Научная статья на тему 'Антитеррористическая деятельность Интерпола как вклад в укрепление международного правопорядка'

Антитеррористическая деятельность Интерпола как вклад в укрепление международного правопорядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1751
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интерпол / преступность / терроризм / антитеррористическая деятельность / глобальная безопасность. / Interpol / crime / terrorism / anti-terrorism / global security.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ф А. Накусова

В статье рассмотрены роль и значение антитеррористической деятельности Интерпола в укреплении международного правопорядка. Приведен анализ отдельных статистических показателей, характеризующих распространение террористических угроз и противодействие им с привлечением возможностей Интерпола на мировом уровне и в Российской Федерации. Предпринята попытка выявить проблемы в сфере предотвращения террористических атак и пути их решения. Сделан вывод о необходимости усиления глобального взаимодействия в борьбе с транснациональным терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPOL'S ANTI-TERRORISM ACTIVITIES AS A CONTRIBUTION TO THE STRENGTHENING OF THE INTERNATIONAL LEGAL ORDER

The article considers the role and importance of anti-terrorist activities of the Interpol in strengthening the international rule of law the analysis of individual statistical indicators characterizing the spread of terrorist threats and countering them with attraction of possibilities of the Interpol at the global level and in the Russian Federation. An attempt is made to identify problems in the sphere of prevention of terrorist attacks and ways to solve them. It is concluded that it is necessary to strengthen global cooperation in the fight against transnational terrorism.

Текст научной работы на тему «Антитеррористическая деятельность Интерпола как вклад в укрепление международного правопорядка»

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРПОЛА КАК ВКЛАД В УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОПОРЯДКА

Ф.А. Накусова, студент

Ростовский филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Ростов)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10387

Аннотация. В статье рассмотрены роль и значение антитеррористической деятельности Интерпола в укреплении международного правопорядка. Приведен анализ отдельных статистических показателей, характеризующих распространение террористических угроз и противодействие им с привлечением возможностей Интерпола на мировом уровне и в Российской Федерации. Предпринята попытка выявить проблемы в сфере предотвращения террористических атак и пути их решения. Сделан вывод о необходимости усиления глобального взаимодействия в борьбе с транснациональным терроризмом.

Ключевые слова: Интерпол, преступность, терроризм, антитеррористическая деятельность, глобальная безопасность.

В центре внимания Международной организации уголовной полиции (далее -Интерпол) находятся вопросы совместного международного противодействия транснациональной преступности, включая информационный обмен, стратегическую и оперативную координацию международного розыска, организацию взаимодействия правоохранительных органов различных стран, общие мероприятия по противодействию общеуголовной преступности. Интерпол является глобальной организацией, основанной на передовых концепциях и моделях полицейской деятельности. Членами Интерпола являются 192 страны, эта организация придерживается нейтральной и аполитичной позиции в своей деятельности, другими словами, отражает объективность и справедливость.

Интерпол осуществляет свою деятельность в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями, в том числе декларируемыми Организацией Объединенных Наций (далее - ООН). Это уважение национального суверенитета (что означает невмешательство Интерпола в деятельность национальных следственных органов); нейтралитет (невмешательство в политическую, оборонную, военную, религиозную, расовую и другие сферы жизни общества); отсутствие языковых или гео-

графических барьеров; равенство стран-членов Интерпола; равнозначная и равноправная доступность к услугам Интерпола для всех стран-членов этой организации, их государственных служб и органов. В своей деятельности Интерпол руководствуется положениями Устава и Регламента, который конкретизирует цели, задачи, руководящие принципы, структуру, бюджет, порядок контроля и другие моменты, при этом учитывает международные аспекты [1].

Современная реальность характеризуется значительными качественными изменениями глобальной преступности, основными чертами которой становятся глобализация, виртуализация и высокие технологии. Важнейшей и неотложной проблемой безопасности для всего человечества является транснациональная и организованная преступность во всех ее разновидностях: киберпреступность, коррупция, наркопреступность, нелегальная иммиграция, терроризм, торговля людьми, финансовая преступность, экологические преступления и др.

Трудно переоценить деятельность Интерпола по предотвращению и нейтрализации террористических угроз. Объединение усилий мирового сообщества, в первую очередь правоохранительных органов

разных стран, в деле противодействия терроризму обусловлено сложным и постоянно меняющимся характером террористической деятельности, все более изощренными методами и технологиям, используемыми для совершения террористических актов. На международном уровне борьбы с терроризмом правовая основа такой деятельности разработана ООН. Это конвенции, протоколы, резолюции, принятые в соответствии с глобальной контртеррористической стратегией ООН [2].

Последствиями террористических актов являются утраченные или деструктивно измененные человеческие жизни, экономические потери, распространение терроризма как идеологии насилия и практики воздействия на правительства или международные организации; пороки социального развития, связанные с утратой чувства безопасности и деформацией основных жизненных ценностей.

Террористические акты совершаются лицами или группами лиц, которые могут являться членами террористических организаций или не состоять в них, являться гражданами одного государства или нескольких стран. Террористические органи-

зации проводят активную работу (в основном через интернет и социальные сети) по вербовке молодежи в группы боевиков-террористов (например, для действий в Ираке, Сирии, Ливии и др.), что является реальной угрозой безопасности не только на Ближнем Востоке, но и для всего мира. При возвращении в свою страну эти люди часто используют ряд приобретенных военных навыков в террористической деятельности на своей родине. К уголовной ответственности за совершение террористического акта не могут быть привлечены террористические организации или страны, несмотря на наличие мотивов, признаков финансирования терроризма и других признаков причастности к этим преступлениям.

По данным Global Terrorism Database, в 2017 году в мире произошло 10900 терактов, в результате которых погибли более 26400 человек, в том числе 8075 террористов и 18488 жертв. Несмотря на то, что в 2015-2017 гг. отмечается снижение числа террористических атак во всем мире, после пика в 2014 году, когда произошло почти 17000 террористических актов и более 45000 жертв (рис. 1).

18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

681

i 480

1 3-10 1

/ 199 9 ' 10,2 090 J

3491 \

\

1819 ¿1 soe; 5,1 \

+2,U

-1УД

80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0 -10,0 > -20,0 -30,0

2010

2011

2012

2013

2014

I Количество терактов

2015

-Прирост, %

2016

2017

Рисунок 1. Динамика террористических актов в мире за 2010 -2017 гг. [3]

Самый смертоносный теракт в 2017 году произошел в Могадишо, Сомали. Нападавшие взорвали взрывчатые вещества в грузовом автомобиле возле отеля. Более 580 человек погибли, более 300 получили ранения. Отметим, что уровень террористической преступности остается чрезвычайно высоким по сравнению с историче-

скими тенденциями. За десять лет до 11.09.2011 г. число, частота и смертоносность террористических актов ежегодно составляли менее 30% от 2017 года.

Более половины всех нападений произошло в четырех странах: Ираке (23%), Афганистане (13%), Индии (9%) и Пакистане (7%). Более половины всех смертей

произошло в трех странах: Ираке (24%), Афганистане (23%) и Сирии (8%).

Виновные лица выявлены в 60% случаев. Увеличилось число террористических актов (с 76 в 2016 году до 100 в 2017 году), совершенных лицами, не связанными с конкретной террористической организацией. Эти лица не являлись обученными профессионалами, не имели контакта и не получали никакого направления или оборудования от террористических организаций. Тем не менее не следует преуменьшать опасность, которую они представляют. В нужном месте и в нужное время неопытный, но вдохновленный радикальной идеологией террорист может нанести существенный ущерб.

Террористические акты в 2017 году осуществили 369 террористических групп и организаций, что сопоставимо с 2016 годом (370 организаций и групп). Среди преступных групп, ответственных за большинство террористических актов в 2017 году, можно назвать запрещённые в России: «Исламское государство Ирака и Леванта» («ИГИЛ», «ДАИШ» - международная исламистская террористическая организация) - 1321 акт; «Талибан» (Исламистские объединения, действующие в Афганистане и Пакистане ) - 907 актов; «Шабааб» (группа сомалийских исламистов) - 573 акта; «Новая народная армия» («ННА» - вооруженный сектор Коммунистической партии Филиппин) - 363 акта; «Боко Харам» (радикальная нигерийская исламистская организация) - 337 актов и

др.

Согласно исследованию INSS, в 2017 году в 23 странах мира были совершены 348 террористических актов с участием 623 террористов-смертников, из которых 137 - женщины, что составляет наибольшее число террористок-смертниц с тех пор, как женщины начали принимать участие в террористических актах (в 2016 году их было 77, а в 2015 году - 118). Большинство террористических актов с участием террористок-смертниц совершено организацией «Боко Харам», «ИГИЛ». В результате терактов смертников в 2017 году 4 310 человек погибли и 6700 получили ранения [4].

Террористические акты с участием террористов-смертников остаются одним из самых эффективных инструментов, находящихся в распоряжении террористических организаций, для достижения их целей - как из-за большого числа жертв, так и в связи с тем, что они вызывают тяжелое чувство беспомощности среди пострадавших граждан из-за трудности сдерживания тех, кто готов пожертвовать собой, совершая нападение [5].

Интерпол осуществляет поддержку стран-членов организации в их противодействии терроризму во всех его формах. Повышение эффективности этого противодействия приобретает особое значение в условиях, когда радикальные группировки имеют возможность внедрять своих агентов в ряды беженцев из стран Ближнего Востока, Центральной Азии и Северной Африки, массовый наплыв которых сейчас фиксируется в Европе.

Специально созданный Центр по борьбе с терроризмом Интерпола осуществляет деятельность в целях пресечения вербовки и деятельности боевиков-террористов вне зависимости от страны их происхождения; проводит разведывательную работу в отношении транснациональных террористических сетей; оповещает и предупреждает о террористах и возможных террористических угрозах (так называемые «уведомления» и «диффузии»). Например, «красные» уведомления предупреждают правоохранительные органы стран-членов Интерпола о разыскиваемых лицах с целью экстрадикции; «синие» - о сборе дополнительной информации о лицах, совершивших преступление; «зеленые» - о лицах, совершивших преступление; «желтые» - о лицах, пропавших без вести.

В случае террористических актов по просьбе страны-члена Интерпола эксперты группы по реагированию на инциденты оперативно направляются к месту террористической атаки для помощи в расследованиях. Также Интерпол содействует странам-членам при замораживании активов, ограничении передвижений, реализации эмбарго на продажу оружия в отношении стран или лиц, связанных с «Аль-Каидой» и «Талибаном» (согласно резо-

люции 1267 Совета Безопасности ООН) [7].

Наиболее важным направлением деятельности Интерпола в противодействии терроризму является сбор, хранение, анализ информации в отношении подозреваемых в террористической деятельности лиц, групп и организаций террористического толка и их посредников. Обмен этой информацией со странами-членами Интерпола, различными международными организациями, осуществляемый посредством защищенной коммуникационной сети 1-24/7 и глобальных баз данных имеет ключевое значение в выявлении террористов и предотвращении их перемещения через границы; выявлении возможностей, средств и новых тенденций в среде террористов.

На начало 2018 года базы данных Интерпола содержали информацию о более чем 18000 террористах (включая фотографии, отпечатки пальцев, ДНК). При обновлении и пополнении информации в базах Интерпола осуществляется автоматическая проверка на наличие совпадений, устанавливаются ранее неизвестные связи. Применяются новейшие электронные технологии при распознавании лиц, идентификации отпечатков пальцев, проверке трафика, паспортном контроле, отслеживании похищенных и поддельных проездных документов, выявлении изготовителей самодельных взрывных устройств [7].

Страны-члены Интерпола активно занимаются пополнением баз данных, предоставляя ценную информацию другим странам и обеспечивая своим национальным структурам доступ к базам Интерпола. В борьбе с международной преступностью и терроризмом заинтересована и Россия, для которой эти угрозы являются одними из основных. Опасность террористических угроз России, как и другим странам, возрастает в связи с возможностью объединения террористического потенциала «ИГИЛ» и «Аль-Каиды» в рамках единой сети, способной охватить своими законспирированными спящими и активными ячейками многие страны Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, России. Эти группы зачастую практикуют

тактику случайного выбора целей атак в крупных городах с использованием любых подручных средств, холодного оружия, транспорта; формируют пособническую базу и вербуют новых террористов. В России существует также угроза деятельности украинских радикальных организаций, направленной на дестабилизацию обстановки на территории Республики Крым.

В настоящее время Россией объявлено в розыск по каналам Интерпола свыше 1000 террористов, только в 2017 году МВД России совместно с Интерполом обеспечило 66 экстрадиций и депортаций разыскиваемых за границей преступников. В 2017 году в России было предотвращено 25 терактов (которые планировались в местах массового пребывания людей и на критически важных объектах), 68 преступлений террористической направленности предотвращены на стадии подготовки. Пресечена деятельность более 50 террористических ячеек, задержаны 1060 бандитов, обезврежены 90 боевиков-террористов. Предотвращен въезд в Россию более 17,5 тысячи иностранных лиц, подозреваемых в причастности к терроризму, а также выезд за рубеж свыше 80 человек, планировавших воевать на стороне террористов [8].

В области защиты информационного пространства принятыми дополнительными мерами пресечено функционирование свыше 2000 террористических и экстремистских ресурсов, ограничен доступ к 1500 интернет-сайтов, что существенно затруднило международным террористическим организациям возможности вербовки сторонников и координации своей деятельности с использованием современных информационных технологий. К отказу от террористической деятельности склонены более 1300 граждан [9].

Отметим, что несмотря на то, что при решении поставленных задач проблемой для Интерпола является влияние политических факторов. В частности, некоторые европейские страны придерживаются двойных стандартов, отказываясь выдавать России подозреваемых в причастности к террористической деятельности, присваивая таким лицам статус беженцев. Проблемой также являются терминологи-

ческие разночтения в оценке терроризма в глобальной преступностью необходимо случаях, когда террористов называют пов- усилить международное сотрудничество в станцами, вооруженными сепаратистами. различных областях, включая правитель-

Россия, являясь страной-членом Интер- ства, правоохранительные и разведыва-пола, должна являться ее полноценным тельные органы, банки, научные круги, участником без каких-либо ограничений. частные лица и корпорации. Интерпол не Россия поддерживает операции Интерпола должен ограничивать права стран-членов по борьбе с терроризмом, предоставляя в прямом доступе к своим базам; в свою ценные сведения о разыскиваемых лицах, очередь, страны-члены должны обеспе-направляя специалистов в состав между- чить своим сотрудникам прямой доступ к народных групп, противостоящих дея- базам данных Интерпола, для более пол-тельности террористов и транснациональ- ного использования информационных ных террористических групп и организа- систем Интерпола; обеспечить обмен са-ций [8]. мой базовой информацией, хранящейся в

Таким образом, несмотря на то, что Ин- национальных полицейских системах, на терпол играет ключевую роль в обеспече- глобальном уровне. ние безопасности во всем мире, в борьбе с

Библиографический список

1. Волеводз А.Г. Международная организация уголовной полиции - Интерпол: правовые основы организации и деятельности // Viperson.ru. 31.10.2011. URL: http://viperson.m/wind.php?ro=644215&soch=1 (дата обращения: 18.11.2018).

2. Потоцкий Н.К. Тенденции развития сотрудничества государств в борьбе с международной и наци-ональной преступностью в целях безопасности. // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 1 (14). С. 8390.

3. Global Terrorism Database. URL: https:// https://www.start.umd.edu/pubs/START_GTD_Overview2017_July2018.pdf (дата обращения: 17.11.2018).

4. Институт исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета . URL: http://www.inss.org.il/ (дата обращения: 15.11.2018).

5. Всемирный террор в цифрах и фактах URL: http://detaly.co.il/terakt-v-parizhe/ (дата обращения: 18.11.2018).

6. Плахтий Е.В. Практика борьбы зарубежных государств с международным терроризмом // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 2. С. 21-24.

7. INTERPOL's activities against the foreign terrorist fighter threat URL: file:///C:msers/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D1%8F/Downloads/Information%20Sheet-Foreign%20Fighter%20(1).pdf (дата обращения: 20.11.2018).

8. В России за 2017 год предотвратили 25 терактов URL: https://www.warchechnya.ru/v-rossii-za-2017-god-predotvratili-25-teraktov/ (дата обращения: 18.11.2018).

9. РИА Новости URL: https://ria.ru/incidents/20180228/1515442380.html (дата обращения: 16.11.2018).

INTERPOL'S ANTI-TERRORISM ACTIVITIES AS A CONTRIBUTION TO THE STRENGTHENING OF THE INTERNATIONAL LEGAL ORDER

F.A. Nakusova, student

Rostov branch of the Russian customs academy (Russia, Rostov)

Abstract. The article considers the role and importance of anti-terrorist activities of the Interpol in strengthening the international rule of law the analysis of individual statistical indicators characterizing the spread of terrorist threats and countering them with attraction of possibilities of the Interpol at the global level and in the Russian Federation. An attempt is made to identify problems in the sphere of prevention of terrorist attacks and ways to solve them. It is concluded that it is necessary to strengthen global cooperation in the fight against transnational terrorism.

Keywords: Interpol, crime, terrorism, anti-terrorism, global security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.