ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ
УДК 663.8
Антиоксидантные свойства напитков для детского питания
В. Н. Тимофеева, канд. техн. наук, доцент;
А. В. Черепанова, канд. техн. наук, доцент
Могилевский государственный университет продовольствия,
Республика Беларусь
Н. А. Чугулькова
КСУП «Комбинат Восток», Республика Беларусь, Гомельская область
Ключевые слова: антиоксидантные свойства; детское питание; напитки; плодово-ягодное сырье.
Keywords: antioxidant properties; baby food; beverages; fruit and berry materials.
В последнее десятилетие проявляется большой интерес к определению антиоксидантной активности лекарственных форм, биологически активных веществ, пищевых продуктов и напитков. Это связано с тем, что общепринято считать одной из основных причин наиболее опасных заболеваний накопление свободных радикалов в
организме человека. Концентрация свободных радикалов возрастает за счет снижения активности естественной антиоксидантной системы человека, связанного с воздействием радиации, УФ-облучения, инфекционных болезней, некачественного питания.
За счет вредных воздействий свободных радикалов происходит
200 180 I 160
«г 140
0
1 120
■з:
g 100 S
Я 80
ф
I 60
ф
5? 40
о
20
197,4
0
Антиоксидантная активность напитков для детского питания
повреждение клеточных структур, что приводит к патологическим изменениям, развитию онкологических заболеваний, а также к преждевременному старению. Вредное воздействие на организм свободных радикалов можно уменьшить за счет систематического употребления продуктов питания, обладающих хорошей антиоксидантной активностью.
Механизм действия наиболее распространенных антиоксидан-тов состоит в обрыве реакционных цепей: молекулы антиокси-данта взаимодействуют с активными радикалами с образованием малоактивных радикалов. Даже в небольшом количестве (0,010,001 %) антиоксиданты уменьшают скорость окисления, поэтому в течение некоторого времени (период торможения, индукции) продукты окисления не обнаруживаются.
В практике торможения окислительных процессов большое значение имеет явление синергизма — взаимного усиления эффективности антиоксидантов в смеси либо в присутствии других веществ.
Антиоксиданты в первую очередь содержатся в различных свежих фруктах, ягодах и овощах, а также продуктах, изготовленных из них (свежевыжатых соках, морсах и др.).
Основные природные антиоксиданты — витамины Е и С, полифенолы, флавоноиды, ароматические оксикислоты, антоцианы, Р-каротин и др.
Рецептуры разработанных напитков для детского питания включали ягодное сырье: черную смородину, вишню, чернику, бруснику, красную смородину.
Антиоксидантные свойства готовых напитков для детского питания определяли по методу, предложенному В.И. Прилуцким, основанному на различии окислительно-восстановительного потенциала в неактивированных неорганических растворах и сложных биохимических средах. Метод позволяет оценить общую противоокисли-тельную активность различных напитков. Для неактивированных неорганических растворов в равновесном состоянии справедлива формула, связывающая показа-
32 ПИВО и НАПИТКИ 4 • 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ
тель активной кислотности рН и окислительно-восстановительный потенциал (ОВП):
ОВП
= 660 - 60 рН. (1)
Измерив активную кислотность рН исследуемых напитков (1), рассчитали минимальное теоретически ожидаемое значение окислительно-восстановительного потенциала (ОВП ). Полученное значение ОВП . , сравнили с измеренным в
min' г г
коктейлях значением ОВП. Разница между рассчитанным на основе значения активной кислотности и измеренным значениями ОВП будет характеризовать восстановительную (антиокислительную) способность исследуемых продуктов. Сдвиг ОВП в сторону восстановительных значений (ЭВ)определяли по формуле
ЭВ = ОВП - ОВП.
(2)
Отрицательная величина сдвига ОВП свидетельствует об отсутствии в исследуемом продукте дополнительных антиоксидантных (восстановительных) свойств. Показатели рН и ОВП измеряли на приборе рН-метр-милливольтметр рН-150 с использованием в качестве измерительного стеклянного (для измерения рН) и платинового (для измерения ОВП) электрода.
Высокое содержание витамина С, р-каротина и биофлавонои-дов обусловливает антиоксидант-ные свойства разработанных напитков. Антиоксидантная активность напитков представлена на рисунке.
Анализ рисунка показывает, что наибольшей антиоксидантной активностью обладают напитки яблочно-грушево-черничный, яб-лочно-черносмородиново-морков-ный, морковно-грушево-вишневый, очевидно, за счет высокого содержания в них биофлавоноидов, Р-каротина и витамина С.
Таким образом, разработанные напитки могут быть рекомендованы для ежедневного питания детей как пищевой продукт, предназначенный для систематического употребления в составе пищевых рационов, снижающий риск развития заболеваний, связанных с питанием и накоплением радионуклидов в организме ребенка. &
Новый фирменный стиль компании «Май»: гармония и простота понимания » а I I
Компания «Май» объ- ® ® являет о запуске нового фирменного стиля. Новый образ «Май» символизирует зрелость, яркость, жизнеспособность, простоту и стабильность. На протяжении более 20 лет компания «Май» обеспечивает людей высококачественным и доступным чаем. Новый фирменный стиль—новый этап в развитии компании.
«Мы стремимся стать ведущей маркетин-гово-ориентированной, инновационной компанией мирового уровня, — отметил генеральный директор компании «Май» Игорь Ли-синенко. — «Май» хочет не только создавать для потребителей лучший продукт или сервис, но и предвосхищать потребности людей в их желаниях. Наша задача как инновационной компании сделать так, чтобы продукты и услуги под нашим брендом соответствовали самому взыскательному запросу потребителей».
Новый логотип состоит из двух частей: уникального графического написания слова «Май» и значка «кратки» над буквой «Й», который символизирует оптимизм и позитивный настрой. Корпоративным цветом компании «Май» выбран бордовый цвет — символ зрелости, жизнеспособности и стабильности.
Вместе со сменой фирменного стиля компания «Май» объявляет о разделении на пять крупных дочерних бизнес-юнитов: «Май Foods» — производство упакованных продуктов питания, «Май Realty» — развитие и управление недвижимостью, «Май Tech» — информационные и коммуникационные технологии, «Май Energy» — маркетинг нефтепродуктов, «Май Capital» — управление инвестициями.
Каждое бизнес-подразделение компании обладает собственным фирменным цветом:
• «Май Foods» — зеленый, цвет природы, символ натуральности, здоровья и изобилия;
• «Май Energy» — синий, символ силы духа и новых свершений;
• «Май Realty» — серый, символ основательности и постоянства;
• «Май Capital» — фиолетовый, символ мудрости и процветания;
• «Май Tech» — оранжевый, цвет уверенности, энергии и оптимизма.
Важнейшие элементы нового фирменного
стиля — шесть линий, устремленных вперед и переплетающихся между собой. Все линии взаимосвязаны и всегда следуют неразрывно вместе с основной линией — управляющей компанией «Май».
«Продукция компании «Май» представлена в 18 странах мира, мы единственная российская компания, располагающая собственными представительствами в странах-экспортерах чая. Но компания не стоит на месте, новая визуальная стилистика символизирует наши амбиции и готовность большой команды к покорению новых вершин, — говорит Андрей Хлебнов, директор по маркетингу «Май Foods». — Эти стремления находят свое отражение как в фирменном стиле отдельно взятого бизнес-юнита, так и в фирменном стиле компании «Май» в целом. Мы хотели сохранить связь с нашей историей; бордовая кратка над «Й» — это дань уважения к корпоративному цвету компании, которая на протяжении более 20 лет обеспечивала потребителей узнаваемой и любимой продукцией».
Разработка нового стиля велась совместно с Direct Design Visual Branding, одной из ведущих российских брендинговых компаний.
«Получившийся фирменный стиль символизирует постоянство в движении, пластичность и приспособляемость. Уверены, что развивая и укрепляя свои позиции в различных секторах, компания «Май» добьется того, что появления одной характерной «кратки» будет достаточно, чтобы люди узнавали любимый бренд», — комментирует совладелец и креативный директор Direct Design Visual Branding Леонид Фейгин.
«Запуск нового фирменного стиля — важный и необходимый этап в развитии нашей компании, который является частью большой цели — стать глобальной инновационной компанией, ориентированной на клиента, — отметил Игорь Лисиненко. — Новый фирменный стиль является эмоциональной составляющей, которая обеспечивает визуальную синергию различных направлений бизнеса компании «Май».
4 • 2012 ПИВО и НАПИТКИ 33