ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.01
АНТРОПОЛОГИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
© П.Н.Афанасьев
В статье анализируются философско-антропологические идеи, лежащие в основе одного из современных направлений психологической практики - процессуально-ориентированной психологии и психотерапии. Влияя во многом на жизнь современного человека, определяя его взгляды и картину мира, психологическая практика не может оставить без внимания или игнорировать свои философские истоки. В основании любой концепции оказания психологической помощи содержится определенная система идей, мировоззрение и, прежде всего, представление о природе человека, его сущности. Основными характеристиками данной антропологии являются идея разноуровнево-сти восприятия бытия человека, идея связности и целостности опыта, положение о постоянной изменчивости и концепция осознанности. Ключевой идеей процессуального подхода, по мнению автора, является феномен спонтанности.
Ключевые слова: философская антропология, психологическая практика, процессуально-ориентированная психология и психотерапия, спонтанность.
Влияние психологической науки и практики на культуру и жизнь современного человека неоспоримо. Присутствие фигур психолога или психотерапевта, высказывание ими своего профессионального мнения по злободневным вопросам и темам в кино, на телевидении, радио или в печати становится все более ощутимым и заметным. Многие понятия и термины тех или иных психологических теорий уже вошли в повседневный лексикон обычных людей. Под психологической практикой понимается «деятельность по воздействию психолога-практика на социальные объекты с психопрактическими целями и с помощью психологических средств» [1: 228]. К таким целям относят облегчение душевных страданий личности или группы, помощь в поиске решения проблемных вопросов, развитие личности, регуляцию психических процессов и состояний и т.д. Психологическая практика (или ее еще называют «немедицинская психотерапия») - это самостоятельная социальная сфера психологических услуг, живущая по своим законам, а не обслуживающая какую-либо иную сферу социальной жизни, это автономная практическая деятельность психолога, в которой он выступает ответственным исполнителем культурно значимой работы, «непосредственно удовлетворяющим и обслуживающим социально оформленные жизненные потребности заказчика» [2: 36]. Активное развитие и распространение в нашей стране психологической практики стало происходить только в последние два-три десятилетия. Однако на сегодняшний день понимание сути и популяр-
ность профессиональной деятельности психолога в массовом сознании, скорее всего, связаны с образами специалиста по оказанию психологической помощи и ведущего тренинги, чем академического ученого-исследователя.
В связи с очевидным влиянием на жизнь современного человека, определяющим его взгляды и картину мира, психологическая практика не может оставить без внимания или игнорировать свои философские истоки, поскольку в основании любой концепции оказания психологической помощи содержится определенная система идей, мировоззрение и, прежде всего, представление о природе человека, его сущности. Именно философская антропология, как ее определял М.Шелер, является фундаментальной наукой о «сущности и сущностной структуре человека», о его отношении к миру природы, «метафизическом происхождении», о том, что движет им, и законах его развития [3: 70]. Оказывая влияние на индивида с тем или иным видением его природы, деятельность психолога-практика способствует формированию тех или иных качеств и характеристик личности. Понимание базовых положений о сущности человека, лежащих в основании широко распространенных и популярных систем психологической практики, позволяет прогнозировать и определять пути развития современной культуры. Поэтому изучение философской антропологии психотерапевтических теорий является актуальным и необходимым компонентом профессиональной компетентности специалиста в сфере психологического здоровья.
Современная ситуация развития психологической практики и психотерапии характеризуется наличием большого количества разнообразных подходов и направлений. Однако, по мнению Ф.Е.Василюка, основной «вершиной», к которой направлен их «суммарный вектор истории», является «свобода личности». Именно она выступает «предельной ценностью» психологической практики [4]. Истоки этого можно увидеть уже в прообразах деятельности психолога-практика в так называемых античных «практиках себя», являющихся техниками работы со своим телом, душой, мыслями, поведением с целью «трансформации себя, преобразования себя и достижения состояния совершенства, счастья, чистоты, сверхъестественной силы и т.д.» [5: 72]. Одной из важнейших особенностей подобных практик было понятие свободы воли, т. е. способность человека принимать самостоятельные решения и нести за них персональную ответственность, действовать согласно собственным убеждениям и целям [6]. В Новое время продолжателем этой традиции выступил И.Кант с призывом «Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом!», т.е. с приглашением выйти из состояния собственного несовершеннолетия, неспособности самостоятельно и автономно мыслить, выбирать, жить [7: 29]. Согласно М.Фуко, начиная с XIX века мы можем говорить о появлении и формировании homo psychologies, бытие которого характеризуется не через отношение к некой внешней истине или инстанции, а оно само в себе содержит свою собственную истину [8: 618]. Человек - сам для себя, его субъективность становится самоценностью. Личность провозглашается хозяином своей жизни, способной ею управлять и изменять ее.
Именно обращение к ресурсам внутреннего мира человека, к его зрелости и ее развитие, по мнению ряда специалистов в сфере душевного здоровья, и является целью психологической практики. Зрелость, отмечал М.Мамардашвили, есть признание того, что мир по отношению к нам не имеет никаких намерений, что вещи в мире происходят сами по себе, и мы сами приписываем им некие интенции в отношении нас [9]. Убеждение в том, что людей расстраивают не события, а то, как они их понимают и воспринимают, этот важнейший принцип «искусства существования», сформулированный еще Эпикте-том, также являлся важнейшей особенностью античных «практик себя» [6]. Задача немедицинской психотерапии как сферы подобных практик, т.е. определенной аутотрансформации, нам видится в помощи человеку во встрече с собой, со своей внутренней истиной, что и является харак-
терной чертой homo psychologies. Агенты данных практик представляют «парадигму субъективности», как ее назвал Дж.Бьюдженталь, признающей центральное положение всего, что протекает внутри каждой личности индивидуально, частным образом, и осознается лишь частично, а именно: ее внутренние побуждения, смелость и тревога, то, как человек переживает неопределенность своей жизни и ее конечность, а также наличие в нем духа [10]. В процессах обучения, просвещения и работы психологам-практикам и психотерапевтам важно помнить философские основания своей профессиональной деятельности, чтобы способствовать развитию психологической зрелости человека и культуры в целом.
Процессуально-ориентированная психология, или процессуальная работа («process oriented psychology», «Process Work»), зародилась в 70-е гг. ХХ века в Цюрихе (Швейцария) на базе юн-гианской аналитической психологии. Родоначальником данного подхода считается американский психотерапевт Арнольд Минделл, который сначала расширил применение концепции К.Юнга по работе со сновидениями до работы с телесными переживаниями, сформулировав концепцию «сновидящего тела» («dreambody»), а затем основал собственное направление психологической практики. Это междисциплинарное направление, удачно и гармонично соединяющее западноевропейский научный подход и восточную философию. В ходе своего развития процессуальная психология нашла свое применение во многих областях, начиная от глубинной психотерапевтической работы с отдельным индивидом, с зависимостями, с тяжелобольными пациентами, находящимися в измененных и экстремальных состояниях сознания, и заканчивая работой по разрешению конфликтов и разногласий в больших группах, сообществах, организациях. Давая характеристику данной психологической практике, специалисты относят ее или к индиректив-ным направлениям современной психотерапии [11], или к трансперсональной психологии [12], или к многомерным подходам [13]. Как индирек-тивное направление процессуальная психология ориентирована на актуализацию и рост «внутреннего существа» человека, развитие его «позитивного начала» и «творческого потенциала», интеграцию индивида со своей «внутренней силой», «мудростью», «внутренним терапевтом», чтобы восстановить целостность и тем самым достичь исцеления. Трансперсональный аспект проявляется в работе процессуально-ориентированного психолога с измененными, трансовыми, состояниями сознания, в акценте на духовной сущности человеческой природы, активном за-
имствовании психотехник из различных духовных традиций. Многомерность и эклектичность процессуальной психологии выражена в том, что она включает в себя элементы западноевропейской психологии, медицины, науки, искусства, восточной мистики и философии, идеи квантовой физики, шаманизм африканских целителей, австралийских аборигенов и американских индейцев. В своей работе основатели процессуального подхода используют рисунок, танец, хореографию, ролевое проигрывание и т.д.
Концепция процессуальности фокусируется на непосредственном опыте переживания ситуации «здесь и сейчас». Процессуально-ориентированная психология изначально как к одному из своих идейных истоков отсылает к духовной традиции даосизма. Центральное понятие данного подхода «процесс», под которым понимается поток сигналов, информации, идущий по таким каналам, как зрение, слух, движение, телесные ощущения, взаимоотношения, мир, и термин «дао» иногда в психологической практике используют как синонимы. Процессуально-ориентированный психолог «познает природу и следует за ней», наблюдает, что происходит с людьми и что происходит с ним в ответ на их реакцию, дает возможность процессам внутренних ощущений и фантазий подсказывать, что делать дальше. Навыки, лежащие в основе такой работы: любовь к тому, что происходит, сердечность, терпение, открытость и др., - называют «духовными метанавыками» [14]. Процессуальный подход делает основной акцент на восприятии и наблюдении за потоком событий и на уважении к нему, а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме и ситуации изначально заключен способ ее разрешения. Психолог помогает клиенту осознать это, помогает настроиться на спонтанные перемены в себе и мире. «Процессуальная работа - это работа осознания» [15: 13]. Многомерность и интегральность процессуально-ориентированной психологии проявляется также в том, что в своем практическом методе она использует все основные психотерапевтические «упования». Согласно Ф.Е.Василюку, «упование» - это тот опорный продуктивный психологический процесс со стороны клиента, на который «возлагаются основные надежды» и который «обеспечивает, в конечном счете, психотерапевтический эффект» [16: 255]. К таким процессам относятся внушаемость, осознание, спонтанность, переживание, научение, коммуникация. Практически все они присутствуют в процессуальной работе.
Антропологические воззрения процессуально-ориентированной психологической практики
исходят из ее общих представлений о внутреннем и внешнем мире человека, сформулированных на основе, с одной стороны, глубинной психологии, а с другой - на базе различных философских и духовных учений. Первая характеристика данной антропологии - это идея разно-уровневости восприятия реальности и бытия человека. Выделяется три таких уровня. Первый -это уровень общепринятой реальности («Consensus Reality»), на котором человек воспринимает себя сам и определяется другими в своей объектности и четко сформулированной социальной статусно-ролевой идентичности. Второй - уровень сновидений, мечты, фантазий и воображения («Dreamland»), на котором человек предстает для себя как опыт чувствования и переживания. Третий - сущностной уровень, это основа бытия человеком, почти не поддающаяся словесному выражению движущая сила, «придающая жизни определенный смысл». Все эти уровни взаимосвязаны друг с другом, и человек как целое равнозначно включает их все в себя. В парадигме процессуальной работы «человеческое существо одновременно реально (физическое тело) и представляет собой квантовую волну (тенденцию или опыт интенциональной волны). Сначала мы представляем собой сущность, намерение, развертывающееся в формы страны грез, которая затем информирует нас о вероятных отождествлениях в общепринятой реальности. Мы выбираем одно из них и называем его нашей человеческой формой. В новой парадигме все события многомерны» [17: 90].
Вторая характеристика процессуальной антропологии - это идея связности и целостности. В процессуальной психологии эта идея представлена принципом нелокальности («nonlocality»), представлением о созависимости пространственно разделенных процессов. А.Минделл пишет: «Вы и я, не просто мы сами, а вся Вселенная... На каком-то глубинном уровне все мы содержим внутри себя все сущее» [18: 306]. Каждый человек является суммой всех людей вместе взятых. «Бытие человеком включает в себя и небесную самость, и ее отрицание - забывание, что вы когда-то сновидели. Подобно Золушке, возвращающейся с чудесного бала, вы оставляете в полночь свои волшебные туфельки, отказываясь от своей цельной самости, чтобы изо всех сил трудиться, стараясь выживать в спешке повседневной жизни» [18: 691]. Уже в концепции «сновидящего тела» А.Минделл обращал внимание на то, каким образом в событиях, происходящих с человеком днем, в бодрствующем состоянии, мыслях, чувствах, симптомах, настроениях, проявляются образы и тенден-
ции его ночных сновидений. Внутренняя психическая жизнь человека во всех ее формах и внешняя социальная деятельность взаимосвязаны друг с другом и составляют одно целое.
Третья, можно сказать ключевая, особенность процессуальной антропологии - это положение о постоянной изменчивости, собственно, процессуальности, человека и его жизни. Это перекликается по смыслу с высказыванием М.Мамардашвили, что «жизнь есть возможность всегда быть другим» [19: 80]. Каждый из нас представляет собой процесс, в котором нет ничего неизменного. «Вы танец, который выглядит как человек... процесс, действующий как отдельный человек», - говорит А.Минделл, - «даже жизнь и смерть могут быть просто моментами в большом путешествии» [15: 44]. Люди - это не просто объекты, они являют собой еще и определенное поле, атмосферу, присутствие, «приглашение на путь», они «представители чего-то большего» [18], [20]. Можно сказать, что перед нами предстает энергийный образ человека, «энергийная антропология», в которой человек трактуется как совокупность всевозможных энергий - физических, психических, духовных [21]. В этой трактовке процессуальная работа видится как практика по «размыканию», открытости и взаимодействию энергий разных уровней восприятия реальности внутри человека, их осознание.
Четвертая характеристика антропологии процессуальной психологии - это представление о том, что человек есть процесс и опыт восприятия, определенная точка осознания происходящего и следование за этим в потоке событий, временных изменений сигналов и психических состояний. «Понятие «жизнь» не относится только к существованию физического тела; оно также включает в себя спонтанность и творческие способности осознания» [17: 275]. Работа по осознанию - это своего рода «собирание» себя и своей жизни в некое осмысленное целое.
Концепция многомерности восприятия бытия человека, идея связности отдельного индивида со всем миром, представление о его целостности, парадигма изменчивости личности и принцип осознания образуют собой единый комплекс антропологии процессуально-ориентированной психологической практики. Основополагающим понятием, интегрирующим все вышеперечисленные характеристики процессуальной психологии, так же как и в философии даосизма, нам видится понятие «спонтанности» (от лат. spontaneus - самопроизвольный, добровольный/ В психологической практике развитие представлений о спонтанности связано с гуманистиче-
скими направлениями психотерапии и теориями личности, в которых спонтанное поведение определялось как открытость опыту, способность выражать свои истинные желания и мысли, индивидуально неповторимый акт смыслопорож-дения, форма свободной деятельности, проявления свободной воли, как глубинная, сущностная характеристика самоактуализированных личностей [22], [23]. Ф.Е.Василюк, как упоминалось выше, относит спонтанность к одному из ключе -вых «психотерапевтических упований», понимая под ней первичную, действующую до различения добра и зла, хорошего и плохого волю, изначальное творчество, которое созидает бытие из ничто, рождающее начало, просто наслаждающееся своим процессом рождения нового. Метафора спонтанности - это «ветер, который как дух веет где хочет, по пути вращая мельницы, надувая паруса, срывая крыши, но не почему-то и не зачем-то, не «за» и не «против», а просто - так есть» [4]. Человеческое существо стремится реализоваться в фантазии, игре, действии, спонтанном творческом самовыражении, несущем мощный целительный эффект и избавляющем от страдания. Это очень похоже на описание сущностного уровня восприятия бытия человека в процессуальной работе.
В феномене спонтанности проявляется характеристика многоуровневости реальности, ее целостности и изменчивости: «спонтанность -это открытость вселенской потенциальности. это трансличностное начало, несущее в себе нечто, непонятным образом связующее личностное и вселенское и тем самым задающее единство Мира в его творческом раскрытии» [24: 267, 270]. В.В.Налимов придавал спонтанности статус сущностной характеристики личности, способности вступать в резонансные отношения с миром и вселенной в целом. Поскольку личность есть спонтанность, то ее неизменность и статичность иллюзорны. Спонтанность также представляет собой и особое состояние сознания, характеризующееся многогранностью и разнообразием проявлений, наличием «особого, «живого» нерва, которым человек как бы непосредственно связан с миром и ощущает в себе его биение, его напряженность, его полноту» [25: 196]. Это своего рода состояние трансценденции, определенное надличностное пространство трансперсонального сознания, пребывание в котором дает возможность человеку «пережить свою сопричастность целому, прикоснуться к истоку Мира». Это качество роднит практики спонтанного поведения с духовными практиками. По мнению М.Фуко, именно свобода и спонтанность являются ключевыми характеристиками духовных
упражнений, которые направлены на предоставление свободного течения в сознании субъекта образам, чувствам, переживаниям и их фиксацию, осознание [26].
Психологические и философские исследования феномена спонтанности наглядно показывают близость и родственность данного понятия процессуальной антропологии, которая, таким образом, проявляется как антропология спонтанности. С точки зрения процессуально-ориентированной психологической практики, человек - это спонтанность. Такой подход, с одной стороны, сближает процессуальную антропологию с идеями таких восточных духовных традиций, как даосизм и дзен-буддизм, в которых достижению состояния спонтанности отводится фундаментальная роль (для этого там разработано много различного рода методик и техник), с другой стороны, это сближает процессуально-ориентированную психологию и с многовековой традицией западноевропейской философии, придающей свободе воли и произвольности человека одно из центральных значений [27]. Акцентируя свое внимание на проявлении свободы и творчества личности, процессуальная психологическая практика тем самым продолжает развивать далее «суммарный вектор истории психотерапии».
1. Теория и методология психологии: Постнеклас-сическая перспектива / Отв. ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 528 с.
2. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. - 1996.
- № 6. - С. 25 - 40.
3. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 490 с.
4. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. - М.: МГППУ; Смысл, 2003. - 240 с.
5. Фуко М. О начале герменевтики себя // Логос. -2008. - № 2 (65). - С. 65 - 95.
6. Ромек Е.А. Что может дать философия психотерапевту? // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2011. - № 2 (19). - С.147 - 163.
7. Кант И. Сочинения. В 8-ми т. - Т. 8. - М.: Чоро, 1994. - 718 с.
8. Фуко М. История безумия в классическую эпоху.
- М.: АСТ, 2010. - 698 с.
9. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. - СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - 572 с.
10. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. -СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
11. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психа-гогика. - М.: Смысл, 2005. - 488 с.
12. Майков В.В., Козлов В.В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. - Т. 1. Мировой трансперсональный проект. - М., 2007. - 350 с.
13. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта. - М.: МГППУ, 2004. -199 с.
14. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика.
- М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 160 с.
15. Минделл А. Танец Древнего. Как Вселенная решает личные и мировые проблемы. - М.: Постум, 2013. - 464 с.
16. Методология психологии: проблемы и перспективы / Общ. ред. В.П.Зинченко, науч. ред. Т.Г.Щедриной. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 528 с.
17. Минделл А. Сила безмолвия: Как симптомы обогащают жизнь. - М.: АСТ, 2004. - 348 с.
18. Минделл А. Квантовый ум: грань между физикой и психологией. - М.: Беловодье, 2011. - 720 с.
19. Мамардашвили М. Вильнюсские лекции по социальной философии. - СПб.: Азбука, 2012. - 320 с.
20. Минделл А. Процессуальный ум: руководство по установлению связи с умом бога. - М.: Беловодье, 2011. - 352 с.
21. Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. - 688 с.
22. Орехова Н.В. Закономерности и принципы развития спонтанности в образовательном процессе. // Гуманитарный вектор. - 2012. - № 1 (29). - С. 156
- 164.
23. Феномен и категория зрелости в психологии / Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.А.Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 223 с.
24. Налимов В.В. Спонтанность сознания. - М.: Академический Проект, 2011. - 399 с.
25. Спонтанность и детерминизм. / В.В.Казютинский, Е.А.Мамчур и др. - М.: Наука, 2006. - 323 с.
26. Фуко М. Герменевтика субъекта. - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.
27. Афанасьев П.Н., Петрушин С.В., Совитова Э.Т. Индирективные направления в практической психологии и их особенности. // Казанская наука. -2013. - № 2. - С. 194 - 196.
ANTHROPOLOGY OF PROCESS-ORIENTED PSYCHOLOGICAL
PRACTICE
P.N.Afanasyev
The article analyzes philosophical anthropology of process-oriented psychology and psychotherapy. Philosophical origins of psychological practice should not be disregarded or ignored due to the obvious influence it has on the life of modern man, determining one's views and world image. At the base of any concept of psychological assistance is a system of ideas, philosophy, and above all, the idea of human nature, its essence. The main characteristics of this anthropology is the idea of multi-level perception of human existence, the idea of coherence and integrity of experience, the position of constant change and the concept of mindfulness. We believe the key idea of the process approach to be the phenomenon of spontaneity.
Key words: philosophical anthropology, psychological practice, process-oriented psychology and psychotherapy, spontaneity.
1. Teoriya i metodologiya psixologii: Postneklassi-cheskaya perspektiva / Otv. red. A.L.Zhuravlev, A.V.Yurevich. - M.: Izd-vo «Institut psixologii RAN», 2007. - 528 s. (In Russian)
2. Vasilyuk F.E. Metodologicheskij smysl psixo-logicheskogo sxizisa // Voprosy psixologii. - 1996. -№ 6. - S. 25 - 40. (In Russian)
3. Sheler M. Izbrannye proizvedeniya. - M.: Izdatel'stvo «Gnozis», 1994. - 490 s. (In Russian)
4. Vasilyuk F.E. Metodologicheskij analiz v psixologii.
- M.: MGPPU; Smysl, 2003. - 240 s. (In Russian)
5. Fuko M. O nachale germenevtiki sebya // Logos. -2008. - № 2 (65). - S. 65 - 95. (In Russian)
6. Romek E.A. Chto mozhet dat' filosofiya psixo-terapevtu? // E'kzistencial'naya tradiciya: filosofiya, psixologiya, psixoterapiya. - 2011. - № 2 (19). -S.147 - 163. (In Russian)
7. Kant I. Sochineniya. V 8-mi t. - T. 8. - M.: Choro, 1994. - 718 s. (In Russian)
8. Fuko M. Istoriya bezumiya v klassicheskuyu e'poxu.
- M.: AST, 2010. - 698 s. (In Russian)
9. Mamardashvili M. Psixologicheskaya topologiya pu-ti. - SPb.: Izdatel'stvo Russkogo Xristianskogo gu-manitarnogo instituta, 1997. - 572 s. (In Russian)
10. B'yudzhental' Dzh. Iskusstvo psixoterapevta. - SPb.: Piter, 2001. - 304 s. (In Russian)
11. Puzyrej A.A. Psixologiya. Psixotexnika. Psixagogika.
- M.: Smysl, 2005. - 488 s. (In Russian)
12. Majkov V.V., Kozlov V.V. Transpersonal'nyj proekt: psixologiya, antropologiya, duxovnye tradicii. - T. 1. Mirovoj transpersonal'nyj proekt. - M., 2007. - 350 s. (In Russian)
13. Capkin V.N. Edinstvo i mnogoobrazie psixoterapevti-cheskogo opyta. - M.: MGPPU, 2004. - 199 s. (In Russian)
14. Mindell E'. Psixoterapiya kak duxovnaya praktika. -M.: Nezavisimaya firma «Klass», 1997. - 160 s. (In Russian)
15. Mindell A. Tanec Drevnego. Kak Vselennaya reshaet lichnye i mirovye problemy. - M.: Postum, 2013. -464 s. (In Russian)
16. Metodologiya psixologii: problemy i perspektivy / Obshh. red. V.P.Zinchenko, nauch. red. T.G.Shhedrinoj. - M.; SPb.: Centr gumanitarnyx ini-ciativ, 2013. - 528 s. (In Russian)
17. Mindell A. Sila bezmolviya: Kak simptomy obogash-hayut zhizn'. - M.: AST, 2004. - 348 s. (In Russian)
18. Mindell A. Kvantovyj um: gran' mezhdu fizikoj i psi-xologiej. - M.: Belovod'e, 2011. - 720 s. (In Russian)
19. Mamardashvili M. Vil'nyusskie lekcii po social'noj filosofii. - SPb.: Azbuka, 2012. - 320 s. (In Russian)
20. Mindell A. Processual'nyj um: rukovodstvo po ustanovleniyu svyazi s umom boga. - M.: Belovod'e, 2011. - 352 s. (In Russian)
21. Xoruzhij S.S. Fonar' Diogena. Kriticheskaya retro-spektiva evropejskoj antropologii. — M.: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy, 2010. - 688 s. (In Russian)
22. Orexova N.V. Zakonomernosti i principy razvitiya spontannosti v obrazovatel'nom processe. // Gumani-tarnyj vektor. - 2012. - № 1 (29). - S. 156 - 164. (In Russian)
23. Fenomen i kategoriya zrelosti v psixologii / Otv. red. A.L.Zhuravlev, E.A.Sergienko. - M.: Izd-vo «Institut psixologii RAN», 2007. - 223 s. (In Russian)
24. Nalimov V.V. Spontannost' soznaniya. - M.: Akade-micheskij Proekt, 2011. - 399 s. (In Russian)
25. Spontannost' i determinizm. / V.V.Kazyutinskij, E.A.Mamchur i dr. - M.: Nauka, 2006. - 323 s. (In Russian)
26. Fuko M. Germenevtika sub"ekta. - SPb.: Nauka, 2007. - 677 s. (In Russian)
27. Afanas'ev P.N., Petrushin S.V., Sovitova E'.T. Indi-rektivnye napravleniya v prakticheskoj psixologii i ix osobennosti. // Kazanskaya nauka. - 2013. - № 2. -S. 194 - 196. (In Russian)
Афанасьев Павел Николаевич - кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected]
Afanasyev Pavel Nikolaevich - PhD in Sociology, Associate Professor, Department of Psychology, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 01.07.2014