_Аннотация
В статье рассматриваются методы антикризисного управления предприятиями лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа -Югры и их роль в обеспечении устойчивого развития лесной отрасли региона. Ключевые слова: антикризисное управление, лесопромышленные предприятия, глобальный финансово-экономический кризис, антикризисная программа, арбитражный процесс, мониторинг, финансовая поддержка
Кислухина Ирина Анатольевна
канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента факультета управления,
Сургутский государственный университет
хмао-югра: антикризисное управление лесопромышленным
комплексом
антикризисное управление предприятиями
как необходимое условие устойчивого развития отрасли
При возникновении кризисной ситуации в деятельности предприятия разработкой комплекса мер по ее преодолению, прежде всего, занимается руководство предприятия. При этом мероприятия по выходу из кризиса могут иметь защитный и наступательный характер. Применение антикризисных мероприятий к лесопромышленным предприятиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры происходило в рамках арбитражного процесса. В соответствии с законодательством Российской Федерации о банкротстве, к предприятиям - несостоятельным должникам, применялись процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровле-
ние, внешнее управление и мировое соглашение в целях восстановления их платежеспособности. В качестве методов восстановления платежеспособности использовались взыскание дебиторской задолженности, закрытие нерентабельных производств, продажа части имущества должника и другие методы, предусмотренные законодательством.
Особенности применения процедур банкротства в отношении предприятий ЛПК
Всего с 90-х гг. ХХ века по настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре процедурам банкротства были подвергнуты более 70-и
лесопромышленный комплеI
...мероприятия по выходу из кризиса могут иметь защитный и наступательный характер
профильных лесопромышленных предприятий, Анализ арбитражных дел о банкротстве предприятий ЛПК позволяет выявить некоторые характерные особенности применения процедур банкротства в отношении этих предприятий, отмеченные в подавляющем большинстве случаев:
1) отсутствие возможности восстановления платежеспособности должника, на что указывают расчетные коэффициенты;
2) введение конкурсного производства сразу после процедуры наблюдения, обусловленное отсутствием возможности восстановления платежеспособности предприятия;
3) частичное удовлетворение требований кредиторов, По результатам конкурсных торгов удовлетворяются требования кредиторов только первой и второй очереди (если такие кредиторы выявлены), Требования кредиторов третьей очереди1, в том числе долги по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, остаются без
1 В Законе РФ от 19,11,1992 № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и в Федеральном законе от 08,01,1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» было выделено пять очередей кредиторов, Действующий в настоящее время Федеральный закон от 26,10,2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает выделение четырех очередей кредиторов (п, 3 ст, 134),
удовлетворения, Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника (также учитываемые в третьей очереди), в делах о банкротстве не фигурируют, что объясняется удовлетворением данных требований до начала арбитражного процесса;
4) результатом арбитражного управления является ликвидация юридического лица, Случаи восстановления платежеспособности должника не выявлены;
5) на конкурсных торгах имущество предприятия (как правило, остаточное) распродается по частям, но имущественный производственный комплекс сохраняется и переходит другому юридическому лицу - вновь образованному предприятию вне рамок арбитражного процесса по делу о банкротстве должника (до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом);
6) высвобождаемые работники ликвидированного несостоятельного предприятия (кредиторы первой и второй очереди) получают все причитающиеся им выплаты и заключают трудовой договор с новым предприятием - владельцем имущественного комплекса обанкротившегося предприятия, либо работники несостоятельного предприятия переводятся на новое предприятие до начала арбитражного процесса;
7) большинство лесопромышленных предприятий (производственных комплексов) функционирует достаточно длительный период времени, начиная с 60-80-х гг, ХХ века, Многие предприятия неоднократно подвергались процедурам реорганизации и банкротства, преобразовывались в новые юридические лица, о чем
свидетельствует «преемственность» названий, таких как «Пионерский ЛПХ», АООТ «Пионерский КЛПХ», ООО «Пионерский леспромхоз».
Антикризисное управление лесопромышленными предприятиями ХМАО - Югры
Таким образом, после завершения конкурсного производства ликвидируется юридическое лицо - несостоятельный должник, и все его обязательства перед кредиторами считаются погашенными. Имущественный комплекс и персонал ликвидированного предприятия передается вновь образованному юридическому лицу, которое сохраняет преемственность сферы и видов деятельности прежнего предприятия. Восстановить платежеспособность несостоятельного юридического лица в процессе арбитражного управления в подавляющем большинстве случаев не представляется возможным, поскольку на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом указанное предприятие
- должник уже не ведет производственно-хозяйственную деятельность и не имеет достаточного количества основных фондов, оборотных средств и персонала, требующихся для ее возобновления. Следовательно, банкротство позволяет предприятию избавиться от долгового бремени (в результате ликвидации юридического лица - должника) и после преобразования в другое юридическое лицо продолжать осуществлять производственно-хозяйственную деятельность. Антикризисное управление лесопромышленными предприятиями ХМАО
- Югры, осуществляемое в рамках арбитражного процесса, является неэффективным, поскольку оно не
способствует преодолению кризиса в деятельности предприятия, а представляет собой механизм формальной ликвидации должников и погашения их долговых обязательств. Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. оказал существенное влияние на антикризисную политику как федеральных, так и региональных органов власти. На федеральном и региональном уровнях были разработаны программы антикризисных мер, представляющие собой целые комплексы систематизированных мероприятий, направленных на оздоровление российской экономики и минимизацию последствий глобального кризиса (1, 2].
Мониторинг
и финансовая поддержка
Также были сформированы специальные комиссии, рабочие группы и т.п., выполняющих широкий спектр контрольных и регулирующих и иных функций антикризисного характера. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе
- Югре были образованы:
- экспертная группа, уполномоченная на проведение экспертизы представ-
по результатам мониторинга было выявлено, что из числа системообразующих предприятий ХМАО - Югры в кризисном состоянии находятся два лесопромышленных предприятия
лесопромышленный комплекс
ленных заявок на оказание государственной поддержки;
- комиссии отраслевых исполнительных органов государственной власти автономного округа по работе с обращениями организаций,оказавшихся в трудной финансовой ситуации;
- рабочая группа по разработке мер государственной поддержки лесопромышленного сектора экономики ХМАО
- Югры.
Кроме того, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре был организован мониторинг финансово-экономического состояния 107-и предприятий, являющихся системообразующими для экономики ХМАО
- Югры. В перечень системообразующих предприятий ХМАО - Югры вошли восемь крупных и средних лесопромышленных предприятий округа, к
которым относятся ЗАО «Кондалес»; ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг»; ООО «Лесопильные заводы Югры» (входящие в состав «Югорского лесопромышленного холдинга»); ОАО «ЛВЛ-Югра»; ООО «Сургутмебель»; ООО «Кода Лес»; ООО «Лесопромышленная компания МДФ»; ООО «Карсикко Лес» (3). По результатам мониторинга было выявлено, что из числа системообразующих предприятий ХМАО - Югры в кризисном состоянии находятся два лесопромышленных предприятия: ЗАО «Кондалес» и ООО «Лесопромышленная компания МДФ», в отношении которых были реализованы следующие антикризисные мероприятия: 1) приняты меры по погашению дебиторской задолженности перед данными предприятиями со стороны
Таблица
Производство основных видов продукции лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период 2008-2010 гг.
Наименование продукции Годы
2008 2009 2010
1. Заготовка древесины, тыс. м3 1940 1309 нет данных
2. Вывозка древесины, тыс. м3 1624 1432 нет данных
3. Деловая древесина, тыс. м3 1493 1239 1072
4. Пиломатериалы, тыс. м3 403,1 400,9 305,1
5. Шпалы для железной дороги, тыс. шт. — — —
6. Дверные блоки, тыс. м2 33,94 36,61 32,78
7. Оконные блоки, тыс. м2 24,14 25,43 18,14
8. Мобильные здания, шт. 1887 1596 нет данных
9. Клееный брус из шпона (ЛВЛ), тыс. м3 20,977 8,959 6,994
10. Древесные плиты МДФ, тыс. м3 38,540 12,837 22,949
11. Деревянное домостроение, тыс. м2 27,3 23,1 26,8
12. Мебель, тыс. руб. 71272 46000 13830
13. Щепа для гидролиза, тыс. м3 нет данных нет данных нет данных
14. Паркет щитовой, тыс. м2 41 13 5,2
15. Производство топливных гранул (пеллет), т 3342 2728 7023
хозяйствующих субъектов района; 2) оказано содействие в поиске новых рынков сбыта; 3) реализованы мероприятия по обеспечению предприятий сырьем.
Программой антикризисных мер ХМАО - Югры запланировано оказание финансовой поддержки предприятиям (в том числе лесопромышленным), попавшим в трудную финансовую ситуацию, в объеме 6,0 млрд руб. Кроме того, 60,5 млн. руб. предусмотрено на оказание «государственной поддержки предприятиям лесопромышленного комплекса в форме компенсации процентной ставки по кредитам» (2].
Заключение
Анализ деятельности предприятий лесопромышленного комплекса за 2008-2010 гг. позволяет констатировать, что динамика производственных показателей, в целом, является отрицательной (см. табл. на с. 104). Сокращение объемов производства продукции ЛПК во многом произошло под влиянием глобального финансового кризиса, которое выразилось в снижении мировых цен на круглые
лесоматериалы и уменьшении спроса на продукцию лесопиления. Однако своевременное принятие антикризисных мер позволило избежать банкротства крупных и средних лесопромышленных предприятий, имеющих большое социально-экономическое значение для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Литература
1. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год // Российская газета. - 2009. - № 48. - 20 марта.
2. Программа антикризисных мер Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры на 2009 год // Собрание законодательства ХМАО - Югры от 01.04.2009
- 15.04.2009 № 4 (часть I), ст. 279.
3. Распоряжение Губернатора ХМАО
- Югры «Об организации мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 17.04.2009 № 160-рг // Документ официально опубликован не был.
Irina A. Kislukhina
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Department of Management, Faculty of Management, Surgut State University
Crisis Enterprises Management as Essential Condition for Sustainable Development of the Industry
_Abstract
The article deals with the methods of crisis management at timber industry enterprises of Ugra Khanty-Mansiysk Autonomous District and their role for the sustainable development of the region's forestry.
Keywords: crisis management, timber companies, global financial and economic crisis, anti-crisis program, arbitration proceedings, monitoring, financial support
стратегический менедккмент