УДК [328.185:353.9](571.66>
А.О. Шуликов
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РАБОТА ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ КАК СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В статье рассматривается роль и возможности современного гражданского общества и его институтов в процессе борьбы с проявлением коррупции в органах государственной власти Камчатского края. На основе анализа нормативно-правовой базы выявлены основные методы и формы участия общественных советов при органах государственной власти Камчатского края в процессе противодействия коррупции.
Ключевые слова: гражданское общество, органы государственной власти, институт, общественный совет, коррупция.
A.O. Shulikov
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: aoshulikov@yandex.
THE ANTI-CORRUPTION WORK OF THE PUBLIC COUNCILS UNDER THE GOVERNMENT OF KAMCHATSKY KRAI AS AGENTS OF SOCIAL CONTROL
The role and opportunities of modern civil society and its institutions in the process of combating corruption in the public authorities of Kamchatsky Krai are discussed in the article. Based on the analysis of the juridical base, the main methods and forms of public council participation in the process of combating corruption under the state authorities of Kamchatsky Krai are identified.
Key words: civil society, public authorities, institute, public Council, corruption.
Гражданское общество в настоящее время представляет собой систему общественных институтов, которые предоставляют возможность населению, а также их объединениям отстаивать свои интересы и реализовывать свои инициативы в органах государственной и муниципальной власти. При этом институты гражданского общества могут возникнуть во всех сферах общественной жизни, в зависимости от конкретных проблем муниципального образования, региона или государства. Одной из ключевых проблем в сфере государственного и муниципального управления в настоящее время выступает коррупция в деятельности, по противодействию которой государство вынужденно активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.
Потребность в коммуникации государства с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции определяется рядом обстоятельств. Во-первых, коррупция является социальным явлением, которое нарушает законные интересы общества и государства. Во-вторых, субъектами коррупционных проявлений являются не только государственные и муниципальные служащие, но и граждане, а также их объединения и организации, поэтому противодействие коррупции, формирование в обществе нетерпимости к фактам коррупции возможно только в непосредственном взаимодействии органов государственной и муниципальной власти и институтов гражданского общества.
В федеральном законе «О противодействии коррупции» гражданское общество и его институты указаны в качестве одного из субъектов, вовлеченных в механизмы противодействия коррупции. Деятельность в противодействии коррупции со стороны гражданского общества, согласно указанному закону, предполагает три направления:
Во-первых, это профилактика коррупции - выявление и последующее устранение причин, порождающих коррупцию.
Во-вторых, борьба с коррупцией - предупреждение, выявление, пресечение и расследование коррупционных правонарушений.
В-третьих, нивелирование и ликвидация последствий коррупционных правонарушений [1].
Сложность общественного контроля заключается в том, что в настоящее время прозрачность органов власти недостаточна для обеспечения ее подконтрольности обществу. Существующая прозрачность способствует реализации права получать отчеты о деятельности органов государственной власти, но не обязательно приводит к праву общества принимать меры.
Таким образом, только развитие институтов гражданского общества увеличит их возможности применения данного права.
К субъектам общественного антикоррупционного контроля относятся:
1. Общественные палаты. К ним относится как общественная палата РФ, так и общественные палаты регионов.
2. Общественные советы, созданные при органах государственной и муниципальной власти.
3. Общественные наблюдательные комиссии, в чьи функции входит организация контроля и мониторинга за соблюдением прав человека.
4. Комиссии по общественному контролю, которые могут создаваться как по инициативе Общественной палаты РФ, так и общественных палат субъектов РФ и муниципальных образований.
5. Профсоюзы, их ассоциации и объединения. [2]
Общественный контроль в рамках противодействия коррупции может включать в себя различные формы участия населения в противодействии коррупции.
1. Общественный мониторинг - регулярное наблюдение за представителями или органами государственной и местной власти со стороны гражданских институтов за соответствием их действий общественным интересам.
2. Общественная экспертиза - использование представителями гражданских институтов знаний для анализа и оценки нормативно-правовых актов, отчетов и других материалов, касающихся деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также их отдельных представителей, на предмет их соответствия государственным или общественным интересам.
3. Общественные слушания (обсуждение) - реализация прав населения на принятие участия его представителей в процессе принятия государственных или муниципальных решений через механизм проведения собраний с обязательным участием представителей органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, представителей населения, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются обсуждаемым решением, обсуждение проектов этих решений, а также действующих нормативно-правовых актов в части их соответствия общественным интересам.
4. Общественное расследование (проверка) - это совокупность действий институтов гражданского общества по сбору и анализу информации по установлению отдельных фактов и обстоятельств, характеризующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в целях определения соответствия этой деятельности общественным интересам.
В настоящее время в сфере общественного контроля за проявлением коррупции в органах государственной и муниципальной власти могут действовать следующие группы общественно-консультативных органов:
1. Общественно-консультативные органы общей компетенции, создаваемые из представителей гражданского общества с целью анализа исполнительно-распорядительной и законодательной деятельности государственных и муниципальных органов власти, в т. ч. в целях борьбы с проявлением коррупции, в первую очередь речь идет о формировании и функционировании общественных палат на различном уровне системы государственного управления.
2. Различные общественные организации, созданные с целью реализации конкретных направлений противодействия коррупции.
3. Общественно-консультативные органы, организуемые при органах власти [2].
Действующим Постановлением Губернатора «Об общественных советах при исполнительных органах государственной власти Камчатского края» в качестве основных направлений деятельности Общественных советов указываются:
а) выдвижение и обсуждение общественных инициатив, связанных с выявлением и решением ключевых социально значимых проблем в установленной сфере деятельности органов государственной власти Камчатского края;
б) развитие взаимодействия органов государственной власти Камчатского края с институтами гражданского общества, обеспечение участия общества в обсуждении и формировании обоснованных предложений в установленной сфере деятельности органов государственной власти;
в) участие в информировании населения о деятельности органов государственной власти Камчатского края [3].
В то же время в Типовом стандарте деятельности общественных советов при федеральном органе исполнительной власти, утвержденном решением совета Общественной палаты РФ, предусматривается в качестве одной из целей деятельности общественного совета участие в мониторинге хода проведения кадровой и антикоррупционной работы, оценке эффективности системы и результатов государственных закупок, участие в работе различных комиссий, в том числе конкурсных, аттестационных комиссий, и комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов [4].
Следовательно, можно указать на необходимость устранить данный пробел в региональном нормативно-правовом акте.
Но, несмотря на отсутствие региональной правовой основы, члены общественных советов активно участвуют в комиссиях по урегулированию конфликта интересов и соблюдению требований к служебному поведению, а также в аттестационных и конкурсных комиссиях при органах государственной власти.
Присутствие представителей общественных советов и независимых экспертов мотивирует членов комиссии от органов государственной власти максимально объективно относиться к процессу отбора претендентов на должности в государственных органах власти, принятию решений о привлечение государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности или констатации факта присутствия у них конфликта интересов, кроме того, в процессе работы таких комиссий могут быть обнаружены причины отдельных упущений в профилактике антикоррупционной деятельности, что существенно повышает уровень ответственности и дисциплины в органах государственной власти и содействует предотвращению проявления попустительства и покровительства на службе.
Приходится констатировать, что возможности действующих общественных советов в Камчатском крае в области антикоррупционного контроля в противодействии коррупции очень ограничены.
Исходя из вышесказанного, можно указать основные направления по развитию деятельности общественных совет при органах государственной власти Камчатского края.
1. Оценка эффективности и профилактика проявления коррупции в системе государственных и муниципальных закупок. Функция контроля системы государственных закупок со стороны общественности впервые была отражена в 44-ФЗ. Однако возможностями реализации права контроля за государственными закупками, полномочиями контроля общественность этот закон не наделяет. Единственным полномочием организатора общественного контроля является то, что по результатам контрольных процедур закон предполагает возможность провести дальнейшее общественное обсуждение, экспертизу и. т. д.
2. Отбор и назначение на государственную службу и назначение на руководящие должности.
Необходимо отметить, что в настоящее время процесс назначения на высшие посты в органах государственной власти остается малопрозрачным и фактически не имеет информационного сопровождения, тем самым не поддается общественному контролю.
3. Соблюдение требований к должностному поведению государственных гражданских служащих.
Подводя итоги вышесказанного, можно констатировать, что, если институты гражданского общества будут действовать в борьбе с проявлениями коррупции объективно и рационально, то их деятельность сможет привести к существенному повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и к повышению их ответственности перед интересами населения.
Литература
1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (в ред. от 30.10.2018).
2. Шедий М.В. Общественный антикоррупционный контроль как механизм противодействия коррупции // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 123-130.
3. Об общественных советах при исполнительных органах государственной власти Камчатского края: Постановление Правительства Камчатского края от 23.08.2013 № 370-П (в ред. от 17.04.2019 г.)
4. Стандарт деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти: Типовое положение (утв. решением совета Общественной палаты РФ от 05.07.2018 № 55-С).