1
Набиева Асия Сабетпековна, Какенова Динара Кадыржановна,
научный сотрудник сектора старший эксперт Института правовой
антикоррупционной экспертизы действующих аналитики Республики Казахстан
НПА Центра правового мониторинга Института законодательства РК
антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как одно из важных направлений
предупреждения коррупции в республике казахстан
Проблема коррупции очень остро стоит в Республике Казахстан, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, направленных не только на ее искоренение, но и на недопущение появления способствующих коррупции факторов.
Значимость и актуальность введения в практику государственного управления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов признается сегодня многими.
На взгляд правоприменителя, сейчас как никогда остро встала проблема законодательного определения четких критериев так называемых «коррупциогенных факторов», содержащихся в правовых актах и способных вызвать коррупционные проявления.
в первую очередь, это касается правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, которые носят нормативный характер, поскольку они затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц - граждан, хозяйствующих субъектов, устанавливая их права и обязанности, запреты и ограничения в различных сферах жизнедеятельности - от социальных гарантий самых необеспеченных слоев населения до предпринимательской деятельности крупных экономических структур. Одновременно, этими же актами отдельным чиновникам государственных органов предоставляются те или иные полномочия по регулированию прав и обязанностей физических и юридических лиц, зачастую без четкого определения пределов такого регулирования, решение многих вопросов остается на усмотрение чиновника.
Именно возможность так называемого «сво-
бодного усмотрения» и позволяет чиновнику «вершить судьбу» гражданина, мелкого предпринимателя или крупного бизнесмена по собственному усмотрению, коль скоро закон это позволяет, что называется, «по умолчанию».
Своевременное выявление и устранение коррупционных предпосылок еще на стадии принятия нормативного правового акта не только будет способствовать недопущению коррупционных проявлений со стороны правоприменителей - должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, но и позволит совершенствовать их деятельность и, в конечном итоге, не допустить нарушения прав и свобод граждан, а также законных интересов хозяйствующих субъектов [1].
Поэтому важной задачей всех органов государственной власти, местного самоуправления и научных организаций является совершенствование качества правового регулирования путем устранения коррупционных норм и обеспечение режима законности.
Очень важно правильное применение антикоррупционного законодательства. Именно несовершенство законодательной базы по борьбе с коррупцией обусловило рост коррупционной преступности, широкое распространение корыстной мотивации многих преступлений, совершаемых законспирированными преступными сообществами, в том числе и лидерами «теневой» экономики.
Можно принять много хороших законов, но они не будут работать, пока люди не постараются изменить свое сознание. Эффективность антикоррупционной деятельности зависит от высокой правовой культуры населения, которое на основании нарушения своих законных прав должно само
№ 2 (26) 2012 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
8
выявлять факты коррупции. Одним только административным ресурсом и репрессивными мерами бороться с этим феноменом невозможно [2].
Огромная работа ведется в этой сфере. Так, правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) в республике заложены в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, участницей которой Республика Казахстан стала с 2008 года. Согласно данной Конвенции, каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер, с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней [3].
В целях реализации Конвенции ООН против коррупции 2 июля 1998 года принят Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», 24 марта 1998 года - Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», 30 мая 2002 года - постановление Правительства Республики Казахстан «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» и другие. Помимо этого Институтом законодательства разработаны методические рекомендации по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов, утвержденные Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 28 октября 2011 года №350.
На сегодняшний день антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов проводят государственные органы и научные учреждения. Например, Институт научной экспертизы и анализа при Казахском гуманитарно-юридическом университете, товарищество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт правового мониторинга, экспертизы и анализа». Институт законодательства Республики Казахстан министерства юстиции Республики Казахстан также занимается проведением антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов на предмет наличия норм, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений.
Как уже было выше сказано, антикоррупционная экспертиза представляет собой одно из средств, предназначенных препятствовать возникновению коррупционных проявлений, и которая должна осуществляться в двух вариантах:
1) во всеобщем варианте, когда ею охватывают все законопроекты. Здесь ставится задача опреде-
ления того, есть ли в законопроектах возможность проявления коррупции, имеются ли в наличии очевидные предпосылки для совершения должностными лицами коррупционных проявлений;
2) в углубленном варианте, когда обнаружение общей возможности совершения коррупционных правонарушений ставит задачу определения конкретных сфер деятельности, где наиболее широко возможно ее проявление, установление форм и методов, прогнозирование ущерба, разработки мер по ее недопущению.
Первый вариант характеризуется общей начальной постановкой задачи, а второй - ее детальной и подробной разработкой. Отрицательный ответ при первом варианте может исключить использование второго варианта, но если первый вариант приводит к положительному ответу, то второй вариант не только обязателен, но и должен быть представлен в обстоятельном виде с учетом всех возможных случаев проявления [4, с. 66].
Помимо этого, при осуществлении антикоррупционной экспертизы необходимо исходить из таких принципов, как, например: антикоррупционная экспертиза должна осуществляться с учетом международного опыта в той или иной сфере рассматриваемых общественных отношений и международного антикоррупционного законодательства, изучение проблем реального правоприменения и судебной практики, наличие в законодательстве конфликтов интересов, системы сдержек и противовесов и другие [5, с. 78]. Проведение антикоррупционной экспертизы актуально не только для нашего государства, но и для стран ближнего и дальнего зарубежья. в связи с этим возникает необходимость анализа ситуации, сложившейся у наших соседей.
Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что антикоррупционная экспертиза играет двоякую роль. С одной стороны, она является способом выявления коррупциогенных норм, а с другой, предназначена играть превентивную роль в отношении коррупционных проявлений. Кроме того, важным остается вопрос о том, какие нормативные правовые акты следует подвергать антикоррупционной экспертизе. В связи с чем необходимо выделить приоритеты в проведении антикоррупционной экспертизы, например, прозрачность получения доходов, осуществление контроля за финансовыми средствами и процедурой государственных закупок.
Список литературы
1. Бессчасный С.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных актов как мера профилактики коррупционных проявлений // Журнал «Право и безопасность». - № 4(29). - декабрь. - 2008 г. // http://dpr.ru/pravo/pravo_25_17.htm
2. Уканов К.Ш. Антикоррупционная политика Республики Казахстан // http://www.consult.kz/ index.php?uin=1178524359&chapter=1195449895
3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года.
4. Баймаханов М.Т. Антикоррупционная экспертиза законопроектов - веление времени // Сборник материалов международной научно-практической конференции 27 октября 206 года. Антикоррупционная экспертиза: международный опыт и механизмы ее проведения в Республике Казахстан, Астана, 2006 г.
5. Злотников С.М. О принципах осуществления антикоррупционной экспертизы // Сборник материалов международной научно-практической конференции 27 октября 2006 года. Антикоррупционная экспертиза: международный опыт и механизмы ее проведения в Республике Казахстан, Астана, 2006 г.
Автор мемлекеттж басцару практикасына нормативт!к цуцыцтыц актшерге сыбайлас жемцорлыцца царсы сараптама ЖYргiзудi енг1зу мацыздылыгы мен взектмгт, сондай-ац сыбайлас жемцорлыцца царсы сараптама ЖYргiзуде басымдыцтарды атап вту цажеттмгт царастырады.
ТYйiндi свздер: НЦА сыбайлас жемцорлыцца царсы сараптамасы, сыбайлас жемцорлыц, сыбайлас жемцорлыцца бешм фактор.
Авторами рассмотрена значимость и актуальность введения в практику государственного управления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также необходимость выделения приоритетов в проведении антикоррупционной экспертизы.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза НПА, коррупция, коррупциогенный фактор.
The authors discussed the importance and relevance of the introduction ofpublic administration, anticorruption expertise ofnormative legal acts, as well as the needfor priorities in conducting anti-corruption expertise.
Keywords: anti-corruption expertise of NLA, œrruption, korruptsiogenny factor.
Набиева А.С.,
старший научный сотрудник сектора антикоррупционной экспертизы действующих НПА Центра правового мониторинга Института законодательства РК
Какенова Д.К.,
старший эксперт Института правовой аналитики Республики Казахстан
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как одно из важных направлений предупреждения коррупции в Республике Казахстан
Э.С. Нэбиева,
КР Зац шыгару институты ^олданыстагы НКА сыбайлас жем^орлывда ^арсы сараптама журпзу бeлiмiнщ ага гылыми rçызметкерi
ДД. Кэкенова,
КР К¥^ьщтьщ талдама институтыныц ага сарапшысы
Нормативтж к^кыктык; актшердщ сыбайлас жемкорлыкка карсы сараптамасы Казахстан республикасында сыбайлас жемк;орлык;тыц алдын алудыц манызды баFыттарыныц бiрi ретшде
NabiyevaA.S.,
senior research fellou department of the anti-corruption expertise of existing NLA SI «Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan»
Kakenova D.K.,
senior expert of Institute of Legal Analitics
Anti-corruption expertise of normative legal acts as one of the important directions of the prevention of corruption in the Republic of Kazakhstan