ВАРТАНОВА МАРИНА ЛЬВОВНА
к.э.н., доцент, начальник отдела аспирантуры Московского психолого-социального университета, доцент кафедры «Экономика и финансовое право» ФГБОУ ВПО «Российский государственный
социальный университет», e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В настоящей статье представлен целый ряд направлений в области обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации. Для решения проблем продовольственной безопасности населения России помимо государственной поддержки и стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора необходимо выработать и законодательно закрепить механизмы повышения доступности и качества продовольствия, исходя из задач повышения здоровья нации.
Продовольственная безо^сность — четко функционирующая система, обеспечивающая все слои населения продуктами питания по принятым физиологическим нормам (определение ФАО, продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). Речь идет об обеспечении потребности населения за счет собственного производства и рационализации необходимого импорта по тем продуктам, для производства которых нет внутренних условий.
Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии необходимых запасов и резервов в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, обеспечивающим национальную безопасность страны.
Ключевые слова: аграрная политика, агропромышленный комплекс, аграрно-продовольственный сектор, доктрина продовольственной безопасности, продовольствие, продовольственная безопасность, прогноз, население, направления обеспечения, сельскохозяйственная продукция, стратегия.
VARTANOVA MARINA LVOVNA
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Post-Graduate Training Program of Moscow Psychological-Social University, Associate Professor of the Department of "Economics and Finance Law" of FSBEI HPE 'Russian State Social University",
e-mail: [email protected]
THE MAIN AREAS OF FOCUS OF PROVIDING FOR FOOD SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The present manuscript provides a whole set of areas of focus in the area of providing for food security in the Russian Federation. To resolve problems of food security for the population of Russia, other than state support and stimulating the development of the national agrarian-food sector it is necessary to develop and legislatively strengthen the mechanisms of improving availability and quality of food based on the tasks of improving the health of the nation. Food security is a well-defined, functioning system, providing all strata of population with food products based on the acceptable physiological standards (the definition by the FAO, Food and Agriculture Organization of the United Nations). This concerns providing for the needs of the population with the help of domestic production and engineering the necessary import of the products that are not produced due to a lack of necessary domestic conditions.
Ensuring food security promotes sustainable social climate in the society. When the necessary supply and reserves in the regions are missing, population may become discontent, which allows to consider the food problem the most important structural element ensuring the national security of the country.
Keywords: the agrarian policy, the agro-industrial complex, the agrarian-food sector, the doctrine of food security, food, the food security, a forecast, population, the areas of focus of supply, agricultural products, a strategy.
Продовольственная безопасность является комплексным понятием, содержащим, как минимум, два смысла. Первый связан с чисто экономическим процессом продовольственного обеспечения. Второй вызван важностью продовольственного обеспечения для поддержания национальной безопасности в её внутреннем и внешнем проявлениях. Надежность продовольственной безопасности государства обуславливается целым рядом показателей, наиболее важными из которых являются следующие: уровень сельскохозяйственного производства страны; степень самообеспеченности продовольствием; наличие переходящих запасов; уровень потребления критически важных продуктов и степень доступности продовольствия для наиболее бедной части населения и размер этой группы. По всем этим показателям положение России достаточно серьезно.
Продовольственная безопасность — это такое состояние экономики России, в т. ч. ее АПК, при котором население обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и без уменьшения государственного продовольственного резерва независимо от внешних и внутренних условий удовлетворяются его потребности в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами (ФЗ о продовольственной безопасности Российской Федерации, принят Госдумой РФ 10 декабря 1997 г.).
Продовольственная безопасность — четко функционирующая система, обеспечивающая все слои населения продуктами питания по принятым физиологическим нормам (определение ФАО, продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН). Речь идет об обеспечении потребности населения за счет собственного производства и рационализации необходимого импорта по тем продуктам, для производства которых нет внутренних условий.
Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии необходимых запасов и резервов в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, обеспечивающим национальную безопасность страны.
В основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация всего АПК — от выращивания растений и животных до его обеспечения средствами производства и реализации конечной продукции. Это проблемы трудовых ресурсов, сырья, материалов и т. п., охватывающие крупные межотраслевые, а по сути, национальные проблемы.
В основе продовольственной безопасности России, учитывая ее обеспеченность природными ресурсами, лежит максимальное самообеспечение основными продуктами питания как стержневой элемент поддержания национального суверенитета.
Механизм обеспечения продовольственной безопасности включает систему социально-экономических и институционально-правовых норм по предотвращению угроз, ведущих к потере обеспеченности населения основными продуктами питания.
Система предусматривает постоянный мониторинг производства и импорта продуктов питания, а также потребления на душу населения с учетом их доступности. Одновременно вырабатываются предельно допустимые значения потребления продуктов питания на душу населения, снижение которых может привести к дестабилизации общества. Всесторонний мониторинг позволяет выявить внешние и внутренние угрозы продовольственной безопасности и продовольственной независимости и наметить основные пути по их предотвращению.
Эксперты ФАО определяют состояние мировой продовольственной безопасности по объему мировых запасов зерна и его производству на душу населения. Безопасным считается переходной запас, равный 17% общего потребления за двухмесячный срок. Уровень ниже 17% приводит к росту мировых цен на зерно. Обеспечение населения продовольствием осуществляется путем:
1) развития внутреннего производства с использованием таких факторов интенсификации, как мелиорация, химизация, механизация, биотехнология, интеграция и кооперация, комплексная переработка сырья для сокращения его потерь и др.;
2) квотированного импорта готовой продукции, что позволяет поддержать отечественных производителей;
3) комбинированным.
Усиление внимания к продовольственной проблеме России связано не только с жизненной потребностью, но и с теми глобальными климатическими и социальными изменениями, которые складываются в мире. В связи с климатическими изменениями России безотлагательно
нужна программа мелиорации земель с целевым бюджетным финансированием. Если в мире 17% орошаемых земель обеспечивают 40% объема производства продовольствия, то в России в период перехода к рынку мелиорация была фактически разрушена, и в настоящее время мелиорированные земли составляют 4,6% сельскохозяйственных угодий.
Между тем климатический фактор — засухи (аридный сценарий) и излишек осадков — оказывает в России существенное влияние на величину валовых сборов сельскохозяйственных культур. Россия должна иметь такое количество орошаемых и осушенных земель, которое при всех экстремальных условиях обеспечило бы потребности населения в продовольствии, резервы и экспортный потенциал.
В январе 2010 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, которая определила цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны.
Настоящая Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
В Доктрине определены показатели продовольственной безопасности и критерии их оценки, возможные риски и угрозы, основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности, механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности страны.
Продовольственная безопасность Российской Федерации (далее — продовольственная безопасность) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются, в т. ч., в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее — рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:
- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
- обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Еще один и, пожалуй, наиболее важный пункт Плана мероприятий по реализации Доктрины продовольственной безопасности — корректировка Государственной программы. Это требует выработки новых подходов к государственной аграрной политике. В этих целях учеными Российской академии сельскохозяйственных наук разработана «Стратегия социально-
экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г.», которая была рассмотрена и одобрена Общим годичным собранием Россельхозакаде-мии 17 февраля 2011 г.
Стратегия в определенной мере представляет консенсус отечественных аграрных экономистов в отношении основных направлений развития агропромышленного комплекса страны и предусматривает модернизацию и инновационное развитие АПК, реализацию положений Доктрины продовольственной безопасности страны, устойчивое развитие сельских территорий. В Стратегии предлагается целый комплекс взаимосвязанных мер по совершенствованию элементов экономического механизма: в сферах ценообразования, кредитования, прямого государственного субсидирования, страхования, налогообложения, таможенно-тарифного регулирования, даны предложения по совершенствованию экономических институтов.
Хотелось бы выделить несколько важных положений. Так, в части финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предлагается ввести прямую поддержку отдельных значимых видов продукции, не связанных с объемами их производства и реализации. Это относится, прежде всего, к скотоводству. Без прямой поддержки сохранения и увеличения поголовья скота, а следовательно, производства мяса и молока, уже не обойтись. Размер ее оценивается примерно в 40 млрд руб. в год. Это же относится и к овцеводству.
Также прямая поддержка предлагается по таким проблемным культурам, как отдельные крупяные, бесспорно — зернобобовые, а также лен-долгунец (объемы производства льноволокна в 2010 г. составили лишь 36 тыс. т или в 2 раза меньше, чем в дореформенный период). Однако проблему льноводства придется решать комплексно, проводя всю цепочку: сельскохозяйственный товаропроизводитель - льнозавод - выпуск тканей.
Несмотря на то что овощи, плоды и ягоды не вошли в перечень продуктов, по которым были определены пороговые значения в Доктрине продовольственной безопасности страны по удельному весу на рынке отечественной продукции, их значение для здорового питания населения и необходимость наращивания производства не снижается.
В целом для развития животноводства предстоит решать проблему растительного кормового белка. Поэтому и по этим видам сельскохозяйственной продукции в рамках соответствующих программ необходима целевая государственная поддержка.
Другим направлением в финансовой поддержке должна стать поддержка приобретения материально-технических ресурсов в условиях сложившегося диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы. Это относится к технике и оборудованию, минеральным удобрениям, средствам защиты растений и некоторым другим.
Стратегия предполагает в качестве одной из приоритетных задач аграрной политики развитие кооперации во всех сферах, но наиболее интенсивно в сбытовой, снабженческой и кредитной деятельности, в сфере производственного обслуживания (см. табл. 1).
Однако если же мы говорим об использовании опыта зарубежных стран (а по существу и нашего отечественного опыта), то следует это сделать, в первую очередь, в части развития кооперации. Вот только один пример из области молочного производства: удельный вес реализации молока через кооперативы составляет в Германии 63%, в Дании — 96%, в Швеции — 100%.
«Несколько слов об управлении в АПК. В ряде регионов на уровне районов оно вообще ликвидировано или сведено к чисто формальным функциям» [6].
«Предусматривается также реализовать вариант восстановления служб, которые бы обеспечивали реализацию федеральных и региональных программ, проводили мониторинг социального положения в сельских территориях» [6]. Кроме того, предполагается повышение роли хозяйственного управления посредством деятельности отраслевых союзов (ассоциаций) (см. табл. 2).
Во внешнеэкономической деятельности в Стратегии ставятся новые задачи по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности страны в изменяющейся ситуации, обусловленной все более возрастающими угрозами дефицита продовольствия в мире.
В этой связи Стратегия предусматривает направленное сокращение дефицита баланса в экспортно-импортных операциях в агропродовольственном сегменте внешней торговли за счет сокращения импорта основных видов продовольствия до пороговых значений, зафиксированных в Доктрине.
Таблица 1
Экономический механизм развития АПК
Ценовые отношения
— расширение перечня продукции совершенствования закупочных интервенций
— использование механизма индикатных цен закупочных интервенций залоговых операций, уровня поддержки сельскохозяйственных производителей
Кредитование
— повышение доступности к кредитам основной части сельскохозяйственных производителей
— использование механизма пониженной процентной ставки для сельского хозяйства по кредитам коммерческих банков
Субсидирование
— введение прямой государственной поддержки отдельным видам сельскохозяйственных культур и поголовья животных
Страхование
— повышение доступности сельскохозяйственных товаропроизводителей к субсидируемому страхованию
— расширение перечня объектов страхования сельскохозяйственной культуры, животные и птицы) Налогообложение
— стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в АПК Программно-целевое управление
— стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства
— система прогнозирования и ориентации товаропроизводителей АПК
Таблица 2
Управление АПК
Управление АПК
Распределение функций между федеральными органами в части управления АПК Повышение роли отраслевых союзов (ассоциаций)
Упорядочение и укрепление союзов низовой структуры управления АПК на уровне районов
В качестве стратегической цели следует поставить двукратное сокращение отрицательного сальдо между импортом и экспортом в агропродовольственном сегменте внешней торговли и последующий выход на их баланс по совокупности всей продукции.
Кроме того, принимается во внимание, что существенно расширится взаимная торговля в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России и при последующем присоединении к нему других государств в рамках формирования единого экономического пространства.
Учитывая десятикратное превышение фактической поддержки фермеров США через государственный бюджет по сравнению с фактически регистрируемым по статистике ВТО — соответственно 120 и 12 млрд долл. США, необходимо в рамках следующей Государственной программы развития сельского хозяйства предусмотреть мероприятия по адаптации АПК России к функционированию в условиях членства в ВТО.
Одной из серьезных угроз является то, что до сих пор «остаются не вполне ясными условия присоединения к ВТО, которое может нарушить или, по крайней мере, усложнить ситуацию на отечественном продовольственном рынке и удлинить время достижения уровня продовольственной независимости» [3], предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности.
Одним из важных направлений Стратегии является разработка и стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, устранение чрезмерной дифференциации регионов страны по уровню экономики, формированию условий для ведения прибыльного производства во всех зонах страны.
О необходимости этого свидетельствует размещение субъектов Российской Федерации с убыточным сельским хозяйством. Почти во всех зонах производство без учета субсидий сей-
час убыточно. В этой связи выделяются такие проблемные зоны, как:
— депрессивные области северо-запада, части Центра, Дальнего Востока с угрожающими темпами сокращения сельского населения и сельскохозяйственного производства;
— районы Крайнего Севера и приравненные к ним регионы;
— трудоизбыточные республики Северного Кавказа.
Конечно, немало проблем и в других субъектах Российской Федерации, где необходимо стимулировать развитие отраслей, соответствующих специфике их природных и экономических условий.
Однако развитие АПК в каждом субъекте Российской Федерации будет возможно, если сложится в стране доступное единое экономическое пространство, что будет обусловлено доступными по тарифам транспортными связями. Рост цен на энергоносители, электроэнергию — основное препятствие к единому экономическому пространству вследствие удорожания перемещаемой продукции. Поэтому в Стратегии предусматривается их регулирование и при необходимости поддержка более низких транспортных тарифов.
На основе предложенного организационно-экономического механизма и исходя из макроэкономических прогнозов и современного состояния сельского хозяйства, в Стратегии выделяется два наиболее вероятных сценария его развития:
— первый — инерционный, предполагающий сохранение действующих экономических механизмов, размеров государственной поддержки, инвестиционных возможностей и, соответственно, относительно низкие темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства;
— второй — модернизация и переход к инновационному развитию (далее — инновационный), направленный на достижение или максимальное приближение к целям, определенным Доктриной продовольственной безопасности.
По расчетам среднегодовой темп прироста производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012-2020 гг. составит по инерционному варианту 1,2%, по инновационному — 2,4-2,5% при среднем за последние 10 лет (2001-2010 гг.) — 1,7%.
При этом прогнозируется, что в предстоящем десятилетии в условиях сокращения численности и старения сельского населения в личных подсобных хозяйствах не будет прироста продукции сельского хозяйства, в связи с чем для достижения целевого показателя в основных товарных сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах необходимо будет обеспечить среднегодовой прирост продукции по инновационному варианту в размере 4,8-5%, а с учетом возможного изменения мировой конъюнктуры рынка, погодных аномалий — 6-7%.
Это обуславливает необходимость существенного повышения темпов прироста инвестиций в 2012-2020 гг., которые по этому варианту с учетом изношенности действующих фондов должны составить не менее 8-9% в год, а их объем (в ценах 2009 г.) — соответственно 5,7 трлн руб. (по инерционному варианту — 5,2% и 4,7 трлн руб.).
Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Существующая нормативная правовая база во многом отражает комплексное решение этой проблемы.
В то же время следует отметить, что принятие Доктрины совпало с периодом, когда ситуация в мировой экономике характеризовалась весьма противоречивыми процессами. С одной стороны, это увеличение потребления продовольствия в развивающихся странах, с другой — экономический и финансовый кризис, который вызвал спад производства и доходов населения.
Обеспечение продовольственной независимости страны может быть достигнуто двумя путями. Первый путь связан с самообеспечением продовольствием. Примером может служить опыт США и Китая, которые всячески защищают свой внутренний рынок от импорта продовольствия и стимулируют экспорт сельскохозяйственной продукции, тем самым проводят политику поддержания продовольственной независимости. Второй путь обеспечения продовольственной независимости заключается в сочетании использования возможностей собственного производства продовольствия и импортных поставок недостающего количества продовольствия.
Так, например, в Англию поставляется продовольствие из экономически зависимых от нее стран бывших колоний. Применительно к России такой подход может использоваться для обеспечения продукцией, производство которой на территории страны невозможно из-за природно-климатических условий, таких, как чай, кофе, растительное масло и др. [6].
Необходимо также отметить, что в период вхождения РФ в ВТО, с одной стороны, объективно растут внешнеэкономические связи, и это способствует импорту сельскохозяйственной продукции зарубежных товаропроизводителей (их объемы не должны превышать пороговые рамки продовольственной независимости страны). Только учет этих факторов позволит Российской Федерации быть надежным и независимым партнером в экономических структурах мирового хозяйства.
Что касается проведения внешнеторговой политики со странами СНГ, то весьма важным представляется формирование в перспективе общего аграрного рынка стран СНГ. Это обусловлено дифференциацией природно-климатических условий, сложившейся специализацией сельскохозяйственного производства.
«В общем рынке существовало бы единое экономическое пространство, при котором снимаются внутренние барьеры для свободного движения сельскохозяйственных и продовольственных товаров, кроме требований санитарно-ветеринарного порядка. Общий аграрный рынок предполагает единство таможенного пространства, единую таможенную систему. Формирование общего рынка стран СНГ позволит создать более высокий уровень продовольственной безопасности для всех его участников» [4].
Таким образом, среди приоритетных направления внешнеторговой политики России, связанных с обеспечением продовольственной безопасности, можно выделить следующие:
- налаживание механизмов поставки в Российскую Федерацию недостающего количества продовольствия из стран-импортеров;
- создание единого продовольственного рынка стран СНГ на основе межправительственных соглашений, предусматривающих свободное перемещение сельскохозяйственных товаров и продовольствия на их территории;
- постепенный отказ от таможенных пошлин и других сборов со странами СНГ;
- координация и согласование ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики;
- осуществление совместных программ по поддержке отраслей сельского хозяйства.
Фундаментальной основой продовольственной безопасности России может служить только
высокоэффективно работающее продовольственное хозяйство, поэтому поддержка и стимулирование его со стороны государства является чрезвычайно важным. Осуществить это можно только через систему государственного регулирования.
Опыт стран, имеющих эффективное сельское хозяйство, свидетельствует, что даже в условиях высокого уровня научного, технологического и сервисного обеспечения необходима активная государственная поддержка отрасли. Необходимость государственной поддержки обусловлена также социальными и демографическими особенностями сельской местности.
«С объявленным переходом к рыночной экономике в 1990-х годах в России культивировался постулат о свободном, не подлежащем государственному регулированию рынке. Такой подход особенно тяжело отразился на сельском хозяйстве, где падение производства привело к экспансии продовольственного импорта, демпинговой политике импортеров, являющейся серьезной угрозой продовольственной безопасности нашей страны. Уже признано, что активная роль государства важна, прежде всего, там, где стратегически важные для общества проблемы, в т. ч. продовольственные, без этого нельзя решить. В развитых же странах аграрный сектор экономики является наиболее регулируемым» [5].
Важным направлением в области обеспечения продовольственной безопасности России является разработка и принятие комплексных целевых программы государственного регулирования продовольственного хозяйства страны. В условиях отказа от сплошного государственного планирования агропромышленного производства наиболее действенным инструментом его государственного регулирования становятся комплексные целевые программы, охватывающие как собственно производство, так и другие сферы продовольственного хозяйства, а также различные стороны производственных отношений.
В разделе VII данной программы указано, что «регулирование рынка сельскохозяйствен-
ной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей» [3].
Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.
За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 г. до 70 процентов.
Важную роль в механизме рыночного регулирования играют цены на сельхозсырье и продовольствие: с одной стороны, они стимулируют рост предложения, а с другой, влияют на платежеспособный спрос населения, делая более или менее доступными для него продовольственные товары.
Проблемным моментом в вопросе ценовой политики в аграрной сфере остается существование диспаритета цен между сельскохозяйственной продукций и продукцией, создаваемой в различных отраслях промышленности.
Отсюда вытекает необходимость выработки и проведения четкой государственной концепции ценообразования на продовольствие, которая обеспечивала бы необходимую доходность сельскохозяйственных товаропроизводителям и доступность для населения животноводческой продукции. Такая концепция должна включать установление предельных рыночных цен на продовольствие, гарантированных цен на сырье, закупаемое в федеральный и региональные фонды, дополнительные закупки избыточной сельскохозяйственной продукции государством.
В области финансово-кредитной политики обеспечения продовольственной безопасности РФ необходимы целевые ассигнования из бюджета на развитие и поддержку отечественных товаропроизводителей. Так, 29 декабря 2007 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 997, которым утвердило «Правила предоставления в 2008-2010 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного производства».
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2008-2010 гг. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки племенного животноводства, овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, элитного семеноводства, производства льна и конопли, завоза семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закладки и ухода за многолетними насаждениями, компенсации части затрат на приобретение средств химизации (п. 1).
Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на условиях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на поддержку основных направлений сельскохозяйственного производства за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере не менее 30 процентов объема средств федерального бюджета, предоставляемых по каждому направлению государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
В сфере налоговой политика в контексте обеспечения продовольственной независимости РФ важное значение приобретают положения, содержащиеся в налоговом законодательстве, в частности в Налоговом кодексе РФ.
Согласно пункту 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налогопла-
тельщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса.
В целях применения главы 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Уплата данного вида налога заменяет собой совокупность налогов, подлежащих уплате при применении общепринятой системы налогообложения (ст. 346.1 НК РФ). Сюда относятся налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налог на имущество организаций и единый социальный налог.
Таким образом, применение льготных условий налогообложения к отечественным сельхоз-товаропрозводителям будет способствовать увеличению их числа на аграрном рынке страны и стимулировать расширение производства тех субъектов сельскохозяйственного производства, которые в настоящий момент осуществляют деятельность по производству, переработке и реализации отечественной сельскохозяйственной продукции.
В области страховой политики наблюдается следующее — в России отменено государственное страхование сельскохозяйственных предприятий и заменено страхованием через коммерческие страховые компании.
Хозяйства аграрного сектор весьма неохотно участвуют в коммерческом страховании из-за недостатка денежных средств, чрезмерно высоких ставок страховых платежей и общей невыгодности новых условий страхования. В этой связи необходимо сформировать государственно -коммерческую систему страхования на основе долевого участия бюджета в страховых выплатах.
Таким образом, для обеспечения и поддержания продовольственной безопасности России необходимо обозначить следующие приоритеты государственной поддержки аграрного сектора, согласно которым Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ необходимо:
- установить государственное регулирование цен и тарифов на потребляемые сельским хозяйством электроэнергию, тепло, транспорт, горючесмазочные материалы, удобрения, средства защиты растений и животных, сельхозтехнику, восстановить эквивалентные отношения между промышленностью и сельским хозяйством;
- запретить перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории;
- ввести мораторий на импорт тех видов зарубежного продовольствия, которые могут производиться в России и быть конкурентоспособными на мировом рынке продуктов питания;
- ужесточить контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к импортному продовольствию;
- особое значение при государственном регулировании уделять федеральным программам «Повышение плодородия почв» и «Социальное развитие села»;
- осуществлять финансовое оздоровление и реформирование сельскохозяйственных предприятий, превратить их в жизнеспособные, рыночно-ориентированные производственные единицы;
- обеспечить развитие и бюджетную поддержку всех форм собственности и всех форм хозяйствования, обратив особое внимание на коллективные хозяйства;
- сформировать систему непрерывного сельскохозяйственного обучения, формировать кадровые резервы всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
- совершенствовать механизмы финансового лизинга сельскохозяйственной техники, развивать отечественное сельскохозяйственное машиностроение;
Сельскохозяйственные предприятия сейчас имеют чрезвычайно изношенный парк сельскохозяйственной техники, а средств для его обновления у большинства предприятий не хватает. В этих условиях единственный выход — организация финансового лизинга. В федеральном бюджете в течение последних лет предусматриваются довольно значительные суммы для обеспечения роста лизинга;
— отработать механизмы долгосрочного кредитования; создать специальный фонд льготного кредитования;
— создавать страховые резервы отдельных ресурсов (региональные фонды семян, ветеринарных препаратов, средств защиты растений и др.), развивать систему страхования рисков сельских товаропроизводителей;
— разработать и внедрить мероприятия, обеспечивающие качество и безопасность продуктов питания, выращивание экологически чистого пищевого сырья на загрязненных индустриальными выбросами землях;
— проводить модернизацию предприятий перерабатывающей промышленности, внедрять высокоэффективное оборудование и прогрессивные технологии;
— разработать и принять перспективные региональные программы поддержки и развития агропромышленного комплекса, направленные на обеспечение продовольственной безопасности, как отдельных регионов, так и России в целом.
Для решения проблем продовольственной безопасности населения России помимо государственной поддержки и стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора необходимо выработать и законодательно закрепить механизмы повышения доступности и качества продовольствия, исходя из задач повышения здоровья нации, предусматривая в т. ч.:
— развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора;
— недопущение установления межрегиональных торговых барьеров;
— разработку системы адресной продовольственной помощи;
— внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов путем объединения ведомств по разработке стандартов с ведомствами, отвечающими за их соблюдение;
Реализация положений настоящей Доктрины позволит обеспечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития агропромышленного и рыбохозяйственно-го комплексов, улучшения благосостояния населения.
Решение продовольственной проблемы — обязанность государства. В современных условиях при выработке аграрной политики государство должно ориентироваться, как минимум, на уровень гарантированного собственного производства жизненно важных продуктов.
В этих целях необходимо разработать и реализовать юридические, экономические, социальные, научно-технические и иные меры по обеспечению производства агропродовольствен-ной продукции в достаточных количествах для населения Российской Федерации.
Литература
1. Воронин, Б. А. Правовое регулирование в области продовольственной безопасности субъекта Российской Федерации //Аграрное и земельное право. 2006. № 1.
2. Гордеев, А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист. 1998. № 6.
3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : Утв. Указом Президента Российской Федерации от 30января 2010 г. № 120.
4. Дохолян, С. В., Ибрагимов, М-Т. А., Халималов, М. М. Теоретико-методологические аспекты продовольственной безопасности //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4.
5. Ушачев, И. Г. Стратегические направления обеспечения продовольственной безопасности России // Продовольственная безопасность России : материалы международной конференции (12-14 марта). — М. : Информационный бюллетень МИД РФ. 2002.
6. Черняков, Б. А. Политика продовольственной безопасности зарубежных стран и интересы России // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 2002. № 5.
References:
1. Voronin, B. A. Legal regulation in the field of food security of the Russian Federation //Agrarian and land law. 2006. No. 1.
2. Gordeev, A. Economic mechanisms of regulation of agricultural production // The economist. 1998. № 6.
3. The food security doctrine of the Russian Federation : Approved by the decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010 № 120.
4. Dokholyan, S. V., Ibragimov, M-T. A., Halimaluv, M. M. Theoretical and methodological aspects of food security // Regional problems of transformation of the economy. 2012. No. 4.
5. Ushachev, I. G. Strategic directions of ensuring food security of Russia // Food safety of Russia : materials of international conference (March 12-14). —M/ : Newsletter of the foreign Ministry. 2002.
6. Chernyakov, B. A. The food security and nutrition Policies of foreign countries and the interests of Russia // Economics of agriculture and processing industry. 2002. No. 5.