КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
В.А. Айрапетова
Антитеза - ведущий принцип философского мышления
писателя Германа Гессе
Герман Гессе был писателем-философом, который ставил в своих литературных произведениях важнейшие проблемы современности: судьба художника в обществе, место искусства в жизни человека, преступление и наказание, взаимодействие государства, церкви и культуры, игра и культура, одиночество, жизнь и смерть, война и мир, смысл человеческой жизни.
Исследуя философские основы творчества Германа Гессе, мы обнаруживаем оригинальность его художественно-философского мышления через анализ таких очевидно философских антитез, как Запад - Восток, буддизм - христианство, рациональность - эмоциональность, внешний мир - внутренний мир, духовность - внутренняя пустота, добро - зло, мир - война, мастер - ученик и т. д.
Антитеза (древнегреч. avrt0cai£ «противопоставление») - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом»'.
Антитеза, антитетичность в широком смысле - принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в искусстве - приём, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психологических состояний, ситуаций, атрибутов быта и т. п.1 2
Антитезы рассматриваются как своеобразный ключ к философской прозе Германа Гессе. Они помогают автору показать противоположные ценностные смыслы явлений. Принцип контраста проявляется в построении произведений, в языке, описываемых событиях, в противопоставлении главных героев.
Антитетический аспект мы обнаруживаем в самой биографии великого писателя-философа. Герман Гессе был вторым ребёнком в семье немецкого священника-миссионера. Мать мальчика, Мария Гундерт, родилась в Индии и по воле родителей посвятила свою жизнь делу проповедования христианства. Отец, Иоганнес Гессе -
1 Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Сов. энцикл., 1966. С. 26.
2 Лермонтовская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1981. С. 48.
73
протестантский пастор и учёный-теолог. В такой, казалось бы, набожной семье, где мальчика воспитывали в строгих христианских традициях, вырос человек-бунтарь, имеющий свои собственные взгляды на религию, на вопросы веры.
Принцип антитезы, противопоставления и контраста, особенно актуальным становится в кризисные эпохи, когда жизнь резко меняет привычный ход событий.
«Будь я музыкантом, я без труда мог бы написать двухголосную мелодию, состоящую из двух линий, из двух тональностей и нотных рядов, которые бы друг другу соответствовали, друг друга дополняли, друг с другом боролись, друг друга обуславливали, во всяком случае, в каждый миг, в каждой точке ряда находились бы в теснейшем и живейшем взаимодействии. И всякий умеющий читать ноты мог бы прочесть мою двойную мелодию, всегда бы видел и слышал к каждому тону его противотон, брата, врага, антипода. Так вот, то же самое, эту двухголосность и вечно движущуюся антитезу, эту двойную линию я и стремлюсь выразить в своём материале - с помощью слов, бьюсь над этим, но все напрасно»1.
Эта фраза как нельзя лучше раскрывает антитетичность художественно-философского мышления великого писателя. Герман Гессе пытался выразить эту двухголосность и «вечно движущуюся антитезу, эту двойную линию» с помощью слов, стремясь проникнуть в мир недосягаемого.
Родившийся в Германии и умерший в Швейцарии, формально Гессе принадлежит двум литературам - немецкой и швейцарской, а духовно - всей европейской культуре.
Антитетичность проявляется также и в том, что территориально духовность Гессе имеет как бы две родины: первая его родина - реальная - это Швабия, вторая - Индия, его мистическая прародина, с которой связана родословная писателя.
Взаимодействие в творчестве Гессе двух культур - западной и восточной, с одной стороны, способствует созданию целостного представления о художественном мире писателя, а с другой, - отражает двойственность его религиозных предпочтений. Как известно, дед Германа Гессе был известный специалист по древнеиндийской культуре, и будущий писатель с раннего детства начал знакомиться с Востоком. В 1911 г. Гессе поехал в Индию, чтобы понять идеи мудрецов Востока. Идеи дзен-буддизма, к которым обращались многие писатели ХХ в., пришлись по душе будущему автору аллегорического романа-притчи «Сиддхартха». Восточная философия приближала Германа Гессе к постижению тайн жизни, помогала в поисках правильного пути.
1 Гессе Г. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. СПб.: Северо-Запад, 1994. С. 65.
74
Но Герману Гессе были близки и христианские ценности: Библия являлась для него одной из самых мудрых книг, помогающей отыскать смысл человеческого существования. Поиск смысла жизни является одним из ведущих мотивов в творчестве писателя. Свой путь в жизни ищут герои его произведений - бродяга Кнульп, творец и любитель прекрасного Гольдмунд, мыслитель Сиддхартха, магистр игры Кнехт и многие другие.
Позже, в 1945 г., появляется сборник «Путь сновидений» - собрание повестей и сказок-притч, объединяющих темы и восточной, и европейской культур.
Иоганн Вольфганг Гёте и Новалис - два полюса в истории немецкой культуры - были духовно близки писателю.
«Фауст» Гёте для Гессе являлся обобщением не только немецкого, но и всечеловеческого духа. Раздвоенность Фауста, поиски гармонии, объединяющей добро и зло, духовное и физическое - это и сам Гессе, и немецкий романтизм, метафизически разорвавший эти две ипостаси в своём вечном желании найти идеал.
Романтизм Новалиса привлекал автора романа «Игра в бисер» чувством иррационального, мистического. Неисповедимые пути вели писателя к «философам-романтикам и рунам магических мечтаний Новалиса»1. Гессе, как и Новалис, познавал тайны мира через познание духа.
В каждом романе немецко-швейцарского писателя звучит мотив противопоставления главных героев или героя с обществом: Кнехт -Дезиньори; Галлер - бюргерство, буржуазная среда; Златоуст - монастырь и т. д. У Гессе «две стороны человеческой природы обычно представлены двумя персонажами. Главный герой, как правило, ищущая личность, олицетворяет эмпирическое и субъективное Я человека... Одна абсолютная личность в художественной ткани произведения расщепляется на два персонажа»2.
Герман Гессе часто прибегает в своих произведениях и к сопоставлению двух миров, двух периодов в жизни героев. Например, в романе «Демиан» первая глава так и называется «Два мира», в которой писатель показывает существование под одной крышей отцовского дома двух разных социальных миров, границу между которыми открыл главный герой, будучи ещё десятилетним мальчиком. Один мир - это его родители: «Этот мир мне был большей частью хорошо знаком, он означал мать и отца, он означал любовь и строгость, образцовое поведение и школу. Здесь были вымытые ру-
1 Гессе Г. Игра в бисер. М.: АСТ: Астрель, 2011. C. 12.
2 Каралашвили Р.Г. Философские основы позднего творчества Германа Гессе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1971. С. 19.
75
ки, мягкая, приветливая речь, чистое платье, хорошие манеры. Здесь пели утренний хорал. Здесь праздновали Рождество»1.
Но в отцовском доме был и другой мир, в котором «существовали служанки и подмастерья, истории с участием нечистой силы и скандальные слухи ...»2.
Два мира были и в романе «Игра в бисер»: мир Касталии, олицетворявший культуру (мир идей) и мир действительности, жизни (мир вещей): «Культура Касталии оторвана от общества, от народа, от жизни»3.
Как видим, мировоззренческая позиция Германа Гессе, нередко опирающаяся на антитезу, сказалась и на его творчестве, отразившем сомнения и противоречия буржуазной интеллигенции в период между двумя войнами.
Мы очень кратко рассмотрели, как выражал свои философские идеи в литературных произведениях великий писатель-мыслитель Герман Гессе, опираясь на принцип антитезы, чтобы показать человека и окружающую его действительность во всём противоречии, разнообразии и многоликости.
О.А. Береговая
Образование и культура: проблема философского осмысления
На каждом этапе исторического развития общество стремится сохранить себя как целое, т. е. воспроизвести себя в своем качественном своеобразии и специфике (в соответствии со своими цивилизационными и культурными особенностями, базисными ценностями, социальными отношениями, институтами, способом взаимодействия с природой, типами личностей, образом жизни и т. п.). Одним из механизмов социального и культурного воспроизводства выступает образование. Но через целенаправленную и специализированную образовательную деятельность общество не только старается себя сохранить, но и совершенствовать и развивать новое поколение людей.
Образование обеспечивает трансляцию и освоение культуры (систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности и т. п.). Посредством образования передаются накопленные человечеством знания, достижения в различных областях, моральные ценности,
1 Герман Гессе. Демиан... М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. С. 9.
2 Там же. С. 9.
3 Березина А. Г. Герман Гессе. ЛГУ, 1976. С. 85.
76