Научная статья на тему 'Антропоцентризм как принцип категоризации эгоцентрических пространств в языке'

Антропоцентризм как принцип категоризации эгоцентрических пространств в языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
423
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА / ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВА / ANTHROPOCENTRISM / CATEGORIZATION / INTERPRETATION / MODELING OF SPACE / EGOCENTRIC MODELS OF SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болдырев Николай Николаевич, Безукладова Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются основные модели и принципы моделирования эгоцентрических пространств в немецком языке. В зависимости от способов языковой репрезентации выделяются три эгоцентрические модели пространства: Эго-пространство, приватное и социальное пространство. Антропоцентризм рассматривается в качестве когнитивного основания их конструирования, а предлагаемый в статье подход позволяет говорить о принципиально иной трактовке языкового антропоцентризма, согласно которой анализируются особенности взаимодействия языковых и когнитивных структур, когнитивная и лингвокреативная деятельность субъекта, обеспечивающие креативность человеческого мышления при когнитивном освоении пространства как сферы жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropocentrism as a Principle of Categorization of Egocentric Spaces in Language

The article presents basic models and principles of modeling egocentric spaces in the German language. Three egocentric models of space can be distinguished depending on the methods of language representation: ego-space, private and social spaces. Anthropocentrism is viewed as a cognitive basis for their construction, and the approach suggested by the article allows us to speak about a fundamentally different interpretation of anthropocentrism according to which peculiarities of interaction between language and cognitive structures, cognitive and linguo-creative activities of the subject, providing creativity of human thinking at cognitive mastering of space as the sphere of human activity, have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Антропоцентризм как принцип категоризации эгоцентрических пространств в языке»

УДК 811

Н. Н. Болдырев, И. Ю. Безукладова

Антропоцентризм как принцип категоризации эгоцентрических пространств в языке

В статье рассматриваются основные модели и принципы моделирования эгоцентрических пространств в немецком языке. В зависимости от способов языковой репрезентации выделяются три эгоцентрические модели пространства: Эго-пространство, приватное и социальное пространство. Антропоцентризм рассматривается в качестве когнитивного основания их конструирования, а предлагаемый в статье подход позволяет говорить о принципиально иной трактовке языкового антропоцентризма, согласно которой анализируются особенности взаимодействия языковых и когнитивных структур, когнитивная и лингвокреативная деятельность субъекта, обеспечивающие креативность человеческого мышления при когнитивном освоении пространства как сферы жизнедеятельности человека.

Ключевые слова: антропоцентризм, категоризация, интерпретация, моделирование пространства, эгоцентрические модели пространства.

N. N. Boldyrev, I. Yu. Bezukladova

Anthropocentrism as a Principle of Categorization of Egocentric Spaces in Language

The article presents basic models and principles of modeling egocentric spaces in the German language. Three egocentric models of space can be distinguished depending on the methods of language representation: ego-space, private and social spaces. Anthropo-centrism is viewed as a cognitive basis for their construction, and the approach suggested by the article allows us to speak about a fundamentally different interpretation of anthropocentrism according to which peculiarities of interaction between language and cognitive structures, cognitive and linguo-creative activities of the subject, providing creativity of human thinking at cognitive mastering of space as the sphere of human activity, have been analyzed.

Keywords: anthropocentrism, categorization, interpretation, modeling of space, egocentric models of space.

В основе исследований, осуществляемых в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы, лежит понимание языка как средства формирования и выражения мысли, хранения и структурирования знаний в сознании человека, а также как средства обмена этими знаниями. Идеи антропоцентризма вообще и антропоцентризма языка как системы восходят еще к работам В. фон Гумбольдта, который подчеркивал активную роль человека в формировании смысла высказывания и трактовал язык как средство, заложенное «в самой природе человека» и необходимое «для развития его духовных сил и формирования мировоззрения» [10, с. 304].

Признание за антропоцентричностью основного свойства языка, сформулированного Э. Бенвенистом, определяется, прежде всего, гуманитарным характером языкознания как одной из ключевых наук о человеке, а положение об антропоцентрической природе языка рассматривается многими лингвистами в качестве методологического принципа научных исследований. На современном этапе развития лингвистической науки

идеи языкового антропоцентризма получают новый импульс, что привело к смещению исследовательских интересов с изучения языка в человеке на анализ человека в языке. Анализ когнитивных аспектов языка во всем их разнообразии возможен только в результате осознания первоочередной важности роли человеческого фактора в языке, поскольку именно человек формирует смыслы в процессе коммуникации (именно формирует, а не просто передает смыслы, данные в готовом виде).

При таком подходе наряду с языковым антропоцентризмом со всей очевидностью выступает и антропоцентричность познавательной деятельности человека, в которой находит отражение поэтапное развитие человеческого сознания в процессе эволюции (накопление, хранение, структурирование, обобщение, интерпретация знаний).

Отмечая антропоцентрическую сущность языка и онтологическое единство его структурного, функционального и когнитивного аспектов, необходимо подчеркнуть, что естественный язык как объект лингвистических исследований с точки зрения его онтологической сущности должен интер-

© Болдырев Н. Н., Безукладова И. Ю., 2018

претироваться как неразрывное единство и результат разнонаправленных связей с материальным и духовным миром человека. Языковой антропоцентризм находит свое проявление в интерпретирующей функции языка и в способах ее реализации посредством отдельной системы языковой категоризации, то есть в системе модусных, или интерпретирующих категорий, а также в интерпретирующем потенциале лексических и грамматических категорий [3; 5; 6; 7].

Наиболее полное и последовательное развитие данная идея находит в исследованиях, показывающих, что окружающий мир репрезентирован в сознании в виде неких структур знания, а поведение человека как существа социального определяется данными структурами, отличающимися разнообразием и многомерностью. Антропоцентрич-ность языка определяется, таким образом, тем, что язык создан человеком, используется им и ориентирован на человека и, как следствие, языковая категоризация объектов, явлений внешнего мира и абстрактных сущностей также ориентирована на человека. Реальность, таким образом, не копируется языком, а определенным образом -антропоцентрично - конструируется при помощи языка.

Лингвистические исследования, осуществляемые в междисциплинарной плоскости и систематизирующие данные, полученные в рамках различных областей научного знания в лингвистической перспективе, показывают, что пространство является базовой составляющей языковой картины мира. Основными характеристиками пространства как формы существования материи, как сферы бытия, которую человек познает через свои ощущения, являются его протяженность, дискретность, вместимость, трехмерность, а все типы и виды пространств, выделяемые человеком для упорядочения его собственных представлений о мире, о своих ощущениях, взаимоотношениях, имеют сходную структуру и характеристики.

Эгоцентрическая категоризация пространства в языке осуществляется на основе концептуализации субъектов, артефактов, отношений, событий, входящих в определенный тип окружающего его пространства. Представления человека об окружающем его пространстве формируются в результате переработки и интерпретации им знаний об окружающем мире, о самом себе, о собственном месте в этом пространстве. Следовательно, особенности эгоцентрического структурирования пространства человека в языке основывается на антропоцентризме восприятия феномена про-

странства: пространство «организуется вокруг человека, ставящего себя в центр макро- и микрокосмоса» [9, с. 127].

Окружающий человека мир (мир натурфактов, людей, артефактов, идей, отношений и т. д.) познается и структурируется им в тесной взаимосвязи пространства и времени. Антропоцентричность рассматривается нами в качестве когнитивного принципа категоризации эгоцентрического пространства, поскольку точкой отсчета при его формировании является индивидуум с его способностью воспринимать, осмысливать, структурировать и конструировать свое пространство на основе интерпретации коллективных и индивидуальных знаний (языковых и неязыковых), производить и получать вербализованную информацию. Свое взаимодействие с окружающим миром, среду своего обитания и жизнедеятельности, свой внутренний мир человек представляет в виде определенного пространства и пространственных отношений, используя конкретные когнитивные и языковые механизмы.

Понятие пространства на пути его долгой эволюции прошло разные этапы его осмысления, однако одним из главных итогов этой эволюции стало понимание того, что человек живет в обыденном мире относительно небольших пространств и не столько в геометрическом пространстве, астрономическом времени, сколько в концептуальном пространстве и времени, которые он конструирует сам, моделируя (в том числе в языковой форме) различные объединения вещей и людей, их взаимодействия, концептуальные границы. Вместе с тем, различные математические, естественнонаучные, философские, социально-общественные, гуманитарные методы исследования пространства помогают выделить те основные его характеристики, на которые обращает внимание человек при описании разных видов пространства и которые собственно и создают его мыслительный образ в процессах концептуализации и категоризации, в языковой репрезентации результатов этих познавательных процессов. Перечень и содержание этих характеристик, разные модели и виды выделяемых пространств, а также общее представление о том, что пространство конструируется человеком на разных основаниях, позволяют говорить об антропоцентрическом принципе его концептуализации и категоризации в целом и о реализации этого принципа в различных видах ментальных пространств, конструируемых человеком, в частности.

Когнитивную основу эгоцентрической категоризации пространства в языке составляет объективное наличие различных типов отношений человека и окружающих его сущностей разнообразной природы. Категоризация пространства в языке осуществляется на основе интерпретации индивидуумом этих отношений. Под интерпретацией понимается языковая познавательная активность отдельного индивида, раскрывающая в своих результатах его субъективное понимание объекта интерпретации [4, с. 51]. С одной стороны, интерпретация основана «на существующих общечеловеческих представлениях о мире и, с другой стороны, на его личном опыте взаимодействия с ним [с миром]. Это - проекция мира, или знания о мире, „погруженные" в индивидуальное сознание человека» [4, с. 14].

Эгоцентрическая категоризация пространства представляет собой существенную часть конструирования ситуации. В данном случае речь идет о функциональном значении языковых единиц различных уровней, маркирующих типы и виды категоризуемого в языке пространства, основанном на соотнесении индивидуального опыта говорящего, индивидуального опыта других людей и национально-культурных знаний.

Антропоцентрический принцип лингвистических исследований пространственных отношений, со всей очевидностью, требует признания их относительности, зависимости от точки зрения говорящего. Ведущая роль человека в языковой концептуализации и категоризации пространства, в интерпретации пространственных отношений проявляется, в частности: 1) в выборе соответствующей пространственной координаты как когнитивной точки референции и 2) в ее конкретной интерпретации человеком.

С этой точки зрения особую значимость приобретает дейктическая схема референции «я -здесь - сейчас» К. Бюлера, согласно которой дейк-тическая система организована в виде указательного поля с дейктическим центром (Origo). Свое семантическое наполнение дейктики получают в зависимости от позиции денотата к исходной точке ориентации указательного поля [8, с. 74-127]. В немецком языке значение дейктического центра воплощено в словах я (ich), здесь (hier) и сейчас (jetzt). В этой схеме каждый элемент представляет собой определенную координату, или точку референции, относительно которой человек конструирует физическое, временное, социальное и другие типы пространств как среду своего обитания и жизнедеятельности, а нашедшая свое отражение в

языке дейктическая система рассматривается нами в качестве основы, используемой человеком для конструирования окружающего его пространства. Именно дейктические слова играют ключевую роль при соотнесении индивидуального опыта разных людей, при интерпретации тех или иных отношений, лежащих в основе эгоцентрической категоризации пространства, а категоризация пространства человека в языке осуществляется в системе трех координат, соотносимых с перечисленными выше типами дейксиса:

- личностная координата (соотносится с личным дейксисом; основанием для конструирования личностной эгоцентрической координаты является оппозиция адресант - адресат - третьи лица / предмет речи);

- пространственная координата (соотносится с пространственным дейксисом и конструируется на основе оппозиции пространство говорящего -другие пространственные области);

- временная координата (соотносится с временным дейксисом и конструируется на основании оппозиции момент речи - другое время).

Перечисленные координаты мы определяем как эгоцентрические в силу того, что они ориентированы на Эго говорящего. Каждая координата представляет собой иерархическую систему, которая осмысливается и каждый раз заново конструируется человеком на основе оппозиций (das Fremde - das Eigene, bekannt - unbekannt, individuell - gemeinsam, privat - öffentlich etc.), выстраиваемых на основе интерпретации различных характеристик.

Данная модель помогает осознать ведущую роль человека в этих процессах, то есть антропоцентрический принцип категоризации эгоцентрического пространства. В частности, антропоцентрический принцип ментального конструирования пространства проявляется как в выборе данных координат, так и в их языковой интерпретации говорящим, в конструировании границ и типов взаимодействий между объектами, их локализации внутри того или иного пространства или за его пределами.

Ключевая роль говорящего при эгоцентрической категоризации пространства в языке обусловлена, прежде всего, антропоцентричностью данного процесса, что является следствием ан-тропоцентричности восприятия в целом: человек структурирует и интерпретирует окружающее его пространство не иначе, как с точки зрения своей включенности / невключенности в него. Кроме того, именно говорящий оценивает, интерпрети-

рует (сознательно и подсознательно) объекты и события, включая их в ту или иную сферу своего пространства, пространства адресата или третьего лица, опираясь на имеющиеся языковые и неязыковые знания. При этом эгоцентрическая категоризация пространства человека может осуществляться с различных позиций: говорящий может выбрать разный «угол зрения», вычленяя те или иные характеристики, важные для него по определенным причинам в определенной ситуации, руководствуясь своими интенциями, учитывая специфику ситуации общения, контекст, различные экстралингвистические факторы.

На основании проведенного исследования мы выделяем следующие эгоцентрические модели пространства человека, категоризуемые в языке как совокупности систем отношений между индивидуумом и окружающим его миром: Эго-пространство, приватное пространство, социальное пространство (см. подробнее: [1; 2]). Данные модели пространства категоризуются в немецком языке как:

- неразделяемое пространство человека (Эго-пространство, в основе категоризации которого лежит противопоставление концептов INDIVIDUELL и GEMEINSAM; их ключевые характеристики - «индивидуальный, принадлежащий отдельному живому существу, лично человеку, отдельной личности» и «совместный, включающий другие лица»);

- разделяемое пространство человека (приватное пространство, когнитивным основанием вычленения которого является четкое противопоставление пространства индивидуального, неразделяемого и разграничение сферы частной жизни и сферы общественной, профессиональной жизни в сознании индивида; в основе категоризации приватного пространства человека лежит противопоставление концептов INDIVIDUELL и GEMEINSAM с ключевыми характеристиками «индивидуальный, принадлежащий отдельному живому существу, лично человеку, отдельной личности» и «совместный, включающий другие лица», а также концептов PRIVAT и ÖFFENTLICH с ключевыми характеристиками «частный, личный, доверительный, неофициальный, семейный, домашний» и «общедоступный, общественный, официальный, публичный, касающийся всех, государственный, городской, общеизвестный»);

- коллективное разделяемое пространство человека (социальное пространство, в основе категоризации которого лежит противопоставле-

ние концептов ÖFFENTLICH и PRIVAT с ключевыми характеристиками «общедоступный, общественный, общеизвестный, официальный, публичный, городской, государственный, касающийся всех» и «частный, личный, доверительный, неофициальный, семейный, домашний»).

Кроме того, внутри каждой эгоцентрической модели пространства на основе языковых данных мы выделяем такие виды пространства, как:

— физические (геометрические) пространства, как пространства реально существующие, материальные, объективные, ощутимые и нашедшие свое отражение в виде неких конструктов в сознании человека;

— нефизические, или ментальные пространства (социальные, психологические и т. д.), как пространства субъективные, существующие только в представлении индивида.

С лингвистической точки зрения данные виды пространства - объективное и субъективное - не являются взаимоисключающими, так как они предполагают конструирование в сознании человека на основе использования неких схем. В определенной степени это обусловлено тем фактом, что человек является одновременно и биологическим индивидом, и существом социальным. Будучи биологическим индивидом, человек перемещается в пространстве, занимает в нем определенное место. В данном случае речь идет о конкретной локализации человека, о реально существующем, объективном, физическом пространстве (meine Tasche, unser Haus, sein Garten, meine Stadt, dieses Land, unsere Erde etc.). Особенностью физического пространства является то, что оно имеет определенные границы и может быть охарактеризовано как некая поверхность (hier in der Stadt; da vorne; Kinder in seiner Nähe haben; weit entfernt (von hier aus); oben auf unserem Dach etc.), как пространство трехмерное, имеющее объем, площадь и т. д. Как социальное существо, человек живет в обществе и конструирует нефизическое пространство на основе интерпретации его характеристик, межличностных и социальных отношений (mein entfernte Verwandte, in ihrer Familie, seine politische Umgebung,mein nächster Umfeld etc.).

Физические и ментальные пространства и наполняющие их сущности конструируются человеком следующим образом:

— (1) как пространства и наполняющие их сущности, «приписываемые» себе индивидом / «приписываемые» индивиду, равно как и реально ему принадлежащие (Mein Auto steht unten [11];

Um sein Haus zu bauen sollte Markus eine Kredite nehmen [11]; Die Meinen warten wohl auf mich; Martin's Schwester wohnt seit Jahren in Bremen; Ein Freund von mir ist ein guter Fachmann gerade auf diesem Gebiet [11]);

— (2) как пространства, по отношению к которым человек осознает себя как их часть / человек осознается как их часть (Er ist sehr eng mit seiner Familie verbunden [11]; Wäre es normal in deinem Familienkreis? [12]).

Следовательно, вектор направления соотнесения человека с определенным типом пространства, осознанно выбираемый индивидуумом при его категоризации, может быть различным: (1) индивидууму «присваивается» определенное пространство, равно как и входящие в него сущности (пространство принадлежит человеку): Das werde ich in meiner Schule nicht dulden (автор высказывания - директор школы); (2) индивидуум осознается как часть определенного пространства (человек принадлежит пространству) (In meiner / unserer Schule gibt's so was nicht (автор высказывания - ученица школы).

Интерпретация направления вектора соотнесения человека с определенным типом эгоцентрически категоризуемого пространства зависит от области определения и от статуса индивида. Опора на общий контекст ситуации позволяет однозначно понять, каким образом концептуализируется то или иное пространство и какое место занимает в нем человек - человек концептуализируется как часть пространства или пространство концептуализируется как принадлежащее человеку. Данная многовекторность основана на интерпретации различных типов отношений, среди которых мы выделяем следующие:

— отношения идентификации и самоидентификации, отчуждаемости и неотчуждаемости, индивидуальности и коллективности, иерархичности и равноправия (симметричности), доминирования и независимости, принадлежности и непринадлежности, принадлежности и включенности, соответствия и несоответствия (в данном случае речь идет об отношениях, конструируемых по принципу бинарности);

— отношения сопоставления, сравнения, территориальные отношения, отношения родства, дружбы.

Таким образом, само понятие пространства ан-тропоцентрично по своей природе и является результатом концептуализации и категоризации опыта взаимодействия человека с внешним миром, его интерпретации и оценки. Соответственно процес-

сы моделирования пространства в языковой деятельности носят антропоцентрический характер, что проявляется в 1) в выборе соответствующей пространственной координаты как когнитивной точки референции и 2) в ее индивидуальной интерпретации конкретным человеком в процессах номинации и дискурсивной деятельности.

Библиографический список

1. Безукладова, И. Ю. Пространство человека и его языковая категоризация [Текст] : монография / И. Ю. Безукладова. - Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2013. - 218 с.

2. Безукладова, И. Ю. Эгоцентрические модели категоризации пространства в немецком языке [Текст] : автореф. дис. докт. филол. наук / И. Ю. Безукладова. - Тамбов, 2015. - 40 с.

3. Болдырев, Н. Н. Категориальное значение глагола: Системный и функциональный аспекты [Текст] / Н. Н. Болдырев. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 176 с.

4. Болдырев, Н. Н. Категориальный уровень представления знаний в языке: модусная категория отрицания [Текст] / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. - 2010. - № 7. - С. 45-59.

5. Болдырев, Н. Н. Интерпретационный потенциал концептуальной метафоры [Текст] / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. - 2013. - № 15. -С. 12-22.

6. Болдырев, Н. Н. Актуальные задачи когнитивной лингвистики на современном этапе [Текст] /

H. Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2013. - № 1. - С. 5-13.

7. Болдырев, Н. Н. Когнитивный подход к исследованию антропоцентрической природы языка [Текст] / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. - 2015. - № 21. - С. 38-45.

8. Бюлер, К. Теория языка. Репрезентативная функция языка [Текст] / К. Бюлер. - М. : Прогресс, 2000. - 504 с.

9. Гак, В. Г. Пространство вне пространства // Логический анализ языка. Языки пространств [Текст] /

B. Г. Гак. - М. : Языки русской культуры, 2000. -

C. 127-134.

10. Гумбольдт, В. фон Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. - М. : Прогресс, 1984. - 397 с.

11. LK - Режим доступа: http://www.ikp.uni-bonn.de/Limas

12. MK - Режим доступа: http://www.ids-mannheim.de/ksgd

Bibliograficheskij spisok

1. Bezukladova, I. Ju. Prostranstvo cheloveka i ego jazykovaja kategorizacija [Tekst] : monografija /

I. Ju. Bezukladova. - Tambov : Izdatel'skij dom TGU im. G. R. Derzhavina, 2013. - 218 s.

2. Bezukladova, I. Ju. Jegocentricheskie modeli kategorizacii prostranstva v nemeckom jazyke [Tekst] : avtoref. dis. dokt. filol. nauk / I. Ju. Bezukladova. -Tambov, 2015. - 40 s.

3. Boldyrev, N. N. Kategorial'noe znachenie glagola: Sistemnyj i funkcional'nyj aspekty [Tekst] / N. N. Boldyrev. - M. : Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2009. - 176 s.

4. Boldyrev, N. N. Kategorial'nyj uroven' predstavlenija znanij v jazyke: modusnaja kategorija otricanija [Tekst] / N. N. Boldyrev // Kognitivnye issledovanija jazyka. - 2010. - № 7. - S. 45-59.

5. Boldyrev, N. N. Interpretacionnyj potential konceptual'noj metafory [Tekst] / N. N. Boldyrev // Kognitivnye issledovanija jazyka. - 2013. - № 15. -S. 12-22.

6. Boldyrev, N. N. Aktual'nye zadachi kognitivnoj lingvistiki na sovremennom jetape [Tekst] / N. N. Boldyrev // Voprosy kognitivnoj lingvistiki. -2013. - № 1. - S. 5-13.

7. Boldyrev, N. N. Kognitivnyj podhod k issledovaniju antropocentricheskoj prirody jazyka [Tekst] / N. N. Boldyrev // Kognitivnye issledovanija jazyka. - 2015. - № 21. - S. 38-45.

8. Bjuler, K. Teorija jazyka. Reprezentativnaja funkci-ja jazyka [Tekst] / K. Bjuler. - M. : Progress, 2000. -504 s.

9. Gak, V G. Prostranstvo vne prostranstva // Logicheskij analiz jazyka. Jazyki prostranstv [Tekst] / V. G. Gak. - M. : Jazyki russkoj kul'tury, 2000. - S. 127134.

10. Gumbol'dt, V fon Izbrannye trudy po jazykoz-naniju [Tekst] / V. fon Gumbol'dt. - M. : Progress, 1984. -397 s.

11. LK - Rezhim dostupa: http://www.ikp.uni-bonn.de/Limas

12. MK - Rezhim dostupa: http://www.ids-mannheim.de/ksgd

Reference List

1. Bezukladova I. Yu. Space of the person and his language categorization: monograph(s). Yu. Bezukladova. -Tambov : TSU named after G. R. Derzhavin Publishing House, 2013. - 218 pages.

2. Bezukladova I. Yu. Egocentric models of space categorization in German: author's thesis... Doctor of Philological Silences. Yu. Bezukladova. - Tambov, 2015. - 40 pages.

3. Boldyrev N. N. Categorial meaning of a verb: System and functional aspects. - M. : Book House «LIBROKOM», 2009. - 176 pages.

4. Boldyrev N. N. Categorial level of knowledge representation in language: modus category of denial // Cognitive researches of language. - 2010. - No. 7. -Page 45-59.

5. Boldyrev N. N. Interpretative potential of a conceptual metaphor//Cognitive researches of language. -2013. - No. 15. - Page 12-22.

6. Boldyrev N. N. Relevant problems of cognitive linguistics at the present stage // Questions of cognitive linguistics. - 2013. - No. 1. - Page 5-13.

7. Boldyrev N. N. Cognitive approach to research the anthropocentric nature of language // Cognitive researches of language. - 2015. - No. 21. - Page 38-45.

8. Byuler K. Theory of language. Representative function of language. - M. : Progress, 2000. - 504 pages.

9. Gak V. G. Space out of space // Logical analysis of language. Languages of spaces. - M. : Yazyki Russkoi Kultury, 2000. - Page 127-134.

10. Humbold V von . Selected works on linguistics. -M. : Progress, 1984. - 397 pages.

11. LK - Access mode: http://www.ikp.uni-bonn.de/Limas

12. MK - Access mode: http://www.ids-mannheim.de/ksgd

Дата поступления статьи в редакцию: 17.01.2018 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.