ANTHROPOLOGICAL CHARACTERISTIC OF THE STRUCTURE OF SPIRITUAL AND MORAL ACTIVITY IN PROJECTION OF THE UPBRINGING OF A FUTURE TEACHER
ЪС
I
LU
о
LU
*
40
Dzhegutanova Natalia Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Foreign languages, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article deals with the theoretical basis of the functional integrity of the concept of "spiritual and moral activity". The structure of spiritual and moral activity is presented in the context of the analysis of the external and internal activities of a subject of vocational training.
Keywords: spiritual and moral activity; external activity; internal activity; social experience; individual experience; experience of spiritual and mora! activity.
УДК 378:37.013.46 ВАК РФ 378.1
©Джегутанова Н.И., 2017
< CI
LU
ДЖЕГУТАНОВА Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Иностранных языков, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь таг1_ б4@Ьк. г и
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКЦИИ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В статье рассматривается теоретическая основа функциональной целостности понятия "духовно-нравственная деятельность". Структура духовно-нравственной деятельности представлена в контексте анализа внешней и внутренней деятельности субъекта профессиональной подготовки. Ключевые слова: духовно-нравственная деятельность; внешняя деятельность; внутренняя деятельность; социальный опыт; индивидуальный опыт; опыт духовно-нравственной деятельности.
I
Начиная с 90-х и по сегодняшний день мы проделали путь от запрета на слово "воспитание", де-факто одобряемого равнодушием общества (включая профессиональное педагогическое сообщество), занятого бесконечными инновациями и реформациями, равнодушием родителей, которые заняты добычей "хлеба насущного" до осознания последствий такого подхода к образованию подрастающего поколения.
В статье в ходе изложения теоретических представлений о структуре духовно-нравственной деятельности, акцентируя внимание на воспитании будущего учителя, попытаемся рассмотреть в контексте антропологического анализа структуры духовно-нравственной деятельности вопрос о том, почему "потребность созидания" у определенной части современныхмолодыхлюдей превратилась в "потребность разрушения"? Что за предметная реальность создана в системе профессионального образования (т.е. системе воспитания и обучения) подрастающего поколения, если на уровне государства одной из жизненно важных проблем признана проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения и, по сути, определена прямая зависимость между результатами духовно-нравственного воспитания молодежи и собственно существованием государства.
Рассматривая ценностное самоопределение как содержание духовно-нравственной деятельности, мы основываемся на идее осмысления педагогики в контексте антропологической проблематики, что делает логичным в анализе содержания духовно-нравственной деятельности обращение к фундаментальным законам становления Человека в специально организованном педагогическом процессе.
Духовно-нравственная основа целостного образа жизни человека связана с состоянием внутреннего мира человека и находит свое выражение в эмоциональной, чувственной сферах, в мышлении и сознании, поведении и собственно деятельности, которая интегрирует в себе все вышеназванные сферы и, по сути, является материализованным воплощением духовного начала в человеке. Именно деятельность человека, его поступки в состоянии проде-
монстрировать результаты духовно-нравственного воспитания, дать пищу к размышлению о том, насколько верно (стратегически и тактически) выстроен процесс воспитания.
Теория и практика не оставляют нам сомнений в том, что духовно-нравственное воспитание связано с созданием системы ценностных ориентиров, важных для наполнения жизни высшими смыслами. Работа по созданию системы ценностных ориентиров невозможна без формирования рефлексивно-оценочного отношения к собственному человеческому состоянию, осознанию собственного достоинства, самоценности (или отсутствия оных), безусловно, это - важная работа, но не единственная. Этот тезис в контексте профессиональной подготовки будущего учителя требует расширенного толкования: если ограничиться подобной постановкой вопроса (осознание собственного достоинства, самоценности) в отношении задач духовно-нравственного воспитания, то мы замыкаем духовную индивидуальность исключительно на себе, по сути это противоречит основным смыслам педагогической деятельности. Подобное состояние, когда человек (будущий учитель) замкнут на себе, приводит к кризису личности в целом, к потере смысла в приобретении такой профессии, как учитель, так как сила, образующая Духовность, задает главную цель развития человека и проявляется в чувстве духовного родства (эмпатии) ко всему живому во Вселенной [7], а сущность человека раскрывается через его отношение к другому человеку как самоценности, и в этом смысле профессия учителя максимально приближена к духовному идеалу (представлению о таковом). Мы придерживаемся той точки зрения, что Духовность - это не есть продукт культуры, навязанный извне. Духовность - это истинное естество человека, дремлющее в глубинах "бессознательного" [7,368]. Но, как и А. Швейцер, мы не можем "довольствоваться констатацией исторической "изнашиваемости" разумных эстетических идеалов, на кото-рыхзиждется культура, и успокаивать себя при этом аналогией с развитием природы" [9,57]. Не следует так же упускать из внимания идеологические аспекты. Осознанными ценностями современности являются собственность, положение в обществе, потребление. Именно они оказывают влияние на поведение человека, мотивируя его. Э. Фромм подчеркивал, что разрыв между осознанными ценностями и ценностями подлинно гуманистическими, но "неэффективными" опустошает и разрушает личность [8, 89]. Можно представить, какова на
сегодняшний день дистанция между осознанными ценностями и ценностями подлинно гуманистическими, но "неэффективными", если проблема в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения становится столь острой. Следует подчеркнуть, что сокращение этой дистанции - одна из существенных проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, разрешить которую силами только педагогического сообщества не возможно, в решении таких проблем необходим союз государства, общества и профессиональных сообществ.
Взаимосвязь духовного ("человеческого в человеке", "истинного естества человека"-внутреннего мира) с нравственным началом личности (иным, "со всем живым окружением" - внешнего мира) создает теоретическую основу функциональной целостности понятия "духовно-нравственная деятельность" и указывает на интегральную (целостную) сущность духовного и нравственного облика человека. Для того чтобы понять, как этот образ, как эта идеальная целостность реализуется в реальном мире, каковы по сути задачи духовно-нравственного воспитания, необходимо обратиться к деятельности, которая адекватна природе поставленных задач.
Если мы придерживаемся позиции - духовно-нравственное воспитание связано с ценностным осмыслением знаний и переживаний в поступке, в результате чего происходит накопление опыта духовно-нравственной деятельности, а наша позиция именно такова [3], то задачи духовно-нравственного воспитания могут быть осмыслены (распредмечены) лишь в деятельности, адекватной его природе, т.е. в духовно-нравственной деятельности.
Какова структура и конкретные черты духовно-нравственной деятельности, что является ее содержанием, какова природа потребностей, порождающих подобную деятельность в процессе профессиональной подготовки будущего учителя? В рамках одной статьи невозможно ответить на весь комплекс вопросов, вместе с тем мы считаем необходимым обратиться ктеоретическим основам, которые могут нам помочь осмыслить структурную характеристику духовно-нравственной деятельности и сделать некие важные и имеющие значение для практики акценты.
Традиционно духовно-нравственная деятельность рассматривается в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле она выступает как сторона всякой другой деятельности - учебной, трудовой, эстетической, игровой
ьс £
ш
s ъс о ш
< а
ш
*
42
и др. В этом смысле духовно-нравственная деятельность составляет духовно-нравственный аспект, обязательно присущий всей человеческой деятельности. В узком смысле духовно-нравственная деятельность означает систему поступков, сознательно подчиненных определенным духовно-нравственным идеалам, ценностям, В результате таких поступков и формируется нравственное поведение, которое характеризуется системной направленностью на утверждение добра, любви, справедливости в реальной жизни, на "самобытное авторское "прочтение" социальных норм жизни, на выработку собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного ("необщего") лица, в следовании голосу собственной совести" [7,340]. По сути, мы представили функциональный аспект духовно-нравственной деятельности, сущностное понимание которого может быть расширено благодаря структурному анализу рассматриваемого нами объекта. Л.С. Выготский, формулируя основные положения культурно-исторической теории развития личности, подчеркивал, что структура всегда очень тесно связана с функцией. Они едины и взаимообъясняют друг друга. Структура изменяется в направлении большей дифференциации частей. Более высокая структура отличается тем, что она - дифференцированное целое, в котором отдельные части выполняют различные функции, а объединение частей в целостный процесс происходит на основе взаимоотношений функций [1, 594]. Следуя данной логике, необходимо не только дифференцировать понятия "нравственность" и "духовность", одновременно следует определять их специфические функции, и выделить основания для установления взаимосвязей между данными феноменами как на понятийном, так и функциональном уровнях. Дифференциация на понятийном уровне, установление специфических функций, выделение оснований для установления связей (на функциональном и содержательном уровнях) - это алгоритм структурного анализа сложных систем, каковым по сути и является феномены "духовно-нравственная деятельность".
Понимая, что двигателем любой деятельности является мотив, в основе которого лежат потребности личности, обратимся к наследию Л.С. Выготского: "всякая функция в культурном развитии личности появляется на "сцену" дважды: сначала как категория интерпсихическая в социальном плане между людьми, затем как
интрапсихическая в психологическом плане внутри личности" [2, 45]. Это положение получило развитие в трудах П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьева и др. Проблема понимания "внутренней" и "внешней" деятельностей (А.Н. Леонтьев) и интерпретации духовной деятельности как внутренней, а нравственной как внешней, связанной с конкретным поступком, действием, с одной стороны, лежит на поверхности, но зачастую приводит к недопониманию ее сущностных характеристик. Психологический механизм интериоризации, который осуществляется в единстве с экстериоризаци-ей - творческим изменением среды путем создания новых объектов раскрывает механизм деятельности, в ходе которого происходит реализация потребности созидания, составляющей основу мотивационно-ценностного отношения личности к себе и окружающему миру.
А.Н. Леонтьев, делая в работе "Деятельность. Сознание. Личность" методологический анализ и историческую ретроспективу проблемы соотношения внешней и внутренней деятельности, максимально ёмко и сжато формулирует краеугольный для понимания процесса интериоризации тезис: "процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется" [4, 151]. Данный тезис заставляет нас предположить, что противоречия, в результате разрешения которых должно произойти некое положительное движение в воспитании молодого человека, не расположено на полюсах внутренняя деятельность - внешняя деятельность, социальный опыт - индивидуальный опыт, противоречие, в ходе разрешения которого мы получим новые объекты, располагается на полюсах духовно-нравственная деятельность субъекта как интегральное единство внутренней и внешней деятельностей и "предметная реальность и ее идеализированные формы". А.Н. Леонтьев подчеркивал, что внутренняя и внешняя деятельность имеют одинаковое общее строение: "внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет принципиальную и притом двустороннюю связь с ней"[4, 152]. Данная характеристика в полной мере распространяется на структуру духовно-нравственной деятельности субъекта профессиональной подготовки.
В связи с тем, что в статье еще неоднократно будет использоваться понятие "интегра-
ция" "интегральный" для характеристики структуры духовно-нравственной деятельности считаем необходимым уточнить нашу позицию в их трактовке: интеграция как единство многообразного, достигается на основе ценностно-смысловой рефлексии в отношении компонентов, составляющих данное единство, т.е. понятие "интеграция" может быть осмыслено лишь в диалектической взаимосвязи с понятием "дифференциация"; если мы подразумеваем не процесс, а результат, то логично использовать термин "интегральный"/ целостный, т.е. при употреблении термина "интегральный" акцент делается на результате; термин "интегративный" также может характеризовать результат интеграции, но в данной характеристике делается акцент на степени целостности рассматриваемого объекта, которая зависит от "уровня осмысления взаимосвязей между дифференцированными элементами" внутри рассматриваемой системы [5,65].
Духовно-нравственный опыт как результат интеграции социального и индивидуального опыта в процессе профессиональной подготовки раскрывается наиболее ясно посредством анализа практической стороны духовности, взятой в модусе нравственности. Вербальным отражением данного вида опыта, его смыслом, выступает "собственно человеческое в человеке" - то, что обозначает его в этом качестве, раскрывая одновременно его индивидуально-уникальную сущность и принадлежность к человеческому роду и миру в целом. В понятии "духовно-нравственный опыт" эти планы интегрируются: мое понимание смысла жизни и опыт понимания смысла жизни накопленный человечеством, в том числе и в профессиональной деятельности - в позиции, отношении к осуществляемой деятельности. Основой для интеграции данных планов выступает ценностное самоопределение. Ценностное самоопределение будущего учителя рассматривается нами как процесс и результат выбора личностью ценностных оснований своего духовного бытия в профессии.
В заключение подчеркнем, опыт как элемент содержания образования может быть усвоен (распредмечен) лишь в деятельности, адекватной его природе. Психологическим содержанием этой деятельности является овладение соответствующим видом опыта, и вид деятельности как раз и соответствует тому виду опыта, который в данном случае должен быть приобретен. Следовательно, в процессе профессиональной подготовки накапливается
опыт профессиональной деятельности, который является одним из проявлений социального опыта субъекта профессиональной подготовки, опосредованного его индивидуальной деятельностью и, включающего в себя индивидуальный опыт субъекта. Таким образом, необходимо выделить как минимум два вида опыта, которые по сути, как показывает предыдущий анализ, представляют собой интегративное единство и составляют основу структурной характеристики духовно-нравственной деятельности. Представляя социальный и индивидуальный опыт субъекта профессиональной подготовки как интегративное единство и результат взаимосвязи внешней и внутренней деятельности субъектов профессиональной подготовки, подчеркнем, что духовно-нравственная деятельность будущего учителя связана с поиском смысла собственной жизни как ценностным самоопределением в профессии, и акцентируем внимание на следующем значимом аспекте наших рассуждений: перевороты в жизни личности опосредуются, а не производятся сознанием. Производятся они действиями и поступками индивидуальности личности [4].
Анализ структуры духовно-нравственной деятельности показывает, что процесс профессиональной подготовки предполагает накапливание опыта профессиональной деятельности, составными частями которого является социальный опыт и опыт индивидуума, приобретение каждого из выше перечисленных видов опыта связано с ценностным осмыслением деятельности, осуществляемой в процессе накопления данных видов опыта, что, по сути, является работой духовной. Вид деятельности соответствует тому виду опыта, который в данном случае должен быть усвоен, следовательно, он акцентуализирует соответствующую группу ценностей. Необходимо также подчеркнуть, что духовно-нравственная деятельность детерминирована результатами осознанного выбора в системе социально значимых ценностей и их присвоения (интериоризации) системой индивидуально-значимых ценностей, собственным отношением к сделанному выбору, и воплощается в продуктивных, поисковых и креативных формах действий. Духовно-нравственная деятельность в данном аспекте интегрируется с учебной деятельностью благодаря применению полученных знаний на практике как личност-но значимых, сопровождается проявлениями эмпатии и педагогической любви, нравственными поступками.
Результатом духовно-нравственной деятельности является индивидуальный опыт духовно-нравственной деятельности, который приобретает будущий учитель в процессе профессиональной подготовки, и сутью которого является свободное и осознанное самоопределение в системе индивидуальных и социально значимых ценностей; своя уникальная, ответственная духовно-нравственной позиция, выражающаяся в отношении к осуществляемой деятельности в целом, и профессиональной деятельности в частности. Профессиональная подготовка в данном контексте является средоточием социального опыта по подготовке молодого поколения к самостоятельной профессиональной деятельности, которая при оп-ределенныхусловиях(если "работают" механизмы духовно-нравственной деятельности, устанавливающие ценностно-смысловые связи между внутренней и внешней деятельностью субъекта и предметной реальностью) позволяет накапливать опыт духовно-нравственной деятельности.
Примечания:
1. Выготский Л.С. Психология. - М. : Апрельпресс, 2000.-1001 с.
2. Выготский В. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: в б т. - М., 1984. - Т. б. - С. б - 90.
3. Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе на основе интегративного подхода : автореф. дис. ... к. пед. наук. - М., 2010. - 23 с.
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2-х т. T.II. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
5. Редько Л.Л., Джегутанова Н.И. Развитие духовно-нравственного потенциала будущего учителя (интегративный подход) : монография. - Ставрополь : СГПИ, 2010. - 170 с.
6. Слободчиков В.И., Исаев И.Ф. Основы психологической антропологии: психология развития человека. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 416 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла : сб. / об-щ.ред. Л.Я. Гоэмачаи, Д. А. Леонтьев. - М. : Прогресс, 1990. - 369 с.
8. Фромм Э. Человек для себя / пер. с англ. Э. Спи-ровой. - М.: ACT, 2008. - 349 с.
9. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / пер. с нем. / под общ. ред. A.A. Гусейнова, М.Г. Селезнева. - М.: Прогресс, 1992. - 575 с.
MODEL OF CIRCUMPOLAR EDUCATIONAL SPACE IN THE REGIONAL SYSTEM
Zhirkova Zoja Semenovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy, Psychology and management of education, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk
The article considers a model of a single circumpolar educational space that has a huge pedagogical potential of the ethnocultural traditions of nomadic peoples and includes interconnected system-forming modules. The construction of the circumpolar educational space provides not only an expansion of the content of the ethno-cultural component in the content of modern education, but the processing of the most important aspects of the development of the new structure of the circumpolar educational space in which the intersections and interaction of the sociocultural space of the region, educational organizations and the personality space would be found.
Keywords: model; circumpolar educational space; personality; ethnoculture; tradition; Ufe activity; society; dialogue;
МОДЕЛЬ ЦИРКУМПОЛЯРНОГО ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ *
УДК 37.01 ВАК РФ 13.00.01
©Жиркова З.С., 2017
ЖИРКОВ А Зоя Семеновна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Профессиональной педагогики, психологии и управления образованием, Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск
гЬ1гко va_ гоу@таН. г и
В статье рассматривается модель цельного циркумполярного образовательного пространства, которая имеет огромный педагогический потенциал этнокультурных традиций кочевых народов и включает в себя взаимосвязанные системообразующие модули. Конструирование циркумполярного образовательного пространства обеспечивает не только расширение содержания этнокультурного компонента в содержание современного образования, но переработку важнейших аспектов развития новой структуры циркумполярного образовательного пространства, в котором нашли бы свои пересечения и взаимодействие социокультурного пространства региона, образовательных организаций и пространство личности.
Ключевые слова: модель; циркумполярное образовательное пространство; личность; этнокультура; традиция; жизнедеятельность; социум; диалог; мировая культура.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-педагогической экспедиции "Влияние этнокультурных традиций кочевых народов на развитие личности обучающихся", проект № 17-06-18020