28
№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Набиева Асия Сабетпековна,
научный сотрудник сектора антикоррупционной экспертизы действующих НПА Центра правового мониторинга Института законодательства РК
антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как составная часть правового мониторинга
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов - это основная мера по предотвращению коррупции в масштабах государства. Как известно, правовую основу осуществления данной экспертизы наряду с Законом Республики Казахстан от 2 июля 1998 года за № 267«О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) составляют Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213 «О нормативных правовых актах» (далее - Закон), постановление Правительства Республики Казахстан 30 мая 2002 года «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности», Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденные Приказом и. о. Министра юстиции Республики Казахстан от 28 октября 2011 года №350.
Именно Закон о борьбе с коррупцией стал «первичной» правовой основой для проведения антикоррупционной экспертизы.
Из анализа содержания норм Закона следует, что многие положения носят рамочный характер, являются основополагающими, и предполагают их дальнейшую детализацию как через ранее известные, так и вновь создаваемые элементы системы противодействия коррупции.
Поэтому на наш взгляд, наиболее реальной превенцией, мерой предупредительного характера с одной стороны и мерой, направленной на выявление актов коррупциогенной направленности является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Причем такая экспертиза необходима практически для всех нормативных правовых актов, предметом которых выступает правовое регулирование между органами власти и рядовыми гражданами.
Иными словами качество и эффективность нормативных правовых актов во многом зависит от систематического и целенаправленного анализа и оценки их текущего состояния, т.е. правового мониторинга.
Действующее законодательство Республики Казахстан регулирует вопросы антикоррупционной
экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза на действующие НПА проводится в рамках правового мониторинга, которая осуществляется на постоянной основе государственными органами с 2012 года.
Правовой мониторинг нормативных правовых актов, согласно пункту 12-1) статьи 1 Закона - это деятельность государственных органов, осуществляемая на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации [1].
В настоящее время можно выделить следующие этапы мониторинга:
- сбор информации о состоянии законодательства;
- его оценка и анализ;
- прогноз динамики его развития и практики применения.
В основе анализа лежит проверка качественного соответствия действующего закона тем общественным отношениям, которые являются предметом его регулирования. В основе оценки - достижение тех целей и задач, которые стояли при разработке данного закона, т.е. оценка эффективности его реализации.
Однако кроме анализа и оценки перед мониторингом стоит и практическая задача - выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства. Если же первый этап направлен на выявление, то второй этап правового мониторинга направлен на устранение пробелов, коллизий, противоречий, корруп-циогенных норм.
Вся эта систематическая, аналитическая деятельность направлена на достижение конкретной цели - качественное совершенствование действующего законодательства Республики Казахстан.
Именно в процессе правового мониторинга
Трибуна молодого ученого
идет комплексное изучение закона и практики его реализации, вместе с тем мониторинг предполагает вовлечение в данный анализ не только государственных органов, но и научного сообщества, институтов гражданского общества, общественных объединений, граждан.
И это очень важно, так как позволяет собрать наиболее актуальную, полную информацию, создать наиболее полное видение закона с точки зрения правоприменителей, исключить субъективный фактор анализа и оценки закона, что, несомненно, положительно скажется на результатах мониторинга. «Как показали наши исследования, для минимизации субъективного фактора мониторинга целесообразно осуществлять целостное (системное наблюдение за объектом и его изучение, а также синтетическое обобщение полученной информации)» [2, с. 8].
Следует также отметить, что существуют различные точки зрения относительно понятия «антикоррупционная экспертиза». Так, например, существует мнение, что антикоррупционная экспертиза
- это особый вид криминологической экспертизы. Я.Е. Наконечный антикоррупционную экспертизу отнес к определенному виду правового мониторинга. При этом, определяя сущность экспертизы, отмечал, что под экспертизой проектов нормативных актов следует понимать проведение специалистом (группой специалистов или специальным учреждением) исследования представленных текстов с использованием профессиональных знаний о соответствующей области и представление заключения, содержащего результаты такого исследования и ответы на поставленные вопросы [3, с. 106]. Данное понятие можно отнести практически к любому виду правовой экспертизы. Из этого следует, что антикоррупционная экспертиза - это самостоятельный вид правовой экспертизы. По данному поводу Э.В. талапина отмечала, что антикоррупционная экспертиза - это вид правовой экспертизы, которая проводится с узкой специальной задачей [4, с. 67].
В этой связи нам представляется полезным опыт Республики Беларусь (далее - РБ), поскольку его изучение и обобщение может дать положительные результаты. в РБ криминологическая экспертиза проводится по проектам нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в определенных сферах, к которым отнесены: финансово-экономическая, государственная служба, судебная и правоохранительная деятельность, социальная защита, здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов [5, с. 69].
Еще один вопрос, на который следует ответить
- это проблема соотношения антикоррупционной экспертизы с экспертизой вообще и правовым мониторингом нормативных правовых актов.
По нашему мнению, антикоррупционная экспертиза является составляющей правового мониторин-
га, т.е. если более точно - мониторинга нормативных правовых актов. Согласно сложившейся практике, анализ экспертной деятельности свидетельствует о том, что проведение экспертизы осуществляется в органической связи с мониторингом нормативных правовых актов. Следовательно, обоснованность проектов нормативных правовых актов требует скрупулезного учета экономических, социально-политических, правовых, коррупционных и других факторов, влияющих на развитие определенной сферы общественных отношений, к которой относится принимаемый проект. Поэтому любая экспертная оценка проекта нормативного правового акта предполагает предварительный мониторинговый анализ и оценку его связей, зависимостей с другими, уже задействованными правовыми механизмами, с учетом вышеназванных факторов.
то есть деятельность, осуществляемая в ходе правового мониторинга нормативных правовых актов, способна упорядочить экспертную работу в нормотворчестве. И только по результатам проведения правового мониторинга нормативных правовых актов эксперты дают ответы на важные практические вопросы, необходимые для формирования заключения экспертизы проекта нормативных правовых актов, а именно:
1) насколько данный проект актуален, соответствует ли он направлениям общей правовой политики в регулировании данной сферы общественных отношений, каковы цели предлагаемого нормативного регулирования, соответствует ли положениям Конституции Республики Казахстан, общепризнанным принципам международного права и международным договорам Республики Казахстан;
2) имеется ли в самом проекте закона механизм реализации заложенных в нем норм, насколько он реален и эффективен, может ли предлагаемый нормативный правовой акт (в случае его принятия) своим действием вызвать какие-либо коллизии в законодательстве, которые могут стать основой для проявления коррупции, потребуется ли с принятием данного нормативного правового акта внести изменения и дополнения в действующие законодательные акты, а также признать отдельные акты утратившими силу;
3) насколько полно урегулированы в предлагаемом нормативном правовом акте вопросы, составляющие его предмет, не останутся ли пробелы в законодательстве после принятия акта;
1. нет ли в проекте избыточных норм;
2. соответствуют ли предполагаемые затраты поставленным целям.
в этой связи необходимо вести речь прежде всего об общей мониторинговой экспертизе. То есть как о всестороннем, основанном на научном подходе, исследовании нормативного правового акта с целью установления его непротиворечивости нормам и принципам международного права, национальному законодательству. А также соответствия научным
0
№ 4 (28) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
критериям соответствующей отрасли права, определения его качества и места в правовом регулировании. Анализ современной нормотворческой деятельности позволяет сделать вывод о необходимости разработки концепции экспертной политики государства. Только приняв такую концепцию, подкрепленную не только теоретическими выводами, рекомендациями и обобщениями, но и конкретным планом ее реализации, возможно будет объединить в один пучок все виды правовых экспертиз (правовую, лингвистическую, антикоррупционную, экологическую и т.д.), поскольку они не могут существовать отдельно друг от друга. В этом отношении следует заметить, что методика проведения антикоррупционной экспертизы должна стать определенной составляющей данной концепции [6].
Список литературы
1. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213 «О нормативных правовых актах» // Республиканский Центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан. База данных «Закон», версия 6.
2. Галиев Т.Т., Тлеухан Н.Т. Правовой мониторинг: теоретико-методологический аспект. - Астана, 2008. - С. 6-12.
3. Арзамасов Ю.Г., Наконечный Я.Е. Мониторинг в правотворчестве: теория и методология - М., 2009.- С. 93-117.
4. Талапина Э.В. Об антикоррупционной экспертизе // Журнал российского права. 2007. - № 5. С. 3-90.
5. Гуринович А.Г. Правовое обеспечение деятельности в Республике Беларусь // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2006. - № 3. - С. 65-71.
6. Арзамасов Ю.Г. Антикоррупционная экспертиза как составная часть общей мониторинговой экспертизы нормативных правовых актов: правовая основа, анализ коррупционных факторов, пути совершенствования методики // http://docs.google.com/viewer?a=v&q=cache:e9iYEGSlWJIJ
Автор мацалада нормативтт кщыцтыц акттерге сыбайлас жемцорлыцца царсы сараптама жургязу цщыцтыцмониторингтщ щрамдас болт, соныц штде нормативтт щцыцтыц акттердщ тшмдтгг мен сапасы коп жагдайда олардыц агымдаш жагдайыныц жуйесте жэне талдау мен багалауга неггзделген, атап айтцанда ц^к^щтыц мониторингке байланысты. К^к^ттыц мониторингтщ кезецдер1 ерекшеленген.
Туйт создер: НЦА сыбайлас жемцорлыцца царсы сараптамасы, сыбайлас жемцорлыц сыбайлас жемцорлыцца бешм фактор, щцыцтыц мониторинг.
Автором рассмотрена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как составная часть правового мониторинга, где качество и эффективность нормативных правовых актов во многом зависят от систематического и целенаправленного анализа и оценки их текущего состояния, т.е. правового мониторинга. Выделены этапы мониторинга.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза НПА, коррупция, коррупциогенный фактор, правовой мониторинг.
The author discussed the anti-corruption expertise of normative legal acts as an integral part of the legal monitoring, where the quality and effectiveness of regulatory legal acts in many respects depends on systematic and targeted analysis and evaluation of their current status, i.e. legal monitoring. Identified monitoring stages.
Keywords: аnti-corruption expertise of NLA, сorruption, mrruptsiogenny factor; legal monitoring.
Эсия Сэбетпеккызы Нэбиева,
КР Зац шыгару институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгы ^олданыстагы НК^А сыбайлас жем^орлывда ^арсы сараптама жYргiзу секторыныц гылыми ^ызметкерi
Нормативтж к^кыктык; актшерге сыбайлас жемкорлыкка карсы сараптама к^кыктык; мониторингтщ курамдас белт ретшде
Набиева Асия Сабетпековна,
научный сотрудник сектора антикоррупционной экспертизы действующих НПА Центра правового мониторинга Института законодательства РК
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как составная часть правового мониторинга
Nabiyeva Asiya Sabetpekovna,
senior research fellou sectorsof the anti-corruption expertise of existing NLA
Center of legal monitoring Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan
Anti-corruption expertise of normative legal acts as an integral part of the legal monitoring