Каримов Осим Касимович,-
ректор Таджикского государственного университета права бизнеса и политики, доктор исторических наук, профессор
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: ПЕРВЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В 2009 году Послание Президента Республики Таджикистан высшему законодательному органу было представлено в условиях, когда весь мир был охвачен острым финансово - экономическим кризисом, который, естественно, оказывает своё негативное воздействие на все страны планеты, включая Таджикистан. В связи с этим прежде всего следует отметить, что в последние годы, то есть до наступления кризисного периода в мировой экономике, Таджикистан находился на этапе устойчивого экономического развития и добился значительных успехов в деле повышения уровня и качества жизни населения.
Однако в нашей республике начиная с третьего квартала 2008г. ощущалось влияние мирового кризиса в виде возникновения проблем платежеспособности в банковской системе, уменьшения денежных переводов, требования возврата внешних долгов раньше срока и т.д.. Например, в 2009 г., темпы роста ВВП в РТ составили всего 3,5% притом, что в 2008г., по данным Госкомстата (ныне Статагентства при Президенте РТ), этот показатель был равен 8%. Объем промышленной продукции по сравнению с 2008 годом уменьшился на 7,4%* (см. таблицу 1).
Снижение уровня основных экономических показателей республики в 2009г.
Таблица 1.
№ Основные показатели Снижение в 2009г по сравнение 2008 г. ,%
1. Темпы ВВП 3,5 против 8
2. Объём производства промышленной продукции 7,4
3. Внешнеторговый оборот 23,5
4. Выручка (поступления) от экспорта 28,2
5. Денежные переводы от трудовой миграции 32,0
6. Объем производства первичного алюминия 9
Внешнеторговый оборот РТ в 2009г. уменьшился на 23,5% по сравнению с 2008г. Поступления (выручка) от экспорта уменьшились на 28,2% по сравнению с 2008г. Следует признать, что товарная структура
1 Аєіа-РІиє. - 2010. - № 1 (520).
экспорта из Таджикистана не отвечает его национальным интересам, что стало особенно явно в период кризиса. Она остается преимущественно сырьевой (в основном хлопковое волокно) и с преобладанием продукции с низкой степенью переработки (первичный алюминий).
Объем производства первичного алюминия в РТ в 2009г. составил 360 тыс. тонн, что почти на 40 тыс. тонн, или 9%, меньше относительно 2008 г. Объем его экспорта в 2009г. (348,7 тыс. тонн на сумму 589,5 млн. долл.) по сравнению с 2008г. (393,4 тыс. тонн на 1 млрд. 13 млн. долл.)1 уменьшился на 44,7 тыс. тонн (или 423,5 млн. долл). Резко уменьшился приток денежных переводов от внешних трудовых мигрантов (ВТМ). Так, в 2009г. (1 млрд. 833 млн. долл.) по сравнению с 2008 г. (2 млрд. 669млн. долл.) объем переводов уменьшился на 836 млн. долл217. В целом объём денежных переводов от ВТМ в 2009г. относительно 2008 г. в Таджикистан уменьшился на 32%. По утверждению Президента РТ, уважаемого Эмомали Рахмона, сделанном им в своем Послании Маджлиси Оли РТ от 24.04.10., кризис только государственному бюджету (ГБ) в 2010 нанес ущерб почти в один млрд. сомони (230 млн. долл.).
С первых же дней начала воздействия кризиса на экономику страны Правительство Таджикистана приняло ряд безотлагательных мер и сейчас ведёт планомерную работу по оперативному решению возникающих проблем. Антикризисная комиссия Правительства разработала план первоочередных мероприятий и приступила к его практической реализации. В рамках этого плана уже в 2009 году на оказание поддержки государственному бюджету за счёт международных финансовых организаций было привлечено более 280 миллионов сомони грантовых средств, и велись постоянные переговоры о привлечении других дополнительных средств. Кроме того, для поддержания платёжного баланса и поддержки денежной системы страны за счёт Международного валютного фонда было привлечено более 200 миллионов сомони. С целью ускорения экономических реформ и обеспечения устойчивого социально - экономического развития страны, Правительство Таджикистана и Национальный банк активизировали своё сотрудничество с международными финансовыми организациями, в том числе с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, другими международными финансовыми институтами.
Следует отметить, что каждая страна отличается собственной экономической структурой и требует специфических рецептов, которые зависят от её экономической модели. Таджикистану необходимо было принять комплексные меры по снижению воздействия риска финансового кризиса: предпринимать действия незамедлительного характера с учетом
1 Банковский статистический бюллетень. - 2010. - №3(176).
2 Asia-Plus. - 2010. - №9 (528).
принятия соответствующих решений для каждого сектора в отдельности. Например, банковский сектор требует гибкой политики в области уменьшения процентной ставки рефинансирования для доступности кредита пользователям. Когда процентная ставка является чрезвычайно высокой, это негативно отражается на финансовом здоровье клиентов, одновременно наносит вред банкам, не сумевшим обеспечить возврата выданных ими ранее кредитов. Другим шагом могло бы стать снижение количества налогов и их ставок. Также можно предоставить фискальное стимулирование, как в других странах, местным производителям, чтобы в краткосрочной перспективе создать условия для реинвестиций. Когда государственные ресурсы очень ограничены, самое основное для правительства - это поддержка различных проектов, имеющих инновационные решения, чтобы стимулировать прямые инвестиции с учётом притока дополнительных средств без гарантий правительства, создавать рабочие места и тем самым снижать уровень бедности.
В связи с этим были проанализированы действующие налоговые льготы и представлены Правительству страны обоснованные заключения об их эффективности. Правительство Таджикистана разработало и представило соответствующие нормативно - правовые документы о снижении ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов и налога с прибыли -с 25 до 15 процентов, а также об устранении других препятствий в области налогообложения. Кроме того, для налогоплательщиков, работающих по упрощённой системе, предельный размер общего дохода было повышен с 600 тысяч до 800 тысяч сомони (см. таблицу 2).
Первые нормативно - правовые антикризисные меры
Таблица 2.
№ до кризиса после кризиса
1. Налог на добавленную стоимость, % 20 18
2. Налог с прибыли 25 15
3. Пр едельный размер общего дохода, тыс.сомони 600 800
4. Со циальный налог 35 25
5. Налог на продажу хлопко-волокна 25 10
6. Налог на доходы физических лиц 25 13
7. Процент по кредитам 12 10
8. Норма обязательных резервов 10 8
В условиях мирового экономического кризиса Правительство страны рассмотрело вопрос о пересмотре материально - финансовых ресурсов и об их направлении в приоритетные отрасли. Руководителям всех органов государственного управления, других бюджетных организаций и учреждений
было поручено принять необходимые меры по пресечению второстепенных трат на хозяйственные нужды, ремонт, закупку оборудования и транспорта, служебные командировки, расширение штатов, на меры, не являющиеся в нынешних условиях приоритетными.
Одним из важных направлений удержания темпов инфляции и влияния мирового экономического кризиса является наращивание производства собственной, прежде всего сельскохозяйственной продукции и товаров повседневного спроса. В 2009 году Правительство республики приняло неотложные меры по поддержке аграрного сектора, малого и среднего предпринимательства и увеличению, таким образом, производства собственной продукции и созданию государственного резервного фонда. Напомним, что последовательные встречи Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона, с предпринимателями страны обусловили выход в свет более либеральных законов и нормативных актов, направленных на защиту предпринимательства - закона «О государственной защите и поддержке предпринимательства», закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства «О концепции развития предпринимательства в Республике Таджикистан» и «О Концепции развития предпринимательства на период до 2015 года».
Следует отметить, что только для предоставления льготных кредитов сельскохозяйственным субъектам, а также для поддержки малого и среднего предпринимательства через банковскую систему из государственного бюджета было выделено 210 миллионов сомони. Предоставление долгосрочных льготных кредитов промышленным предприятиям для закупки необходимого сырья, прежде всего металла и горючего, позволит снизить себестоимость продукции и существенно увеличить объёмы производства за счёт пополнения запасов сырья по относительно низким ценам. Соответственно, созданы дополнительные рабочие места и увеличены поступления в бюджет.
В нынешних условиях, когда всё более обостряющийся мировой финансово - экономический кризис охватил большинство стран мира и оказывает непосредственное воздействие на рынок труда и продолжение работы и проживания трудовых мигрантов, ещё одним приоритетным направлением социальной политики государства Таджикистан является вопрос создания новых рабочих мест внутри страны. В последние годы в нашей стране за счёт расширения строительства ряда энергетических и коммуникационных объектов, восстановления производственной и социальной инфраструктуры было создано много рабочих мест. Так, в прошлом году за счёт всех источников в целом по стране было создано или восстановлено более ста тысяч, а за последние пять лет - свыше 500 тысяч рабочих мест. Впервые темпы роста безработицы были остановлены и по сравнению с 2007 годом снизились на 15 процентов. Была принято решение в 2009 году создать внутри страны более 180 тысяч рабочих мест, а в будущем ежегодно создавать по 100 тысяч новых рабочих мест.
Для повседневного мониторинга ситуации в экономике и оперативной выработки мер по преодолению проблемных вопросов при Президенте Республики Таджикистан сформирован консультативный Совет по улучшению инвестиционного климата, в состав которого входят представители как государственных структур, так и бизнес ассоциаций, в том числе и Ассоциации Банков Таджикистана. С целью преодоления
кризиса в экономике в целом и в банковском секторе в частности,
Правительством Республики Таджикистан утверждена Программа «Улучшение предпринимательской среды - 200 дней реформ». Как в разработке самой Программы, так и в её реализации непосредственное
участие принимает Ассоциация Банков Таджикистана. При
непосредственном участии Ассоциации Банков Таджикистана на основе анализа сложившейся мировой практики и рекомендаций международных финансовых организаций был разработан и принят закон Республики Таджикистан «О кредитных историях» от 26 марта 2009 года № 492. Законом Республики Таджикистан «Об ипотеке» установлено право залогодержателя удовлетворять свои требования, вызванные неисполнением залогодателем обязательств по кредитному договору за счёт залогового имущества.
Анализ международной практики показал, что международным сообществом выработаны стандарты эффективного правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В целях имплементации норм международного права в национальное законодательство и создания тем самым необходимых условий для повышения уровня инвестиций со стороны международных финансовых организаций в сферу банковского дела Республики Таджикистан, Ассоциацией Банков Таджикистана разработан проект закона Республики Таджикистан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», и уполномоченные государственные органы принимают меры для решения вопросов о его принятии.
В целом антикризисные мероприятия Правительства республики дали первые позитивные результаты. В конце 2009 г. реальный объем ВВП страны по сравнению с 2008 годом увеличился на 3,5%, инфляция была удержана на уровне 5%. Это на 0,7% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 10%. Сдано в эксплуатацию основных фондов в 2,5 раза больше, чем в 2008 году. Строительство жилья увеличилось на 23%, а строительство общеобразовательных учреждений - на 17%. На 15% увеличились денежные доходы населения.
Несмотря на отрицательное влияние кризиса, заработная плата работников социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, социальной защиты, науки и культуры увеличилась в среднем на 20%. Таким образом, 2009 год для экономики республики явился годом устранения кризисных факторов. Итоги первого квартала 2010 года свидетельствуют об
улучшении экономической ситуации в стране. В этот период ВВП увеличился на 6,8%, что на 3,2% больше, чем за январь - март 2009 года. Объем производства промышленной продукции увеличился на 16,3% и сельскохозяйственной продукции на 5,7%. Объем розничной торговли составил 121% и платных услуг - 112%. Инфляция на потребительском рынке в течение первого квартала сдержана на уровне 1,6%. Общий объем доходов государственного бюджета в 2010 году утвержден в размере 6 млрд. 600 млн. сомони, что на 1 млрд. сомони, или 18% больше, чем в 2009 году.1
В связи с мировым финансово-экономическим кризисом следует обратить особое внимание на положение трудовых эмигрантов, так как известно, что удельный вес доходов от трудовой миграции в общем доходе граждан республики очень значителен. Однако поток переводимых доходов из РФ в республику в условиях кризиса резко сократился. Кризисные процессы остро повлияли в основном на тех мигрантов, которые были привлечены неорганизованно и не был обеспечен их правовой статус. Они остались также социально незащищенными. Поэтому ряд последовательных переговоров между соответствующими структурами Правительства Таджикистана и российскими работодателями об организованном привлечении рабочей силы из Таджикистана улучшил положение таджикских трудовых мигрантов. Эти переговоры выявили, что значительная часть работодателей была заинтересована в основном в профессионально подготовленных мигрантах. Учитывая это обстоятельство, Правительство Таджикистана уделяет внимание вопросам качественного развития трудовых резервов, в том числе безработных и трудовых мигрантов, и ведёт широкую работу по созданию краткосрочных курсов их профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации. Ибо формирование эффективной системы профессионального обучения трудоспособных групп населения с целью создания высококвалифицированных трудовых резервов считается первоочередной задачей стран - экспортёров рабочей силы и является в нынешних условиях важным фактором оказания государственной поддержки трудовым мигрантам.
Организация на государственном уровне системы подготовки трудовых резервов к работе за пределами страны выведет правовую и социальную защищенность мигрантов на качественно новую ступень и создаст благоприятную основу для ликвидации негативных явлений в этой сфере.
В связи с этим и с учётом спроса на внутреннем и внешнем рынке труда, в последние годы в Таджикистане был осуществлён ряд эффективных мер по формированию комплексной системы профессионального обучения и переобучения, изучения языков и правовых норм миграции, а также по созданию центров получения специальности для трудоспособных групп населения.
1 Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Парламенту страны. 24 апреля 2010г.//http://www.prezident.tj.
Не так давно в соответствии с постановлением Правительства Таджикистана, были созданы Центр обучения взрослых и его региональные отделения. Я абсолютно уверен в том, что эта структура через свою сеть внесёт достойный вклад в повышение качества трудовых резервов. Сезонные трудовые мигранты в дальнейшем могут, воспользовавшись возможностями этих центров, получить за короткий срок профессию и соответствующее свидетельство государственного образца.
Следует отметить, что в настоящее время идет устойчивая реализация антикризисных действий правительства. Составление программы антикризисных действий и её реализация направлены не только на ослабление воздействия мирового финансового кризиса и развитие национальной экономики, но и на усиление социальной защиты населения в кризисных условиях. Такие программы разрабатываются правительствами, обсуждаются в парламентах и нередко облачаются в форму закона, обязательного для исполнения.
Следует выделить общие черты антикризисных программ. Это необходимо для того, чтобы рассмотреть возможности и пределы общих рецептов ослабления воздействия кризисов. К последним, в частности, относится госрегулирование. Многие исследователи разделяют убеждение о том, что государственное регулирование применяется в режиме «пожаротушения». Эксперты из ИНСОР считают, что «все известные в экономической истории антикризисные программы (в том числе и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта во время Великой депрессии) формировались похожим образом». Все меры, вложенные в различного рода программы антикризисных действий так или иначе предполагают вмешательство государства.
При этом нужно иметь в виду ещё одно обстоятельство. Глобальный экономический кризис нанес удар всем странам мира. Однако принимаемые антикризисные меры со стороны международных организаций и альянсов направлены на реализацию интересов отдельных стран и наблюдается неравномерность процессов выхода из кризиса, что несправедливо в отношении остальных стран, особенно постсоветских республик. Нынешний мировой финансовый кризис существенным образом отличается от предыдущих кризисов и требует пересмотра ценностей во многих отношениях. Речь идет, например, о создании такой финансовой архитектуры, которая исключала бы появление новых финансовых пузырей или о повышении роли ООН и других международных политических структур при утверждении системы «надлежащего управления» в каждой отдельной стране, пораженной авторитаризмом, диктатурными проявлениями, коррупцией и т.д. И в решении таких вопросов посткризисного развития определяющая роль принадлежит новым горизонтам государственного регулирования.
Уже сейчас в республике необходимо не только снять имеющиеся преграды на путях ввоза и внедрения новых технологий, но и принять меры к
тому, чтобы в стране были созданы машиностроительные и электротехнические производства, имеющие импортозамещающее значение. Ведущие отрасли экономики должны быть реконструированы на базе новейших мировых технологий, но адаптированных к местным условиям. Вполне возможно, что такая техническая модернизация будет иметь место в посткризисную эпоху, однако благоприятствующие этому процессу предпосылки должны быть созданы ещё во время кризиса. К таким условиям, прежде всего, относится развитие образования и прекращение процессов деградации общечеловеческих ценностей.
Для Таджикистана большую ценность представляет изучение опыта антикризисных действий в КНР. Эта страна, как известно, понесла огромные потери на рынках США, Западной Европы и других развитых стран, которые в наибольшей степени подверглись кризисным потрясениям. Китайское правительство и Народный Банк Китая предпринимали шаги по существенному ужесточению денежной политики в целях противодействия инфляции, сокращению поступления на фондовые рынки избыточных финансовых ресурсов, снижению объемов финансовых инвестиций, не обеспеченных материальными потоками. Это привело к снижению масштабов перегрева экономики. В результате в первой половине 2009 года темпы экономического роста КНР были высокими среди крупнейших экономик мира и не опустились ниже 7%. Особо ценным для Таджикистана представляется внимательное изучение опыта КНР о переориентации экономики с внешних рынков сбыта на внутренние. Для Таджикистана практическое применение такого опыта может выразиться в создании условий для преимущественного развития импортозамещающих производств.
Ключевые слова: кризисный период, экономическое развитие, мировой кризис,
платежеспособность, денежные переводы, внешний долг, безотлагательные меры, антикризисные мероприятия, техническая модернизация, экономическая модель.
Key words: crisis period, economical development, world crises, money remittance, inner debt, urgent measures, anticrisis measures, technical modernization, economical model.
Список использованной литературы:
1. Бобозода Г. Современный мировой финансовый кризис и его влияние на экономику Таджикистана.-Душанбе, 2009.
2. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рашмона на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2010. //http://www.prezident.tj.
3. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рашмона на Пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам ЦРТ. 21 сентября 2010. .//http://www.prezident.tj.
4. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Парламенту страны 24 апреля 2010.//http://www.prezident.tj.
5. Рынок труда в Республике Таджикистан. Статистический сборник. -Душанбе, 2009.
6. Х. Умаров. Кризис в Таджикистане. Глубина действия. Формы проявления. Пути преодоления. - Душанбе: Ирфон, 2010. - 240 с.
Каримов О.К.
Антикризисные меры Правительства Республики Таджикистан: первые позитивные результаты
До наступления кризисного периода в мировой экономике, Таджикистан находился на этапе устойчивого экономического развития. Однако в республике начиная с третьего квартала 2008г. ощущалось влияние мирового кризиса в виде возникновения проблем платежеспособности в банковской системе, уменьшения денежных переводов, требования возврата внешних долгов раньше срока и т.д.. С первых же дней начала воздействия кризиса на экономику страны Правительство Таджикистана приняло ряд безотлагательных мер и сейчас ведёт планомерную работу по оперативному решению возникающих проблем. Антикризисная комиссия Правительства разработала план первоочередных мероприятий и приступила к его практической реализации. В целом антикризисные мероприятия Правительства республики дали первые позитивные результаты. В конце 2009 г. реальный объем ВВП страны по сравнению с 2008 годом увеличился на 3,5%, инфляция была удержана на уровне 5%.
Karimov O.K.
Governmental Anti -crisis measures: first positive results
The author of the article underlines that before crisis period Tajikistan was in the stable phase of economical development in the world of economy. However, from the beginning of the third quarter of2008 world crisis influence was felt in the capacity of a bank to meet its liabilities , decrease of money remittance, demand of inner return debts beforehand e.c. From the first days of the crisis the government of Tajikistan has taken some urgent measures and now is acting promptly to resolve the problem.
Government anti -crisis commission worked out urgent measures and started to its practical realization. Generally government urgent plans have икщгпре their positive results. At the end of2009 the real volume of GDP in comparison with 2008 has increased to 3,5, inflation was kept on the 0,5 level.