_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
Наука, 1983.
26. Худуд - ал - Алам. Под ред.А.М.Мухтарова. - [Текст] - Душанбе: Дониш, 1989.
27. Фонды Отдела рукописей и публикаций НАН Кыргызской Республики. Инв. № 148.
© Анарбаева Г., 2017
УДК 94
Г.П. Белоглазов
К.и.н., в.н.с. ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН» г. Владивосток, Российская Федерация
АПК КНР И ЕГО СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН В МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ (50-Е ГГ. ХХ В. - НАЧАЛО XXI В.): ЭТАПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, АНАЛИЗ1
Аннотация
В статье исследуется политика центрального руководства КНР, региональных администраций СевероВосточного Китая в области модернизации сельского хозяйства региона Китая в контексте планов и программ социально-экономического развития страны в 50-60-е гг. ХХ в. - начала XXI в. Особое внимание уделено проблемам АПК Северо-Востока КНР в 50-е годы ХХ в. и возможностям современного аграрного потенциала этой территории способствовать модернизационным процессам российских территорий Дальнего Востока.
Ключевые слова
КНР, Северо-Восточный Китай, АПК КНР, этапы модернизации АПК.
Процессы, происходящие сегодня в аграрном комплексе Китая, которые вызывают неподдельный интерес отечественной исторической науки и российского общества, можно понять лишь проанализировав исторический опыт аграрных реформ 1945—1949 гг. в Маньчжурии и 1949—1952 гг. в КНР, заложивших основы современных форм индивидуального хозяйствования в китайской деревне. Именно принятие закона о земле, передача прав собственности на землю были первоочередными мероприятиями новых властей, пришедших после революции 1917 г. как в России, так и после 1949 г. в Китае. В других азиатских странах аграрно-крестьянский вопрос также решался в послереволюционный период в первую очередь.
На Северо-Востоке Китая аграрные преобразования, начавшиеся ещё до официального образования Китайской Народной Республики и завершённые в период 1945 - 1949 гг., положили конец старой системе землевладения. Уравнительный передел земли, создание частного землевладения и возможность аренды в относительно крупных размерах отвечали, в первую очередь, нуждам основной массы бедняцкого населения региона, соответствовали некоторым требованиям бедняков, батраков и крестьян-арендаторов.
Проведённая реформа способствовала развитию частной инициативы крестьянства и подъёму производительных сил в аграрном секторе страны. В ходе аграрных преобразований на Северо-Востоке была создана новая система административной власти на селе, которая стала основным проводником модернизации АПК в Северо-Восточном Китае, первом регионе, где на практике апробировалась аграрно-крестьянская политика КПК.
Аграрная реформа в Маньчжурии (1945—1949 гг.) и, в целом, в КНР (1949—1952 гг.) была
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 15-07-00039
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
направлена на смену старым «феодальным», средневековым формам землевладения. Целью последовавшего за этим периодом нового этапа реформы (1953—1957 гг.) было кооперирование сельского хозяйства. Однако на данном этапе, к середине 50-х гг., возникли трудности в управлении кооперативным сельскохозяйственным производством, которые объяснялись механическим копированием советской модели кооперации в сельском хозяйстве. В действительности же, для массового кооперирования не было ни объективных предпосылок, ни субъективных факторов, так как значительная часть крестьян, недавно получившая землю из рук государства, и увидевшая осуществление вековой мечты о своей земле, не была психологически готова к тому, чтобы лишиться права собственности на нее в результате объединения, и не чувствовала необходимости в этом.
Сельское хозяйство являлось одним из важнейших источников пополнения госбюджета, средства из которого шли на финансирование народного хозяйства, на осуществление плана индустриализации. Средства в госбюджет поступали как прямо, в виде сельскохозяйственного налога, так и косвенно, благодаря централизованным закупкам сельскохозяйственной продукции по ценам, не возмещавшим стоимости производства, а также благодаря ножницам цен на промышленные товары, реализуемые в деревне. Для увеличения накопления китайская деревня должна была не только нарастить сельскохозяйственное производство, но и повысить товарность хозяйства, которая определяет возможность поставки сельским хозяйством зерна и сырья сельскохозяйственного происхождения для промышленности и городов. Низкая товарность сельского хозяйства тормозила развитие промышленности. Увеличения ее в условиях КНР можно было достичь в основном двумя способами: повышением производительности труда и сокращением потребления у крестьян. И то и другое, в какой-то мере, достигалось кооперированием.
Объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в кооперативы на прежней технической базе таило в себе возможности увеличения товарности, хотя резкого увеличения обеспечить не могло. Товарность сельскохозяйственных производственных кооперативов низшего типа была немного выше, чем у середняцких хозяйств. Сельскохозяйственные кооперативы высшего типа обеспечивали несколько более высокую товарность по сравнению с кулацкими хозяйствами. Весьма важным было то, что после осуществления кооперирования государство могло через посредство ганьбу - членов кооперативов -контролировать распределение произведенной в кооперативах продукции между потреблением и накоплением, т. е. контролировать уровень потребления в кооперативах. Сводя его к минимуму, требуя продавать государству не только прибавочный, но и значительную часть необходимого продукта, можно было увеличить накопления для развития промышленности. К примеру, в 1953 г. в пров. Хэйлунцзян колхоз "Синхо" продал государству 74%, а кооператив Фаньхайтао - 52% общего сбора зерновых [1].
Упование Мао Цзэдуна на кооперирование сельского хозяйства в деле изыскания дополнительных средств для ускорения темпов экономического развития - для "скачка", планы которого он вынашивал, несомненно сыграло решающую роль в стремлении ускорить темпы кооперирования. В октябре 1955 г. 6-й пленум ЦК КПК по докладу Мао Цзэдуна от 31 июля принял решение о форсировании кооперирования в стране. В этом решении пленума, в частности, отмечался высокий уровень кооперации на Северо-Востоке. Однако форсирование темпов кооперирования не решило главной задачи - подъема производительности труда в сельском хозяйстве, а, следовательно, и таких важных задач как увеличение производства и поднятие доходов подавляющего большинства членов кооперативов. Государство не получило дополнительных средств в ожидаемых размерах, ради которых и была запущена программа ускоренного кооперирования. Росло недовольство крестьян; в кооперативном движении назревал кризис. Не получив обещанного увеличения доходов и улучшения материального положения, сельское население северо-восточных провинций, как и в целом по страна, стало отказываться от участия в кооперативном движении, что проявилось в массовом выходе крестьянских семей из уже созданных кооперативов.
Для стабилизации обстановки в деревне требовалось исправить допущенные ошибки, возможно, следовало вернуться к кооперативам низшего типа как основной форме хозяйственной организации, наиболее соответствующей объективным условиям в деревне, вести упорную и кропотливую борьбу по упорядочению и укреплению кооперативов, сообразовать политику в деревне с объективными условиями. Однако руководство КПК под влиянием правых радикалов пошло по другому пути.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
В 1958 г. был начат этап модернизация АПК посредством «совершенствования» производственных отношений в аграрной сфере экономики страны, проходивший под лозунгом движения за коммунизацию деревни («большой скачок»). Необходимость такого «совершенствования» мотивировалась тем, что недостаточно крупные кооперативы низшего типа якобы создают трудности в области организации производства при значительном размахе планируемых ирригационных работ и реализации в ближайшее время программы механизации сельского хозяйства. По замыслу китайских властей народные коммуны должны были стать главной административно-хозяйственной единицей на селе. При этом объединение органов государственного управления с руководством коммуны и характерная для коммуны организация труда и быта реально облегчали изъятие государством общественного продукта в интересах центральной власти. Ускоренный переход к высшим формам кооперации - народным коммунам и производственным бригадам - позволил решить данную задачу, но не решил имевшихся в сельском хозяйстве и аграрном социуме проблем.
«Культурная революция» (1966 - 1976 гг.) дезорганизовала народное хозяйство страны, особенно в промышленности, на транспорте и в торговле, отрицательно сказалась и на развитии сельского хозяйства, хотя в этой области её разрушительные последствия были не столь катастрофичны. Китайское руководство, памятуя уроки «Большого скачка» - деревенской коммунизации - и опасаясь стихийных выступлений крестьянства, не решалось распространять культурную революцию на сельскую местность в таких же масштабах, как и в городе. В Северо-Восточном Китае начальный период культурной революции 1966 - 1969 гг. наиболее тяжело сказался в экономике, но АПК региона пострадал в меньшей степени. Сказался ряд благоприятных условий: высокий удельный вес промышленности, тесно связанный с военными заказами, а также благоприятные погодные условия, позволившие собрать относительно богатый урожай зерновых и технических культур. В целом, несмотря на более высокий уровень механизации аграрного производства в северо-восточном регионе (56% против 42% по всей стране) и высокую товарность производимых здесь зерновых и технических культур , общее производство сельскохозяйственной продукции оставалось низким, и с трудом покрывало потребности перерабатывающей промышленности сырьём, а население -продовольствием. Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения в 1977 г. не только не увеличилось, но стало намного меньше, чем в 1957 г.
Решение III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва (дек. 1978 г.), 20-й сессий ВСПН пятого созыва (июнь 1979 г.). и IV пленума ЦК КПК (сент. 1979 г.) открыли новый этап в преобразованиях АПК. В директивных документах предполагалось, что при реорганизации сельского хозяйства страны основной упор должен делаться на упорядочение государственного планирования и руководства, увеличение доли капитальных вложений в сельское хозяйство из государственного бюджета, создание очаговых товарных баз аграрной продукции, определение приоритетных направлений в отраслях сельского хозяйства и внедрение «системы производственной ответственности».
Практическое осуществление указанных директив с 1979 г. началось. Устанавливались стабильные нормы государственных закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции, на 18% увеличились капиталовложения в аграрно-промышленном комплексе [2]. Крестьянство переводили на индивидуальное и семейное хозяйствование, т.е. к возвращались к истокам реформе 1945—1949 гг., но без права частного владения землёй. Раздача земли на условиях длительной аренды - сначала на 15 лет, затем на 30 лет, но без права купли-продажи земли, представляла одну из форм системы производственной ответственности, направленной на перестройку организационно-хозяйственной структуры сельскохозяйственного комплекса. По замыслу разработчиков документа ЦК КПК «О дальнейшем укреплении и совершенствовании системы производственной ответственности в сельском хозяйстве» (27 сент. 1980 г.), её внедрение предполагало частичное урегулирование производственных отношений в ряде отсталых районов в рамках коллективной собственности. Основное внимание уделялось «бедным» уездам, где крестьяне «влачили нищенское полуголодное существование».
В начальный период внедрения подрядной системы в северо-восточной деревне преобладали формы, предусматривающие более тесное увязывание результатов труда крестьян с его вознаграждением (доходом), в дальнейшем получила распространение система в форме специализированного и семейного подряда.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
Семейный подряд, пройдя период становления и совершенствования, стал основной формой организации производства. Укрепил и усилил коллективную экономику с одной стороны, с другой, стимулировал развитие частно-индивидуального сектора, совместных предприятий и производственных объединений. Таким образом, в АПК произошел переход к диверсифицированной системе, объединяющей разные формы собственности и сохраняющей доминирующее положение общественной собственности. В стране сформировалась система разных форм реализации коллективной собственности, на базе чего начали свое развитие многообразные экономические процессы, которые вызывают большой интерес и многочисленные дискуссии.
Со второй половины 80-х гг., в связи с расширением индивидуального хозяйствования на селе и в результате развития местной промышленности, часть крестьян стала оставлять сельскохозяйственное производство и переходить «не покидая деревни» на предприятия, находившиеся в сельской местности и обслуживавшие аграрное производство (небольшие заводы и фабрики, производившие сельскохозяйственные машины и оборудование, товары ширпотреба, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства, ремонтные мастерские, МТС и т.п.). Часть крестьян уходила в города и поселки, где смогла получить работу благодаря широкому развертыванию капитального строительства, в первую очередь жилищного. Свои участки (часто на началах субаренды) передавали наиболее предприимчивым земледельцам. Этот процесс поощрялся властями и получил название «сосредоточение земель в руках умельцев». Крупные хозяйства, занимавшиеся производством зерна, пользовались преимущественным правом получения государственного кредита.
Во второй половине 80-х гг. на селе появились семейные предприятия, осуществлявшие предпринимательскую деятельность с применением наемного труда, часть из которых стали объединяться, создавая кооперативы (ляньхэ) или акционерные предприятия (гунфэнь), что способствовало диверсификации сельской экономики и рационализации её производственной структуры.
Реформа хозяйственного механизма сыграла положительную роль в ускорении перехода к товарному производству и складыванию рыночных отношений между товаропроизводителями и государством. В результате перехода на новые формы хозяйствования крестьяне потеряли «железную миску риса», но вместе с тем обрели возможность самостоятельно строить хозяйственную деятельность. Теперь сельскому производителю приходилось все больше учитывать требования, конъюнктуру рынка, имея возможность продать излишки произведённой продукции, хотя обязательства перед государством, в виде поставок определенных объемов продукции, за ним сохранялись. К началу 90-х гг. в деревня Северо-Востока завершила процесс перехода от административно-принудительных методов хозяйствования к экономическим, связанным с конъюнктурой рынка, его спроса-предложения.
В конце 90-х годов аграрно-промышленный комплекс региона вышел на путь устойчивого развития и способствовал модернизации социальной структуры северо-восточной деревни.
В последние годы значительно возросла, как в количественных показателях, так и по номенклатуре товаров, поставляемая в пределы России продукция сельского хозяйства Китая. В настоящее время до половины экспорта КНР составляют продовольственные товары, овощи, фрукты, рыба, морепродукты (основной рынок сбыта продовольствия - страны СНГ, сибирский и дальневосточный регионы России). Кроме того, ведущим сельскохозяйственным продуктом экспорта является хлопок. Одновременно через региональные торговые фирмы, как правило, Северо-Восточного Китая, в значительных количествах реэкспортируется продукция земледелия и животноводства из провинций Центрального и Восточного Китая. Значительные объемы поставок зимних овощей и фруктов из пров. Хайнань на Северо-Восток страны создали благоприятные условия для реэкспорта этой продукции на российский рынок. Китайским производителям сельскохозяйственной продукции хорошо известно, что такая сельскохозяйственная продукция как яблоки, бананы, ананасы, манго, перец и баклажаны, особенно в зимнее время, пользуется большим спросом у северных соседей - населения России, особенно жителей Сибири и Дальнего Востока. По некоторым китайским данным в целом Дальний Восток России на 44% обеспечивается китайским продовольствием, завозимым, главным образом, из провинций Северо-Восточного Китая.
Большие потенциальные возможности в становлении современного аграрного комплекса страны
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_
кроются в развитии негосударственных сельскохозяйственных предприятий. В условиях становления рыночной экономики центральные и региональные власти выдвинули комплексную концепцию развития частного сектора развития экономики деревни - её волостным и поселковым предприятиям. Предоставляя ряд льгот, действующих в области выделения государственных и региональных средств, курса на распределение материальных и финансовых ресурсов, волостно-поселковым предприятиям предоставляется право привлечения иностранных инвестиций, объединять свои силы с ресурсами развитых провинций и районов, делая упор на поддержку и создание прибыльных предприятий с высоким техническим и технологическим уровнями, большим масштабом производства и высокой экономической эффективностью.
Главное, что может извлечь из китайского опыта Россия, по мнению известных отечественных исследователей, является модель постепенного, поэтапного перехода от плановой, командно-административной системы к рыночной экономике в сочетании с государственным регулированием, без «шоковой терапии», без падения производства и уровня жизни населения. Присутствие государства способствовало решению основных задач экономической реформы в КНР.
Обобщение китайского опыта взаимоотношений государства и экономики, современной практики в этой области имеет важное значение для экономической реформы в России, включая и её аграрную сферу. Особенно, если учитывать близкие по организационным формам исходные хозяйственные системы наших стран. Для России с её огромной территорией, неблагоприятным для аграрного производства на большей части страны климатом регулирующая роль государства была жизненно необходима, особенно на первом этапе рыночных преобразований.
В настоящее время в северо-восточном регионе КНР продолжается активный процесс модернизации экономики и общества. Для дальневосточных территорий России знание современной ситуации в соседнем регионе Китая, использование его опыта модернизации, дает возможность разработать тактику освоения нашего дальневосточного края на новой экономической основе и включения его в систему глобализирующегося мира.
Список использованной литературы:
1. Дунбэй жибао,1954, 7 марта.
2. Жэньминь жибао, 1979. 17 апр.
© Белоглазов Г.П., 2017
УДК 930.1
Е.С. Косых
К.и.н., доцент
Кафедры теории и истории государства и права Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета
г. Стерлитамак, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Аннотация
Развитие гендерной истории привело к трансформации научных парадигм и критическому пересмотру стандартов научной работы в исторической науке в целом. Цель данной статьи рассмотреть возможности использования этого направления в исторической науке.
Ключевые слова
Гендер, гендерная история, гендерные отношения, гендерные исследования, гендерная иерархия. В методологии современной исторической науки не часто появляются такие категории, которые могут