Научная статья на тему 'Антропологическое пространство педагогической деятельности'

Антропологическое пространство педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМОСОЗНАНИЕ / ПОЗИЦИОННО-УРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА / ДУХОВНО-ДУШЕВНО-ТЕЛЕСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЯДРО ЭГО-ВЛЕЧЕНИЙ / ЯДРО СОВЕСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОЦЕННОСТЬ ДРУГОГО / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВАКУУМ / СВОБОДНАЯ ВОЛЯ / СТРАСТИ / ДОБРОДЕТЕЛИ / ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ANTHROPOLOGICAL SPACE / IDENTITY / POSITION-LEVEL TREE STRUCTURE / SPIRITUAL-EMOTIONAL-PHYSICAL ORGANIZATION / THE CORE OF THE EGO-ATTRACTIONS / THE CORE OF CONSCIENCE / PERSONAL POSITION / SELF-WORTH OF THE OTHER / SELF-ASSERTION / SELF-FULFILLMENT OF THE PERSONALITY / THE EXISTENTIAL VACUUM / FREE WILL / PASSION / VIRTUE / TRANSCENDENCE / ANTHROPOLOGICAL LIMITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Храмова Надежда Григорьевна

В статье предлагается рассмотреть педагогическую практику воспитания с точки зрения антропологической реальности тех сущностных свойств человека, благодаря которым ребенок предстает перед нами во всей многосложности, многомерности и полифоничности своих проявлений. Анализируются различные уровни структуры личности, дается их содержательная характеристика и иерархическая соподчиненность, предлагается психологическая интерпретация некоторых святоотеческих воззрений на природу внутреннего человека. В статье изложено системно-целостное и позиционно-динамическое представление о человеке, определены признаки дихотомности его мотивационных сфер, а также обозначены диапазон и феноменологическая вариативность его жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropological Dimension of Pedagogical Activity

The article offers a review of the teaching practice of upbringing from the point of view of anthropological reality of the essential characteristics of man, through which the child is brought before us in all complexity, multidimensionality and polyphony of his or her manifestations. Various levels of the structure of personality are analyzed, providing their content characteristics and hierarchical subordination. Psychological interpretation of some of the Orthodox patristic view of the nature of the inner man is offered. The article describes the systemic-holistic and positional-dynamic view of human beings, identifying signs of dichotomy of their motivational spheres and defining the range and phenomenological variability of human life.

Текст научной работы на тему «Антропологическое пространство педагогической деятельности»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 2 (25). С. 88-100

Антропологическое пространство

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. Г. Храмова

В статье предлагается рассмотреть педагогическую практику воспитания с точки зрения антропологической реальности тех сущностных свойств человека, благодаря которым ребенок предстает перед нами во всей многосложности, многомерности и полифонич-ности своих проявлений. Анализируются различные уровни структуры личности, дается их содержательная характеристика и иерархическая соподчиненность, предлагается психологическая интерпретация некоторых святоотеческих воззрений на природу внутреннего человека. В статье изложено системно-целостное и позиционно-динамическое представление о человеке, определены признаки дихотомности его мотивационных сфер, а также обозначены диапазон и феноменологическая вариативность его жизнедеятельности.

Педагогическая деятельность — детовождение очень разнообразна по своему практическому и жизненному содержанию. Она может быть семейной, школьной, церковной, профессиональной и пр. Любой из этих видов деятельности имеет свою специфику, свое назначение, свои средства и предмет взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Но методологическое единство заключается в том, что осуществляется педагогическая деятельность в пределах того внутри-личностного пространства жизни ребенка (подростка), которое учитель (или значимый старший) определяет для себя как психолого-педагогическую реальность. Альтернация в эту реальность, способность различения многоуровнево-сти и неоднородности ее содержания (при понимании единства и целостности личности человека) обозначается нами как антропологическое пространство педагогической деятельности.

Особенности педагогического общения обуславливаются той картиной мира, которая лежит в основе психолого-педагогической практики взращивания, образования и обучения подрастающих поколений в определенной культурной традиции, в той или иной цивилизации. Российская педагогическая школа складывалась в восточно-византийской православной традиции. Православное учение о человеке является тем методологическим подходом антропологического понимания педагогической деятельности, которое согласуется с принципами и традициями отечественной педагогической культуры, наиболее системно представленными в трудах К. Д. Ушинского, В. В. Зеньковского, И. А.Ильина.

Очевидно, что всякая педагогическая деятельность лишь тогда успешна, когда направлена на ребенка как на целостную личность, затрагивает все духовнонравственное пространство его души: интересы его деятельности, своеобразие отношений со сверстниками и взрослыми, подсознательные стремления и осознанные желания. При этом важно различать возрастные особенности развития личностных качеств воспитанника, становление характера, условия жизни с ближайшим окружением (имеющие особое значение в раннем детстве), а также выбор ценностной ориентации в подростковый и юношеский период.

В православной психологии под антропологическим пространством понимают позиционно-уровневую структуру личности, включающую все ее компоненты как проявления внешнего и внутреннего человека, все аспекты жизнедеятельности индивидуума, представленные в самобытно-родовой и культурноисторической данности. Эта жизнедеятельность имеет духовно-душевно-телесную организацию, устроение которой зависит от направленности (позиции) самой личности, ее самосознания. Самосознание всегда сопряжено с содержанием смысложизненных ценностей человека, с нравственным выбором, с рефлексивной функцией, когда диалогичность (триалогичность) сознания позволяет относиться к себе, как к Другому, и к Другому, как к себе. В процессе становления и развития индивидуума самосознание является квинтэссенцией всех событий его жизни, условий его воспитания, идеологии и содержания образования и обучения. Оно определяет все интенции человека, формируя весь строй и образ его дальнейшей жизни.

Определяя антропологическое пространство как совокупность трех способов существования, мы соотносим телесную организацию с био-физиологическим способом жизни, душевную — с собственно психическим, духовную сферу — с видоспецифичным для человека способом культурно-исторического бытия. Духовность понимается нами как особая онтологическая характеристика личности, которая хотя и соотносится с психическим уровнем, даже более того, — несомненно, освещает его, но не отождествляется с ним. Духовная сфера личности — это только человеку свойственный экзистенциальный горизонт, сверхпсихиче-ское, собирающее воедино все человеческое существо, собственно «человеческий дух», который отсутствует у всего «дочеловеческого». Главными признаками духовности, представленной в человеке, являются Совесть, Свобода, Разум.

Центральной идеей православной парадигмы педагогической практики, опирающейся на христианскую антропологию, является учение об образе Бо-жием в человеке. Образ Божий относится ко всей духовной природе человека и составляет совокупность ее совершенств — как потенциальных возможностей и способностей души, так и действительных ее совершенств: разумности, стремления к благости и красоте, способности к познанию, свободной воли, блаженного бессмертия, самостоятельности, уникальности. В содействии проявлению образа Божия в ребенке и состоит собственно педагогическая деятельность в Православии.

С рождением (приходом из небытия в бытие) каждый индивид наделен возможностью и свободой самоосуществления своей причастности к духовности, в уподоблении Богу через добродетели, которые даны ему в образах совести. Боже-

ственная энергия — энергия жизни — дает человеку целеустремленность к самоактуализации. Эта жизненная энергия определена как рефлекс цели1, она позволяет достигать человеку благо-получия на всех уровнях самобытия. Но высшая цель существования человека — оббжение, богоуподобление — достигается при следовании тем духовно-нравственным идеалам, которые заключены в образах совести2. Это путь совершенствования, где «примат принадлежит... Доброму! Это... естественно-физиологическая черта мышления о будущем»3. Весть о Благе, выходящем за пределы жизни, оживляет и одухотворяет телесность человека, преодолевает в нем животную сущность и вводит в культуральные смыслы трансцендентного бытия. Совесть, как резервуар Божественной благодати в личности, противопоставляет низменности и корысти эго-влечений индивида красоту нравственных законов, возводит человека на высоту служения, жертвенности и героизма. Пассионарность основана на доминантном звучании совести в душе человека и, являясь механизмом этногенеза, напрямую определяет благополучие нации, государства и общества.

Рассмотрим назначение и общие характеристики уровней существования человека, как индивида.

Тело определяет биофизический уровень жизни человека. Оно предназначено для выживания в земных условиях, в биосфере. Все психофизические и вегетативные процессы, инстинктивные потребности и влечения, деятельностная активность и волевая импульсивность как таковые относятся к телесной стороне жизнедеятельности человека. Этот уровень во многом имеет сходство с жизнью животных (инстинктивные параметры), потому-то и возникла ошибочная гипотеза происхождения человека от обезьяны. Вместе с тем, телесный уровень во многом зависит от более высоких уровней — психического и духовного.

Душа — это психический, социально-психологический уровень. Он включает индивидуально-личностные свойства и особенности. Своеобразие каждого человека определяется его генотипом, содержательной вариативностью межличностных связей, характером взаимодействия со значимыми старшими в раннем детстве, отрочестве и юности, конкретными условиями среды того или иного исторического периода. Вариативность формирования своеобразия личности бесконечно велика, поэтому-то каждая личность неповторима. Т. к. душевный уровень — это, прежде всего, уровень межличностных отношений, на его основе формируется нрав человека, его собственная нравственность, те привычки и навыки взаимодействия с другими людьми, которые лично ему нравятся и которые определяют его характер (способ реагирования в конкретных ситуациях). Законы устроения душевной жизни человека объективны, имеют свою этапность, механизмы и содержание.

Дух — это духовный, экзистенциальный, смысловой, ценностный уровень жизни человека. Духовность, как отмечалось выше, относится к родовым определениям собственно человеческого способа жизни. Дух можно определить как «сло-

1 См.: Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1951.

2 См.: Ухтомский А. А. Доминанта. СПб., 2002.

3 Там же. С. 294.

весную силу. души человеческой, которою она отличается от души животных, называемых. бессловесными»4. Дух есть то, что связывает отдельную личность со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельного человека; в ней он ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное. Нравственность, как производное системы мировосприятия, также есть одно из измерений духовности человека, осуществляющейся на грани его бытийных и трансцендентных возможностей. Духовный уровень — уровень постижения себя, законов ми-роустроения, Бога.

Телесная, душевная и духовная стороны жизни человека изначально имеют свою энергийность и иерархическую соподчиненность. Возможности человеческого тела в основном определяются психофизическими и материальными параметрами. Существование телесности зависит от способности организма сохранять себя, развиваться и размножаться с помощью принципа наследования, путем передачи генофонда как идеи (энтелехии) и сообщения энергии жизни, когда в клетке (и растительной, и животной) происходит превращение химической энергии в биологическую5.

Душу человека можно увидеть, но только отчасти — лишь в тех свойствах личности, которые открываются в эмоциях, способностях, общении и деятельности. Психическая энергия обусловлена нервной системой — носителем особого качества живых существ, проявляющегося в стремлении к позитивному переживанию. Психическое устроение жизни определяет поиск максимально благоприятной среды, направленность которого зависит от способности ориентироваться в окружающей среде. Эту функцию ориентации и различения выполняют внешние и внутренние чувства (ощущения и эмоции), которые влияют на способы регуляции и внешнюю проявленность психических реакций. Деятельностная активность человека — это проявление психического в физическом, когда психическая причинность сопряжена с физиологией, но не определяется ею, т. к. физиология подчиняется более высокому способу существования индивида.

Дух же невидим вообще, но именно духовность играет главенствующую роль в жизни человека. Наше сознание отличается от психики животного потому, что проявлено в самосознании и совести. Наш разум обращен не только к познанию наблюдаемой действительности, но и к постижению трансцендентной, непостижимой реальности. Наши чувства более всего ищут возвышенных переживаний Блага и Красоты. Наша воля соотносится с Истиной и Добром. Язык, нравственность и культура освещаются религиозностью человеческого духа, ищущего личной Встречи с Богом. Духовность выражается и в интуиции, и в жажде прекрасного. «Не особые психические способности составляют основу человеческого способа бытия — культурного, исторического, — а сами эти способности на родовом уровне обусловлены, коренятся в потоке духовных сил,

4 Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству // Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1999. Т. 5. С. 361.

5 См.: Лихачев А., свящ. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 3. С. 30.

изливающихся в психику из сферы индивидуального духа»6. Духовность артикулируется в ценностных ориентациях человека и влияет на весь строй его жизни. Духовная направленность определяет содержание жизненных интенций человека, его идеалы, интересы и желания.

После антропологической катастрофы, когда человеческая природа утратила свою первозданность (как только образ Божий в себе), человек:

1) рас-с-троился, потерял: а) целостность духовно-душевно-телесного способа самобытия, б) единство устремлений этих уровней в самовыражении, в) гармоничность и согласованность жизнедеятельности всех уровней;

2) стал удобопреклонен к злу, к тому, что для него самого и человечества в целом является вредоносным и разрушительным;

3) стал смертен. Его существование на земле стало ограничено, измеряемо мерой (смертью), хотя изначально телесная организация человеческого организма предназначена для жизни в вечности.

Вследствие этого появилось еще одно индивидное образование — ядро эговлечений, которое исказило содержание целеполаганий человека. Уровни способов существования пришли в противоречие, как бы зажили независимым друг от друга и от самосознания личности стремлением захватить жизненные силы души: телесность требует большего, чем ей необходимо, душевность жаждет вредоносного для себя, духовность устремилась к ошибочным целям — ко греху. Человечество впало в грех (греч. ‘ошибка’).

Результатом грехопадения стало то, что человек потерял абсолютную благость7. Наряду с образом Божиим он стал носителем искаженной духовности, нецелесообразных и разрушительных для собственной жизни желаний и влечений.

В современном состоянии человечества каждый индивид, рождаясь, несет в себе внутреннюю противоречивость — наличие двух противоположных структур: личностного ядра совести и ядра эго-влечений, которые формируют направленность, позиционность и мотивацию. Эти структурные образования содержат в себе онтологические пределы, данные человеку в духовно-душевно-телесных переживаниях: «бытие-к-жизни» (образы совести) и «бытие-к-смерти» (образы эго-влечений). Проецирование образного содержания позиционных структур личности на все уровни способов существования индивидов определяет систему его идеалов и нравственное содержание поступков. В диапазоне этих пределов можно рассматривать всю феноменологическую вариативность жизнедеятельности человека.

Отсюда следует, что каждый из трех уровней имеет полярность векторной направленности. Эта векторная направленность исходит из той или иной структуры личности: либо ядра-совести, либо ядра эго-влечений. В процессе воспитания складывается индивидуально-личностная позиция, основанная на том или ином структурном образовании. Личностная позиция формирует систему мироощущения, мировосприятия, мировоззрения, миропонимания и миропе-реживания индивидуума. Личностная позиция — это устойчивая система отношений человека ко всем явлениям действительности, реальности, ирреальности, к

6 Лихачев А., свящ. Указ. соч. С. 27—28.

7 См.: ЛоргусА., свящ. Православная антропология: Курс лекций. Вып. 1. М., 2003.

другим людям, себе самому, к Богу. Личностная позиция имплицитно выражена в мотивации, а эксплицитно проявляется соответственно в поведении и поступках. Личностная позиция, основанная на структурном ядре совести, является теистической, рождает оптимизм и жизнеутверждающую направленность индивидуума. Личностная позиция, основанная на эго-влечениях, является атеистической, рождает пессимизм и жизнеотрицающую направленность8. Идеология воспитания подрастающих поколений, основанная на эго-влечениях, на жизнеотрицающем мировоззрении, неизбежно приводит общество к враждебности, агрессивности и суицидальности, что угрожает его жизнеспособности. Идеология воспитания, основанная на позиционном ядре совести, формирует психосоциальную гармоничность и пассионарность этноса, т. к. является тождественной традициям обществ, основанных на христианской культуре.

Каждая воспитательная идеология имеет свои цели и задачи, несет свое содержание, свои формы, методы и средства, свои образовательные системы. Поэтому педагогическая деятельность в соответствии с закономерностями того или иного структурного образования закрепляет духовно-душевно-телесную монаду воспитанника либо в пространстве совести, либо в пространстве эго-влечений9. В процессе педагогического общения та или иная позиционная структура в ребенке развивается и становится доминирующей в его дальнейшей взрослой жизни.

Позиционная структура совести как основание личности направляет человека на позитивное созидание, вводит в смыслы деятельностного служения, реализует нравственный самоконтроль. Совесть — это глас Божий в человеке, т. е. иррационально закрепленные в личности Божественные смыслы, заключенные в лексических понятиях христианских заповедей. Совесть — это соединенность, согласованность с Божественным откровением, с Божественной вестью. Благодаря импульсу совести человек преодолевает животное начало в себе, превосходит собственную материальную ограниченность, входит в пространство религиозной культуры, когда духовно-нравственное содержание поступков, вступая порой в противоречие с телесностью, обращено к бесконечному историческому ряду, устремлено в Вечность бытия.

Позиционная структура эго-влечений как основание личности определяет склонность человека к злу, ко греху. Направленность на самоутверждение, удовлетворение своекорыстных мотивов, достижение собственных потребностей осуществляется без учета интересов других людей, зачастую носит деструктивный характер. Эго-влечения часто принимают форму самоублажения телесной плоти человека, его низшего, животного уровня, поиска материального комфорта и выгоды. Теоретическое обоснование такой жизненной позиции сплетено из рационализма и солипсизма. А между тем эго-влечения становятся психологической основой психопатологий, зависимостей, всех форм извращений, доходящих до демонизации.

Ключевым содержанием развития какой-либо позиционной структуры в человеке является его отношение к Другому. Другой человек, или ближний, вы-

8 См.: ПлатоновЮ. П. Основы этнической психологии. СПб., 2003.

9 См.: СлободчиковВ. И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2005.

ступает смысловой единицей, определяющей нравственный выбор конкретного поступка и осмысленного действия.

Исходя из позиционной структуры ядра совести, Другой является самоценностью. Как Бог есть человеколюбец, так и личность, живущая погруженностью в образы совести, обращена к Другому как к явлению образа Творца в человеке. Личностное «Я» реализуется утверждением Другого (других), «мое Я» — средство помощи, заботы, жертвенного служения, исполнения своего долга, своего предназначения, любви. Следование образам совести приводит к переживанию полноты бытия, к самоактуализации личности.

Исходя из позиционной структуры ядра эго-влечений, «Я» есть самоценность. Личностное «Я» реализует себя за счет Другого (других). Потребности «моего Я», практическая выгода, успешность делают все другие ценности (религиозные и общественные) относительными, требующими переосмысления и корректировки. Другой — средство достижения своекорыстных целей. Следование образам эго-влечений приводит личность к себялюбию (эгоизму и эгоцентризму), к полной концентрации на собственном «Я», невротизации, к экзистенциальному вакууму.

С

А

М

О

А

К

Т

У

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

Л

И

Ч

Н

О

С

Т

И

Рис. Антропологическое пространство педагогической деятельности (позиционно-уровневая модель)

Непреложность духовно-нравственных законов существования человека заключается в том, что (знает об этом человек или нет) обретение радости и смыс-

ла собственной жизни возможно только при переживании себя нужным Другому, другим, делу, Отчизне, Богу. При этом человек являет себя миру в своей уникальности и неповторимости. Эта самоактуализация происходит как процесс и становится явлением, когда личность как бы разворачивается в своей данности до пределов своего совершенства.

В том случае, когда все силы и способности души направлены на самоутверждение, когда нет истины большей, чем собственный индивидуализм в различных его проявлениях, личность как бы заколлапсирована на собственных телесных и эмоциональных ощущениях. Все мировосприятие сужается до размеров наличного «я», здесь концентрируется огромный потенциал душевно-духовных сил, который пленяется эгоцентризмом и направлен на обслуживание невротических потребностей. Это путь к экзистенциальному вакууму, т. к. в самом себе, в своей ограниченности, вне служения большему, чем он сам, человек не может обрести смысл существования.

Психологические понятия совести и эго-влечений аналогичны философским категориям добра и зла, а также богословским категориям святости и греха.

Совесть как духовный орган души10 посредством переживаний личностью блага-бытия, блага-образов (представлений) хранит здравие души, которое есть добродетели11. Добродетели аккумулируют деятельностную активность человека и трансформируют созидательные, позитивные свойства личности. Личность чувствует свое предназначение в исполнении части общего дела жизни, в принадлежности к некоему божественному замыслу, в служении красоте. Человек радуется добру, он становится добродушен, потому что находится в пространстве мира, согласия, любви и истины.

Эго-влечения, возникшие в результате искажения, извращения духовности в человеке, рождают страсти — нравственные недуги. Страсти способны захватить жизненные силы души и совершить разворот духовных интенций личности ко злу. Этим объясняется этимология концепта разврат. Это духовно-нравственное нездоровье обусловлено удобопреклонностью каждого индивида к противоестественной, античеловеческой, греховной реальности. Такая личность жаждет ощущать свою значимость, манипулируя другими, проникать в тайные знания о мире и властвовать над людьми. Оккультизм, цинизм, скептицизм и нигилизм — признаки нахождения на территории конфликтов, соперничества, гедонизма и лжи. Человек становится сладострастным, начинает радоваться злу, становится злорадным, потому что погружается в пространство греха.

Различают восемь фундаментальных образов совести — добродетелей, которым противоположны восемь фундаментальных образов эго-влечений — страстей12. Важно понимать при этом, что образы совести и эго-влечений не дихо-томичны, а находятся в абсолютном противоречии. Универсальные дихотомии в единых конструктах являют альтернативизм и парадоксальность личности как выражение ее многогранности, уникальности и тайны (например, «общее / единичное», «типичное / уникальное», «детерминизм / индетерминизм», «идентич-

10 Ухтомский А. А. Указ. соч. СПб., 2002.

11 Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. М., 1991.

12 См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Указ. соч.

ное / индивидуальное» и т. д.). Страсти же образовались вследствие искажения Божественного образа в человеке, извращения его сущности как подобия Творца. Деятельностная активность, имея жизненную энергию, не имеет содержания (образа) самого действия и за содержанием поступка, действия, деятельности «Я-сознание» неминуемо должно обратиться к той или иной позиционной структуре, к тому или иному личностному ядру. Нравственный выбор человека в исполнении либо образа совести, либо образа эго-влечений есть проявление его свободной воли, его самосознания и выбора духовно-нравственного пространства самобытия. Состояние нравственного выбора — это нулевая точка личностной позиции. По эмоционально-волевому напряжению само обращение к ядру совести и ядру эго-влечений не является одинаковым. В отечественной культуре в лексической формуле закреплено знание о том, что сопротивление эговлечениям сопряжено с особым волевым усилием, поэтому того, кто способен сопротивляться тенденциям саможаления и самоублажения, называют волевым человеком. Того же, кто поддается страстным увлечениям, называют безвольным человеком. Человеческая воля проявляется именно в преодолении каких-либо внешних или внутренних трудностей, ясно указывая на то, что выбор образа действий, исходя из позиционной структуры совести, значительно сложнее, чем выбор образа действий позиционной структуры эго-влечений. В традициях педагогики Православия закреплены нравственные оценки волевых усилий: разность позиционного выбора образует позитивную (по совести) и негативную (по эго-влечениям) векторную направленность каждого уровня личности.

Фундаментальные образы совести (добродетели) и эго-влечений (страсти) характеризуются следующими психологическими признаками (см. таблицу):

Таблица

СТРАСТИ (образы ядра эго-влечения) ДОБРОДЕТЕЛИ (образы ядра совести)

Гордыня надмение над другими людьми (как современниками, так и предшественниками); ирония, атеизм; дерзость, невежество, нигилизм, лжеименитый разум Любовь видение в ближних совершенств (образа Божьего); содействие актуализации Другого в лучшем; жертвенное служение Богу, ближним, Отечеству; благодарность

Тщеславие жажда состояться в глазах других; искание славы и пустых почестей; зависимость от характера расположения ближних к себе; склонность ко лжи, лицемерию, зависти; самооправданию, переменчивость нрава Смирение мирное, спокойное отношение к похвале и оскорблениям, к лести и обидам; послушание, отсутствие желания настаивать только на своем; критическое отношение к себе и почтительное — к другим

Чревоугодие услаждение излишним потреблением пищи; пьянство, лакомство, тайноядение Воздержание удержание от излишнего употребления пищи, питания, вина; стремление к телесной легкости

Окончание таблицы

СТРАСТИ (образы ядра эго-влечения) ДОБРОДЕТЕЛИ (образы ядра совести)

Блуд поиск сексуальных ощущений; принятие страстных помыслов; переживание плотской неги в мечтах и фантазиях; чтение сладострастных книг; сквернословие; желание лицезрения обнаженного тела, эротических и порнографических снимков, фильмов Целомудрие хранение чувств, зрения и слуха в чистоте; постижение Истины в ее целостности; созерцание Божественной Красоты; уклонение от скверных и двусмысленных слов, от сладострастных бесед и чтения; отвержение блудных помыслов; ум не колеблется от пустых мечтаний

Гнев вспыльчивость от мнительной правильности; возмущение сердца яростью и помрачение ума; оклеветание и крик; вражда, памятозлобие; агрессия и ненависть Кротость мужественное восприятие жизненных трудностей мир сердечный, тишина ума; терпение, твердость, незлобие; способность действовать в сложных условиях

Сребролюбие корыстолюбие, мелочная расчетливость; разбой, воровство; болезненная пристрастность к излишествам; скупость, лихва; неверие Богу Нестяжание удовлетворение необходимым и достаточным; щедрость и милосердие; спокойствие, свобода духа, упование на промысел Божий

Печаль помраченное видение реальности; депрессия, тоска, малодушие, отсечение надежды; отсутствие доверия Богу; неблагодарность Богу, сомнение, ропот на Него, упреки и претензии к ближним; саможаление, нетерпеливость, отречение от жизненных трудностей; отсутствие самокритичности Покаяние (блаженный плач) осознание себя достойным Божьего осуждения и наказания за окаянство, присущее человеческой природе; ощущение собственного падения и нищеты духовной; плач ума о своей заблудшей душе; очищение совести и благодатное радование; облегчение от гнета страстей; надежда на милосердие Бо-жие

Уныние парализация жизненной энергии; бесчувствие, леность, скука, праздность, нерадивость; цинизм, абсурдные шутки; ожесточение, отчаяние Трудолюбие (трезвение) желание преумножения благообразия, стремление к созиданию, творческая реализация талантов, наблюдение за всеми своими делами, словами, помышлениями и чувствами; усердие в деле спасения души; внимание в молитве

Покаяние — особая добродетель. Она позволяет личности после уклонения в сторону эго-влечений вернуться к нулевой точке нравственного выбора, вновь перейти на территорию совести и продолжить самобытие в благодатном пространстве жизни.

Фундаментальные образы влияют на духовно-душевно-телесную сферу человека, дают импульс поступкам, действиям, поведению, становятся источником смысложизненных ценностей. Степень проявления этих образов в личностной позиции формирует индивидуальную характеристику каждого уровня. Механизмы подражания и психологического резонирования в процессе педагогического общения позволяют младшему распознавать в старшем и умножать в себе те или иные фундаментальные образы. Исходя из этого, важным становится не то, что педагог осознанно говорит, а то, чем он, пусть и не осознавая, живет. Поэтому православное понимание антропологического устроения человека раскрывает феномен детерминированности духовно-нравственного состояния старшего на результат общения или взаимодействия в педагогической деятельности. Воспитатель может ввести воспитуемого только в то духовно-нравственное пространство, в котором пребывает он сам, т. е. в то душевное устроение, которым живет его сердце, в те ценностные смыслы, которые определяют даже не столько его сознательные поступки, сколько подсознательную мотивацию жизнедеятельности. Умный, много знающий, но надменный и циничный учитель (родитель, наставник) в подавляющем большинстве случаев не раскрывает личностный потенциал детей. Вместе с тем любящий и трудолюбивый взрослый часто взращивает и хороших детей, и достойных учеников. У каждого педагогического стиля, основанного или на образах совести, или на образах эго-влечений, есть свои характеристики и свои результаты — личностные качества воспитанников.

Признаки личности, воспитанной в антропологическом пространстве ядра совести:

• на телесном уровне образ жизни характеризуется трудолюбием, соблюдением правильного режима (здоровый сон, нормальное питание), стремлением к крепости телесной (закаливание, физкультура, отдых на природе), хранением телесной чистоты и верности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на душевном уровне личностными качествами будут уступчивость, по-слушливость, скромность, терпение, самостоятельность, сочувствие, понимание, забота, благодарность, любовь;

• на духовном уровне будут формироваться порядочность, ответственность, любознательность, стремление к созиданию, потребность в исполнении своего сыновьего, супружеского, родительского, гражданского и христианского долга.

Позитивность (жизнеутверждение) оснований совести на телесном уровне ведет к физической гармоничности, на душевном — к психологическому здоровью, на духовном — к свободе и благородству.

Признаки личности, воспитанной в антропологическом пространстве ядра эго-влечений:

• на телесном уровне образ жизни характеризуется склонностью к безделью, лени, нерациональным питанием, смешением активности относительно времени суток (смещение акцента на ночное время суток), вредными привычками (курение, пьянство, наркомания), сексуальной распущенностью и извращениями;

• на душевном уровне личностными качествами будут негативизм, каприз-

ность, упрямство, дерзость, насмешливость, обидчивость, агрессивность, враждебность, угодливость, отчужденность;

• на духовном уровне будут формироваться потребительство, гедонизм, властолюбие, меркантильность, сладострастность, стремление подражать кумирам или быть знаменитым, творчество может носить разрушительный характер.

Негативность (жизнеотрицание) оснований эго-влечений на телесном уровне ведет к физическому дисбалансу, на душевном — к неврозам, на духовном — к зависимости и бесцельности.

Педагогическая деятельность только тогда имеет устойчивые основания, когда в своем содержании решает проблему жизни и смерти. Вопрос о бессмертии также очень важен для понимания целеполагающих основ духовнонравственных интенций человека. Педагогика Православия исходит из идеи бессмертия человеческой души и строит свои постулаты на церковных догматах и сотериологическом учении. Ее образовательные идеалы простираются за временные пределы жизни индивидуума и ставят своей целью воспитание личности, способной быть не только достойным гражданином своего земного Отечества, но и Небесного Царства. Трансцендентность педагогических идеалов сопряжена с антропологическими пределами бытия, определяющими границы психологопедагогической деятельности. Так, позитивная направленность свободной воли в пространстве ядра совести устремлена к Жизни, Любви и Истине, которой является Личность Иисуса Христа. Тяготение к этим антропологическим пределам позволяет человеку совершенствоваться, достигать самоактуализации личности.

Негативная направленность в пространство эго-влечений открывает другие антропологические пределы: Смерть, Одиночество, Ложь, исходящая от демона. Так происходит демонизация личности, ее погруженность в экзистенциальную фрустрацию, в экзистенциальный вакуум.

Укоренение самосознания личности в смыслах православного образа жизни, обучение ее навыку обращения свободной волей к образам действия по совести в конкретных жизненных ситуациях, восхождение к своему духовному «я» является самым значимым для полноценного развития человека. Только тогда становится возможным максимально раздвигать границы пространства совести в душе ребенка, тесня и купируя эго-влечения, высвободить его добродетели и воспитать совестливого человека.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, антропологическое пространство, самосознание, позиционно-уровневая структура, духовно-душевнотелесная организация, ядро эго-влечений, ядро совести, личностная позиция, самоценность Другого, самоутверждение, самоактуализация личности, экзистенциальный вакуум, свободная воля, страсти, добродетели, трансцендентность, антропологические пределы.

Anthropological Dimension of Pedagogical Activity

N. G. Khramova

The article offers a review of the teaching practice of upbringing from the point of view of anthropological reality of the essential characteristics of man, through which the child is brought before us in all complexity, multidimensionality and polyphony of his or her manifestations. Various levels of the structure of personality are analyzed, providing their content characteristics and hierarchical subordination. Psychological interpretation of some of the Orthodox patristic view of the nature of the inner man is offered. The article describes the systemic-holistic and positional-dynamic view of human beings, identifying signs of dichotomy of their motivational spheres and defining the range and phenomenological variability of human life.

Keywords: pedagogical activity, anthropological space, identity, position-level tree structure, spiritual-emotional-physical organization, the core of the ego-attractions, the core of conscience, personal position, self-worth of the Other, self-assertion, self-fulfillment of the personality, the existential vacuum, free will, passion, virtue, transcendence, anthropological limits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.