ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИСТАМИ-СМЕРТНИКАМИ НА ОБЪЕКТАХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ФИЛИППОВ,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры ОРД и СТ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ПАРАМОНОВ, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД и СТ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
ВЯЧЕСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧЛЮБАН, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры ОРД и СТ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность: 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением транспортной безопасности в России и за рубежом, одним из направлений которой является противодействие терроризму. В работе исследуется личность террористов-смертников, совершающих на объектах гражданской авиации террористические акты суицидального характера; предлагаются методы выявления и предупреждения совершения суицидальных террористических актов на объектах обслуживания пассажирских авиаперевозок.
Ключевые слова: транспортная безопасность, борьба с терроризмом, террористы-смертники, суицидальные акты терроризма, объекты гражданской авиации, выявление и предупреждение терроризма на транспорте, портрет террориста-смертника, оперативно-разыскные мероприятия, опрос, наблюдение.
Annotation. The article considers the issues associated with providing a trance-the tailor of security in Russia and abroad, one of which is counterterrorism. This paper investigates the identity of the suicide bombers who commit to civil aviation by terrorist acts of suicide nature, suggests methods to identify and prevent the exac-tion of suicidal terrorist acts at the facilities of passenger service.
Keywords: transport security, counter terrorism, suicide bombers, suicidal acts of terrorism, civil aviation, identifying and preventing terrorism on transport, the portrait of the suicide bomber, investigative activities, inquiry, observation.
Воздушный транспорт играет значительную роль в мировой экономической деятельности и входит в число наиболее быстро развивающихся секторов мировой экономики. Ключевым элементом поддержания жизнеспособности гражданской авиации является обеспечение безопасных, защищенных, эффективных и экологически сбалансированных условий на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Обеспечение безопасности транспортной системы государства и ее составной части - гражданской авиации, защита жизни и здоровья авиапассажиров, экипажей воздушных судов, обслуживающий персонал аэропортов, объектов их инфраструктуры и воздушных судов от актов незаконного вмешательства является сферой абсолютного приоритета государства. Построение эффективной системы авиационной безопасно-
сти - фактическое обеспечение состояния защищенности авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
Воздушный транспорт является наиболее уязвимым от актов терроризма и показательным, с точки зрения решения проблем обеспечения безопасности. Авиационная безопасность гражданской авиации Российской Федерации обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов (аэродромов), авиационных предприятий; подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области гражданской
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
авиации. Основное их предназначение - выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.
Сегодня понятие транспортной безопасности преимущественно трактуется как предупреждение терроризма на транспорте. Антитеррористический императив транспортной безопасности носит объективный характер и в целом обусловлен значительным ростом террористических актов в мире, а также степенью его опасности непосредственно для транспортного комплекса.
Одна из крупнейших в истории российской и советской авиации катастроф, произошедшая 31 октября 2015 г. в результате террористического акта на борту воздушного судна, летевшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург рейсом А321 авиакомпании «Ко-галымавиа». На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, все из которых погибли. Драматические события, происшедшие в московском метрополитене, в аэропорту «Домодедово», а также ряд террористических актов последних лет с применением автомобиля, начиненного взрывчаткой, подтвердили, что транспорт продолжает оставаться одной из сфер, наиболее подверженных угрозе терактов, а транспортное средство стало использоваться террористами непосредственно как оружие.
Между тем, действующая в стране государственная система мер по обеспечению безопасности на транспортных объектах, применяемые методы, приемы и средства защиты граждан и среды обитания в случаях чрезвычайных происшествий на транспорте не в полной мере адекватны существующим и потенциальным угрозам.
За последние время террористическая активность против транспорта во многих частях света значительно возросла и стала составной частью глобальной террористической угрозы. Из-за высокой уязвимости, в сравнении со многими другими потенциальными целями, объекты транспорта особенно привлекательны для террористов, так как обычно приводят к большому количеству жертв, могут парализовать ключевые секторы экономики и вызвать эмоциональные и общественные потрясения.
В мире существенно возросло число террористических актов с использованием террористов-смертников (суицидальный теракт). Использование «живых» бомб в осуществлении терактов выходит на первое место в деятельности террористических группировок. Террористы-смертники обладают характерными особенностями. В арсенале средств международных экстремистов террористы-смертники относятся к категории так называемого «оружия стратегического назначения», так как акция с их использованием приводит к многочисленным жертвам и всегда широко освещается в средствах массовой информации.
Смертники - это, как правило, молодые мужчины и женщины (по изученным уголовным делам мужчины и женщины террористы-смертники разделились по-
ровну), 20-35 лет (чаще выглядят старше своих лет), иногда и подростки1.
Суицидальный теракт, оказывая сильное психологическое воздействие на общество, является весьма распространенным способом принуждения, используемым террористическими организациями с целью получения уступок от различных структур, прежде всего политических. В основном объектами данных террористических атак являются места большого скопления людей - транспортные объекты, рынки, спортивные комплексы, супермаркеты, развлекательные центры и др. Выбор этих объектов для проведения акций с использованием смертников обусловлен главным образом, доступностью и достаточно низкой защищенностью таких мест. Произведенные террористами-смертниками теракты, как правило, приводят к большому количеству жертв и к паническим настроениям в обществе.
С точки зрения лидеров террористических организаций, привлекательность акций с участием смертников обусловлена следующими факторами:
• относительно невысокая стоимость подготовки смертника и используемого взрывного устройства при высокой «результативности» подобных акций, так как данные теракты часто приводят к многочисленным жертвам;
• совершение суицидальных терактов находит широкое отражение в СМИ, при этом в СМИ часто озвучиваются цели и задачи террористических организаций;
• в результате акции предоставляется возможность нанести большой урон, тем более, что нет необходимости готовить пути отхода;
• варианты в выборе места, времени и взрывных устройств для проведения акции; для боевиков-самоубийц не составляет большого труда затеряться среди толпы и нанести удар в точное время и в конкретном месте в наиболее подходящий для террористов момент;
• сложность получения службами безопасности и правоохранительными органами информации о планируемом времени, месте подготовки и проведения теракта (строгая конспирация).
Возможность совершения суицидального теракта на любых объектах жизнеобеспечения обусловлена высокой активностью террористических организаций как в России (территория Северного Кавказа), так и в других странах мира, в частности сложившейся на сегодняшний день ситуацией на Ближнем Востоке -провозглашение нового исламского государства ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта).
Гражданская авиация, в силу определенных социально-политических факторов, является наиболее уязвимым объектом с точки зрения террористической угрозы. Произведенные теракты в гражданской авиации с использованием террористов-смертников имели очень широкий резонанс в обществе. Это подтверждается такими печальными событиями, как захват терро-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ристами-смертниками четырех пассажирских самолетов 11 сентября 2001 г. в США и взрыв в воздухе 24 августа 2008 г. двух пассажирских самолетов, вылетевших из аэропорта «Домодедово».
Необходимо учитывать, что суицидальный теракт может быть запланирован и произведен не только на борту самолета, но и на любом объекте Гражданской авиации. Поэтому с точки зрения возможности проведения теракта с использованием смертника, следует рассматривать следующие объекты Гражданской авиации:
• воздушные суда (на земле и в воздухе)
• аэровокзальные комплексы (залы ожидания; зона предполетного досмотра, магазины, кафе и др.);
• охраняемые и контролируемые территории и объекты аэропорта;
• близлежащие к аэропорту территории, парковки и стоянки автотранспорта, зоны отдыха (гостиницы, парки, детские площадки), зоны безопасности и др.
Проникнувший на территорию аэровокзального комплекса террорист-смертник представляет очень большую опасность для окружающих. Готовность смертника в любое мгновение привести в действие взрывное устройство обусловливает необходимость выработки комплекса специальных мер по выявлению данного лица на объекте Гражданской авиации и экстренного реагирования в случае его обнаружения на объекте.
В настоящее время не представляется возможным применить специальное техническое устройство, которое однозначно бы определяло потенциальную опасность определенного лица с точки зрения угрозы проведения суицидального теракта. В связи с этим особое значение приобретает проблема разработки методологии по выявлению смертника посредством наблюдения за поведением и внешностью пассажиров и посетителей аэровокзального комплекса2.
При обнаружении террориста-смертника, в первую очередь, необходимо учитывать, что высокое внутреннее напряжение человека, готовящегося к суицидальному теракту, может привести к мгновенному негативному развитию событий. Поэтому все резкие движения, громкие звуки, вскрики и т.д. способны рефлекторно спровоцировать немедленное исполнение теракта. Не рекомендуется долго и пристально смотреть смертнику в глаза и заводить разговоры на абстрактные темы3.
Практика также показала, что нередко попытка проверки документов у террориста-смертника службами безопасности и правоохранительными органами приводила к трагическим последствиям. При возникших подозрениях относительно какого-либо лица важно сохранять внутреннее и внешнее спокойствие и никаким образом не менять своего поведения при контактах с ним.
В силу повышенной угрозы, исходящей от жен-щин-смертниц, Интерпол рекомендует антитеррористическим подразделением, в первую очередь обез-
вреживать подозрительных женщин. Выявленные на объекте смертницы требуют особых усиленных мер безопасности4.
Сложность выявления террориста-смертника на объекте обусловлена, как правило, хорошей подготовкой и маскировкой данного лица для совершения акции. На сегодняшний день основу обнаружения смертника на объекте должно составлять знание портрета террориста-смертника, который рассматривается как набор социально-психологических и внешних характеристик, описанных в литературе с учетом практики произведенных суицидальных терактов или их попыток.
В наиболее общем виде в портрет террориста-смертника входят следующие базовые компоненты:
• возраст;
• пол;
• социальная принадлежность;
• внешний облик (одежда, обувь, прическа и др.);
• особенности поведения и эмоционального состояния перед совершением теракта.
При этом следует обратить внимание, что внешний облик террориста-смертника будет обусловлен следующими причинами:
• стремлением не выделяться из общего потока людей, не привлекать к себе внимания окружающих, в особенности правоохранительных органов и служб безопасности;
• необходимостью маскировки взрывного устройства, например «пояса шахида» (использование одежды, скрывающей полноту, имитация беременной женщины) и др.;
• стремлением внешне слиться с тем контингентом, местом и окружающей обстановкой, где планируется акция.
Характеристика портрета суицидального террориста является основой для раннего выявления террориста-смертника на объекте транспорта с целью принятия, по возможности, соответствующих мер безопасности. Указанные признаки портрета террориста-смертника можно выявить при помощи оперативно-разыскного мероприятия «Наблюдение» за пассажирами и посетителями на территории аэровокзального комплекса, а также в процессе проведения ОРМ «опрос». Под опросом в правоохранительной деятельности понимается специально проводимая сотрудником полиции беседа с лицом, осведомленным о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес, в целях получения сведений, которые могут быть использованы для борьбы с правонарушениями и преступлениями. В результате проведения опроса граждан создается реальная возможность:
• установления фактов подготовки или совершения правонарушения и преступления;
• выявления лиц, причастных к противоправной деятельности;
• установления места пребывания разыскиваемых
лиц;
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
• получения ориентирующих данных для обнаружения предусмотренных законом доказательств по административным и уголовным делам;
• проверки достоверности показаний лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетелей;
• выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений5.
Учитывая характер угрозы «суицидального теракта» и стратегическое значение объектов Гражданской авиации, основные характеристики портрета террориста-смертника необходимо знать не только работникам аэропортов и авиакомпаний, сотрудникам Служб авиационной безопасности (САБ) и Федеральной службы безопасности (ФСБ), но и без исключения всем сотрудникам органов внутренних дел. Для последней категории сотрудников принципиальное значение будет иметь получение указанных знаний уже в учебных заведениях системы МВД, а эффективность их применения в практической деятельности находится в прямой зависимости от возможности систематического «оттачивания» полученных знаний в процессе плановых учебных стажировок6.
Степень вероятности совершения террористического акта террористом-смертником на объекте Гражданской авиации может зависеть от следующих факторов:
• общего фона криминально-террористической активности в стране и мире;
• уровня обеспечения безопасности конкретного объекта Гражданской авиации;
• включения в технологический процесс обеспечения безопасности методов по выявлению суицидального теракта;
• соответствующей подготовки (профессиональной и психологической) сотрудников Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и Служб авиационной безопасности.
В целях решения проблемы по предотвращению террористических актов, совершаемых террористами-смертниками на объектах Гражданской авиации, можно предложить следующие этапы технологии выявления суицидального террориста.
При въезде на привокзальную площадь необходимо организовать пункт контроля всех въезжающих транспортных средств (общественных и личных) с целью выявления подозрительных машин, водителей и пассажиров; проводить основные оперативно-разыскные мероприятия - опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности и др. Проверку документов рекомендуется применять с большой осторожностью, учитывая случаи подрыва при попытке это сделать. Осуществляют оперативно-разыскные мероприятия прошедшие специальное обучение сотрудники правоохранительных органов и служб безопасности7.
При входе в аэровокзальный комплекс в пунктах досмотра (возможно в рамках проведения профайлин-
га8) проверяются пассажиры и посетители9, проводится оперативно-разыскное мероприятие «наблюдение» (акцент делается на характеристику портрета террориста-смертника), применяются технические средства досмотра. Эти мероприятия проводят сотрудники правоохранительных органов, САБ, ЧОП, психологи авиакомпаний.
В залах аэропорта наблюдение за пассажирами и посетителями осуществляется силами правоохранительных органов, ФСБ, САБ, психологами авиакомпаний. Особое внимание необходимо уделять неадекватному внешнему облику и поведению, отклоняющемуся от правил пребывания в аэровокзальном комплексе.
В пунктах досмотра, в зоне предполетного досмотра особый акцент делается при наблюдении за поведением пассажиров в рамках прохождения обычных досмотровых процедур. При выявлении сотрудником группы досмотра признаков, которые можно рассматривать с высокой долей вероятности как соответствующие характеристике портрета суицидального террориста, необходимо срочно оповестить старшего группы досмотра10. Основная цель - не пропустить данное лицо в стерильную зону и не допустить его проникновения на борт самолета. Проверка осуществляется группой досмотра САБ, сотрудниками органов внутренних дел, участвующих в досмотре, таможенной службы, возможно с привлечением психолога авиакомпании.
При выходе на посадку и проверке посадочного талона необходимо еще раз акцентировать внимание сотрудников на наличии и выраженности у пассажира характерных признаков портрета террориста-смертника. Необходимые на этом этапе оперативно-разыскные мероприятия (например, отождествление личности и наблюдение) проводят сотрудники САБ правоохранительных органов.
При посадке и на борту воздушного судна выявление террористов-смертников проводят бортпроводники, сотрудники службы организации перевозок, члены экипажа, сотрудники САБ и ФСБ (пока самолет находится на земле) посредством наблюдения за поведением и внешностью пассажиров. Главная цель проверки, пока самолет находится на земле - выявить потенциального террориста-смертника, а в воздухе - ликвидация или минимизация последствий данной чрезвычайной ситуации.
Наблюдение за поведением пассажиров при получении багажа проводят сотрудники САБ, таможенной службы, правоохранительных органов. Особый акцент делается на выявлении подозрительных признаков багажа. Так, если взрывное устройство находится в багаже, сумке, ручной клади, то сам багаж может выглядеть необычно, не соответствовать времени и месту нахождения, может быть неестественно тяжелым, не выпускаться из рук пассажира или напротив отставлен подальше.
Направленная на выявление фальшивых или поддельных документов проверка может указать на потен-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
циального террориста-смертника, которого переправляли на место планируемого теракта (опосредованное предотвращение суицидального теракта на другом объекте).
Таким образом, угроза суицидального теракта для объектов Гражданской авиации заключается в следующем:
• вероятность осуществления суицидального теракта для объектов Гражданской авиации следует расценивать как достаточно высокую;
• атака с использованием террориста-смертника потенциально может быть совершена на любом объекте Гражданской авиации;
• меры безопасности по предотвращению суицидального теракта должны присутствовать на всех этапах и участках обеспечения безопасности, начиная от въезда на привокзальную площадь и заканчивая зоной получения багажа;
• с целью раннего выявления признаков подготовки суицидального теракта основные характеристики портрета террориста-смертника необходимо знать всем сотрудникам, обслуживающим объекты Гражданской авиации;
• при обнаружении на объекте Гражданской авиации признаков подготовки суицидального теракта необходимо применять меры экстренного реагирования, которые должны быть заблаговременно разработаны руководителями аэропортов и авиакомпаний для каждого авиапредприятия в отдельности, с учетом специфики его функционирования, особенностей архитектурного комплекса и других обстоятельств;
• при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий в целях выявления террориста-смертника на объекте Гражданской авиации сотрудникам правоохранительных органов следует учитывать потенциальную возможность видоизменения портретных характеристик суицидального террориста.
1 СмирновВН., СундиевИ.Ю., ЧернениловВ.И., ЗемляновД.Ю. Психологические особенности предупреждения и раскрытия сотрудниками ОВД террористических актов, совершаемых с использованием террористов-смертников: Учеб. пособие. Домодедово: ВПИК МВД России, 2006. С.41; Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-разыскная характеристика. Вестник академии экономической безопасности МВД России.. 2015. № 6. С. 95-99.
2 Каменева М.Е. Угроза суицидального теракта для объектов гражданской авиации // IX конференция «Терроризм и безопасность на транспорте», прошедшая 3 октября 2010 г. М.: 2010; Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., ХромовИ.Л., ЧиковаЯ.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, опе-
ративно-разыскное воздействие: Монография / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов. Ч. I. С. 178-182; Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., ЕфимкинМ.С., ЗавьяловИ.А., Иванцов С.В., ИльинскийИ.И., Любан В.Г., МихайловБ.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-разыскное воздействие: Монография / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М., 2015. Сер. Научные издания для юристов. Ч. II. С. 123-132.
3 Волынский-Басманов Ю.М., Каменева М.Е. Выявление террориста-смертника с целью предотвращения чрезвычайной ситуации // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2009. № 4; Мельник И.К., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Ведение переговоров с преступниками с целью освобождения заложников в ходе проведения контртеррористических операций (исторический обзор) Вестник Московского университета МВД. 2014. № 7 С. 199-204; Хазов Е.Н., Богданов А.В., Мартынюк В.М. Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативных подразделений ОВД МВД России на современном этапе Вестник Московского университета МВД. 2012. № 10 С. 148-152; Маилян С.С., Хазов Е.Н., Богданов А.В. Противодействие коррупционным проявлениям в правоохранительных органах. Вестник Московского университета МВД. 2012. № 6. С. 101.
4 Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности. М.: Изд. центр «Академия», 2007.
5 Любан В.Г., Маторин М.А., Парамонов И.М. Выявление и опрос свидетелей, потерпевших и правонарушителей в деятельности сотрудников полиции: Курс лекций. М.: МосУ МВД России, 2014. С. 9.
6 Любан В.Г., Парамонов И.М. Актуальные вопросы усиления практической направленности обучения на факультете подготовки оперативных сотрудников полиции Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник Московского Университета МВД России, 2014. № 11. С. 176-178.
7 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» (с изм. 2015 г.).
8 Профайлинг - это технологии обеспечения авиационной безопасности посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций.
9 Волынский-БасмановЮ.М., ВолынскийВ.Ю. и др. Профай-линг. Технология предотвращения противоправных действий: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2010; См.: Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефимкин М.С., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда, понятие генезис, оперативно-разыскное воздействие: Монография / Под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов. Ч. I. С. 178-182.
10 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 25 июля 2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров».