Научная статья на тему 'Антропоцентрическая модель психологической диагностики'

Антропоцентрическая модель психологической диагностики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ / ИНДИВИД / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / АНТРОПООРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / BIOLOGICAL / SOCIAL / PSYCHOLOGICAL / INDIVID / PERSONALITY / INDIVIDUALITY / ANTHROPOLOGICAL PRINCIPLE IN PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ананьева Наталия Анатольевна

Статья посвящена сложной и дискуссионной проблеме соотношения отдельных конструктов человека относительной самостоятельности и независимости биологического, социального и собственно психологического. В статье обосновывается цель антропоориентированной психологической диагностики: получить объемную характеристику человека. В связи с этим решаются задачи, связанные с функционированием природных конструкций индивида, социальных образований личности и уникальных композиций индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF ANTROPOCENTRISM IN PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTIC

This article is devoted complicated and discussion problem of combination separate anthropological constructions relative self-control and independence biological, social, psychological. In article basis aim anthropological psychological diagnostic: receive volumes anthropological characteristic. In connection with that solve problems function biological constructions individ, social formations personality and exceptional complex individuality.

Текст научной работы на тему «Антропоцентрическая модель психологической диагностики»

УДК 159.9

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Ананьева Наталия Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент Российский государственный социальный университет г. Москва, Россия [email protected]

Статья посвящена сложной и дискуссионной проблеме соотношения отдельных конструктов человека - относительной самостоятельности и независимости биологического, социального и собственно психологического. В статье обосновывается цель антропоориентированной психологической диагностики: получить объемную характеристику человека. В связи с этим решаются задачи, связанные с функционированием природных конструкций индивида, социальных образований личности и уникальных композиций индивидуальности.

Ключевые слова: биологическое; социальное; психологическое; индивид; личность; индивидуальность; антропоориентированная психологическая диагностика.

THE MODEL OF ANTROPOCENTRISM IN PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTIC

Ananieva Natalia,

the candidat of psychological sciences, associate professor Russia State Socially University, Moscow, Russia [email protected]

This article is devoted complicated and discussion problem of combination separate anthropological constructions - relative self-control and independence biological, social, psychological. In article basis aim anthropological psychological diagnostic: receive volumes anthropological characteristic. In connection with that solve problems function biological constructions individ, social formations personality and exceptional complex individuality.

Keywords: biological; social; psychological; individ; personality; individuality; anthropological principle in psychological diagnostic.

В настоящее время образовался специфический подход - «антропологический». Это требует глубокого изучения всех психических закономерностей и механизмов, стоящих за любым явлением, связанным с человеком. Такой подход представляется конструктивным, поскольку он ориентирован на то, чтобы получить объемную характеристику всего, что встречается у человека, в связи с его взаимодействием со средой, собственными привнесениями и исходными природными потенциалами.

Антропоориентированная психологическая диагностика реализует направление исследования нескольких пластов психики одновременно: биологиче-

ского, социального и собственно психологического. Такой подход обеспечивает анализ и врожденных особенностей человека (динамической стороны - потенциалов и уровня сензитивности), и приобретенных в социальной жизни особенностей (отношений, позиций, качеств, сформированных средой окружения), и уникальных возможностей «выделившейся» индивидуальности (обеспечение саморегуляции, создание собственных конструктов, композиций). Таким образом, имеются «наслоения», вызванные: а) динамическими потенциалами; б) воздействиями социума; в) собственными композициями.

Программа исследования

Программа исследования выстроена в соответствии с комплексом психических конструкций: первичных биологических конструкций индивида, представляющих самостоятельный организм; социальных конструкций как образованных сообществом; уникальных композиций индивидуальности, критерий которой противостояние социуму (индивидуальность «отстаивается»). Были поставлены серии экспериментов, которые включали, одновременно, и методы исследования психофизиологических компонентов (биологическая сфера как исходная основа врожденных конструкций, унаследованных), и методики, предусматривающих влияние только социальных факторов (социальная среда как источник образования ценностей, образцов, норм, ролевых конструктов, отношений и позиций в отношениях). Специально для исследования индивидуальности (слой, отражающий приобретение уникумом собственных психических реакций) применялись методики, прежде всего, связанные со способами организации своей автономности, способами сопротивления обществу, что позволяет создавать предпосылки творческости, выделять уникальную единицу, связанную с приобретением «собственного достояния». Для реализации выработанного плана последовательности, начиная с основных конструкций биологического слоя, далее раздельного исследования социально-значимых и индивидуально-значимых единиц, необходимо было рассмотреть противоположные тенденции, чтобы выяснить, в дальнейшем, возможные соотнесения. Для этого отобраны методики, которые сопоставимы друг с другом и составляют комплекс.

Методики исследования

Прежде всего, были выбраны методики, которые составили поле исследования уровня чувствительности к восприятию другого индивида. Процедура, предусматривающая работу с портретами, представленными в «Тесте влечений» Л. Зонди, процедура «Чтение фотографий», методика Л.Б. Филонова «Пять качеств» (СК) применялись для анализа эффектов тяготений одного индивида к другому (типа «теле»). Природные свойства, составляющие тип темперамента, исследовались с помощью методик Г. Айзенка ЕР1, Л.Б. Филонова «Характер, исполняющий темперамент» (ХИТ) (Н.А. Ананьевой «Маскировка темперамента») и рассматривались как предпосылка повышения чувствительности в силу действия факторов, вызывающих неудовлетворенность исходными конструкциями. Это потребовало обращения внимания к типичным средним образцам (среднее) и наиболее часто встречающимся «выступаниям» (моде). Все это «точки отсчета», выполняющие функцию соотнесения. В то же время, - предпосылки повышения чувствительности и расширения диапазона различий в сфере соизмерения информации о себе и других.

Социальный пласт рассматривался через исследование социально-значимых образований, проявляющихся в виде коммуникативности, конфликтности, асоциальных качеств. Для этого использовались методики: Л.Б. Филонова «Самооценка-Самовыражение» (СО-СВ), «Косвенные вопросы» (КС), К. Томаса «Типы реагирования в конфликтной ситуации». Это чувствительность к социально-значимым компонентам, к вариантам и инвариантам отклонений.

Индивидуальные конфигурации рассматривались при изучении механизмов защит и ассоциативных преград, которые включает сама индивидуальность для контроля и саморегуляции в виде противостояния базовым конструктам и социальным воздействиям: методики Келлермана-Плутчика «Психологические защиты», Л.Б. Филонова «Осложненные ассоциации» (ОС).

Результаты исследования

Для исследования сфер биологического, социального и психологического в структуре человека применялся индивидуальный анализ, позволяющий рассматривать показатели каждого испытуемого в отдельности. Это необходимо было для того, чтобы выявить индивидуальные варианты и инварианты психологических различий всех испытуемых. Наряду с тем, что приводились данные по среднеарифметическим показателям, минимальным и максимальным показателям на фоне всей выборки, а также моде, индивидуальный анализ обеспечил значительное преимущество. Исходной посылкой выступало то, что не следует «подгонять» стандартные, усредненные показатели под многообразие индивидуальных различий. Таким образом, способ индивидуального анализа каждого отдельно взятого испытуемого (была составлена матрица) позволил более тщательно рассмотреть и выявить возможные согласования-рассогласования в сферах природного, социального и собственно психологического.

Тщательное рассмотрение каждого отдельно взятого испытуемого позволило констатировать: имеются рассогласования в показателях, отражающих природную основу индивида, социальную конструкцию личности и психологическую композицию индивидуальности. Это свидетельствует о том, что три сферы - биологическая, социальная, психологическая - могут как совпадать между собой, так и, чаще всего, в большинстве случаев, не совпадать. Эти, казалось бы, «разрозненные конструкции» могут быть названы особым психолого-антропологическим феноменом. Это означает, что каждый индивид произвольно распоряжается своими собственными ресурсами, а также демонстрирует социально-значимые конструкции, и в то же время, имеет собственное представление о себе (зачастую несовпадающее с его природной базой и демонстрируемыми в обществе тенденциями).

Таким образом, эмпирическое исследование, проводимое на многоплановом диагностическом материале, определило ведущее положение диагностического анализа. Это постулат о раздельном рассмотрении нескольких психических пластов: биологического, социального и собственно психологического. Каждый пласт рассматривается как независимая система, которая имеет структуру, границы, закономерности, компоненты, исполняющие свои функции. В соответствии с основным положением о раздельности пластов биологического, социального, психологического исследовались отдельные психические элементы, принадлежащие разным пластам. Это - психофизиологические особенности, динамика потенциалов, ресурсов и уровня сензитивности индивида, то есть компоненты, составляю- 18 -

щие пласт биологического. Далее, социально-значимые образования личности в виде тенденций, черт, качеств, приобретенных в социальной жизни, отношений, позиций, образцов, сформированных средой окружения, - составляющие пласт социального. И, наконец, собственные композиции, саморегуляция, защиты, обеспечивающие уникальные возможности для построения собственной индивидуальности и ее «отстаивания», что определило собственно пласт психологического. Практически, все эти компоненты принадлежат противопоставляемым пластам, то есть сферам, имеющим разную природу происхождения (связанную с биогенезом, социогенезом и психогенезом). В целом, исследовались те элементы, которые и наполняют содержание понятий: «индивид» (сфера природного), «личность» (сфера социально-значимых образований), «индивидуальность» (сфера собственных привнесений). Обозначение границ, то есть пределов природы функционирования биологического, социального и психологического в человеке, обеспечивает обоснование выделения отдельных ипостасей - «индивид, личность, индивидуальность» (и внутри каждой - отдельных вариантов облика).

Принцип отделения друг от друга граней «индивида, личности, индивидуальности» позволяет рассматривать своеобразные психические контаминации, вызванные обычно «рассмотрением этих понятий вместе». Последнее продуцирует своеобразные «наслоения», образуемые: а) динамическими врожденными потенциалами; б) воздействиями социума; в) собственными индивидуальными композициями. Таким образом, человек в своих ипостасях «индивид, личность, индивидуальность» представляется уникальным и многогранным явлением. Поэтому перспективной является линия разделения информации о человеке, позволяющая рассмотреть отдельные грани человека. Выделение отдельных граней индивидуума становится генеральной линией при реализации антропоцентрированной психологической диагностики.

Теоретическая значимость исследования

Полученные результаты ориентируют на выстраивание теоретических концептуальных положений относительно обоснования чисто человеческой природы психической изменчивости. Антропоцентрированная психологическая диагностика позволила обосновать природу психической изменчивости.

Человек представляет собой особую комбинацию природного, социального и индивидуального, однако, порой противоречивую.

Социальная среда запускает механизмы усвоения структуры и системы общества, обеспечивает понимание социальных связей и отношений, создает предпосылки для накопления и передачи культурного наследия. Социум, созданный в оптимальных «связях и зависимостях», обеспечивает поддержание «необходимого порядка». Целенаправленные воздействия среды вносят некоторые коррективы в «планы и программы самого субъекта». Таким образом, уже созданная среда и готовая принять своего представителя, практически «запускает» механизм формирования личности. Оптимальность и слаженность структуры общества обеспечивает выполнение всех поставленных совместных целей и задач, связанных с адаптацией личности к среде. Вместо усиления имеющихся природных возможностей энергия индивида направляется на то, чтобы: а) усвоить требования среды, б) тратится на приспособление, в) на конструирование поведения в соответствии с принятой структурой общества, г) на закрепление способов действия в рамках данной системы. Все это обеспечивает ему состояние адаптации к среде.

Среда иногда удовлетворяет человека, но иногда заставляет систему перестраиваться (несовпадение между привычной, ожидаемой средой и средой, в которую попал индивид). Проблема адекватности среды изучается в связи с тем, что решается проблема контагиозности человека со средой (слиянии со средой). Человек склонен не только адаптироваться к требованиям среды, но и противостоять ей (вести конфронтации, экспансию), находиться в состоянии психологической защиты от среды, а также вводить новое и создавать собственную среду. Человек не только результат социального воздействия, но и собственного индивидуального преобразования (последнее закреплено за конструктами «личность» и «индивидуальность»).

Индивидуальность - это чисто человеческое «достояние». Индивидуальность имеет свое назначение. Индивидуальность необходима и используется человеком для того, чтобы не уподобиться среднему, избавиться от стандартов и застоя. Индивидуальность - всегда выход за стереотип. Известны высказывания о том, что индивидуальность «отстаивается» («Индивидуальность вынуждена идти вопреки мнению большинства»). В то же время, чрезмерная демонстрация своей индивидуальности обеспечивает возможности прогноза: её можно «просчитать», «вычислить» манеру поведения (демонстрационная функция индивидуальности). В связи с этим, реально и то, что иногда наблюдается сокрытие индивидуальности (функция сокрытия индивидуальности). Целесообразность и выгода последнего -в проведении тактик опережения (новизна, неожиданность). Индивидуальность всегда представлена «отклонениями» («отход») от общепринятых, стандартных значений (среднеарифметических и наиболее частотных). Индивидуальность - это «резкие» показатели по параметрам (min, max), отличные от стандартных. В связи с этим, психолого-антропологическая диагностика индивидуальности строится на принципах девиационного анализа. Всё индивидуальное предполагает множество сочетаний. Сочетания всех видов обеспечивают разнообразие и непредсказуемость индивидуальности. Доказательством является то, что имеется, практически, больше несходства, нежели сходства между отдельными индивидуумами.

Целесообразно выделить психолого-антропологическое пространство, в котором индивидуум оперирует компонентами разного уровня (природными, социальными, индивидуальными), актуализирует необходимое, производит перераспределение, выстраивает собственные композиции.

Итак, основной целью поставленных серий экспериментов было установление принципов диагностики, подтверждаемых многократными замерами.

Практическая значимость исследования

Диагностические принципы

Принципы анализа «индивида»: выявление потенциалов; определение мощности потенциала; определение направленности потенциала; выявление сочетаний потенциалов разного типа; установление структуры комбинаций потенциалов; выявление латентных (скрытых) потенциалов; распределение потенциалов и перераспределение; усиление мощности потенциала; функции каждого потенциала; возможности изменения потенциала; программирование потенциала.

Принципы анализа «личности»: подсчет среднеарифметического значения как основной «точки соотнесения»; определение моды как наиболее часто используемого значения; соотнесение с нормой как принятым оптимальным конструктом; соизмерение с общепринятыми правилами, предписаниями, выработанными

в группе и взятыми за «точку отсчета»; соответствие ролям; соизмерение с диспозицией, отход от которой предполагает санкцию.

Принципы анализа «индивидуальности»: работа с максимальными значениями (max) и с минимальными значениями (min), а также соотнесенность с модой (Мо); работа с «отклонениями» («отход») от общепринятых, стандартных значений (среднеарифметических и наиболее частотных); анализ произвольных «композиций» (характеристика индивидуальности как творческости); множество сочетаний; особая уникальная структурированность психических образований: а) индивидуальность - собственные, отличные от других наборы компонентов (качеств, тенденций, черт); б) индивидуальность как комплект неповторимых, оригинальных сочетаний и связей между отдельными компонентами; в) индивидуальность как комплекс уникальных зависимостей между элементами психических образований; г) индивидуальность как произвольное построение только единичных (присущих одному человеку) связей и зависимостей (координационных связей и субординационных зависимостей); индивидуальность - картина «выступающих» признаков: а) броский признак - яркая черта индивидуальности; б) системообразующий признак - «ядро» всего самого значимого и сугубо индивидуального.

Интерпретационные принципы

1. Принцип рассмотрения сфер биологического, социального и собственно психологического. Это позволяет исследовать и проводить анализ компонентов, функционирующих в разных «системах измерения». Реализация данного принципа обеспечивает установление закономерностей, специфичных для разноплановых систем, то есть отражающих природу биогенетического, социогенетического и психогенетического происхождения.

2. Принцип установления различий (отличий), рассмотрения вариантов и отдельных инвариантов психологических конструкций. Исходной основой является отказ от формальных конструкций, созданных искусственным путем (подгонка под «единый образец», «общие ориентиры», «идеальные конструкции», «монолитную систему», «целостную конструкцию»).

3. Принцип многогранности антропологических конструкций. Человек представляется уникальным и многогранным явлением. Это антропологическая готовность предстать перед другим человеком (ситуацией, явлением) в той или иной «ипостаси». В нужный момент человек включает и демонстрирует ту или иную грань. Такая естественная «расщепленность» человека может быть названа феноменом.

4. Принцип акцента на индивидуальность. Акцент перераспределения на грань индивидуальности принципиально важен. Это отражает совершенствование человека, особенности его прогресса, творческие привнесения, выделение себя из «фона» группы. Последнее сказано в классической формуле: «Индивидуальность отстаивается».

5. Принцип ведущей роли субъективных психолого-антропологических конструкций. Психолого-антропологические исследования предусматривают выявление представлений самого индивидуума; изучение ожиданий, имеющихся у него (индивидуальные экспектации); установление требований, исходящих с его стороны; определение готовности индивида к принятию поступающих воздействий и предлагаемых влияний.

6. Принцип рассмотрения композиционных, творческих психологических образований, созданных самим человеком. Это антропо-логика, антропо-представления, антропо-опыт каждого отдельно взятого индивидуума. Именно обращение к ним, а не к социальным влияниям, зачастую предопределяет предпочтение и выбор значимых объектов, создает уникальное толкование реальных явлений.

7. Принцип изучения среды, созданной самим человеком и зависимой от него самого (антропо-психогенная среда). Это его собственные привнесения, композиции, операциональные изменения, индивидуальные понимания, объяснения, настройка на значимого человека и др. Это его собственное психолого-антропологическое пространство. Феноменология этого явления представляется чрезвычайно интересной. Это «работа» в своем собственном психолого-антропологическом пространстве, в пределах которого происходят своеобразные «вычисления», «построения», «привнесения».

Выводы

Антропоориентированная психологическая диагностика рассматривается как система измерений, которая обеспечивает связи между биологическим, социальным и психологическим - уникальным для индивида. Схему комплексной диагностики можно представить: «от биологических конструкций к социальным образованиям, а от них к индивидуальным композициям». Природные потенциалы, социально-значимые образования личности и композиции собственной индивидуальности выступают в качестве ориентиров, с которыми необходимо соотноситься при анализе любых человеческих явлений. Таким образом, выстраивается некоторая логика в виде того, что первоначально биологическое является основой для социальных воздействий. В дальнейшем, социальное вступает в сложные взаимоотношения с биологическим, а нередко и «перекрывает» заложенное в человеке. На уровне социального человек усваивает все, что является общезначимым, социально-одобряемым и типичным для большинства. Далее, на психологическом уровне образуется собственная психологика и черты отличий от других, то есть индивидуальности. На этой стадии развития ведущим является только субъективное. Важно, что применение антропологического подхода создает целостную картину антропологических образований. Комплексное исследование человека - это также признание факта «расходящихся» отдельных составляющих индивидуума. Отдельные принципы составляют базу антропоориентированной психологической диагностики и образуют парадигму обоснования природы психической изменчивости человека.

Литература

1. Ананьева Н.А. Психологическая антропология: перспективы, направления исследований. Монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2007.

2. Ананьева Н.А., Филонов Л.Б. Психолого-педагогическая антропология. Курс лекций и тестовых заданий. - М.: Изд-во МГОУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.