современного общества, которое укрепляло связь творческой интеллигенции с жизнью народа, осуществляя процесс непосредственного соединения искусства и труда.
Литература
1. White L.A. The science of culture. M., 2004.
2. Королева Театра Кубани - труженикам полей // Альманах «Кубань». 1976. №9.
3. Вайль 3.Д. Добрый друг и наставник // Свет коммунизма. Кореновск, 1976. 31 июля.
4. Манаенков А.И. Партийная забота о культуре села. М., 1978.
5. Королева В.И. Деятельность Краснодарской краевой парторганизации по развитию культуры на селе в период между XXIII и XXIV съездами КПСС // Деятельность парторганизаций Северного Кавказа по осуществлению аграрной политики КПСС в период развитого социализма. Краснодар, 1976.
6. Макаренко Ю. От всей души // Советская Кубань. 1977. 12 апреля.
7. Шапиро М.М. О партии, о Родине // Советская Кубань. 1975. 22 ноября.
8. Еремеева. А.Н. Культурная жизнь Кубани в XX веке. Краснодар, 2013.
References
1. White L.A. The science of culture. Moscow, 2004.
2. Queen Theaters of the Kuban - field workers // Almanakh "Kuban". 1976. № 9.
3. Wile Z.D. Kind friend and mentor / Svet Kommunizma. Korenovsk, 1976. 31 July.
4. Manaenkov A.I. Party concern about the culture of the village. Moscow, 1978.
5. Koroleva V.I. The activities of the Krasnodar regional party organization for the development of culture in the countryside between the 23rd and 24th CPSU Congresses // Dejatel'nost' partorganizacij Severnogo Kavkaza po osushhestvleniju agrarnoj politiki KPSS v period razvitogo socializma. Krasnodar, 1976.
6. Makarenko Yu. With all my heart // Sovetskaya Kuban. 1977. 12 April.
7. Shapiro M.M. About the party, about the Motherland // Sovetskaya Kuban. 1975. 22 November.
8. Eremeeva A.N. Kul'turnaja zhizn' Kubani v XX veke [Cultural life of the Kuban in the XX century]. Krasnodar, 2013.
УДК 001
Н.А. СТЕПАНОВА
АНТИЧНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Степанова Нина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информа-ционной деятельности Орловского государственного института культуры (Орел, ул. Лескова, 15), ш-stepano@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются основы классификации наук периода Античности, исследуются методологические принципы классификаций Платона и Аристотеля, христианских теологов Аврелия Августина и Василия Великого. Философы античности выделяют в качестве ведущих оснований деления - свойства человеческой души (Платон) или познавательную способность личности (Аристотель). В период христианской античности явления действительности рассматриваются в контексте библейского учения о шести днях творения (свт. Василий Великий), позже основу классификаций составляет принцип восхождения от чувственного к абстрактному (блж. Августин). Ключевые слова: классификации наук, философские классификации, христианские классификации, библиотечные классификации, систематизация, Античность, философы Античности.
№ 3 (66), 2017
"Культура и общество"
UDC 001
N.A. STEPANOVA
THE ANCIENT CLASSIFICATION OF THE SCIENCES: GENERAL CHARACTERISTICS
Stepanova Nina Aleksandrovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of library and information activities of the Orel state institute of culture (Orel, Leskova str., 15), ni-stepano@yandex.ru
Abstract. The article discusses the principles of classification of the sciences of antiquity, examines the methodological principles of the classifications of Plato and Aristotle, Christian theologians of Aurelius Augustine and Basil the Great. The philosophers of antiquity allocate as leading grounds division -properties of the human soul (Plato) or cognitive ability of the individual (Aristotle). During the Christian antiquity of the phenomena of reality are considered in the context of biblical teaching about the six days of creation (st. Basil the Great), later the basis of the classifications is the principle of ascent from the sensual to the abstract (Aurelius Augustine).
Keywords, classification of the sciences, philosophical classification, the Christian classification, library classification, classification, Antiquity, the philosophers of Antiquity.
Вопросы классификации явлений действительности занимали умы исследователей на протяжении всей истории развития науки. Уже в период античности (VIII в. до н.э. -V/VI в. н. э.) философы пытались выстроить систему соподчиненных понятий (классов) в рамках какой-либо области знания или деятельности. Целью любой классификации является фиксация связей между группами и их места в системе. Классификация способствует продвижению науки с уровня эмпирического на теоретический и позволяет вводить новые термины и понятия по мере обновления терминосистемы наук, прогнозировать появление неизвестных фактов и закономерностей.
Методологической основой любой классификации является существенность оснований деления, которые делят на естественные и искусственные. Если в качестве основания берутся признаки с максимумом производных, то это естественная классификация (Периодическая таблица химических элементов). Если же используются несущественные признаки, то классификация считается искусственной (алфавитно-предметные указатели, предметные каталоги в библиотеках).
Рассмотрение разработанных в период Античности систем классификации наук начнем с анализа трудов Платона и Аристотеля. Платон в исследовании проблемы классификации наук, выявлении их специфики, в определении значения для человека исходит из своей общефилософской доктрины. Основа его онтологической концепции - различия между феноменальным и умопостигаемым, миром вещей и миром идей: «Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть». Эта мысль согласуется с теоретико-познавательной доктриной Платона, согласно которой каждому роду бытия соответствует свой род познания. Платон выделяет три исключающие друг друга области: подлинное бытие, небытие и мир чувственно воспринимаемых вещей (смесь бытия и небытия). Соответственно, и область познания делится на подлинное знание, незнание и область мнения [4].
В области умопостигаемого все делится по признаку предпосылочности или беспред-посылочности знания. Подлинной наукой Платон считает диалектику, философскую науку, предметом которой являются идеи, постигаемые путем беспредпосылочного знания. Далее следуют математические науки, предпосылочные по характеру своего знания, которые опираются на рассудочную способность познания.
На следующей ступени иерархии расположены науки, которые изучают вещи чувственно воспринимаемого мира, т.е. естествознание. В них реализуется познавательная способность - «вера» по Платону, которая связана с чувственным восприятием вещей.
Нижнюю ступень в иерархии наук занимает познание образов предметов - область мнения - искусство и гуманитарные науки. Из-за того, что единичные вещи подвержены
изменениям, знание о них постоянно изменяется. Поэтому Платон отрицал научный статус данного вида познания.
Платоновская классификация наук строится на свойствах человеческой души и включает иерархический ряд, начиная от низшего чувственного познания к рассудочному и диалектическому.
Аристотель, обобщая опыт предшествующего развития науки, пытался выстроить единую систему наук, включавшую в себя все известные в то время отрасли знания. Основным признаком является полезность науки - теоретической, практической и творческой - в области исследования бытия. Теоретические занимаются познанием ради него самого, практические - дают руководящие идеи для поведения человека, творческие -объединяют полезность с осуществлением чего-либо прекрасного. Общим правилом научного исследования у Аристотеля является объективная истина самих вещей.
Теоретические науки Аристотель разделяет на «первую философию», или теологию, математику и физику. «Первая философия» исследует неизменные «начала» сущего. Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от тела. Физика изучает состояние тел в природе и определенные «материи» [1].
Таким образом, к теоретическим наукам Аристотель относит теологию, физику и математику; к практическим - этику, экономику и политику. Логика не входит в эту классификацию, так как она является методологией всех наук. Следует отметить, что аристотелевское деление наук основывается на социальном делении общества: искусством занимаются ремесленники, наукой - философы, практикой - политики. Поэтому практические и творческие «науки» ниже теоретических [1].
После принятия Миланского эдикта, устанавливающего государственный статус христианской религии на территории Восточной Римской империи, явления действительности стали рассматриваться с точки зрения библейского учения о шести днях творения мира в книге Бытия. Трактовка космогонии содержится в «Гексамеронах», т.е. в комментариях к первой главе книги Бытия. Это особый жанр богословской литературы, который создавался в период с III по XVII вв. (известно ок. 125 «Гексамеронов») [2].
Богословы Церкви синтезировали наследие античной культуры с догматами христианского вероучения. В этом отношении типичен «Шестоднев» святителя Василия Великого, целью которого было объяснение христианства в категориях эллинизма. Из учений Платона свт. Василием заимствовано учение о внемирной и вечной Причине, созидающей вселенную; разумности в творении; понимании материи и пространства. На свт. Василия оказали влияние космологические, географические и натурфилософские воззрения Аристотеля [2].
«Шестоднев» свт. Василия Великого содержит девять бесед на 1-ю главу Книги Бытия: 1-я беседа - творение неба и земли, 2-я - о том, что «земля невидима и неуст-роена», 3-я - о небе, 4-я - о появлении водных объектов, 5-я - о растениях, 6-я - о небесных светилах, 7-я - пресмыкающиеся, 8-я - птицы, 9-я - животный мир.
«Шестоднев» свт. Василия Великого раскрывает дни творения, и соответствующие объекты видимого мира становятся разделами первой классификационной системы, которая применялась в монастырских библиотеках Европы достаточно длительное время: свет/ тьма, небо - богословие; вода/суша - география; растительность - ботаника; небесные светила - астрономия, арифметика; животный мир - зоология; четвероногие - зоология; человек - медицина, общественные науки [2].
Наряду с этим существовал и другой образ науки, основанный на принципах разделения наук по уровню абстрактности, целям, задачам, средствам различных наук — это классификация известного теолога Римской империи блаженного Августина, которую он изложил в «Христианской доктрине». Методологической основой деления наук стал принцип восхождения от чувственного знания к абстрактному, а точнее разделения. В основе классификации лежала история, от нее через географию осуществлялось восхождение к астрономии, а потом к арифметике, риторике и диалектике.
№ 3 (66), 2017
и общество" 7 ^
В соответствии с данными признаками науки выстраивались следующим образом: теология; логика, диалектика; риторика, поэтика; арифметика; физика, астрономия; география; история [3, с. 314].
Таким образом, платоно-аристотелевская классификация наук стала основой для построения первых научных классификаций, в свою очередь богословы Восточной и Западной Римской империи стремились сохранить достижения античной науки в соединении их с вероучительными основами христианства.
Литература
1. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Москва, 1983.
2. Василий (еп., Великий). Беседы на Шестоднев // Азбука веры. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/.
3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. Москва, 1979. С. 181-340; 356-383.
4. Платон. Государство. 507 с. Т 3 (1).
References
1. Aristotle. Compositions: in 4 v. Moscow, 1983.
2. Vasilii (bishop great). Talks on the six days // Azbuka very. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/
3. Mayorov G.G. Formation of medieval philosophy. Latin Patristics - Moscow, 1979. Pp. 181-340; 356-383.
4. Plato. State. 507 p. V. 3 (1).
УДК 101.1, 101.2
В.П. ГРИЦЕНКО, Т.Ю. ДАНИЛЬЧЕНКО, В.П. РИМСКИЙ
РОССИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И УНИВЕРСИТЕТ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ XXI ВЕКА
Гриценко Василий Петрович, доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), grbasile@yandex.ru
Данильченко Татьяна Юрьевна, доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), semiotike@rambler.ru
Римский Виктор Павлович, доктор философских наук, профессор Белгородского государственного института искусств и культуры, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета (Белгород, ул. Королева, 7), rimskiy@bsu.edu.ru
Аннотация. В СССР высшее образование (университет, институт, академия) рассматривалось как социально престижное знание. Высшее образование было бесплатно и в тенденции рассматривалось как всеобщее. В современной России высшее образование (университет) потеряло абсолютный престиж. Престижным стало богатство, роскошь. Наука, образование рассматриваются с точки зрения соответствия ценностям капитализма информационной цивилизации. Статус философии как науки о всеобщем знании снизился. Вырос престиж религии, политики. Философия вместе с наукой стоят перед вызовами современной глобальной цивилизации.
Ключевые слова: образование, наука, философия, университет, информационное общество.