Е.Г. Хмельченко А.Ю. Алексеев
Elena Hmelchenko Alexander Alekseev
УДК 343.352.4
СОВРЕМЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ
Аннотация. В настоящее время проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни, как России, так и всего мира. Наибольшую опасность для общества несет коррупция в аппаратах государственной власти и местного самоуправления. Современные механизмы и инструменты противодействия коррупции на государственном и муниципальном уровнях должны включать в себя систему взаимосвязанных, взаимодополняющих мер, объединённых одной целью и привлекаемых для её достижения государственных, общественных, профессиональных, творческих и иных органов и организаций.
Ключевые слова: противодействие коррупции, коррупция в аппаратах государственной власти и местного самоуправления, причины возникновения коррупции, классификация различных проявлений коррупции, механизмы и инструменты противодействия коррупции.
MODERN TOOLS AND MECHANISMS OF COMBATING CORRUPTION AT THE STATE AND MUNICIPAL LEVELS
Abstract. To date, the problem of corruption is extremely important and urgent political, economic and social life, both in Russia and around the world. The greatest danger to society carries corruption in the apparatus of state power and local self-government. Modern tools and mechanisms of combating corruption at the state and municipal levels should include a system of interconnected, complementary measures, united by one purpose and involved to achieve the state, public, professional, creative and other bodies and organizations.
Keywords: Anti-corruption, corruption in the apparatus of state power and local self-government, causes of corruption, classification of the various manifestations of corruption, mechanisms and instruments for combating corruption.
В настоящее время проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни, как России, так и всего мира.
Степень коррупции является важнейшим индикатором эффективности экономической системы и государства. Снижение этого показателя благополучности, его способности обеспечить достойную мотивацию своих сотрудников неизбежно приводит к снижению эффективности его институтов, процедур и регламентов, обусловливая надежную почву для коррупционного роста.
Экономический ущерб от коррупции связан с повышенным уровнем транзакционных издержек, последствия коррупции огромны: это рост затрат бизнеса, торможение экономического роста, нецелевое использование бюджетных средств, снижение уровня благосостояния людей. Кроме того, это падение международного авторитета страны, ухудшение инвестиционной привлекательности нашей экономики, особенно со стороны иностранных инвесторов, не всегда готовых работать по «нашим» правилам.
Наибольшую опасность для общества несет коррупция в аппаратах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сферах выработки и принятия управленческих решений.
По экспертным оценкам, ежегодные потери экономики от коррупции составляют в стране десятки миллиардов долларов.
В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом.
По определению Transparency International, коррупция - это злоупотребление доверенной властью в частных интересах.
В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» дается максимально четкое определение: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
© Хмельченко Е.Г., Алексеев А.Ю., 2014
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» [1].
На протяжении всей истории развития российского государственного и муниципального управления коррупция всегда рассматривалось как противоправное деяние и находилось в ряду служебных преступлений в качестве одного из видов нарушения служебного долга.
Корни коррупции в России уходят вглубь веков, в период становления государственности, когда начали формироваться основы местного самоуправления, создаваться выборные органы (вече, старосты, земские собрания и т.д.). Одновременно с формированием системы муниципального управления и разрастанием количества чиновников различных уровней, увеличивались и масштабы коррупционных правонарушений.
Основные причины возникновения коррупции в системе государственной и муниципальной власти в РФ связаны с переходом России от тоталитарного государства к демократическому и правовому, от централизованной экономики к рыночной.
Россия переживает на данном этапе развития не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев.
Это, в частности, кризис экономики и политическая нестабильность страны, неэффективность и низкий авторитет институтов власти, сложность структуры исполнительной власти, наличие множества недостаточно четко определенных административных процедур, незрелость судебной системы и несовершенство законодательства, отсутствие прозрачности управленческих процессов, оптимизации условий и механизмов государственных и муниципальных закупок, отсутствие отлаженной системы государственных органов, организаций и подразделений, способной на высоком профессиональном уровне обеспечить качественное исполнение принятых антикоррупционных решений, слабость гражданского общества и демократических политических традиций.
Низкое денежное содержание государственных и муниципальных служащих и государственных гражданских служащих не обеспечивает мотивацию их служебной деятельности.
К другой группе можно отнести «традиционные» российские проблемы, в числе которых, бюрократия, неразвитость правового сознания, нравственного воспитания и информирования населения.
Одной из важных причин возникновения коррупции является теневая экономика и терроризм, которые подпитывают чиновников-коррупционеров.
Классификация различных проявлений коррупции в мире и в современной отечественной политической действительности, основана на сферах ее проявления, статусе субъектов, виду деятельности коррупционера, форме коррупционных отношений, по частоте возникновения коррупционных явлений, уровне управления, по национальному составу участников коррупционных отношений, в зависимости от глубины поражения правосознания правящей политической элиты, степени распространения коррупции в различных сферах общественной деятельности и активности поведения субъектов правонарушения или преступления, по степени распространения в различных областях и внутри общества, по коррупционным моделям поведения, оценке ее результатов, конкретных последствий, которые всегда имеют четкую правовую оценку, а также степени общественной опасности данного явления.
Борьба с коррупцией, по-прежнему, остается самой актуальной темой не только в органах власти, но и в российских СМИ.
Об этом свидетельствуют результаты исследования Интернет-библиотеки СМИ Public.Ru «Коррупция в зеркале российских СМИ: от серьезного до курьезного», составленного по материалам более 1500 печатных центральных и региональных СМИ из собственных фондов в 2010 году. Исследователи сформировали «Перечень самых громких фактов взяточничества в регионах РФ», широко обсуждаемых в средствах массовой информации в 2010 г. [4].
Отбор публикаций для анализа проводился по центральным и региональным печатным СМИ из собственных фондов Интернет-библиотеки СМИ Public.Ru с использованием специального языка запросов.
По результатам исследования СМИ наибольшая доля профессиональной коррумпированности приходится на чиновников - 65% от общего количества упомянутых в СМИ фактов взяточничества и злоупотреблений (рис.).
Профессиональная коррумпированность лО материалам российских СМИ, % 1 квартал 10*10 г.
3 Чиновники
Сотрудники ГИБДД Н Сотрудники милиции Я Работники медицины
□ Работники сферы образования Судебные приставы
0 Адвокаты
□ Пожарные
©Интернет-библиотека СМИ Public.Ru
Рис. Оценка профессиональной коррумпированности по материалам российских СМИ
В 10% сообщений говорится о взятках сотрудников ГИБДД. Милицейские чины скомпрометировали себя фактами коррупции в 8% публикаций. Работникам медицины и сферы образования принадлежит по 5% от общего количества случаев взяточничества описанных в СМИ. Судебные приставы упоминаются в 4% приведенных фактов. Реже всего журналисты пишут о взяточничестве среди адвокатов и пожарных - 2% и менее 1% соответственно [4].
Наиболее активно СМИ освещают факты махинаций с недвижимостью и землей, коррупции при распределении коммерческих заказов, вымогательства взяток за невозбуждение (закрытие) уголовных дел, оплату фиктивных медицинских справок, уклонения от службы в армии, покупки положительных экзаменационных оценок.
В декабре 2013 года в «Российской газете» были опубликованы предварительные итоги борьбы с коррупцией в РФ в 2013 году. В статье Н. Козловой «30 тысяч дел о коррупции», корреспондент «РГ» взяла интервью у официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, который подвел предварительные итоги борьбы с коррупцией за 9 месяцев 2013 года [3].
Как рассказал корреспонденту «РГ» официальный представитель СКР Владимир Маркин, за 9 месяцев 2013 года в производстве следователей было около 30 тысяч уголовных дел о коррупции. Это на 4 тысячи больше, чем за весь прошлый год. Окончено расследование по 9280 уголовным делам. В суд отправлено 7861 дело. Из них 45 уголовных дел - против организованных групп (за весь прошлый год было - 36).
Интересна уголовная статистика по так называемой касте неприкасаемых, то есть лицам, обладающим особым правовым статусом.
Таких в 2013 году было немало. Депутаты законодательных (представительных) органов субъектов - 9 человек (в 2012 г. - 10); представители органов исполнительной власти -52 (2012 г. - 56); представители органов местного самоуправления - 771 (2012 г. - 840); судьи и представители органов судебной власти - 15 (2012 г. - 14); прокуроры (их замы) и помощники прокуроров - 11 (2012 г. - 14); сотрудники Следственного комитета - 11 (2012 г. - 14); сотрудники МВД России - 987 (2012 г. - 1268); сотрудники органов ФСКН России - 64 (2012 г. - 65); сотрудники Минздрава России - 644 (2012 г. - 659) (таблица 1).
За 9 месяцев в Следственный комитет России поступили 37086 сообщений о коррупционных преступлениях, в 24018 случаях приняты решения о возбуждении уголовных дел [3] (таблица 2).
Таблица 1
Итоги борьбы с коррупцией в 2012-2013 годах по лицам, обладающим особым правовым
статусом в РФ
Категории лиц, обладающим особым правовым статусом в РФ 2012 2013
Депутаты законодательных (представительных) органов субъектов 9 10
Представители органов исполнительной власти 56 52
Представители органов местного самоуправления 771 840
Судьи и представители органов судебной власти 14 15
Прокуроры (их замы) и помощники прокуроров 14 11
Сотрудники Следственного комитета 14 11
Сотрудники МВД России 1268 987
Сотрудники органов ФСКН России 65 64
Сотрудники Минздрава России 659 644
Владимир Маркин подчеркивает, что ими расследуются дела против сотен чиновников по всей стране, в том числе весьма высокопоставленных.
Так, Главным военным следственным управлением проведен большой объем работы по делу о мошенничестве с госимуществом Минобороны.
Таблица 2
Итоги борьбы с коррупцией в 2013 году в РФ
Итоги борьбы с коррупцией 2013 год
Количество уголовных дел о коррупции 30000
Количество расследованных уголовных дел 9280
Количество уголовных дел, отправленных в суд 7861
Количество уголовных дел против организованных групп 45
Принято сообщений о коррупционных преступлениях 37086
Приняты решения о возбуждении уголовных дел 24018
Идут дела мэров Ярославля, Астрахани, г. Видного Московской области. Много дел против министров региональных правительств, например Оренбургской, Свердловской, Нижегородской областей, Республик Саха (Якутия) и Северная Осетия (Алания) и других регионов. Расследуются дела вице-губернатора Челябинской области о мошенничестве в сфере долевого строительства, первого вице-губернатора Новгородской области по делу о хищениях в дорожном строительстве. Тульским облсудом был вынесен приговор бывшему губернатору области Вячеславу Дудке.
В Ставропольском крае направлено в суд дело бывшего главы администрации Ставрополя Игоря Бестужего, обвиняемого во взяточничестве на более чем 50 миллионов рублей. Следственным управлением по Дальневосточному федеральному округу завершено дело бывшего министра транспорта Камчатского края Владимира Силюкова. Его обвинения -незаконное участие в предпринимательстве и злоупотребление полномочиями. Ущерб краю -более 109 миллионов рублей. Вынесен приговор бывшему директору департамента здравоохранения Тульской области Евгению Юдину. Его вина - растрата.
Следственный комитет России в 2013 году еще и возвращал ущерб. Размер причиненного ущерба по всем делам 9,3 млрд. рублей, а возмещено 3,8 млрд. рублей. Следственный комитет в 2013 году занимался также совершенствованием законодательства. Участвовал в рабочих группах по выполнению Россией международных антикоррупционных конвенций - Конвенции ООН против коррупции, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
В апреле 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.
Национальная стратегия противодействия коррупции определила основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.
Национальный план противодействия коррупции предусматривал развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года.
В середине марта 2012 года Дмитрий Медведев выступил с предложением, согласно которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.
Также был обнародован национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, предполагающий ряд новшеств в этой сфере: создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках, а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.
Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит не только поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, но и указания о проведении проверок ряда ведомств. В частности, президент поручил прокуратуре провести в третьем квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ряде ведомств, в том числе в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.
Результаты анализа и оценки состояния коррупции в Российской Федерации, показывают, что принимаемые в последние годы на уровне органов государственной власти меры, в том числе законодательного характера, не оказали значимого влияния на состояние и уровень коррупции в стране. Более того, в условиях глобального экономического кризиса проявления коррупции стали более масштабными и системными, принимая характер наиболее значимой угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Современные механизмы и инструменты противодействия коррупции на государственном и муниципальном уровнях - система мер по противодействию коррупции в Российской Федерации, которая требует всеобъемлющего системного, комплексного подхода.
Это означает, что современные механизмы и инструменты противодействия коррупции на государственном и муниципальном уровнях должны включать в себя систему взаимосвязанных, взаимодополняющих мер, объединённых одной целью и привлекаемых для её достижения государственных, общественных, профессиональных, творческих и иных органов и организаций.
К числу наиболее важных мер предупреждения и пресечения коррупции, можно отнести следующие.
1. Формирование высокоэффективной правовой стратегии и прочного антикоррупционного законодательства.
2. Введение обязательной антикоррупционной экспертизы всех принимаемых законов и подзаконных актов с поручением ее производства независимым и высококвалифицированным юристам, экономистам, управленцам и другим специалистам.
3. Создание хорошо отлаженной системы государственных органов, организаций и подразделений, способной на высоком профессиональном уровне обеспечить качественное исполнение принятых антикоррупционных решений.
4. Повышение открытости органов власти; обнародование сведений федеральными, региональными и муниципальными органами власти об исполнении бюджета, о реализации целевых программ, об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах и условиях их проведения.
5. Повышение уровня прозрачности управленческих процессов; улучшение контроля и отчетности; уменьшение монополизма власти.
6. Оптимизации условий и механизмов государственных и муниципальных закупок. Одно из таких решений - внедрение открытых торгов в форме электронных аукционов. Они являются наиболее эффективной с точки зрения экономии и самой прозрачной формой.
7. Сокращение числа чиновников, которое приведет к снижению коррупционных действий, к сокращению затрат на их содержание.
8. Повышение профессионализма государственных и муниципальных служащих.
9. Увеличение заработной платы и социальной защиты государственных и муниципальных служащих, т.к. низкий доход является одной из причин взяточничества.
10. Ужесточение наказания за совершение коррупционных действий и привлечение средств массовой информации к приданию максимальной гласности примеров наказания коррупционеров.
11. Организация оптимального взаимодействия российских правоохранительных служб с Интерполом и другими международными структурами, противодействующими коррупции, легализации незаконных доходов и другим экономическим преступлениям.
12. Принятие всех возможных мер по обнаружению, конфискации и возвращению государству похищенных денежных средств и иных ценностей.
13. Широкое привлечение всех средств массовой информации к информированию общества о реализации антикоррупционных программ в России и за рубежом.
14. Пропаганда позитивного опыта тех, кто добросовестно исполняет свой долг, честно выполняет свои обязанности, служит государству и людям.
15. Внедрение кодексов этики.
16. Информирование общественности о последствиях коррупции.
17. Развитие гражданского общества и демократических политических традиций, вовлечение гражданского общества в процесс борьбы с коррупцией.
18. Формирование антикоррупционного правосознания и нравственное воспитания у граждан РФ. Обучение граждан навыкам антикоррупционного поведения, формирование новых норм гражданской морали, позиции непримиримомти к коррупционным проявлениям.
Суммируя сказанное, можно сделать следующий вывод. Коррупция - это сложное социальное явление с глубокими историческими корнями, отдельные грани которого приобретают глобальное значение. На протяжении всего XX столетия коррупция в своих основных проявлениях служила безусловным фактором становления клептократии. Сегодня коррупция в России проявляет себя в устрашающих формах, поэтому в рамках суверенной демократии необходимо без промедления сосредоточить усилия политических лидеров страны на ограничении сферы приложения коррупции, снизить степень ее влияния, минимализировать вредные последствия, чтобы, в конечном счете, свести ее до социально-терпимого уровня.
Библиографический список
1. ФЗ №273-ФЭ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 // Российская газета. - 2008.
2. Журнал «Антикоррупционер» [Электр. ресурс]: http://www.anti-corrupcioner.ru/node/75.
3. Козлова Н.В. 30 тысяч дел о коррупции // Российская газета. - 18.12.2013.
4. Коррупция в зеркале российских СМИ: от серьезного до курьезного... Интернет-библиотека СМИ [Электр. ресурс]: http://www.Public.Ru.
5. Преодоление коррупции - главное условие утверждения правового государства // Межведомственный сборник. - Т.2. - М., 2009.
6. Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты. Пресс-служба Общественной палаты РФ. [Электр. ресурс]: http://www.oprf.ru/.
7. Филатова Т.В., Зязина А.К. Борьба с коррупцией: опыт зарубежных стран и возможность его применения в России // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20. - С. 139-143.
8. Хмельченко Е.Г., Петрина О.А. Менеджмент качества в органах государственной власти и местного самоуправления // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Муниципальное управление: проблемы и перспективы развития». - М.: РМА, 2013.