УДК 159.92
19.00.00 Психологические науки
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДУХОВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
UDC 159.92 Psychology
PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE SPIRITUAL SPACE
Голубева Ольга Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, культурологии и педагогики Казанский государственный институт культуры, Россия,420111, Казань, ул. Оренбургский тракт д.3 тел.:(843)277-53-30 e-mail:filkazguki@mail.ru
В статье указывается, что формирование духовности человека происходит в духовном пространстве, которое является изначально заданным. Автором статьи выделяются составные элементы духовного пространства: моральные нормы, где основой их функционирования является мораль, придающая поступкам человека нравственную окраску; система духовно-нравственных ценностей, которые усваиваются человеком, начиная с детского возраста; духовная культура. Духовная культура, находящаяся в духовном пространстве представлена четырьмя сферами: проективная, познавательная, ценностно-ориентированная деятельность человека и духовное общение. Автор статьи указывает, что человек, вращаясь в духовном пространстве, усваивает моральные нормы и духовную культуру, формирует систему морально-нравственных ценностей. При этом формируется внутренний духовный мир человека, который существует в единстве духовного пространства и времени, и характеризует появление духовного поля человека. Духовное поле представлено системой смыслов, в нем зарождаются механизмы развития духовности личности, также в него включены духовно-нравственные чувства и переживания. Ядро духовного поля - это потребность человека в самореализации потенциальных духовных возможностей. Духовное пространство существует не только в настоящем, а также в прошлом и будущем. Находиться в духовном пространстве означает, что человек должен следовать духовно-нравственным законам, иметь духовные потребности, приобщаться к нравственным идеалам
Golubeva Olga Yuryevna
Cand.Psy.Sci., associate professor
in the Department of philosophy, culture and pedagogy
Kazan State Institute of Culture, Russia, 420111,
Kazan, Orenburgsky tract,3, phone :(843) 277-53-30
e-mail:. filkazguki@mail.ru
The article shows that the formation of human spirituality comes in initially existing spiritual space. The author identifies the elements of spiritual space: the moral norm, which is the basis of morality, giving the actions of human moral coloring; system of spiritual and moral values that are absorbed by man, from childhood; spiritual culture. Spiritual culture is represented by four areas: projective, cognitive, value-oriented human activities and spiritual communion. The author points out that the man, turning in the spiritual space, acquires moral standards and spiritual culture, and forms a system of moral values. This forms the inner spiritual world that exists in the spiritual unity of space and time, and characterizes the appearance of the spiritual man field. Spiritual field is represented by a system of meanings; there are emerging mechanisms of development of the individual spirituality. In the spiritual field includes spiritual and moral feelings and experiences. The core of the spiritual field - is the human need for self-realization of the potential of spiritual possibilities. Spiritual space exists not only in the present and in the past and the future. Being in the spiritual space means that people should follow the spiritual and moral laws and have spiritual needs
Ключевые слова: ДУХОВНОСТЬ, ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО, МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ, МОРАЛЬ, МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ, НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА, ДУХОВНОЕ ПОЛЕ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Keywords: SPIRITUALITY, SPIRITUAL SPACE, MORAL NORMS, MORAL, MORAL PRINCIPLES, MORAL HUMAN BEHAVIOR, MORAL VALUES, SPIRITUAL CULTURE, SPIRITUAL FIELD, SELF-REALIZATION
В последние годы современная наука стала все чаще обращаться к изучению вопросов духовного.
Существует множество дефиниций в понимании духовности. Теоретический анализ позволил выявить различные точки зрения на природу духовности:
-духовность как ориентация на ценностно-смысловую сферу жизни (Беляева В.А., Братусь Б.С., Буева Л.П., Власова Т.И., Годфруа Ж., Кулыева А.А., Лившиц Р.Л., Пономаренко В.А., Рахматуллина З.Д., Франкл В., Шпрангер, Элкинс);
-духовность как стремление к экзистенции, к Абсолюту (Шлет Г.Г.); -духовность как сфера бессознательного (Адлер А., Фрейд З., Фромм Э., Хорни К., Юнг К.);
-духовность как религиозность (Ильин И.А., Ильичева И.М., Соловьев В.С.);
-духовность как способ бытия (Бахтин М.М., Братусь Б.С., Казакова Л.И., Капанацкий А.Я., Коваль Н.А.,Мамардашвилли И.К.); -духовность как стремление к истине (Зинченко В.П. [5]); -духовность как процесс человеческой реальности в ее субъективной проекции (Исаев Е.И., Слободчиков В.И. [13]).;
-духовность как уровень культуры и образованности человека (Аболин
A. А., Зеличенко А.И., Знаков В.В. [6], Шадриков В. Д. [14]);
- духовность как нравственность (Андрушкевич А.А., Какурин А.А., Релизов В.А., Соловьев В.С., Тайчинов М.Г.); -духовность как творчество (Бабушкин В.У., Бердяев Н. [1]); -духовность как особый слой сознания (Божович Л., Братусь Б. С.,Зинченко
B.Г., Спиркин А.);
-духовность как потребность (Вяземский Ю.П., Ершов П.М., Симонов П.В.);
-духовность как основополагающее качество человека (Баруллин В.С., Гайсин Ф.А., Калашников М.Ф., Осипов Г.В., Панпурин В.А, Чернов И.Б.); -духовность как личностное социально-психологическое образование и психологическое явление (Антошкина З.Г., Ильичева И.М., Коваль Н.А., Пурынычева Г.М.);
-духовность как целеполагание и целеопределение (Артемьева Т.И., Гальперин П.Я., Мерлин В.С.);
-духовность как стремление личности к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию ( Аболин Л.М., Зинченко В.П., Ильичева И.М., Попов Л.М., Рубинштейн С.Л., Фоменко А.А.); -духовность как высший уровень самосознания (Собчик Л.М.); -духовность как способность (Бородина Н.К., Дугин И.М., Крымский С.Б., Пронин В.В., Силуянова И.В., Хотинец В.Ю.);
-духовность как особое душевное, интеллектуальное и духовное состояние (Аванесова Г. А., Какурин А. А., Пивоваров Д.); -духовность как отношение к другому, к жизни, к миру (Братусь Б.С., Марьясова Н.В., Попов Л.М., Рубинштейн С.Л., Собчик Л.М., Ухтомский А.А.).
Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что духовность может определяться совокупностью следующих ее составляющих: ценностно-смысловой сферой (соотношение духовных и материальных ценностей и поиск смысла жизни), стремлением к истине, отношением к людям, к профессии и к самому себе, уровнем образованности и культуры человека, творчеством (желание творить и преобразовывать), уровнем религиозности человека, моральными нормами и правилами (способность личности совершать моральный выбор и соблюдать моральные нормы поведения), нравственно - этической стороной жизни личности (нравственно-психологические особенности, морально-нравственные качества, уровень человечности), стремлением к
саморазвитию, к самореализации, к самосовершенствованию. Духовность человека формируется не на пустом месте. Человек рождается в духовном пространстве. Наличие духовного пространства указывает на то, что для развития духовности человека изначально сформирована почва.
Духовное пространство преобладает над индивидом духовно, представляет систему духовно-нравственных норм и ценностей. Из духовного пространства человек берет готовые способы решения реальных проблем. Духовность является пространством, где формируется и развивается личность. Составными элементами духовного пространства могут выступать: моральные нормы, система духовно-нравственных ценностей, духовная культура.
Моральные нормы. Мораль (в переводе с латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является способом, устанавливающим норму регулирования поведения человека, формой общественного сознания и видом общественных отношений. Мораль — это один из способов упорядочения поведения людей в социуме. Мораль представляется как система норм и принципов, которые определяют особенности отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном социуме представлениями о добре и зле, истинном и ложном. Соблюсти требования морали получается с помощью общественного мнения, внутреннего убеждения, совести человека, силы духовного воздействия.
Отличительной чертой морали является то, что она упорядочивает линию поведения и сознание людей во всех сферах жизни. Она охватывает также межгрупповые и межгосударственные отношения.
Моральные принципы имеют большое значение, распространяются на всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений. Нравственная сторона и моральное содержание человека оценивают по единой шкале, хотя поступки и поведение могут иметь различные
значения. В обществе моральные нормы поведения воспроизводятся общественным мнением, силой традиции, общепризнанной властью и поддерживаемой всеми дисциплиной. Выполнение этих норм контролируется всеми. Мораль рассматривают как вид общественных отношений, как особую форму общественного сознания, как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека. Когда поступок поведения и мотив поддаются оценке с позиции разграничений добра и зла, достойного и недостойного, тогда можно говорить о нравственной деятельности, так как в поступке воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок предполагает: мотивы, намерения, цели, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка есть самооценка его человеком, а также оценка со стороны окружающих. Нравственным поведением человека принято называть совокупность поступков, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Единственным объективным показателем моральных качеств нравственного облика человека является его нравственное поведение. Характеристика нравственного поведения - это действия нравственно мотивированные и целенаправленные. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе являются моральными нормами .Сила общественного мнения, внутренние убеждение на основе
несправедливости, добродетели и порока, должном и осуждаемом обеспечивает выполнение моральных норм. В основе моральных норм лежат принципы, идеалы, понятия добра и зла, которые действуют в обществе.
Исполнение моральных норм рассчитано на их добровольное выполнение. Нарушение моральных норм приводит к моральным санкциям. Моральные санкции состоят в отрицательной оценке поведения
человека, в направленном духовном воздействии на его коррекцию. Они предполагают нравственный запрет на совершение таких поступков в будущем и направлены как на определенного человека, так и на всех окружающих. Моральная санкция всегда подкрепляет конкретные нравственные требования, которые содержатся в моральных принципах и нормах.
Система духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственные ценности - это установки личности, являющиеся основополагающим элементом ценностных ориентаций. Они указывают на их социально -культурное, человеческое значение, регулируют сознательную деятельность и поведение человека, придают им нравственный характер и ориентируют личность на достижение высших идеалов [10].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [12] представлен утвержденный список духовно-нравственных ценностей: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой.
Во все времена детям прививали нравственную воспитанность. Основные цели воспитания духовно-нравственных ценностей состоят в передаче культурных ценностей, накопленных личностью и обществом, в приобщении к культурному наследию. Воспитание духовно-нравственных ценностей должно базироваться на следующих принципах: -уважение к своей стране, к ее историческому прошлому; -морально-нравственный пример педагога;
- индивидуально-личностное развитие подрастающего поколения.
Формирование человека как самостоятельной личности происходит через воспитание духовно - нравственных ценностей.
Для действенного воспитания духовно-нравственных ценностей требуется создание условий для самореализации творческой личности,
саморазвития, самопознания построение отношений на основе, добра, справедливости, гуманности, принятие индивидуальных черт; формирование активной жизненной позиции воспитанников; развитие коммуникативных способностей у воспитанников; формирования педагогических ситуаций для нравственного самовыражения личности. Л.Кольберг [15] выделил следующие этапы усвоения нравственных ценностей.
Первый этап характеризуется появлением у ребенка элементарной нравственности, которая основана на подражании и послушании. Ребенок выполняет и копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Осознание нравственных принципов пока отсутствует. Регуляция поведения ребенка осуществляется в основном извне. Отдельные индивиды в своем нравственном развитии останавливаются на детском уровне и находятся в нем и во взрослом возрасте. Это личности с признаками инфантильности в поведении, с отсутствием нравственного стержня, зависимые в своем поведении от внешних воздействий окружающей среды. Основным мотивом, направляющим такую личность следовать моральным нормам и принципам - страх наказания за их нарушение.
Второй этап характеризуется периодом конвенциональной нравственности. Эта нравственность направлена на общественное мнение окружающих. Человек задается вопросом, что о нем подумают окружающие. Для многих людей конвенциональная нравственность остается главным регулятором их поведения в течение всей жизни. Основными мотивами, направляющими их поведение являются - стыд и честь.
Третий этап характеризуется формированием автономной нравственности. Она обеспечивает моральную саморегуляцию поведения. Ее автономность определяется тем, что данный вид нравственности
находится внутри самой личности и не зависит от мнения других людей. Совершение нравственных поступков исходит из внутренних потребностей человека. Совесть-это основной мотив нравственного поведения личности.
Духовная культура. Понятие «духовной культуры» было введено в науку Вильгельмом фон Гумбольдтом[3]. Он разработал теорию исторического познания согласно которой всемирная история- это результат деятельности духовной силы. Духовная сила лежит за пределами познания и выражает себя через творческие способности и усилия отдельных личностей. Результаты этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.
По мнению А.А. Оганова и И.Г.Хангельдиевой [11], духовная культура - это практически незаинтересованная деятельность, а также это способность человека к созиданию и приобщению к высоким общечеловеческим ценностям. А.Ф.Лосев [8] утверждает, что духовная культура всегда есть сознательная работа духа. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
Исходя, из многообразия видов человеческой деятельности в духовной культуре можно выделить четыре сферы.
В настоящее время проективная деятельность разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть разработаны -природных, человеческих и социальных:
- техническое - проектирование, связанное с научно - техническим прогрессом;
- социальное - проектирование, связанное с созданием моделей социальных явлений и феноменов;
- педагогическое - проектирование, ориентированное на формирование образовательных и воспитательных моделей.
Вторая сфера духовной культуры характеризуется особенностями познавательной деятельности человека, и охватывает совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Основным элементом в этой области выступают знания, которые связаны с научной деятельностью.
Истоки знаний лежат в познавательной деятельности. Выделяют: практическое, мифологическое и игровое познание.
Практические знания всегда связаны с жизнью человека в природе и в обществе, входят в его трудовую деятельность и повседневно-бытовую жизнь. Человек добывает эти знания самостоятельно.
Мифологическое знание является обобщенным представлением человека о мире. Выражается в фантастической форме.
Игровое знание связано с играми детей. Через игру ребенок получает основные знания о жизни, приобщается к миру взрослых. Третья сфера духовной культуры характеризуется ценностно-ориентированной деятельностью. Знания связаны с миром человека и выступают в виде оценочной деятельности. Человек обладает системой ценностей и значений. Через оценку окружающей действительности человек приобретает новые знания. Данная сфера состоит из трех подсистем:
• моральная культура - это культура, дающая нормативно-ценностную ориентацию отношения людей и социальных групп по всем видам жизнедеятельности. Моральная культура это также определенный достигнутый обществом и личностью уровень человечности в отношениях с другими людьми. Моральная культура конкретного человека проявляется как культура поступка;
• художественная культура представлена взаимосвязью компонентов -«художник - искусство - публика». Элементами данной системы выступают художественное творчество, художественные ценности,
художественное потребление. Центральным компонентом художественной культуры является искусство, представленное как совокупность деятельности в рамках художественного творчества;
• религиозная культура основана на религиозной деятельности как приобщение человека к религии. В религиозной культуре можно выделить два уровня идеологический и психологический.
Четвертая сфера духовной культуры характеризуется духовным общением людей, которое является для них главной духовной ценностью. Духовное общение также может осуществляться в семье, кругу друзей, коллективе. Духовное общение может проходить не только на личностном уровне, но и через книги, произведения искусств и т.п. По мнению В.В. Зеньковского [4] уровневые характеристики духовной культуры можно наблюдать в диапазоне к духовности от бездуховности. Таким образом, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие личности и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей. В ходе своего развития человек, благодаря тому, что вращается в духовном пространстве, усваивает моральные нормы и духовную культуру, формирует систему морально-нравственных ценностей. Таким образом, постепенно формируется внутренний духовный мир человека.
Внутренний (духовный) мир человека является одним из составляющих духовного пространства. Внутренний мир человека определен усвоением, сохранением и воспроизводством моральных норм, системы духовно-нравственных ценностей, духовной культуры. Внутренний мир человека находится в единстве пространства и времени. Тогда, согласно К.Левину [7], говорят о «жизненном пространстве индивида», о «жизненном поле индивида». Основополагающим является понятие «духовное поле». Оно включает в себя духовность, особенности духовно-нравственного становления личности, единство познавательной, нравственной и эстетической сфер, систему личностных ценностей и
смыслов. Духовное поле наполнено личностными смыслами, определяющими профессиональное направление каждого человека как субъекта деятельности. Духовное поле задает факторы и механизмы духовного развития личности. В духовном поле человека находятся его переживания и чувства, которые носят духовно-нравственный характер. Потребность в самореализации это важнейший фактор, формирующий ядро духовного поля. Согласно А.Маслоу [9], самореализация заключается в реализации потенциала личности. Самореализация - активная жизненная позиция личности по внедрению в деятельность и отношения своих потенциальных духовных возможностей.
По мнению Л. А. Бурняшевой [2], находиться в духовном пространстве для человека означает, что он должен следовать духовно-нравственным законам, иметь духовные потребности, приобщаться к нравственным идеалам. Духовное пространство охватывает все человечество. Духовное пространство существует не только в настоящем, а также в прошлом и будущем. Опыт предыдущих поколений накапливается и сохраняется в духовном мире каждого конкретного человека. Остается только то, что выдерживает проверку временем и доказывает свою значимость в жизни нескольких поколений.
Таким образом, духовное пространство - это пространство изначально заданное, наполненное моральными нормами, духовно-нравственными ценностями и духовной культурой. Духовное пространство выступает той основой, где развивается человек и формируется его внутренний духовный мир.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Искусство, 1979. - С. 424.
2. Бурняшева Л. А., Газгиреева Л.Х. Духовное пространство России в контексте парадигматического дискурса: монография - Пятигорск: ФГБОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет", С. 2014. - 286.
3. Гумбольдт В. Язык и философия культуры.-М.:Прогресс, С. 1985.-135.
4. Зеньковский В.В. Основы христианской философии.- М.: Канон., С. 1996.-557.
Ь«р://д .kubagro.ru/2016/04/рёШ2.рёГ
5. Зинченко В. П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - С. 304.
6. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. - 1998. - №3. - С. 104 - 115.
7. Левин К. Теория поля в социальных науках.- СПб.: Речь, С. 2000. - 368.
8. Лосев А.Ф. Дерзание духа.-М.: Политиздат, 1988.- 366 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.: Питер, С. 2009.-352.
10. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь.- СПб.: Прайм Еврознак, С. 2006.— 672.
11. Оганов А. А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-С. 353.
12. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» //СПС Консультант плюс.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Основы психологической антропологии. Введение в психологию субъективности .- М.: Школа - Пресс, 1995. - С. 383.
14. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 2001. - 315 с.
15. Kolberg, Luis The development of children's orientations toward a moral order, Vita Humana, 1963, N 6, P. 11-35.
References
1. Berdjaev N.A. O naznachenii cheloveka. - M.: Iskusstvo, 1979. - S. 424.
2. Burnjasheva L. A., Gazgireeva L.H. Duhovnoe prostranstvo Rossii v kontekste paradigmaticheskogo diskursa: monografija - Pjatigorsk: FGBOU VPO "Pjatigorskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet", S. 2014. - 286.
3. Gumbol'dt V. Jazyk i filosofija kul'tury.-M.:Progress, S. 1985.-135.
4. Zen'kovskij V.V. Osnovy hristianskoj filosofii.- M.: Kanon., S. 1996.-557.
5. Zinchenko V. P., Morgunov E.B. Chelovek razvivajushhijsja. Ocherki rossijskoj psihologii. - M.: Trivola, 1994. - S. 304.
6. Znakov V.V. Duhovnost' cheloveka v zerkale psihologicheskogo znanija i religioznoj very // Voprosy psihologii. - 1998. - №3. - S. 104 - 115.
7. Levin K. Teorija polja v social'nyh naukah.- SPb.: Rech', S. 2000. - 368.
8. Losev A.F. Derzanie duha.-M.: Politizdat, 1988.- 366 s.
9. Maslou A. Motivacija i lichnost'.-SPb.: Piter, S. 2009.-352.
10. Meshherjakov B. G., Zinchenko V. P. Bol'shoj psihologicheskij slovar'.- SPb.: Prajm Evroznak, S. 2006.— 672.
11. Oganov A.A., Hangel'dieva I.G. Teorija kul'tury. - M.: FAIR-PRESS, 2001.- S.
353.
12. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 N 996-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» //SPS Konsul'tant pljus.
13. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologija cheloveka. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti .- M.: Shkola - Press, 1995. - S. 383.
14. Shadrikov V.D. Proishozhdenie chelovechnosti. - M.: Logos, 2001. - 315 s.
15. Kolberg, Luis The development of children's orientations toward a moral order, Vita Humana, 1963, N 6, P. 11-35.