республики Беларусь: поступил для рассмотрения в национальную академию наук Беларуси 2.03.2010.
6. Государственная программа возрождения и развития села республики Беларусь на 2005— 2010гг. — Мн., 2005.