Вынужденная посадка
mm
.j ■ 'JЖ***
І
-V
-f
і-----ІНДІЙ
Действия властей
«Суперджет»: задержка рейса
Еще в 2004 году глава компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Михаил Погосян обещал, что первые ББи будут поставлены стартовому заказчику (тогда — авиакомпании «Сибирь») в 2007 году. Теперь первые самолеты ждет «Аэрофлот», и только в конце 2009-го.
Причины задержек в ГСС не объясняют.
С завода в Комсомольске-на-Амуре доходят слухи о производственных проблемах интеграции двигателя с системой кондиционирования воздуха, трудностях с технологиями производства контура охлаждения двигателя.
Однако, как рассказывает «Новая газета», в компании основные проблемы связаны не с проектированием (то есть с недостатками самолета), а с технологиями изготовления и задержками в поставках комплектующих. По расчетам специалистов, только программа статических испытаний самолета может закончиться не раньше 2010 года.
Пока единственный летающий самолет совершил 58 полетов (11 на сертификацию), и только в Хабаровском крае. Чтобы получить сертификат, ему нужно будет
АВИАПРОМ
ОАО «Российская самолетостроительная корпорация МиГ» (РСК МиГ) может получить финансовую помощь от правительства для повышения своей капитализации — 50 млрд. рублей. Как сообщил по итогам заседания правительства замминистра финансов Антон Силуанов, оно одобрило выделение дополнительно 150 млрд. руб. на поддержку занятости и 300 млрд. руб. на госгарантии предприятиям ОПК и стратегических отраслей.
Ил-76 перелетел
Самолетостроительный завод «Авиастар СП» в Ульяновске будет производить и модернизировать грузовые лайнеры Ил-76. Ранее они изготавливались на авиазаводе в Ташкенте.
Первый Ил-76 СП планирует выпустить в 2010 году. Сейчас «Авиастар» приступил к технологической подготовке производства: строятся сборочные стапели, закупается оборудование, завершается создание рабочей документации и уже началось производство некоторых деталей для лайнера-грузовика. В начале 2009 года ульяновский завод рассчитывает заключить с МАК «Ильюшин» соглашение о строительстве десяти самолетов Ил-76-МД-90. Кроме российской военно-транспортной авиации, потенциальными покупателями этих машин могут стать ВВС Китая и страны Латинской Америки.
Гигант перевозки
4 декабря авиакомпания «Волга-Днепр» доставила на борту самолета АН-124-100 из Санкт-Петербурга в Бишкек рабочее колесо гидротурбины для строящейся Камбаратинской ГЭС-2. Сверхтяжелый груз весом 98 т,
EAST NEWSl
► пройти испытания в разных условиях, от Якутии до Центральной Азии. Отлетать всю эту программу на одном самолете невозможно. Второй готовый ББи ждет поставок двигателей, еще два самолета поднимутся в воздух, по информации ГСС, весной следующего года. Итого, чтобы начать продажи быстро, «Сухому» придется или получить сертификат с ограничениями, или ждать II квартала 2010 года, когда программа полетов будет выполнена.
Впервые в России процесс сертификации самолета начинают сразу два агентства: Межгосударственный авиационный комитет (он отвечает за сертификацию в России) и Европейское агентство по безопасности полетов. Как показывает зарубежная практика, между получением отечественного и иностранного сертификатов проходит как минимум полгода.
«Аэрофлот», которому придется ждать поставок больше года, имеет право требовать штрафных санкций против «Сухого». Как предполагают эксперты, делать этого он не будет: авиакомпании нужны самолеты, а не скандал. К тому же под этим предлогом можно будет в очередной раз получить льготы по таможенным ставкам на ввоз западной техники (сейчас они составляют почти 40%, и авиакомпании используют все возможности, чтобы их обойти) и пополнить свой парк самолетами семейства А-320.
Отказ от производства
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. Сазыкина (г. Арсеньев, Приморский край) приостановила производство спортивных самолетов Як-54 из-за срыва поставок двигателей воронежским ЗАО «Опытно-конструкторское бюро моторостроения». По словам директора авиационной компании по материально-техническому снабжению и сбыту Александра Миронова, длительное время ОКБМ не может получить сертификат на двигатель М-14П (Х), которым комплектуются Як-54, тем самым срывая планы ОАО по производству этих машин.
«Мы уже собрали первые пять самолетов, но из-за отсутствия сертификатов на двигатели, в лучшем случае можем использовать их как опытные образцы. Мы не можем передать их заказчикам, срывается договоренность о производстве партии в 50 таких машин», — заявил Александр Миронов.
Разбор полетов
Красноярские депутаты вплотную решили заняться проблемами аэропорта Красноярск. По сообщению директора компании Евгения Фрол-кина, задолженность предприятия составляет около 1,03 млрд. рубля. При этом часть долга не имеет четкого денежного выражения — аэропорт должен федеральному резерву 28 тыс. т авиационного топлива. Около 430 млн. руб. предприятие недоплатило финансовым структурам. Евгений Фролкин пояснил, что долги появились у аэропорта с первых дней его существования как отдельного хозяйствующего субъекта. Они были переданы ему авиакомпанией «КрасЭйр» после выделения аэропорта в отдельное АО.
При этом изначально аэропорт был подчинен федеральной власти, затем — Красноярскому краю. За девять месяцев 2008 года доходы предприятия составили 485,72 млн. руб. Расходы — 372,74 млн. руб. При этом из-за прекращения полетов авиакомпанией «КрасЭйр» за оставшиеся три месяца года доход предприятия упал примерно на 40%. Говоря о социальных вопросах, директор отметил, что за два месяца на предприятии были сокращены восемь человек. В течение зимы из аэропорта уйдут еще около 50 сотрудников. Однако общая численность работающих увеличится — за счет бывших сотрудников авиакомпании «КрасЭйр».
В ближайшее время аэропорт Красноярск намерен привлечь 60 млн. руб. в качестве оборотных средств. Парламентарии приняли решение создать рабочую группу, которая рассмотрит проблемы аэропорта и предложит возможные выходы из ситуации.
► диаметром 6,25 м и высотой 3,5 м был перевезен в грузовой кабине в «подвешенном» состоянии. Эта технология транспортировки была полностью разработана специалистами компании «Волга-Днепр». Операция по подготовке груза к перевозке началась в конце ноября на Ленинградском металлическом заводе, где было изготовлено колесо турбины. Из Ульяновска в Санкт-Петербург уникальное погрузочное оборудование доставили специальным транспортом. 3 декабря колесо турбины, закрепленное в раме конструкции, в трейлере привезли в аэропорт Пулково, где при помощи четырех подъемных кранов и системы рельсов поместили в грузовую кабину АН-124-100. Конструкцию зафиксировали в верхней части погрузочной оснастки и закрепили специальной рамой. При этом зазор между погрузочной оснасткой и полом кабины составил всего 30 мм. Применение новой технологии позволило равномерно распределить нагрузку на пол грузовой кабины самолета и обеспечить максимальную неподвижность груза. По словам технического директора авиакомпании «Волга-Днепр» Владимира Петрищева, этот полет стал своеобразным рекордом для АН-124-100.
КнААПО ищет специалистов
На Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО) о сокращении производства пока речи не идет. Здесь не только не увольняют, но, напротив, упорно ищут новых рабочих и квалифицированных специалистов. «Нам сегодня не хватает примерно 400 работников основных профессий, — сообщил гендиректор объединения Александр Пекарш. — Нужны фрезеровщики, операторы станков, конструкторы, технологи и т.д.». Сейчас на предприятии в стадии завершения выполнение государственного оборонного заказа (продукция полностью отгружена Министерству обороны). Идет работа с опытными образцами СУ-35, создание самолетов пятого поколения по заказу Минобороны (участие завода в их производстве — 80%). В уходящем году восемь военных самолетов были поставлены в Венесуэлу, еще несколько — для другого иностранного заказчика. Однако объединению уже сейчас приходится думать, чем заниматься дальше. «Нужно определиться с 2009-м и последующими годами, здесь очень много вопросов, — говорит Александр Пекарш. — Нам нужен хороший серийный заказ, чтобы поддержать мощности и загрузить цеха. Они уже сегодня ощущают дефицит загрузки».
Наконец, самый известный проект с участием КнААПО — «Сухой Суперджет-100». Заводчане приступили к изготовлению агрегатов для самолета, технологическая линия для серийных «Суперджетов» практически готова. Рост объемов производства КнААПО в 2009 году должен составить 156% к уровню 2008-го.
Помощь НПО «Сатурн»
2 декабря глава правительства Владимир Путин побывал на заводе НПО «Сатурн» в городе Рыбинске. Это одно из ведущих предприятий отечественного авиастроительного комплекса, среди задач которого — создание и поставка двигателя для среднемагистрального самолета «Суперджет-100». Однако «Сатурн» в результате рискованной финансовой политики оказался не готов к обслуживанию и своевременному погашению кредитной задолженности в условиях нестабильности на финансовых рынках. Обвинив руководство НПО в неоправданно рискованной финансовой политике, премьер-министр заявил о выкупе «Оборонпромом» у частных инвесторов акций «Сатурна» на рыночных условиях и рефинансировании долгов предприятия с помощью ресурсов ВТБ.
«Сатурну» предоставлен первый транш кредита в сумме
3,5 млрд. руб., что позволит предприятию закрыть обязательства по ранее сделанным займам. При этом ожидаются еще два транша, а общая сумма кредита составит 11,5 млрд. руб. По словам Владимира Путина, кредитная линия выделяется для поддержки производства на предприятии, поскольку оно играет важную роль в российской экономике в целом.
антикризисный штаб
антикризисный штаб
Действия властей
Своими силами
12 декабря 2008 года премьер-министр России Владимир Путин в ходе визита на завод «Ростсельмаш» провел совещание, посвященное проблемам производителей сельхозтехники. В начале декабря предприятие из-за резкого падения спроса на продукцию сократило 1,3 тыс. рабочих и перешло на трехдневную рабочую неделю. Компания, чей общий оборот превышает 20 млрд. руб., занимающая 17% мирового и 65% рынка сельхозтехники России и СНГ, вынуждена сократить планы по производству на 2009 год с 7,3 тыс. машин до 4,1 тыс. и урезать с 1,2 млрд. до 400 млн. руб. программы модернизации.
Приостановлены проекты изготовления новой техники, в том числе роторных машин.
Аналогичные трудности испытывают и другие производители сельхозмашин.
Газпром отказался от оборудования
По словам председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова, кризисная ситуация на Невском машиностроительном заводе вызвана тем, что ОАО «Газпром», для которого НМЗ выполнял основной заказ, не заключило с заводом контракт на следующий год. В связи с этим предприятие лишилось
4 млрд. руб. В такой ситуации руководство НМЗ предложило работникам уйти в двухмесячный оплачиваемый отпуск, деньги за который они смогут получить в конце 2009 года. 1 декабря у проходной предприятия состоялся митинг трудового коллектива
завода, протестовавшего против решения дирекции. Предприятие производит 60% газового оборудования в России.
Опять увольнения
На Ясногорском машиностроительном заводе уволили около 200 человек. После всех сокращений на предприятии должно остаться менее 1 тыс. работников, в середине 2008 года его штат был 1400 человек. По словам сотрудников, администрация завода предлагает им написать заявление об увольнении по собственному желанию либо по соглашению сторон. Это позволяет работодателю избежать выплаты выходных пособий увольняемым.
Кризис ударил по прибыли
ОАО «Хадыженский машиностроительный завод» (Краснодарский край) в январе — сентябре 2008 года сократило чистую прибыль на 49,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го, до 12,04 млн. руб. Выручка предприятия в то же время выросла на 23%—до 272,206 млн. руб. Завод занимается изготовлением оборудования для нефтяной и газовой промышленности: комплексов оборудования циркуляционных систем буровых установок, оборудования для очистки бурового раствора, инструмента для капитального и подземного ремонта скважин.
МАШИНОСТРОЕНИЕ
С этого года государство будет субсидировать сельхозпроизводителям процентные ставки по кредитам, направленным на приобретение техники российского производства; субъекты федерации прекращают закупки иностранной сельхозтехники за счет бюджетных средств. Уставный капитал ОАО «Росагролизинг» увеличивается на 25 млрд. руб. для закупки отечественной техники, скопившейся на складах. Повышаются ставки импортных пошлин до 15% и выше на те виды сельхозтехники, аналоги которых выпускают российские компании. Вскоре должны быть определены финансовые механизмы поддержки экспорта сельхозтехники, включая кредитование, страхование и государственные гарантии. С 1 января 2009 года организациям сельскохозяйственного машиностроения по кредитам, полученным на техническое перевооружение, будет компенсирована часть ставки за счет средств федерального бюджета.
с.29^
ЯЗТО — в прибыли
Увеличение прибыли на 33%, производительности труда — на 44% — таковы показатели ООО «Ярославский завод технологической оснастки» (ЯЗТО) за январь — октябрь 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007-го.. Только с начала 2008 года ЯЗТО удвоил объем производства и сбыта. Причин стабильного роста производства, по словам гендиректора компании Сергея Старикова, несколько. Завод до середины сентября погасил основные кредиторские задолженности и практически окупил инвестиции.
Несмотря на заметную долю импортного сырья и комплектующих, фактически не сказался на предприятии рост курса доллара: политика экономии, внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий позволила нивелировать последствия обесценивания рубля. Так, если в предыдущий зимний период на электроэнергию и тепло в месяц тратилось около 250 тыс. руб., сегодня эта сумма сократилась на 25%. Остается высокой и ликвидность основных средств: продукция отгружается потребителю едва ли не со станка, склады пусты. На предприятии не только не произошло сокращения штатов, наоборот, объявлен дополнительный набор высококвалифицированных рабочих и инженеров. Учитывая ежегодный прирост российского рынка штампов, пресс-форм и технологической оснастки примерно на 30% в течение последних восьми лет, на ЯЗТО уверены, что и в условиях кризиса предприятие не только продолжит работать с прибылью, но и сможет расширить занимаемую нишу за счет внедрения новых технологий и оборудования, освоения новых видов продукции (около 40 наименований) и повышения качества. Наконец, просто за счет «выбытия» слабых игроков.
Если ранее завод поставлял запчасти, пресс-формы и штампы для отечественных предприятий автомобильной промышленности и машиностроения Центрального региона РФ, то в уходящем году ЯЗТО вышел на рынки оборонной, авиационной, электротехнической, пластмассовой промышленности, расширил регион сбыта от Калининграда до Владивостока, начал поставки на Украину и в Белоруссию.
Омские плоды союза России и Беларуси
В Омской области начинает работу совместное российско-белорусское предприятие. Это первый опыт сотрудничества белорусских предпринимателей с сибирским регионом. Завод по сборке комбайнов разместится в городе Калачин-ске, недалеко от областного центра, на базе механического предприятия. К сборке первого комбайна омичи приступят в начале 2009 года.
с.29^
Рабочие митинги
По сообщению председателя областной организации Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности Николая Измайлова, 15 декабря прошлого года 70 из 238 работников предприятия ООО «Химстроймонтаж» (г. Усолье-Сибирское) приостановили работу. Это связано с невыплатой им зарплаты за октябрь и ноябрь. Как сказано в обращении к работодателю, у сотрудников нет денег на проезд к месту работы, питание, погашение банковских кредитов и оплату услуг ЖКХ. По информации департамента социально-трудовых отношений Иркутского Профобъединения, задолженность по заработной плате на этом предприятии на 1 декабря составляла 1,17 млн. руб. Как заявляют бастующие, на работу они не выйдут до полного погашения задолженности по заработной плате. Согласно статье 142 ТК РФ в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить деятельность на весь период до выплаты задержанной суммы. Химстроймонтаж — машиностроительное предприятие, которое изготавливает и обслуживает оборудование для различных отраслей промышленности, включая химическую, горнодобывающую, нефтегазовую и др.
Краном по кризису
В ноябре 2008 года ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» провело успешное испытание грузоподъемного крана на самоходном шасси мощностью 100 т. Сейчас он уже доставлен в г. Североморск, где проходят окончательные проверки. Это второй за два последних года заказ от Министерства обороны на изготовление крана такой грузоподъемности, и на кировском предприятии надеются на продолжение их серийного производства.
В декабре на машзаводе состоялись новые испытания, на этот раз — уникального 150-тонного крана, сконструированного для нужд железнодорожного ведомства. Это самый мощный подъемный механизм на железнодорожном ходу, который здесь когда-либо изготавливали [кранов такой грузоподъемности на других российских машиностроительных предприятиях не производят]. По словам Вячеслава Синцова, гендиректора завода, конструкция крана с выдвижным противовесом, предложенная кировскими машиностроителями, а также качество, цена и сроки выполнения заказа, максимально отвечают потребностям ОАО «РЖД».После заводских испытаний новый кран будет доставлен на Западно-Сибирскую железную дорогу.
Действия властей
Без заводов
Двум крупным машиностроительным предприятиям Перми — ОАО «Мотовилихинские заводы» и ФГУП «Машзавод им. Ф. Дзержинского» (ЗиД) — не нашлось места в мастер-плане Перми, разработанном голландским бюро KCAP Architects & Planners.
На месте заводов расположены зеленые парковые зоны и жилые микрорайоны. Представители предприятий удивлены и заявляют, что в ближайшей перспективе переезжать не собираются. Если существующие разработки лягут в основу генплана города, то мэрия может понести серьезные затраты на перенос заводов за территорию Перми.
Привлеченные к проекту сенатором Сергеем Гордеевым и главой региона Олегом Чиркуновым западные специалисты заявили основную идею проекта — уплотнение центра города на 55%. Представители КСАР отметили, что в первую очередь необходимо развивать территории вокруг набережной, района Камской долины — и создать «зеленое парковое кольцо», для которого как нельзя лучше подойдут многочисленные городские овраги. Представители бюро заявили, что исходя из техзада-ния заводы будут вынесены за черту города.
Мастер-план Перми должен лечь в основу нового генплана, который готовится к 2010 году. Документацией занимаются несколько групп специалистов, в том числе бюро KCAP Architects & Planners и архитектурная мастерская Александра Высоковского. Координировать работы поручено специально созданному муниципальному учреждению, которое возглавил бывший вице-мэр Перми Андрей Головин.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Московские власти приобрели у застройщиков около 380 тыс. кв. м жилья в Москве (по цене 65 тыс. руб. за кв. м) и ближнем Подмосковье (54 тыс. руб. за кв. м).
С января 2009 года начнет работать государственная программа поддержки российских ипотечных заемщиков, потерявших работу. Для этого из федерального бюджета будет выделено 20 млрд. руб. Эти деньги предполагается выдавать так же, как и пособие по безработице.
Правительство выделило 500 млрд. руб. и дополнительно предполагает предоставить еще 200 млрд. руб. АИЖК для рефинансирования ипотечных кредитов.
Стадион подешевел
Право на завершение проектирования и строительство стадиона для футбольного клуба «Зенит» на месте разобранного стадиона им. Кирова на Крестовском острове завоевала «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» [Инжтрансстрой], подконтрольная «Базовому элементу» Олега Дерипаски. Победители конкурса сэкономят городскому бюджету около 30% планировавшихся трат. Контракт с предыдущим подрядчиком, компанией «Авант», был расторгнут городским правительством в начале ноября.
Еще весной 2008 года стало известно, что сроки строительства затягиваются минимум на год [сначала предполагалось, что уже весной 2009 года «Зенит» начнет играть на новом стадионе]. После «развода» выяснилось, что смета строительства выросла с 6 млрд. руб. до 23,7 млрд.: якобы, японский архитектор Кисе Курокава [автор проекта, ныне покойный] не учел затраты на фундамент, выдвижное поле и трансформирующуюся крышу.
Гендиректор Инжтрансстроя Иван
Кузнецов считает, что столь существенное снижение стоимости строительства стало возможным из-за изменения конъюнктуры рынка строительных материалов в условиях кризиса. Аналитики, однако, проявляют меньший оптимизм. Основные опасения вызывают сроки исполнения проекта, так как бюджет сможет поддерживать ритмичное финансирование лишь в том случае, если не будет срываться поступление запланированных в нем доходов. Как бы то ни было, петербуржцы надеются весной 2011 года поболеть за «Зенит» на новом 62-тысячном стадионе.
антикризисный штаб
антикризисный штаб
Действия властей
Экстренное отопление
В некоторых районах Амурской области зафиксированы случаи снижения температуры ниже 50 градусов. Сильные морозы стали причиной возникновения напряженной ситуации с запасами топлива для котельных.
По словам представителя правительства, стратегический запас угля за летний период не был создан, далеко не везде проведена модернизация и обновление оборудования котельных, изношены коммуникации. Для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций с ООО «СУЭК» был заключен субдоговор на поставку дополнительного топлива с других угольных разрезов общим объемом 65 тыс. т. С целью повысить температуру в жилых домах принято решение «в экстренном порядке утеплять подъезды и насколько возможно прямо зимой модернизировать оборудование местных котельных».
Чтобы не допустить подобной ситуации в следующем отопительном сезоне, будет принята программа по модернизации оборудования котельных и подготовке объектов ЖКХ к зиме. Уже сейчас разрабатывают график поставок топлива на следующий сезон с учетом создания необходимого резервного угольного фонда.
Замороженные дома
В связи со сложившейся экономической ситуацией строительство ряда объектов в Тульской области приостановлено на начальной стадии. Как отметил директор Департамента по строительству Виктор Быба, это объекты частных инвесторов — в основном жилые дома в Туле. В остальных районах области строительные объекты в 70% стадии готовности, они в работе и будут сданы. Кредитование коммерческих строек не приостановлено, но ужесточились требования банков к заемщикам.
Незавершенных объектов в области, по словам Виктора Быбы, не более 15%. Департамент и администрация готовят программу по аварийному жилью для получения средств из Фонда реформирования ЖКХ. Ее реализация позволит выкупать начатые здания и достраивать их. Предполагается, что в следующем году Тульская область получит 660 млн. рублей.
Вологодские расходы
Большинство статей расходов жилищно-коммунального хозяйства Вологды в 2009 году подвергнется сокращению по сравнению с объемами финансирования в 2008 году. Почти на 60%, или на 120,6 млн. руб., снизится субсидирование коммунального хозяйства, а также почти вдвое — или на 563,8 млн. руб. - статья расходов по благоустройству города. На решение других вопросов ЖКХ в 2009 году предусмотрено около 122,5 млн. руб. - это на 48% больше по сравнению с показателями 2008-го. Всего же на финансирование развития ЖКХ Вологды в 2009 году в бюджете запланировано около 1,1 млрд. руб., что почти вдвое меньше, чем годом ранее.
ЧК разберется
Чрезвычайная ситуация с отоплением, сложившаяся в г. Осташкове, что под Селигером, похоже, исправляется. Напомним, что накануне зимы, в ноябре 2008 года, город оказался без копейки в бюджете для покупки мазута. По словам гендиректора отопительной компании ООО «Энергосбыт» Владимира Афанасьева, виноват в этом несправедливый тариф, установленный коммунальщикам Региональной энергетической комиссией по Тверской области, не покрывавший, даже половины реальных расходов.
Еще в начале года руководство компании, вооружившись заключением независимых аудиторов, и глава Осташковского района Андрей Косенко неоднократно обращались к губернатору Дмитрию Зеленину с требованием пересмотреть тариф. Сейчас он составляет 1900 руб. за гигакалорию, население платит 336 руб., основную часть тарифа должна покрывать районная администрация, денег у которой нет. Предприятие же недополучило из-за несправедливого тарифа более 79 млн. руб. Руководство «Энергосбыта» предлагает поднять тариф до 100% себестоимости [2800 руб. за гигакалорию] и ничего не дотировать из областного или районного бюджета: по закону при полной оплате жители получают право на федеральные субсидии.
Нормативы Тверской области таковы, что с учетом федеральных субсидий люди стали бы платить даже меньше [достаточно сказать, что для получения субсидии норма жилплощади на одного человека не должна превышать 56 кв. м, которыми владеют очень немногие]. По словам Владимира Афанасьева, сейчас город все же получает мазут от одной из московских коммерческих структур под гарантии районной администрации. Более того, по распоряжению губернатора области создана и работает чрезвычайная комиссия, в состав которой входят работники областной прокуратуры. Задача ЧК — разобраться в причинах сложившейся ситуации и найти из нее выход.
Закон для ЖКХ
Госдума одобрила в первом чтении законопроект, определяющий долю регионов в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья в рамках от 5 до 35% [ранее — 50]. Принятие этого законопроекта позволит регионам направить высвобождаемые средства [36,6 млрд. руб.] на другие цели.
Деньги для капремонта
Челябинск может получить из федерального бюджета деньги на капитальный ремонт сразу за два года: 2009—2010. Всего южноуральской столице полагается 600 млн. руб. Но управление ЖКХ челябинской мэрии уже подготовило заявку на 3 млрд. руб.
Эти деньги во-первых, позволят улучшить жилищные условия многих челябинцев, во-вторых, это еще и хорошее подспорье в период экономических трудностей. Осталось их получить из федерального бюджета.
ЖКХ
Владимир Путин поручил выделить из Фонда реформирования ЖКХ двухлетний лимит в 50 млрд. руб. на дополнительные субсидии субъектам федерации. Деньги пойдут на приобретение жилья и расселение аварийного фонда.
Для регионов будет введено новое условие получения помощи на реконструкцию объектов ЖКХ из Фонда реформирования — массовое оснащение квартир счетчиками потребления воды и тепла (по этому поводу готовятся поправки в закон о фонде ЖКХ).
Действия властей
Сокращение расходов
На предприятии «Сибур-Нефтехим» разработан и реализуется комплекс мер по корректировке работы в условиях мирового экономического кризиса. С октября 2008 года стараются сократить текущие затраты. Руководство компании приняло решение финансировать только те объекты капитального строительства, которые находятся в завершающей стадии строительства и монтажа. В связи с этим пересмотрены сроки ввода ряда объектов и реализации инвестиционных программ. Также сокращены на 30% расходы по поддержанию основных фондов в 2009 году. На предприятии предусмотрено снижение затрат на оплату труда, в связи с чем принято решение минимизировать внеурочные рабочие часы, работы в выходные и праздничные дни.
По словам гендиректора ОАО «Сибур-Нефтехим» Петра Крупнова, массовые увольнения на предприятии не планируют, однако сокращают административный и управленческий персонал. Кроме того, уменьшают число работающих сотрудников пенсионного возраста. Работы и услуги, не связанные напрямую с основной деятельностью предприятия, передают на аутсорсинг. Временно приостановлены благотворительные выплаты, сокращены программы по дополнительному обучению.
НЕФТЕПРОМ
Владимир Путин согласился с предложением Минэкономразвития, Минэнерго и Минфина сократить вдвое, до одного месяца, расчетный срок действия экспортной пошлины на нефть, чтобы ее уровень был максимально адекватен текущей цене.
С 1 января уменьшена ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Эти изменения снизят налогооблагаемую базу с каждой тонны на $6. В итоге налоговые преференции для компаний могут составить 100 млрд. рублей.
Даешь нефть
В октябре 2008 года Иркутская нефтяная компания (ИНК) отгрузила потребителям первый с момента начала добычи миллион тонн нефти. В ноябре компания впервые перешагнула суточный объем добычи в 1 тыс. т. Тогда же представители ЕКМ по заказу ЕБРР провели ряд встреч-консультаций с общественностью, где обсудили воздействие планируемой деятельности ИНК на окружающую и социальную среду с учетом российских и международных требований. В целом деятельность компании получила положительную оценку. По итогам 2008 года ИНК планирует увеличить добычу нефти и газового конденсата в 1,3 раза, до 280 тыс. т. В связи с падением цены на нефть рентабельность компании снизилась, пришлось корректировать планы по вложениям на 2009 год. Приостановлен прием новых сотрудников. Созданная в 2000 году ИНК объединила несколько обществ, занятых добычей нефти на территории Иркутской области. ИНК первая в регионе приступила к промышленной эксплуатации месторождений и все эти годы удерживала лидирующие позиции по добыче нефти и газового конденсата. В настоящее время Иркутская нефтяная компания через дочерние предприятия участвует в разработке 11 месторождений и лицензионных участков.
Действия властей
Казусы омской «Пятерочки»
Омская сеть продовольственных магазинов «Пятерочка» (ЗАО «Продторг») намерена в ближайшее время закрыть целый ряд магазинов.
Об этом заявила в омских СМИ Ольга Волкова, гендиректор управляющей компании. Ее слова прозвучали в ответ на распространившуюся информацию о закрытии и ликвидации всей сети. «В настоящее время принято решение о консервации сети на небольшой период, примерно на 10—14 дней. За это время мы намерены урегулировать работу с поставщиками, закрыть часть магазинов, оставшиеся переформатировать, возобновить поставки, обеспечить магазины необходимым ассортиментом товаров, а после этого вновь открыть их для покупателей».
Сейчас омская «Пятерочка» готовится к сокращению 20% офисных работников. При этом в компании утверждают, что на качестве обслуживания покупателей это не отразится.
ТОРГОВЛЯ
Правительство выделит до 30 млрд. рублей ретейлерам. Первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал розничные сети не повышать цены на продукты питания, а снижать их и вовремя расплачиваться с поставщиками.
Выгодное сотрудничество
Сеть электроники и бытовой техники «Техносила» и крупнейшая в России страховая компания «Росгосстрах» расширяют сотрудничество. В апреле 2008 года компании уже запустили совместную программу по защите владельцев мобильной техники от уличного разбоя. Страхование техники (всех групп, а не только мобильной) от «повреждения» в результате неаккуратного обращения — следующий шаг. «Теперь техника наших клиентов защищена во всех отношениях. Во-первых, существует заводская гарантия, которую к тому же мы имеем возможность продлить еще на два—три года с помощью нашей дополнительной сервисной услуги «Сервис+», — сказал Леонид Тюкавкин, вице-президент сети «Техносила». — Во-вторых, специальная услуга «Техносилы» и Росгосстраха, защищающая технику практически от любых повреждений, например непреднамеренных ударов. Заводская гарантия такие случаи не покрывает, а наши покупатели могут воспользоваться ей благодаря Росгосстраху с 12 декабря».
антикризисный штаб
антикризисный штаб
Двигатели не заводятся
Увольнение работников запланировано на входящем в ГАЗ ярославском ОАО «Автодизель» (разработка и производство дизельных двигателей). Цифры сокращения в «Группе ГАЗ» не называют, но, по мнению близких к производству аналитиков, в ближайшее время «Автодизель» должны покинуть от 1 тыс. до
2 тыс. человек, в основном работающие пенсионеры. Кризис основательно подкосил двигателестроителей: за последние три месяца более чем в пять раз упал объем выпускаемой продукции.
Еще в октябре здесь ввели трехдневную рабочую неделю, правда, с выплатой двух третей заработной платы. Ожидается, что работа по такому графику продлится до конца января 2009 года.
В начале декабря прошлого года на предприятии побывал премьер-министр РФ Владимир Путин, который обозначил основные этапы антикризисной программы завода. В частности, он считает необходимым продолжать работу по созданию двигателя следующего поколения ЯМЗ-530, для выпуска которого должен быть построен современный завод (1200 новых рабочих мест). Общая стоимость проекта — 13,4 млрд. руб., около 20% этой суммы уже вложено «Автодизелем» из собственных средств. Глава правительства дал указание министерствам и ведомствам содействовать ярославскому предприятию в дальнейшей реализации проекта. Добавим, что «Автодизель» не единственный пример сокращения штатов среди предприятий региона. По словам директора Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области Юрия Бородина, о сокращении кадров объявили Ярославский шинный завод (500 человек), Ярославская табачная фабрика (125), Гав-рилов-Ямский льнокомбинат (260), Рыбинская судоверфь (150), Рыбинский мебельный комбинат (200).
УАЗ не проехал...
На складах Ульяновского автомобильного завода и у дилеров предприятия скопилось около 17 тыс. нереализованных автомобилей. Если раньше в месяц продавали примерно 7 тыс. ульяновских внедорожников, теперь — не более 5 тыс. Январь традиционно считается «мертвым» месяцем для реализации машин, поэтому руководство УАЗа отпустило сотрудников на новогодние праздники уже 25 декабря, правда, четыре дня декабрьского простоя персоналу будут оплачены. Кроме того, до 2 февраля 2009 года на предприятии продлится корпоративный отпуск. Это вынужденная мера, принятая руководством завода для того, чтобы дополнительно не увеличивать складские остатки.
... и шинники не катят
С 11 октября 2008 года не работает ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье» (Кировский шинный завод). Официальная причина остановки производства — нехватка оборотных средств и рост цен на сырье. Более 2 тыс. рабочих находятся в вынужденных отпусках, им оплачивают 2/3 оклада.
Недешевый импорт
Вступили в действие новые ставки ввозных таможенных пошлин. На новые, а также подержанные (до 3 лет) автомобили — 30%, или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя; от 3 до 5 лет — 35%, или от 1,2 до 2,8 евро; для машин старше 5 лет процентная ставка не устанавливается: пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро в зависимости от объема двигателя.
Это решение Комиссия по защитным мерам во внешней торговле под председательством вице-премьера Виктора Зубкова приняла 7 ноября 2008 года. Проект постановления на подпись премьеру был готов уже 13 ноября. Новые таможенные ставки вводят для того, чтобы поддержать отечественного производителя, в том числе новые производства иностранных автоконцернов, построивших свои заводы в России.
Между тем дилеры ждут роста цен на новые иномарки с начала действия постановления как минимум на 8—10%. В этом нет ничего удивительного: например, на автомобили с самым популярным двигателем 1,6 л пошлина вырастет с 720 до 2400 евро.
Продавцы иномарок на Дальнем Востоке возмущены: «Самые популярные подержанные иномарки — семилетние, за 3—
5 тыс. евро, а новые пошлины удвоят эту цену для конечного покупателя», — говорит один из дилеров японских машин.
Другой продавец рассчитал, что, например, автомобиль Honda Accord 1999 года выпуска с двигателем 2 л в Японии сейчас можно купить за 100—120 тыс. руб. и растаможить за 4400 евро (1 58 тыс. руб.). По правилам, которые действуют с января текущего года, на таможне за такую машину нужно будет заплатить 8000 евро (288 тыс. руб.). То есть размер пошлины превысит нынешнюю конечную цену автомобиля, а его общая стоимость вырастет до 400 тыс. рублей.
Зеленый свет
Автопроизводители, как пишет газета «Ведомости», начали получать обещанные кредиты на пополнение оборотных средств по ставке 13—16% годовых сроком до одного года. Кредиты получили АвтоВАЗ, КамАЗ, Sollers, ТагАЗ. СМИ уже сообщали о выдаче АвтоВАЗу годового кредита на 4 млрд. руб. Позже компания получила еще
3 млрд. руб. от банка «Глобэкс» — на неизвестных условиях. У КаМАЗа уже есть кредитные линии в Сбербанке на 3,5 млрд. руб. и в Газпромбанке на 2 млрд. руб.
Со Сбербанком КамАЗ договорился о рефинансировании долга и ведет переговоры об увеличении кредитного лимита до
5,5 млрд. руб., как сообщила директор по корпоративным финансам КамАЗа Елена Милинова. Сегодняшние ставки по этим кредитам — 13—15%, сроки — от трех месяцев до полугода. Получил деньги и Sollers. «У компании открыты достаточно большие лимиты в Сбербанке, в рамках которых мы привлекаем сейчас кредиты», — говорит финдиректор предприятия Николай Соболев. Большие лимиты у «Группы ГАЗ» (Сбербанк — 6 млрд. руб. и $1 млрд., Газпромбанк — 4 млрд. рублей).
Действия властей
АВТОПРОМ
В Ижевске Дмитрий Медведев заявил о поддержке отечественного автопрома. Будут субсидированы проценты в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ по кредитам гражданам на приобретение выпущенных на территории России автомобилей стоимостью до 350 тыс. рублей.
Начали действовать новые ставки ввозных таможенных пошлин на импортные автомобили.
Владимир Путин дал указание правительству о содействии ярославскому «Автодизелю» в реализации проекта создания двигателя ЯМЗ-530.
Действия властей
Рельсы не кончаются
«Мечел» приостановил на входящем в его состав ОАО «Челябинский металлургический комбинат» (ЧМК) реализацию проектов модернизации — на полгода-год, за исключением строительства современного рельсобалочного стана. Об этом
3 декабря в Челябинске на встрече первого заместителя губернатора Андрея Коси-лова с инвесторами заявил управляющий директор ЧМК Сергей Малышев. По его словам, в 2008 году на комбинате началась реализация второго этапа программы перспективного развития, рассчитанной до 2012 года, общей стоимостью свыше 50 млрд. руб. На этом этапе планировалось реконструировать ЭСПЦ №6, кислородно-конвертерный цех, листовой стан горячей прокатки, а также построить универсальный рельсобалочный стан.
«Кризис заставил внести коррективы — было принято решение, что строительство рельсобалочного стана будет продолжено, он должен быть запущен в начале 2011 года, другие проекты на ближайшие полгода-год приостановлены», — сказал Сергей Малышев. Он пояснил, что оборудование по заключенным контрактам будут продолжать изготавливать, а строительно-монтажные работы
планируется возобновить после запуска рельсобалочного стана. Его проектная мощность — более 1 млн. т продукции в год, на нем, в частности, будут производить высококачественные железнодорожные рельсы длиной до 100 м.
Реконструкцию прокатного цеха и установку стана проведет китайская корпорация Minmetals Engineering. Она же предоставит «Мечелу» длительный связанный кредит. Стоимость контракта — $300 млн. Как отмечал ранее гендиректор группы «Мечел» Игорь Зюзин, инвестиции в проект производства рельсов превысят $500 млн.
«Амурметалл» в отпуске
Из-за резкого падения спроса на внешнем рынке металлопродукции в ноябре 2008 года приостановлена работа на ОАО «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре. Временно закрыты два основных цеха: листопрокатный и гнутых профилей. В результате руководство предприятия приняло решение отправить в отпуск 960 своих работников. Пока планируется, что он продлится до февраля 2009 года. На все это время «Амурметалл» намерен сохранять своим специалистам 2/3 тарифной ставки (оклада) с начислением районного, северного коэффициентов и доплаты за выслугу лет. Кроме того, сотрудники отделов и управлений предприятия переведены на четырехдневную рабочую неделю. На заводе надеются, что в будущем году конъюнктура рынка изменится. Поэтому сейчас вопрос о сокращении численности персонала «Амурметалла» не рассматривают. Наоборот, делают все, чтобы сохранить квалифицированный кадровый потенциал.
ОАО «Амурметалл» (Комсомольск-на-Амуре) - электрометаллургический завод по выплавке электростали с дальнейшим переделом в сортовой и листовой прокат. Основное сырье для производства электростали — лом черных металлов. К 2009 году планируется увеличить производство до 2 млн. т жидкой стали в год.
МЕТАЛЛУРГИЯ
До конца прошлого года предприятия металлургической отрасли получили от ВЭБа $2,5 млрд.
Правительство своим постановлением временно (на 9 месяцев) обнулило пошлины на ввоз в страну лома, проката для труб большого диаметра и автолиста в части пром-сборки. Это произошло после того, как металлурги обратились к нему с просьбой ввести таможенные пошлины для защиты внутреннего рынка от дешевого импорта, главным образом китайского. Рассматриваются предложения по обнулению пошлин на ввоз коксующегося угля и ферросплавов.
Сбербанк поможет Магнитке
Сбербанк России рассматривает возможность выдачи кредита ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) на завершение проекта по строительству толстолистового стана-5000.
Об этом сообщил председатель правления Уральского банка Сбербанка России Владимир Черкашин 3 декабря 2008 года на встрече с руководством Челябинской области накануне 8-го Уральского инвестиционного форума.
«Сегодня тот день, когда кредитный комитет Сбербанка может принять решение по финансированию проекта стана-5000 и выделить еще некоторую сумму на текущую деятельность, — сказал он. — Надеюсь, мы сможем помочь ММК, Магнитогорску в реализации такого крупного проекта».
Ранее ММК подтверждал намерения привлечь кредиты российских банков для завершения этого строительства. На стане будет производиться толстолистовой прокат шириной до 4800 мм с категорией прочности Х120 для нефтегазовой отрасли, судо-, мосто- и машиностроения.
Ожидаемая поддержка
Evraz Group получила второй кредит от Внешэкономбанка в размере $800 млн., которые были выделены и в полном объеме использованы для рефинансирования краткосрочной задолженности. Evraz Group договорилась о получении кредита на общую сумму $1,8 млрд. Ранее компания уже получила первый транш — $201,3 млн. Таким образом, ВЭБ выделил металлургическому холдингу чуть более $1 млрд.
Как уточняют эксперты, общий долг Evraz Group по состоянию на конец сентября 2008 года был $10,2 млрд., а краткосрочный — $4,1 млрд., при $623 млн. денежных средств на балансе. «В целом новость — позитивная для компании, — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский. — Однако, во-первых, ожидаемая, так как это уже второй транш из объявленных ранее $1,8 млрд., а, во-вторых, эта сумма позволит лишь рефинансировать краткосрочную часть долга компании, а общая цифра долга «Евраза» превышает $10 млрд.».
Труба «горит»
Выксунский металлургический завод до конца I квартала 2009 года изготовит и поставит Газпрому более 30 тыс. т труб для строительства магистрального подводного газопровода «Джубга -Лазаревское — Сочи».
Объединенная металлургическая компания, в состав которой входит Выксунский металлургический завод, стала единственным поставщиком труб для подводного газопровода, который должен обеспечить стабильное и бесперебойное газоснабжение Черноморского побережья Краснодарского края, в том числе городов Туапсе и Сочи.
Общая протяженность газопровода составит около 1 70 км, в том числе подводной части - 150 км.
антикризисный штаб