УДК 37.012.1
Антропологические основания педагогической концепции В. В. Зеньковского
Т. А. Муравицкая
В статье излагаются философско-антропологические основания педагогической концепции В. В. Зеньковского. Показано, что христианская антропология как совокупность представлений о природе человека, смысле его жизни, его свободе лежит в основании педагогики В. В. Зеньковского. Утверждается, что именно эти представления позволяют создать систему воспитания, целью которой является формирование духовно-ориентированной, внутренне свободной и целостной личности.
Ключевые слова: антропологические основания педагогики, православная педагогика, природа человека, свобода, смысл жизни, христианская антропология.
В. В. Зеньковский, выдающийся русский философ, богослов и педагог, создал глубокую и плодотворную педагогическую концепцию. Она изначально была задумана как теория, покоящаяся на продуманных, до конца осознанных философско-антропологических основаниях. Можно сказать, что педагогика В. В. Зеньковского антропологически ориентирована, т. е. выстроена в соответствии с определенными идеями, касающимися сущности человека, его природы, смысла его существования.
Одна из фундаментальных работ по педагогике В. В. Зеньковского носит название «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», что указывает на религиозный характер тех представлений о человеке, которые лежат в основе его педагогических воззрений.
Действительно, и по своему мировоззрению, и по своим философским интенциям В. В. Зеньковский был религиозным мыслителем.
Это проявлялось в его вероисповедании, в принятии священнического сана, в его религиозно-философских построениях, во взглядах на природу человека и процесс его воспитания. Все теоретические работы мыслителя написаны в свете православной христианской традиции и поэтому являются воплощением идей и образов, характерных для православия. Это касается как антропологических взглядов В. В. Зеньковского, так и его педагогических воззрений.
В своей антропологии В. В. Зеньковский исходит из того, что человек в рамках христианского богословия признается единственным в мире существом, в котором соединилась тварная природа и Абсолютное бытие. Иисус Христос — совершенное воплощение этого единства, но и всякий другой человек также несет в себе как природное, так и божественное начало. Именно эта родовая особенность человека проявляется в том, что человек, согласно Священному Писанию, изначально обладает властью над всем другим миром [1, с. 261].
В. В. Зеньковский особенно подчеркивает, что основное в христианской антропологии — это учение об образе Божием в человеке. Центральной идеей этого учения является утверждение, что человек заключает в себе образ Божий, являясь наиболее совершенным творением Бога. Такое восприятие человека, радостное, «пасхальное», как пишет мыслитель, характерно для православия. Но такое восприятие человека не исключает понимания, что человек грешен, что его природа искажена первородным грехом. Человек заключает в себе два начала: образ Божий и искажение этого образа, греховную природу. Но В. В. Зеньковский убежден, что для православия истинный человек всегда светится Божественным светом сквозь греховную оболочку: «Поскольку зрим мы человека “в свете Христовом”, — за его недостатками, грехами, за его ограниченностью открывается основная правда о человеке, которую нужно всегда держать в сознании, чтобы христиански понимать человека...» [1, с. 41].
Глубокое противоречие пронизывает человеческую природу: принадлежность человека «тварному» миру и миру Абсолютного, «не-слиянное и нераздельное» сочетание божественного и греховного, совершенного и несовершенного. Эта противоречивость проявляется в сложной человеческой натуре. В. В. Зеньковский — сторонник трихотомической структуры человека. Он, как и многие православные богословы, вслед за апостолом Павлом рассматривает человека как
единство духа, души и тела. Мыслитель полагает, что в связи с таким пониманием природы человека возникает одна из основных антропологических проблем — вопрос о взаимоотношении трех сфер человеческого естества. При решении этого вопроса возникло целое учение об иерархической конституции человека.
Иерархичность человеческой природы, признание неравноценности и соподчиненности духа, души и тела являются общепризнанной идеей в христианском богословии. Иерархичность проявляется в примате духовного начала, в том, что человек, прежде всего, — дух, он духовен всегда и во всем, даже в самом жалком состоянии, когда его дух почти угашен. В. В. Зеньковский оспаривает распространенную в современной философии и психологии идею, что духовное измерение в человеке — это нечто над-психическое, как бы «верхний этаж» нашего существования. В его понимании духовность — источник целостности и иерархичности человеческой природы, источник жизни и веры. Он пишет: «Начало духовности мыслится нами не как особая надпсихо-физическая жизнь, а как основная жизнь в человеке, проводниками которой вовне является психическая и физическая сфера. Поэтому в человеке все и личностно, что все целостно и в своей целостности неповторимо и абсолютно единично» [4, с. 170].
Но соотношение между уровнями иерархии носит парадоксальный характер: в реальности духовность человека и существует, и не существует. Чаще всего его духовная жизнь не проявляется явно и открыто в деятельности души и тела, обыденная жизнь не способствует духовным устремлениям, наше самосознание почти ничего не знает о жизни нашего духа, эмпирия нашего существования заслоняет истинное в человеке — его дух. Но вместе с тем дух неизбывен в человеке, ростки его пробиваются в любой, самой бездуховной жизни, иногда как мучительное ощущение неполноты и неистинности этой жизни, иногда как сознательное стремление к поиску духа. Поиски своего духовного измерения — естественнейшая потребность человека, которая наполняет смыслом его существование, если человек стремится в сферу духа. «Духовную жизнь каждому в себе еще нужно открыть, а то можно и всю свою жизнь прожить, не останавливая своего внимания на духовной стороне, лишь изредка — ощущая страх перед самим собой, перед своей глубиной» [2, с. 48].
В. В. Зеньковский, развивая православное учение об иерархической конституции человека, характеризует дух как полную движения
жизнь, как динамическую, пребывающую в постоянном изменении и развитии субстанцию. Это проявляется в активности и творческих проявлениях человека, в его разуме, свободе, способности к раскаянию и надежде на лучшее будущее. Как некий огонь, дающий жизнь, энергию, свет, являющийся источником всякого изменения, дух человека все определяет и все объединяет в человеческой природе.
Такое динамическое понимание природы духа позволяет В. В. Зень-ковскому прийти к выводу о том, что смысл жизни человека определяется целью, связанной с раскрытием и расцветом духа в человеке. Поскольку истинная, божественная природа человека выражена в его духе, который все осеняет в человеке и все пронизывает в его жизни, то и подлинный смысл человеческого, земного существования связан с его божественной природой, его духом. Поиски Бесконечного и Абсолютного, «искание Бога» — вот что придает подлинный смысл жизни, что дает движение, беспокойство человеческой натуре, позволяет ей развиваться и изменяться в сторону большего совершенства [2, с. 50]. Человек по природе своей сопряжен с Абсолютом, поэтому тяготение к Нему, неистребимая потребность возлюбить и познать Бога и есть та сила, которая с неизбежностью проявляется в каждом человеке, в разных формах и с различной силой. Устремленность к Богу определяет смысл жизни человека и цели его существования, даже если человек этого не осознает.
Такая обусловленность человеческой жизни присутствием в ней Бога на первый взгляд ограничивает свободу человека, определяя полностью его существование. Но в действительности эта обусловленность — залог свободы человека, ее необходимое основание. «Эта обращенность души к Бесконечному, эта ненасытная жажда быть в нем, эта невозможность всецело уйти в что-либо частичное, временное — и есть основа свободы нашей, возвышающей нас над законом причинности, над порядком природы» [2, с. 50]. Приобщение к Абсолюту выводит человека за рамки материальной сферы, причинности, временных и пространственных ограничений, т. е. приводит его к «свободе от...». Но обращенность к Богу делает человека и «свободным для...»: проявляется божественная по своей природе способность к творчеству, созиданию, что по-настоящему отличает человека от всех других земных существ, созданных Богом. Богоподобная природа человека, его дух в полной мере раскрываются в творческих актах, на которые способен каждый человек.
Смысл человеческой жизни постепенно раскрывается в процессе ее осуществления, в судьбе человека. В. В. Зеньковский видит судьбу каждого человека как «крест», т. е. присущую только данному человеку логику его внутреннего развития, которая через страдания и препоны с неизбежностью осуществляется в цепи событий и ситуаций его жизни. «Крест» изначально дан и задан человеку, никто не может избежать своего «креста». «Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, — иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни. Эта внутренняя неизменимость логики духовной жизни каждого из нас... связана не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни» [2, с. 52]. Обычно человек придает огромное значение внешним условиям своего существования: местожительству, материальному благополучию, социальному положению. Кажется, что его судьба складывается из поступков и событий, связанных с этими вещами. Но на самом деле все это (внешние проявления нашей судьбы) обусловлено той внутренней целью, которая «задана» человеку Божьим промыслом и составляет его «крест». В самых разнообразных жизненных ситуациях и событиях осуществляется подлинный, глубинный смысл жизни человека, который носит объективный характер, т. е. не может быть «примыслен» самим человеком, а может только им осознан, понят и осуществлен.
При таком понимании смысла человеческой жизни вновь встает проблема свободы человека. В. В. Зеньковский полагает, что задан-ность «креста», «жизненное задание» не осуществляется с железной необходимостью. Смысл задан, но изначально не осуществлен. Свобода человека проявляется в том, что он может осуществить этот смысл, наполнить свою жизнь служением цели, заданной Богом; а может бессознательно или вполне осознанно уклониться от этого осуществления, полагая, что строит свою жизнь совершенно автономно и самостоятельно, а это всегда является иллюзией. «Мы свободны в том, возьмемся ли мы за выполнение своей задачи, поймем ли ее и как станем ее осуществлять, — но неснимаемость “вписанного” в нас креста есть предел нашей свободы, есть свидетель нашей зависимости от Бога, каждому дающего его крест» [2, с. 52].
Так как понятия «судьба», «крест», «смысл» человеческой жизни в христианской антропологии связаны с духовным измерением человеческого существования, В. В. Зеньковский полагает, что личность человека как проявление его духовности определяется смыслом, изначально заданным. Личность не просто дана, она — задана, «как тема творческого раскрытия и осуществления данных нам “талантов”» [2, с. 53]. В современных концепциях личности последняя понимается как связующий центр всего внутреннего, индивидуального мира человека. Такое же понимание личности мы находим у В. В. Зеньковского. Связанность, внутренняя логичность нашей жизни обусловлена личностью, развитие которой и есть проявление нашей судьбы, нашей жизненной задачи. Таким образом, смысл человеческой жизни, согласно антропологии В. В. Зеньковского, заключается в индивидуальном, личностном постижении и достижении Абсолюта через осуществление замысла Божия относительно неповторимой жизни отдельного человека. Человеку дано «строить» свою личность в соответствии с этим замыслом, который состоит в восстановлении утраченной целостности человека, т. е. в творческом преображении своего состава, «пре-осуществлении» личности, развитие которой должно устремляться к слиянию с Абсолютом. Так определяемый смысл жизни соответствует тем христианским представлениям о человеке, которые и исповедует мыслитель. Такая трактовка смысла и цели жизни лежит в основе понимания В. В. Зеньковским смысла, целей и задач педагогики.
В. В. Зеньковский создал свою своеобразную педагогическую концепцию, которая полностью согласуется с его религиозными и философскими представлениями и является блестящим образцом того, как мировоззренческие установки религиозно-философского характера организуют, обусловливают, наполняют содержанием педагогические представления. Педагогическая система В. В. Зеньковского, стройная и всеобъемлющая, органично вырастает из его религиозно-философской концепции, включая в себя и педагогическую антропологию как совокупность представлений о человеке.
В работе «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» В. В. Зеньковский излагает основные принципы православной педагогики. Он полагает, что необходимо осуществление органического синтеза всего накопленного педагогического опыта. Православная педагогика должна использовать плоды этого синтеза, а значит, не-
обходимо изучение и критическое усвоение тех педагогических идей, которые присущи как религиозной, так и светской педагогике.
Все цели православной педагогики определяются тем пониманием природы человека и смысла его существования, которые соответствуют христианской антропологии, православному пониманию человека. Представления о человеке как единстве образа Божия и тварного бытия, как целостного единства духа, души, тела, как свободной личности лежат в основе деятельности православного педагога.
Вечная жизнь как приобщенность к Абсолюту пронизывает все в нашем существовании. Поэтому В. В. Зеньковский выделяет две основные задачи педагогики: приобщение ребенка к жизни вечной и подготовка его к жизни земной. «Прежде всего — подготовить дитя к вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом... Не менее важной является и вторая сторона — это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее» [3, с. 40]. Игнорирование одной из этих задач воспитания приводит к искажению образа Божия в человеке. Преследование только первой цели может лишить ребенка возможности развития его неповторимых, индивидуальных способностей, «талантов». Преобладание же второй цели приводит к тому, что ребенок изначально полностью погружается в мирскую жизнь, мирские интересы и не реализует подлинный смысл своей жизни.
Вместе с тем эти задачи неравноценны. Как в иерархической структуре человеческой природы дух главенствует и все осеняет, так и в процессе воспитания задача приобщения человека к Вечному является основной, все определяющей [3, с. 41].
Такое понимание целей педагогической деятельности влечет за собой и следующую задачу: воспитание человека в свободе. В. В. Зень-ковский так поясняет это утверждение: дар свободы есть проявление божественной природы человека, только человек среди других земных существ наделен способностью свободного выбора и свободного действия. Но только свобода, соединенная со стремлением к истине и благу, может быть благодатной, может способствовать раскрытию образа Божия в человеке. Потому воспитание в свободе обязательно должно включать в себя воспитание в истине и добре.
Соотнесенность всего в человеке с его духовным планом проявляется в личности человека. «Начало личности и есть образ Божий
в человеке, но вмещенное в тварное бытие, это начало личности является умаленным, лишенным самосущности, есть лишь образ Абсолютного Бытия, но не Абсолют сам по себе. Начало личности становится центром человеческой природы, в которой в силу этого все личностно, то есть все восходит к духовному средоточию в человеке» [4, с. 182]. Поэтому идея развития и воспитания личности, так понимаемой, органично входит в систему педагогических воззрений В. В. Зеньковского.
Важное значение для педагогики имеет то понимание смысла жизни, которое сформулировано В. В. Зеньковским в его педагогической антропологии. Жизнь человека, проходящая под знаком его «креста», осуществляет в себе смысл, заложенный в ней изначально Божьим промыслом. Осознать этот смысл трудно и не всегда возможно: тайна жизни каждого из нас лишь приоткрывается, никогда до конца не проявляясь. Но при этом человек должен стремиться к осознанию смысла своего существования, чтобы в полной мере его осуществить. И педагогика должна стремиться к пониманию и осуществлению смысла жизни каждого. «В биографии каждого человека — и это имеет существеннейшее значение для педагогической мысли — надо уметь видеть сквозь внешнюю цепь событий в жизни человека ту последнюю глубину, в которой раскрывается «крест» человека, — его духовные задачи, логика его духовного пути» [2, с. 53].
Антропологическое измерение педагогической теории В. В. Зень-ковского обусловлено его православными верованиями и интенциями, что позволило педагогу дать глубоко продуманную трактовку содержания, целей и задач педагогики.
Проблема смысла жизни входит в число тех проблем, решение которых составляет антропологическое основание всякой педагогической теории, претендующей на всеобъемлющее объяснение педагогической деятельности.
Анализ выдвинутых в России в Х1Х — начале ХХ вв. педагогических теорий показывает, что проблема смысла человеческого существования занимала умы многих выдающихся мыслителей того времени. Причем именно в религиозных по своему антропологическому основанию педагогических концепциях эта проблема исследовалась особенно глубоко. В православной педагогике решение этой проблемы зависело от трактовки природы человека как воплощения образа Божия, и это обусловливало понимание содержания, целей и задач процесса об-
разования. Педагоги православной ориентации ясно осознавали, что религиозное содержание человеческой жизни, живой религиозный опыт человека как ощущение причастности к Абсолютному наполняют истинным смыслом его жизнь. И так понимаемое существование человека определяет все в педагогике: ее смысл, содержание, методы и способы, цели и задачи.
Светская педагогика этого периода не придавала значения решению проблемы смысла жизни. Ее представители не поднимали эту проблему в своих теоретических изысканиях. Причиной этого являлось более узкое мировоззренческое основание педагогических теорий, которые в своем анализе не выходили за пределы биологического и социального существования человека, рассматривая его как существо психофизиологическое, ведущее социальный образ жизни. Духовная составляющая человеческой натуры при таком взгляде на человека остается вне поля внимания исследователей, элиминируется из сферы педагогических исследований, что приводит к неполным, а значит, и искаженным антропологическим представлениям, лежащим в основе педагогической теории. Это, в свою очередь, сужает и лишает подлинной глубины наши взгляды на сущность и задачи педагогической деятельности, не позволяет видеть человека воспитуемого и вос-питующего во всей его целостности и подлинности.
Именно духовный аспект личности, ее способность выходить за пределы материальных и социальных потребностей являются «слабым местом» современной педагогики. В силу этого педагогическая концепция В. В. Зеньковского, покоящаяся на христианских представлениях о человеке, актуальна для нашего времени, так как предполагает систему воспитания, целью которой является формирование духовноориентированной, внутренне свободной и целостной личности.
Литература
1. ЗеньковскийВ. В. Основы христианской философии: в 2-х тт. Т. 2 / В. В. Зеньковский. Москва: Канон, 1996. 438 с.
2. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. Москва: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1993. 224 с.
3. Зеньковский В. В. Педагогика / В. В. Зеньковский. Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. 325 с.
4. Педагогическая антропология в России (Х1Х—ХХ вв.). Екатеринбург: Центр проблем детства, 2001. 127 с.
© Муравицкая Т. А., 2012
Anthropological basis
of Zenjkovsky's pedagogical conception
T. Muravitsky
The issue of the article is philosophical and anthropological basis of Zenjkovsky's pedagogical conception. One considers that Christian anthropology, as ideas on human nature, the meaning of human life, freedom, is the foundation of Zenjkovsky's pedagogy. Such foundation allows to create an education system whose aim is to form spiritual oriented, inwardly free and whole personality.
Key words: anthropological foundation of pedagogy, the Orthodox pedagogy, the nature of human being, freedom, the meaning of life, Christian anthropology.
Муравицкая Т. А., доктор философских наук (Луизиана, США), tmuravitsky@gmail.com
Muravitsky T., Doctor of Science in Philosophy (Natchitoches, Louisiana, U. S. A.) tmuravitsky@gmail.com